Сочинение на тему история любви обломова

11 вариантов

  1. Любовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе «Обломов» любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать — с уходом любви в Обломове исчезает желание жить. Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь – это всепоглощающая страсть, для других – лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности. Вот почему Гончаров в своем романе «Обломов» представляет нам несколько видов любви.
    По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь страсть, любовь – влечение, любовь – тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?
    Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь – страсть к женщине, сумевшей так изменить его.
    Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: «Ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках… Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите – он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку… «. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.
    С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая – отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: «простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость – фи!» Вторая – утонченная натура, далекая от рутинного быта. Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.
    Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого «обломка рая», трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви – Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.
    А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив – это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок – это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.
    Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.
    Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.
    Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге… «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем?.. Не Илья же!..» Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом «любит или нет?», Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу. Настает минута объяснения – и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: «Женщина истинно любит однажды». Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж — и она соглашается.
    Итак, Штольц влюбляется в «новую» Ольгу. Эта неизвестность, тайна «новой» Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным «дельцом» ни был.
    А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее. Ей кажется, что единственная любовь – Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А сейчас она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе. Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь – дружба – долг, так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.
    Подводя итоги, я еще раз хочу сказать, что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя сказать с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев. А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?
    Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
    «Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., – в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении. Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно.
    Идеал семьи для Обломова идет именно из детских воспоминаний… «Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут…»
    «Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…» И если мы сравним порядок жизни семьи Обломова и жизнь, описываемую Обломовым Штольцу, то получим две очень похожие картинки: Утро… Поцелуй жены. Чай, сливки, сухари, свежее масло… Прогулки с женой под синим-синим небом, по тенистым аллеям парка. Гости. Сытный обед. «В глазах собеседников увидишь симпатию, в шутке искренний, незлобный смех… Все по душе!» Вот идиллия, «обломовская утопия».
    Эта идиллия частично олицетворяется в отношениях Обломова и Агафьи Матвеевны. Эта женщина, в которой Обломова так восхищают полные локти с ямочками, подвижность, хозяйственность, лелеет и опекает его, как ребенка. Она обеспечивает ему покой и сытую жизнь. Только был ли это идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя».
    Обломов не мог любить Агафью Матвеевну, не мог оценить ее отношение к нему. А заботу ее воспринимал как должное, как привык с детства. «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим — «обломовская утопия». Что еще нужно для счастливой жизни? Зачем Гончаров бередит этот тихий, спокойный «пруд»? Зачем он вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова?
    Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует ее духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий Ольгу и Обломовку.
    В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья Матвеевна – олицетворение семьи, с другой стороны, Ольга – это любовь.
    Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми глазами в глаза Штольца, как бы впитывала его знания, его чувства. Семейный быт не смог приземлить их отношений.
    «Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова.
    Источник

  2. В романе И.А.Гончарова «Обломов» обсуждается множество тем и проблем, и одной из самых волнующих является тема любви. В этом произведении любовь раскрывает характеры героев, их мысли и переживания.
    Главный герой – Илья Ильич Обломов – с детства жил в атмосфере спокойствия и тишины. Какие-либо изменения, суета были совсем чужды Обломовке. Семья Обломова предпочитала сон и бесконечные приемы пищи каким-то действиям, работе. Так и сам Илья Ильич, живет в своем тихом и спокойном мире. Его жизнь не имела никакой цели, лежание было его наиболее частым состоянием.
    Штольц, приехав в гости к лучшему другу, пытался вывести Обломова из состояния вечного покоя. Именно с этой целью он и познакомил героя с Ольгой Ильинской. С тех пор у Ильи Ильича началась новая жизнь, у него словно открылись глаза на мир. «Давно не чувствовал он такой бодрости». Обломов влюбляется в Ольгу.
    Ольга Ильинская – девушка с тонкой душевной организацией, она представляла собой грацию и гармонию. Ради Ольги Обломов принес в жертву свой привычный образ жизни, расстался со своим халатом, расстался с ленью. Он, по желанию Ольги, выходил в люди, посещал оперу и театр. Обломов пытался подстроиться к ее ритму жизни, но это давалось ему с огромным трудом. Он увлекся Ольгой, но не мог полностью смириться с тем, что измениться ему придется навсегда. Ему слишком дорога и близка была идеальная жизнь в Обломовке. Как только их отношения стали более серьезными, когда начали появляться житейские проблемы, желание менять что-либо в своей жизни у Обломова исчезло, он испугался. Своим письмом герой отбил у Ольги желание менять его, хоть чем-то ему помогать. Илья Ильич убил все ее мечты об их совместной жизни. Гармония отношений Ильи и Ольги была разрушена. Если бы у Обломова было желание меняться, все было бы иначе. Именно его неспособность переступить через себя и начать новую жизнь и привела к их расставанию.
    Скорее всего, теплые воспоминания об Ольге еще долго грели душу героя. Их любовь была лучом света в его жизни. Только тогда он чувствовал себя живым, видел жизнь во всех ее красках. Однако сил на то, чтобы сохранить эту жизнь, у него не было, а всему виной «обломовщина». Так и закончилась их любовь, закончилась так же внезапно, как и началась.
    Второй и последней женщиной в жизни Обломова была Агафья Пшеницына. Их отношения имели абсолютно другой характер. Для Ильи их совместное проживание служило проводником в прошлое, в его тихую и спокойную Обломовку. Не раз автор упоминал сходство Обломовки с его жизнью с Агафьей. Женщина была готова на любые жертвы ради Илюши. Такая любовь была идеалом мечтаний героя: умиротворение, покой, отрешенность от окружающего мира. Однако все это и послужило причиной болезни и смерти героя.
    Вот такие абсолютно разные истории любви были в жизни Обломова. Одна история волнующая, подталкивающая к подвигам. Другая – спокойная, размеренная.
    Правильным был его выбор или нет, судить не нам. Ему было очень удобно жить с Агафьей, но это привело к распаду личности и постепенной деградации. Любовь к Ольге должна была разбудить Обломова, однако герой выбрал другой путь. Нельзя винить его так жестоко, ведь мы все родом из детства, склад его характера, привычки было слишком сложно, почти невозможно, изменить.

  3. Судьба главного героя романа И.А.Гончарова “Обломов” заставляет размышлять о сложнейших вопросах – о деградации личности, о подлинной дружбе, любви, смысле человеческого предназначения, о свободе воли и необходимости жить “как нужно” или “как хочу”; о том, как должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек.
    Образ Ильи Ильича – сложный, противоречивый. В герое соединены и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, простой, великодушный человек, а с другой, – ленивый, апатичный, не приспособленный к жизни, дорожащий только своим покоем. Испытание любовью становится неизбежным для поэтической натуры Обломова, инертной и романтической одновременно.
    Любовь меняет облик героя. На его лице “появились даже краски, в глазах блеск”, исчезли усталость, скука. Изменяется ритм жизни Обломова: “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги”. Стремительными и порывистыми стали движения Обломова: “что-то проворно дописывает”, “беспрестанно поглядывает”, “опять спешит писать”, “бросил перо”, “схватил букет”, “подбежал к окну”. После знакомства с Ольгой Обломов увидел себя со стороны: “И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима”. Наводя порядок в квартире, Обломов стряхивает пыль и паутину со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движений, волнений, страстей. В нем просыпается активная и энергичная натура.
    Роман с Ольгой начинается бурно и страстно. Слушая ее пение в первый раз, он “вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик…” Вернувшись домой, Обломов не спал всю ночь. Через три дня после знакомства Обломов признается Ольге в любви: “Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь” Он всегда мечтал о ровном течении чувства. В грезах Обломова сформировалось убеждение: страсть хороша в стихах да на сцене, она пройдет и останется “дым, смрад”. Поэтому после пылкого признания Ольге он сразу пугается: “Ах, что я наделал! Все сгубил!.. Любовь, слезы – к лицу ли это мне?”
    Внезапно загоревшись любовью, Обломов внезапно и отрезвляется. В одно утро герой проснулся “без огня”, “без желаний”. Герой ясно осознал, что любовь Ольги требует от него душевной работы, а он к этому не привык. Он пишет письмо, в котором главными являются слова: “…мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь…”
    После этого письма состоялось объяснение между Ольгой и Обломовым. Герой понял, что его послание принесло ему только лишние волнения. Все его мысли сопровождаются ремаркой “зевал”. Автор унижает своего героя, описывая, как он идет покорно за Ольгой, “тихо, будто волочит хвост, как собака, на которую топнули”. Ключевое слово в объяснении герое по поводу письма – “поблекнет”. Обломов предчувствует, что его любовь угаснет. И действительно, любовь становится долгом. Обломову нужно действовать, хлопотать о свадьбе, о строительстве нового дома, но он беспомощен, как ребенок, не приспособлен к практической жизни.
    Во время последнего свидания с Ольгой, спасая любовь и счастье, Обломов решает, что “сам поедет с поверенным в деревню… займет денег… чтобы свадьбу сыграть”. В своих планах он надеется на Штольца, который устроит Обломовку на славу, проведет дороги, построит мосты, заведет школы… Однако Ольга не принимает его заверений и выносит роковой приговор их счастью. Им никогда уже не доведется увидеться, хотя они и сохранят друг к другу нежные и трепетные чувства. Обломов будет искренне радоваться счастью Ольги, когда узнает, что она вышла замуж за Штольца.
    После разлуки с Ольгой Обломов долго болел. За это время он получил деньги, распорядился начать строительство дома, оставалось только ему самому поехать руководить стройкой. Однако Обломов остался навсегда в доме, который снимал у Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Здесь он обрел семью. Он заботится о детях Агафьи Матвеевны, как о своих, у него родился сын. Его чувство к Агафье Матвеевне было спокойным и ровным. В любви к ней он не испытывал тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез. В Агафье Матвеевне воплотился наконец “идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей”.
    Итак, любовь к Ольге требовала действий и в случае Обломова была обречена. Обломовщина оказалась сильнее любви. При Пшеницыной герой оставался “Обломовым халата и лежанки”. Он выбрал покой. С этого момента начинается деградация личности. Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

  4. С 1847 г. обдумывал Гончаров горизонты нового романа. “Обыкновенная история” явилась первой частью трилогии, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман “Обломов”, спустя еще десять лет был напечатан “Обрыв”.
    В романе “Обломов” Гончаров с потрясающей убедительностью показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду, в нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то великим мыслителем, то знаменитым художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения. Но это не комический герой (вспомним гоголевского Манилова). Есть, несомненно, черты трагизма в образе Обломова. Дело в том, что Обломов – человек удивительной душевной чистоты, тонко чувствующий красоту, не способный к фальши. Таким он, например, предстает в своих отношениях с Ольгой Ильинской. Вся история любви Обломова к Ольге – самопожертвование. Он влюблен в нее по-настоящему, и разрыв с ней – его самое сильное потрясение, а потом – самое тяжкое воспоминание. И, тем не менее, он счастлив, когда узнает, что Ольга не погибла, что ее судьба устроена. Ведь с самого начала Обломова тревожила мысль, что он не сможет обеспечить ей материального благополучия, что его “обломовщина” погубит и ее. Вот тогда, в тревоге за любимого человека, а не для каких-то своих выгод, впервые становится Обломов активным. Активным во вред самому себе. Он пишет письмо Ольге, где объясняет, что недостоин ее и не должен принимать от нее никаких жертв. Появилась решительность, нашлись нужные слова, когда дело дошло до главного, до сокровенного. Это мгновенное преображение героя просто удивительно. Оно еще резче отделяет “обломовщину” от обломовской человечности и способности к самопожертвованию. Эти живые силы характера пробуждает в Обломове именно Ольга. Ее отличает воля, простота и ясность мышления. Она живет напряженной духовной жизнью, полна благородных стремлений принести людям добро. Ольга полюбила Обломова и проникнута решимостью извлечь этого доброго человека из обломовской трясины. И она не щадит усилий, чтобы осуществить свое намерение.
    Но если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Ведь Штольц поставил перед ней задачу (еще до ее знакомства с Обломовы) – поднять с кровати лежебоку и вытащить его в свет. Ольга даже в минуты увлечения не забывает о своей высокой миссии: “ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем”. Ей приятно чувствовать свою власть над человеком. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц. В итоге любовь Обломова и Ольги, ярко вспыхнув, быстро увядает. Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение и утешение. Гончаров нашел здесь удивительно точные и трогательные детали, чтобы показать, как существо забитое, полностью поглощенное заботами о хлебе насущном, вдруг незаметно для себя переходит в мир безграничной любви и самопожертвования, вознося себя как бы на более высокую духовную ступень. Агафья Матвеевна поняла, что жизнь ее с появлением Ильи Ильича обрела смысл. Обломов, конечно, видел и ценил ее любовь, но понимал также и всю горечь этой любви.
    Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает сове душевное падение. Чем ближе к концу романа, тем больше у нас нарастает если не симпатия, то жалость к Обломову. Нам жаль этого страдающего и гибнущего героя, наделенного истинной и глубокой человечностью.

  5. Любовь в
    жизни Ильи Обломова

    …В мире зла,
    глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь,
    для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерить: это
    любовь.
    Для сочинения я
    выбрал тему “Любовь в жизни Обломова”.
    Я считаю, что
    каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное
    чувство – любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная воскресить мертвую
    душу человека. Она спокойно может изменить жизнь, как в лучшую, так и в худшую
    сторону. “Любовь – это игра, в которой всегда плутуют” – так
    рассуждал французский писатель О. Бальзак.
    Любовь может
    толкнуть на преступление или на безумие, а можно с её помощи можно совершить
    кое – что замечательное прекрасное. “Любовь сильнее смерти и страха
    смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” – И.С.
    Тургенев. Любовь всегда приходит внезапно. Она врывается в жизнь и
    переворачивает её. “Любви все возрасты покорны”.
    Неважно; что ты
    молод или уже многое познал и пережил. Любовь – это прекрасное чувство,
    настоящее чудо жизни. И во многих произведениях литературы писатели отражали её
    в жизни своих героев. Так и Гончаров пытается объективно раскрыть в своём герое
    вопрос: “что есть любовь в жизни Обломова?”.
    Обломов впервые
    влюбился, когда ему было за тридцать лет. Это была любовь к Ольге Ильинской.
    Познакомились они при содействии Штольца, который привёз Обломова в дом к Ольге
    Ильинской. Ольга сразу привлекла внимание Ильи Ильича, которому что не было в
    ней “ни жеманства, ни умысла, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Если
    бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии”. Кроме
    того, в Ольге ясно был виден интеллект. Обломова потрясло пение Ольги, в которое
    она вкладывала всю свою душу. Обломов воспринимает всё сердцем, а не разумом,
    он просто не мог остаться равнодушным.
    Он полюбил эту
    девушку, и любовь заняла первое место в его в его жизни. Ольга тоже полюбила
    Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести деятельную жизнь.
    Но незаметно для себя она полюбила Илью Ильича. Полюбила, так как увидела за
    внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце.
    Привлекает Ольгу и детская непосредственность, мягкость, восприимчивость
    Обломова. Их любовь необыкновенно романтична.
    Это лето, дача,
    парк, аллея, ветра сирени, поцелуй. Романтическая любовь не может быть с
    счастливым продолжением, она разбивается о реальную действительность. Но что –
    то есть странное в их любви. Может быть, всё из-за того, что Ольга и Илья –
    совершенно разные люди, слишком уж не сходятся их представления о жизни.
    Обломов представляет своё будущее в тихой семейной жизни, прогулках по саду,
    приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей.
    Для Ольги же
    жизнь – непрерывное движение вперёд. Ольга обладает жизненной энергией,
    возможно, именно поэтому ей и удаётся заставить Обломова скинуть свой халат,
    пусть даже и не навсегда. С ней Обломов нагоняет всё то, что он упустил во
    время своего “сна” он читает книги, газеты, общается с людьми
    постепенно втягивается в общественную жизнь.
    В своём романе
    Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова,
    потому что хотела любить, а как ей было разобраться в своих чувствах, если не
    было рядом более опытного друга. Вот она и приняла симпатию за любовь. Ольга не
    хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может
    это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И
    поэтому нельзя сказать, кто из них виноват.
    Однако Илья
    Ильич полюбил Ольгу всерьёз в этом – то и заключалась вся жестокость
    происшедшей нужду ними драмы. В прощальной сцене Ольга жестоко упрекает Илью
    Ильича, она эгоистична, но говорит правду, а правда не всегда приятна нам.
    “Я наказана, я слишком понадеялась на свои силы – вот в чём я ошибалась, а
    не в том, что ты ещё можешь ещё жить для меня – а ты уже давно умер “.
    “Я не могу стоять – ноги дрожат. Теперь не сделаю ничего, ни шагу, даже не
    пойду в Летний сад; всё бесполезно ты умер!”.
    Ольга любила
    “будущего” Обломова, которого они создали вместе со Штольцем. Обломов
    же не мог стать таким, и разрыв между ними неизбежен. У каждого из них своя
    жизнь. А ту любовь, которую Обломов испытал к Ольге, конечно, её трудно забыть,
    но жизнь сама постепенно входит в своё русло. Спустя некоторое время в судьбе
    Обломова встречается другая женщина, которая любит его беззаветной, жертвенной
    любовью, и все заботы о нём берёт на себя – это вдова Агафья Матвеевна.
    Я всё время
    задаюсь вопросом: “Какую роль любви она играет в жизни Обломова?”.
    Вспоминая её образ, можно с уверенностью сказать, что она живое воплощение его
    идеала. Обломова она привлекает своей непрерывной деятельностью. В ней есть
    какая – то русская красота. Агафья Матвеевна в отличии от Ольги не блещет
    особым умом и не умеет так чудно петь “Casta Diva”, но, полюбив
    Обломова раз, она готова отдать ему всю свою жизнь. Возможно, её привлекало,
    то, что Обломов – настоящий барин, может, она разгадала мягкость, доброту.
    Агафья
    Матвеевна любит Обломова за то, что у него “походка свободная”, речь
    его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Агафья
    Матвеевна намного проще Ольги, но лишь с этой женщиной находит своё
    человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Агафья Матвеевна
    берёт на себя все хозяйственные хлопоты Ильи Ильича.
    Для Ильи Ильича
    это было осуществлением его мечты. Он начинает жить так, как ему нравится:
    лежать на диване, есть, пить, спать стало намного приятнее и удобнее, чем вечно
    “крутиться” на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как
    франт. Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин. Его жизнь потекла
    спокойно, без внешних волнений и беспокойств, “Его как будто невидимая
    рука посадила, как драгоценное растение в тень от жара, под кров от дождя и
    ухаживает за ним и лелеет”.
    В сущности,
    можно сказать, что дом на Выборгской стороне – та же Обломовка. Халат был снова
    починен, заштопан, выстиран и водворён на своё на своё законное место, то есть
    на барина Илью Ильича. За рыбой присматривал верный глаз хозяйки , чтобы она,
    не дай бог, не переварилась, зелень в салате была самая свежая. Пыль с зеркала
    и со стульев сметена. Комната всегда находилась в чистоте со свежим утренним
    запахом.
    Возможно
    человеку со столь высокими мыслями, которые “бродили” в голове
    Обломова, вдруг согласится с жизнью Выборгской стороны? Что могло заставить
    барина полюбить простую женщину, вдову коллежского асессора, которая ничего не
    умела, кроме как сделать жизнь любимого человека очень уютной? Однако этому
    обстоятельству есть одно объяснение. И я постараюсь раскрыть эту загадку.
    Мне кажется,
    после того, как Илья Ильич расстался с Ольгой Ильинской, сердце Ильи Обломова
    разбилось на куски, которые уже не могли, собравшись воедино, породить высокие
    чувства, мечты и желания. Но несправедливо было бы сказать, что Обломов умер
    для всех благородных и великих целей, похоронив себя заживо на Выборгской
    стороне.
    Просто всё
    время, когда кто – нибудь заставлял его вспомнить о пережитой традиции,
    разбитое сердце его ныло и болело, поэтому с каждим разом он всё высокие
    стремления в нём поросли бурьяном, одинокие ветви полыни калыхались над однажды
    забытыми и никогда уже не вспоминаемыми мечтами.
    Всё, казалось
    бы, заросло, залилось, покрылось налётом времени. Лишь одно осталось нетронутым
    в Илье, чистым и ясным, каким и было на протяжении многих лет. Чудом этим была
    душа Обломова, не запылившаяся и прозрачная, как хрустальный сосуд, внутри
    которого живая вода.
    Любовь в жизни
    Обломова была как трагична, так и прекрасна. Трагичность заключается в его
    разрыве с Ольгой Ильинской, которая привела его ко внутренним переживаниям. А
    прекрасна потому, что он наконец – то обрёл счастье вместе с Агафьей
    Матвеевной, но, а счастье его заключается в покое и смирении. В результате их
    любви на свет появляется маленький Андрюшка, которого Штольц берёт к себе на
    воспитание, и, наверное, сделает из него “будущего ” Обломова.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  6. Страница: [ 1 ] 2
    Любовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе «Обломов» любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать — с уходом любви в Обломове исчезает желание жить. Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь – это всепоглощающая страсть, для других – лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности. Вот почему Гончаров в своем романе «Обломов» представляет нам несколько видов любви.
    По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь страсть, любовь – влечение, любовь – тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?
    Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь – страсть к женщине, сумевшей так изменить его.
    Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: «Ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках… Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите – он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку… «. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.
    С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая – отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: «простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость – фи!» Вторая – утонченная натура, далекая от рутинного быта. Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.
    Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого «обломка рая», трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви – Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.
    А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив – это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок – это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.
    Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.
    Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.
    Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге… «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем?.. Не Илья же!..» Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом «любит или нет?», Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу. Настает минута объяснения – и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: «Женщина истинно любит однажды». Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж — и она соглашается.
    Итак, Штольц влюбляется в «новую» Ольгу. Эта неизвестность, тайна «новой» Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным «дельцом» ни был.
    А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее. Ей кажется, что единственная любовь – Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А сейчас она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе. Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь – дружба – долг, так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.
    Подводя итоги, я еще раз хочу сказать, что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя сказать с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев. А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?
    Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
    «Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., – в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении. Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно.
    Страница: [ 1 ] 2

    Похожие сочинения

    Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова

  7. В русской литературе роман И.А. Гончарова «Обломов» занимает особое место. Написанный в сложный период, когда люди понимали необходимость преобразований, когда реформы приобрели уже неизбежно ожидаемый характер, он показывает разные варианты восприятия изменений. Столкновение консерватизма и деятельной новации, сибаритства и активной жизненной позиции, стагнации и устремления к развитию показано в романе ярко и отчетливо. Это противостояние лежит вне времени, характерно для любой эпохи и тем актуально для нашей. Оно находит свое отражение и в любви, ставшей испытанием для героев.
    Центральная линия романа – любовь главного героя и героини. Илья Ильич Обломов, живущий ровно и размеренно, умеющий насладиться жизнью не видит необходимости что-то делать, куда-то бежать. Юношей он получил прекрасное европейское образование и воспитание. Его достаток обеспечивает деревня, откуда исправно поступают оброчные деньги. Он старается избегать всяческой суеты, мелькания лиц и событий. При этом он не глуп и не вызывает антипатии. Ограниченный комнатами своей квартиры, он не видит преград разуму. В спокойствии бытия он видит возможности развития идей, размышлений, поэтических мечтаний. Он обаятелен своим внутренним спокойствием. Его друг Андрей Штольц, человек деятельный, инициативный и честолюбивый ценит в Илье Обломове чистоту души, честность, «хрустальность» помыслов. Он восхищается добротой друга, мягкостью его характера, даже некоторой наивностью. Флегматичность, некоторую меланхоличность характера Обломова Штольц считает апатией и ленью, старается изменить его. Андрей напоминает возбужденного и суетливо скачущего вокруг сенбернара спаниеля, все попытки «расшевелить» разбиваются о глубокую душевную умиротворенность.

  8. В романе «Обломов» И. А. Гончарову не удалось бы раскрыть образ своего героя с такой глубиной, если бы он не провел Обломова через испытание любовью. Ведь это чувство дает человеку возможность проявить самые лучшие свои качества, открыть самые потаен­ные уголки души, стать счастливым и подарить ра­дость другому человеку. Именно такая — возвышающая, побуждающая к действию, обещающая счастливое будущее — любовь случилась в жизни главного героя книги.
    Возникшее почти внезапно чувство к такой неорди­нарной личности, как Ольга Ильинская, словно раз­будило Обломова: «Давно не чувствовал он такой бод­рости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Забыт удобный ха­лат, «он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит прилечь днем», «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Романтическая, мечтательная натура Об­ломова упивается любовью, часы, проведенные без Ольги, кажутся пустыми и бессмысленными. Но, Илья Ильич, воспитанный на сказках о прекрасной Милитрисе Кирбитьевне, склонен идеализировать свою возлюбленную. А для Обломова идеал — всегда только мечта. Ольга и любима им как мечта, он впол­не счастлив предвкушением счастья. Ольга же, не­смотря на испытываемые чувства, сохраняет трез­вость ума: «она не вдалась в мечтательность, не поко­рилась внезапному трепету листьев, ночным видениям…». Все душевные волнения она объясняет одним словом: «Нервы!».
    Принеся в жертву любви свой привычный образ жизни, расставшись со своей инертностью, ленью, Обломов старается соответствовать активной, дея­тельной Ольге, не замечая при этом настойчивости, с которой Ильинская стремится следовать наказам Штольца «приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Да ведь и увлечение ее Обломовым началось с мечты о том, как «она укажет ему цель», вернет его к жизни, заставит действовать, «жить». Возложив на себя столь ответственную миссию, она, подобно Пиг­малиону, полюбившему оживленную им Галатею, прониклась любовью к тому Обломову, который стоял в конце трудного и долгого пути обновления. Но вряд ли можно упрекнуть Ольгу в расчетливости. Ведь в ее отношении к Илье Ильичу не было наигранности или фальши. Ильинская искренне верила в животворя­щую силу любви, так же как хотел верить в это и сам Обломов.
    Однако, что представляла собой жизнь Обломова, сосредоточенная на любви? Она всего лишь дублиро­вала жизнь Ольги. Он выполнял поручения своей из­бранницы, сопровождал ее на прогулках и в поездках, но при этом даже не пытался проявить инициативу. Все его старания можно охарактеризовать лишь отри­цательными предложениями: не спит после обеда, не лежит бездумно на диване, не носит старый халат, не бранится с Захаром. К большему он не стремится, призывы Ольги к самостоятельной деятельности. — поездка в Обломовку, строительство нового дома, по­иск новой квартиры в Петербурге вводят его в тоску и смятение. Прекрасная романтическая любовь обора­чивается обустройством быта, решением проблем на­сущных — всем тем, без чего невозможно дальнейшее счастье. Чувство теряет свою новизну, яркость, стано­вится все обыденнее, «строгие обязанности налага­ет». Мечты романтика готовы превратиться в реаль­ность и сразу начинают «линять, терять радужные краски».
    Но не только это послужило причиной расставания героев. Обломов интуитивно угадал состояние души Ольги — юной девушки, жаждущей любви. Об этом можно судить по строкам его письма: «…ваше настоя­щее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только”бессознательная потребность любить…». Иль­инская не соглашается с ним, отстаивая свои убежде­ния о своевременности своей любви, о своем праве на счастье именно с ним, с Обломовым. Но, как мы мо­жем убедиться в дальнейшем, письмо оказалось про­роческим. Ольге не достало сил или умений стать Пигмалионом для своей Галатеи — Обломова. Но через всю жизнь она пронесла светлые воспоминания о нем за то, что «это хрустальная, прозрачная душа» и «ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не при­стало к нему грязи».
    Душевное потрясение, потеря всяких надежд на будущее, связанные с -крушением любви к Ольге, ввергают Обломова в состояние «немого равноду­шия», характеризующего его жизнь наг Выборгской стороне, перекликающуюся с жизнью Ильи Ильича на Гороховой улице. Тот же халат, те же обильные обеды и ужины, та же бездеятельность. А заботы квартирной хозяйки, Агафьи Матвеевны Пшеницы -ной, навевают воспоминания о далекой, превратив­шейся в мечту, Обломовке. Тот же покой, то же изоби­лие, и нет нужды стремиться к чему-либо. Отношения с Агафьей Матвеевной плавно, без любви и страсти, перетекли в супружеские. Финансовые неурядицы разрешились при помощи Штольца, и жизнь Обломо­ва покатилась по гладко накатанной колее: «И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе не­возмутимый покой».

  9. В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее – умение любить. Они долго ищут свою любовь и, только найдя ее, обретают истинное счастье.
    Илья Ильич Обломов – типичный русский барин. Он рос “байбаком” и поэтому он ничего не умеет и не хочет делать, только лежит целыми днями на диване, ест, спит и строит грандиозные планы на будущее. Даже Штольц, его самый близкий друг, не может вывести его из состояния полной бездеятельности. Но ситуация резко меняется после знакомства Обломова с Ольгой Ильинской. Она считалась необычной девушкой, в ней не было “ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства”. Именно за эту искренность, чистоту, прямоту и полюбил он Ольгу. Героиня же сначала пытается пробудить его к жизни, а затем и полюбила за доброту, мягкость, романтичность.
    Летом Обломов уезжает вслед за Ольгой на дачу, где их любовь расцветает в полную силу. Но уже здесь он понимает, что они с Ольгой разные люди, что она любит не его, а только будущего Обломова.
    Вернувшись в Петербург, они продолжают встречаться, хотя Обломов снова ведет малоподвижный образ жизни. Он начинает представлять, сколько дел надо переделать к свадьбе, – уладить дела в Обломовке, подобрать новую квартиру, подготовить все к свадьбе, посетить старых друзей и пригласить их в гости. Герой боится этих хлопот и поэтому начинает отдаляться от Ольги, отговариваясь то болезнью, то плохим состоянием дорог. Она начинает осознавать, что Илья Ильич далек от того человека, которого она нарисовала в своем воображении, и что она не сможет сделать реального Обломова идеальным. Поэтому Ольга порывает с Обломовым.
    Их разрыв должен был бы быть облегчением для Обломова, но он приносит ему душевную боль. Он любил искренно, конец отношений убил остатки энергичного, деятельного Обломова.
    Герой снова погружается в омут безделья и мечтательности. Все заботы о нем берет на себя его квартирная хозяйка, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она и сама не знает, почему любит Илью Ильича. Быть может, он резко отличается от ее окружения, от раболепных чиновников вроде её покойного мужа, быть может, она разглядела его мягкость, чуткость, доброту. Она многим жертвует ради него, продает свои вещи, чтобы ему всегда было хорошо. Герою нравится ее постоянное движение, ее ненавязчивая забота о нем, ее готовность все отдать за любимого человека. Обломов начинает привыкать к ней. Он женится на Агафье Матвеевне, у них рождается сын Андрей.
    До самой смерти Ильи Ильича она ухаживает за ним, водит его на прогулки, холит и лелеет его. После его смерти она единственная не забывает его, ухаживает за его могилой. Их сына Андрея она отдает Штольцу и Ольге, чтобы сын воспитывался в той же среде, что и отец, чтобы он стал настоящим дворянином.
    Обломов нашел во вдове Пшеницыной женщину из своих снов, жившую только ради мужа и детей. Она скрасила его последние дни, помогла ему прожить их спокойно, ни в чем не нуждаясь.
    После разрыва с Обломовым Ольга долго не может прийти в себя. Вместе с тетушкой она уезжает в путешествие по Европе, где встречается со Штольцем. Андрей очень удивился, увидев вместо веселой девушки, которой Ольга была до отъезда, серьезную молодую женщину. Он понимает, что “новая” Ольга – это тот идеал, к которому он стремился. Штольц признается ей в своей любви. Ольга же боится зарождающегося в ней чувства к Штольцу, она считает, что любить можно лишь однажды и что теперь она никого не может любить по-настоящему. Штольц объясняет ей, что она не любила Обломова, это была лишь подготовка к любви, и Ольга еще будет счастлива.
    Совместная жизнь Штольца и Ольги похожа на мечты Ильи Ильича: собственный домик в Крыму, ребятишки, каждый вечер они читают книги, газеты, обсуждают новые изобретения и открытия, спорят на разные темы. Но Ольга чувствует какую-то неудовлетворенность, какое-то неосознанное стремление вперед. Эти стремления помогают ей “с большей любовью” смотреть на жизнь.
    В своем романе Гончаров показал разные лица любви: жертвенная любовь Агафьи Матвеевны, идеализированная любовь Ольги к Обломову, союз двух любящих людей – Ольги и Штольца. Каждая из них прекрасна по-своему, каждая из них возможна только для определенного типа людей. Ольга, Штольц, Обломов, вдова Пшеницына — абсолютно разные люди, но у них единая цель — быть с любимым человеком, иметь семью. Любовь — великое чувство, для него не существует сословных преград (Обломов и Агафья Матвеевна). Если действительно любишь, то сделаешь все для любимого человека.

  10. В своем произведении “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые задает себе человек хотя бы однажды в жизни. И одним из таких многогранных миров, исследованию и осмыслению которых автор посвятил свой роман, является мир гармонии, счастья, любви. Любовь как бы пронизывает все произведение, наполняя его разными красками, раскрывая самые неожиданные черты героя, пробуждая в них жажду действия и познания. Гончаров открывает нам самые различные грани любви и связанные с ней понятия семьи, брака. Мы чувствуем симпатию автора к той или иной идеологии счастья, однако главный выбор он оставляет читателю.
    Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, черты, без которых нельзя было составить полное впечатление о них, ведь иначе оно было бы ошибочным. Например, характер взрослого Ильи Ильича Обломова. Ну чем бы были слова Штольца о “кристальной, чистой и светлой” душе Обломова, если бы автор показал нам лишь его жизнь в Петербурге? Не будь тех прекрасных страниц о его искренней всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.
    Вторая, не менее значимая функция любовного сюжета в романе, — противопоставление. В данном произведении два собирательных образа, являющих собой полную противоположность при сопоставлении характеров или внешности – они оба проходят испытание любовью. И Обломов, и Штольц связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и как много больше оно дает, нежели любое другое сравнение.
    Огромное значение темы любви и в том, что она дает автору возможность поднимать другие, не менее глубокие и интересные проблемы. К примеру, вопрос об идеальной семье. Какой ее видит автор, какой она может быть?
    Перейдем к конкретным образам романа, начнем с взаимоотношении трех основных персонажей: Обломова, Ольги и Штольца. Первая пара – Обломов и Ольга. Их любовь – это прекрасные звуки, пробуждающие все самое лучшее в душе, цветущая ветка сирени, символизирующая “цвет жизни”, яркая летняя природа, вызывающая самые радостные грезы. Но наступила осень, отцвела сирень, и любовь прошла. Она была похожа на сказку. Обломов и Ольга жили в каком-то воображаемом, мифическом мире. Но столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разлетелся и разбился на тысячи осколков, а с ним и любовь. А может, и не любовь. Может, прав Штольц, говоря, что то была не любовь для Ольги, а лишь подготовка к настоящей любви, будущей любви. Но тогда это верно и для Обломова. Он тоже верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь, если бы он осознал до конца натуру Ольги, ему бы и в голову не пришло поместить ее в свой будущий семейный мир.
    Для Ольги любовь — это прежде всего долг. И ока сама не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась роль “путеводной звезды, светлого луча”, который направляет Илью Ильича. И не случайно, когда говорят о любви Ольги и Обломова, отмечают христианское начало в ее образе. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его, вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова “Саз1;а С1уа”. Это обращение молодой девушки к богине Артемиде, к непорочной деве из мифологии. Эта богиня выступает как бы прообразом Святой Девы. Этот христианский мотив подходит к образу Ольги. Она, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из этой тьмы, на которую ои ее обрек. И вся ее любовь подчинена этому чувству, чувству долга. Но ее надеждам не суждено сбыться. Наверное, я склонна согласиться со Штольцем в том, что Ольга любила не самого Обломова, а тот образ, который создала в своем воображении. А разве могла бы Ольга во имя любви преклоняться перед Обломовым таким, каким он был на самом деле? И в результате, когда она понимает, что не сможет его переделать, они расстаются.
    Однако героиня Гончарова все же находит героя, достойного любви и уважения. Этим человеком становится для нее Штольц. Надо отметить, что его понимание любви, столь логичное, как раз является самым противоречивым. Он, как и Обломов, видит в ней спокойное долгое чувство, но не пущенное на самотек, а контролируемое. Не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. И даже Ольга, которая, несомненно, нашла свое счастье со Штольцем, не может не признавать этого. Иначе откуда все эти сомнения, эта грусть. Может, это тоска по тому счастью, что она однажды испытала, живя в идеальном мире с Обломовым, тоска по чувствам, которые ей не может дать Штольц.
    Еще одна пара – это Агафья Матвеевна Пшеницына и Обломов. Их жизнь представляет собой идиллическую Обломовку. Причем она устраивает их обоих, а точнее, делает их счастливыми. Агафья Матвеевна из тех людей, которые отдают все безвозмездно любимому человеку. Для нее любовь – это возможность отдавать. Обломов же, в свою очередь, принес в ее жизнь чистоту, благородство своей души. Конечно, их брак не идеален, но зато любовь у них самая счастливая.
    В противовес Ольге и Штольцу у Гончарова есть еще одна пара-Анисья и Захар. Это как бы пародия на все остальные взаимоотношения в романе.
    И в заключение мне хотелось бы сказать, что каждый из героев понимает любовь по-своему: для Обломова – это идиллия бесконечной нежности и спокойствия, для Ольги – долг, для Штольца – рациональное, логичное чувство, а для Агафьи Пшеницыной – возможность самоотдачи, жертвы ради любимого человека, и все они правы. Я же считаю, что в романе самой счастливой парой были Агафья и Илья Ильич Обломов.

  11. В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее – умение любить. Они долго ищут свою любовь и, только найдя ее, обретают истинное счастье.
    Илья Ильич Обломов – типичный русский барин. Он рос “байбаком” и поэтому он ничего не умеет и не хочет делать, только лежит целыми днями на диване, ест, спит и строит грандиозные планы на будущее. Даже Штольц, его самый близкий друг, не может вывести его из состояния полной бездеятельности. Но ситуация резко меняется после знакомства Обломова с Ольгой Ильинской. Она считалась необычной девушкой, в ней не было “ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства”. Именно за эту искренность, чистоту, прямоту и полюбил он Ольгу. Героиня же сначала пытается пробудить его к жизни, а затем и полюбила за доброту, мягкость, романтичность.
    Летом Обломов уезжает вслед за Ольгой на дачу, где их любовь расцветает в полную силу. Но уже здесь он понимает, что они с Ольгой разные люди, что она любит не его, а только будущего Обломова.
    Вернувшись в Петербург, они продолжают встречаться, хотя Обломов снова ведет малоподвижный образ жизни. Он начинает представлять, сколько дел надо переделать к свадьбе, – уладить дела в Обломовке, подобрать новую квартиру, подготовить все к свадьбе, посетить старых друзей и пригласить их в гости. Герой боится этих хлопот и поэтому начинает отдаляться от Ольги, отговариваясь то болезнью, то плохим состоянием дорог. Она начинает осознавать, что Илья Ильич далек от того человека, которого она нарисовала в своем воображении, и что она не сможет сделать реального Обломова идеальным. Поэтому Ольга порывает с Обломовым.
    Их разрыв должен был бы быть облегчением для Обломова, но он приносит ему душевную боль. Он любил искренно, конец отношений убил остатки энергичного, деятельного Обломова.
    Герой снова погружается в омут безделья и мечтательности. Все заботы о нем берет на себя его квартирная хозяйка, Агафья Матвеевна Пше-ницына. Она и сама не знает, почему любит Илью Ильича. Быть может, он резко отличается от ее окружения, от раболепных чиновников вроде её покойного мужа, быть может, она разглядела его мягкость, чуткость, доброту. Она многим жертвует ради него, продает свои вещи, чтобы ему всегда было хорошо. Герою нравится ее постоянное движение, ее ненавязчивая забота о нем, ее готовность все отдать за любимого человека. Обломов начинает привыкать к ней. Он женится на Агафье Матвеевне, у них рождается сын Андрей.
    До самой смерти Ильи Ильича она ухаживает за ним, водит его на прогулки, холит и лелеет его. После его смерти она единственная не забывает его, ухаживает за его могилой. Их сына Андрея она отдает Штольцу и Ольге, чтобы сын воспитывался в той же среде, что и отец, чтобы он стал настоящим дворянином.
    Обломов нашел во вдове Пшеницыной женщину из своих снов, жившую только ради мужа и детей. Она скрасила его последние дни, помогла ему прожить их спокойно, ни в чем не нуждаясь.
    После разрыва с Обломовым Ольга долго не может прийти в себя. Вместе с тетушкой она уезжает в путешествие по Европе, где встречается со Штольцем. Андрей очень удивился, увидев вместо веселой девушки, которой Ольга была до отъезда, серьезную молодую женщину. Он понимает, что “новая” Ольга – это тот идеал, к которому он стремился. Штольц признается ей в своей любви. Ольга же боится зарождающегося в ней чувства к Штольцу, она считает, что любить можно лишь однажды и что теперь она никого не может любить по-настоящему. Штольц объясняет ей, что она не любила Обломова, это была лишь подготовка к любви, и Ольга еще будет счастлива.
    Совместная жизнь Штольца и Ольги похожа на мечты Ильи Ильича: собственный домик в Крыму, ребятишки, каждый вечер они читают книги, газеты, обсуждают новые изобретения и открытия, спорят на разные темы. Но Ольга чувствует какую-то неудовлетворенность, какое-то неосознанное стремление вперед. Эти стремления помогают ей “с большей любовью” смотреть на жизнь.
    В своем романе Гончаров показал разные лица любви: жертвенная любовь Агафьи Матвеевны, идеализированная любовь Ольги к Обломову, союз двух любящих людей – Ольги и Штольца. Каждая из них прекрасна по-своему, каждая из них возможна только для определенного типа людей. Ольга, Штольц, Обломов, вдова Пшеницына — абсолютно разные люди, но у них единая цель — быть с любимым человеком, иметь семью. Любовь — великое чувство, для него не существует сословных преград (Обломов и Агафья Матвеевна). Если действительно любишь, то сделаешь все для любимого человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *