Сочинение на тему проблематика слова о полку игореве

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°*

    Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Сло­во о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» – прекрас­ный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Действительно, «Слово» – удиви­тельный памятник древней Руси. Прошло восемь веков с тех пор, как оно появилось. Но читатель входит в поэтический мир древнего текста так же свободно, как в эпос и лирику античности, не успевая освободиться от современных представлений и наполняя старые стро­ки своими проблемами.
    «Слово» написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века.
    Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были кня­жеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, – говорил Владимир Мономах князьям, – мы не прекратим междоусобий… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».
    Основная идея «Слова», которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвест­ный автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить мне­ние народа против междоусобных войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.
    Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор прони­зывает этой идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию произведения, его язык.
    Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий раз­ных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не оста­ются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах про­изведения. Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.
    Вдохновитель и руководитель похода – князь Игорь – уже с са­мого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, ко­торый «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь – храбрый воин, у него сильная воля, мужествен­ное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное пред­знаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступ­лением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненными… Хочу поломать копье о ко­нец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду.
    Близок Игорю и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове» носителями патриотической идеи – их боевой поход не для личной славы и не для удовлетворе­ния амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда изба­вить родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сде­лать свою Родину свободной, сильной, сплоченной.
    Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери, любви – так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов – большое личное несчастье.
    Нельзя не сказать о таком герое «Слова», как Святослав, кото­рый произносит свое «золотое слово». В этом слове Святослава жи­вет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть пора­жение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава к кня­зьям приобретает особое звучание – патриотического обращения.
    Интересным может стать наблюдение за характером Русской зем­ли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко.
    И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, корен­ным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженно­сти бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта ни­когда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.
    Наверное, именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем эпическом могуществе наделено необыкно­венным лиризмом.
    «Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художествен­ное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем вы­разилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.
    Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опус­тошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны, … и многих других».
    Сочинение на тему СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
    Прекрасным памятником древнерусской литературы является созданное неизвестным автором «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русского князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не знаем, кем он был, как оказался свидетелем исторических событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тонкостях открывается богатый душевный мир автора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую очередь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Слова… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы играет природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреждает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к русскому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом походе, не описание исторических событий, сражений, побед и поражений. Автор стремился в своем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно победить врага, что только объединив усилия, сплотив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасности красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки: …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предупреждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнаменования. Мы еще не знаем, что русское войско должно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войском:
    Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стремлении предотвратить трагедию русской дружины. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело поражение и было вынуждено отступать, его отступление снова сопровождают печальные картины природы. Природа страдает вместе с воинами: деревья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стремится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплыми туманами.
    К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна: О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого? Именно у родной природы она ищет сочувствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину: О Днепр Словутич!.. Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.
    Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, согревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.
    Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и образы для передачи этих представлений. Он описывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем понимать, что означает то или иное явление. Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испытывая вселенскую печаль, трава. Солнце «меркнет», предвещая неудачный поход, багряные снопы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикрывает свет тьмою». Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораблям — он их «лелеет на синем море», и Ярославна просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней милого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Русской земли. Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.
    Все сказанное выше является ярким подтверждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.
    Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреагировать на это. А он, в свою очередь, не мог бы передать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем через образы окружающего мира. Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что искренне считает: все эти предметы могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, испытывать радость и горе.
    Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, чтобы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию природы, значительно усиливаются.
    ⇐ Предыдущая123Следующая ⇒
    Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 1645 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Похожая информация:
    I. Организационный момент. Коля поставил на верхнюю полку 18 машинок, а на нижнюю – на 3 машинки меньше
    Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство»: Проблематика и поэтика
    Автор Слова о полку Игореве
    Античная философия: общая характеристика, наследственные связи с культурной древнего востока, характерная проблематика и особенности методологии
    Божественная комедия» Данте. Проблематика и композиция
    В которые необходимо вникать или, строго говоря, придавать им звучание
    Вечерняя поверка проводится по команде дежурного по полку (лагерному сбору) «К поверке приступить»
    Военные рассказы Гаршина: проблематика, особенности героев и конфликтов; развитие толстовских традиций и новаторство писателя
    Гендерная проблематика в социальной антропологии
    Гражданственно-патриотическое воспитание как стратегический ориентир высшего профессионального образования
    До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
    Занятие 3. Историческая основа «Слова о полку Игореве» по летописным повестям. Комментирование «темных мест» произведения
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  2. «Слово» написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века.
    Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были кня­жеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, – говорил Владимир Мономах князьям, – мы не прекратим междоусобий… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».
    Основная идея «Слова», которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвест­ный автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить мне­ние народа против междоусобных войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.
    Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор прони­зывает этой идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию произведения, его язык.
    Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий раз­ных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не оста­ются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах про­изведения. Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.
    Вдохновитель и руководитель похода – князь Игорь – уже с са­мого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, ко­торый «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь – храбрый воин, у него сильная воля, мужествен­ное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное пред­знаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступ­лением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненными… Хочу поломать копье о ко­нец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду.
    Близок Игорю и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове» носителями патриотической идеи – их боевой поход не для личной славы и не для удовлетворе­ния амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда изба­вить родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сде­лать свою Родину свободной, сильной, сплоченной.
    Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери, любви – так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов – большое личное несчастье.
    Нельзя не сказать о таком герое «Слова», как Святослав, кото­рый произносит свое «золотое слово». В этом слове Святослава жи­вет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть пора­жение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава к кня­зьям приобретает особое звучание – патриотического обращения.
    Интересным может стать наблюдение за характером Русской зем­ли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко.
    И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, корен­ным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженно­сти бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта ни­когда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.
    Наверное, именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем эпическом могуществе наделено необыкно­венным лиризмом.
    «Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художествен­ное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем вы­разилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.
    Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опус­тошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны, … и многих других».

  3. «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древ­нерусской литературы. Это произведение обладает такими вы­сокими художественными достоинствами, что можно уверен­но предположить наличие в эпоху создания «Слова» развитой письменной и книжной культуры.
    Трудно вообразить себе тот огромный временной промежу­ток, который отделяет нас от событий, описанных в «Слове о полку Игореве». Читая этот литературный памятник «старины глубокой», мы попадаем в последнюю четверть двенадцатого века. Это эпоха феодальной раздробленности, характеризую­щаяся тем, что Русь представляла собой не единое государ­ственное образование, а «содружество» многочисленных от­дельных княжеств, причем княжества эти постоянно враждо­вали друг с другом.
    Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор «Слова»: «…сказал брат брату: «Это мое и то мое же». И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сто­рон приходили с победами на землю Русскую». Словом «пога­ные» автор называет лютых врагов Руси — половцев. Их коче­вые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на цветущие города и сёла, неся смерть и опустошение.
    Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие — неудачными, но угроза оста­валась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего вра­га. Об одном из таких походов, закончившемся разгромом рус­ских войск, и рассказывается в «Слове о полку Игореве».
    Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич вы­ступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнамено­вание — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древ­ним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывает­ся от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя ус­тупил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умно­жалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаян­но. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал плен­ником половецкого хана Кончака. Через некоторое время кня­зю удалось бежать и возвратиться на Родину.
    Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападе­нию татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом опти­мизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последу­ющая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали стра­ну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская бит­ва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеров­ской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он по­казал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стрем­ление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превос­ходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демон­стрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.
    Богатству внутреннего содержания «Слова о полку Игоре­ве» соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь не­дальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». То, на­конец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю («сёла рады, грады веселы»), и провозглашает здравицу своим героям: «Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за хрис­тиан против нашествий поганых!»
    Очень верно и точно оценил значение выдающегося памят­ника древнерусской литературы тонкий исследователь «Слова» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназ­начение подлинных произведений искусства: они говорят но­вое новому, и они всегда современны».

  4. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник литературы Древней Руси, созданный на основе всей русской культуры 12 века. Оно теснейшим образом связано с культурой, языком, мировоззрением русского народа. «Слово…» – это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию.
    В «Слове…» рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и некоторых других князей против половцев в 1185
    году.
    Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следствие, слабая оборона Руси давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества. Игорь собирает войско и идет походом на половцев. В итоге русские терпят страшное поражение.
    Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа», воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого». Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.
    В «Слове…» автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но, прежде всего, осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси. Автор убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого Владимира».
    Автор стремится передать свою тревогу за судьбы родной земли всем русским князьям. Он обращается к ним, напоминая об их долге перед Родиной и призывая к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.
    Призыв к единению автор «Слова…» воплотил в образе Русской земли. Это центральный образ произведения. Автор воспринимал Родину как единое целое. Он гордится своей землей, уверен в ее могуществе.
    Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. В «Слове» автор пишет о поражении войска Игоря, но поэма в целом жизнеутверждающая, она обращена к будущему.

  5. «Слово о полку Игореве» было обнаружено в 1790-е годы А.И. Мусиным-Пушкиным. Находка этого произведения древнерусской литературы была случайной: он купил этот текст в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля.

    История открытия «Слова…»

    Причем купил даже не подлинник, а копию в составе летописи, датированной XV веком. Об этой находке узнала императрица Екатерина II, и в 1796 году с произведения сняли копию (которая получила название Екатерининской), а в 1800 году Слово… было опубликовано. Однако в 1812 году в Москве случается пожар, и библиотека Мусина-Пушкина сгорает, соответственно, гибнет и значительная часть первого тиража Слова…. Таким образом, до наших дней дошла только Екатерининская копия и несколько экземпляров из тиража.

    Проблема авторства и датировки

    Сразу после находки рукописи начались споры о ее авторстве. Существовало две версии: первая – Слово… это поздняя подделка, поскольку подлинник так и не был найден, и рукопись содержала множество непонятных мест. Вторая – Слово… изначально было написано не на русском языке и переведено. Но тогда вопрос: кто автор перевода?
    Споры ненадолго утихли, но возобновились в середине XIX века, т.к. был найден еще один текст – Задонщина, некоторые фрагменты которой едва ли не дословно повторяют те же фрагменты Слова…. Следовательно, возникла новая теория об авторстве: предположили, что автор Слова… знал Задонщину и решил написать похожий текст. Но однозначного мнения по этому вопросу не существует до сих пор.

    Проблематика слово о полку игореве

    Если признать Слово… подлинным текстом, то также встает вопрос об его авторстве. Возможно, автором был сам князь Игорь (князь Новгород-Северский Игорь Святославович, которых пошел на половцев в мае 1185 года) или его дружинники. События в этом текста описываются реальные, но автор – точно не автор летописей, поскольку летопись написана совершенно другим языком:
    – в летописи князья всегда восхваляются, а враги описываются отрицательно. Здесь же образ Игоря неоднозначен.
    – отличается способ изложения событий. Летопись описывает все документально и сухо, а Слово… написано художественным красочным языком.
    – в Слове… присутствуют выразительные описания природы (представленной как действующее лицо), а в летописи на природу внимание не обращается.

    Композиция «Слова…» и основные сюжетные линии

    Текст состоит из трех частей.
    Первую часть можно назвать эпической. В ней описывается, как Игорь вступает в поход, как ждет своих братьев. Описываются сражения: удачное первое и неудачное второе.
    Вторую часть, которая охватывает собой текст от описания сна Святослава до плача Ярославны, можно назвать публицистической. В ней содержится очень важное Золотое слово Святослава, где он призывает всех князей объединиться, дабы отомстить за за землю Русскую, за раны Игоря.
    Третья же часть – лирическая. Главное место в ней занимает плач Ярославны – жены Игоря, которая ждет его с ратных подвигов. Она обращается к природе, хочет перевоплотиться в птицу, дабы полететь к нему.
    Заканчивается Слово… успешным побегом Игоря из плена и возвращением домой, где его приветствует вся природа и вся Русь. Игорь отправляет в Киев (в реальности этого не было, это авторское допущение). Завершает текст прославление всех князей – Игоря, Всеволода и Владимира Игоревича.

    Нужна помощь в учебе?

  6. «Слово о полку Игореве» — единственное произведение древности, дошедшее до нас (не считая летописи). Оно было написано в ХII веке. Киевская Русь утратила в то время свою былую мощь, какою обладала при Ярославе Мудром или Владимире Мономахе. Положение русского народа было крайне тяжелым, от постоянных войн погибало «наследие Даждь-божьего внука, сокращалась жизнь человеческая».
    Автор говорит, что в то время голос одного пахаря уже не долетал до другого, а в воздухе были слышны только крики воронов, сзывающих друг друга на богатую добычу. И видя бедное положение государства, на Русь напали половцы.
    Русские князья не объединились, не приняли необходимых мер. Но в 1185 году четыре северных князя под руководством Игоря безуспешно пытались совершить поход против половцев. Это событие и послужило поводом для высказывания автором основной идеи – идеи объединения всех сил Руси под предводительством одного великого князя. Основная идея «слова» выражается в «Золотом слове» Святослава, где говорится, что князья рано начали свой завоевательный поход, «без славы пролили они кровь поганых». Основная причина поражения, — говорит автор устами Святослава, в том, что князья говорили: «Это – мое, а то – мое же, и на малое стали это великое молвити».
    Автор в своем произведении, несмотря на неверные действия князей, восхищается их мужеством, силой, храбростью. Желая подчеркнуть, как храбр Игорь, автор переносит затмение солнца не на конец похода, как это было в исторической действительности, а в самое начало его. Слова Игоря: «Лучше быть убитым, чем полоненным! Сядем, братья, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона», — еще яснее говорит о его смелости.
    Брат Игоря, Всеволод, также очень храбр в бою. «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая златым шлемом, там лежат поганые головы половецкие», — говорит автор.
    Дружина Всеволода всегда отличалась героизмом. Она «под трубами пеленана, под шлемами взлелеяна, с конца копья вскормлена, дороги ей знакомы, родники по оврагам известны». И идет такая дружина в бой, «ища себе чести, а князю славы».
    Образ Киевского князя является, по мнению автора, типом идеального правителя той эпохи, способным объединить все силы государства под одной властью. В «Слове» он противопоставлен четырем северским князьям, которые действуют ради собственных интересов.
    В поэме «Слово о полку Игореве» много лирических отступлений, в которых автор выражает свои мысли, чувства и переживания, касающиеся описываемых событий. Композиция, система образов, лирические отступления, художественные средства – все в поэме служит для того, чтобы читатель яснее почувствовал основную мысль произведения. Автор поэмы – пламенный патриот своей Родины, носитель идей единства в тяжелое для страны время феодальной раздробленности. «Слово о полку Игореве» является художественно – агитационным произведением.
    Читая поэму в наши дни, мы видим, что даже в ХII веке у наших предков существовала прекрасная, великая литература. Несомненно, она была основана на традициях, на народном фальклоре. И литература эта откликалась на важнейшие политические темы той эпохи.
    Конечно, существовали тогда и другие прекрасные произведения. Но «Слово о полку Игореве» — единственное художественное произведение, дошедшее до нас, по которому мы можем судить об особенностях литературы того времени.

  7. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  8. Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич вы­ступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнамено­вание — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древ­ним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывает­ся от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя ус­тупил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умно­жалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаян­но. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал плен­ником половецкого хана Кончака. Через некоторое время кня­зю удалось бежать и возвратиться на Родину.
    Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападе­нию татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом опти­мизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последу­ющая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали стра­ну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская бит­ва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеров­ской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он по­казал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стрем­ление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превос­ходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демон­стрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности. Материал с сайта //iEssay.ru

  9. Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор «Слова»: «…сказал брат брату: «Это мое и то мое же». И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сто­рон приходили с победами на землю Русскую». Словом «пога­ные» автор называет лютых врагов Руси — половцев. Их коче­вые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на цветущие города и сёла, неся смерть и опустошение.
    Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие — неудачными, но угроза оста­валась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего вра­га. Об одном из таких походов, закончившемся разгромом рус­ских войск, и рассказывается в «Слове о полку Игореве».
    Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич вы­ступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнамено­вание — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древ­ним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывает­ся от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя ус­тупил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умно­жалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаян­но. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал плен­ником половецкого хана Кончака. Через некоторое время кня­зю удалось бежать и возвратиться на Родину.
    Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападе­нию татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом опти­мизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последу­ющая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали стра­ну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская бит­ва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеров­ской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он по­казал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стрем­ление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превос­ходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демон­стрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.
    Богатству внутреннего содержания «Слова о полку Игоре­ве» соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь не­дальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». То, на­конец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю («сёла рады, грады веселы»), и провозглашает здравицу своим героям: «Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за хрис­тиан против нашествий поганых!»
    Очень верно и точно оценил значение выдающегося памят­ника древнерусской литературы тонкий исследователь «Слова» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназ­начение подлинных произведений искусства: они говорят но­вое новому, и они всегда современны».

  10. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – вариант 4
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  11. «Образ русской земли в «Слове о полку «Игореве»
    План сочинения
    1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
    А) история создания произведения, цель написания;
    Б) летописная основа «Слова…»
    2. Образ Руси на страницах «Слова…»:
    А) Роль природных явлений в произведении;
    Б) использование олицетворений в тексте;
    В) образы русских князей;
    Г) фольклорные мотивы в произведении;
    Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»;
    Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции;
    Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения;
    3. Основная идея «Слова о полку Игореве» – призыв к объединению русских князей.
    :Каким я себе представляю автора “Слова о полку Игореве”
    1.Патриот земли русской,
    2.Человек, обладающий широким историческими познаниями и политическим мышление.
    3. Поэт, вложивший в свое творение личное чувство умеющий ярко, образно, динамично.
    Умеющий рассказать свидетелям и участникам картины в которых он был.
    4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние молитвы.
    5 Автор-новатор,  опередивший свое время.
    Читая “Слово о полку Игореве”.
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    «Ярославна – героиня “Слова о полку Игореве”».
    Вступление. Главная тема «Слова… » — повествование о неудачном походе Игоря против половцев. Автору «Слова… » важно глубокое эмоциональное осмысление событий русской истории. «Слово… » удивительно лирично. Вершиной лиризма в «Слове… » является плач Ярославны.
    Основная часть.
    а) Женщина героиня древнерусского эпоса. Необычно, что в повествовании о военных походах русских князей появляется героиня женщина. Но Ярославна — не героиня в прямом смысле этого слова. Она не сражается, не совершает активных действий.
    б) Кто такая Ярославна? Ярославна княгиня, жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Галицкого. Она ждёт возвращения Игоряв Путивле.
    в) Сила любви Ярославны.
    г) К кому обращается Ярославна в своем паче, о чем молит? Ярославна обращается к природе (ветру, реке, солнцу) . Она молит о спасении князя Игоря, упрекает природу за то, что она помогала половцам и погубила русское войско.
    д) В чем смысл образа Ярославны? Ярославна это воплощение любви и скорби, олицетворение любящей жены и символгорести всего русского народа
    Заключение. Образ Ярославны усиливает трагическое звучание «Слова…» . Одновременно, вместе с её образом в «Слово… » входит тема спасительной любви. В её плаче, её мольбах выразилось общее < несчастье всего народа, горестный плач всей земли русской. «В чем пафос памятника "Слово о полку Игореве» Вступление. «Слово о полку Игореве» произведение необыкновенно глубокого содержания. Основная часть. а) Основная тема «Слова...» . В начале «Слова... » автор говорит о том, что его великий предшественник сказитель Боян воспевал давние времена и деяния старых князей. Он же, «по иному замышленью» , хочет поведать о настоящем, о князях, чьим современником он был, и событиях, которые он видел. б) Углубление смысла «Слова...» . Однако смысл повести углубляется за счёт расширения временных (автор рассказывает о прошедших временах и размышляет о будущем) и географических (обобщенно автор показывает всю Русь) рамок. в) Главная мысль автора. Показав перспективу исторического развития Руси и горестные итоги современной политической ситуации (междоусобицы, разорение городов, гибель храбрых воинов, ослабление военной мощи Руси) , автор высказывает свою заветную мысль: сила Руси — в её единстве, в союзничестве между князьями. г) Народность «Слова...» . Главная мысль автора есть выражение надежд всего русского народа. Заключение. Пафос «Слова... » заключается в торжественном призыве русских князей к объединению и прекращению распрей. Призыв исходит от всего русского народа. «В чем актуальность этого произведения в наши дни? » Вступление. «Слово о полку Игореве» было создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово... » остается актуальным и в наши дни. Основная часть. а) Проблема разъединения славянского мира. В наши дни славянские народы (например, русские и украинцы) относятся друг к другу с неприязнью. А ведь их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Враг, который сейчас грозит славянскому миру — это глобализация. Потеря культурных связей между восточнославянскими странами может послужить причиной того, что всё более однообразной, ориентированной на Запад будет становиться их культура. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда. б) Независимый дух «Слова...» . Автор «Слова... » восхваляет князя Игоря и других русских князей, но это не мешает ему критически оценивать результаты их действий. Голос автора это выражение позиции всего русского народа. Заключение. «Слово... » напоминает нам о наших культурных корнях, об общей истории разделяющихся сейчас славянских народов. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве» I. Автор «Слова о полку Игореве». П. Патриотический пафос «Слова...». 1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси. 2. Гражданское мужество автора. 3. Обращение к устному народному творчеству. 4. Роль ораторских приемов в произведении. III. «Слово» - творение настоящего мастера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *