Сочинение на тему одушевленные и неодушевленные имена существительные

6 вариантов

  1. альбомы
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (167)
    альбомы
    (528)
    аналитика
    (10)
    аргументы
    (5)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (30)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (28)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (1)
    видео
    (67)
    вопросы образования
    (2)
    воспитание
    (34)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (1)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (66)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (1)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (107)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    закон
    (1)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (1)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (1)
    итоговое сочинение
    (23)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    кино
    (1)
    классика
    (12)
    классный час
    (1)
    книги
    (7)
    книги о детях
    (1)
    книги писатели
    (2)
    конкурсы
    (64)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (75)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (242)
    культура речи
    (8)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (2)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лирика
    (1)
    литература
    (70)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (160)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (100)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (25)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    пейзажи
    (2)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (47)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (8)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    Рождество
    (4)
    русский язык
    (56)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    словари
    (31)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (3)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    стихи
    (2)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (29)
    Тотальный диктант
    (55)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    чтение
    (13)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (2)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  2. Различие существительных одушевленных и неодушевленных грамматически выражается в том, что при склонении во множественном числе форма винительного падежа у имен существительных одушевленных совпадает с формой родительного падежа (вижу мальчиков, девочек), а у имен существительных неодушевленных – с формой именительного падежа (вижу улицы, дома).
    У имен существительных мужского рода (кроме существительных на – а, – я) различение одушевленности и неодушевленности последовательно проводится также и в единственном числе (взял котенка, но купил стул).
    Принадлежность имен существительных к одушевленным или неодушевленным обозначается еще и формами согласующихся с ними имен прилагательных: прилагательные, согласованные с существительными одушевленными, образуют форму винительного падежа, сходную с родительным падежом, а согласованные с существительными неодушевленными – сходную с формой именительного падежа; увидел молодого друга; купил большого карася – увидел молодой месяц; купил большой стол.
    В основном к одушевленным существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевленных существительных среднего рода в русском языке немного: сюда относятся несколько существительных с суффиксом – ище (чудовище, страшилище), отдельные существительные, образовавшиеся из прилагательных или причастий (млекопитающее, насекомое, животное), и существительные дитя, лицо (в значении “человек”).
    Имена существительные одушевленные при глаголах поступить, произвести, вступить и некоторых других, обозначающих переход в другое состояние или положение, в конструкции с предлогом в имеют винительный падеж множественного числа, совпадающий по форме с именительным: произвести в офицеры, поступить в актеры, пойти в лётчики.
    Слова с собирательным значением, обозначающие совокупность одушевленных предметов, грамматически изменяются как имена существительные неодушевленные: учительство, студенчество, человечество и др.
    По отношению к некоторым словам наблюдаются колебания при их отнесении к одушевленным-неодушевленным. Так, названия микроорганизмов: бацилла, микроб, бактерия, а также слова личинка, зародыш, эмбрион употребляются (особенно в специальной литературе) с окончаниями имен существительных одушевленных, однако по норме современного русского языка правильнее относить их к неодушевленным: описывать микробы, питать зародыш, но: …Нервами нельзя зародыша питать (Боборыкин). Употребление данных существительных с окончаниями одушевленных имен – форма архаическая.
    Слово лицо (в значении человек) в литературе XIX в. могло употребляться и как имя существительное неодушевленное: Достаточно было взглянуть на эти лица, чтобы увидеть, что все они бегут одеваться (Г. Усп.); для современного литературного языка более обычным является употребление этого слова как одушевленного: Включить в список следующих лиц.
    Названия рыб и амфибий в собственном значении являются именами существительными одушевленными (ловить омаров, килек), но те же слова как названия блюд чаще всего имеют форму винительного падежа, совпадающую с именительным (более характерно для разговорной речи): съесть все фиги, подавать вареные раки, подать на закуску шпроты, кильки и т. п.
    Название небесных светил – имена существительные неодушевленные; те же слова как названия богов – имена существительные одушевленные. Ср.: Полететь на Марс – древние надеялись на Марса; изучать Юпитер – чтить Юпитера.
    При использовании слов в переносном значении грамматическая категория одушевленности оказывается более устойчивой, чем категория неодушевленности. Так, для обозначения предметов неодушевленных иногда используются одушевленные существительные, и в этом случае они сохраняют свои грамматические показатели одушевленности (при склонении винительный падеж совпадает с родительным): Я еще несколько раз читал ему “Бунт Стеньки Разина”, “Тараса Бульбу” и “Бедных людей” (М. Г.); Надя Зеленина, вернувшись с мамой из театра, где давали “Евгения Онегина”, и придя к себе… поскорее села за стол, чтобы написать такое письмо, как Татьяна (Ч.); В будничные дни после уроков мы, маленькие, разбегались по парку… пускали воздушных змеев (Морозов); В физкультурный зал внесли новенького гимнастического коня.
    Грамматическая категория одушевленности проявляется и при склонении названий шахматных фигур, карт, например: взять ферзя; – Ох, эта пешка! – вскричал Сергей Филиппович… – Нельзя вывести коня, ладья стоит без дела (Загоскин); Муся играла в карты нехотя, равнодушно, путая королей с валетами (Добровольский); Он положил козырного туза и улыбнулся: – Тридцать четыре очка одна взятка (Вс. Ив.).
    Как одушевленные изменяются названия некоторых фантастических существ, например: бояться леших и домовых; изобразить русалок; Каменные бабы стояли на округлых курганах, и Митяй сурово смотрел на серых, высеченных языческим резцом идолов (С. Бородин).
    В то же время имена существительные неодушевленные при употреблении их в переносном значении категорию неодушевленности не сохраняют и при склонении изменяются как существительные одушевленные. Например: Призовите к порядку этого типа; Уговори поехать с нами за город этого старого колпака; В иного пня и десять лет не вдолбить того, что другой ловит на полете (Фонвизин).
    В профессиональном употреблении любителей биллиарда как одушевленное склоняется существительное шар. Например: Он [Мишурес] притворился обезумевшим от радости и кинулся на третий шар, которого не забил. – Такого шара промазали, – сказал студент с насмешкой (Л. Славин).
    Имена существительные тип, образ, характер в применении к действующим лицам художественных произведений склоняются как существительные неодушевленные: вывести отрицательные типы, дать запоминающиеся образы, раскрыть характеры.

  3. Женский
    нов-ая ученица приехал-а
    Средний
    больш-ое окно раскрыт-о
    Некоторые существительные с окончанием –а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:
    твой—O невежа пришёл—O,
    тво-я невежа пришл-а.
    Такие существительные относят к общему роду.
    Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):
    нов-ый врач пришёл—O (мужчина),
    нов-ый врач пришл-а (женщина).
    Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.
    В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.
    Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).
    Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол—O — ночь—O.
    Для всех неодушевлённых существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.
    Среди одушевлённых существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевлённые существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).
    Определённую сложность представляет определение рода сложносокращённых слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.
    Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращённое слово.
    Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство > торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.
    Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).
    Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нём, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.
    Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.
    Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.
    Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селёдка, муха).
    Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.
    Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Всё сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.

  4. Учащимися делается вывод,
    что есть слова в русском языке, которые не
    относятся к «живой» природе, но обладают
    одушевленностью.
    IV. Закрепление темы. Работа с текстом
    Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу
    легко замечаешь след санной дороги. Далеко
    уходит узкая тропинка. С неба струится
    белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и
    на ее синеющей снежной белизне отражается
    мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники
    устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
    Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как
    один огромный, беззвучный зеркальный зал.
    Очаровательны эти ночи!
    (По Д.Зуеву.)
    Вопросы и задания к тексту:
    Стиль, тип речи (Художественный, описание).
    Словарная работа:
    санная дорога – дорога для саней
    белесоватый свет – тускло-светлый до белизны
    свет
    пороша – свежий слой выпавшего с вечера или
    ночью снега
    мерцание звезд – слабо светящиеся звезды
    Выписать существительные. Определить
    одушевленность / неодушевленность, род, число,
    падеж.
    ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
    в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
    в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
    след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
    дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
    тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
    с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
    свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
    луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
    пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
    на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
    мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
    звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
    в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
    охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
    засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
    на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
    на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
    на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
    равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
    поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
    зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
    ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
    V. Работа с перфокартами
    Одушевленное (О) / неодушевленное (Н)
    существительное
    Мичман (О) Ветеран (О)
    Трамвай (Н)
    Гирлянда (Н) Дуб (О)
    Шофер
    (О)
    Плакат (Н) Аппарат (Н)
    Ровесник (О)
    Катер (Н) Почтальон
    (О) Диспетчер (О)
    Пиджак (Н) Клоун
    (О) Медведь (О)
    Гроза (Н) Сестра
    (О) Мороз (Н)
    Петух (О) Юноша (О)
    Ромашка (Н)
    Народ (Н) Ворона
    (О) Метель (Н)
    VI. Домашнее задание: §91, сочинить
    лингвистическую сказку об одушевленных и
    неодушевленных именах существительных.
    Пример сказки:
    Такое удивительное Имя
    Существительное

    В Морфологическом царстве, в Частеречном
    государстве жили-были король Язык, королева
    Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их
    царство было замечательным. На каждой улице
    цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие
    другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились
    и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы.
    Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая
    – Служебный переулок, третья – проезд
    Междометий. На первой улице жили
    Существительные, Глаголы, Числительные,
    Прилагательные, Наречия и Местоимения. В
    Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А
    в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и
    другие.
    Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый
    интересный житель ее – Имя Существительное. Это
    было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они
    слыли очень любопытными. Существительные везде
    бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них
    имелось много настоящих друзей, которые помогали
    Существительным везде и всегда. А также там жили
    существа, которые всегда подлизывались, когда
    Существительным предлагали работу в
    предложениях. К верным друзьям относились
    одушевленные и неодушевленные особи.
    Одушевленные были важными господами,
    энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они
    постоянно играли важную роль. А неодушевленные
    ходили в темном и были мрачные. Еще находились
    там жители, имеющие нарицательные и собственные
    имена. Все Имена Существительные часто играли в
    слова. Нарицательные называли предметы, а
    собственные давали им имена.
    Все жители делились по родам: мужской, женский и
    средний. Они разделили город на три части и не
    хотели друг с другом дружить. Поэтому
    Существительные Белка, Солнце и Конь не могли
    подружиться. А еще в этом городе находился район
    Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с
    окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением,
    родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м
    склонением, а родился с нулевым окончанием
    женского рода – будешь 3-м склонением.
    Жили в городе еще и эльфы. Это окончания
    единственного и множественного числа. Они
    прилетали и улетали в зависимости от падежей.
    Окончания очень любили пошутить, постоянно
    пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и
    видоизменяясь. И это всех очень веселило и
    развлекало.
    Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.
    VI. Подведение итога урока. Выставление
    оценок

    – Что мы прошли с вами на уроке?
    – Какие выводы вы сделали?
    – Спасибо за урок. До свидания.
    Приложение
    15.04.2010

  5. Урок в 5-м классе на тему “Одушевленные и неодушевленные имена существительные”
    Тип: комбинированный урок.
    Цели для учителя:
    повторить знания учащихся об имени существительном, полученные в начальных классах;
    познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;
    закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
    способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.
    Цели для учащихся:
    знать о существительных одушевленных и неодушевленных;
    уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
    Оборудование: мультимедийная доска, таблицы, тест, текст.
    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    Приветствие.
    II. Актуализация
    Повторение материала прошлых уроков.
    Мини-тест
    1. Выберите приставку:
    Несколько дней стреляли бе..прерывно.
    А. Бес-                       Б. Без-
    2. Выберите приставку:
    Наутро решили ра..бить крепость.
    А. Рас-                       Б. Раз-
    3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:
    А. Пишется буква з                 Б. Пишется буква с
    4. Выберите пропущенную букву:
    Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе
    А. О                            Б. Ё
    5. Определите последовательность пропущенных гласных:
    Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав
    А. А – а – о – о                         Б. А – о – а – о
    6. Определите последовательность пропущенных гласных:
    Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение
    А. А – а – о – о                          Б. А – о – о – а
    7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:
    А. И                            Б. Ы
    8. Какая буква пишется в словах:
    Позиц..я, акац..я, ситуац..я
    А. И                            Б. Ы
    III. Объяснение нового материала
    Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
    Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевленными.Существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются неодушевленными.
    Рассмотрим таблицу «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». По ней мы видим, какие существительные относятся к одушевленным, какие – к неодушевленным.
    Таблица
    Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
    Одушевлённые имена существительные
    Неодушевлённые имена существительные
    Названия предметов живой природы
    Названия предметов неживой природы
    Названия растений
    Названия богов
    Названия планет по имени богов
    Названия мифических существ
    Названия фигур в играх
    Названия игрушек, механизмов, изображений человека
    мертвец, покойник
    труп
    Из этой таблицы видно, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое», например игрушки неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Скоро мы в этом убедимся, но до этого рассмотрим таблицу и запишем формулу определения одушевленности / неодушевленности существительных (в тетрадях записывается число, классная работа, тема).
    Одушевленные
    Неодушевленные
    Вопрос
    КТО?
    ЧТО?
    Что обозначает
    ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
    ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
    НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
    Формула
    В.п. = Р.п.
    (во МН.ЧИСЛЕ)
    В.п. = И.п.
    (во МН.ЧИСЛЕ)
    Примеры
    И.п. ученики
    Р.п. учеников
    В.п. учеников
    И.п. столы
    Р.п. столов
    В.п. столы
    Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).
    Слова
    И.п., мн.ч.
    Р.п., мн.ч.
    В.п., мн.ч.
    Одуш. или неодуш. сущ.
    Кукла
    куклы
    кукол
    кукол
    одуш.
    Народ
    народы
    народов
    народы
    неодуш.
    Труп
    трупы
    трупов
    трупы
    неодуш.
    Мертвец
    мертвецы
    мертвецов
    мертвецов
    одуш.
    Учащимися делается вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к «живой» природе, но обладают одушевленностью.
    IV. Закрепление темы. Работа с текстом
    Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
    Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!
    (По Д.Зуеву.)
    Вопросы и задания к тексту:
    Стиль, тип речи (Художественный, описание).
    Словарная работа:
    санная дорога – дорога для саней
    белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
    пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
    мерцание звезд – слабо светящиеся звезды
    Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.
    ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
    в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
    в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
    след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
    дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
    тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
    с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
    свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
    луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
    пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
    на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
    мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
    звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
    в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
    охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
    засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
    на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
    на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
    на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
    равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
    поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
    зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
    ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
    V. Работа со словами
    Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное
    Мичман (О)      Ветеран (О)         Трамвай (Н)
    Гирлянда (Н)    Дуб (О)                Шофер (О)
    Плакат (Н)        Аппарат (Н)         Ровесник (О)
    Катер (Н)          Почтальон (О)     Диспетчер (О)
    Пиджак (Н)       Клоун (О)            Медведь (О)
    Гроза (Н)          Сестра (О)            Мороз (Н)
    Петух (О)          Юноша (О)          Ромашка (Н)
    Народ (Н)         Ворона (О)           Метель (Н)
    VI. Домашнее задание: сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
    VI. Подведение итога урока. Выставление оценок
    – Что мы прошли с вами на уроке?
    – Какие выводы вы сделали?
    – Спасибо за урок. До свидания.

  6. Имена существительные тип, образ, характер в применении к действующим лицам художественных произведений склоняются как существительные неодушевлённые: вывести отрицательные типы, дать запоминающиеся образы, раскрыть характер “Имена существительные, употребляемые для обозначения предметов действительности или лиц, называются конкретными (стол, стул, стена, друг, сестра, книга и т. д.).”[1,С.160] Грамматически конкретные существительные характеризуются тем, что обозначаемые или предметы, явления и т. д. поддаются счету, поэтому могут быть определены обычными цифровыми показателями (два стула, три друга, пять тетрадей). Такие существительные, как правило, имеют формы единственного числа и формы множественного числа (стена – стены, сестра – сестры). “Среди нарицательных имён существительных выделяется группа слов, которые употребляются для обозначения однородных по составу веществ, поддающихся делению, измерению (но не счёту, то есть неисчисляемые).
    Такие существительные называются вещественными”.[1,С.160-161] К ним относятся наименования химических соединений и элементов (железо, кислород, нефть, бронза), пищевых продуктов (мука, сахар), материалов (гипс, цемент), видов тканей (бархат, ситец), лекарств (аспирин, пирамидон), сельскохозяйственных продуктов (картофель, кукуруза, капуста) и других однородных делимых масс. К числу грамматических признаков вещественных имён существительных относится то, что они, как правило, имеют либо только формы единственного числа, либо только формы множественного числа. При этом множественное число имён существительных может иметь разные значения, отличные от простой множественности.
    Часто это не собственно множественность (обозначение ряда одинаковых предметов), а скорее совокупность (объединение разных предметов). Наиболее распространёнными значениями являются обозначения сортов или видов веществ (смазочные масла, высокосортные стали), изделий из веществ (гипса, мраморы), обозначения пространства, занятого этими веществами (снега, воды, пески). “Имена существительные, употребляемые для обозначения абстрактных понятий качества, действия и состояния, называются отвлечёнными или абстрактными (красота, развитие, энтузиазм, слякоть, белизна, холод, тепло и т. д.).”[1, С.161] Грамматически отвлечённые (абстрактные существительные) характеризуются тем, что большая их часть имеет только формы единственного числа (шум, возня, тишина, общность, терпение, блеск, добро, зло и т. д.). Лишь некоторые из отвлечённых существительных могут быть употреблены во множественном числе при конкретизации значения (радости жизни, красоты природы, шумы в сердце и др.). Некоторые имена отвлечённые имеют только формы множественного числа (они оформлены грамматически как существительные множественного числа): каникулы, сумерки и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *