Сочинение на тему почему гоголь заставил чичикова заблудиться
5 вариантов
В разделе Литература на вопрос Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? заданный автором Misho *** лучший ответ это Вспомните, когда и где в тексте поэмы
говорится о дороге, как эти фрагменты
проясняют авторскую позицию? Почему
Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?
В каких главах образ дороги имеет такие
черты:
«Какое странное и манящее и несущее и
чудесное в слове: дорога! и как чудна она
сама эта дорога! »
«Наша земная, подчас и скучная дорога» .
«Забирайте же с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге;
не подымете потом! »
«Но при всем том трудна была его
дорога» .
«И долго еще определено мне чудной
властью идти об руку с моими странными
героями» .
«Какие искривленные, глухие, узкие,
непроходимые, заносящие далеко в
сторону
дороги избирало человечество, стремясь
достигнуть вечной истины! »
«И, косясь, постораниваются и дают ей
дорогу другие народы и государства» .
Какие разные смысловые оттенки имеет
слово «дорога» в каждой цитате? Как
развивается мотив дороги от первой к
последней главе поэмы? Каково значение
этого
образа?
Какой промежуток является множеством решений неравенства
1 – 3х > 4 ?
а) (-1; +?)
б) (1; +?)
в) (-?; -1)
г) (-?; 1)
розкажіть про стосунки членів Софійчиної родини
Упростите ( сократите) текст, но так, чтобы его смысл не изменился.
Дрофа – одна из самых крупных птиц России. Она имеет сильные ноги и длинную шею. Окраска оперения пестрая. Обитает дрофа в степях юга России, встречается и в Челябинской области. Гнездится птица на земле. Дрофа хорошо летает, при необходимости – бегает благодаря мощным ногам. Питается дрофа разнообразной пищей: молодыми побегами и семенами растений, насекомыми и мелкими животными. Дрофа занесена в Красную книгу России и нуждается в охране.
Читай книги Н.Н.Носова подготовь задания
для викторины
Кто является разрушителями органических веществ 1 папоротниковидным 2 хордовых животных 3 грибы и бактерии 4 членестоногие животные
Как называется самка, самец и детеныш камаров
замените слова {варенье из слив}управления еа согласования
в тетради ученик начертил прямоугольник и закрасил 3 седьмых этого прямоугольника Какая часть больше закрашенная или незакрашенная
Помогите пожалуйста, нужно составить фишбоун и синквеил по февральской и октябрьской революции
читанка 2006 план с текста деснячкы
Розкажіть про стосунки членів Софійчиної родини
Какой промежуток является множеством решений неравенства
1 – 3х > 4 ?
а) (-1; +?)
б) (1; +?)
в) (-?; -1)
г) (-?; 1)
Упростите ( сократите) текст, но так, чтобы его смысл не изменился.
Дрофа – одна из самых крупных птиц России. Она имеет сильные ноги и длинную шею. Окраска оперения пестрая. Обитает дрофа в степях юга России, встречается и в Челябинской области. Гнездится птица на земле. Дрофа хорошо летает, при необходимости – бегает благодаря мощным ногам. Питается дрофа разнообразной пищей: молодыми побегами и семенами растений, насекомыми и мелкими животными. Дрофа занесена в Красную книгу России и нуждается в охране.
Читай книги Н.Н.Носова подготовь задания
для викторины
Как называется самка, самец и детеныш камаров
Кто является разрушителями органических веществ 1 папоротниковидным 2 хордовых ж??вотных 3 грибы и бактерии 4 членестоногие животные
Замените слова {варенье из слив}управления еа согласования
В тетради ученик начертил прямоугольник и закрасил 3 седьмых этого прямоугольник?? Какая часть больше закрашенная или незакрашенная
Помогите пожалуйста, нужно составить фишбоун и синквеил по февральской и октябрь??кой революции
Мне нужно сочинение по английскому языку на тему сезоны
В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова?
Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут.
Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка! — Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет? — Селифан.
— Селифан-то, Селифан! То же — кучер.
А кого он везет-то, Селифан-то? — Чичикова. — Так… Ну? А тут — Русь-тройка… А?
— Ну. И что?
— Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…» Чтобы ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке. Карточка 1 Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание?
Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя? Карточка 2 Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова цель жизни Чичикова?
Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», — говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков — «герой своего времени»? Карточка 3 Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме?
Чичиков — живая душа или мертвая? Карточка 4 Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю? Карточка 5 Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию?
Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!» «Наша земная, подчас и скучная дорога».
«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!» «Но при всем том трудна была его дорога». «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями». «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!» «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?
Каково значение этого образа? Общие выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел сохранить, — проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т. е.
возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает и образ дороги в поэме. Дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего человечества — самого автора, т. е.
это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда, дорога — будущее России.
У Шварца
речь идет о «невидимых» душах. Гоголь
создавал их видимыми. Чтобы люди испугались,
чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались
спастись, вернуть себе живые человеческие души. В этом
и состоит сверхзадача первого тома поэмы.
Далее
необходимо подробно остановиться на эпизоде посещения
Чичиковым гражданской палаты, «храма Фемиды».
Перед нами «храм» взяточничества, лжи
и казнокрадства. Если в описании общей атмосферы
города все окостенело, устоялось, омертвело до такой
степени, что даже трудно представить себе возможность
какого-нибудь движения, то в палате
жизнь кипит.
В описании
«храма Фемиды» важнейшую роль играет комическое
преломление образов «Божественной комедии».
В этом якобы храме, в этой цитадели разврата,
возрождается образ Ада ? хоть и опошленного,
комического, ? но истинно русского
Ада. Самое страшное и самое трагическое заключается
в том, что «мелкий бес» ?
палатный чиновник ? почитает председателя
Солнцем, его кабинет ? Раем, а гостей ?
святыми Ангелами.
В отличие
от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время,
кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет.
Но жизнь эта призрачна, это не деятельность,
а пустая суета. Что взбаламутило город? Сплетни
о Чичикове! Городские чиновники и их жены
приняли все так близко к сердцу, что ни о чем
другом и говорить не смели, а прокурора
это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного
ему напряжения умереть. На уроке необходимо проанализировать
эпизод «Смерть прокурора». Именно здесь
Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том,
что «у покойника была, точно, душа»,
лишь когда он умер и стал «одно только
бездыханное тело». Вопросы
и задания для обсуждения на уроке
Каким вам видится город N с первых страниц
поэмы?
Почему Гоголь подробно описывает краски и «архитектуру»
города?
Каким город видится глазами Чичикова и каким ?
глазами автора?
С какой целью Гоголь приводит читателя на бал
к губернатору?
Почему при слухах о покупках Чичикова оживление
и паника охватили город?
Почему путешествие Чичикова заканчивается «Повестью
о капитане Копейкине»?
Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь
в поэме.
Таким
образом, контраст внешней суеты и внутреннего
окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна,
как и вся жизнь этого безумного современного
мира. В сильном классе можно сопоставить образ
города N в «Мертвых душах» с образом
города в «Ревизоре». Эти города очень
похожи. Но в «Мертвых душах»
укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши
городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого
государства не доедешь», показан город
губернский, центральный, «невдалеке от обеих
столиц». Вместо «мелкой сошки» ?
городничего ? губернатор. А жизнь та же ?
пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».
Бездеятельность
и пустота жизни, по Гоголю, ?
это не только особенность героев «Мертвых
душ». Это универсальное состояние, в котором
находится «все человечество в массе».
Из-за этого люди не могут найти
правильной дороги. УРОК 41. «И как чудна она сама, эта дорога!»
Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков ?
центральный герой поэмы
В разговоре
о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина
«Забуксовал». Учитель сообщит классу,
что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный
на дом отрывок о птице-тройке
из «Мертвых душ», невольно задумывается
над вопросом:
«А кого
везут-то? Кони-то? Этого?
Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся
по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря
везут, который мертвые души скупал, ездил по краю.
Елкина мать!.. вот так троечка!
?
Валерк, ? позвал он. ? А кто
на тройке-то едет?
?
Селифан.
?
Селифан-то, Селифан! То же ?
кучер. А кого он везет-то,
Селифан-то?
?
Чичикова.
?
Так? Ну? А тут ? Русь-тройка? А?
?
Ну. И что?
?
Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит,
все заливается, а в тройке ? прохиндей,
шулер?»
Чтобы
ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же
такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка,
проследим его путь от первой до последней
главы. Для этого класс разбивается на группы,
каждая заранее получает карточку-задание,
о выполнении которого сообщает на уроке.
Карточка 1
Расскажите
историю жизни Чичикова. Почему описание истории его
души автор дает лишь в последней главе и само
повествование строится как жизнеописание? Почему только
Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»?
Как сокровенная мысль автора соотносится с образом
главного героя?
Карточка 2
Чичиков
и Молчалин. Что роднит их, а что отличает?
Какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое
новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак,
припряжем подлеца», ? говорит о своем
герое автор. Какой смысл заключен в этих словах?
Можно ли утверждать, что Чичиков ?
«герой своего времени»?
Карточка 3
Почему
Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»?
Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение
Чичикова «во всем как-то найтиться».
Как меняется речь Чичикова в зависимости от того,
с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков
смысловой и композиционный смысл этой детали
в поэме? Чичиков ? живая душа или мертвая?
Карточка 4
Почему
за путешествием Чичикова следует в поэме
«Повесть о капитане Копейкине»? Как
она устанавливает связи между губернским и столичным
чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему
она была запрещена цензурой? Почему она была дорога
писателю?
Карточка 5
Вспомните,
когда и где в тексте поэмы говорится о дороге,
как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему
Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких
главах образ дороги имеет такие черты:
«Какое странное и манящее
и несущее и чудесное в слове: дорога!
и как чудна она сама эта дорога!»
«Наша земная, подчас и скучная
дорога».
«Забирайте же с собою
все человеческие движения, не оставляйте их на дороге;
не подымете потом!»
«Но при всем том трудна
была его дорога».
«И долго еще определено
мне чудной властью идти об руку с моими
странными героями».
«Какие искривленные, глухие,
узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону
дороги избирало человечество, стремясь достигнуть
вечной истины!»
«И, косясь, постораниваются
и дают ей дорогу другие народы и государства».
Какие
разные смысловые оттенки имеет слово «дорога»
в каждой цитате? Как развивается мотив дороги
от первой к последней главе поэмы? Каково
значение этого образа? Общие
выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова,
важно обратить внимание не только на то,
что герой «оставил на дороге», но и на то,
что сумел сохранить, ? проявление живого
человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя,
его герой переходит в последующие тома, т. е.
возрождается. И если брать во внимание то,
что апостол Павел поначалу был одним из гонителей
Христа, а потом стал ярым распространителем христианства
по всему миру, то и его тезка, Павел
Иванович Чичиков, переродится, а задатки для
этого у него есть. В этом же нас убеждает
и образ дороги в поэме. Дорога ?
путешествие во времени ? житейский
путь Чичикова ? творческий путь автора ?
духовное возрождение героев ? всего человечества ?
самого автора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение,
дорога-надежда, дорога ? будущее
России. УРОК 42. «Мертвой души не может быть?»
Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме
Гоголя
В начале
урока можно рассмотреть со школьниками титульный
лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма»
начертано более крупным шрифтом, который значительно
превышает по размеру основное название. Думается,
что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального
произведения, задуманного в духе древнего эпоса.
Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме
поэмы ? путешествии в царство мертвых.
Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде ?
черты быта губернского города и помещичьих усадеб,
т. е. России.
Само
название «Мертвые души» соединило в себе
несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель
московского цензурного комитета и был возмущен
столь необыкновенным названием: «Нет, я этого
никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой
души не может быть; автор вооружается против
бессмертья». Так ли это?
Исследователь
«Божественной комедии» А. А. Асоян,
опираясь на слова Данте о четырех смыслах
этой поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый
первый, ? это буквальный, второй ?
аллегорический, третий ? моральный, четвертый ?
аналогический (сверхсмысл)». Складывается мнение,
что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании
«комедии» и в свою поэму также
вложил четыре смысла. Подумайте,
как мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя.
Мертвые
души ? это товар, который покупает Чичиков, ?
души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы,
связанный с сюжетом. Мертвые души ?
это помещики, и чиновники, погрязшие в грехах,
и сам Чичиков: у них нет души, она мертва.
Это аллегорический, метафорический смысл поэмы. Моральный ?
не может быть человека без души, не должно
такое произойти. Но есть в названии книги
и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем
в предсмертной записи: «Будьте не мертвые,
а живые души. Нет другой двери, кроме указанной
Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть
тать и разбойник». Мертвые души ?
это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное
воскресение падшего человека. Если в душе человека
таится жизнь ? образ Божий, значит, у человека
есть надежда на возрождение. Духовное возрождение ?
одна из высших способностей, дарованных человеку,
и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже
Плюшкиным, «если захотят». На уроке
должен состояться и разговор о живой душе:
Есть ли в поэме живые
души?
В чем заключается жизнь
народной души?
Что Гоголь ценит и чего
не принимает в русском народе?
Как входит в поэму Гоголя
крестьянская Русь?
Кто выводит заблудившегося Чичикова
на правильную дорогу к поместью Коробочки?
Какой смысл при этом выявляется?
Какие характеристики дает Собакевич
своим умершим крестьянам? Докажите, что в них
звучит гордость за русский народ.
Какие качества русского человека
присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает
его история?
Почему так часто в поэме
Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу
песне»? Что в ней, в этой песне?
После
обсуждения этих вопросов легко сделать главный вывод
о том, что в поэме Гоголя, по выражению
А. И. Герцена, проступают «позади
мертвых душ ? души живые». Души талантливые,
не страдающие «заблуждением» ума,
свободолюбивые, щедрые и «задушевные»
души, т. е. живые. Доказательствами к этим
утверждениям и иллюстративным материалом к уроку
станут 5, 7 и 11-я главы поэмы.
В итоге
в тетрадях можно изобразить опорную схему: УРОК 43. «Русь! чего же ты хочешь от меня?»
Особенности поэтики «Мертвых душ».
Образ автора в поэме
Урок
можно провести с использованием групповой формы
работы. Работу с карточками-заданиями
учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат
о своих наблюдениях. Проблемный
вопрос урока. Почему же свое прозаическое
произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь
все же называет поэмой?
Задания
для самостоятельных учебных исследований:
Карточка 1
«Комизм
кроется везде, ? говорил Н. В. Гоголь. ?
Живя среди него, мы его не видим; но если
художник перенесет его в искусство, на сцену,
то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Над
чем смеется Гоголь и какими художественными средствами
создаются комические эффекты?
В чем
сущность принципа художественной условности в литературе?
Покажите
роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога
в раскрытии авторского замысла.
Карточка 2
Существенный
элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями
народной культуры, с фольклором.
Найдите
пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме,
определите их смысловую и композиционную
роль.
Раскройте
смысл пословицы «Русский человек задним умом
крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые
души».
Какова
роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?
Случайна ли она в произведении?
С какой
целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите
их и определите их смысловую и композиционную
роль.
Карточка 3
Важную
роль в поэтике «Мертвых душ» играет
лирический элемент, эмоциональное авторское начало.
Какова
композиционная роль лирических отступлений в поэме
Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических
отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?
Сопоставьте
язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу
тебя?» и язык автора в описании
города (гл. 1). Что характерно для языка лирического
отступления?
Сопоставьте
лирическое отступление в 10-й главе
поэмы с «Думой» М. Ю. Лермонтова.
Что дает Гоголю основание верить в будущее России,
в ее духовное возрождение? Итоговый
вопрос урока. Как достигается в поэме единство
сатирического и лирического начал? Выводы.
В «Мертвых душах» голос автора проявляется
в лирическом начале, пронизывающем всю поэму.
Автор постоянно присутствует рядом со своими
героями, постоянно обращается к читателям со своими
размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой
собеседник читателя и ведет разговор с ним,
в первую очередь о судьбе России. Он говорит
о мире безумном, забывшем о душе, говорит
для того, чтобы читатель увидел и понял, что
бездуховность и есть истинная и единственная
причина распада душ и гибельна для страны. Только
с понимания этой причины может начаться возрождение
Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности,
воскресение души.
Мир
идеальный ? это мир духовности, духовный
мир человека. Мир идеальный ? это мир бессмертных
человеческих душ. Он идеален во всех значениях
этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать
эпически. Духовный мир описывает иной род литературы ?
лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения
как лироэпический, назвав «Мертвые души»
поэмой. Бессмертие души ? вот единственное,
что вселяет в автора веру в обязательное
возрождение его героев и всей жизни, следовательно,
всей Руси.
Урок,
как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным
чтением лирического отступления, завершающего первый
том поэмы. УРОК 44. «Дело, взятое из души». Урок внеклассного
чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями»
и их значение в творческом пути Н. В. Гоголя
Урок
можно организовать в форме лекции с элементами
беседы. Вступительные вопросы. (Ответы
на них учащиеся найдут в учебнике.)
Что побудило Гоголя взяться
за работу над «Выбранными местами?»?
Каков был замысел писателя?
«Русь! чего же ты хочешь
от меня? какая непостижимая связь таится между
нами?» Как понять эти слова Гоголя?
Замысел
писателя проясняют его собственные высказывания: «душа
заняла меня всего», «поэт имеет право
на просвещение», «всего насквозь
высветлить человека во всех его силах»,
«пронести всю природу его сквозь очистительный
огонь».
Работа
с оглавлением книги:
Что
необычного вы заметили в названиях глав?
Каких
проблем касался писатель в своей книге?
«Не было
такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся.
Все ? от управления государством до управления
отношениями между мужем и женой ? стало
объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса,
его неприкрытого вмешательства» (И. Золотусский).
Таким
образом, главная тема книги ? тема России,
и основное внимание писателя направлено на духовные
начала национального характера.
Как была встречена книга в России? ?
«На меня рассердились все до единого
в России? восточные, западные? все
огорчились».
Что в реакции на это
произведение было неожиданным для писателя? ?
«Для меня упрек Белинского был тяжелее всех
упреков».
Учащиеся
заранее получают карточки с откликами современников
Гоголя на «Выбранные места?» ?
С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева,
Н. Ф. Павлова, В. Г. Белинского,
А. И. Герцена и др.
Почему же Гоголь так болезненно
реагировал на критику Белинского и вступил
в спор-переписку?
Почему Гоголя и Белинского
можно назвать центральными фигурами в литературе
40-х годов, а их спор ?
историческим?
В чем суть их разногласий?
В тетрадях
под руководством учителя может быть составлена сопоставительная
таблица, в которой сравниваются основные положения
«Выбранных мест из переписки с друзьями»
Гоголя и «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского. Итоговые
вопросы. На чьей стороне в споре стоите
вы и почему? Что вы можете сказать
о жанре «Выбранных мест из переписки
с друзьями» ? сочетании публицистической
страстности с высокой художественностью? Вывод.
«Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что
она может быть полезна» (Н. В. Гоголь). УРОКИ
45?46.Классное сочинение
по поэме Гоголя «Мертвые души»
В разделе Литература на вопрос Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? заданный автором Misho *** лучший ответ это Вспомните, когда и где в тексте поэмы
говорится о дороге, как эти фрагменты
проясняют авторскую позицию? Почему
Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?
В каких главах образ дороги имеет такие
черты:
«Какое странное и манящее и несущее и
чудесное в слове: дорога! и как чудна она
сама эта дорога! »
«Наша земная, подчас и скучная дорога» .
«Забирайте же с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге;
не подымете потом! »
«Но при всем том трудна была его
дорога» .
«И долго еще определено мне чудной
властью идти об руку с моими странными
героями» .
«Какие искривленные, глухие, узкие,
непроходимые, заносящие далеко в
сторону
дороги избирало человечество, стремясь
достигнуть вечной истины! »
«И, косясь, постораниваются и дают ей
дорогу другие народы и государства» .
Какие разные смысловые оттенки имеет
слово «дорога» в каждой цитате? Как
развивается мотив дороги от первой к
последней главе поэмы? Каково значение
этого
образа?
Какой промежуток является множеством решений неравенства
1 – 3х > 4 ?
а) (-1; +?)
б) (1; +?)
в) (-?; -1)
г) (-?; 1)
розкажіть про стосунки членів Софійчиної родини
Упростите ( сократите) текст, но так, чтобы его смысл не изменился.
Дрофа – одна из самых крупных птиц России. Она имеет сильные ноги и длинную шею. Окраска оперения пестрая. Обитает дрофа в степях юга России, встречается и в Челябинской области. Гнездится птица на земле. Дрофа хорошо летает, при необходимости – бегает благодаря мощным ногам. Питается дрофа разнообразной пищей: молодыми побегами и семенами растений, насекомыми и мелкими животными. Дрофа занесена в Красную книгу России и нуждается в охране.
Читай книги Н.Н.Носова подготовь задания
для викторины
Кто является разрушителями органических веществ 1 папоротниковидным 2 хордовых животных 3 грибы и бактерии 4 членестоногие животные
Как называется самка, самец и детеныш камаров
замените слова {варенье из слив}управления еа согласования
в тетради ученик начертил прямоугольник и закрасил 3 седьмых этого прямоугольника Какая часть больше закрашенная или незакрашенная
Помогите пожалуйста, нужно составить фишбоун и синквеил по февральской и октябрьской революции
читанка 2006 план с текста деснячкы
Розкажіть про стосунки членів Софійчиної родини
Какой промежуток является множеством решений неравенства
1 – 3х > 4 ?
а) (-1; +?)
б) (1; +?)
в) (-?; -1)
г) (-?; 1)
Упростите ( сократите) текст, но так, чтобы его смысл не изменился.
Дрофа – одна из самых крупных птиц России. Она имеет сильные ноги и длинную шею. Окраска оперения пестрая. Обитает дрофа в степях юга России, встречается и в Челябинской области. Гнездится птица на земле. Дрофа хорошо летает, при необходимости – бегает благодаря мощным ногам. Питается дрофа разнообразной пищей: молодыми побегами и семенами растений, насекомыми и мелкими животными. Дрофа занесена в Красную книгу России и нуждается в охране.
Читай книги Н.Н.Носова подготовь задания
для викторины
Как называется самка, самец и детеныш камаров
Кто является разрушителями органических веществ 1 папоротниковидным 2 хордовых ж??вотных 3 грибы и бактерии 4 членестоногие животные
Замените слова {варенье из слив}управления еа согласования
В тетради ученик начертил прямоугольник и закрасил 3 седьмых этого прямоугольник?? Какая часть больше закрашенная или незакрашенная
Помогите пожалуйста, нужно составить фишбоун и синквеил по февральской и октябрь??кой революции
Мне нужно сочинение по английскому языку на тему сезоны
В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова?
Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут.
Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка! — Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет? — Селифан.
— Селифан-то, Селифан! То же — кучер.
А кого он везет-то, Селифан-то? — Чичикова. — Так… Ну? А тут — Русь-тройка… А?
— Ну. И что?
— Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…» Чтобы ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке. Карточка 1 Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание?
Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя? Карточка 2 Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова цель жизни Чичикова?
Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», — говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков — «герой своего времени»?
Карточка 3 Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме?
Чичиков — живая душа или мертвая? Карточка 4 Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю? Карточка 5 Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию?
Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!» «Наша земная, подчас и скучная дорога».
«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!» «Но при всем том трудна была его дорога». «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями». «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!» «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?
Каково значение этого образа? Общие выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел сохранить, — проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т. е.
возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает и образ дороги в поэме. Дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего человечества — самого автора, т. е.
это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда, дорога — будущее России.
У Шварца
речь идет о «невидимых» душах. Гоголь
создавал их видимыми. Чтобы люди испугались,
чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались
спастись, вернуть себе живые человеческие души. В этом
и состоит сверхзадача первого тома поэмы.
Далее
необходимо подробно остановиться на эпизоде посещения
Чичиковым гражданской палаты, «храма Фемиды».
Перед нами «храм» взяточничества, лжи
и казнокрадства. Если в описании общей атмосферы
города все окостенело, устоялось, омертвело до такой
степени, что даже трудно представить себе возможность
какого-нибудь движения, то в палате
жизнь кипит.
В описании
«храма Фемиды» важнейшую роль играет комическое
преломление образов «Божественной комедии».
В этом якобы храме, в этой цитадели разврата,
возрождается образ Ада ? хоть и опошленного,
комического, ? но истинно русского
Ада. Самое страшное и самое трагическое заключается
в том, что «мелкий бес» ?
палатный чиновник ? почитает председателя
Солнцем, его кабинет ? Раем, а гостей ?
святыми Ангелами.
В отличие
от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время,
кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет.
Но жизнь эта призрачна, это не деятельность,
а пустая суета. Что взбаламутило город? Сплетни
о Чичикове! Городские чиновники и их жены
приняли все так близко к сердцу, что ни о чем
другом и говорить не смели, а прокурора
это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного
ему напряжения умереть. На уроке необходимо проанализировать
эпизод «Смерть прокурора». Именно здесь
Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том,
что «у покойника была, точно, душа»,
лишь когда он умер и стал «одно только
бездыханное тело».
Вопросы
и задания для обсуждения на уроке
Каким вам видится город N с первых страниц
поэмы?
Почему Гоголь подробно описывает краски и «архитектуру»
города?
Каким город видится глазами Чичикова и каким ?
глазами автора?
С какой целью Гоголь приводит читателя на бал
к губернатору?
Почему при слухах о покупках Чичикова оживление
и паника охватили город?
Почему путешествие Чичикова заканчивается «Повестью
о капитане Копейкине»?
Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь
в поэме.
Таким
образом, контраст внешней суеты и внутреннего
окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна,
как и вся жизнь этого безумного современного
мира. В сильном классе можно сопоставить образ
города N в «Мертвых душах» с образом
города в «Ревизоре». Эти города очень
похожи. Но в «Мертвых душах»
укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши
городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого
государства не доедешь», показан город
губернский, центральный, «невдалеке от обеих
столиц». Вместо «мелкой сошки» ?
городничего ? губернатор. А жизнь та же ?
пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».
Бездеятельность
и пустота жизни, по Гоголю, ?
это не только особенность героев «Мертвых
душ». Это универсальное состояние, в котором
находится «все человечество в массе».
Из-за этого люди не могут найти
правильной дороги.
УРОК 41.
«И как чудна она сама, эта дорога!»
Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков ?
центральный герой поэмы
В разговоре
о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина
«Забуксовал». Учитель сообщит классу,
что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный
на дом отрывок о птице-тройке
из «Мертвых душ», невольно задумывается
над вопросом:
«А кого
везут-то? Кони-то? Этого?
Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся
по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря
везут, который мертвые души скупал, ездил по краю.
Елкина мать!.. вот так троечка!
?
Валерк, ? позвал он. ? А кто
на тройке-то едет?
?
Селифан.
?
Селифан-то, Селифан! То же ?
кучер. А кого он везет-то,
Селифан-то?
?
Чичикова.
?
Так? Ну? А тут ? Русь-тройка? А?
?
Ну. И что?
?
Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит,
все заливается, а в тройке ? прохиндей,
шулер?»
Чтобы
ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же
такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка,
проследим его путь от первой до последней
главы. Для этого класс разбивается на группы,
каждая заранее получает карточку-задание,
о выполнении которого сообщает на уроке.
Карточка 1
Расскажите
историю жизни Чичикова. Почему описание истории его
души автор дает лишь в последней главе и само
повествование строится как жизнеописание? Почему только
Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»?
Как сокровенная мысль автора соотносится с образом
главного героя?
Карточка 2
Чичиков
и Молчалин. Что роднит их, а что отличает?
Какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое
новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак,
припряжем подлеца», ? говорит о своем
герое автор. Какой смысл заключен в этих словах?
Можно ли утверждать, что Чичиков ?
«герой своего времени»?
Карточка 3
Почему
Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»?
Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение
Чичикова «во всем как-то найтиться».
Как меняется речь Чичикова в зависимости от того,
с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков
смысловой и композиционный смысл этой детали
в поэме? Чичиков ? живая душа или мертвая?
Карточка 4
Почему
за путешествием Чичикова следует в поэме
«Повесть о капитане Копейкине»? Как
она устанавливает связи между губернским и столичным
чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему
она была запрещена цензурой? Почему она была дорога
писателю?
Карточка 5
Вспомните,
когда и где в тексте поэмы говорится о дороге,
как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему
Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких
главах образ дороги имеет такие черты:
«Какое странное и манящее
и несущее и чудесное в слове: дорога!
и как чудна она сама эта дорога!»
«Наша земная, подчас и скучная
дорога».
«Забирайте же с собою
все человеческие движения, не оставляйте их на дороге;
не подымете потом!»
«Но при всем том трудна
была его дорога».
«И долго еще определено
мне чудной властью идти об руку с моими
странными героями».
«Какие искривленные, глухие,
узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону
дороги избирало человечество, стремясь достигнуть
вечной истины!»
«И, косясь, постораниваются
и дают ей дорогу другие народы и государства».
Какие
разные смысловые оттенки имеет слово «дорога»
в каждой цитате? Как развивается мотив дороги
от первой к последней главе поэмы? Каково
значение этого образа?
Общие
выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова,
важно обратить внимание не только на то,
что герой «оставил на дороге», но и на то,
что сумел сохранить, ? проявление живого
человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя,
его герой переходит в последующие тома, т. е.
возрождается. И если брать во внимание то,
что апостол Павел поначалу был одним из гонителей
Христа, а потом стал ярым распространителем христианства
по всему миру, то и его тезка, Павел
Иванович Чичиков, переродится, а задатки для
этого у него есть. В этом же нас убеждает
и образ дороги в поэме. Дорога ?
путешествие во времени ? житейский
путь Чичикова ? творческий путь автора ?
духовное возрождение героев ? всего человечества ?
самого автора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение,
дорога-надежда, дорога ? будущее
России.
УРОК 42.
«Мертвой души не может быть?»
Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме
Гоголя
В начале
урока можно рассмотреть со школьниками титульный
лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма»
начертано более крупным шрифтом, который значительно
превышает по размеру основное название. Думается,
что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального
произведения, задуманного в духе древнего эпоса.
Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме
поэмы ? путешествии в царство мертвых.
Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде ?
черты быта губернского города и помещичьих усадеб,
т. е. России.
Само
название «Мертвые души» соединило в себе
несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель
московского цензурного комитета и был возмущен
столь необыкновенным названием: «Нет, я этого
никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой
души не может быть; автор вооружается против
бессмертья». Так ли это?
Исследователь
«Божественной комедии» А. А. Асоян,
опираясь на слова Данте о четырех смыслах
этой поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый
первый, ? это буквальный, второй ?
аллегорический, третий ? моральный, четвертый ?
аналогический (сверхсмысл)». Складывается мнение,
что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании
«комедии» и в свою поэму также
вложил четыре смысла.
Подумайте,
как мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя.
Мертвые
души ? это товар, который покупает Чичиков, ?
души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы,
связанный с сюжетом. Мертвые души ?
это помещики, и чиновники, погрязшие в грехах,
и сам Чичиков: у них нет души, она мертва.
Это аллегорический, метафорический смысл поэмы. Моральный ?
не может быть человека без души, не должно
такое произойти. Но есть в названии книги
и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем
в предсмертной записи: «Будьте не мертвые,
а живые души. Нет другой двери, кроме указанной
Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть
тать и разбойник». Мертвые души ?
это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное
воскресение падшего человека. Если в душе человека
таится жизнь ? образ Божий, значит, у человека
есть надежда на возрождение. Духовное возрождение ?
одна из высших способностей, дарованных человеку,
и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже
Плюшкиным, «если захотят».
На уроке
должен состояться и разговор о живой душе:
Есть ли в поэме живые
души?
В чем заключается жизнь
народной души?
Что Гоголь ценит и чего
не принимает в русском народе?
Как входит в поэму Гоголя
крестьянская Русь?
Кто выводит заблудившегося Чичикова
на правильную дорогу к поместью Коробочки?
Какой смысл при этом выявляется?
Какие характеристики дает Собакевич
своим умершим крестьянам? Докажите, что в них
звучит гордость за русский народ.
Какие качества русского человека
присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает
его история?
Почему так часто в поэме
Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу
песне»? Что в ней, в этой песне?
После
обсуждения этих вопросов легко сделать главный вывод
о том, что в поэме Гоголя, по выражению
А. И. Герцена, проступают «позади
мертвых душ ? души живые». Души талантливые,
не страдающие «заблуждением» ума,
свободолюбивые, щедрые и «задушевные»
души, т. е. живые. Доказательствами к этим
утверждениям и иллюстративным материалом к уроку
станут 5, 7 и 11-я главы поэмы.
В итоге
в тетрадях можно изобразить опорную схему:
УРОК 43.
«Русь! чего же ты хочешь от меня?»
Особенности поэтики «Мертвых душ».
Образ автора в поэме
Урок
можно провести с использованием групповой формы
работы. Работу с карточками-заданиями
учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат
о своих наблюдениях.
Проблемный
вопрос урока. Почему же свое прозаическое
произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь
все же называет поэмой?
Задания
для самостоятельных учебных исследований:
Карточка 1
«Комизм
кроется везде, ? говорил Н. В. Гоголь. ?
Живя среди него, мы его не видим; но если
художник перенесет его в искусство, на сцену,
то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Над
чем смеется Гоголь и какими художественными средствами
создаются комические эффекты?
В чем
сущность принципа художественной условности в литературе?
Покажите
роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога
в раскрытии авторского замысла.
Карточка 2
Существенный
элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями
народной культуры, с фольклором.
Найдите
пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме,
определите их смысловую и композиционную
роль.
Раскройте
смысл пословицы «Русский человек задним умом
крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые
души».
Какова
роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?
Случайна ли она в произведении?
С какой
целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите
их и определите их смысловую и композиционную
роль.
Карточка 3
Важную
роль в поэтике «Мертвых душ» играет
лирический элемент, эмоциональное авторское начало.
Какова
композиционная роль лирических отступлений в поэме
Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических
отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?
Сопоставьте
язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу
тебя?» и язык автора в описании
города (гл. 1). Что характерно для языка лирического
отступления?
Сопоставьте
лирическое отступление в 10-й главе
поэмы с «Думой» М. Ю. Лермонтова.
Что дает Гоголю основание верить в будущее России,
в ее духовное возрождение?
Итоговый
вопрос урока. Как достигается в поэме единство
сатирического и лирического начал?
Выводы.
В «Мертвых душах» голос автора проявляется
в лирическом начале, пронизывающем всю поэму.
Автор постоянно присутствует рядом со своими
героями, постоянно обращается к читателям со своими
размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой
собеседник читателя и ведет разговор с ним,
в первую очередь о судьбе России. Он говорит
о мире безумном, забывшем о душе, говорит
для того, чтобы читатель увидел и понял, что
бездуховность и есть истинная и единственная
причина распада душ и гибельна для страны. Только
с понимания этой причины может начаться возрождение
Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности,
воскресение души.
Мир
идеальный ? это мир духовности, духовный
мир человека. Мир идеальный ? это мир бессмертных
человеческих душ. Он идеален во всех значениях
этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать
эпически. Духовный мир описывает иной род литературы ?
лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения
как лироэпический, назвав «Мертвые души»
поэмой. Бессмертие души ? вот единственное,
что вселяет в автора веру в обязательное
возрождение его героев и всей жизни, следовательно,
всей Руси.
Урок,
как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным
чтением лирического отступления, завершающего первый
том поэмы.
УРОК 44.
«Дело, взятое из души». Урок внеклассного
чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями»
и их значение в творческом пути Н. В. Гоголя
Урок
можно организовать в форме лекции с элементами
беседы.
Вступительные вопросы. (Ответы
на них учащиеся найдут в учебнике.)
Что побудило Гоголя взяться
за работу над «Выбранными местами?»?
Каков был замысел писателя?
«Русь! чего же ты хочешь
от меня? какая непостижимая связь таится между
нами?» Как понять эти слова Гоголя?
Замысел
писателя проясняют его собственные высказывания: «душа
заняла меня всего», «поэт имеет право
на просвещение», «всего насквозь
высветлить человека во всех его силах»,
«пронести всю природу его сквозь очистительный
огонь».
Работа
с оглавлением книги:
Что
необычного вы заметили в названиях глав?
Каких
проблем касался писатель в своей книге?
«Не было
такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся.
Все ? от управления государством до управления
отношениями между мужем и женой ? стало
объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса,
его неприкрытого вмешательства» (И. Золотусский).
Таким
образом, главная тема книги ? тема России,
и основное внимание писателя направлено на духовные
начала национального характера.
Как была встречена книга в России? ?
«На меня рассердились все до единого
в России? восточные, западные? все
огорчились».
Что в реакции на это
произведение было неожиданным для писателя? ?
«Для меня упрек Белинского был тяжелее всех
упреков».
Учащиеся
заранее получают карточки с откликами современников
Гоголя на «Выбранные места?» ?
С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева,
Н. Ф. Павлова, В. Г. Белинского,
А. И. Герцена и др.
Почему же Гоголь так болезненно
реагировал на критику Белинского и вступил
в спор-переписку?
Почему Гоголя и Белинского
можно назвать центральными фигурами в литературе
40-х годов, а их спор ?
историческим?
В чем суть их разногласий?
В тетрадях
под руководством учителя может быть составлена сопоставительная
таблица, в которой сравниваются основные положения
«Выбранных мест из переписки с друзьями»
Гоголя и «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского.
Итоговые
вопросы. На чьей стороне в споре стоите
вы и почему? Что вы можете сказать
о жанре «Выбранных мест из переписки
с друзьями» ? сочетании публицистической
страстности с высокой художественностью?
Вывод.
«Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что
она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).
УРОКИ
45?46. Классное сочинение
по поэме Гоголя «Мертвые души»