Сочинение на тему устарела ли проблема отцов и детей в наше время
9 вариантов
Главная
Сочинения
Сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева
Сочинения по произведению Отцы и Дети
“Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? ”
Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?
Произведение Тургенева «Отцы и дети» было написано еще в позапрошлом веке. Но почему его читают до сих пор? В чем секрет этого классического произведения? Ответ прост: проблема отношений между старшими поколениями, так красочно описанная Иваном Сергеевичем Тургеневым, по сей день является актуальной.
Начнем с того, что образ Базарова вряд ли списан автором с какого-то жизненного персонажа. Скорее всего, в нем обозначены главные черты молодого возраста, которые неподвластны времени и присутствовали в детях всегда. Базаров – это бунтарь своего времени, и он имеет своих «двойников» независимо от года или века. Например, во времена СССР Базаров запросто мог оказаться молодым стилягой или так называемым «фарцовщиком». А сейчас, в двадцать первом веке, его характер можно встретить буквально повсюду: многие дети не признают родительского воспитания и стремятся выразить свою индивидуальность самыми различными способами, вступая в конфликт со старшим поколением практически не задумываясь.
Суть в том, что проблема отцов и детей, теоретически, может и не являться проблемой. Скорее, это естественное стремление молодого человека стать независимым. Он присоединяется к движениям и идеям, которые кажутся ему близкими, и при этом переживания родителей для него неважны. А мнение родителей, как правило, сводится к тому, чтобы любыми способами вернуть ребенка в приемлемую для них линию поведения. Разница между позапрошлым веком и настоящим временем только в том, что во времена Тургенева не была развита такая наука, как психология. Поэтому произведение «Отцы и дети» можно смело считать первым историческим шагом к попытке разобраться в отношениях родителей с детьми.
Что общего в образе Базарова с представителями сегодняшнего поколения? Во-первых, желание быть индивидуальным, несмотря на мнение окружающих. Вспомните: «волосатый» Базаров не понравился дяде своего друга Аркадия с первого взгляда. Это аналогично тому, что в наше время сын приводит домой какого-нибудь неопрятного хиппи, с растрепанными волосами и пирсингом.
Во-вторых, Базаров дерзок и глух к старшему поколению. Ему несвойственны правила этикета, вежливость и тактичность: скорее, наоборот: он пользуется ими с явным неудовольствием. Уже на второй день между ним и Павлом Петровичем Кирсановым вспыхивает конфликт. Такое можно встретить и сегодня: дети вступают в споры с взрослыми, а взрослые, порой, усердно провоцируют детей на проявление эмоций и сарказм.
И в-третьих, Базаров практически не имеет понятия о нравственности. Для него важнее собственное эго, чем желание жить с окружающими в мире и согласии. Обычное уважение к чужим чувствам ему несвойственно, как оно несвойственно многим современным людям. И если в произведении Тургенева Базаров спровоцировал дуэль с представителем старшего поколения, то сегодня подобные случаи часто могут вызвать обычное применение силы и кулаков.
Можно смело говорить о том, что проблема отцов и детей актуальна не только в наше время. В том или ином масштабе она присутствовала в древнем мире, в годы жизни Тургенева и будет проявляться в будущем. Вопрос только в том, насколько мы будем понимать суть этого вопроса. Ведь для того, чтобы не было конфликта, достаточно взаимного уважения и соблюдения правил этикета. Если отцы сумеют поставить себя на место детей, а дети посмотрят на мир глазами отцов – проблема исчезнет сама собой. И образ Базарова навсегда уйдет в прошлое, как напоминание о нежелании людей прислушиваться друг к другу.
Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Устарела ли проблема «отцов и детей» сегодня?
Как часто мы слышим о детях, не уважающих своих родителей! Как часто слышим о родителях, не умеющих понять своих детей! Мы живём в мире, который разделен на миллионы маленьких ячеек, и название каждой — «семья». Мы окружены семьями, живём в них и непрестанно слышим о тех или иных проблемах. И встаёт вопрос: а устарела ли проблема «отцов и детей» сегодня?
Каждая семья — это маленький мир со своими правилами, своей политикой. Внутри этого мира могут происходить столкновения, в том числе, и чаще всего — между родителями и детьми. Родители, требующие послушания, дети, ищущие независимости и самостоятельности — всё это наталкивает на мысль о том, что проблема «отцов и детей» не прекратится, пока на Земле есть родители и дети, пока существует семья. Проблему взаимоотношений поколений рассматривает И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети».
В произведении писателя отношения родителей и детей рассматриваются на двух различных, я бы даже сказала, полярных примерах. Первая семья — это Кирсановы. Отец Николай и сын Аркадий — дворяне. Вторая же семья — Базаровы — обыкновенные люди, не имеющие титулов и ярлыков. И различие в происхождении — самая небольшая отличительная черта, так как сыновья этих семей совершенно по-разному относятся к близким людям.
Отношения Аркадия и Николая Кирсановых можно было бы назвать правильными, идеальными. Мы с первых страниц романа видим между сынов и отцом дружелюбие и нежность: «Так вот как, наконец ты кандидат и домой приехал, наконец!»- радуется возвращению сына отец. «Добрый папаша!» — называет отца Аркадий. Их отношения действительно вызывают теплоту и улыбку, но всё ли так хорошо? На страницах романа мы замечаем, что Николай Петрович смущается в некоторых вопросах, ждёт осуждения со стороны сына. Он говорит, «потирая лоб и брови рукою, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения», Николаю Петровичу «неловко»… Разве должен отец смущаться, принимая какие-то личные решения? Разве может сын осуждать отца? Николай Петрович — более взрослый и умудрённый опытом человек. Он повидал жизнь и имеет некий авторитет, некоторую власть над сыном. Поведение Николая Петровича выдаёт боязнь побеспокоить сына, желание угодить ему. Мне даже кажется, что помимо мягкости в нём присутствуют оттенки слабохарактерности, но это только моё мнение. Аркадий же, несмотря на добрый характер отца, уважает его, таким сыном Николай Петрович может гордиться.
Совершенно иными представляются отношения Базарова с отцом и матерью. Можно даже сказать, что Евгений — собирательный образ молодёжи, стремящейся к самостоятельности, независимости, одержимой какими-то новыми идеями. Базаров своим образом мыслей, своей идеологией как бы проводит черту между ним и родителями. В первый приезд к родителям описывается, как встречают сына отец и мать: «чубук так и прыгал у него между пальцами»,»она ахнула, пошатнулась Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его [сына] шеи, голова прижалась к его груди, и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания». Удивительно, но о реакции Базарова нет ни слова. Описаны чувствования родителей, а о сыне, его эмоциях, не пишется. А были ли тогда вообще эти эмоции? Нет. Образ Базарова — это явный пример того, как не нужно относиться к близким и дорогим людям.
Я думаю, что в плане отношений с родителями Аркадий и Евгений — антиподы, они противопоставлены друг другу. А что можно сказать о самих родителях героев? Николай Петрович, Василий Иванович и Арина Власьевна — родители, беспокоящиеся за своих детей. Они боятся огорчить их, стараются угодить им. Родители Базарова схожи с отцом Аркадия. Василий Иванович и Арина Власьевна так же имеют мягкие черты характера. Представителей старшего поколения, на мой взгляд, объединяет нежелание или невозможность того, что бы взять в свои руки судьбу отношений между ними и младшим поколением. В обоих случаях старшие как бы подчиняются младшим, тем обстоятельствам, которые создали дети. Базаровы-родители, например, не препятствуют отъезду сына, как будто бы подчиняются решению сына, остаются наедине со своими переживаниями.
И в современном мире можно встретить такую картину, когда дети превосходят родителей. С самого рождения ребёнок криком привлекает к себе внимание старших. Повзрослев, дети становятся либо Базаровыми, либо Аркадиями, как бы странно это ни звучало. Современные Базаровы — это бунтари, пытающиеся доказать свою зрелость и независимость. Не смотря на это, родители таких людей всё равно любят их и, стараясь во всём угодить, тем самым балуют их, а наказывать уже боятся. Современные Аркадии — дети, отвечающие взаимностью на ласки и любовь родителей. Отцы и матери их тоже боятся сделать что-то не так, но уже потому, что видят заботу детей и хотят ответить тем же.
Времена меняются, а проблема «отцов и детей» остаётся. К сожалению, не всегда удаётся родителям понять детей, а детям понять родителей. Но мы должны постараться быть хорошими детьми, ведь и мы когда-то станем родителями, нам нужно будет брать в свои руки свою жизнь и жизни своих детей, чтобы не испытывать ненужных страхов. Мы должны повернуть свои сердца к родителям, чтобы дети повернули свои сердца к нам.
Объём: 769 слов. 6 страниц тетрадного письменного текста.
Проблема отцов и детей часто описывается в произведениях русских писателей. Но большую популярность получил роман И.С Тургенева “отцы и дети”. Название произведения, уже само говорит за себя. В романе автор показал проблему взаимоотношений представителей молодого поколения с представителями старшего поколения. Главный герой этого романа Евгений Базаров, является нигилистом и имеет революционный дух, а второй главный герой это Павел Петрович, отец его друга, типичный аристократ и консерватор того времени. Оба героя абсолютно разные как по характеру, так и даже внешне, автор описал их по-разному.
Базарова можно охарактеризовать как умного, сдержанного, немного мрачного и отторженного от всего мира человека. А Павел Петрович предстаёт перед читателями как весёлый, общительный, любящий праздники и всегда неотразимо выглядящим человеком. Жизнь двух героев романа с абсолютно разными характерами, мировоззрениями и позициями на жизнь, живущих под одной крышей доходит до постоянных конфликтов и разногласий.
На сегодняшний день эта проблема остаётся до сих пор актуальной, и я думаю, что с каждым годом она всё больше обостряется. Это можно объяснить многими причинами, например, изменение жизни страны, влияние современных электронных технологий, потеря ценностей и морали. Но любая проблема всегда начинает с непонимания.
В любой семье, где есть дети и родители, хоть раз сталкивались с проблемой отцов и детей. И я считаю, что это нормально, ведь наши родители жили в другое время, где был другой образ жизни, общество, ценности, образование, а мы их дети, молодое поколение, живём уже в другом, новом, современном, постоянно развивающемся и движущимся обществе, что и оказывается большое влияние на нашу жизнь и характер. Очень часто родители пытаются навязать своим детям, свои интересы или свои несбывшиеся мечты, и это первая причина непонимания и конфликта.
Но нет таких проблем, которые нельзя было бы решить. Если мы будем относиться к своим близким внимательнее, добрее и с пониманием, и это касается обеих сторон, как детей, так и отцов, то многих конфликтов можно избежать. И возможно когда мы, молодое поколение станем уже старшим, и у нас будут свои дети, мы можем столкнуться с этой проблемой. Но только уже мы уже будем на стороне отцов. Из всего выше сказанного, можно сделать такой вывод, что проблема отцов и детей, будет всегда, независимо от каких-либо причин.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня?
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому – это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» – представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» – приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, – это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей – это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами». Добавил: melnikovevg
Беру!
Устарела ли проблема отцов и детей сегодня
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1852
году. Более полутора столетий прошло с тех пор. Многое изменилось – в социальном плане, экономическом, техническом,
морально-нравственном. Иные ценности пришли на смену прежним, иные цели и
задачи ставит перед собой современное поколение. Но можно ли на этом основании
утверждать, что проблема отцов и детей устарела, что она окончательно ушла в
прошлое и ей не стоит даже уделять внимания?
Попробуем разобраться в этом, проанализировав произведение и
постаравшись понять, что же хотел сказать автор, какую проблему он имел в виду.
Конфликт между поколениями в романе наиболее остро
представлен в столкновении между Павлом Петровичем и Базаровым. На каких же уровнял он проявляется?
Во-первых, на бытовом: Базаров ведет себя подчеркнуто небрежно, бесцеремонно, в
то время как Павел Петрович
демонстрирует безукоризненные манеры.
Во-вторых, конфликт возникает в духовно-нравственном
отношении. Базаров называет себя нигилистом и открыто пропагандирует чисто
материалистический подход ко всему. Он отрицает
любое искусство, любое чувство, начисто лишая их хоть какой-то
значимости. «Рафаэль гроша ломаного не стоит…» — пренебрежительно заявляет он. Павла Петровича такой подход откровенно
шокирует.
Но самый главный, самый острый и самый сложный конфликт, на
мой взгляд, происходит в социальном аспекте. Сложность его в том, что взгляды Павла
Петровича и Базарова, противоречат друг другу в теоретическом и практическом
проявлениях. Сравним: Базаров на словах называет народ темным и невежественным
– а на практике слуги считают его «своим», симпатизируют ему. Павел Петрович на
словах народ защищает, говорит о нем почтительно – а в жизни отворачивается от
мужиков и нюхает одеколон. Что же
происходит? Явное противоречие!
Но в наше время нет столь резкого социального неравенства,
«мужики» канули в Лету. Так может быть, и проблема отцов и детей исчезла
окончательно? Попробуем теперь ответить на этот вопрос, перенеся разногласия
между Павлом Петровичем и Базаровым на наши дни.
В наше время молодежь также ведет себя более непринужденно.
Молодость сама по себе лишена чопорности и официозности, свойственной старшему
поколению. В духовно-нравственных
вопросах также редко находится
взаимопонимание между младшим и старшим поколением, редко совпадают вкусы – в
музыке, живописи, литературе. Молодежь зачастую вообще считает все это
неважным. Что же получается на практике?
Старшее поколение отчаянно защищает все то, что было создано
в их время. Оно не в силах смириться с мыслью о том, что ценности меняются, оно
отстаивает их до конца, даже не
задумываясь над тем, что, возможно, новые взгляды и идеи ничуть не хуже. А
молодое поколение, отрицая принципы, подобно Базарову, в то же время насаждает
новые принципы. Базаров ведь даже не отдавал себе отчета в том, что у него тоже
есть принципы – свои, им придуманные!
Есть ли правые и виноватые в этом конфликте? Лучше или хуже
новые взгляды и вкусы? Да ничуть они не лучше или хуже – они просто другие. И
избежать конфликта между поколениями практически невозможно: старшие так и
будут стоять на том, что в их время все было лучше, а младшие упорно будут
внедрять в жизнь свежие планы и идеи. И
это нормально и естественно, ведь молодость полна сил и активна, у нее все
впереди. «Старики» же уже выполнили свою жизненную программу, им не нужна
активность, они хотят покоя. Где уж тут достичь взаимопонимания!
Итак, приходим к выводу, что проблема отцов и детей была,
есть и, скорее всего, будет существовать независимо от смены политического,
экономического или социального
устройства.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня?
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому – это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» – представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» – приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, – это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей – это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами». .
Ответ оставил Гость
Устарела ли проблема отцов и детей сегодня
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1852году. Более полутора столетий прошло с тех пор. Многое изменилось – в социальном плане, экономическом, техническом,морально-нравственном. Иные ценности пришли на смену прежним, иные цели изадачи ставит перед собой современное поколение. Но можно ли на этом основанииутверждать, что проблема отцов и детей устарела, что она окончательно ушла впрошлое и ей не стоит даже уделять внимания? Попробуем разобраться в этом, проанализировав произведение ипостаравшись понять, что же хотел сказать автор, какую проблему он имел в виду.
Конфликт между поколениями в романе наиболее остропредставлен в столкновении между Павлом Петровичем и Базаровым. На каких же уровнял он проявляется?Во-первых, на бытовом: Базаров ведет себя подчеркнуто небрежно, бесцеремонно, вто время как Павел Петрович демонстрирует безукоризненные манеры.
Во-вторых, конфликт возникает в духовно-нравственномотношении. Базаров называет себя нигилистом и открыто пропагандирует чистоматериалистический подход ко всему. Он отрицает любое искусство, любое чувство, начисто лишая их хоть какой-тозначимости. «Рафаэль гроша ломаного не стоит…» — пренебрежительно заявляет он. Павла Петровича такой подход откровенношокирует.
Но самый главный, самый острый и самый сложный конфликт, намой взгляд, происходит в социальном аспекте. Сложность его в том, что взгляды ПавлаПетровича и Базарова, противоречат друг другу в теоретическом и практическомпроявлениях. Сравним: Базаров на словах называет народ темным и невежественным– а на практике слуги считают его «своим», симпатизируют ему. Павел Петрович насловах народ защищает, говорит о нем почтительно – а в жизни отворачивается отмужиков и нюхает одеколон. Что жепроисходит? Явное противоречие!
Но в наше время нет столь резкого социального неравенства,«мужики» канули в Лету. Так может быть, и проблема отцов и детей исчезлаокончательно? Попробуем теперь ответить на этот вопрос, перенеся разногласиямежду Павлом Петровичем и Базаровым на наши дни.
В наше время молодежь также ведет себя более непринужденно.Молодость сама по себе лишена чопорности и официозности, свойственной старшемупоколению. В духовно-нравственныхвопросах также редко находитсявзаимопонимание между младшим и старшим поколением, редко совпадают вкусы – вмузыке, живописи, литературе. Молодежь зачастую вообще считает все этоневажным. Что же получается на практике?
Старшее поколение отчаянно защищает все то, что было созданов их время. Оно не в силах смириться с мыслью о том, что ценности меняются, оноотстаивает их до конца, даже незадумываясь над тем, что, возможно, новые взгляды и идеи ничуть не хуже. Амолодое поколение, отрицая принципы, подобно Базарову, в то же время насаждаетновые принципы. Базаров ведь даже не отдавал себе отчета в том, что у него тожеесть принципы – свои, им придуманные!
Есть ли правые и виноватые в этом конфликте? Лучше или хуженовые взгляды и вкусы? Да ничуть они не лучше или хуже – они просто другие. Иизбежать конфликта между поколениями практически невозможно: старшие так ибудут стоять на том, что в их время все было лучше, а младшие упорно будутвнедрять в жизнь свежие планы и идеи. Иэто нормально и естественно, ведь молодость полна сил и активна, у нее всевпереди. «Старики» же уже выполнили свою жизненную программу, им не нужнаактивность, они хотят покоя. Где уж тут достичь взаимопонимания!
Итак, приходим к выводу, что проблема отцов и детей была,есть и, скорее всего, будет существовать независимо от смены политического,экономического или социальногоустройства.
Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
Отцы и дети, как это старо, но пока на земле есть человечество, проблема взаимоотношения возрастов будет актуальна, она будет перетекать из одного состояния в другое, менять свои особенности, но суть останется одной, это непонимание сторон.
Такая проблема не может устареть или потерять своей актуальности, ведь суть этой самой проблемы заключается в разности тех ценностей, которыми жили наши отцы и живем мы. Еще древнегреческие философы упоминали об этой актуальной проблеме, и сейчас каждый родитель и ребенок сталкивается с тем или иным проявлением непонимания.
Суть данной проблемы очень проста, это естественный ход эволюции и развития человека. Каждое последующее поколение смотрит на теже вещи что и родители с другой стороны, под другим углом, оно оценивают их исходя из своего определенного небольшого жизненного опыта. Еще одним важным моментом…
можно считать разрыв связей между поколениями, страх старшего поколения быть покинутыми, забытыми. Вот от сюда тоже и идет навязывание своих застарелых понятий, зачастую их действительно можно так назвать. Это делается для того, чтобы сделать ребенка похожим на себя и не дать ему увидеть новый мир.
Столкновение и не понимание поколений базируется на очень фундаментальных ценностях человечества. Что во времена Сократа и Аристотеля, что в современной жизни беседа и споры велись на темы: любви, добра и зла, ценностей духовных и материальных, отношений к старшим и младшим, принятие тех или иных законов общества и законов государственных.
Но все же по истечении многих лет, когда ребенок вырос и обзавелся своими детьми, он понимает, что не во всех напутствиях отцов была неправда и непонимание ситуации. Многое действительно было истинно, но горячая молодая кровь хотела азарта.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня?
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому — это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» — представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» — приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, — это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей — это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами».
Главная
Сочинения
Сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева
Сочинения по произведению Отцы и Дети
“Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? ”
Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?
Произведение Тургенева «Отцы и дети» было написано еще в позапрошлом веке. Но почему его читают до сих пор? В чем секрет этого классического произведения? Ответ прост: проблема отношений между старшими поколениями, так красочно описанная Иваном Сергеевичем Тургеневым, по сей день является актуальной.
Начнем с того, что образ Базарова вряд ли списан автором с какого-то жизненного персонажа. Скорее всего, в нем обозначены главные черты молодого возраста, которые неподвластны времени и присутствовали в детях всегда. Базаров – это бунтарь своего времени, и он имеет своих «двойников» независимо от года или века. Например, во времена СССР Базаров запросто мог оказаться молодым стилягой или так называемым «фарцовщиком». А сейчас, в двадцать первом веке, его характер можно встретить буквально повсюду: многие дети не признают родительского воспитания и стремятся выразить свою индивидуальность самыми различными способами, вступая в конфликт со старшим поколением практически не задумываясь.
Суть в том, что проблема отцов и детей, теоретически, может и не являться проблемой. Скорее, это естественное стремление молодого человека стать независимым. Он присоединяется к движениям и идеям, которые кажутся ему близкими, и при этом переживания родителей для него неважны. А мнение родителей, как правило, сводится к тому, чтобы любыми способами вернуть ребенка в приемлемую для них линию поведения. Разница между позапрошлым веком и настоящим временем только в том, что во времена Тургенева не была развита такая наука, как психология. Поэтому произведение «Отцы и дети» можно смело считать первым историческим шагом к попытке разобраться в отношениях родителей с детьми.
Что общего в образе Базарова с представителями сегодняшнего поколения? Во-первых, желание быть индивидуальным, несмотря на мнение окружающих. Вспомните: «волосатый» Базаров не понравился дяде своего друга Аркадия с первого взгляда. Это аналогично тому, что в наше время сын приводит домой какого-нибудь неопрятного хиппи, с растрепанными волосами и пирсингом.
Во-вторых, Базаров дерзок и глух к старшему поколению. Ему несвойственны правила этикета, вежливость и тактичность: скорее, наоборот: он пользуется ими с явным неудовольствием. Уже на второй день между ним и Павлом Петровичем Кирсановым вспыхивает конфликт. Такое можно встретить и сегодня: дети вступают в споры с взрослыми, а взрослые, порой, усердно провоцируют детей на проявление эмоций и сарказм.
И в-третьих, Базаров практически не имеет понятия о нравственности. Для него важнее собственное эго, чем желание жить с окружающими в мире и согласии. Обычное уважение к чужим чувствам ему несвойственно, как оно несвойственно многим современным людям. И если в произведении Тургенева Базаров спровоцировал дуэль с представителем старшего поколения, то сегодня подобные случаи часто могут вызвать обычное применение силы и кулаков.
Можно смело говорить о том, что проблема отцов и детей актуальна не только в наше время. В том или ином масштабе она присутствовала в древнем мире, в годы жизни Тургенева и будет проявляться в будущем. Вопрос только в том, насколько мы будем понимать суть этого вопроса. Ведь для того, чтобы не было конфликта, достаточно взаимного уважения и соблюдения правил этикета. Если отцы сумеют поставить себя на место детей, а дети посмотрят на мир глазами отцов – проблема исчезнет сама собой. И образ Базарова навсегда уйдет в прошлое, как напоминание о нежелании людей прислушиваться друг к другу.
Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Устарела ли проблема «отцов и детей» сегодня?
Как часто мы слышим о детях, не уважающих своих родителей! Как часто слышим о родителях, не умеющих понять своих детей! Мы живём в мире, который разделен на миллионы маленьких ячеек, и название каждой — «семья». Мы окружены семьями, живём в них и непрестанно слышим о тех или иных проблемах. И встаёт вопрос: а устарела ли проблема «отцов и детей» сегодня?
Каждая семья — это маленький мир со своими правилами, своей политикой. Внутри этого мира могут происходить столкновения, в том числе, и чаще всего — между родителями и детьми. Родители, требующие послушания, дети, ищущие независимости и самостоятельности — всё это наталкивает на мысль о том, что проблема «отцов и детей» не прекратится, пока на Земле есть родители и дети, пока существует семья. Проблему взаимоотношений поколений рассматривает И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети».
В произведении писателя отношения родителей и детей рассматриваются на двух различных, я бы даже сказала, полярных примерах. Первая семья — это Кирсановы. Отец Николай и сын Аркадий — дворяне. Вторая же семья — Базаровы — обыкновенные люди, не имеющие титулов и ярлыков. И различие в происхождении — самая небольшая отличительная черта, так как сыновья этих семей совершенно по-разному относятся к близким людям.
Отношения Аркадия и Николая Кирсановых можно было бы назвать правильными, идеальными. Мы с первых страниц романа видим между сынов и отцом дружелюбие и нежность: «Так вот как, наконец ты кандидат и домой приехал, наконец!»- радуется возвращению сына отец. «Добрый папаша!» — называет отца Аркадий. Их отношения действительно вызывают теплоту и улыбку, но всё ли так хорошо? На страницах романа мы замечаем, что Николай Петрович смущается в некоторых вопросах, ждёт осуждения со стороны сына. Он говорит, «потирая лоб и брови рукою, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения», Николаю Петровичу «неловко»… Разве должен отец смущаться, принимая какие-то личные решения? Разве может сын осуждать отца? Николай Петрович — более взрослый и умудрённый опытом человек. Он повидал жизнь и имеет некий авторитет, некоторую власть над сыном. Поведение Николая Петровича выдаёт боязнь побеспокоить сына, желание угодить ему. Мне даже кажется, что помимо мягкости в нём присутствуют оттенки слабохарактерности, но это только моё мнение. Аркадий же, несмотря на добрый характер отца, уважает его, таким сыном Николай Петрович может гордиться.
Совершенно иными представляются отношения Базарова с отцом и матерью. Можно даже сказать, что Евгений — собирательный образ молодёжи, стремящейся к самостоятельности, независимости, одержимой какими-то новыми идеями. Базаров своим образом мыслей, своей идеологией как бы проводит черту между ним и родителями. В первый приезд к родителям описывается, как встречают сына отец и мать: «чубук так и прыгал у него между пальцами»,»она ахнула, пошатнулась Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его [сына] шеи, голова прижалась к его груди, и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания». Удивительно, но о реакции Базарова нет ни слова. Описаны чувствования родителей, а о сыне, его эмоциях, не пишется. А были ли тогда вообще эти эмоции? Нет. Образ Базарова — это явный пример того, как не нужно относиться к близким и дорогим людям.
Я думаю, что в плане отношений с родителями Аркадий и Евгений — антиподы, они противопоставлены друг другу. А что можно сказать о самих родителях героев? Николай Петрович, Василий Иванович и Арина Власьевна — родители, беспокоящиеся за своих детей. Они боятся огорчить их, стараются угодить им. Родители Базарова схожи с отцом Аркадия. Василий Иванович и Арина Власьевна так же имеют мягкие черты характера. Представителей старшего поколения, на мой взгляд, объединяет нежелание или невозможность того, что бы взять в свои руки судьбу отношений между ними и младшим поколением. В обоих случаях старшие как бы подчиняются младшим, тем обстоятельствам, которые создали дети. Базаровы-родители, например, не препятствуют отъезду сына, как будто бы подчиняются решению сына, остаются наедине со своими переживаниями.
И в современном мире можно встретить такую картину, когда дети превосходят родителей. С самого рождения ребёнок криком привлекает к себе внимание старших. Повзрослев, дети становятся либо Базаровыми, либо Аркадиями, как бы странно это ни звучало. Современные Базаровы — это бунтари, пытающиеся доказать свою зрелость и независимость. Не смотря на это, родители таких людей всё равно любят их и, стараясь во всём угодить, тем самым балуют их, а наказывать уже боятся. Современные Аркадии — дети, отвечающие взаимностью на ласки и любовь родителей. Отцы и матери их тоже боятся сделать что-то не так, но уже потому, что видят заботу детей и хотят ответить тем же.
Времена меняются, а проблема «отцов и детей» остаётся. К сожалению, не всегда удаётся родителям понять детей, а детям понять родителей. Но мы должны постараться быть хорошими детьми, ведь и мы когда-то станем родителями, нам нужно будет брать в свои руки свою жизнь и жизни своих детей, чтобы не испытывать ненужных страхов. Мы должны повернуть свои сердца к родителям, чтобы дети повернули свои сердца к нам.
Объём: 769 слов. 6 страниц тетрадного письменного текста.
Проблема отцов и детей часто описывается в произведениях русских писателей. Но большую популярность получил роман И.С Тургенева “отцы и дети”. Название произведения, уже само говорит за себя. В романе автор показал проблему взаимоотношений представителей молодого поколения с представителями старшего поколения. Главный герой этого романа Евгений Базаров, является нигилистом и имеет революционный дух, а второй главный герой это Павел Петрович, отец его друга, типичный аристократ и консерватор того времени. Оба героя абсолютно разные как по характеру, так и даже внешне, автор описал их по-разному.
Базарова можно охарактеризовать как умного, сдержанного, немного мрачного и отторженного от всего мира человека. А Павел Петрович предстаёт перед читателями как весёлый, общительный, любящий праздники и всегда неотразимо выглядящим человеком. Жизнь двух героев романа с абсолютно разными характерами, мировоззрениями и позициями на жизнь, живущих под одной крышей доходит до постоянных конфликтов и разногласий.
На сегодняшний день эта проблема остаётся до сих пор актуальной, и я думаю, что с каждым годом она всё больше обостряется. Это можно объяснить многими причинами, например, изменение жизни страны, влияние современных электронных технологий, потеря ценностей и морали. Но любая проблема всегда начинает с непонимания.
В любой семье, где есть дети и родители, хоть раз сталкивались с проблемой отцов и детей. И я считаю, что это нормально, ведь наши родители жили в другое время, где был другой образ жизни, общество, ценности, образование, а мы их дети, молодое поколение, живём уже в другом, новом, современном, постоянно развивающемся и движущимся обществе, что и оказывается большое влияние на нашу жизнь и характер. Очень часто родители пытаются навязать своим детям, свои интересы или свои несбывшиеся мечты, и это первая причина непонимания и конфликта.
Но нет таких проблем, которые нельзя было бы решить. Если мы будем относиться к своим близким внимательнее, добрее и с пониманием, и это касается обеих сторон, как детей, так и отцов, то многих конфликтов можно избежать. И возможно когда мы, молодое поколение станем уже старшим, и у нас будут свои дети, мы можем столкнуться с этой проблемой. Но только уже мы уже будем на стороне отцов. Из всего выше сказанного, можно сделать такой вывод, что проблема отцов и детей, будет всегда, независимо от каких-либо причин.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня?
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому – это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» – представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» – приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, – это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей – это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами».
Добавил: melnikovevg
Беру!
Устарела ли проблема отцов и детей сегодня
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1852
году. Более полутора столетий прошло с тех пор. Многое изменилось – в социальном плане, экономическом, техническом,
морально-нравственном. Иные ценности пришли на смену прежним, иные цели и
задачи ставит перед собой современное поколение. Но можно ли на этом основании
утверждать, что проблема отцов и детей устарела, что она окончательно ушла в
прошлое и ей не стоит даже уделять внимания?
Попробуем разобраться в этом, проанализировав произведение и
постаравшись понять, что же хотел сказать автор, какую проблему он имел в виду.
Конфликт между поколениями в романе наиболее остро
представлен в столкновении между Павлом Петровичем и Базаровым. На каких же уровнял он проявляется?
Во-первых, на бытовом: Базаров ведет себя подчеркнуто небрежно, бесцеремонно, в
то время как Павел Петрович
демонстрирует безукоризненные манеры.
Во-вторых, конфликт возникает в духовно-нравственном
отношении. Базаров называет себя нигилистом и открыто пропагандирует чисто
материалистический подход ко всему. Он отрицает
любое искусство, любое чувство, начисто лишая их хоть какой-то
значимости. «Рафаэль гроша ломаного не стоит…» — пренебрежительно заявляет он. Павла Петровича такой подход откровенно
шокирует.
Но самый главный, самый острый и самый сложный конфликт, на
мой взгляд, происходит в социальном аспекте. Сложность его в том, что взгляды Павла
Петровича и Базарова, противоречат друг другу в теоретическом и практическом
проявлениях. Сравним: Базаров на словах называет народ темным и невежественным
– а на практике слуги считают его «своим», симпатизируют ему. Павел Петрович на
словах народ защищает, говорит о нем почтительно – а в жизни отворачивается от
мужиков и нюхает одеколон. Что же
происходит? Явное противоречие!
Но в наше время нет столь резкого социального неравенства,
«мужики» канули в Лету. Так может быть, и проблема отцов и детей исчезла
окончательно? Попробуем теперь ответить на этот вопрос, перенеся разногласия
между Павлом Петровичем и Базаровым на наши дни.
В наше время молодежь также ведет себя более непринужденно.
Молодость сама по себе лишена чопорности и официозности, свойственной старшему
поколению. В духовно-нравственных
вопросах также редко находится
взаимопонимание между младшим и старшим поколением, редко совпадают вкусы – в
музыке, живописи, литературе. Молодежь зачастую вообще считает все это
неважным. Что же получается на практике?
Старшее поколение отчаянно защищает все то, что было создано
в их время. Оно не в силах смириться с мыслью о том, что ценности меняются, оно
отстаивает их до конца, даже не
задумываясь над тем, что, возможно, новые взгляды и идеи ничуть не хуже. А
молодое поколение, отрицая принципы, подобно Базарову, в то же время насаждает
новые принципы. Базаров ведь даже не отдавал себе отчета в том, что у него тоже
есть принципы – свои, им придуманные!
Есть ли правые и виноватые в этом конфликте? Лучше или хуже
новые взгляды и вкусы? Да ничуть они не лучше или хуже – они просто другие. И
избежать конфликта между поколениями практически невозможно: старшие так и
будут стоять на том, что в их время все было лучше, а младшие упорно будут
внедрять в жизнь свежие планы и идеи. И
это нормально и естественно, ведь молодость полна сил и активна, у нее все
впереди. «Старики» же уже выполнили свою жизненную программу, им не нужна
активность, они хотят покоя. Где уж тут достичь взаимопонимания!
Итак, приходим к выводу, что проблема отцов и детей была,
есть и, скорее всего, будет существовать независимо от смены политического,
экономического или социального
устройства.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня?
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому – это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» – представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» – приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, – это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей – это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами». .
Ответ оставил Гость
Устарела ли проблема отцов и детей сегодня
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1852году. Более полутора столетий прошло с тех пор. Многое изменилось – в социальном плане, экономическом, техническом,морально-нравственном. Иные ценности пришли на смену прежним, иные цели изадачи ставит перед собой современное поколение. Но можно ли на этом основанииутверждать, что проблема отцов и детей устарела, что она окончательно ушла впрошлое и ей не стоит даже уделять внимания? Попробуем разобраться в этом, проанализировав произведение ипостаравшись понять, что же хотел сказать автор, какую проблему он имел в виду.
Конфликт между поколениями в романе наиболее остропредставлен в столкновении между Павлом Петровичем и Базаровым. На каких же уровнял он проявляется?Во-первых, на бытовом: Базаров ведет себя подчеркнуто небрежно, бесцеремонно, вто время как Павел Петрович демонстрирует безукоризненные манеры.
Во-вторых, конфликт возникает в духовно-нравственномотношении. Базаров называет себя нигилистом и открыто пропагандирует чистоматериалистический подход ко всему. Он отрицает любое искусство, любое чувство, начисто лишая их хоть какой-тозначимости. «Рафаэль гроша ломаного не стоит…» — пренебрежительно заявляет он. Павла Петровича такой подход откровенношокирует.
Но самый главный, самый острый и самый сложный конфликт, намой взгляд, происходит в социальном аспекте. Сложность его в том, что взгляды ПавлаПетровича и Базарова, противоречат друг другу в теоретическом и практическомпроявлениях. Сравним: Базаров на словах называет народ темным и невежественным– а на практике слуги считают его «своим», симпатизируют ему. Павел Петрович насловах народ защищает, говорит о нем почтительно – а в жизни отворачивается отмужиков и нюхает одеколон. Что жепроисходит? Явное противоречие!
Но в наше время нет столь резкого социального неравенства,«мужики» канули в Лету. Так может быть, и проблема отцов и детей исчезлаокончательно? Попробуем теперь ответить на этот вопрос, перенеся разногласиямежду Павлом Петровичем и Базаровым на наши дни.
В наше время молодежь также ведет себя более непринужденно.Молодость сама по себе лишена чопорности и официозности, свойственной старшемупоколению. В духовно-нравственныхвопросах также редко находитсявзаимопонимание между младшим и старшим поколением, редко совпадают вкусы – вмузыке, живописи, литературе. Молодежь зачастую вообще считает все этоневажным. Что же получается на практике?
Старшее поколение отчаянно защищает все то, что было созданов их время. Оно не в силах смириться с мыслью о том, что ценности меняются, оноотстаивает их до конца, даже незадумываясь над тем, что, возможно, новые взгляды и идеи ничуть не хуже. Амолодое поколение, отрицая принципы, подобно Базарову, в то же время насаждаетновые принципы. Базаров ведь даже не отдавал себе отчета в том, что у него тожеесть принципы – свои, им придуманные!
Есть ли правые и виноватые в этом конфликте? Лучше или хуженовые взгляды и вкусы? Да ничуть они не лучше или хуже – они просто другие. Иизбежать конфликта между поколениями практически невозможно: старшие так ибудут стоять на том, что в их время все было лучше, а младшие упорно будутвнедрять в жизнь свежие планы и идеи. Иэто нормально и естественно, ведь молодость полна сил и активна, у нее всевпереди. «Старики» же уже выполнили свою жизненную программу, им не нужнаактивность, они хотят покоя. Где уж тут достичь взаимопонимания!
Итак, приходим к выводу, что проблема отцов и детей была,есть и, скорее всего, будет существовать независимо от смены политического,экономического или социальногоустройства.
Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
Отцы и дети, как это старо, но пока на земле есть человечество, проблема взаимоотношения возрастов будет актуальна, она будет перетекать из одного состояния в другое, менять свои особенности, но суть останется одной, это непонимание сторон.
Такая проблема не может устареть или потерять своей актуальности, ведь суть этой самой проблемы заключается в разности тех ценностей, которыми жили наши отцы и живем мы. Еще древнегреческие философы упоминали об этой актуальной проблеме, и сейчас каждый родитель и ребенок сталкивается с тем или иным проявлением непонимания.
Суть данной проблемы очень проста, это естественный ход эволюции и развития человека. Каждое последующее поколение смотрит на теже вещи что и родители с другой стороны, под другим углом, оно оценивают их исходя из своего определенного небольшого жизненного опыта. Еще одним важным моментом…
можно считать разрыв связей между поколениями, страх старшего поколения быть покинутыми, забытыми. Вот от сюда тоже и идет навязывание своих застарелых понятий, зачастую их действительно можно так назвать. Это делается для того, чтобы сделать ребенка похожим на себя и не дать ему увидеть новый мир.
Столкновение и не понимание поколений базируется на очень фундаментальных ценностях человечества. Что во времена Сократа и Аристотеля, что в современной жизни беседа и споры велись на темы: любви, добра и зла, ценностей духовных и материальных, отношений к старшим и младшим, принятие тех или иных законов общества и законов государственных.
Но все же по истечении многих лет, когда ребенок вырос и обзавелся своими детьми, он понимает, что не во всех напутствиях отцов была неправда и непонимание ситуации. Многое действительно было истинно, но горячая молодая кровь хотела азарта.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня?
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому — это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» — представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» — приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, — это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей — это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами».