Сочинение на тему чтение прежде всего сотворчество
5 вариантов
«Господин мой – время» – литературно-музыкальную композицию под таким названием по произведениям Марины Цветаевой подготовили актриса Даля Янкаускайте и пианистка Бируте Вайнюнайте.
Далю Янкаускайте творчество Цветаевой давно заворожило своим неистовым эмоциональным накалом, тем, что стихи этого поэта требуют от читателя не просто сопереживания, а глубокого совпадения мироощущения. Сама Цветаева так говорила о взаимодействии писателя и читателя: «Что есть чтение, – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение – прежде всего – сотворчество… Устал от моей вещи, – значит, хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошённая, а творческая».
Чтец с большим творческим стажем и известная актриса Даля Янкаускайте подготовила уже более 30 поэтических программ. Она признана лауреатом «Весны поэзии» и первой среди литовских чтецов удостоена премии имени Лаймонаса Норейки. Вместе с выдающейся пианисткой, лауреатом многих международных конкурсов, профессором Бируте Вайнюнайте программу «Господин мой – время» они с успехом представляли не только в Литве, но и в московском Доме-музее Марины Цветаевой.
4 октября 2010 г. на сцене Русского драматического театра Литвы лучшие стихи Цветаевой, написанные ею в разные годы, Даля Янкаускайте будет читать под созвучную этой поэзии музыку Моцарта, Шопена, Дебюсси, Куперена, Вайнюнаса в исполнении профессора Бируте Вайнюнайте.
Урок литературы в 11 классе
Технология проблемного обучения и воспитания.
Тема: «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество».
(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)
Проблема: ребята не умеют читать стихи М.Цветаевой, не понимают её поэзии.
Проблемный вопрос: Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М.Цветаевой?
Цели: через лингвистический анализ текста показать силу и красоту слова в передаче чувств лирического героя, проанализировать языковые и стилистические средства языка, помогающие понять идейно-художественное своеобразие стихотворения М.Цветаевой
Задачи: конкретный анализ поэтического синтаксиса (роль анафоры, анжанбемана, роль тире и восклицательных предложений) в определении идеи стихотворения, конкретный анализ и роль изобразительно-художественных средств: метафоры, сравнения, эпитетов, оксюморона, значение аллитерации и ассонанса, увлечь и заинтересовать школьников поэзией М.Цветаевой, показать индивидуальность, мощь и силу ее творчества, развивать мышление, речь, художественное чутьё
Что есть чтение, – как не разгадывание,
толкование, извлечение тайного,
оставшегося за строками, за пределом слов.
чтение – прежде всего – сотворчество.
М.Цветаева.
Учитель называет тему урока, просит ребят определить цели и задачи урока, дополняет сказанное. Читается эпиграф.
Чтобы понять творчество, стихи Цветаевой, надо знать ее мировоззрение, некоторые моменты ее нелегкой судьбы, факты ее биографии. Она и есть тот самый гений, мощью своего творчества показавший по словам Е.Евтушенко, что «женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». Жизнь Цветаевой сложна и неповторима, интересна и трудна.
Звучит рассказ о судьбе, биографии М.Цветаевой (выступление ученика)
Учитель: Е.Евтушенко сказал: «Цветаевский характер был крепким орешком, в нем была пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность». Так женщина – поэт боролась за право иметь сильный характер. Но другой литературовед Е. Тагер отмечает не только силу в характере, творчестве поэтессы, но и слабость. Эти противоречия он определил так: «С одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое».
Е. Тагер отмечает, что это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика(см.портрет) «Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры».
Стремительность, бурная, взрывающаяся эмоциональность видна в стихах М.Цветаевой.
Обратимся к стихотворению «Август – астры». Звучит выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Итак, ключевое слово – это…(Август – что оно означает?). Август – финал лета, изобилие, щедрой рукой создателя даруемое миру и людям.
-Какие возникают ассоциации, когда читаем первую строчку «Август-астры». (Астра – красивый цветок, с яркими пышными соцветиями. Астра в переводе с греческого означает «звезда». Астра – красота, богатство, щедрость)
Читаем дальше. «Август – звезды».
-С чем ассоциируются звезды? (Тайна, необычность, яркость). Далее следует очень интересная строфа:
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
-Раскройте смысл метафоры – «грозди рябины ржавой»
(Ржавой – желто-бурый и рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не тлен, а расцвет и очарование любимой М.Цветаевой рябины.
-Какие еще литературные приемы здесь использованы? (Инверсия – рябины ржавой, аллитерация {р}, {ж}, анжанбеман – перенос части синтаксически целой фразы из единой стихотворной строки в другую, вызванной несовпадением заканчивающей строку постоянной ритмической паузы с паузой смысловой; передает повышенную эмоциональную напряженность речи, способствуя созданию разговорной интонации, подчеркивающийся лейтмотивом «август»). Сильная интонационная пауза выделяет это слово.
-С какой интонацией читается первая строфа?
Евтушенко писал: «Цветаева резка, порывиста, дисгармонична: строку, повинуясь интонации, рвет на отдельные слова и слоги, а слоги переносит из одного стихотворного строчного ряда в другой. Ей, прежде всего, важен смысл, речь. Не жалея стиха, поэтесса резала строку цезурой и резко с помощью тире выделяла, «отбрасывая» слово вниз. А если надо, отрезав слог, переносила его в следующую строку, нередко снабжая восклицательным знаком, подобно музыканту, «изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся со стихией».
-Какие особенности поэтического синтаксиса вы заметили в первой строфе? (Анафора подчеркивает, усиливает значимость, щедрость этого месяца, выделяет его среди других, показывая превосходство. Логическое ударение с каждой строчкой усиливается. Тире выделяет главные ключевые слова). Объяснить постановку тире:
Август – астры,
Август – звезды
Август – грозди.
Читаем вторую строфу.
Назовите эпитет. Объясните эпитет «полновесным». А далее удивительная метафора «благосклонным яблоком» – поясните её. (Добро, любовь, благо).
В словаре В. Даля слово «благосклонный» означает расположенный, милостивый, снисходительный. Поистине подарок в сочетании с существительным яблоко, ибо это не просто символ щедрого урожая богатейшего летнего месяца, это награда.
– Какие возникают ассоциации, когда мы читаем эпитет «яблоко имперское»?
(Римский император Октавиан Август)
-Что передает символ имперский? (Величавость, царственность, это слово вынесено логическим ударением, оно последнее в этих двух строчках). -Назовите сравнение и объясните его.
«Как дитя, играешь, август» подчеркивает «царский» характер месяца: своенравность, всевластие и беззаботность, упоение радостью жизни.
-Какой художественный прием использует Цветаева в следующих двух строчках:
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским.
(Оксюморон: гладишь имперским – становиться близким, понятным, милым сердцу. Август одаривает всех)
-Подберите синонимы к слову «гладишь» (ласкаешь, жалеешь), обратимся к звуковому строю этих строчек: [л], [м], [н] – плавные контрастные звуки. И заканчивается вторая строфа:
Август! – Сердце!
Слово «сердце» выделяется тире и восклицательным знаком. Почему? Далее читаем о жизни сердца.
Третья строфа.
Эпитет «поздний» повторяется три раза. Почему? Раскрываем, поясняем первый «месяц поздних поцелуев» – (торопитесь, ловите каждое мгновение, ничто не повторится), «поздних роз» – (все последнее, позднее – самое дорогое и прекрасное, роза – символ цветка любви), «молний поздних» (озарение, вспышка, просветление, рубеж).
-Что подчеркивает метафора «ливней звездных» (живописная картина вечного, высокого, недоступного неба, указывает на народную примету: август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
-Для чего используется тире? (Мажорный, финальный аккорд, объединяем три заключительные строки).
-Обратите внимание на аллитерацию: [з], [д], [ц]. Какие чувства она передает? (восклицание, радость, открытие мира, восхищение им).
Прочитайте ещё раз стихотворение.
– В чем выражается его своеобразие, индивидуальность?
Определите основные мысли стихотворения. Красота и сила слова передают чувства лирического героя: его восхищение, любовь к природе, к окружающей среде, миру, чувство понимания красоты, щедрости, богатство природы показывает богатство души человека. Любовь в обобщенном значении: любовь к природе, конкретно к звездам, цветам, небу, к августу. Любовь к человеку.
Лирический герой – человек с открытой душой, понимающий, любящий. Лирический герой похож на автора. Поэтесса М. Цветаева – гений.
-Что есть чтение? (Объяснение, рассуждение, размышление, комментарии, воспитание личности, искусство, разговор с поэтом, творчество и сотворчество)
«Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов. (Не говоря уже о трудностях синтаксиса). Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи – значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь и читателю и мне». М.И.Цветаева.
Учитель предлагает написать творческую письменную работу на тему: «Читая стихотворение М.Цветаевой «Август – астры»
Сочинение ученицы М. Екатерины
Август – астры! Какое интересное сочетание, удивительное и красивое. Август – мой любимый месяц. Август – это тепло, солнце, урожай, какое –то умиротворение, тишина и…астры. Именно в августе они цветут во всей своей красе: и махровые, и игольчатые, и красные, и жёлтые, и белые, неповторимые, чудесные цветы!
Август – звёзды. Они в августе ярче, красивее. Они как будто предчувствуют зимнюю стужу, длинные, холодные ночи.
Август – рябина. Как же М.И.Цветаева не вспомнит про своё любимое дерево!? Рябина пышно плодоносит в августе. И восторг, и удивление испытывает человек. Да, всё это происходит в августе, он главный, значимый. Поэтому и выделяется тире. Как меняется интонация дальше? Если в первой строфе – существительные, то во второй – эпитеты. Да какие! «Полновесным», «благосклонным», и читаются они нараспев, представляется мне что-то доброе, большое, благостное.
А дальше читаю: «яблоко имперское». Что за чудо?! «Как ладонью гладишь сердце именем своим имперским». «Играешь, гладишь» – как нежно и ласково звучат эти слова. Оксюморон и сравнение наводят меня на мысль, что автор – какой-то удивительный человек, дарящий любовь.
Август – сердце. Да, именно! Сердце – это жизнь, любовь. Пусть поздняя и «поздних поцелуев», и «поздних роз», и «поздних молний». Август – последний месяц лета. Ах, как не хочется, чтобы он уходил. И розы, и молнии, чтобы были всегда. Вера в лучшее, надежда на будущее, радость и любовь к жизни, к миру, к людям, к лету, к августу…Вот какие чувства я испытала, читая стихотворение М.Цветаевой, удивляясь её слогу, слову, щедрости необыкновенной русской души…
Мое любимое стихотворение М. Цветаевой Сочинения по русской литературе
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
М. Цветаева
В этих строках удивительного, неповторимого, яркого поэта Марины Цветаевой — страстное обращение ко всем нам, призыв остановиться, вслушаться, вдуматься, понять… Понять смысл ее стихов, в которых заключен смысл всей жизни поэтессы. Понять саму сложную, противоречивую, трепетную душу Марины Цветаевой.Она не писала стихи — она просто открывала перед нами свое сердце. И из него лились пламенные слова, которые складывались в строки, звучали и продолжают звучать неповторимой музыкой где-то внутри нас, пронизывая все существо, заставляя забыть обо всем, полностью погрузиться в это чудо, в волшебство поэзии Цветаевой, до остатка раствориться в нем. Да и невозможно иначе воспринимать ее лирику.
СПоэтесса часто писала о смерти, в том числе — о собственной. Она предвидела ее, принимала как что-то неизбежное и желанное. Именно так, потому что она чувствовала невозможность дальнейшей жизни в этом жестоком, несправедливом мире. Она способна была видеть многое, что не дано было увидеть другим. И эта способность становилась для нее все более мучительной. Да, судьба Марины Цветаевой была трагична. Но сама она всегда говорила, что “глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья!”. И только страдая, можно наполнить свои стихи таким словом, таким чувством, какими наполнены произведения этой неповторимой поэтессы. И все же страдания не умаляли жизнелюбия Цветаевой. Она вовсе не была настолько “дикой”, “одинокой”, “нелюдимой”, как принято ее считать. Она любила жизнь, любила людей, стремилась к общению с ними. Именно это и хочет сказать поэтесса в своем стихотворении. тихотворения этой великой поэтессы нельзя читать между делом, бездумно скользя отсутствующим взглядом по страницам. Ее поэзия требует вдумчивого, углубленного постижения, усилия мысли; поэзия Цветаевой доступна только тем, кто способен воспринимать ее и умом, и сердцем. “Что есть чтение, — говорила сама поэтесса, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”.
Анализ художественного текста на уроках литературы
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…
Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.
М. Цветаева
Основная задача учителя научить по-настоящему работать с текстом художественного произведения. В свое время М.А. Рыбникова говорила: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя». А это можно сделать только благодаря проникновению в глубины художественного произведения. В своем первоначальном значении слово анализ означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части. Однако художественное произведение обладает непременным качеством цельности. Поэтому всякий анализ уже по самой своей природе должен быть целостным анализом. Литературный анализ – это только такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения. Мысль художника никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «запрятана» в произведении. Анализируя текст, мы и стремимся проникнуть в мир, созданный писателем. Анализ призван объяснить неясное, открывать неоткрытое. И те малые или большие открытия, которые делаются в процессе анализа, всегда должны быть связаны с целым. Анализируя произведение, мы одновременно и уходим от целого, и постоянно помним о нем.
Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?».
«Что?» – это не толькотема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте.
«Как?» – это художественная система произведения. По определению Ю.М. Лотмана – «органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым». Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста дает возможность обучающимся воспринимать его как знаковую систему, художественное произведение – как систему образования, видеть способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпритации художественного текста. Выходит, постижение литературного произведения – это своеобразная увлекательная игра, в которую школьников надо научить играть. Анализируя художественное произведение, обучающиеся должны знать следующие неиспоримые истины:
– в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
– то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами свеми происходит каждый день;
– любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
– непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать.
У Иннокентия Анненского есть такое высказывание: «Чем сильнее ум, тем становится он смелее и тем больше хочет свободы, а такая свобода может проявиться именно … в области неразгаданных и таинственных явлений и отношений».
Задумываясь над поэтикой названия, времени, пространства, разгадывая тайну имен героев, чисел, каких-то деталей, цвета и т.д., читатель начинает понимать, что в тексте существуют законы, которые объединяют обычные слова в нечто целоеи целесообразное, в искусстве слова. Да и данное произведение чаще всего существует просто само по себе, оно может быть соотнесено с другими текстами как русской, так и мировой литературы. Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия. Такую работу лучше проводить на небольших рассказах А. Чехова, Л. Андреева, Б.Зайцева, С. Городецкого, А. Грина, В. Набокова.
Однажды прочитала у Набокова: «Я…люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Это высказывание писателя показалось мне интересным. Я решилась предложить обучающимся работу по разгадке нескольких набоковских текстов. Остановлюсь коротко на том, как проходила в 11 классе работа по анализу рассказа Владимира Набокова «Рождество». Первый вопрос, который обращен к классу, связан с названием произведения. Почему рассказ назван «Рождество»? Ребята думают над тем, что это: просто фон, на котором происходит действие, или есть прямое сопоставление с Рождеством Христовым? Что общего между тем, что есть в рассказе и Рождеством Христовым? Что и кто родился в эту ночь?
В сочельник, накануне чудесного праздника родилась из казалось бы мертвой куколки громадная бабочка, «индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея». Фонари Бомбея, что это? Зачем они в рассказе? Случайность? Это свет в ночи, возможно, это символ рождественской звезды, предвещающий чудо! И чудо произошло, ибо в это время не только бабочка появилась на свет, но заново родился герой рассказа Слепцов. Вероятно, следующим вопросом, который естественно, должен возникнуть , будет такой: почему фамилия отца умершего мальчика Слепцов? Чтобы убедиться в том, что фамилия Слепцов здесь неслучайна, необходимо повнимательней вчитаться в текст. Не встретится ли нам еще слово с данным корнем, с данным значением? Оказывается, есть. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственно расчищенной тропе в эту слепительную глубь…», «за легким серебряным туманом деревьев…слепо сиял церковный крест». Какая-то завеса, пелена, туман, которые слепят, не дают возможность видеть. Так и Слепцов. Да, он ослеп от горя, от слез, потери самого дорогого существа, он ничего и никого не хочет видеть, замечать. Он удивляется, что еще жив, но уже принимает решение, что умрет и сегодня же. «Смерть, – тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И вдруг…чудо! Вылупилась бабочка. Вместо смерти оказалось рождение новой жизни от тепла. И Слепцов воскресает, вновь рождается, он узнает нечто новое о своем сыне из дневника, о первой детской любви… Герой рассказа прозревает. Как бы раскрываются его глаза, спадает пелена, он возрождается, появляется новое видение, жизнь торжествует над смертью. Но так уже было в классической литературе. Достаточно вспомнить Л.Н. Толстого, его Андрея Болконского в двух эпизодах встречи с дубом… После ночи в Отрадном перед нами уже другой Андрей. В набоковском рассказе чудо происходит на Рождество, обретая ощущение счастья, хотя и «робкого, почти человеческого». Тепло помогло рождению бабочки. Но ведь и Слепцову тоже. Ведь Иван, слуга, жарко натопил «плюшевую» гостиную. Он же поставил аршинную елку в глиняном горшке. Что это, кощунство? Напомнить о празднике, когда у человека горе, когда не хочется жить? Но ведь вспомнить, что герой рассказа еще совсем недавно сидел в нежилом углу, на плюшевом стуле, на котором не сидел никогда, сидел, словно в приемной у доктора. Он болен, ему плохо, он нуждается в помощи. И вот она, елка, напоминающая, что завтра Рождество. Она, как сказал Иван, «зеленая». Зеленый цвет – цвет лета. В промозглую, промерзшую действительность врывается частичка лета, тепла, а тут еще и бабочка родилась в тепле, должен оттаять и наш герой. Действие происходит зимой, но внутри рассказа, в воспоминаниях даны картины лета, совсем недавнего счастья, когда он, сын, был жив. Интересно обратить внимание ребят на контраст: лето-зима, почему последняя запись в дневнике сына сделана осенью? Упоминается бабочка траурница, которая появляется в конце лета. Что это? Символ смерти? Несчастье неизбежно? Предчувствие смерти? Умирание природы? А ведь в дневнике мальчика грустный мотив расставания. Первое серьезное переживания мальчика , прощание с любимой, таинственной незнакомкой. Какое-то пограничное состояние. Остановимся на поэтике пространства. Обучающимся задается вопрос: внимательно перечитать, посмотреть, сделать вывод, где происходит действие? Действие происходит в нескольких разных пространствах, и это закономерно.
Маленький теплый флигель – место, где произошло чудо рождения экзотической бабочки, где ставится зеленая небольшая елка, где заботливый молчаливый слуга, где прозревает герой рассказа, где живет память о сыне, возвращается постепенно робкое ощущение счастья. Это родное, близкое, жизненное пространство. Холодный «главный дом, где жили летом», но сейчас там все нежилое, чуждое пространство, тревожное. «Мебель в саванах (символ смерти), люстра в «незвенящем мешке». Там дыхание смерти. Двор, в котором под снегом еще хранятся следы от сандалий сына, примятая им трава. Мосток. Там, под снегом, недавняя летняя жизнь. Погост – смерть, отчужденность. Здесь «Слепцов был еще дальше от сына…».
Деревня на том берегу живет своей жизнью, топятся печки, розовый дым, рубятся дрова – это торжество жизни!
Петербург – чужое пространство, там умер сын, там никогда не бывает Рождества, там другой праздник… Ему противопоставляется летняя деревня, дача, радость, тепло.
Проводится работа по определению того, какие и почему цвета используются в рассказе; какие звуки даны в рассказе и почему? Сравнить?
«Весело выстрелила под ногой пословица».
«Словно хряснула» дверь. (Связано с флигелем, утром…)
«Дверь с тяжелым рыданием раскрылась».
«Паркетные полы тревожно трещали» – большой холодный дом вечером.
Состояние человека к вечеру ухудшалось, горе обострилось, вечером Слепцов сурово затосковал. Именно здесь приходят мысли о смерти. В ходе анализа выясняется, почему рассказ разделен на четыре части, почему у сына нет имени, почему у Слепцова каракулевый колпак, почему мальчик сделал такой рисунок, почему Слепцов во флигель принес коробку с коконом, а не коллекцию бабочек и т.д.
Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить. Это все способствует к постижению крупных произведений. Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.
«Открытый урок по чтению» – Джим Корбетт – Кумаонские людоеды Иван Ефремов – На краю Ойкумены Михаил Булгаков – Собачье сердце Константин Паустовский – Мещерская сторона. Вальтер Скотт – Айвенго Константин Щемелинин – Я Ярослав Гашек – Приключения бравого солдата Швейка Николай Гоголь – Тарас Бульба Рони Старший – Борьба за огонь.
«Книга для чтения детям» – Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Систематически читайте ребёнку. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. Как повысить технику чтения. Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное.
«Чтение книг» – Какова главная мысль всей статьи? Что осуждается в басне? Предисловие. Содержание (или оглавление). Например, «перевод с туркменского…», а потом — фамилия переводчика. Прочитай рассказ. Как построена книга? Если книга с рисунками, то указана фамилия художника. Как озаглавить части? Памятка «Работа над сказкой».
«Литературные чтения» – Рекомендуемые критерии оценивания. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения. Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ. Рассмотрите журнал “Свирель”. Рассмотрите предложенные учителем книги. Раздел «Пояснительная записка».
«Упражнения для чтения» – Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно. Задачи проекта: Какая же должна быть скорость чтения? Методика И.Т.Федоренко. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Виды упражнений: Совершенствование навыков чтения младших школьников. Стартовый (входной) промежуточный (полугодовой или по четвертям) итоговый (конец года).
«Майнашевские чтения» – Выступления на пленарной части: Участники педагогических чтений. Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами. Мамышевой Н.А., зав.учебно-методическим кабинетом ХРИПКиПРО. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности.
«Господин мой – время» – литературно-музыкальную композицию под таким названием по произведениям Марины Цветаевой подготовили актриса Даля Янкаускайте и пианистка Бируте Вайнюнайте.
Далю Янкаускайте творчество Цветаевой давно заворожило своим неистовым эмоциональным накалом, тем, что стихи этого поэта требуют от читателя не просто сопереживания, а глубокого совпадения мироощущения. Сама Цветаева так говорила о взаимодействии писателя и читателя: «Что есть чтение, – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение – прежде всего – сотворчество… Устал от моей вещи, – значит, хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошённая, а творческая».
Чтец с большим творческим стажем и известная актриса Даля Янкаускайте подготовила уже более 30 поэтических программ. Она признана лауреатом «Весны поэзии» и первой среди литовских чтецов удостоена премии имени Лаймонаса Норейки. Вместе с выдающейся пианисткой, лауреатом многих международных конкурсов, профессором Бируте Вайнюнайте программу «Господин мой – время» они с успехом представляли не только в Литве, но и в московском Доме-музее Марины Цветаевой.
4 октября 2010 г. на сцене Русского драматического театра Литвы лучшие стихи Цветаевой, написанные ею в разные годы, Даля Янкаускайте будет читать под созвучную этой поэзии музыку Моцарта, Шопена, Дебюсси, Куперена, Вайнюнаса в исполнении профессора Бируте Вайнюнайте.
Урок литературы в 11 классе
Технология проблемного обучения и воспитания.
Тема: «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество».
(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)
Проблема: ребята не умеют читать стихи М.Цветаевой, не понимают её поэзии.
Проблемный вопрос: Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М.Цветаевой?
Цели: через лингвистический анализ текста показать силу и красоту слова в передаче чувств лирического героя, проанализировать языковые и стилистические средства языка, помогающие понять идейно-художественное своеобразие стихотворения М.Цветаевой
Задачи: конкретный анализ поэтического синтаксиса (роль анафоры, анжанбемана, роль тире и восклицательных предложений) в определении идеи стихотворения, конкретный анализ и роль изобразительно-художественных средств: метафоры, сравнения, эпитетов, оксюморона, значение аллитерации и ассонанса, увлечь и заинтересовать школьников поэзией М.Цветаевой, показать индивидуальность, мощь и силу ее творчества, развивать мышление, речь, художественное чутьё
Что есть чтение, – как не разгадывание,
толкование, извлечение тайного,
оставшегося за строками, за пределом слов.
чтение – прежде всего – сотворчество.
М.Цветаева.
Учитель называет тему урока, просит ребят определить цели и задачи урока, дополняет сказанное. Читается эпиграф.
Чтобы понять творчество, стихи Цветаевой, надо знать ее мировоззрение, некоторые моменты ее нелегкой судьбы, факты ее биографии. Она и есть тот самый гений, мощью своего творчества показавший по словам Е.Евтушенко, что «женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». Жизнь Цветаевой сложна и неповторима, интересна и трудна.
Звучит рассказ о судьбе, биографии М.Цветаевой (выступление ученика)
Учитель: Е.Евтушенко сказал: «Цветаевский характер был крепким орешком, в нем была пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность». Так женщина – поэт боролась за право иметь сильный характер. Но другой литературовед Е. Тагер отмечает не только силу в характере, творчестве поэтессы, но и слабость. Эти противоречия он определил так: «С одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое».
Е. Тагер отмечает, что это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика(см.портрет) «Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры».
Стремительность, бурная, взрывающаяся эмоциональность видна в стихах М.Цветаевой.
Обратимся к стихотворению «Август – астры». Звучит выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Итак, ключевое слово – это…(Август – что оно означает?). Август – финал лета, изобилие, щедрой рукой создателя даруемое миру и людям.
-Какие возникают ассоциации, когда читаем первую строчку «Август-астры». (Астра – красивый цветок, с яркими пышными соцветиями. Астра в переводе с греческого означает «звезда». Астра – красота, богатство, щедрость)
Читаем дальше. «Август – звезды».
-С чем ассоциируются звезды? (Тайна, необычность, яркость). Далее следует очень интересная строфа:
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
-Раскройте смысл метафоры – «грозди рябины ржавой»
(Ржавой – желто-бурый и рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не тлен, а расцвет и очарование любимой М.Цветаевой рябины.
-Какие еще литературные приемы здесь использованы? (Инверсия – рябины ржавой, аллитерация {р}, {ж}, анжанбеман – перенос части синтаксически целой фразы из единой стихотворной строки в другую, вызванной несовпадением заканчивающей строку постоянной ритмической паузы с паузой смысловой; передает повышенную эмоциональную напряженность речи, способствуя созданию разговорной интонации, подчеркивающийся лейтмотивом «август»). Сильная интонационная пауза выделяет это слово.
-С какой интонацией читается первая строфа?
Евтушенко писал: «Цветаева резка, порывиста, дисгармонична: строку, повинуясь интонации, рвет на отдельные слова и слоги, а слоги переносит из одного стихотворного строчного ряда в другой. Ей, прежде всего, важен смысл, речь. Не жалея стиха, поэтесса резала строку цезурой и резко с помощью тире выделяла, «отбрасывая» слово вниз. А если надо, отрезав слог, переносила его в следующую строку, нередко снабжая восклицательным знаком, подобно музыканту, «изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся со стихией».
-Какие особенности поэтического синтаксиса вы заметили в первой строфе? (Анафора подчеркивает, усиливает значимость, щедрость этого месяца, выделяет его среди других, показывая превосходство. Логическое ударение с каждой строчкой усиливается. Тире выделяет главные ключевые слова). Объяснить постановку тире:
Август – астры,
Август – звезды
Август – грозди.
Читаем вторую строфу.
Назовите эпитет. Объясните эпитет «полновесным». А далее удивительная метафора «благосклонным яблоком» – поясните её. (Добро, любовь, благо).
В словаре В. Даля слово «благосклонный» означает расположенный, милостивый, снисходительный. Поистине подарок в сочетании с существительным яблоко, ибо это не просто символ щедрого урожая богатейшего летнего месяца, это награда.
– Какие возникают ассоциации, когда мы читаем эпитет «яблоко имперское»?
(Римский император Октавиан Август)
-Что передает символ имперский? (Величавость, царственность, это слово вынесено логическим ударением, оно последнее в этих двух строчках). -Назовите сравнение и объясните его.
«Как дитя, играешь, август» подчеркивает «царский» характер месяца: своенравность, всевластие и беззаботность, упоение радостью жизни.
-Какой художественный прием использует Цветаева в следующих двух строчках:
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским.
(Оксюморон: гладишь имперским – становиться близким, понятным, милым сердцу. Август одаривает всех)
-Подберите синонимы к слову «гладишь» (ласкаешь, жалеешь), обратимся к звуковому строю этих строчек: [л], [м], [н] – плавные контрастные звуки. И заканчивается вторая строфа:
Август! – Сердце!
Слово «сердце» выделяется тире и восклицательным знаком. Почему? Далее читаем о жизни сердца.
Третья строфа.
Эпитет «поздний» повторяется три раза. Почему? Раскрываем, поясняем первый «месяц поздних поцелуев» – (торопитесь, ловите каждое мгновение, ничто не повторится), «поздних роз» – (все последнее, позднее – самое дорогое и прекрасное, роза – символ цветка любви), «молний поздних» (озарение, вспышка, просветление, рубеж).
-Что подчеркивает метафора «ливней звездных» (живописная картина вечного, высокого, недоступного неба, указывает на народную примету: август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
-Для чего используется тире? (Мажорный, финальный аккорд, объединяем три заключительные строки).
-Обратите внимание на аллитерацию: [з], [д], [ц]. Какие чувства она передает? (восклицание, радость, открытие мира, восхищение им).
Прочитайте ещё раз стихотворение.
– В чем выражается его своеобразие, индивидуальность?
Определите основные мысли стихотворения. Красота и сила слова передают чувства лирического героя: его восхищение, любовь к природе, к окружающей среде, миру, чувство понимания красоты, щедрости, богатство природы показывает богатство души человека. Любовь в обобщенном значении: любовь к природе, конкретно к звездам, цветам, небу, к августу. Любовь к человеку.
Лирический герой – человек с открытой душой, понимающий, любящий. Лирический герой похож на автора. Поэтесса М. Цветаева – гений.
-Что есть чтение? (Объяснение, рассуждение, размышление, комментарии, воспитание личности, искусство, разговор с поэтом, творчество и сотворчество)
«Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов. (Не говоря уже о трудностях синтаксиса). Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи – значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь и читателю и мне». М.И.Цветаева.
Учитель предлагает написать творческую письменную работу на тему: «Читая стихотворение М.Цветаевой «Август – астры»
Сочинение ученицы М. Екатерины
Август – астры! Какое интересное сочетание, удивительное и красивое. Август – мой любимый месяц. Август – это тепло, солнце, урожай, какое –то умиротворение, тишина и…астры. Именно в августе они цветут во всей своей красе: и махровые, и игольчатые, и красные, и жёлтые, и белые, неповторимые, чудесные цветы!
Август – звёзды. Они в августе ярче, красивее. Они как будто предчувствуют зимнюю стужу, длинные, холодные ночи.
Август – рябина. Как же М.И.Цветаева не вспомнит про своё любимое дерево!? Рябина пышно плодоносит в августе. И восторг, и удивление испытывает человек. Да, всё это происходит в августе, он главный, значимый. Поэтому и выделяется тире. Как меняется интонация дальше? Если в первой строфе – существительные, то во второй – эпитеты. Да какие! «Полновесным», «благосклонным», и читаются они нараспев, представляется мне что-то доброе, большое, благостное.
А дальше читаю: «яблоко имперское». Что за чудо?! «Как ладонью гладишь сердце именем своим имперским». «Играешь, гладишь» – как нежно и ласково звучат эти слова. Оксюморон и сравнение наводят меня на мысль, что автор – какой-то удивительный человек, дарящий любовь.
Август – сердце. Да, именно! Сердце – это жизнь, любовь. Пусть поздняя и «поздних поцелуев», и «поздних роз», и «поздних молний». Август – последний месяц лета. Ах, как не хочется, чтобы он уходил. И розы, и молнии, чтобы были всегда. Вера в лучшее, надежда на будущее, радость и любовь к жизни, к миру, к людям, к лету, к августу…Вот какие чувства я испытала, читая стихотворение М.Цветаевой, удивляясь её слогу, слову, щедрости необыкновенной русской души…
Мое любимое стихотворение М. Цветаевой Сочинения по русской литературе
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
М. Цветаева
В этих строках удивительного, неповторимого, яркого поэта Марины Цветаевой — страстное обращение ко всем нам, призыв остановиться, вслушаться, вдуматься, понять… Понять смысл ее стихов, в которых заключен смысл всей жизни поэтессы. Понять саму сложную, противоречивую, трепетную душу Марины Цветаевой.Она не писала стихи — она просто открывала перед нами свое сердце. И из него лились пламенные слова, которые складывались в строки, звучали и продолжают звучать неповторимой музыкой где-то внутри нас, пронизывая все существо, заставляя забыть обо всем, полностью погрузиться в это чудо, в волшебство поэзии Цветаевой, до остатка раствориться в нем. Да и невозможно иначе воспринимать ее лирику.
СПоэтесса часто писала о смерти, в том числе — о собственной. Она предвидела ее, принимала как что-то неизбежное и желанное. Именно так, потому что она чувствовала невозможность дальнейшей жизни в этом жестоком, несправедливом мире. Она способна была видеть многое, что не дано было увидеть другим. И эта способность становилась для нее все более мучительной. Да, судьба Марины Цветаевой была трагична. Но сама она всегда говорила, что “глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья!”. И только страдая, можно наполнить свои стихи таким словом, таким чувством, какими наполнены произведения этой неповторимой поэтессы. И все же страдания не умаляли жизнелюбия Цветаевой. Она вовсе не была настолько “дикой”, “одинокой”, “нелюдимой”, как принято ее считать. Она любила жизнь, любила людей, стремилась к общению с ними. Именно это и хочет сказать поэтесса в своем стихотворении. тихотворения этой великой поэтессы нельзя читать между делом, бездумно скользя отсутствующим взглядом по страницам. Ее поэзия требует вдумчивого, углубленного постижения, усилия мысли; поэзия Цветаевой доступна только тем, кто способен воспринимать ее и умом, и сердцем. “Что есть чтение, — говорила сама поэтесса, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”.
Анализ художественного текста на уроках литературы
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…
Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.
М. Цветаева
Основная задача учителя научить по-настоящему работать с текстом художественного произведения. В свое время М.А. Рыбникова говорила: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя». А это можно сделать только благодаря проникновению в глубины художественного произведения. В своем первоначальном значении слово анализ означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части. Однако художественное произведение обладает непременным качеством цельности. Поэтому всякий анализ уже по самой своей природе должен быть целостным анализом. Литературный анализ – это только такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения. Мысль художника никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «запрятана» в произведении. Анализируя текст, мы и стремимся проникнуть в мир, созданный писателем. Анализ призван объяснить неясное, открывать неоткрытое. И те малые или большие открытия, которые делаются в процессе анализа, всегда должны быть связаны с целым. Анализируя произведение, мы одновременно и уходим от целого, и постоянно помним о нем.
Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?».
«Что?» – это не толькотема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте.
«Как?» – это художественная система произведения. По определению Ю.М. Лотмана – «органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым». Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста дает возможность обучающимся воспринимать его как знаковую систему, художественное произведение – как систему образования, видеть способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпритации художественного текста. Выходит, постижение литературного произведения – это своеобразная увлекательная игра, в которую школьников надо научить играть. Анализируя художественное произведение, обучающиеся должны знать следующие неиспоримые истины:
– в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
– то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами свеми происходит каждый день;
– любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
– непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать.
У Иннокентия Анненского есть такое высказывание: «Чем сильнее ум, тем становится он смелее и тем больше хочет свободы, а такая свобода может проявиться именно … в области неразгаданных и таинственных явлений и отношений».
Задумываясь над поэтикой названия, времени, пространства, разгадывая тайну имен героев, чисел, каких-то деталей, цвета и т.д., читатель начинает понимать, что в тексте существуют законы, которые объединяют обычные слова в нечто целоеи целесообразное, в искусстве слова. Да и данное произведение чаще всего существует просто само по себе, оно может быть соотнесено с другими текстами как русской, так и мировой литературы. Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия. Такую работу лучше проводить на небольших рассказах А. Чехова, Л. Андреева, Б.Зайцева, С. Городецкого, А. Грина, В. Набокова.
Однажды прочитала у Набокова: «Я…люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Это высказывание писателя показалось мне интересным. Я решилась предложить обучающимся работу по разгадке нескольких набоковских текстов. Остановлюсь коротко на том, как проходила в 11 классе работа по анализу рассказа Владимира Набокова «Рождество». Первый вопрос, который обращен к классу, связан с названием произведения. Почему рассказ назван «Рождество»? Ребята думают над тем, что это: просто фон, на котором происходит действие, или есть прямое сопоставление с Рождеством Христовым? Что общего между тем, что есть в рассказе и Рождеством Христовым? Что и кто родился в эту ночь?
В сочельник, накануне чудесного праздника родилась из казалось бы мертвой куколки громадная бабочка, «индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея». Фонари Бомбея, что это? Зачем они в рассказе? Случайность? Это свет в ночи, возможно, это символ рождественской звезды, предвещающий чудо! И чудо произошло, ибо в это время не только бабочка появилась на свет, но заново родился герой рассказа Слепцов. Вероятно, следующим вопросом, который естественно, должен возникнуть , будет такой: почему фамилия отца умершего мальчика Слепцов? Чтобы убедиться в том, что фамилия Слепцов здесь неслучайна, необходимо повнимательней вчитаться в текст. Не встретится ли нам еще слово с данным корнем, с данным значением? Оказывается, есть. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственно расчищенной тропе в эту слепительную глубь…», «за легким серебряным туманом деревьев…слепо сиял церковный крест». Какая-то завеса, пелена, туман, которые слепят, не дают возможность видеть. Так и Слепцов. Да, он ослеп от горя, от слез, потери самого дорогого существа, он ничего и никого не хочет видеть, замечать. Он удивляется, что еще жив, но уже принимает решение, что умрет и сегодня же. «Смерть, – тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И вдруг…чудо! Вылупилась бабочка. Вместо смерти оказалось рождение новой жизни от тепла. И Слепцов воскресает, вновь рождается, он узнает нечто новое о своем сыне из дневника, о первой детской любви… Герой рассказа прозревает. Как бы раскрываются его глаза, спадает пелена, он возрождается, появляется новое видение, жизнь торжествует над смертью. Но так уже было в классической литературе. Достаточно вспомнить Л.Н. Толстого, его Андрея Болконского в двух эпизодах встречи с дубом… После ночи в Отрадном перед нами уже другой Андрей. В набоковском рассказе чудо происходит на Рождество, обретая ощущение счастья, хотя и «робкого, почти человеческого». Тепло помогло рождению бабочки. Но ведь и Слепцову тоже. Ведь Иван, слуга, жарко натопил «плюшевую» гостиную. Он же поставил аршинную елку в глиняном горшке. Что это, кощунство? Напомнить о празднике, когда у человека горе, когда не хочется жить? Но ведь вспомнить, что герой рассказа еще совсем недавно сидел в нежилом углу, на плюшевом стуле, на котором не сидел никогда, сидел, словно в приемной у доктора. Он болен, ему плохо, он нуждается в помощи. И вот она, елка, напоминающая, что завтра Рождество. Она, как сказал Иван, «зеленая». Зеленый цвет – цвет лета. В промозглую, промерзшую действительность врывается частичка лета, тепла, а тут еще и бабочка родилась в тепле, должен оттаять и наш герой. Действие происходит зимой, но внутри рассказа, в воспоминаниях даны картины лета, совсем недавнего счастья, когда он, сын, был жив. Интересно обратить внимание ребят на контраст: лето-зима, почему последняя запись в дневнике сына сделана осенью? Упоминается бабочка траурница, которая появляется в конце лета. Что это? Символ смерти? Несчастье неизбежно? Предчувствие смерти? Умирание природы? А ведь в дневнике мальчика грустный мотив расставания. Первое серьезное переживания мальчика , прощание с любимой, таинственной незнакомкой. Какое-то пограничное состояние. Остановимся на поэтике пространства. Обучающимся задается вопрос: внимательно перечитать, посмотреть, сделать вывод, где происходит действие? Действие происходит в нескольких разных пространствах, и это закономерно.
Маленький теплый флигель – место, где произошло чудо рождения экзотической бабочки, где ставится зеленая небольшая елка, где заботливый молчаливый слуга, где прозревает герой рассказа, где живет память о сыне, возвращается постепенно робкое ощущение счастья. Это родное, близкое, жизненное пространство. Холодный «главный дом, где жили летом», но сейчас там все нежилое, чуждое пространство, тревожное. «Мебель в саванах (символ смерти), люстра в «незвенящем мешке». Там дыхание смерти. Двор, в котором под снегом еще хранятся следы от сандалий сына, примятая им трава. Мосток. Там, под снегом, недавняя летняя жизнь. Погост – смерть, отчужденность. Здесь «Слепцов был еще дальше от сына…».
Деревня на том берегу живет своей жизнью, топятся печки, розовый дым, рубятся дрова – это торжество жизни!
Петербург – чужое пространство, там умер сын, там никогда не бывает Рождества, там другой праздник… Ему противопоставляется летняя деревня, дача, радость, тепло.
Проводится работа по определению того, какие и почему цвета используются в рассказе; какие звуки даны в рассказе и почему? Сравнить?
«Весело выстрелила под ногой пословица».
«Словно хряснула» дверь. (Связано с флигелем, утром…)
«Дверь с тяжелым рыданием раскрылась».
«Паркетные полы тревожно трещали» – большой холодный дом вечером.
Состояние человека к вечеру ухудшалось, горе обострилось, вечером Слепцов сурово затосковал. Именно здесь приходят мысли о смерти. В ходе анализа выясняется, почему рассказ разделен на четыре части, почему у сына нет имени, почему у Слепцова каракулевый колпак, почему мальчик сделал такой рисунок, почему Слепцов во флигель принес коробку с коконом, а не коллекцию бабочек и т.д.
Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить. Это все способствует к постижению крупных произведений. Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.
«Открытый урок по чтению» – Джим Корбетт – Кумаонские людоеды Иван Ефремов – На краю Ойкумены Михаил Булгаков – Собачье сердце Константин Паустовский – Мещерская сторона. Вальтер Скотт – Айвенго Константин Щемелинин – Я Ярослав Гашек – Приключения бравого солдата Швейка Николай Гоголь – Тарас Бульба Рони Старший – Борьба за огонь.
«Книга для чтения детям» – Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Систематически читайте ребёнку. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. Как повысить технику чтения. Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное.
«Чтение книг» – Какова главная мысль всей статьи? Что осуждается в басне? Предисловие. Содержание (или оглавление). Например, «перевод с туркменского…», а потом — фамилия переводчика. Прочитай рассказ. Как построена книга? Если книга с рисунками, то указана фамилия художника. Как озаглавить части? Памятка «Работа над сказкой».
«Литературные чтения» – Рекомендуемые критерии оценивания. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения. Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ. Рассмотрите журнал “Свирель”. Рассмотрите предложенные учителем книги. Раздел «Пояснительная записка».
«Упражнения для чтения» – Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно. Задачи проекта: Какая же должна быть скорость чтения? Методика И.Т.Федоренко. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Виды упражнений: Совершенствование навыков чтения младших школьников. Стартовый (входной) промежуточный (полугодовой или по четвертям) итоговый (конец года).
«Майнашевские чтения» – Выступления на пленарной части: Участники педагогических чтений. Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами. Мамышевой Н.А., зав.учебно-методическим кабинетом ХРИПКиПРО. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности.