Сочинение на тему василий андреевич жуковский

12 вариантов

  1. Жуковский сыграл очень важную роль в истории русской литературы. Он был первым русским романтиком, подготовившим своим творчеством почву для дальнейшего качественно нового этапа литературного развития. Читатели сразу же приняли новое поэтическое слово, которое нес с собой Жуковский. Их увлекали внутренняя правдивость его стихов, их глубоко личный характер. Для поэта романтическое умонастроение не было маской, позой или модой: такова была его натура, таковы были самые искренние его убеждения. Не случайно о своем раннем творчестве он сказал:
    * «для меня в то время было Жизнь и Поэзия одно»
    * («Я Музу юную бывало…», 1822 — 1824).
    И действительно, нельзя было отделить жизнь поэта-романтика от его поэзии: он жил, как писал, Писал, как жил. Волинский, размышляя о поэзии Жуковского, прямо отмечал жизненную основу романтического творчества: «Романтизм — Принадлежность не одного только искусства, не одной только Поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии, и жизни… В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца».
    С поэзией Жуковского связано представление о сложных идейно художественных исканиях, которыми ознаменованы первые десятилетия XIX в. В раннем своем творчестве Жуковский выступал как сентименталист, во многом продолжающий карамзинские традиции. Поэтические успехи Жуковского связаны с его обращением к элегии — жанру по преимуществу лирическому и субъективному. В 1802 г. он переводит элегию английского поэта «Сельское кладбище». В стихотворении, овеянном меланхолией, говорилось не только о равенстве людей перед смертью, ни об их нравственном превосходстве перед «рабами сует». Все это выражено не прямо, через переживания мечтательного юноши — поэта, который очень близок (даже и по биографическим деталям) к самому Жуковскому.
    И другой ранней элегии «Вечер» (1806) содержится авторская характеристика основной направленности его творчества:
    * Мни рок жулил брести неведомой стезей,
    * Выть Другом мирных сел, любить красы Природы,
    * под сумраком дубровной тишины
    * склонив па ценны воды,
    * Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
    Элегия призвана была раскрыть переживания и настроения поэта, его размышления о минувшей юности, неизбежных потерях, смысле жизни.
    Уже в ранних стихах Жуковского раскрывались богатые возможности русского поэтического языка, его мелодичность И научность. Он показал принципиальную возможность использования н словесной живописи оттенков и полутонов, помогающих раскрыть глубину внутреннего мира человека, самые тонкие душевные переживания.
    Характерная для романтиков тема любви также дана в элегических тонах скорби, печали. Впервые в русской поэзии так тонко и психологически правдиво было рассказано о страданиях человека, способного к возвышенной любви и в то же время осознающего трагическую неразделенность его чувства. Если у Батюшкова, представителя так называемой «легкой поэзии», любовь подчеркнуто земная, то у Жуковского она, напротив, «неземная», небесная, идеальная. Анакреонтические мотивы были для него совершенно чужды, они никак не соответствовали психологическому складу и духу поэзии Жуковского.
    В элегиях Жуковского постоянно подчеркивается- неудовлетворенность действительностью, выражается стремление в какой-то иной чудесный и таинственный мир, как будто бы существующий где-то там, вне земной реальности («Минувших дней очарованье…», 1818; «Невыразимое», 1819, и др.).
    Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Этот жанр был популярен в поэзии XIX в. Содержание баллад было обычно драматическим, в них рассказывалось о несчастной любви, кровной мести, использовались легенды или исторические предания. Часто все это было овеяно мрачным, фантастическим колоритом. Первая же баллада Жуковского «Людмила» (1808), являвшаяся переработкой произведения немецкого поэта Г. А. Бюргера, имела огромный успех. Читатели впервые соприкоснулись с таинственным миром, страшным, но вместе с тем й увлекающим воображение. Здесь прозвучали мотивы, ставшие обычными для большинства баллад поэта: ночной мрак, привидения, кладбище, мертвецы и т. д,
    В «Людмиле», как и в других балладах Жуковского, отчетливо выражена идея трагической обреченности человека, бессильного в борьбе с судьбой. «Смертных ропот безрассуден» — эти слова выражали основную мысль его первой баллады. Все это соответствовало трагическому мироощущению самого поэта, который, считая борьбу невозможной, уходил от реальной жизни в область внутренних переживаний, идеальный мир фантастических образов. Но само по себе неприятие действительности было характерной чертой романтизма Жуковского, определившей пафос его поэзии.
    Успех «Людмилы» вдохновил поэта на дальнейшую разработку жанра баллады. Самым известным его произведением в этом жанре оказалась «Светлана» (1812). В ней был усилен национальный колорит, значительно больше места по сравнению с «Людмилой» занимают картины русской природы, народные обряды, черты русского быта.
    Большого мастерства достигает Жуковский в создании психологического портрета своей героини. Светлана у поэта — милая и скромная девушка, само имя ее светлое; она тоскует, не получая известий от жениха, замирает от страха во время гадания, ее охватывает ужас во сне… Мотив сна в балладе очень важен, от него идет прямая линия к сну Татьяны в «Евгении Онегине». В отличие от «Людмилы» фантастический колорит в «Светлане» явно ослаблен. Все тревожное, мрачное, кошмарное оказывается только сном. Если Людмила «жизнь кляла» и «творца на суд звала», то Светлана не жалуется на судьбу, не ропщет.
    Стремление создать поэзию сердца, проникнуть в таинственные глубины человеческой души порождало особое отношение Жуковского к поэтическому слову. Не четкое, предметное значение слова интересовало его, а возможность выразить с его помощью тончайшие оттенки человеческих чувств. Значение слова становится зыбким, многозначным, оно воздействует на читателя своей музыкальностью, помогая создать определенное эмоциональное настроение. Жуковский обогатил литературный язык, расширил представление о поэтических возможностях слова, придавал ему гибкость, певучесть — то, что Пушкин назвал «пленительной сладостью» стихов автора «Светланы».
    Белинский был убежден, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Эти справедливые суждения объясняют значение замечательного поэта не только для своей современности, но и для последующего развития русской литературы, включая и Пушкина, и Лермонтова, и Тютчева, и Некрасова, и Блока.

  2. “Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль
    И внемлет им, вздохнет о славе младость
    Утешится безмолвная печаль
    И резвая задумается радость”.
    А.С. ПУШКИН.
    Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень увлекался переводами Грея и других авторов.
    В 1802 году переводит Грея “Сельское кладбище”. Это размышление о жизни и судьбе человечества, важна не сама жизнь, а мысли о жизни. Поэта тревожит мир человеческой души, таинственный, таинственный и сообща с тем близкий и родной. В своих произведениях Жуковский добивается контроля мыслей героев, их внутренне состояние пребывает под контролем и постоянным вниманием писателя.
    Поэзия Жуковского – элегическая и романтическая. Лирический герой испытывает столкновение между мечтой и действительностью, тема одиночества, вечного неудовлетворения живет во всех произведениях. Главные темы автора: погибшая приятельство и погибшая любовь, переживания и трагедии героев.
    Тоска, томление, неудовлетворенность – типично романтические представления, но у Жуковского герои видят вероятность счастья внутри себя, в своем внутреннем мире.
    ” Лишь тому в ком чувства нет
    Пусть землей ужасен.
    Счастье в нас и Божий свет
    Нами лишь прекрасен”.
    За счастье не надо ходить неблизко, оно в самом человеке. И проблема каждого найти в себе это счастье, и подарить его кому – то ближнему по возможности.
    Мне нравится природа описанная в произведениях Жуковского, она играет очень важную и весомую роль. Поэт видит в природе стихийное и таинственное начало – ночь, море, гроза…
    Мне очень близок Жуковский своими мыслями. Как мне кажется, любой человек может найти что – то свое в этом авторе, что обогатит этого человека как личность и сделает чуть – чуть счастливее.

  3. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Его отцом был Афанасий Иванович Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха. Ребенок считался незаконнорожденным. В то время ребенок, рожденный вне брака, да еще и от дворовой женщины, не мог стать дворянином. Родные хотели обеспечить будущее ребенка и добыть для него дворянскую грамоту, которая открыла бы путь к образованию и государственной службе. А. И. Бунин, заботясь о судьбе сына, пожелал, чтобы живший в доме бедный дворянин А. Г. Жу­ковский усыновил его. Однако при усыновлении дворянство не переда­валось. Вскоре, в 1791 году, Бунин умер, судьба Жуковского осталась неопределенной. Только в 1795 году родственники Жуковского добились получения грамоты на дворянство. Выданная Жуковскому грамота поз­волила ему получить образование, сначала в частном пансионе Х. В. Хор­де, затем в Тульском народном училище, а в 1797 году — в Московском университетском благородном пансионе. К этому времени относятся первые пробы пера. В 1780 году Жуковский окончил пансион. В 1782 году в журнале Карамзина «Вестник Европы» была напечатана элегия «Сельское кладбище», и к Жуковскому пришла литературная известность.
    В. А. Жуковского считают основоположником русского романтизма, из­бравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.
    «Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступной для общества, и без Жуковского мы не имели бы Пушки­на», — признавал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси. Суть творчества Жуковского в том, что предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетно-неуловимых переживаний.
    История души поэта, его волнений, мечтаний и дум выражена в его эле­гиях, балладах и поэмах. Жуковский знал и изображал человека, неудов­летворенного действительностью и очарованного неотразимой красотой любви, дружбы, воспоминаниями о пережитом счастье.
    Заслуга Жуковского как «поэта-романтика» заключается в том, что он не только сумел выразить свой внутренний мир, но и открыл средства поэ­тического изображения душевной жизни.
    Его поэзия поражала современников и привлекает сегодняшних чита­телей своей музыкальностью, мелодичностью. Уже пожилым человеком Жуковский обрел семью, женившись на дочери художника Рейтнера. Он поселился в Германии. Брак был счастливым лишь первые годы. У жены Жуковского обнаружилась душевная болезнь, и поэт мучительно пережи­вал обрушившееся на него горе. Порой он признавался, что жизнь для него стала невыносимой. Смерть пришла к Жуковскому в 1852 году. Согласно завещанию, тело поэта было перевезено из Баден-Бадена в Россию и погре­бено в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры.

  4. «Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль
    И внемлет им, вздохнет о славе младость
    Утешится безмолвная печаль
    И резвая задумается радость».
    А.С. ПУШКИН.
    Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень увлекался переводами Грея и других авторов.
    В 1802 году переводит Грея «Сельское кладбище». Это размышление о жизни и судьбе человечества, важна не сама жизнь, а мысли о жизни. Поэта волнует мир человеческой души, таинственный, загадочный и вместе с тем близкий и родной. В своих произведениях Жуковский добивается контроля мыслей героев, их внутренне состояние находится под контролем и постоянным вниманием писателя.
    Поэзия Жуковского – элегическая и романтическая. Лирический герой испытывает столкновение между мечтой и действительностью, тема одиночества, вечного неудовлетворения живет во всех произведениях. Главные темы автора: погибшая дружба и погибшая любовь, переживания и трагедии героев.
    Тоска, томление, неудовлетворенность – типично романтические представления, но у Жуковского герои видят возможность счастья внутри себя, в своем внутреннем мире.
    « Лишь тому в ком чувства нет
    Пусть землей ужасен.
    Счастье в нас и Божий свет
    Нами лишь прекрасен».
    За счастье не надо ходить далеко, оно в самом человеке. И задача каждого найти в себе это счастье, и подарить его кому – то ближнему по возможности.
    Мне нравится природа описанная в произведениях Жуковского, она играет очень важную и весомую роль. Поэт видит в природе стихийное и таинственное начало – ночь, море, гроза…
    Мне очень близок Жуковский своими мыслями. Как мне кажется, любой человек может найти что – то свое в этом авторе, что обогатит этого человека как личность и сделает чуть – чуть счастливее.

  5. Современники Жуковского и все поэты последующих времен в своем отношении к нему были необычайно единодушны — его любили, уважали, ценили. Александр Блок, как мне кажется, выразил общее мнение, написав о нем: “Никогда младость не перестанет вздыхать о славе и не предастся серой, уравнительной пошлости. Жуковский подарил нас мечтой, действительно прошедшей сквозь страду жизни. Оттого он наш — родной, близкий”.
    Юный Жуковский после пансиона был определен на службу в Соляную контору. Не прослужив и двух лет, он буквально сбежал в родные тульские края. Там он занялся самообразованием, поэтическим творчеством и переводами.
    В 1802 году в журнале “Вестник Европы” появилось его стихотворение “Сельское кладбище”. Оно было переложением элегии английского поэта Т. Грея. Этому стихотворению суждено было возвестить России о приходе нового поэта, выразителя печалей и радостей обыкновенных людей. Жуковский явился первым поэтом-психологом и вместе с тем непревзойденным мастером литературного дела. Вот эти первые строки, обозначившие важную границу в развитии нашей поэзии:
    Уже бледнеет день, скрываясь за горою,
    Шумящие стада толпятся над рекой:
    Усталый селянин медлительной стопою
    Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.
    Теперь строфы “Сельского кладбища” кажутся бесхитростными, и, быть может, не столь примечательными. Но тогда, задолго до Пушкина, никто еще не писал столь прозрачными стихами, да и “усталые селяне” не были в поэтической чести. Жуковский, по словам В. Г. Белинского, “первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь”.
    Всю свою творческую жизнь, начиная с “Сельского кладбища” и кончая “Одиссеей”, которую он завершил едва ли не на смертном одре, Жуковский много переводил. Большинство его элегий и баллад навеяно иноземными образцами. Поэт признавался: “Мой ум как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня почти все чужое или по поводу чужого — и все, однако, мое”. Белинский же высказался об этом так: “Жуковский был переводчиком на русский язык не Шиллера или других каких-нибудь поэтов Германии и Англии — нет, Жуковский был переводчиком на русский язык романтизма средних веков, воскрешенного в начале XIX века немецкими и английскими поэтами”. Но все же. зная источники многих стихотворений Жуковского, нельзя забывать, что это поэзия подлинно русская. Она вызвана к жизни и патриотическими идеями, и любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам центральной России
    Уж вечер… облаков; померкнули края,
    Последний луч зари на башнях умирает,
    Последняя в реке блестящая струя
    С потухшим небом угасает.
    Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде. Его притягивает “невыразимое”, запредельное, “ночная сторона души” в природе и человеке.
    Многие лирические стихотворения и балладу “Светлана” Жуковский посвятил Маше Протасовой, которую сильно и безнадежно любил. Она рано ушла из жизни. Вот перед нами знаменитые строки “Воспоминания”:
    О милых спутниках, которые наш свет
    Своим сопутствием для нас животворили,
    Не говори с тоской: их нет.
    Но с благодарностию были.
    Поэт участвовал в военном походе 1812 года, но свое участие оценивал скромно:
    В рядах отечественной рати
    Певец, по слуху знавший бой,
    Стоял я с лирой боевой
    И мщенье пел для ратных братий…
    Между тем созданное им еще во время войны большое стихотворение “Певец во стане русских воинов” пользовалось огромной популярностью у офицеров и скоро распространилось в списках по всей стране. В этом стихотворении прославлялся не царь-победитель, а победительница-Россия, ее солдаты, ее полководцы, ее народ. После “Певца” Жуковский был признан первым поэтом России.
    Польза, принесенная Жуковским отечественной культуре, одной поэзией не ограничивалась. Более полувека продолжалось активнейшее служение Василия Андреевича русской литературе. Он стал любимым и преданным учеником историка и писателя Н. М. Карамзина, восприняв многие его взгляды и вкусы.
    На рубеже XVIII и XIX веков русский поэт Жуковский сформулировал свой гуманистический жизненный принцип, которому не изменил никогда. “Каждый день — доброму делу, мысли или чувству”. К этому следовало бы добавить и другое известное изречение Жуковского “Дела поэта — слова его”.
    Как много сделал этот мягкий и добрый человек для русских передовых литераторов: он не раз выручал из беды Пушкина, и был среди тех, кто выкупил из крепостной зависимости Тараса Шевченко; он добился облегчения участи многих декабристов; он выручил из вятской ссылки Герцена; заступился за юного Лермонтова, когда тому грозила царская расправа за стихи “Смерть поэта”.
    Жуковский не разделял идей декабристов, но это были люди, которых он хорошо знал и любил. И он продолжал бороться за их спасение — начиная от хлопот о назначении пенсии вдове Рылеева до анонимного печатания стихов ослепшего и погибавшего в Сибири Кюхельбекера. Можно сказать даже больше: не признаваясь в этом никому, Жуковский после 14 декабря постепенно убеждался в справедливости многих декабристских идей, и все постылее становилась для него дворцовая служба, все яснее виделась бесплодная наивность попытки воспитать “идеального государя”.
    Иногда он не выдерживал своей роли “доброго советчика царя” и “безобидного” ходатая за многочисленных друзей, и тогда перед Николаем I появлялся Жуковский решительный и даже разгневанный. Так было в 1832 г., когда запретили передовой журнал И. В. Киреевского “Европеец”. Жуковский предупреждал царя, что между ним и Россией разверзнется “бездна”, если он оградит себя забором из шпионов и доносчиков.
    Без преувеличения можно сказать, что вся жизнь Пушкина от самых юных лет до последнего часа, все его творческие труды прошли под отеческой опекой Василия Андреевича Жуковского. Подчас Жуковский не сходился с Пушкиным во взглядах, разные были у них темпераменты. Но неизменно Жуковский становился выше собственных амбиций, почтительно склоняясь перед поэтическим гением и великим разумом Пушкина, далеко перешагнувшего тот краткий исторический отрезок времени, в котором довелось ему жить.
    Жуковский был едва ли не первым, кто понял истинное значение Пушкина “Ты создан попасть в боги — вперед”, — писал он Пушкину. — “Крылья у души есть!.. Дай свободу этим крыльям и небо твое… Когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждой за тебя… Быть сверчку (прозвище Пушкина в литературном обществе “Арзамас”) орлом и долететь ему до солнца”.
    Без Пушкина Жуковский прожил 15 лет. И только четыре из них — на царской службе. Он успел еще заступиться за ненавистного царю Лермонтова, и в 1841 г. добился окончательной отставки. Один из современников справедливо подметил: “Верный друг всем приятелям, каких у него очень много, он, ходатайствуя о них, может выйти из своего хладнокровия, — для себя он бессилен”.
    Умер Жуковский за границей — в Баден-Бадене. Прах поэта, по его завещанию, был сразу же перевезен в Россию и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры возле могил Карамзина и Крылова.
    Одно из последних стихотворений Жуковского “Царскосельский лебедь” — это своего рода автоэпитафия, столь обычная у больших поэтов:
    Лебедь белогрудый, лебедь белокрылый,
    Как же нелюдимо ты, отшельник хилый,
    Здесь сидишь на лоне вод уединенных!
    Спутников давнишних, прежней современных
    Жизни, переживши, сетуя глубоко,
    Их ты поминаешь думой одинокой!
    Великий критик и литературовед В. Г. Белинский так оценил жизнь и творчество поэта: “Несоизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда не просто упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род”.

  6. «Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль
    И внемлет им, вздохнет о славе младость
    Утешится безмолвная печаль
    И резвая задумается радость».
    А.С. ПУШКИН.
    Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень увлекался переводами Грея и других авторов.
    В 1802 году переводит Грея «Сельское кладбище». Это размышление о жизни и судьбе человечества, важна не сама жизнь, а мысли о жизни. Поэта волнует мир человеческой души, таинственный, загадочный и вместе с тем близкий и родной. В своих произведениях Жуковский добивается контроля мыслей героев, их внутренне состояние находится под контролем и постоянным вниманием писателя.
    Поэзия Жуковского – элегическая и романтическая. Лирический герой испытывает столкновение между мечтой и действительностью, тема одиночества, вечного неудовлетворения живет во всех произведениях. Главные темы автора: погибшая дружба и погибшая любовь, переживания и трагедии героев.
    Тоска, томление, неудовлетворенность – типично романтические представления, но у Жуковского герои видят возможность счастья внутри себя, в своем внутреннем мире.
    « Лишь тому в ком чувства нет
    Пусть землей ужасен.
    Счастье в нас и Божий свет
    Нами лишь прекрасен».
    За счастье не надо ходить далеко, оно в самом человеке. И задача каждого найти в себе это счастье, и подарить его кому – то ближнему по возможности.
    Мне нравится природа описанная в произведениях Жуковского, она играет очень важную и весомую роль. Поэт видит в природе стихийное и таинственное начало – ночь, море, гроза…
    Мне очень близок Жуковский своими мыслями. Как мне кажется, любой человек может найти что – то свое в этом авторе, что обогатит этого человека как личность и сделает чуть – чуть счастливее.

  7. Среди стихотворений Пушкина, Посвящённых Жуковскому, есть одно, начинающееся такими словами:
    Его стихов пленительная слабость
    пройдет веков завистливую даль …
    Предсказание Пушкина сбылось. Стихи и сказки Жуковского и сегодня- хотя они написаны около ста лет назад- пленяют и радуют нас. А происходит это потому, что они исполнены светлого чувства любви к людям, к природе, полны действия и написаны лёгким, живым и звучным языком .
    Василий Андреевич Жуковский был сыном тульского помещика и пленной турчанки Сальхи , отданной ему в крепостные.
    Хотя детство будущего поэта проходило в доме отца б оно не было счастливым. “Я не был оставлен , брошен , имел угол ,-вспоминая о ранней поре жизни , писал поэт ,-но … не чувствовал ничьей любви”. Когда Жуковскому пошёл 15 год , его поместили в одно из лучших учебных заведений того времени- Московский университетский пансион , который он закончил с отличием. Его имя “лучшего из лучших учеников” было занесено на мраморную доску в зале пансиона .
    По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт-переводчик. Переводы Жуковского были сразу же замечены и высоко оценены знатоками литературы. Этот успех вселил в юношу веру в своё поэтическое дарование, и он решил посвятить себя всецело литературным трудам.
    Жуковский первый познакомил русских читателей с лучшими произведениями мировой поэзии. Он переводил басни знаменитого французского баснописца Лафонтена, стихи и поэмы немецких и английских поэтов. “ Более всего для русской литературы Жуковский сделал как переводчик”, -говорил Алексей Максимович Горький. Но наряду с переводами и пересказами из иностранной поэзии у Жуковского были и произведения рожденные впечатлениями русской жизни.
    В 1812 году французский император Наполеон , считавшийся непобедимым полководцем, пошёл войной на Россию. Жуковский вступил в народное ополчение. После Бородинского сражения, положившего начало разгрому наполеоновской армии, он написал стихотворение “Певец во стране русских воинов”. В нём поэт славил защитников родной земли и говорил о своей сыновней любви к ней.
    Стихотворение это в самое время стало известно всей России .
    Вскоре Жуковский переехал из Москвы в Петербург. В сентябре 1815 года состоялось его знакомство с16-летним Пушкиным, учившимся в ту пору в Лицее-школе для родовитых дворян, помещавшийся в пригороде Петербурга- Царском Селе.
    Жуковский сразу понял, каким великим талантом наделен Пушкин. “Я сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным, – писал он в ту же осень поэту Вяземскому. – Я был у него в Царском Селе.
    “Милое, живое творение. Это надежда нашей cловесности… Нам всем необходимо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет…”
    Эта встреча двух поэтов, совсем юного и уже прославленного, положила начало их дружбе, которую они сохранили навсегда.
    Жуковский был не только заботливым старшим другом Пушкиным – он был и учителем его в поэзии. Когда же в 1820 году Пушкин прочитал Жуковскому только что законченную свою первую поэму “Руслан и Людмила”, Жуковский подарил ему свой портрет, написав на нем: “Победителю ученику от побежденного учителя…”
    В 1826 году Жуковский совершил заграничное путешествие. В Германии он посетил всемирно прославленного поэта Гете. Наслышанный о Пушкине, Гете попросил Жуковского передать Пушкину перо, которым он только что писал. Жуковский охотно передал своему другу этот подарок. Пушкин сделал сафьяновый футляр, на котором было написано “Перо Гете”, и дорожил подарком.
    Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Увлеченный народной поэзией, песнями и сказками, сам уже написавший “Сказку о попе и работнике его Балде” и “Сказку о медведихе”, Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок.
    Жуковский охотно принял вызов. В результате этого соревнования Пушкиным была написана “Сказка о царе Салтане”, а Жуковским “Сказка об Иване – царевиче и Сером Волке” и “Сказка про царя Берендея”. Работа над сказками очень полюбилась обоим поэтам. В последующие годы Пушкин пишет еще несколько сказок. Новые сказки написал и Жуковский.
    Жуковский интерисовался не только творчеством русского народа, но и творчеством народов Ирана, Индии, Греции. Важнейшим трудом своей жизни он считал выполненный им перевод “Одиссеи” – стихотворной поэмы древнегреческого поэта Гомера. Он не раз выражал мечту о том, чтоб эта поэма, в которой нашли свое отражение представления древних греков о добре и зле, их обычаи и верования, полюбилась бы русским детям. “По – моему, – говорил Жуковский, – нет книги, которая бы столь прилична первому периоду жизни, как “Одиссея”, возбуждающая все способности души прелестью разнообразною”.
    Человек разносторонней одаренности и исключительного трудолюбия, Жуковский был не только замечательным поэтом, “гением перевода”, по словам Пушкина, но и отличным музыкантом и превосходным рисовальщиком. Он хорошо гравировал на меди и сам иллюстрировал многие свои стихотворения. В небольшой виньетке к “Певцу во стане русских воинов” Жуковский изобразил своего певца, то есть самого себя, безбородым юношей, в казачьей куртке, стоящим с лирой перед бородачами – товарищами, расположившимся на земле подле сторожевого огня.
    Жуковский постоянно работал над отделкой своих переводов и стихов. “Я уверен, что только тот почитает труд тяжелым, кто не знает его, но именно тот его и любит и любит, кто наиболее обременен им”, – говорил он. Под конец жизни, когда поэт ослеп, он продолжал писать ощупью, при помощи изобретенной им машинки.
    Жуковский был сердечным и добрым человеком. Используя свои связи с царским двором, он постоянно помогал тем писателям, которых притесняло правительство. Добивается смягчения участи Пушкина – замены грозившей ему ссылки в Соловки высылкой на Юг, – устраивает возвращение из ссылки писателя – революционера Герцена; благодаря его деятельной помощи, великого украинского поэта Тараса Шевченко удалось освободить от крепостной зависимости.
    До нас дошло письмо Жуковского к одной из фрейлин двора, в котором он говорит о предстоящем выкупе из крепостной неволи Шевченко. В этом письме он нарисовал себя кувыркающимся от радости.
    В память 22 апреля 1838 года – дня, когда Шевченко перестал быть крепостным, – он посвятил Жуковскому свою поэму “Катерина”. В 1837 году Жуковский совершил вместе с сыном царя, в воспитатели к которому был назначен с 1826 года, путешествие по России.
    Познакомившись в Сибири с невыносимыми условиями жизни декабристов, сосланных на каторжные работы, он хлопочет о смягчении их участи. Враг угнетения человека человеком, Жуковский еще в 1822 году отпустил на волю своих крепостных.
    Постоянно просивший за всех, кому царь грозил расправой, он в конце концов сам заслцжил царскую немилость. Когда, заступаясь перед царем за очередного литератора, он сказал, что ручается за него, царь ему ответил: “А за тебя кто поручится?”
    После гибели Пушкина Жуковский написал письмо шефу жандармов Бенкендорфу, в котором гневно обрушился на него, а с ним вместе и на самого царя и его приближенных за те притеснения, какие они чинили Пушкину на протяжении всей его жизни. Письмо это помогло нам распознать виновников безвременной смерти поэта.
    В 1839 году Жуковский подал в отставку, которую царь принял. Последние годы своей жизни он провел за границей, где и скончался в возрасте шестидесяти девяти лет.
    Хотя Жуковский писал главным образом грустные стихи, писал о печальном, переводя и пересказывая те произведения иностранных поэтов, в которых они с осоьой силой восставали против неправды, в жизни он вовсе не был грустным, хмурым человеком. Он любил и других повеселить, и сам повеселиться с друзьями: любил и умел ценить острое слово, веселую шутку. Это его любовь к остроумному, забавному нашла свое отражение и в ряде его оригинальных стихов, и в пересказанных им сказках. Он особенно ценил способность сказок развивать фантазию, их, как он говорил, “привлекательность”.
    Жуковский писал для взрослых, но есть у него и несколько стихотворений, написанных специально для детей – для его маленьких сына и дочки: “Жаворонок”, “Птичка летает”, “Котик и козлик” и сказочка “Мальчик с пальчик”. Тот, кто их хоть раз прочтет, навсегда запомнит – такие они простые и в то же время музыкальные, поэтические.
    Будить в сердцах людей добрые, светлые чувства всегда было заботой Жуковского.

  8. Жуковский “Невыразимое”
    Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского?
    Лирика В.А. Жуковского
    Любовная лирика В.А. Жуковского
    Любовь в жизни и поэзии Жуковского
    Основные мотивы в балладах В.А. Жуковского
    Пейзаж в лирике В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
    Поэзия и жизнь в балладе “Светлана” В. А. Жуковского
    Поэзия русского романтизма начала XIX века
    (по творчеству В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова)
    Природа в поэзии В.А. Жуковского и А.С. Пушкина
    Природа в художественном миросозерцании В.А. Жуковского
    Природа и человек в романтической лирике В.А. Жуковского
    Роль фантастики в творчестве В.А. Жуковского
    Романтизм Жуковского (баллада “Лесной царь”)
    Романтическая поэзия В.А. Жуковского
    Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского
    Своеобразие романтической поэзии В.А. Жуковского
    Стихотворение В.А. Жуковского “Море” (Восприятие, истолкование, оценка)
    Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского “Светлана”
    Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского (“Людмила”).
    Тема памяти в лирике Жуковского
    Тема судьбы в одной из баллад В.А. Жуковского
    Тема судьбы в одной из баллад В.А.Жуковского (“Светлана”).
    Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XIX века. (В.А.Жуковский. Стихи и поэмы.)
    Элегия Жуковского “Вечер”

  9. Жуковский Василий Андреевич – поэт, в отношении которого можно многократно повторять
    слово «первооткрыватель». Он первым в русской литерату­ре воспел природу
    как полноправный и неисчерпаемый, самодостаточ­ный предмет лирики, сумев
    уловить и передать мимолетные ее измене­ния и движения; первым рассказал о
    великой силе и трагедии возвы­шенной неразделенной любви, о страданиях
    разлученных, об отчаянии забвения; первым решительно обновил жанровую систему
    русской ли­рики, подняв на недосягаемую высоту жанры элегии, послания, балла­ды;
    затем убедил, что истинная поэзия уникальна, неповторима не толь­ко в
    содержании, но и в форме, назвав шедевр своей лирики — стихо­творение «Невыразимое» —
    «отрывком».
    Не случайно В.Г. Белинский
    назвал Жуковского «Колумбом, от­крывшим
    России Америку романтизма».
    Жизненный путь Жуковского не был однозначен и
    прямолине­ен. Образованнейший человек, знаток нескольких иностранных языков, он
    начал свой творческий путь как переводчик, познако­мивший русскую публику с
    античной, западноевропейской и вос­точной поэзией. Переводы его были поистине
    самобытны. Отстаи­вая право переводчика на творческую самостоятельность, он
    утвер­ждал: «Переводчик в прозе есть раб,
    в стихах — соперник».
    Поэтому большинство его произведений, хотя и имеют в своей основе
    какие-либо произведения западноевропейской или античной поэзии, могут быть
    рассмотрены как оригинальные авторские про­изведения.
    ЭЛЕГИИ и БАЛЛАДЫ
    (Вечер. Воспоминание. Море. Людмила. Светлана. Лесной
    царь
    ).
    Первый период творчества Жуковского исследователями
    часто называется «элегическим», так как основным жанром его лирики становится
    элегия. Элегия как жанр зародилась
    еще в древней Греции и первоначально была связана с надгробными причитаниями и
    плача­ми. Русский поэт 18 века Д.Сумароков
    назвал элегию «плачевной музы глас».
    Впоследствии элегия приобрела жанровые признаки произведе­ния грустного,
    философского содержания, в котором поэт размышляет о вечных ценностях
    жизни, о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Как
    правило, такие размышления рождаются на лоне природы, бесконечной,
    таинственной, живущей самостоятельной жиз­нью, постоянно обновляющейся. Чаще
    всего поэт выбирает такое вре­мя года и суток, когда эта изменяемость и
    загадочность видны особенно отчетливо — это осень, весна, вечер, ночь.
    Все эти особенности ярко проявляются в элегии
    Жуковского «Вечер» (1806).
    Элегия начинается с лирического, эмоционального
    описания приро­ды, в котором уже проявляются типические черты поэтики
    Жуковского — выразительные, точные, неповторимые эпитеты (художественные определения),
    метафоры (скрытые сравнения, перенос особенностей одного явления на другое по
    сходству), олицетворения, наделяющие уме­нием мыслить и чувствовать
    неодушевленные предметы и явления при­роды. Например: дремлющая природа, пленительный закат, колеблющий­ся град, златые
    стада, «сладко в тишине у брега струй плесканье» — эпи­теты; «К протекшим дням лечу воспоминаньем»,
    «тащиться суждено до бездны гробовой» — метафоры, «последний луч зари на башне умира­ет», «рощи спят», «лик луны» —
    олицетворения.
    Ритмика
    элегии — наличие риторических
    обращений, вопросов и восклицаний — тоже способствует передаче нюансов
    душевного состояния лирического героя. Благодаря такому приему особенно
    явственно ощущается слияние поэта с природой, благотворное по­гружение в нее,
    рождающее мысли о вечном:
    Ручей,
    виящийся по светлому песку,
    Как тихая твоя гармония приятна!
    С каким сверканием
    ты катишься в реку!
    Приди, о муза благодатна!
    Поэт сосредоточен на природе, поэтому замечает ее
    беспрестан­ное движение даже там, где на первый взгляд все может показаться
    застывшим и статичным. Динамика природы передается через гла­голы
    несовершенного вида, создающие впечатление того, что со­стояние природы
    меняется на наших глазах:
    Все
    тихо: рощи спят; в окрестности покой;
    Простершись на траве под ивой
    наклоненной,
    Вниманию, как журчит, сливаяся с рекой,
    Поток, кустами
    осененный…
    Чуть слышно над ручьем колышется тростник;
    Глас петела вдали
    уснувши будит селы…
    От созерцания природы поэт переходит к грустным
    раздумьям о быстротечности жизни: «О дней
    моих весна, как быстро скры­лась ты / С твоим блаженством и страданьем!»
    .
    Поэт тоскует о том, что ему уже никогда «не зреть соединенья» друзей, так
    радовав­ших его в молодости. Он чувствует свое одиночество:
    Лишенный
    спутников, влача сомнений груз,
    Разочарованный
    душою,
    Тащиться
    осужден до бездны гробовой…
    Но бесконечность и обновляемость мира природы рождают
    в душе поэта светлые чувства, изгоняя уныние, и поэт, «лиру соглася с сви­релью
    пастухов», поет «Светила возрожденье». Если в начале стихо­творения «последний луч зари на башне умирает» и
    земля погружа­ется в сон под зыбким и печальным светом луны ущербной, то в кон­це
    стихотворения ночь постепенно перетекает в утро. Жизнь про­должается. Но все же
    основной настрой стихотворения — печаль­ный, элегический, но печаль эта
    сладостна для сердца поэта: Пусть всяк
    идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных.
    Элегия
    «Воспоминание»
    связана с личной
    драмой Жуковского, беззаветно любившего свою племянницу и ученицу Машу Прота­сову, умершую совсем молодой. Эта
    элегия, как и многие другие произведения Жуковского, положена на музыку и стала
    известным романсом. В ней говорится о сладостной боли воспоминаний, кото­рая
    значительней и глубже, чем отупение беспамятства:
    Несчастие — об вас воспоминание!
    Но более несчастье — вас забыть!
    О,
    будь же грусть заменой упованья!

    Отрада нам — о счастье слезы лить! (1816)
    Элегия
    «Море» (1822) приветствует не
    гармонию покоя, а гар­монию движения, борьбы стихий и борьбы страстей, чувств.
    Море наполнено тревожной думой, в нем есть глубокая тайна, динамика
    противоположностей:
    Ты
    живо; ты дышишь; смятенной любовью,

    Тревожною думой наполнено ты,
    Безмолвное
    море, лазурное море,

    Открой мне глубокую тайну твою:
    Что движет твое необъятное
    лоно?

    Чем дышит твоя напряженная грудь?..
    Обманчив твоей неподвижности вид:
    Ты
    в бездне покойной скрываешь смятенье,

    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
    Вечное стремление моря к ясному небу оказывается
    неосущест­вимым. Мечта недостижима и ирреальна. Такова концепция мира
    поэта-романтика.
    Наибольшую известность Жуковскому принесли его
    баллады. Бал­лада — небольшое
    сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычный случай;
    многие баллады связаны с исторически­ми событиями или преданиями, с
    фантастическими, таинственными происшествиями, часто с трагической, мистической
    развязкой.
    Баллада хотя и появилась в русской литературе до
    Жуковского, например, баллада Карамзина «Раиса», но ранние русские баллады в
    целом прошли незамеченными, потому что в них не было лириз­ма, одушевившего баллады
    Жуковского. Романтическое начало бал­лад Жуковского проявляется в тяготении к
    народной фантастике, экзотике, тематике средневековья, поэзии «тайн и ужасов».
    Глав­ное даже не в фантастике, а в понимании душевной жизни как слож­ного
    комплекса, имеющего и земной, и мистический смысл.
    За 25 лет (1808—1833) Жуковский создал 39 баллад. Основная
    про­блематика их — вопросы человеческого поведения и выбора между добром и
    злом. Источник добра и зла — всегда сама душа человече­ская и
    управляющие ею таинственные, необъяснимые логически по­тусторонние силы.
    Романтическое двоемирие предстает в образах дья­вольского и божественного
    начал. Борьба за душу человеческую, за ее спасение от погибели — основная
    коллизия баллад Жуковского. Поэта особенно волновали проблемы личной
    ответственности героя, его умение самому делать выбор, принимать решение.
    1-я баллада
    Жуковского — «Людмила» (1808), по
    мотивам балла­ды немецкого поэта-романтика Бюргера
    «Ленора». Бюргер осно­вывает сюжет своей баллады на материале немецкого
    Средневеко­вья, а Жуковский переносит действие в Россию. Баллада написана в
    1808 году и опубликована в «Вестнике Европы». Жуковский впер­вые поставил перед
    собой цель создания русской баллады по запад­ноевропейскому образцу. В ней
    широко используются приемы рус­ского фольклора: («ждет-пождет Людмила»); постоянные эпитеты («ве­тер буйный», «борзый конь»), народная песенная традиция («к пер­сям очи преклонив / тихо в терем свой
    идет»). В живых образах и кар­тинах раскрыт неведомый ранее русской
    читающей публике мир ро­мантически настроенной личности, устремленной в
    неведомое. В ней затрагивается тема
    любви и смерти. Героиня не верит в вечную силу любви и жаждет смерти не в
    надежде на сладкий час соединения влюб­ленных, а в полной безнадежности:
    Милый
    друг, всему конец.

    Что прошло — невозвратимо,
    Небо к нам неумолимо.
    Неверие в загробную встречу с любимым привело героиню
    к тому, что они соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти, в холодном
    гробу:
    Расступись,
    моя могила,
    Гроб, откройся, полно жить!
    Дважды сердцу не любить!
    Нам постель —
    темна могила,
    Завес — саван гробовой.
    Сладко спать в земле сырой!
    Героиня изменила романтическому миропониманию. «Верь тому, что сердце скажет», —
    призывал Жуковский. — «Сердце верить
    отказа­лось», — в отчаянии признается Людмила. Людмила пожелала смерти и
    получила ее. Однако смысл баллады не сводится к религиозно-мораль­ной идее.
    Романтизм «Людмилы» заключается, по словам Белинского,
    не только в содержании, но и в «фантастическом
    колорите красок, ко­торыми оживлена местами эта по-детски простодушная легенда».
    Одно из самых впечатляющих мест баллады — это встреча Людмилы со сво­им мертвым
    женихом. В отличие от первоисточника, изобилующего натуралистическими картинами
    (безглазый череп, кожа, слезающая с костей), в «Людмиле» данный эпизод описан в
    мистико-романтических тонах, не столь антиэстетически (мутный взор, впалые ланиты; сава­ном обвит). Погибший жених
    находится под властью скорее демониче­ских, нежели божественных сил.
    В 1813 году
    в «Вестнике Европы» Жуковский
    напечатал новую балладу на тот же сюжет — «Светлану»
    — самую известную из всех его баллад, и в то же время больше, чем другие,
    отходящую от канонов жанра.
    Сюжет заключен в рамки крещенского гадания девушек,
    кото­рое обещает рассказать об их будущем. Исчезает одно из важных свойств
    романтической баллады — немотивированность мистики, чудес. В «Светлане»
    сверхъестественные события объяснены сном героини во время гадания. Да и
    соединение героев происходит не в сырой могиле, а в храме, куда привозит
    Светлану ее жених. Жених-мертвец в «Светлане» имеет христианский облик: «на лбу венец, в ногах икона, затворены очи».
    На грудь жениху Светланы вспорхнул голубок. Голубь — символ мира и
    жизни, недаром он спасает Свет­лану от смерти. Угрожающее Светлане соединение с
    мертвецом ока­залось лишь мрачным сновидением под влиянием гадания, и, проснув­шись,
    Светлана возвращается в привычную обстановку, а действие приходит к
    благополучной развязке: появляется живой и по-преж­нему любящий жених.
    Светлана, в отличие от Людмилы, не возроп­тала на судьбу и за это
    вознаграждена, обрела счастье. Она просит Бога вернуть ей любимого, и ее
    просьба выполнена.
    Поэт, в сущности, отказывается от балладной
    фантастики, от таинственного и ужасного, не боясь ввести в балладу даже элемент
    шутки, хотя это противоречило жанровой традиции.
    Баллада явилась свадебным подарком
    Жуковского племяннице Александре
    Протасовой, младшей сестре Маши, и к внежанровым ее особенностям относится
    и послесловие-посвящение:
    Лучший друг нам
    в жизни сей

    Вера в провиденье.
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье — лживый
    сон,

    Счастье — пробужденье.
    Особое место среди баллад Жуковского занимает «Лесной царь», (1818) вольный перевод одноименной баллады Гете. Очень глубо­кий и тонкий анализ оригинала и перевода дала М. Цветаева в ис­следовании «Два «Лесных царя». Она приходит к
    выводу: «Вещи равновелики. Лучше
    перевести «Лесного царя», чем это сделал Жу­ковский, нельзя… Два «Лесных
    царя». Две вариации на одну тему, два видения одной вещи… »
    В структуре баллады есть и общее, и отличительное от
    других баллад Жуковского. Общее в мистике и недосказанности, в моти­вах
    загробного мира. Важным сюжетным элементом, связывающим перечисленные выше
    баллады, является скачка в неизвестность. Как правило, действие происходит
    поздним вечером, произведения за­канчиваются трагически. Отличие «Лесного царя» от других бал­лад Жуковского — в предельном
    лаконизме и недосказанности, в отсутствии любовной интриги, всем понятной
    трагедии разлучен­ных влюбленных. Поэт как бы останавливается перед непостижи­мой
    тайной бытия, жизни и смерти.
    Невыразимое
    В 1819 году
    Жуковский пишет стихотворение
    «Невыразимое», в котором он, как и большинство поэтов, пытается дать ответ
    на вопрос о том, зачем нужна поэзия, в чем ее смысл. Стихотворение отличается
    изысканностью содержания и формы, точностью в определении слож­нейших
    философских и эстетических категорий. Начинается стихотво­рение с гимна красоте
    и многообразию окружающего мира. Описать адекватно этот мир — сложная, но
    выполнимая задача для талантливо­го поэта: «Есть
    слова для их блестящей красоты». Но это не является конечной целью
    искусства и его истинной целью. Высшей целью ис­кусства является
    передача тайной, глубинной красоты Вселенной, ко­торая свидетельствует о
    гармонии мира в целом, то есть о присутствии «Создателя в созданьи», Бога в
    каждой крупице бытия. Но задача эта трудна, почти невыполнима. Это так же
    трудно, как «Прекрасное в по­лете
    удержать… ненареченному… названье дать».
    Хотя это и невозможно, истинный художник не может не
    стре­миться к совершенству, не может не стремиться постичь «присут­ствие
    создателя в создании»: «Горе душа
    бежит…»
    Привлекает внимание и жанровая дефиниция этого произведе­ния — «отрывок». Это
    свидетельствует о творческой раскрепощен­ности поэта и о его своеобразном бунтарстве
    по отношению к сло­жившимся (и не без его активного участия) к этому периоду
    жан­ровым формам. Поэт не подчиняется никаким жанровым и стили­стическим
    ограничениям, передавая поток своих мыслей и чувств, расширяя границы
    художественной выразительности.
    Жуковский оказал огромное влияние на поэзию от Пушкина до Фета, символистов. Прав
    был Пушкин,
    сказавший: «Его стихов пле­нительная
    сладость пройдет веков завистливую даль».

  10. Никто не имел и не будет иметь слога,
    равного в могуществе и разнообразии слогу его.
    А. С. Пушкин
    Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха.
    Василий Андреевич Жуковский был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступными для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии, что в то время имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский переводил Шиллера, Байрона и многих других поэтов. Однако он не ограничивался этим; его перу принадлежит перевод “Одиссеи” — эпической поэмы великого поэта Древней Греции Гомера, восточных поэм “Наль и Дамаянти” (Индия), “Рустем и Зораб” (Персия) и других произведений. Таким образом, переводческая деятельность Жуковского сыграла в истории литературы огромную роль. Недаром Пушкин называл его “гением перевода”,
    Жуковский — один из первых поэтов-лириков, развивавших не только новые для русской поэзии жанры, но и лексику. Как поэт Жуковский прославился достаточно рано. Его личность, мироощущение и поэтические пристрастия складывались в начале века. Он глубоко усвоил uneit морального самосовершенствования и личной добродетели. Это нашло достойное подтверждение в его лирике:
    А вы, наперсники фортуны ослепленны.
    Напрасно спящих idea, спешите презирать
    За то, что горбы и.х не пышны и забвенны.
    Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.
    Молодой Жуковский отдает дань романтизму, увлекаясь Шиллером, но остается равнодушным к гражданской теме. Очень рано в творчестве поэта проявились его основные черты, ставшие потом доминирующими — мистицизм, вера в потусторонний мир, может быть, более совершенный, чем земной. В стихотворении “На смерть Андрея Тургенева” Жуковский пишет:
    Прости! не вечно жить! Увидимся опять;
    Во гробе нам судьбой назначено свиданье!
    Надежда сладкая! приятно ожиданье!
    С каким веселием я буду умирать!
    Но наиболее полно талант поэта выразился в любовной лирике. Жуковский жаждал большого счастья и писал о праве человека на чувство:
    Когда руки твоей столь милыми чертами
    Мой взор бьп поражен — вся сладость прежних дней.
    Все незабвенные часы любви твоей
    Воскресли предо мной! О чувств очарованье!
    Личная любовная драма глубоко отразилась в его лирике. Вплоть до середины двадцатых годов XIX века в лирике Жуковского господствовала тема неразделенной глубокой и возвышенной любви:
    Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье.
    Как сон пленительный, вся жизнь моя текла,
    Но я тобой забыт.— где счастье, провиденье!
    Ах! счастием моим любовь твоя была!
    Трагедию своей любви Жуковский понял как неизбежность крушения и гибели лучших надежд в современном мире. Человека всюду подстерегают страдания и утраты и его мечты рушатся:
    Тобой к для одной тебя Живу и жизнью наслаждаюсь; .
    Тобою чувствую себя; В тебе природе удивляюсь.
    И с чем же жребий мой сравнить?
    Чего желать в столь, сладкой доле?
    Любовь мне жиЗнь —ах! Я любить
    Еще сто крат желал бы боле.
    Поэт стремится к гармонии и красоте, но нет их, к сожалению, в окружающем мире. Человек не может победить могучие силы, стоящие на его пути к счастью:
    Прекрасное погибло в пышном цвете…
    Таков удел прекрасного на свете!
    Здесь Жуковский выражает печальную мысль о неотвратимой гибели молодости, красоты, лучезарных надежд на заре дней. Поэт искренне и глубоко страдает, и у него часто оказывался “ум с сердцем не в ладу”. Василий Андреевич утверждал, что:
    … Причина всех добрых дел.
    Источник великого,
    Нам твердость, и мужество,
    И силу дающая,—
    Надежда отрадная!..
    Признавая несовершенство действительности, Жуковский, однако, не разуверился ни в доброте, ни в красоте, ни в человечности. В своих произведениях он, призывая к смирению и утверждая благо Промысла, сочувствует своим героям, скорбит о разлуке влюбленных, об увядании молодости, о гибели красоты: Пусть не всегда торжествует на земле справедливость, но сердце поэта отдано нежным влюбленным, в образах которых прославляются красота, добро, горячее молодое чувство, верность и нравственная стойкость:
    Я в надежде, я в смятенье
    Предаю себя волнам;
    Счастье вижу в отдаленье;
    Все, что мило,—мнится — там!
    Ах! в безвестном океане
    Очутился мой челнок;
    Даль по-прежнему в тумане;
    Брег невидим и далек.
    Лирика Жуковского подготовила приход в русскую литературу Пушкина, Лермонтова и других великих поэтов. Без его поэтических исканий и находок, вероятно, не достигла, бы русская поэзия своих высот.
    Именно с Жуковского началась новая школа в поэзии: благодаря ему она. словно воспрянув ото сна. совершила стремительный скачок в будущее.
    ?

  11. 11
    Текст добавил: На_вСюХаТуШкУ_()()

    Пройдет веков завистливую даль
    И внемлет им, вздохнет о славе младость
    Утешится безмолвная печаль
    И резвая задумается радость».
    А.С. ПУШКИН.
    Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень увлекался переводами Грея и других авторов.
    В 1802 году переводит Грея «Сельское кладбище». Это размышление о жизни и судьбе человечества, важна не сама жизнь, а мысли о жизни. Поэта волнует мир человеческой души, таинственный, загадочный и вместе с тем близкий и родной. В своих произведениях Жуковский добивается контроля мыслей героев, их внутренне состояние находится под контролем и постоянным вниманием писателя.
    Поэзия Жуковского – элегическая и романтическая. Лирический герой испытывает столкновение между мечтой и действительностью, тема одиночества, вечного неудовлетворения живет во всех произведениях. Главные темы автора: погибшая дружба и погибшая любовь, переживания и трагедии героев.
    Тоска, томление, неудовлетворенность – типично романтические представления, но у Жуковского герои видят возможность счастья внутри себя, в своем внутреннем мире.
    « Лишь тому в ком чувства нет
    Пусть землей ужасен.
    Счастье в нас и Божий свет
    Нами лишь прекрасен».
    За счастье не надо ходить далеко, оно в самом человеке. И задача каждого найти в себе это счастье, и подарить его кому – то ближнему по возможности.
    Мне нравится природа описанная в произведениях Жуковского, она играет очень важную и весомую роль. Поэт видит в природе стихийное и таинственное начало – ночь, море, гроза…
    Мне очень близок Жуковский своими мыслями. Как мне кажется, любой человек может найти что – то свое в этом авторе, что обогатит этого человека как личность и сделает чуть – чуть счастливее.

  12. Жуковский сыграл очень важную роль в истории русской литературы. Он был первым русским романтиком, подготовившим своим творчеством почву для дальнейшего качественно нового этапа литературного развития. Читатели сразу же приняли новое поэтическое слово, которое нес с собой Жуковский. Их увлекали внутренняя правдивость его стихов, их глубоко личный характер. Для поэта романтическое умонастроение не было маской, позой или модой: такова была его натура, таковы были самые искренние его убеждения. Не случайно о своем раннем творчестве он сказал:
    * «для меня в то время было Жизнь и Поэзия одно»
    * («Я Музу юную бывало…», 1822 — 1824).
    И действительно, нельзя было отделить жизнь поэта-романтика от его поэзии: он жил, как писал, Писал, как жил. Волинский, размышляя о поэзии Жуковского, прямо отмечал жизненную основу романтического творчества: «Романтизм — Принадлежность не одного только искусства, не одной только Поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии, и жизни… В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца».
    С поэзией Жуковского связано представление о сложных идейно художественных исканиях, которыми ознаменованы первые десятилетия XIX в. В раннем своем творчестве Жуковский выступал как сентименталист, во многом продолжающий карамзинские традиции. Поэтические успехи Жуковского связаны с его обращением к элегии — жанру по преимуществу лирическому и субъективному. В 1802 г. он переводит элегию английского поэта «Сельское кладбище». В стихотворении, овеянном меланхолией, говорилось не только о равенстве людей перед смертью, ни об их нравственном превосходстве перед «рабами сует». Все это выражено не прямо, через переживания мечтательного юноши — поэта, который очень близок (даже и по биографическим деталям) к самому Жуковскому.
    И другой ранней элегии «Вечер» (1806) содержится авторская характеристика основной направленности его творчества:
    * Мни рок жулил брести неведомой стезей,
    * Выть Другом мирных сел, любить красы Природы,
    * под сумраком дубровной тишины
    * склонив па ценны воды,
    * Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
    Элегия призвана была раскрыть переживания и настроения поэта, его размышления о минувшей юности, неизбежных потерях, смысле жизни.
    Уже в ранних стихах Жуковского раскрывались богатые возможности русского поэтического языка, его мелодичность И научность. Он показал принципиальную возможность использования н словесной живописи оттенков и полутонов, помогающих раскрыть глубину внутреннего мира человека, самые тонкие душевные переживания.
    Характерная для романтиков тема любви также дана в элегических тонах скорби, печали. Впервые в русской поэзии так тонко и психологически правдиво было рассказано о страданиях человека, способного к возвышенной любви и в то же время осознающего трагическую неразделенность его чувства. Если у Батюшкова, представителя так называемой «легкой поэзии», любовь подчеркнуто земная, то у Жуковского она, напротив, «неземная», небесная, идеальная. Анакреонтические мотивы были для него совершенно чужды, они никак не соответствовали психологическому складу и духу поэзии Жуковского.
    В элегиях Жуковского постоянно подчеркивается- неудовлетворенность действительностью, выражается стремление в какой-то иной чудесный и таинственный мир, как будто бы существующий где-то там, вне земной реальности («Минувших дней очарованье…», 1818; «Невыразимое», 1819, и др.).
    Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Этот жанр был популярен в поэзии XIX в. Содержание баллад было обычно драматическим, в них рассказывалось о несчастной любви, кровной мести, использовались легенды или исторические предания. Часто все это было овеяно мрачным, фантастическим колоритом. Первая же баллада Жуковского «Людмила» (1808), являвшаяся переработкой произведения немецкого поэта Г. А. Бюргера, имела огромный успех. Читатели впервые соприкоснулись с таинственным миром, страшным, но вместе с тем й увлекающим воображение. Здесь прозвучали мотивы, ставшие обычными для большинства баллад поэта: ночной мрак, привидения, кладбище, мертвецы и т. д,
    В «Людмиле», как и в других балладах Жуковского, отчетливо выражена идея трагической обреченности человека, бессильного в борьбе с судьбой. «Смертных ропот безрассуден» — эти слова выражали основную мысль его первой баллады. Все это соответствовало трагическому мироощущению самого поэта, который, считая борьбу невозможной, уходил от реальной жизни в область внутренних переживаний, идеальный мир фантастических образов. Но само по себе неприятие действительности было характерной чертой романтизма Жуковского, определившей пафос его поэзии.
    Успех «Людмилы» вдохновил поэта на дальнейшую разработку жанра баллады. Самым известным его произведением в этом жанре оказалась «Светлана» (1812). В ней был усилен национальный колорит, значительно больше места по сравнению с «Людмилой» занимают картины русской природы, народные обряды, черты русского быта.
    Большого мастерства достигает Жуковский в создании психологического портрета своей героини. Светлана у поэта — милая и скромная девушка, само имя ее светлое; она тоскует, не получая известий от жениха, замирает от страха во время гадания, ее охватывает ужас во сне… Мотив сна в балладе очень важен, от него идет прямая линия к сну Татьяны в «Евгении Онегине». В отличие от «Людмилы» фантастический колорит в «Светлане» явно ослаблен. Все тревожное, мрачное, кошмарное оказывается только сном. Если Людмила «жизнь кляла» и «творца на суд звала», то Светлана не жалуется на судьбу, не ропщет.
    Стремление создать поэзию сердца, проникнуть в таинственные глубины человеческой души порождало особое отношение Жуковского к поэтическому слову. Не четкое, предметное значение слова интересовало его, а возможность выразить с его помощью тончайшие оттенки человеческих чувств. Значение слова становится зыбким, многозначным, оно воздействует на читателя своей музыкальностью, помогая создать определенное эмоциональное настроение. Жуковский обогатил литературный язык, расширил представление о поэтических возможностях слова, придавал ему гибкость, певучесть — то, что Пушкин назвал «пленительной сладостью» стихов автора «Светланы».
    Белинский был убежден, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Эти справедливые суждения объясняют значение замечательного поэта не только для своей современности, но и для последующего развития русской литературы, включая и Пушкина, и Лермонтова, и Тютчева, и Некрасова, и Блока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *