Сочинение на тему вклад ломоносова в науку

3 варианта

  1. Еще не были написаны замечательные слова о том,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать,
    а на Руси уже появился человек, который разумом, остротой, широтой и глубиной мысли едва ли не превзошел и Ньютона и многих других выдающихся европейских мыслителей и ученых своего времени. Это был автор этих гордых патриотических строк — Михайло Васильевич Ломоносов. Ему первому суждено было прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русского литературного языка, создать русскую поэзию.

    Семья Ломоносова Михаила Васильевича

    Великий русский поэт и один из величайших русских ученых Ломоносов вышел из «самых глубоких недр» нашего народа.
    Ломоносов родился в деревне Мишанинской на Курострове — одном из островов, образованном Северной Двиной при ее впадении в Белое море, недалеко от города Холмогоры. Датой его рождения принято считать 8 (19) ноября 1711 г.
    Ломоносов сын крестьянина-помора. Поморы не знали крепостной зависимости от помещиков, они были черносошными, т. е. государственными, крестьянами. Поморы трудились на «черной» земле, которая считалась принадлежащей государству, но в глазах поморов была их собственностью.
    Это отсутствие «личной зависимости, отдаленность от центра крепостнического государства создавали у поморов условия жизни, значительно отличавшееся от тех, в которых жило огромное большинство русского крестьянства. Поморы имели больше возможностей проявить личную инициативу, по-своему использовать свою энергию и способности. На родине Ломоносова не было школ, но больше, чем в крепостной деревне, было грамотных, больше ценилась книжная культура.
    Отец Ломоносова построил судно (кроме сельского хозяйства, многие северяне занимались морским промыслом ) — «новоманерный гукор-парусник» «Чайка». На этом паруснике Ломоносов-отец плавал на тресковые промыслы, доставлял хлеб для воинских гарнизонов в Колу и Пустозерск.
    Вместе с отцом в плавание нередко отправлялся и сын. Эти путешествия не могли не оставить глубокого следа в душе впечатлительного мальчика, пытливого юноши. Он видел море в бурю, видел полуночное солние, полярные льды, наблюдал таинственное северное сияние; с ранних лет научился бороться с могучей стихией, и это воспитало в нем решимость, закалило волю. Красота северной природы (нигде так не прекрасно небо, закаты и восходы, как на Севере!) развили в нем любовь к прекрасному. Видимо, здесь, на море, он стал поэтом.

    Учеба Ломоносова в юношеские годы

    Очень рано будущий поэт и ученый научился читать (мать его была дочерью дьякона, грамоте могли его научить и соседи, и дьячок местной церкви). Еще мальчиком, ему удалось достать грамматику церковно-славянского языка Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, прочитать стихотворное переложение «Псалтыри» Симеона Полоцкого. Эти книги оказали большое влияние на умственное развитие подростка (позже он называл их «вратами своей учености»,) но особенно большую роль в жизни юного Ломоносова сыграла «Арифметика». В ней мальчик нашел, кроме курса начальной математики, сведения по географии, астрономии, физике, навигации. Книги вызвали в нем жажду знаний, которую вскоре уже не могло удовлетворить повторное перечитывание учебников, давно уже выученных наизусть пытливым юным читателем.
    Зимой 1731 г. девятнадцатилетний Ломоносов достал паспорт и вместе с рыбными обозами пешком пошел в Москву — учиться. Это было первым большим жизненным подвигом Ломоносова. Ему не только удалось попасть в Москву, но и поступить в
    единственную в то время высшую школу — «Славяно-греко-латинскую академию».
    Биографы Ломоносова, рассказывая о годах его учения, подчеркивают, что преподавание в Славяно-греко-латинской академии» носило
    схоластический характер, учащимся сообщалось немало нелепостей (например, рассуждение о весе ангелов). Но все же учащиеся приобретали в академии и немало ценных знаний. Здесь Ломоносов в совершенстве изучил латинский и греческий языки, а ведь на латинском языке писались и печатались в те времена все научные сочинения; изучил он правила силлабического стихосложения и ораторского искусства; познакомился с выдающимися произведениями античной литературы. Книги великих мыслителей древности и вышедшие в Петровскую эпоху сочинения ученых нового времени расширили кругозор талантливого юноши, дали толчок глубоким размышлениям о мире, о его строении, о жизни.
    Отличное знание латинского языка дало возможность Ломоносову изучить сочинения французского ученого и мыслителя Декарта, получить ясное представление об учении великого польского астронома Коперника, совершившего переворот в науке о вселенной.
    Юноше Ломоносову приходилось учиться в исключительно тяжелых условиях. Уже будучи профессором Петербургской Академии наук, Ломоносов писал вельможе И. И. Шувалову: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
    Чем больше расширялся круг знаний Ломоносова, тем меньше удовлетворяло его учение в Академии, тем больше тянуло к высотам науки, но не схоластической, а науки, связанной с жизнью.

    Учеба Ломоносова в Германии

    Исключительные способности юноши ярко проявились с первых же лет учения в Академии (он в один прошел три первых класса). Поэтому когда в 1735 г. из Петербурга затребовали двенадцать лучших учащихся для зачисления их студентами созданной Петром Первым Академии наук, то в числе их оказался Ломоносов. А осенью 1736 г. он был послан в Германию для изучения химии и  горного дела.
    Первым учителем Ломоносова был выдающийся ученый и философ того времени Христиан Вольф. Ломоносов почерпнул от него немало ценных знаний, но в области научного мировоззрения пошел дальше своего учителя.
    Летом 1739 года Ломоносов вместе с двумя другими студентами переселяется в город Фрейберг, где изучает горное дело и металлургию. Вскоре он приходит к убеждению, что его новый учитель Генкель — человек схоластических взглядов на науку и на природу. Не ограничиваясь теоретическими знаниями, Ломоносов практически изучает горное дело, спускаясь в шахты, беседуя с рудокопами.
    Здесь, во Фрейберге, Ломоносов пишет свою оду на взятие русскими войсками турецкой крепости Хотин. Эта ода, написанная силабо-тоническим стихом, новым для русской поэзии, великим Белинским была признана началом русской литературы… Посылая в Петербург свою оду, Ломоносов отправляет в Академию наук и «письмо о правилах российского стихотворства», излагающее новый на русское стихосложение.
    Уже в годы пребывания за границей проявилась необыкновенная широта интересов и стремлений молодого Ломоносова. Изучая точные науки н применение их в жизненной практике, Ломоносов занимается вопросами языка, литературы, стихосложения, философии.
    Весной 1740 г. он оставляет Генкеля и в течение года странствует по Германии и  Голландии, где знакомится с добыванием торфа. После ряда приключений ему удается, наконец, вернуться в Петербург, где он назначается адъюнктом (помощником профессора) по «физическому классу».

    Вклад Ломоносова в русскую науку

    Начинается плодотворнейшая деятельность Ломоносова-ученого, продолжающаяся около 25 лет, до преждевременной его смерти. С этого времени путь Ломоносова-человека и история его жизни неотделимы от жизни Ломоносова-ученого.
    Исключительно разносторонней была деятельность Ломоносова. Ученый физик и химик (в 1745 г. он был назначен профессором химии), математик, геолог, металлург, географ, астроном, специалист по горному делу, истории, филолог, знаток ораторского искусства, специалист по изготовлению мозаик, поэт и общественный деятель, Ломоносов ни в одной из своих профессий не был дилетантом.
    Среди его многочисленных специальностей не было ни одного дела, где он не проявил бы себя как талантливый (даже гениальный) исследователь, пламенный энтузиаст науки.
    Он создал первую в России химическую лабораторию, где совершил замечательные открытия мирового значения (в том числе закон сохранения веса веществ); основал физическую химию, разработал основы атомно-молекулярного учения; как астроном, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, открыл атмосферу Венеры; совершил несколько ценнейших открытий, связанных с атмосферным электричеством, поставил перед русским правительством ряд важнейших вопросов государственного значения.
    Ломоносов был не только великий ученый-теоретик. Всей своей деятельностью он убеждал в необходимости тесной связи теории с практикой. Вот ярчайший пример. Задумав новое большое дело — создание в России «мозаичного художества», Ломоносов организует (в имении, пожалованном ему императрицей) фабрику для изготовления по его рецептам цветных стекол и бисера, сам обучает этому делу учеников и сам работает как художник по мозаике. До нашего времени сохранилась замечательная мозаичная картина Ломоносова «Полтавская баталия». В мозаичном деле великий русский ученый проявил себя одновременно и как художник, и как химик, и как техник, и как историк.
    Отдавая большую часть своего времени и труда точным наукам, Ломоносов немало сделал и в области гуманитарных наук. В области русской истории Ломоносов выступал как крупный ученый своего времени.
    В 1753 г. ему было поручено написать русскую историю. Ломоносову удалось создать лишь первый том «Российской истории», древнейшую (до 1054 г.), но и то, что им написано, представляет большой интерес для историков. Передовой мыслитель своего времени, Ломоносов высказывает прогрессивные идеи о судьбах славянских народов, полемизируя с иностранными учеными по поводу «норманской теории», защищая славянское происхождение Русского государства.
    Ценнейшими своими открытиями в различных областях Ломоносов обязан и своей «разносторонней гениальности» (по выражению профессора А. Д. Благого), и огромному трудолюбию, и прогрессивному научному мировоззрению… Ломоносов был материалист и атомист, он раньше других своих современников понял, что для познания природы необходимо изучение строения вещества, что для открытия законов природы нужно изучать ее в движении.
    Главным источником вдохновения Ломоносова была его патриотическая устремленность. Он работал не для науки вообще, он творил для русской науки, в великое будущее которой он страстно верил. Н. Г. Чернышевский писал: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том. что нужно для его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».
    Ломоносов мечтал о русской науке, о русских ученых, а в Академии наук в первые годы его научной деятельности всем ведали иностранцы. Многие из них презрительно относились к русским, не верили в возможность создания русской науки и всячески препятствовали проведению в жизнь прогрессивных начинаний Ломоносова. С этими людьми ученый вел жестокую борьбу. «Я к сему себя посвятил,— писал он,— чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться». В этой вражде не было ничего похожего на слепую ненависть некоторых русских к чужеземцам. С теми немцами, которые содействовали развитию русской науки, у Ломоносова были иные отношения. Горячая дружба связывала его с профессором Рихманом, погибшем во время опыта с атмосферным электричеством.
    Не в одной борьбе с академическими заправилами заключались те трудности, которые нужно было преодолевать Ломоносову для достижения его высоких целей. Ломоносов был «архангельский мужик», «плебей» по происхождению, а людям незнатным в те времена было почти невозможно пробить себе в жизни широкую дорогу, тем более завоевать авторитет среди людей, привыкших повелевать. К счастью, для Ломоносова, человека исключительно яркого, в придворной среде, где большинство смотрело на молодого ученого со снисходительным презрением, нашлись люди, оценившие его талантливость. К ним принадлежал вельможа, близкий к Елиcавете, И. И. Шувалов, много сделавший для того, чтобы Ломоносов смог осуществить свои великие начинания. Конечно, и Елисавета Петровна покровительствовала Ломоносову, но она ценила его не как замечательного ученого, а лишь как сочинителя хвалебных од. Все же с годами круг людей, оценивших великий труд Ломоносова, расширялся. Когда после своего вступления на престол Екатерина II подготовила (разумеется, под влиянием врагов Ломоносова) оскорбительный указ, не только отстранявший ученого от занятий в Академии, но и устанавливавший ему пенсию в размере половины оклада (это величайшему в мире ученому!), то при дворе нашлись люди, уговорившие ее взять указ обратно.
    Приходилось Ломоносову вести борьбу и с реакционно настроенными церковниками. После появления написанного им «Гимна бороде» — сатиры на духовенство — их происки грозили ученому передачей его в руки синода, а это могло привести к ссылке в Соловецкий монастырь. «К счастью, императрица не вняла доносам церковников.
    Ломоносов мечтал сделать науку доступной широким слоям русского народа. Одну из своих главных задач он видел в том, чтобы воспитать русских ученых из среды народа. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт первый Московский университет. Чтобы открыть путь в университет не только дворянам, но и людям других сословий, Ломоносов добивается открытия при университете двух гимназий — одной для дворян, другой — для разночинцев.

  2. В селе, где провел детские годы Ломоносов, школ не было. Однако, как ни странно, люди, которые ценят книжную культуру, здесь встречались чаще. В условиях свободы и независимости человек трудится более плодотворно, что не раз доказано. Отец будущего ученого, например, сам построил судно, на котором плавал на промыслы. Сын нередко сопровождал его в этих поездках.
    Любовь к прекрасному у Михаила проявилась довольно рано. Во время путешествий он наблюдал за полярными льдами, таинственным северным сиянием. Возможно, в один из таких дней и проснулся поэт в крестьянском сыне Михаиле Ломоносове. Заслуги в литературе этого человека значительны, хотя его произведения сегодня читают чаще филологи.

    Обучение грамоте

    Ещё в детстве будущий учёный раздобыл где-то грамматику церковнославянского языка, по ней и учился читать. Затем в руки ему попала “Арифметика”, в которой содержались основы не только математики, но и географии, физики, астрономии, навигации. Эта книга вызвала у героя нашей статьи жажду знаний. Удовлетворить ее регулярное перечитывание книг, конечно, не могло.
    В 1731 году Михаил Ломоносов совершил первый в своей жизни подвиг. Он отправился в Москву. Не на поезде, которого тогда и в помине не было, и не на лошадях, а пешком. Ломоносов не только добрался до столицы, но и поступил в единственную имеющуюся в то время высшую школу.

  3. Напишите Сочинение на тему : Вклад Ломоносова в российскую культуру и науку “. 3 абзаца, небольшое. Заранее спасибо :3

    Ответы:

    Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова Были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук : французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина” (1739).В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, от части и с новым содержанием. Славу поэта ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой , одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных “приветствий” , писавшихся по-немецки академиком Штелиноле Истиным поэтом Ломоносов был в тех случаях , когда в стихах касался “любезного отечества”. Это именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, повышало их над “бедным рифмичеством”.
    Поэзия Ломоносова стояло всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. Споследним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию ломоносов ввел и в порождавшую русскую литературу , где она потом и господствовала во все продолжение восемнадцатого века. Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором : преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм. Он вполне сознает, что литература не может идти в перед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Сюда направленны и чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения. Важнейшими трудами этого рода Ломоносова были : “российская грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке” и “Письмо о правилах российского стихотворства” , или Рассуждение о нашей версификации”.
    К изучению русской грамматики Ломоносов в первые применил строгие научные приемы, впервые . определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковно-славянскому , с одной стороны ,и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитее.
    Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, “диалектам”, 1)Московское 2)Северное или приморское 3) Украинское или малороссийское.
    Ломоносов намечает три таких оттенка или “штиля”: “высокий”, “средний” и “низкий”. Введение “штилей” отчасти было практически необходимо.
    Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым . Развивая, совершенно самостоятельно , мысль тредьяковского о тоническом стихосложении , Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский . “Русская грамматика” Ломоносова , его “Рассуждение о пользе книг церковных .
    При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка , в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными : его главной специальностью было естествознание , и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей специальностью было естествознание , и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей специальностью было естествознание , и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском. Со всей очевидность это обнаружилось лишь в самое последнее время , благодаря многочисленным детальным исследованием целого ряда специалистов . Сюда относятся , прежде всего академическим издания : “ Ломоносовский сборник . Материалы для истории развития химии в России ;Труды Ломоносова в области естественноисторических наук;более поздний академический ”Ломоносовский сборник ”;где помещены исследования академика Вальдена ,профессора Курилова , Б.Н. Меньшуткина ,В.И.Вернадского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *