Сочинение на тему человек и культура 10 класс

12 вариантов

  1. Эссе
    Язык  и культура
    Автор: Григорьева Татьяна, ученица 10а класса,
    МБОУ г.Иркутска  СОШ № 28
    В каждой стране присутствуют свои обычаи и традиции. Это визитная карточка является достоянием и неповторимостью данной территории.   Менталитет России сложился из ее вероисповедания и фольклора, возникшего издавна.
    Всякий русский человек знает Гоголя и Пушкина, но не каждый их великими трудами  проникся .  Проблема кроется в нежелании саморазвиваться  и познавать новые грани загадочной русской души. «Суровые русские», «А русские умеют смеяться?»- только и слышишь от иностранцев, оно и понятно, ведь о русской душе писал именитый Достоевский своим  иногда неподъемным слогом.
    В последние двадцать лет Россия  буквально стоит на коленях перед  Америкой.  Тому доказательство – мода и разговорные одолжения от европейских господ. Множество брендов и иллюзий  о хорошей культуре  и жизни  покорило  мое поколение,  поколение  равнодушных космополитов.    Скажем, истинных христиан единицы, все остальные лишь носят на золотой цепочке крест, дань моде.
    – Где ты, русский? Где твоя душа? Где культура? – и тишина.
    Многое  зависит, как не странно,  от нас самих.  Быть может,  уже завтра мода  на вестерн  угаснет.  А может, и нет. Лишним не будет открыть  том «Хождения по мукам » и всякий раз найти между строк тот самый животрепещущий смысл.
    Читайте классиков  и  будьте душевны.
    Владейте своим языком, мыслями, культурой!
    Не для  кого-то, а для себя и своих потомков.

  2. Человек сам по себе не приобщается к культуре, не становится культурным. Сокровищница культуры, ее наследие существуют отдельно от личности человека, хотя без человека они не имели бы никакого значения. Но и человек разумный автоматически культурным не становится. Если он не прочтет определенную книгу, не посмотрит познавательного фильма или не усвоит каких-то важных знаний, то целый пласт культуры и разума попросту пройдет мимо него.
    И точно так же, если человек не научится вести себя культурно в обществе: не ругаться, не бросать мусор, не плевать на остановках, не хамить в транспорте и так далее, то можно потрясать у него перед носом хоть сотней книг по этикету. Такой человек живет отдельно от культуры.
    Каждый человек близок к культуре собственного народа, той земли, где родился и вырос. А также соседних народов, которые оказывают на него заметное влияние. Потому и культуры в отдаленных землях нашей планеты бывают совершенно различны. Так житель Казахстана привык, скорее всего, питаться мясо-молочной кухней, характерной для кочевников. И он будет хорошо знать русский язык и русскую культуру, потому что живет близко к русским людям, бок о бок с ними. Возможно, он будет уметь ездить на лошади, потому что все кочевники издавна отлично владели искусством верховой езды. Он, наверное, будет уметь также заваривать чай, как узбеки, его соседи, возможно, даже в его повседневной жизни будет такая привычка.
    А вот житель огромной миллиардной Индии привык питаться растительной пищей. Какие-то жареные листья и плоды – и вот он замечательно сыт. Предложение пустить на мясо корову и нажарить бифштексов вызовет у него, скорее всего, ужас, ведь индийская корова – священное животное. Русский человек для него окажется неким смутным образом из телевизора, а вот мусульманка в парандже – давно знакомой и привычной соседкой.
    Многообразие культур мира очень интересно и полезно познавать. И еще более теплые чувства вызывает изучение родной культуры.

  3. В помощь школьнику и студенту!

    Сочинение на тему: Культура и человекМы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал воп­рос — нужна ли человечеству культура?
    «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культу­ру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь кра­сиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи Интернета?
    Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, со­всем необязательно.
    Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные дове­сти свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуаль­ность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Ра­фаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.
    Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать кра­соту природы.
    Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чер­тежи и конструкции.
    Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь имен­но культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.

    Творчество

    Сочинения

    При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
    С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Культура – основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы. Образование – это тоже часть культуры, ведь разве может быть культурным человек, не имеющий надлежащего образования? Всё это охраняется людьми, как одна из ценностей народа. Но какого же человека называют культурным? Какие качества должны быть ему присущи?
    Самая основная культура – это культура речи, поведения. Поэтому культурным называют человека, который следует правилам этикета, вежливо и грамотно общается с людьми, составляющими его окружение. Поведение – важный фактор, по которому о любом человеке можно сделать соответствующие выводы.
    Культурный человек, находясь в обществе, особенно, малознакомом, ведёт себя прилично и спокойно, избегает конфликтных ситуаций. Такой человек должен быть отзывчивыми доброжелательным, деликатным и тактичным, ведь одной составляющей недостаточно, чтобы показать свою культуру. Культурный человек своим поведением должен подавать примером остальным. Конечно, не каждого человека можно назвать культурным. Но ничто не мешает каждому человеку стать таковым. Ведь кроме уважения со стороны окружающих, появляется уважение к самому себе. Но культурный человек также должен уметь и постоять за себя. Люди должны способствовать сохранению и распространению культуры, а называться культурным человеком – это должно быть желанно и престижно.
    Культурным человеком называют человека воспитанного, образованного и порядочного, который может помочь в нестабильной ситуации и всегда контролирующий свою речь. Чем больше в обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди других.

    Краткое сочинение

    Быть культурным человеком – очень хорошо. Культурный человек никогда не говорит грубых и плохих слов, не обижает и не оскорбляет окружающих. Такой человек всегда ведёт себя прилично и скромно, не выходит за рамки положенного. Именно поэтому у культурных людей много приятелей, ведь рядом с ними приятно находиться.

  5. КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК

    Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал воп­рос — нужна ли человечеству культура?
    «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культу­ру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь кра­сиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи Интернета?
    Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, со­всем необязательно.
    Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные дове­сти свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуаль­ность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Ра­фаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.
    Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать кра­соту природы.
    Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чер­тежи и конструкции.
    Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь имен­но культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.

  6. Перед вами сочинение на тему: Культура и человек.
    Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал воп­рос — нужна ли человечеству культура?
    «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культу­ру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь кра­сиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи Интернета?
    Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, со­всем необязательно.
    Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные дове­сти свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуаль­ность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Ра­фаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.
    Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать кра­соту природы.
    Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чер­тежи и конструкции.
    Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь имен­но культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.

  7. Тема урока: Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс
    Цель урока: проверить усвоение учащимися материала по теме; учить использовать знания на практике; воспитывать самостоятельность и ответственность в работе по языку.
    Оборудование: тексты с заданиями каждому ученику.
    Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
    ХОД УРОКА
    I.Организационный момент
    II.Опрос по домашнему заданию
    III.Мотивация учебной деятельности
    IV. Постановка цели и задач урока
    V.Выполнение контрольной работы
    ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА
    (1) Твоя жизнь состоит из поступков. (2)В поступках выражается моральная сущность человека. (3) В твоём отношении к другим людям нет ничего случайного. (4) Поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.
    (5) Поступки есть только там, где есть люди. (6) Твои поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. (7) Бывают люди, которые, уходя из дому, не знают, что они сделают: то ли помогут инвалиду и услышат слова благодарности, то ли нарушат правила уличного движения. (8)Так может быть с людьми, не имеющими нравственной сердцевины- убеждений. (9)От характера поступка зависят твоё духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься.
    (10)Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, даже во взгляде. (11) Слово- тончайшее прикосновение к сердцу. (12)Оно может стать и нежным, благоуханным цветком , и раскалённым железом, и комьями грязи. (13) Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. (14) Это самый гнусный поступок- предательство. (15)Бывает наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. (16)Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное  приносит беду. (17) Словом можно убить и  оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. (18)Злое, неудачное, бестактное, глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. (19) Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал.
    (20) Береги и щади впечатлительность, ранимость человека. (21)Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. (22) Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.
    (23)Когда люди перестают обращать внимание на плохие поступки, возрастает число проступков. (24)Поэтому надо   всегда быть нравственно наступающим, непримиримым и несгибаемым.
    (По В.А.Сухомлинскому)
    Задания к тексту
    1 Какое предложение не соответствует содержанию текста?
    1). Предательство- самый гнусный поступок.
    2).Слова- показатель речевой культуры человека.
    3).Словом можно обидеть человека, нанести ему оскорбление.
    4).Человек должен следить за своими поступками.
    2.Какой(-ие) тип (ы) речи представлен(ы) в   предложениях 11-13?
    1). рассуждение,
    2). рассуждение и описание,
    3). описание,
    4).рассуждение и повествование.
    3.Укажите предложение, в котором используются контекстуальные синонимы:
    1). 7                2). 12          3). 19          4).  24
    4.В каком предложении использованы паронимы?
    1)   15             2). 21           3). 23         4). 24
    5. В каком предложении употреблены антонимы?
    1). 14              2). 16             3).17         4). 20
    6.Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неправильна?
    1). В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенародные и термины.
    2). В тексте автор использовал много прилагательных
    3). Тексту несвойственна частая повторяемость ключевых слов.
    4)В тексте нет специальной лексики.
    7. Среди предложений 10-12 найдите соединяемое с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
    8. К какому стилю речи относится данный текст?
    9. В каком из предложений текста 1-9 отражена главная мысль текста? Напишите номер этого предложения.
    10. Сколько микротем в данном тексте (1-4)?
    11. Напишите сочинение- миниатюру по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Изложите позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения.
    VI. Рефлексия.
    Какие задания вызвали затруднение?
    Что было легко выполнить?
    Какое задание вы считаете интересным?

  8. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал вопрос — нужна ли человечеству культура?  «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культуру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь красиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи интернета?  Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, совсем необязательно.  Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные довести свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуальность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Рафаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.  Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать красоту природы.  Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чертежи и конструкции.  Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь именно культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.
    Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что «важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.
    Общение – это то, без чего человек не может жить. В наше время нередко можно услышать от взрослых, постоянно занятых своими проблемами, работой, что им даже пообщаться времени нет. Молодежь, наоборот, постоянно находит время для разговоров. Мы, правда, общаемся в основном по мобильному телефону и через интернет. Общаемся часто по делу и просто так и, наверное, никогда не задумываемся о том, сколько времени тратим впустую. Мы не думаем о том, что свое и чужое время нужно ценить. Ибо тот, кто умеет разумно распределить время, многое успевает. Нам трудно избавиться от привычки говорить больше о себе и занимать собеседников своими проблемами.
    Мы знаем правила общения, но зачастую забываем их. Встречаясь со своими знакомыми и друзьями, мы выражаем громко свой восторг, шумим, кричим, не замечая других, а иногда даже не слышим своих собеседников. А если мы о чем то спорим, то каждый из нас пытается любым способом доказать свою точку зрения. Может быть, в таком случае просто нужно перевести разговор на другую тему. Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, и своей радостью он хочет поделиться с другими.
    С одной стороны, в этом ничего плохого нет. С другой стороны, человек может не заметить, что его собеседник чем то удручен и ему совсем не хочется разделять, чью то радость. Мы очень часто забываем основное правило общения: умение выслушать своего собеседника. Культура общения требует соблюдения «золотого правила»: относись к собеседнику так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Ведь нам так хочется, чтобы нас выслушали. Мы испытываем чувство дискомфорта, когда нас перебивают и начинают говорить о чем то своем. Мы огорчаемся, расстраиваемся. Но все же нужно начинать с самих себя: каждому из нас надо учиться умению выслушать собеседника.
    Казалось бы, нет ничего проще, чем вести себя так, как требуют правила этикета. Но можно овладеть хорошими манерами и не уметь находить общий язык с другими людьми. Можно выучить правила поведения и не быть воспитанным человеком, не быть приятным и внимательным собеседником. Воспитанный человек уверенно и спокойно чувствует себя в любом обществе, в любой обстановке. Он быстро находит общий язык с различными людьми. Он не испытывает комплексов неполноценности, страха. Самое главное – воспитанный человек уважает собеседника и умеет его слушать.
    Человек создал культуру, а культура — человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. Я считаю, что чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
    Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по-своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек – это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый прийти на помощь. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. В народе говорят: по одежде человека встречают, а по уму провожают. То есть, первое впечатление о нас создается по нашей одежде. Как приятно наблюдать за человеком, который со вкусом одет! Вы скажите, что на это нужны большие средства? Думаю, это не всегда так. Умение одеваться за деньги не купишь. Я часто вижу на улице людей, одетых, будто “из инкубатора”, хотя их одежда и вещи являются довольно дорогими. И очень досадно, когда элегантная госпожа, будто жемчугом, сыпет грубыми словами.  Сразу забывается, во что она одета, а грязный поток слов еще долго звучит в ушах прохожих.
    Человек живет среди людей и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в обществе. Этому необходимо учиться всю жизнь.
    Заканчивая школу, я сознаю, как хорошо было  возле друзей, понимать их, видеть в их глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Что же возьму я в жизненную дорогу из родной школы, какие черты культурного человека воспитали во мне учителя? Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. “Без языка нашего и народа нашего нет”. Уровень развития родного языка, по моему мнению, отображает уровень духовного развития нации: словарь – это то, что нация знает о мире, а грамматика – это то, как она об этом мире говорит. Меня учат в школе знать и словарь, и грамматику, беречь и приумножать богатства родного языка. Я твердо осознаю, что это является моей обязанностью, так как человек, который не понимает значения родного языка, отдаляет себя от культурно-исторического опыта и достижений своего народа, его культурно-духовных достояний.
    Я очень признательна учителям за то, что учат меня различать щедрость и скупость, настоящее богатство души и убогость, а также смотреть на вещи реально. Я скромная, умею жалеть и сочувствовать, беречь и оберегать, умею видеть настоящую человеческую ценность. Признательна тем одноклассникам, которые меня поддерживают, так как это есть шанс двигаться к совершенству, а когда они ставят мне что-то в укор или осуждают, то также учат меня – быть лучше, добрее, мудрее.
    Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Я очень люблю и уважаю своих родителей, так как только они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога, придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще очень много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Прежде всего, глубже выучить исторические и художественные ценности, овладеть как минимум двумя иностранными языками, чтобы ознакомиться с жизнью других народов. Мне необходимо еще очень много учить, чтобы быть культурным человеком.

  9. 9
    Текст добавил: хочу звездочку с неба

    Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
    Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.
    Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.
    К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура – показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.
    Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.
    Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
    Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
    О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке» , ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.
    Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.
    Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
    С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
    Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
    Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
    .

  10. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал воп­рос — нужна ли человечеству культура?
    «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культу­ру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь кра­сиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи Интернета?
    Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, со­всем необязательно.
    Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные дове­сти свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуаль­ность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Ра­фаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.
    Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать кра­соту природы.
    Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чер­тежи и конструкции.
    Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь имен­но культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.

  11. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности.
    Доклад по теории ифилософиикультуры на тему:
    « Культура и человек »
    Выполнил: Веретенникова С.Н.
    Руководитель: Щербакова А.И
    2009г.
    Мир культуры человека — это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи — все то, что можно назвать бытием культуры. В этом бытии отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия. В связи с этим важным и АКТУАЛЬНЫМ здесь является определение проблем культуры, её роли в обществе, взаимодействии с человеком.
    Основными ЗАДАЧАМИ являются:
    — анализ исследования процессов происхождения, рождение культуры;
    — выявление и обсуждение структур, функций культуры;
    — взаимодействие культуры с обществом и отдельной личностью.
    Наша ЦЕЛЬ определить роль культуры и доказать её важность в истории, в жизни общества и отдельно взятого социума, так как не иначе как сам человек создал культуру, которая в свою очередь создает и улучшает человека.
    ПРЕДМЕТОМ исследования является культура и человек в ней.
    Введение
    Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.
    Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.
    Человеческая личность имеет множество аспектов, составляющих ее единство. Человек издавна создавал для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем как данное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и Страшного суда. И лишь когда историческое сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина становилась все более и более дифференцированной. Она, однако, еще воспринималась как картина, отражающая естественную эволюцию человеческой культуры.
    Ныне наступил новый этап. Природа вокруг нас — декоративна, мир, в котором мы живем — синтетичен, и состоит из хитроумных изобретений. Тревога потери смысла и того Я, которое жило в этом мире смыслов, стала доминантой культуры современного времени.
    Происхождение и воспитание культуры в человеке
    Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека. В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.
    Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище — даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, — весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.
    Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами — важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт — приобретают достаточно ощутимую специфику.
    Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.
    Структура культуры
    Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.
    1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различить элитарную и массовую культуры.
    2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. Она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (Культуры господствующей буржуазной и демократической).
    3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры — экономическая, политическая, экологическая, эстетическая — пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.
    4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.
    5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).
    Функции культуры
    1. Гуманистическая, или человекотворческая, — воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону — «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик.
    2. Функция исторической преемственности (информационная) — функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поколений.
    3.Гносиологическая, познавательная функция культуры. Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.
    4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов. Более того, культура и существует именно как момент коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.
    5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei tik — учение о знаках) — одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. Для познания различных видов искусства — живописи, музыки, театра — нужны также специфические языки. Собственные знаковые системы имеют и естественные науки (физика, математика, химия, биология и т.п.).
    6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.
    7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества».
    Законы функционирования культуры
    1.Закон единства и своеобразия культуры. Культура — совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.
    2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура — это исторический унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры. До капитализма становление нового на протяжении многих поколений вбиралось плавно традицией, так что изменение самой традиции успевало быть истолкованным как следовало ей.
    3.Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (Формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер, в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многие цивилизации погибли, но их достижения парус, колесо, календарь и т.п. стали достоянием мировой культуры).
    4.Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мироведение. Нередко это различие доходит до противоречия (например культура Запада и Востока, Христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно-исторического процесса.
    Исходя из этих законов функционирования культуры, мы можем отметить, что развитие культуры тесно связано с развитием человека. Чем динамичней развивается культура, тем быстрее человек найдет себя в жизни, так как культура открывает новые горизонты, новые идеи. Между культурой и человеком неразрывная связь, которая неподвластна разрушению.
    Социализация и инкультурация
    Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.
    Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценности общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.
    В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатами инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации. Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.
    Основными механизмами инкультурации является имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы — стыд и вина.
    Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.
    На разных этапах жизни эти факторы действую по-разному. В раннем детстве ведущую роль в развитии играет семья. В последующем действуют и другие факторы. Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.
    Культура и личность
    Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой — личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
    Личность — это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
    При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» — единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).
    Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, — интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.
    Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.
    Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
    Культура и общество
    Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Человеческое общество — это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития. Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).
    Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
    В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий — диалог. Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства. Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним. Общество — это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.
    Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека. Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.
    Заключение
    Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?
    — Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную “тройственную” сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.
    — Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики.
    — Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.
    — Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования.
    — Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением, и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека.
    «Я в этот мир пришел, — богаче стал ли он?
    Уйду, — великий ли потерпит он урон?
    О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я,
    Из праха вызванный, вновь стать им обречен?»
    (Омар Хайям.)
    Список используемой литературы
    1.Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1992.
    2.Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие — М., Гардарики, 2000г.
    3.Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов — 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.
    4.Костина А.В. Культурология: учебное пособие 3 изд., М.,2008
    5.Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

  12. КОНКУРСНАЯ РАБОТА
    СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ:
    Выполнила:
    Симонова Юлия–
    обучающаяся 11 класса
    МБОУ «СОШ с.Макимовка
    Базарно-Карабулакского
    муниципального района
    Саратовской области»
    Руководитель:  Теплова Г.В.
    2016 год.
    Начать размышления о том, что такое культура труда, я хочу с отношения русского народа к труду. Исторически так сложилось, что народ наш с уважением относится к человеку труда. Это закреплено в метких народных выражениях: «Кто трудится, у того и хлеб родится», «Красна птица пеньем, а человек – уменьем». Про трудолюбивого работника говорят, что он «ест свой хлеб», который «заработал своим горбом». С пренебрежением отзывается народ о лентяях и тунеядцах, называя их «нахлебниками». Мерилом значимости человека был и остаётся труд: «По труду и слава».
    На современном этапе развития человеческого общества труд человека производит не только материальные ценности, но и духовные, предназначенные для удовлетворения нравственных, культурных потребностей людей. Одновременно с развитием процесса труда развиваются и сами работники: они приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, совершенствуют формы взаимодействия. Проявляется творческий характер  труда, который находит своё выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, в совершенствовании орудий труда, новых материалах, видах продукции.
    Но разные люди могут сделать одну и ту же работу по-разному. Один выполнит быстро, но потеряет качество. Другой заострит внимание на качестве, но проиграет во времени. У каждого своё представление о трудовом процессе, о планировании работы, о технике выполнения. На мой взгляд,  совокупность этих элементов и есть культура труда.
    Понятие «культура труда» новое, возникшее в современном обществе. Но корни его можно без труда найти в истории. Я постараюсь рассмотреть это понятие на примере организации труда двух моих любимых писателей: Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина.
    Большую часть своей жизни Л.Н.Толстой провёл в Ясной Поляне. Увлёкшись преобразованиями в имении, он построил школу для крестьянских детей, расширил дедовский яблоневый сад, занимался устройством прудов. Кроме того, Л.Н.Толстой руководил посадкой лесного массива. Что же, такая разносторонняя активная деятельность мешала работе Толстого как писателя? Ничуть! После физических нагрузок в саду он чувствовал прилив творческих сил. А красота цветущих яблонь приводила его в восторг: «Что-то волшебное, безумное в их цветении». Сотни страниц произведений, долгие годы жизни – подтверждение тому, что рациональная организация умственного и физического труда, хорошее расположение духа являются источником вдохновения.
    А.С.Пушкин осенью 1831 года в Болдино, оказавшись в изоляции поневоле, сначала заскучал. Но затем он вспомнил на лоне природы молодость и былые увлечения: ездил верхом, совершал пешие прогулки, дышал ароматом рощ и увядающих лугов. В письме Плетнёву поэт писал: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
    Разгадка не только в том, что осень – любимое время года поэта. Я думаю, что повлияло правильное чередование труда и отдыха, настрой  поэта, а главное – отношение к любимому делу. Оба этих великих писателя добились высоких результатов благодаря таланту, но немалую роль играла и культура труда.
    Значит, культура труда воздействует на творческий потенциал человека. Учёные указывают на три составляющие творческого труда: физическое тело, интеллектуальный аспект и духовно-волевой компонент.
    Среди основных направлений государственной политики России – совершенствование трудовых отношений. И основным документом, регулирующим их, является Трудовой Кодекс РФ. В этом документе говорится  том, что соблюдение требований охраны труда обязательно для органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и физических лиц. Трудовой Кодекс – это совокупность норм. А будут ли эти нормы работать, зависит от человека.
    Каждый человек имеет свои представления о труде, его планировании, технике безопасности, организации рабочего места, использовании различных орудий труда. Все эти составляющие элементы, вместе взятые, и образуют культуру труда.
    Отношение к труду у людей различное,  уровень развития культуры труда индивидуален: у одних он более высокий, у других ниже – отсюда и различие в результатах труда. Задача отдельного работника, организации и государства – повышать культуру труда, тогда и результаты труда станут выше, а Россия – богаче и крепче.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *