Сочинение на тему мой любимый писатель юнна мориц 4 класс
4 варианта
Юнна
Мориц
(р.1937)
Когда вы слышите имя
поэтессы Юнны Мориц, в подсознании тут же звучит мелодия из детства «Под
грустное мычание, под бодрые рычание…». Её знаменитые стихи «Большой секрет
для маленькой компании» знают взрослые и дети. Юнна Мориц научила детей дружбе,
добру, любви к природе и открыла удивительный мир своей поэзии. Только
вспомните детские песни «Собака бывает кусачей», «Ёжик резиновый», «Крошка
Енот», «Земляничный дождик»… и на душе сразу станет светло и радостно.
Юнна Петровна родилась 2 июня
1937 года в Киеве. Закончила филологический факультет Киевского университета и
отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького в Москве. Своё первое
стихотворение поэтесса сочинила в 4 года: Ослик
встал на табуретку Ослик
съел свою таблетку Наконец-то
горло У
него продёрло.
Наверное, с тех самых пор,
вдохновение и способность видеть мир глазами ребёнка осталось с Мориц навсегда.
Удивительный её сказочный мир с «букетами котов», «композитором пирога», «каретой
причёсок», «туманом в сметане» – не оставят равнодушными ни детей, ни
взрослых.
В поэзии Юнны Мориц много
животных: козлики, коровы, козы, дельфины и, прежде всего, обожаемые поэтессой кошки:
кошка-толстушка, малиновая, и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и
милые. Не могла обойтись поэтесса и без очаровательных собак и щенков, которые «цветочки
нюхают и поют серенады», работают почтальоном и у которых «расцветают в
душе незабудки, в желудке играет кларнет».
Поэзия Юнны Мориц необычайно
образна. Удивительны образы одушевленной еды «Шли два жареных яйца…» и
одежды «ботинки …пьют на пляже воду». Абстрактные понятия в поэзии Юнны
Мориц материализуются самым причудливым образом, мы узнаём, что мысли в голове
могут расти, а если «скучать в зелёной тоске…», лениться, то …
мысли прокиснут А
крылья обвиснут Как
лохмотья в пучине морской.
Все герои стихов Юнны
Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети:
кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся,
капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы
к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и
весёлые, необычные и даже фантастические. У Юнны Мориц вы не найдёте назидания,
поучения. Грустить, творить, фантазировать, дурачиться, капризничать ребёнок
имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью,
иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им
и окружающим физический вред. Ритмичные, а иногда явно абсурдные стихи Мориц не
имеют возрастных ограничений. Удовольствие от их прочтения и море смеха, даже
хохота гарантировано всем!
Источник: http://stihidetyam.ru/child_classics/moric_y.php Спрашивайте книги Юнны Мориц в детских библиотеках:
Мориц
Ю.П. Большой секрет для маленькой компании / Ю. Мориц.- М., 2005.- 61с.- (Любимая книжка)
Мориц
Ю.П. Волшебный ларец / Ю.
Мориц.- М., 1988.- 17с.: ил.
Мориц
Ю.П. На этом береге высоком / Ю. Мориц.- М., 1987.- 318с.: ил
Мориц
Ю.П. Собака бывает кусачей / Ю. Мориц.- М., 2000.- 112с.: ил.
К списку писателей
Содержание
Биография………………………………………………………………………….3
Творчество…………………………………………………………………………6
Стихи для детей……………………………………………………………………8
Библиография…………………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………………12
Приложение 1 – Обложки издаваемых книг Юнны Мориц…………………..13
Приложение 2 – Фотографии Юнны Мориц…………………………………..15 Биография … Напомнит что душа –
… Не мера, а избыток,
… И что талант — не смесь
… Всего, что любят люди,
… А худшее, что есть,
… И лучшее, что будет.. . (с) Юнна Мориц
Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве. В этом же году её отец был арестован, через несколько месяцев освобождён, но после перенесённых пыток стал быстро слепнуть. По словам поэтессы, слепота отца оказала чрезвычайное влияние на развитие её внутреннего зрения.
В 1954 году окончила школу в Киеве, поступила на филологический факультет Киевского университета. К этому времени появились первые публикации в периодике.
В 1955-ом поступила на дневное отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького в Москве и окончила его в 1961 году, несмотря на то, что в 1957 её исключили оттуда вместе с Геннадием Айги за «нездоровые настроения в творчестве». Это была серьёзная «репрессия» с выселением из Москвы, что в 1957 году было чревато не просто «опалой».
В 1961 вышла первая книга поэтессы в Москве «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике на ледоколе «Седов» летом 1956 года.
Её книги не издавали (за стихи «Кулачный бой» и «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год (в то время существовали «чёрные списки» для издателей и цензуры) и с 1990 по 2000 год. Однако, несмотря на запрет, «Кулачный бой» был опубликован заведующим отдела поэзии журнала «Молодая гвардия» Владимиром Цыбиным, после чего он был уволен.
Но её «чистая лирика сопротивления», заявленная в книге «По закону — привет почтальону» открыта широкому кругу внимательных читателей, и пространство этого сопротивления огромно по всем радиусам. Высшим ценностям — человеческой жизни и человеческому достоинству — посвящены поэма «Звезда сербости» (о бомбёжках Белграда), которая издана в книге «Лицо», а также цикл короткой прозы «Рассказы о чудесном» (печатались в «Октябре», в «Литературной газете», и за рубежом, а теперь вышли отдельной книгой — «Рассказы о чудесном»).
Её лирические стихи написаны в лучших традициях классической поэзии, и в то же время абсолютно современны. О своих литературных учителях и пристрастиях Юнна Мориц говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин, ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн».
К своей поэтической среде она относит «Блока, Хлебникова, Гомера, Данте, царя Соломона — предположительного автора „Песни Песней“ — и поэтов греческой древности» (из Интервью газете «Газета», 31 мая 2004 года).
Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Богатство красок, использование точных рифм вперемежку с ассонансами — вот что отличает поэзию Мориц. Повторы часто звучат как заклинания, метафоры открывают всё новые возможности истолкования её стихов, в которых она пытается проникнуть в суть бытия.
Юнна Мориц — автор поэтических книг, в том числе «В логове го?лоса» (1990), «Лицо» (2000), «Таким образом» (2000), «По закону — привет почтальону!» (2005), а также книг стихов для детей («Большой секрет для маленькой компании» (1987), «Букет котов» (1997)). На стихи Юнны Мориц написано много песен.
Она — великолепный художник, в её книгах опубликованы сотни листов авторской графики, которые — не иллюстрации, а «такая поэзия на таком языке».
Юнна Мориц является автором сценариев мультфильмов для детей: «Большой секрет для маленькой компании» (1979), «Мальчик шел, сова летела» (1981).
Стихи Юнны Мориц переводили Лидия Пастернак, Стенли Кьюниц, Уильям Джей Смит с Верой Данем, Томас Уитни, Дэниэл Уайсборт, Элайн Файнштейн, Керолайн Форше. Её стихи переведены на все европейские языки, а также на японский и китайский.
Премии Юнны Мориц:
1. премия им. А. Д. Сахарова — «за гражданское мужество писателя»
2. премия «Триумф» (Россия)
3. «Золотая роза» (Италия)
4. национальная премия «Книга года» (в рамках Международной Московской книжной выставки-ярмарки) в номинации «Поэзия — 2005»
5. премия им. А. Дельвига — 2006
6. национальная премия «Книга года» (в рамках Международной Московской книжной выставки-ярмарки) в номинации «Вместе с книгой мы растём — 2008». Творчество
Доминанта поэзии Мориц – динамичное и многоаспектное сравнение-сопоставление жизни и творчества. Искусство – неотделимая и незаменимая часть бытия, равноправная по отношению к природе и человеку, не нуждающаяся в оправдании внехудожественными целями: «О жизни, о жизни – о чем же другом? / Поет до упаду поэт…»
Характер лирической героини Мориц отличается резкой очерченностью и определенностью: незаурядный темперамент, сосредоточенность на своем главном деле, категоричность суждений, бескомпромиссность, неминуемо ведущая к изоляции. Постоянный антипод и оппонент поэтессы, объект саркастических, порой преднамеренно грубых выпадов – псевдоинтеллигенция, склонная кичиться своей «избранностью» и симулировать «духовность». Вместе с тем для простых, искренних, занятых реальным трудом людей у поэтессы всегда достает и доброты, и теплоты: «Но ты когда-нибудь заглядывал в души людей, / Идущих по морозу в слезах?»
Культ творческого усилия в поэзии Мориц основан на глубокой вере в неисчерпаемость потенциальных возможностей человека. Стихи, являющие собой пример реально осуществленной гармонии, сами по себе передают читателю тот заряд жизнетворческой энергии, который призван помочь в следовании высокому и суровому этическому кодексу, закрепленному в поэзии Мориц.
Стилевые истоки поэтики Мориц – в «серебряном веке», о чем свидетельствуют и высказывания поэтессы, предложившей термит «ахмацвет» как своеобразную «единицу» женской поэзии в России. В художественной практике Мориц можно увидеть плодотворное продолжение обеих традиций – и ахматовской (зримая пластичность образных деталей, атмосфера таинственности, стройность композиции), и цветаевской (нервная напряженность интонации, лирический максимализм, склонность к гиперболам). К этому надо добавить явственные переклички с блоковским поэтическим миром (тяготение метафор к предельной символической многозначности, оксюморонное соединение «высокого» и «низкого»). Творчество Мориц – редкий пример достаточно гармоничного соединения в индивидуальном новаторском опыте поэтических импульсов, полученных от символистской, акмеистической и футуристической художественных систем.
Свой индивидуальный и броский поэтический почерк Мориц обрела уже в начале 1960-х годов, и ее дальнейший творческий путь – все более последовательная реализация сразу определившихся возможностей. В этом смысле Мориц относится к тем мастерам, которых Цветаева называла «поэтами без истории»: все стихи, написанные Мориц на протяжении сорока лет, образуют единство, усиленное верностью поэтессы вечным темам жизни и смерти, любви, творчества.
Юнна Мориц много занималась поэтическими переводами, таких авторов, как:
· Мигель Эрнандес
· Моисей Тейф
· Умберто Саба
· Бетти Альвер
· Яннис Рицос
· Георгос Сеферис
· Константинос Кавафис
· Рита Буми-Папа
· Федерико Гарсиа Лорка
· Овсей Дриз
· Рива Балясная
· Арон Вергелис
· Расул Гамзатов
· Виталий Коротич Стихи для детей
В представлении Ю. Мориц детство – это обнаженная тайна мирового духа, и в детстве же заключается тайна поэзии. Парадоксальностью, игровым юмором, непритворной добротой отмечены детские стихи Мориц. Импульсом к написанию детских стихов послужило и рождение сына, и более свободная атмосфера в детских издательствах. В «детских стихах Мориц творит рай, где только и возможны чудеса наяву, и помогает детям не расстаться с детством и сказкой. Мечта и фантазия преобразуют реальный мир до неузнаваемости, буквально переворачивают его.
Важную роль играют эпитеты – «резиновый» ежик», «малиновая» кошка. Обычные или экстравагантные, они точны в отношении внутреннего восприятия.
Стихам Мориц присуща внутренняя музыкальность. Многие стихотворения благодаря своей мелодичности стали песнями («Собака бывает кусачей», «Ежик резиновый»). Важнейшую роль в ее художественной системе играет редкая для современной поэзии рефренность: повтор или варьирование ключевых строк или строф сообщает стихам смысловую стройность и вместе с тем создает магическую атмосферу. Стихи своим рисунком напоминают орнамент, так много в них значат переплетения образов, мотивов, деталей («Малиновая кошка»).
В стихах для детей Ю. Мориц главенствует радость, то празднично звонкая, то приглушенно-лирическая («Букет котов»). Многие детские стихотворения производят впечатление театральных постановок. Поэтесса выступает против штампов; художественная первичность – непременное качество ее взрослых и детских стихов. 1. Большой секрет для маленькой компании
Под грустное мычание,
Под бодрое рычание,
Рождается на свет
Большой секрет
Для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой
Секрет:
— Ах, было б только с кем…
Ах, было б только с кем…
Ах, было б только с кем
Поговорить! 2. Ёжик резиновый
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шёл ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.
Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы – волки вокруг?
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинился друг.
Милая птица,
Извольте спуститься –
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клёны алеют,
Ждёт вас находка в бюро.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку! Библиография Книги стихов (Приложение 1):
1. «Мыс желания». Сов. пис. М., 1961.
2. «Лоза». Сов. пис. М., 1970.
3. «Суровой нитью». Сов.пис., М., 1974.
4. «При свете жизни». Сов.пис., М., 1977.
5. «Третий глаз». Сов.пис., М., 1980.
6. «Избранное». Сов.пис., М., 1982.
7. «Синий огонь». М., Сов.пис., 1985.
8. «На этом береге высоком». М., Современник. 1987.
9. «Портрет звука». PROVA D`AUTORE, Италия. 1989.
10. «В логове гoлоса». М., Московский рабочий, 1990.
11. «Лицо». Стихотворения. Поэма. М., Русская книга. 2000.
12. «Таким образом». Стихотворения. Спб., «Диамант»,
13. «Золотой век». 2000, 2001.
14. «По закону — привет почтальону!». М., Время, 2005, 2006. Проза:
«Рассказы о чудесном». М., Время, 2008 г. Книги для детей «от 5 до 500 лет»:
1. «Счастливый жук». М., Издательство «Малыш», художник И.Рублёв, 1969 г.
2. «Большой секрет для маленькой компании». М., 1987, 1990 гг.
3. «Букет котов». М., Мартин, 1997.
4. «Ванечка». Книга акростихов. Челябинск, АвтоГраф. 2002.
5. «Двигайте ушами» Для детей от 5 до 500 лет. М., Росмен. 2003, 2004, 2005, 2006 гг.
6. «Тумбер-Бумбер». М. Издательство «Папа Карло», художник Евг. Антоненков, 2008 г. Список использованной литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.
2. Книга для семейного чтения: Стихи, рассказы, сказки для детей ст. дошк. возраста: Книга для родителей/ Сост. З.Я. Рез и др., Под ред. В.М. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3. Кто есть кто в России: Справочное издание. – М.: Олимп, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.
4. Хрестоматия по детской литературе: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000.
Ресурсы интернета:
5. http://www.owl.ru/morits/ — Официальный сайт Юнны Мориц
Приложение 1 Обложки издаваемых книг Юнны Мориц
Приложение 2 Фотографии Юнны Мориц
Когда я была еще совсем маленькая и не умела читать, мама часто рассказывала мне сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работнике Балде, о спящей царевне, о царе Салтане. В то время я не знала, кто был автором столь интересных сочинений. И, когда немного повзрослела, узнала, что их все написал великий поэт и драматург России Александр Сергеевич Пушкин. Теперь я перечитываю любимые с детства сказки сама.
Самым любимым моим произведением у Пушкина является «У Лукоморья дуб зеленый». Мне настолько нравится этот отрывок из «Руслана и Людмилы», что я выучила его самостоятельно еще в 1-м классе.
Удивительно то, что сюжеты для всех сказок поэт черпал из сказок, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, к которой он питал очень нежные чувства и посвятил ей немало стихов. Александра, по сути, она воспитала сама. Именно няня способствовала развитию поэтического таланта у маленького Саши. Благодаря ей Россия имеет этого великого, гениального литератора.
Но Александр Сергеевич знаменит не только сказками. У него множество произведений лирических и трагических. Поэт создал целую серию стихов посвященных красоте природы, особенно трогательно он описывал свою любимую пору года – осень. « Унылая пора! Очей очарованье!», «Осеннее утро», «Уж небо осенью дышало» и еще очень много других.
Все стихотворения гениального поэта легки и приятны на слух, но в то же время каждое пропитано глубоким смыслом и безграничной любви к родине, семейным ценностям и окружающему вокруг миру.
За свою короткую жизнь, которая прервалась трагически на дуэли, Пушкин внес достаточно большой вклад в развитие русского творчества, литературы и смог передать красоту русского языка. Пройдут века, но его произведения останутся вечными и будут перечитываться, и пересказываться следующими поколениями.
4 класс
Юнна
Мориц
(р.1937)
Когда вы слышите имя
поэтессы Юнны Мориц, в подсознании тут же звучит мелодия из детства «Под
грустное мычание, под бодрые рычание…». Её знаменитые стихи «Большой секрет
для маленькой компании» знают взрослые и дети. Юнна Мориц научила детей дружбе,
добру, любви к природе и открыла удивительный мир своей поэзии. Только
вспомните детские песни «Собака бывает кусачей», «Ёжик резиновый», «Крошка
Енот», «Земляничный дождик»… и на душе сразу станет светло и радостно.
Юнна Петровна родилась 2 июня
1937 года в Киеве. Закончила филологический факультет Киевского университета и
отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького в Москве. Своё первое
стихотворение поэтесса сочинила в 4 года:
Ослик
встал на табуретку
Ослик
съел свою таблетку
Наконец-то
горло
У
него продёрло.
Наверное, с тех самых пор,
вдохновение и способность видеть мир глазами ребёнка осталось с Мориц навсегда.
Удивительный её сказочный мир с «букетами котов», «композитором пирога», «каретой
причёсок», «туманом в сметане» – не оставят равнодушными ни детей, ни
взрослых.
В поэзии Юнны Мориц много
животных: козлики, коровы, козы, дельфины и, прежде всего, обожаемые поэтессой кошки:
кошка-толстушка, малиновая, и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и
милые. Не могла обойтись поэтесса и без очаровательных собак и щенков, которые «цветочки
нюхают и поют серенады», работают почтальоном и у которых «расцветают в
душе незабудки, в желудке играет кларнет».
Поэзия Юнны Мориц необычайно
образна. Удивительны образы одушевленной еды «Шли два жареных яйца…» и
одежды «ботинки …пьют на пляже воду». Абстрактные понятия в поэзии Юнны
Мориц материализуются самым причудливым образом, мы узнаём, что мысли в голове
могут расти, а если «скучать в зелёной тоске…», лениться, то
…
мысли прокиснут
А
крылья обвиснут
Как
лохмотья в пучине морской.
Все герои стихов Юнны
Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети:
кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся,
капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы
к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и
весёлые, необычные и даже фантастические. У Юнны Мориц вы не найдёте назидания,
поучения. Грустить, творить, фантазировать, дурачиться, капризничать ребёнок
имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью,
иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им
и окружающим физический вред. Ритмичные, а иногда явно абсурдные стихи Мориц не
имеют возрастных ограничений. Удовольствие от их прочтения и море смеха, даже
хохота гарантировано всем!
Источник: http://stihidetyam.ru/child_classics/moric_y.php
Спрашивайте книги Юнны Мориц
в детских библиотеках:
Мориц
Ю.П. Большой секрет для маленькой компании / Ю. Мориц.- М., 2005.- 61с.- (Любимая книжка)
Мориц
Ю.П. Волшебный ларец / Ю.
Мориц.- М., 1988.- 17с.: ил.
Мориц
Ю.П. На этом береге высоком / Ю. Мориц.- М., 1987.- 318с.: ил
Мориц
Ю.П. Собака бывает кусачей / Ю. Мориц.- М., 2000.- 112с.: ил.
К списку писателей
Содержание
Биография………………………………………………………………………….3
Творчество…………………………………………………………………………6
Стихи для детей……………………………………………………………………8
Библиография…………………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………………12
Приложение 1 – Обложки издаваемых книг Юнны Мориц…………………..13
Приложение 2 – Фотографии Юнны Мориц…………………………………..15
Биография
… Напомнит что душа –
… Не мера, а избыток,
… И что талант — не смесь
… Всего, что любят люди,
… А худшее, что есть,
… И лучшее, что будет.. .
(с) Юнна Мориц
Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве. В этом же году её отец был арестован, через несколько месяцев освобождён, но после перенесённых пыток стал быстро слепнуть. По словам поэтессы, слепота отца оказала чрезвычайное влияние на развитие её внутреннего зрения.
В 1954 году окончила школу в Киеве, поступила на филологический факультет Киевского университета. К этому времени появились первые публикации в периодике.
В 1955-ом поступила на дневное отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького в Москве и окончила его в 1961 году, несмотря на то, что в 1957 её исключили оттуда вместе с Геннадием Айги за «нездоровые настроения в творчестве». Это была серьёзная «репрессия» с выселением из Москвы, что в 1957 году было чревато не просто «опалой».
В 1961 вышла первая книга поэтессы в Москве «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике на ледоколе «Седов» летом 1956 года.
Её книги не издавали (за стихи «Кулачный бой» и «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год (в то время существовали «чёрные списки» для издателей и цензуры) и с 1990 по 2000 год. Однако, несмотря на запрет, «Кулачный бой» был опубликован заведующим отдела поэзии журнала «Молодая гвардия» Владимиром Цыбиным, после чего он был уволен.
Но её «чистая лирика сопротивления», заявленная в книге «По закону — привет почтальону» открыта широкому кругу внимательных читателей, и пространство этого сопротивления огромно по всем радиусам. Высшим ценностям — человеческой жизни и человеческому достоинству — посвящены поэма «Звезда сербости» (о бомбёжках Белграда), которая издана в книге «Лицо», а также цикл короткой прозы «Рассказы о чудесном» (печатались в «Октябре», в «Литературной газете», и за рубежом, а теперь вышли отдельной книгой — «Рассказы о чудесном»).
Её лирические стихи написаны в лучших традициях классической поэзии, и в то же время абсолютно современны. О своих литературных учителях и пристрастиях Юнна Мориц говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин, ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн».
К своей поэтической среде она относит «Блока, Хлебникова, Гомера, Данте, царя Соломона — предположительного автора „Песни Песней“ — и поэтов греческой древности» (из Интервью газете «Газета», 31 мая 2004 года).
Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Богатство красок, использование точных рифм вперемежку с ассонансами — вот что отличает поэзию Мориц. Повторы часто звучат как заклинания, метафоры открывают всё новые возможности истолкования её стихов, в которых она пытается проникнуть в суть бытия.
Юнна Мориц — автор поэтических книг, в том числе «В логове го?лоса» (1990), «Лицо» (2000), «Таким образом» (2000), «По закону — привет почтальону!» (2005), а также книг стихов для детей («Большой секрет для маленькой компании» (1987), «Букет котов» (1997)). На стихи Юнны Мориц написано много песен.
Она — великолепный художник, в её книгах опубликованы сотни листов авторской графики, которые — не иллюстрации, а «такая поэзия на таком языке».
Юнна Мориц является автором сценариев мультфильмов для детей: «Большой секрет для маленькой компании» (1979), «Мальчик шел, сова летела» (1981).
Стихи Юнны Мориц переводили Лидия Пастернак, Стенли Кьюниц, Уильям Джей Смит с Верой Данем, Томас Уитни, Дэниэл Уайсборт, Элайн Файнштейн, Керолайн Форше. Её стихи переведены на все европейские языки, а также на японский и китайский.
Премии Юнны Мориц:
1. премия им. А. Д. Сахарова — «за гражданское мужество писателя»
2. премия «Триумф» (Россия)
3. «Золотая роза» (Италия)
4. национальная премия «Книга года» (в рамках Международной Московской книжной выставки-ярмарки) в номинации «Поэзия — 2005»
5. премия им. А. Дельвига — 2006
6. национальная премия «Книга года» (в рамках Международной Московской книжной выставки-ярмарки) в номинации «Вместе с книгой мы растём — 2008».
Творчество
Доминанта поэзии Мориц – динамичное и многоаспектное сравнение-сопоставление жизни и творчества. Искусство – неотделимая и незаменимая часть бытия, равноправная по отношению к природе и человеку, не нуждающаяся в оправдании внехудожественными целями: «О жизни, о жизни – о чем же другом? / Поет до упаду поэт…»
Характер лирической героини Мориц отличается резкой очерченностью и определенностью: незаурядный темперамент, сосредоточенность на своем главном деле, категоричность суждений, бескомпромиссность, неминуемо ведущая к изоляции. Постоянный антипод и оппонент поэтессы, объект саркастических, порой преднамеренно грубых выпадов – псевдоинтеллигенция, склонная кичиться своей «избранностью» и симулировать «духовность». Вместе с тем для простых, искренних, занятых реальным трудом людей у поэтессы всегда достает и доброты, и теплоты: «Но ты когда-нибудь заглядывал в души людей, / Идущих по морозу в слезах?»
Культ творческого усилия в поэзии Мориц основан на глубокой вере в неисчерпаемость потенциальных возможностей человека. Стихи, являющие собой пример реально осуществленной гармонии, сами по себе передают читателю тот заряд жизнетворческой энергии, который призван помочь в следовании высокому и суровому этическому кодексу, закрепленному в поэзии Мориц.
Стилевые истоки поэтики Мориц – в «серебряном веке», о чем свидетельствуют и высказывания поэтессы, предложившей термит «ахмацвет» как своеобразную «единицу» женской поэзии в России. В художественной практике Мориц можно увидеть плодотворное продолжение обеих традиций – и ахматовской (зримая пластичность образных деталей, атмосфера таинственности, стройность композиции), и цветаевской (нервная напряженность интонации, лирический максимализм, склонность к гиперболам). К этому надо добавить явственные переклички с блоковским поэтическим миром (тяготение метафор к предельной символической многозначности, оксюморонное соединение «высокого» и «низкого»). Творчество Мориц – редкий пример достаточно гармоничного соединения в индивидуальном новаторском опыте поэтических импульсов, полученных от символистской, акмеистической и футуристической художественных систем.
Свой индивидуальный и броский поэтический почерк Мориц обрела уже в начале 1960-х годов, и ее дальнейший творческий путь – все более последовательная реализация сразу определившихся возможностей. В этом смысле Мориц относится к тем мастерам, которых Цветаева называла «поэтами без истории»: все стихи, написанные Мориц на протяжении сорока лет, образуют единство, усиленное верностью поэтессы вечным темам жизни и смерти, любви, творчества.
Юнна Мориц много занималась поэтическими переводами, таких авторов, как:
· Мигель Эрнандес
· Моисей Тейф
· Умберто Саба
· Бетти Альвер
· Яннис Рицос
· Георгос Сеферис
· Константинос Кавафис
· Рита Буми-Папа
· Федерико Гарсиа Лорка
· Овсей Дриз
· Рива Балясная
· Арон Вергелис
· Расул Гамзатов
· Виталий Коротич
Стихи для детей
В представлении Ю. Мориц детство – это обнаженная тайна мирового духа, и в детстве же заключается тайна поэзии. Парадоксальностью, игровым юмором, непритворной добротой отмечены детские стихи Мориц. Импульсом к написанию детских стихов послужило и рождение сына, и более свободная атмосфера в детских издательствах. В «детских стихах Мориц творит рай, где только и возможны чудеса наяву, и помогает детям не расстаться с детством и сказкой. Мечта и фантазия преобразуют реальный мир до неузнаваемости, буквально переворачивают его.
Важную роль играют эпитеты – «резиновый» ежик», «малиновая» кошка. Обычные или экстравагантные, они точны в отношении внутреннего восприятия.
Стихам Мориц присуща внутренняя музыкальность. Многие стихотворения благодаря своей мелодичности стали песнями («Собака бывает кусачей», «Ежик резиновый»). Важнейшую роль в ее художественной системе играет редкая для современной поэзии рефренность: повтор или варьирование ключевых строк или строф сообщает стихам смысловую стройность и вместе с тем создает магическую атмосферу. Стихи своим рисунком напоминают орнамент, так много в них значат переплетения образов, мотивов, деталей («Малиновая кошка»).
В стихах для детей Ю. Мориц главенствует радость, то празднично звонкая, то приглушенно-лирическая («Букет котов»). Многие детские стихотворения производят впечатление театральных постановок. Поэтесса выступает против штампов; художественная первичность – непременное качество ее взрослых и детских стихов.
1. Большой секрет для маленькой компании
Под грустное мычание,
Под бодрое рычание,
Рождается на свет
Большой секрет
Для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой
Секрет:
— Ах, было б только с кем…
Ах, было б только с кем…
Ах, было б только с кем
Поговорить!
2. Ёжик резиновый
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шёл ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.
Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы – волки вокруг?
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинился друг.
Милая птица,
Извольте спуститься –
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клёны алеют,
Ждёт вас находка в бюро.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!
Библиография
Книги стихов (Приложение 1):
1. «Мыс желания». Сов. пис. М., 1961.
2. «Лоза». Сов. пис. М., 1970.
3. «Суровой нитью». Сов.пис., М., 1974.
4. «При свете жизни». Сов.пис., М., 1977.
5. «Третий глаз». Сов.пис., М., 1980.
6. «Избранное». Сов.пис., М., 1982.
7. «Синий огонь». М., Сов.пис., 1985.
8. «На этом береге высоком». М., Современник. 1987.
9. «Портрет звука». PROVA D`AUTORE, Италия. 1989.
10. «В логове гoлоса». М., Московский рабочий, 1990.
11. «Лицо». Стихотворения. Поэма. М., Русская книга. 2000.
12. «Таким образом». Стихотворения. Спб., «Диамант»,
13. «Золотой век». 2000, 2001.
14. «По закону — привет почтальону!». М., Время, 2005, 2006.
Проза:
«Рассказы о чудесном». М., Время, 2008 г.
Книги для детей «от 5 до 500 лет»:
1. «Счастливый жук». М., Издательство «Малыш», художник И.Рублёв, 1969 г.
2. «Большой секрет для маленькой компании». М., 1987, 1990 гг.
3. «Букет котов». М., Мартин, 1997.
4. «Ванечка». Книга акростихов. Челябинск, АвтоГраф. 2002.
5. «Двигайте ушами» Для детей от 5 до 500 лет. М., Росмен. 2003, 2004, 2005, 2006 гг.
6. «Тумбер-Бумбер». М. Издательство «Папа Карло», художник Евг. Антоненков, 2008 г.
Список использованной литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.
2. Книга для семейного чтения: Стихи, рассказы, сказки для детей ст. дошк. возраста: Книга для родителей/ Сост. З.Я. Рез и др., Под ред. В.М. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3. Кто есть кто в России: Справочное издание. – М.: Олимп, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.
4. Хрестоматия по детской литературе: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000.
Ресурсы интернета:
5. http://www.owl.ru/morits/ — Официальный сайт Юнны Мориц
Приложение 1
Обложки издаваемых книг Юнны Мориц
Приложение 2
Фотографии Юнны Мориц
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/Yunna_Morits4.jpg/250pxYunna_
Morits4.jpg
http://imgfotki.yandex.ru/get/4408/poetree.7/0_5c871_d9c30490_XL
http://www.cirota.ru/forum/images/98/98498.jpeg
http://audio.arjlover.net/audio/Sto_Fantazii__Stihi_Yunni_Moritz/Moric.jpg
http://im6tubru.yandex.net/i?id=2582122460072&n=21
http://booklesson.ru/uploads/posts/201108/thumbs/1314470851_morizrasskaz.gif
http://books.vremya.ru/uploads/covers/MorizcoverLimon1.gif
http://imgfotki.yandex.ru/get/5002/jacals.fd/0_4d8ba_86c9294c_XL.jpg
http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=233948&tip=1
http://www.detbook.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/_4ecfdc577bcf4.jpg
http://www.libex.ru/dimg/41456.jpg
http://www.propokupki.ru/_files/o/l/ol1503_1.jpg
http://storage.zaslushaem.ru/t01a8bb3ad30b42397d7106b7a2c307994e.jpeg
http://i077.radikal.ru/1105/df/489969b71a7e.jpg
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0926/06labqs5t1246047202.jpg
http://www.likebook.ru/store/pictures/173/173637/6.png
http://static.diary.ru/userdir/1/7/7/2/1772083/68959716.jpg
http://www.ruslania.com/pictures/big/9790660034323.jpg
http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/IMAGES/Vinogradov/book1.jpg
http://www.char.ru/books/138680_Vanechka_hud_Rudyh_G_N__112_s.jpg
http://www.likebook.ru/store/pictures/173/173637/7.jpg
http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1257506544_d0a5cd001ff7ef37d072dd158febeab4.jpg
http://www.animator.ru/film_img/variants/film_4688_00.jpg
http://s60.radikal.ru/i168/0807/68/04426a259932.jpg
http://s.imhonet.ru/element/large/47/37/4737c505b5e036ea882eda415ec09da5.jpg
http://www.vseodetyah.com/multi/trudolyubivayastarushka/trudolyubivayastarushkalarge1.jp
g
http://dobrochan.ru/src/jpg/1112/59f3d2b3d23968306a41c9b00d592e63.jpg
http://www.myltik.ru/db/rus/b/bolshoi_sekret.jpg
Когда я была еще совсем маленькая и не умела читать, мама часто рассказывала мне сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работнике Балде, о спящей царевне, о царе Салтане. В то время я не знала, кто был автором столь интересных сочинений. И, когда немного повзрослела, узнала, что их все написал великий поэт и драматург России Александр Сергеевич Пушкин. Теперь я перечитываю любимые с детства сказки сама.
Самым любимым моим произведением у Пушкина является «У Лукоморья дуб зеленый». Мне настолько нравится этот отрывок из «Руслана и Людмилы», что я выучила его самостоятельно еще в 1-м классе.
Удивительно то, что сюжеты для всех сказок поэт черпал из сказок, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, к которой он питал очень нежные чувства и посвятил ей немало стихов. Александра, по сути, она воспитала сама. Именно няня способствовала развитию поэтического таланта у маленького Саши. Благодаря ей Россия имеет этого великого, гениального литератора.
Но Александр Сергеевич знаменит не только сказками. У него множество произведений лирических и трагических. Поэт создал целую серию стихов посвященных красоте природы, особенно трогательно он описывал свою любимую пору года – осень. « Унылая пора! Очей очарованье!», «Осеннее утро», «Уж небо осенью дышало» и еще очень много других.
Все стихотворения гениального поэта легки и приятны на слух, но в то же время каждое пропитано глубоким смыслом и безграничной любви к родине, семейным ценностям и окружающему вокруг миру.
За свою короткую жизнь, которая прервалась трагически на дуэли, Пушкин внес достаточно большой вклад в развитие русского творчества, литературы и смог передать красоту русского языка. Пройдут века, но его произведения останутся вечными и будут перечитываться, и пересказываться следующими поколениями.
4 класс