Доклад на тему подготовка к итоговому сочинению

3 варианта

  1. Из методических рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения.
    Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение писать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла).
    Написание сочинения как вид учебной деятельности является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны содействовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.
    До введения единого государственного экзамена в штатный режим обучающиеся писали сочинения либо на литературно-критические темы, в которых предполагался литературоведческий анализ различных аспектов художественного произведения, либо на так называемые «свободные» темы, требующие высказывания публицистического характера (в этом случае опора на литературный материал не была строго обязательной). Новый формат сочинения соединил в себе оба подхода: теперь от выпускников требуется письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала и опорой на текст хотя бы одного литературного произведения.
    Чтобы подготовить обучающегося к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрения: осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека; выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению; определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.
    С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента).
    Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая наиболее ему созвучна. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.
    Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.
    Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. Обращаясь к опыту обучения сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, когда школьников учили составлять план будущего сочинения, они умели озаглавливать его основную часть. Это умение важно развивать и у сегодняшних обучающихся.
    Ниже приведенный возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2015/16 учебного года.
    Тема сочинения
    Вариант формулировки главной мысли
    «Время»:
    Какого человека можно назвать героем своего времени?
    Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других.
    «Дом»:
    Что дом может рассказать о своём хозяине?
    Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина.
    «Любовь»:
    Какие качества раскрывает в человеке любовь?
    Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.
    «Путь»:
    Каким может быть путь к познанию самого себя?
    Познать самого себя – значит, понять свою нравственную сущность.
    «Год литературы»:
    Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    Читательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах
    Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения. Так, в теме 2015 года «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?» ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет). Вечными принято называть вопросы, которые на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Они, как правило, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому и называются вечными. В трудах философов такими могут быть вопросы о первичности материи или сознания, о том, что есть человек, истина, душа, мир. Также это могут быть проблемы взаимоотношений людей (любви, дружбы, взаимопонимания), связей личности и общества, единства мира и человека, свободы личности и др.
    Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.
    Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении.
    Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.
    Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, то есть акцентировать внимание на философских и нравственно-психологических вопросах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.
    На следующем этапе работы (после выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала) следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывания или отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. Отсутствие умения редактировать собственный текст, продумывая его композиционно, ведет к погрешностям в структуре и композиции сочинения. Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.
    Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.
    Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
    После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать:
    • обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания;
    • обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
    • исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
    • заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
    • проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
    • выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.
    Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание анализу формы и содержания созданного текста, учить видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать текст.
    Обучение написанию итогового сочинения должно начинаться уже в основной школе и целенаправленно продолжаться в 10 классе. Для этого следует применять в процессе обучения следующие типы обучающих заданий:
    • определение ракурса выбранной темы, выявление ключевых слов в ее формулировке и подбор аргументов для обоснования своей позиции;
    • формулировка главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой;
    • подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы;
    • сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрываться в основной части;
    • проверка соответствия вступления и заключения специфике сочинения и аргументация своей позиции;
    • установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам;
    • формулирование логических переходов между смысловыми частями сочинения;
    • выявление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении;
    • редактирование фрагментов сочинения, содержащих речевые ошибки и недочеты;
    • выявление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.
    Для повышения результатов обучения итоговому сочинению необходимо придать этой работе систематичный характер.
    1. Для отслеживания динамики развития умений написания итогового сочинения в течение года должно проводиться не менее трех контрольных работ в формате итогового сочинения.
    2. Проведение аудиторного или домашнего сочинения необходимо предварять отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.
    3. В урок полезно включать практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.
    4. В процессе работы над ошибками следует проводить в классе анализ сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитировать наиболее удачные работы или их фрагменты; обсуждать направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).
    5. Неудачно выполненные работы должны быть переписаны с целью совершенствования написанного. Для улучшения качества работ полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям.
    Для повышения квалификации учителей необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:
    • анализ формулировок тем сочинения, выявление ключевых слов темы и способов продуктивного сужения темы;
    • осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в формулировании его главной мысли;
    • отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
    • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);
    • продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
    • речевое оформление текста;
    • оптимальные формы работы с черновиком.
    При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:
    • создание устных сочинений на разные темы;
    • написание отдельных частей сочинения;
    • многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
    • развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;
    • редактирование текста.
    Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания данного типа работы и инструкцией для участника итогового сочинения.

  2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    «Средняя   общеобразовательная  школа с углублённым изучением
    отдельных предметов с. Большой Кукмор»
    Кукморского муниципального района Республики Татарстан
    Элективный курс для учащихся
    11-х классов по теме
    «Подготовка к итоговому сочинению
    по литературе в 11 классе»
    Галиуллина Ильзия Шамилевна,
    учитель русского языка и литературы,
    первой квалификационной категории
    Рабочая программа
    элективного курса по литературе
    «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе»
    Пояснительная записка
    Элективный курс «Подготовка  к итоговому сочинению по литературе в
    11-м классе» предназначен для учащихся одиннадцатого класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.
    Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По словам Д.Ливанова: «…самый главный  результат, который мы ожидаем увидеть…- это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».
    В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору и т.д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений, достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.
    В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.
    Итак, чего  ждут от обучающихся на итоговом сочинении?
    Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных  тематических направлений. Вы должны будете:
    • выбрать одну тему;
    • выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;
    • сформулировать свою точку зрения;
    • аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по
    вашему выбору);
    • продумать композицию сочинения;
    •грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).
    Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.
    Цель данной программы:
    помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям.
    Задачи элективного предмета:
    помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
    совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;
    формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
    совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
    совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
    формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
    владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности.
    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе, направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта  и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные. Организационные умения и навыки.
    Программа рассчитана на 34 часа
    Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса, целесообразно осуществлять преподавание элективного предмета «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе» без домашнего задания.
    Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся
    Обучающиеся должны:
    – понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
    – знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
    – уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
    – хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
    – самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
    Предполагаемые результаты:
    Ученик научится:
    -знать теоретико-литературные понятия;
    -классифицировать  сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;
    – анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
    – создавать сочинения определённой тематики в соответствии с  требованиями;
    – аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;
    – осуществлять речевое оформления собственных работ;
    – уместно употреблять средства художественной выразительности;
    -редактировать собственные сочинения.
    Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе,  русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года
    Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
    Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
    Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.
    Категория учащихся, на которую рассчитан курс
    Данная программа разработана  для обучающихся 11 класса
    Содержание программы
    1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
    2. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
    4. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
    5. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
    6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.
    7. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
    8.Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
    9.Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
    10.Редактирование текста сочинения
    Система форм контроля уровня достижений обучающихся:
    промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем;
    итоговый контроль – сочинение -эссе, сочинение-рассуждение.
    Календарно-тематическое планирование
    № п/п
    Тема
    Кол-во часов
    Дата
    1
    Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
    1
    2.
    Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
    2
    3.
    Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
    2
    4.
    Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
    2
    5.
    Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением.
    2
    6.
    Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое,лирическое). Заключительная часть сочинения.
    2
    7.
    Практическая работа
    2
    8.
    Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
    2
    9.
    Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе.
    2
    10.
    Выражение собственной  позиции. Использование клише при написании сочинения.
    2
    11.
    Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
    2
    12.
    Редактирование. П.Р. «Редактирование готовых сочинений»
    2
    13.
    Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам.
    2
    14.
    Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.
    2
    15.
    Цитаты и цитирование в сочинениях.
    2
    16.
    Практическая работа.
    2
    17.
    Работа над ошибками написанных сочинений.
    2
    18.
    Итоговое занятие.
    1
    Список литературы
    1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.
    2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.
    3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
    4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.
    5.  Русский язык Приложение к газете «Первое  сентября». http://rus.1september.ru
    6. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
    http://slovari.gramota/ru

  3. Чтобы подготовить обучающихся  к сочинению, особое внимание  уделяла формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно здесь  сочетание двух направлений работы:
    С одной стороны, необходимо анализировать готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрения: определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.
    С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента).
    Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, учились обдумывать все пять предложенных  тем и выбирать ту, которая наиболее  близка
    .
    Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ. Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.
    Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. Обращаясь к опыту обучения сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, когда школьников учили составлять план будущего сочинения, они умели озаглавливать его основную часть. Это умение важно развивать и у сегодняшних обучающихся.
    Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения.
    Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.(как советуют,)мы чаще обращались к словарю Ожегова, Ушакова.
    Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении. Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров.
    Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д. Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, то есть акцентировать внимание на философских и нравственно-психологических вопросах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.
    Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.
    Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
    После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать: • обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания; • обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения; • исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам; • заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты; • проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками; • выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок. Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание анализу формы и содержания созданного текста, учить видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать текст. Обучение написанию итогового сочинения должно начинаться уже в основной школе и целенаправленно продолжаться в 10 классе. Для этого следует применять в процессе обучения следующие типы обучающих заданий: • определение ракурса выбранной темы, выявление ключевых слов в ее формулировке и подбор аргументов для обоснования своей позиции; • формулировка главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой; • подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы; • сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрываться в основной части; • проверка соответствия вступления и заключения специфике сочинения и аргументация своей позиции; • установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; • формулирование логических переходов между смысловыми частями сочинения; • выявление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении; • редактирование фрагментов сочинения, содержащих речевые ошибки и недочеты; • выявление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *