Сочинение на тему путешествие по стране лексикологии 5 класс
3 варианта
Лексикология …
Сколько слов в русском языке? Есть ли ответ на этот вопрос? Или дать ответ на него очень сложно? К примеру, А. С. Пушкин использовал в своих произведениях более 21 тысячи слов, М. Горький-более 30 тысяч.
Богатство нашего языка в его огромном запасе-лексике. Изучением лексики, всего словарного состава языка, и занимется лексикология. Наука эта сравнительно молодая, но многоаспектная. Ведь объектом изучения ее является слово, слово с самых его различных сторон.
Какие задачи стоят перед лексикологией, как перед наукой? Что ее интересует?
Прежде всего, лексикология занимается изучением слова, его семантикой. Кроме того, лексикологию интересует и происхождение слова, его этимология. Профессиональные слова, заимствованные, неологизмы, синонимы, антонимы-вот далеко не полный перечень того, что интересует лексикологию. И тут ей на помощь приходят словари русского языка, “Этимологический”,”Словарь омонимов”, “Фразеологический словарь”. Примечательно, что и описанием лексики в виде словарей тоже занимается эта наука. Получается, что эта лингвистическая наука очень всеобъемлющая и безграничная. Почему же перед этой, такой молодой наукой, стоят такие сверхзадачи?
Вероятно, это связано с прогрессом, а, ведь как известно, именно в слове находят свое отражение все изменения, происходящие в мире:появление новых понятий и слов, заимствование из других языков, измения стилистистических свойств слова и оборотов речи.
Думаю, что “работы” у лексикологии еще много и много. И при этом нельзя не согласиться со словами известного лингвиста Розенталя, утверждающего, что изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями.
Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. “Для всего того, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. (К. Паустовскийй)
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Слово, выражение (от греческого “лексис”), словарный состав языка изучаются в науке лексикологии,
Словарный состав языка постепенно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестаёт существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтоб обознчить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т. д.
Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов) ; слов, противоположных по значению (антонимов) ; устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Трудно сосчитать все слова русского языка и включить их в словари, даже самые большие. Из них самым большим является 17-томный, в котором больше 120 тысяч слов. Это “Словарь современного русского литературного языка”, созданный Институтом русского языка Российской академии наук.
Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Даже “Школьный толковый словарь русского языка” М. , С. Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов.
В стране Лексикологии
Жил да был мальчик Вова . Учился он
в 6 классе . Обычный мальчик , но
очень ленивый , страшно не любил ходить
в школу и учить уроки .
– Да ещё эта контрольная по русскому языку !
Синонимы ! Антонимы ! –
– Зачем
мне это надо ? – рассуждал он .
– Вот бы стать волшебником ! Р-р-аз и всё есть
!
Так он не спеша
шёл в школу с трудом неся свой
портфель , подкидывая вверх
новым чёрным ботинком осенние листья . И тут ему попалась на глаза
пустая банка от Спрайта. Он размахнулся
и как даст по банке ногой ! Неожиданно банка как бабахнет ! Всё вокруг утонуло в дыму ! Вова присел и
закрыл глаза !
Так он просидел несколько минут
, пока пришёл в себя . Открывает глаза . Вот это да ! Сидит
он на надувном матрасе на красивой зелёной лужайке возле огромного синего бассейна , солнце светит , жара как в Африке . Короче ,
как в сказке !
Смотрит , а к нему быстро
приближается красивый официант в белоснежном костюме в белых перчатках .
– Вот это жизнь
! Только имя на бейджике у
официанта какое-то странное , Антоним
! – подумал Вова .
– Добрый вечер , хозяин !
– Ты , чё ?
Ненормальный ? Сейчас же утро !
– Я в своём уме . Ни чего не желаете , сэр ? – спросил он .
– Хочу мороженого
и что-нибудь из холодильника попить ! –
– Будет
сделано .-
Через несколько
минут официант появился с подносом . И о ужас !
В вазочке для мороженого находилось что-то жидкое и горячее . А в чашке
– натуральный кипяток ! Вова рассердился не на шутку !
– Ты чё совсем
тю-тю ? Ты в какой стране родился ?
– Что просили ,
то и принёс ! А родился я в замечательной стране Лексикология .
Вот тут Вову и
осенило – « Так вот куда он попал ! Теперь и имя официанта ему стало понятно .
Что же теперь делать ? Как домой вернуться ?
«
– Слушай ! А ты
здесь один ? – спросил Вова .
– Нет , вместе с
братом Синонимом .
– А ты меня
спрячешь от него ? – схитрил Вова .
– Обязательно познакомлю
!
– Ты меня потом
познакомишь?-
– Прямо , сейчас
, пошли.- сказал официант Антоним .
Счастливый Вова
в припрыжку побежал следом за Антонимом . А тот повёл Вову через весь
парк к высокому красивому забору и ещё
выше забора , кованым воротам .
Возле ворот стоял как две капли воды похожий
на официанта охранник . На бейджике было написано « Синоним» . Вова упал на
колени и стал умолять охранника выпустить его за ворота .
– Миленький ,
родненький , любименький , золотой ты мой , драгоценненький выпусти меня , пожалуйста !-
Охранник немного
подумав сказал : « За то , что ты знаешь столько красивых и ласковых синонимов , я тебя выпущу ! Но обещай , что
впредь будешь серьёзно относиться к изучению Лексикологии и изучению всего могучего Русского языка !»
– Обещаю ,
обязуюсь , клянусь !- быстро говорил
Вова .
Охранник взял Вову за руку и приказал закрыть глаза . Вова послушно закрыл глаза . А
когда открыл , то увидел перед собой
учительницу Светлану Ивановну , которая держала его за руку и пыталась
поднять на ноги .
– Вова ! С тобой
всё в порядке ? Ты не сильно перепугался ? Вот хулиганы !Сегодня у меня первый урок в вашем классе . Контрольную по лексикологии сможешь написать ? –
– Да-а , Светлана Ивановна ! Теперь точно смогу !
Лексикология …
Сколько слов в русском языке? Есть ли ответ на этот вопрос? Или дать ответ на него очень сложно? К примеру, А. С. Пушкин использовал в своих произведениях более 21 тысячи слов, М. Горький-более 30 тысяч.
Богатство нашего языка в его огромном запасе-лексике. Изучением лексики, всего словарного состава языка, и занимется лексикология. Наука эта сравнительно молодая, но многоаспектная. Ведь объектом изучения ее является слово, слово с самых его различных сторон.
Какие задачи стоят перед лексикологией, как перед наукой? Что ее интересует?
Прежде всего, лексикология занимается изучением слова, его семантикой. Кроме того, лексикологию интересует и происхождение слова, его этимология. Профессиональные слова, заимствованные, неологизмы, синонимы, антонимы-вот далеко не полный перечень того, что интересует лексикологию. И тут ей на помощь приходят словари русского языка, “Этимологический”,”Словарь омонимов”, “Фразеологический словарь”. Примечательно, что и описанием лексики в виде словарей тоже занимается эта наука. Получается, что эта лингвистическая наука очень всеобъемлющая и безграничная. Почему же перед этой, такой молодой наукой, стоят такие сверхзадачи?
Вероятно, это связано с прогрессом, а, ведь как известно, именно в слове находят свое отражение все изменения, происходящие в мире:появление новых понятий и слов, заимствование из других языков, измения стилистистических свойств слова и оборотов речи.
Думаю, что “работы” у лексикологии еще много и много. И при этом нельзя не согласиться со словами известного лингвиста Розенталя, утверждающего, что изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями.
Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. “Для всего того, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. (К. Паустовскийй)
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Слово, выражение (от греческого “лексис”), словарный состав языка изучаются в науке лексикологии,
Словарный состав языка постепенно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестаёт существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтоб обознчить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т. д.
Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов) ; слов, противоположных по значению (антонимов) ; устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Трудно сосчитать все слова русского языка и включить их в словари, даже самые большие. Из них самым большим является 17-томный, в котором больше 120 тысяч слов. Это “Словарь современного русского литературного языка”, созданный Институтом русского языка Российской академии наук.
Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Даже “Школьный толковый словарь русского языка” М. , С. Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов.
В стране Лексикологии
Жил да был мальчик Вова . Учился он
в 6 классе . Обычный мальчик , но
очень ленивый , страшно не любил ходить
в школу и учить уроки .
– Да ещё эта контрольная по русскому языку !
Синонимы ! Антонимы ! –
– Зачем
мне это надо ? – рассуждал он .
– Вот бы стать волшебником ! Р-р-аз и всё есть
!
Так он не спеша
шёл в школу с трудом неся свой
портфель , подкидывая вверх
новым чёрным ботинком осенние листья . И тут ему попалась на глаза
пустая банка от Спрайта. Он размахнулся
и как даст по банке ногой ! Неожиданно банка как бабахнет ! Всё вокруг утонуло в дыму ! Вова присел и
закрыл глаза !
Так он просидел несколько минут
, пока пришёл в себя . Открывает глаза . Вот это да ! Сидит
он на надувном матрасе на красивой зелёной лужайке возле огромного синего бассейна , солнце светит , жара как в Африке . Короче ,
как в сказке !
Смотрит , а к нему быстро
приближается красивый официант в белоснежном костюме в белых перчатках .
– Вот это жизнь
! Только имя на бейджике у
официанта какое-то странное , Антоним
! – подумал Вова .
– Добрый вечер , хозяин !
– Ты , чё ?
Ненормальный ? Сейчас же утро !
– Я в своём уме . Ни чего не желаете , сэр ? – спросил он .
– Хочу мороженого
и что-нибудь из холодильника попить ! –
– Будет
сделано .-
Через несколько
минут официант появился с подносом . И о ужас !
В вазочке для мороженого находилось что-то жидкое и горячее . А в чашке
– натуральный кипяток ! Вова рассердился не на шутку !
– Ты чё совсем
тю-тю ? Ты в какой стране родился ?
– Что просили ,
то и принёс ! А родился я в замечательной стране Лексикология .
Вот тут Вову и
осенило – « Так вот куда он попал ! Теперь и имя официанта ему стало понятно .
Что же теперь делать ? Как домой вернуться ?
«
– Слушай ! А ты
здесь один ? – спросил Вова .
– Нет , вместе с
братом Синонимом .
– А ты меня
спрячешь от него ? – схитрил Вова .
– Обязательно познакомлю
!
– Ты меня потом
познакомишь?-
– Прямо , сейчас
, пошли.- сказал официант Антоним .
Счастливый Вова
в припрыжку побежал следом за Антонимом . А тот повёл Вову через весь
парк к высокому красивому забору и ещё
выше забора , кованым воротам .
Возле ворот стоял как две капли воды похожий
на официанта охранник . На бейджике было написано « Синоним» . Вова упал на
колени и стал умолять охранника выпустить его за ворота .
– Миленький ,
родненький , любименький , золотой ты мой , драгоценненький выпусти меня , пожалуйста !-
Охранник немного
подумав сказал : « За то , что ты знаешь столько красивых и ласковых синонимов , я тебя выпущу ! Но обещай , что
впредь будешь серьёзно относиться к изучению Лексикологии и изучению всего могучего Русского языка !»
– Обещаю ,
обязуюсь , клянусь !- быстро говорил
Вова .
Охранник взял Вову за руку и приказал закрыть глаза . Вова послушно закрыл глаза . А
когда открыл , то увидел перед собой
учительницу Светлану Ивановну , которая держала его за руку и пыталась
поднять на ноги .
– Вова ! С тобой
всё в порядке ? Ты не сильно перепугался ? Вот хулиганы !Сегодня у меня первый урок в вашем классе . Контрольную по лексикологии сможешь написать ? –
– Да-а , Светлана Ивановна ! Теперь точно смогу !