Сочинение на тему беседа как жанр разговорной речи

7 вариантов

  1. К устным жанрам разговорной речи относят — беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю
    Беседа
    Это жанр разговорной речи, при которой происходит:
    а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
    б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа беседы характерно душевное созвучие:
    Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!
    в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:
    Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.
    Традиция вести беседу складывалась веками. Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог.
     Комплимент
    Это  речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.
    При создании комплимента нельзя забывать о  необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть. Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести  в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания.
    Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой
    (Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).
    Разговор
    Это еще один жанр такой речи, отличающийся  от беседы  своей целенаправленность — недаром в языке существует выражение:
    «У меня к тебе есть разговор».
    Тип разговора, как правило, определяет первая реплика.  Разговоры могут быть:
    информативными,
    предписывающими
    и направленными на выяснение отношений.
    а) Информативный разговор — первая реплика заключает в себе  вопрос.  Один из участников  разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством «мира знаний» участников, а также знанием норм социального этикета.
    б) Предписывающий разговор — один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники  разговора имеют разные социально-ролевые характеристики:  отец — сын, взрослый – ребенок.
    в) Разговор, направленный на выяснение отношений —  такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
    Стратегией  ведения такого типа  разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.
    Спор
    Это диалог, цель которого —  обмен мнениями,  ради принятия решения  или выяснения  истины. Стратегия   ведения спора в разговорной речи  определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора — тактика изменения темы.
     Рассказ
    Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое.   В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя   и  оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель)  поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).
    Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика — не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.
    Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой   (см. «Наша Библиотека»)

  2. БЕСЕДА РАЗГОВОРНАЯ — диалогический жанр разговорной речи, образец фатического общения (см. фатический), а именно: непосредственный неофициальный устный разговор двух или нескольких лиц, содержанием которого является взаимный обмен мыслями и чувствами, а основной целью — само общение, неторопливое, продолжительное, интеллектуально полезное и психологически насыщенное. «Блаженнейший беседы зной» (А. Ахматова) эмоционально обогащает собеседников, позволяет им прочувствовать радость общения. Данный жанр представляет собой национально-культурную ценность в духовной сфере, искусство собеседника — показатель совершенного владения языком.
    Факторы формирования разговорных жанров — это прежде всего тип ситуации и мотивировка общения. Беседа разговорная реализуется только в условиях свободного, в том числе специально для этого выделенного времени, её предпосылкой выступает расположенность собеседников к содержательному дружелюбному общению. Участники беседы разговорной имеют равные права на речевую активность, сближенную психологическую позицию (даже люди с большой возрастной или социальной разницей в беседе стараются вести себя как равные), настрой на уважительность и общение как взаимно приятное и полезное занятие.
    Лингвотекстовые особенности беседы разговорной заключаются в следующем.
    Композиционно-стилистическая форма: жанрообразующим признаком беседы разговорной является чередование развёрнутых высказываний — микромонологов — с короткими репликами или сериями таких реплик. Данный прозаический ритм отражает сочетание речевого лидирования одного из собеседников с речевым поддерживанием лидера со стороны другого (других). В роли лидера могут попеременно выступать разные собеседники, но возможен и другой вариант, при котором лидерство по преимуществу принадлежит одному из собеседников на всём протяжении беседы разговорной (последнее обычно при участии в беседе доминирующей над остальными личности — общепризнанного авторитета в профессии, нравственного лидера и т.п.). Риторический идеал беседы разговорной заключается в ритмичном взаимообмене коммуникативным лидерством, что подчёркивает психологическое равенство собеседников. Чрезмерное речевое доминирование снимает такое равенство и может привести к разрушению жанра. Микромонологи беседы разговорной могут соответствовать различным функционально-смысловым типам речи (см.), некоторые из них строятся по жанровым законам монологической речи (разговорный рассказ, анекдот, тост, притча, байка), т.е. представляют собой текстовые включения в достаточно свободную диалогическую структуру разговорной беседы.
    Тематика очень широка (реалии действительности, события науки и культуры, персоналии и т.д.) и может меняться по ходу разговора; заданная тема, как правило, отсутствует. В то же время беседа разговорная отнюдь не бессодержательна, напротив, это интеллектуально насыщенный жанр, часто обращённый не к бытовым, а к духовным вопросам. Беседы расширяют кругозор личности, учат, воспитывают. Характерный содержательный признак беседы разговорной — завершение темы аналитическим обобщением интеллектуального или нравственного характера. В пределах жанра уравновешено соотношение предметных тем и Я-тематики (см. Я-тема). Глубина проработки той или иной темы зависит от разновидности беседы разговорной (см. ниже). Табуирование (запрет на определённую тематику) для юеседы разговорной не характерно, хотя выраженная гедонистическая ориентация влияет на отказ от целого ряда тем. В целом категория темы существенна, но подчинена принципам общения, характерным для беседы.
    Тональность: ведущая текстовая категория беседы разговорной, представляющей собой обмен не столько сведениями, сколько мнениями, впечатлениями, оценочными характеристиками. Доминирует, при всём многообразии конкретных чувственных проявлений, спокойная задушевная интонация. От каждого из собеседников в идеале требуется искренность и внимательность, готовность доброжелательно откликаться на речевые поступки партнёра, такт и чувство меры. Участник беседы должен выражать заинтересованность в общении: заботиться о позе внимания и внимательном взгляде, использовать словесные и жестовые речевые поддержки (см.), обращаться к собеседнику по имени, задавать развивающие тему вопросы, при желании высказать несогласие делать это кратко, сдержанно и тактично.
    Беседа разговорная реализуется в ряде разновидностей: этикетная беседа, светская беседа (см.) — поверхностное обсуждение ряда нейтральных тем малознакомыми или знакомыми в разной степени людьми в ситуации публичного общения; семейная беседа (см.), объединяющая членов семьи и её ближайший круг; задушевный разговор — беседа «один на один» с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем; застольная беседа — как правило, полилог во время праздничного угощения.
    Беседа разговорная, развившаяся на базе разговорного жанра болтовни (см.) как более сложный в содержательном и формальном отношении композиционный тип речи на стыке диалогической и монологической традиции, в свою очередь, является генетически первичной для аналогичного жанра официально-деловой речи — деловой беседы (см.), публицистического интервью (см.), беседы как учебно-научного и просветительского жанра.
    ¦ Сопоставительное понятие: беседа деловая.
    Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 37-39.

  3. Беседа как самый распространенный жанр разговорной речи
    Разговорная беседа – жанр фатического общения (общения ради общения). Беседа представляет собой обмен мнениями, впечатлениями. Для беседы характерна спокойная интонация, настрой собеседников на общение как приятное времяпрепровождение. Тема разговора в непринуждённой беседе заранее неизвестна, может меняться. В ходе беседы несогласие необходимо выражать сдержанно, кратко. Выделяют следующие разновидности беседы: беседа на общие темы (светская беседа) – поверхностное обсуждение таких тем, как погода, спорт, последние новости и т.д., семейная беседа; интимная беседа – беседа «один на один» с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем.
    Разговорный рассказ – монологический жанр разговорного стиля речи, небольшой по объему и характеризующий какое-либо событие, как правило, событие из жизни рассказчика. Выделяют рассказ-событие, рассказ-воспоминание, рассказ-пересказ. В рассказе выбирается тема, интересная слушателю. Рассказчик передает событие подробно.
    Разговорный рассказ имеет зачин и концовку. В зачине может быть указание на жанр, тему рассказа, роли говорящего и слушающего. Первая фраза (зачин) может принадлежать как рассказчику (Я тебе сейчас такое расскажу; Мне надо тебе кое о чём рассказать; Давай расскажу о моей поездке), так и слушателю (Рассказывай, как у тебя дела; Расскажи, как живёшь; Ты мне не всё рассказал о вчерашней встрече). Концовка представляет собой стандартное предложение (Вот и всё; Такая вот история; Такие вот дела). Основная часть разговорного рассказа обычно соответствует ходу событий, о которых идёт речь. Говорящий сопровождает рассказ выражением оценки к передаваемым событиям.
    Спор– это обмен мнениями по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.
    Конструктивным началом в споре является акцент на общем видении того или иного явления, предмета.
    В зависимости от цели спора выделяют спор ради истины, спор для убеждения противника, спор ради победы, спор ради спора.
    Спор как жанр разговорной речи отличается от других споров неофициальностью отношений между его участниками, непринуждённостью общения.
    В бытовых спорах возможна смена темы: Давайте лучше поговорим о спорте.
    Письменными жанрами разговорной речи являются личное письмо, записка, дневник.
    Личное письмо – способ неофициального письменного общения. Письмо позволяет достичь разных коммуникативных целей: сообщить о важных событиях, передать переживания, поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то, установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения. Этот жанр предписывает использование этикетных формул приветствия и прощания, в остальном же он позволяет проявить свободу. Непринуждённость общения посредством письма выражается в произвольной смене тем, насыщенности эмоционально-экспрессивными выражениями, использовании неполных предложений и т.д.
    Запискаотличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка.
    Как текст письма, так и текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.
    Дневникотличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо. Этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов, вводных слов и предложений, синонимов. Дневниковые записи – творческий процесс. Они помогают человеку оттачивать слог и, безусловно, совершенствоваться.

  4. Беседа – это акт коммуникации. В результате беседы участвующие в ней люди обмениваются друг с другом словесно передаваемой информацией.
    Как известно, этимология слова “беседа”  – разговор перед домом. То есть уже в момент зарождения данного слова за ним закрепилось его постоянное понятие: устный разговор нескольких лиц с целью передачи друг другу информации.Выделяется несколько видов беседы:
    -телефонный разговор,
    -интервью (так же вид беседы, как и вид опроса),
    – терапевтичекая беседа, и др.
    Беседа как жанр разговорной речи подразумевает уместность в предлагаемых обстоятельствах. Было бы странно, если бы на официальной встрече, например, руководителей двух крупных организаций в процессе беседы звучали бы такие слова, как “Здорово!-, Как жизнь? -Все путем!”
    Таким образом, беседа предполагает типовое разделение внутри своего понятия:
    – беседа официальная. Такой тип строго упорядочен, стандартен. Официальная беседа имеет свой структурный план: приветствие, заданная программа и стратегия разговора.
    – беседа неофициальная не имеет заранее подготовленного плана разговора, она свободна и основывается только на инициативах принимающих в ней участие сторон.
    Кроме того, беседа, независимо от типа, в своих рамках всегда заключает какую-то структуру. Это может быть приветствие, обсуждение каких-либо открытых вопросов, представление общего вывода из поставленных проблем или несогласие с какой-либо точкой зрения. После окончания обсуждения обычно беседа подходит к завершению.

  5. 5
    Текст добавил: ((=пРост0 сЕкаЗнаЯ бЭйбА=))

    Беседа – это акт коммуникации. в результате беседы участвующие в ней люди обмениваются друг с другом словесно передаваемой информацией. как известно, этимология слова “беседа” – разговор перед домом. то есть уже в момент зарождения данного слова за ним закрепилось его постоянное понятие: устный разговор нескольких лиц с целью передачи друг другу информации.выделяется несколько видов беседы: -телефонный разговор, -интервью (так же вид беседы, как и вид опроса), – терапевтичекая беседа, и др. беседа как жанр разговорной речи подразумевает уместность в предлагаемых обстоятельствах. было бы странно, если бы на официальной встрече, например, руководителей двух крупных организаций в процессе беседы звучали бы такие слова, как ” как жизнь? -все путем! ” таким образом, беседа предполагает типовое разделение внутри своего понятия: – беседа официальная. такой тип строго , стандартен. официальная беседа имеет свой структурный план: , заданная программа и стратегия разговора. – беседа неофициальная не имеет заранее подготовленного плана разговора, она свободна и основывается только на инициативах принимающих в ней участие сторон. кроме того, беседа, независимо от типа, в своих рамках всегда заключает какую-то структуру. это может быть , обсуждение каких-либо открытых вопросов, представление общего вывода из поставленных проблем или несогласие с какой-либо точкой зрения. после окончания обсуждения обычно беседа подходит к завершению.

  6. Напишите пожалуйста СРОЧНО ОЧЕНЬ!!!!
    сочинение на тему беседа как жанр разговорной речи

    Ответы:

    Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М.М. Бахтину, который, не употребляя термина прагматика, охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата (Другого, в его терминологии), предвосхищения его ответной реакции. М.М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.
    По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.
    1. Беседа.  Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников – для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение). Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.
    При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными веками приоритетами и ценностными ориентирами, общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни. Поэтому данный вид диалогической модальности называется аксиологической. Иллюстрацией такого типа беседы может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о вкусах; полилог о качестве изделий. Литературными аналогами такого типа беседы могут быть разговоры пикейных жилетов о политиках в 12 стульях И. Ильфа и Е. Петрова, алогичный, на первый взгляд, разговор о выборе раков (маленькие – по три, большие, но по пять) в известной миниатюре, исполняемой Р. Карцевым и В. Ильченко. Как считает Н.Д. Арутюнова, наиболее паразитическая форма разговора о ценностях – сплетни; ср. разговор двух дам о губернаторской дочке в Мертвых душах.
    Второй тип беседы предполагает душевное созвучие, похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.
    Третий тип жанра беседы – праздноречевое общение, в котором участники снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая анекдоты, делают политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.
    Жанр беседы – это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия. Обмен информацией в беседе может быть одной из фаз речевого взаимодействия, вспомогательной тактикой, поэтому модальность может выражаться вводными словами типа: Знаешь; Ты не можешь себе представить; И что ты думаешь там было?; Представь себе, что; эти модальные слова и реакция на них адресата (адресатов) – Не могу себе представить; Неужели; Разве; Откуда мне знать; Понятия не имею; – играют роль регуляти-вов в ходе беседы, обусловливающих вектор речевого общения. Поэтому именно к беседе правомерно отнести слова Н. Абрамова (Дар слова, 1901 г.) о том, что разговор есть обмен симпатий.
    Все вышеизложенные сведения о соотношении и взаимовлиянии прагматических факторов на ход речевого взаимодействия могут быть применены к беседе, этому базисному виду общения.

  7. Смотреть что такое “беседа как жанр речевого общения” в других словарях:

    Жанр — (фр. genre род, вид) форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях … Педагогическое речеведение
    Светская беседа — … Википедия
    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
    ДИАЛОГ — (греч. беседа): а) особый жанр литературы (в том числе философской), раскрывающий те или иные темы в беседе двух или нескольких лиц (напр., «Диалоги» Платона); б) одна из форм диалектики – искусство вести беседу с целью выявления понятий. Впервые … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
    Языково-стилистические изменения в современных СМИ — Из всех функциональных стилей русского языка наиболее заметные изменения в последние полтора десятилетия зафиксированы в СМИ, что естественно и закономерно при учете глобальных политико социальных преобразований, происшедших в России с 1985 г.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
    Сочинение — методический термин, обозначающий вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (устные сочинения). Как продукт речевой деятельности С. это текст, речевое произведение. И… … Педагогическое речеведение
    Жанры обиходно-разговорной речи — представлены речевыми жанрами (Р. ж.) (см. Речевой жанр), являющимися основным средством организации обиходно разговорной речи (О. р. р.) – сложного коммуникативного феномена, чаще всего характеризующегося спонтанностью, неофициальностью,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *