Сочинение на тему что в имени тебе моем лермонтов

10 вариантов

  1. «Что в имени тебе моем?» — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для кого-то — проникновенный прозаик, для кого-то — философ, аналитик. Кого бы ни открыли вы для себя в Пушкине, верно одно: каждой, по крайней мере, русской душе необходимо его невидимое присутствие. «В нем русская душа, русский язык, русский характер», — восторгался Гоголь талантом Пушкина. Великий сын России, певец ее свободы, пример бесконечной любви к Родине, к родному слову! Да, Россия смогла воспитать своего певца и властителя дум целого поколения.
    Судьба Поэта, нелегкая и всегда покрытая пеленой загадочности, тайной. Но что значит судьба для человека, верного своим убеждениям, идеалам, своей любви к Отечеству! Главное — душа жива, и сердце не хочет, не может сдаться без боя. Таков и Александр Пушкин, какие бы удары судьбы ни пришлось ему вынести, какие бы испытания ни грозили незащищенной и одновременно стойкой душе его, сердце всегда, не останавливаясь, продолжало биться для других. Вот подлинное проявление истинно русской души!
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    И вновь перед нами поэт — провидец, чувствующий каждый порыв необъятной души народа. Зная душевную жажду русского человека, Пушкин создает произведения тонкие, смелые, естественные, добрые, лишенные фальши. И русская душа просто не может не увидеть, не почувствовать ту теплоту, что исходит от его творений. Своим слогом, чистым и сильным, поэт пробуждает лишь глубокие и искренние чувства.
    Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что, читая творения Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека». Каждая строчка поэта «дышит» любовью к прошлому своего народа, к людям, к жизни. И мы чувствуем эту всеобъемлющую «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…» — Александр Сергеевич нашел путь к сердцу человека, оставшись в памяти людской. Пушкин — «явление чрезвычайное», личность, сумевшая лицезреть будущее, оставшаяся на Земле навсегда. В сердцах людей.
    Но в дни печали, в тишине,
    Произнеси его, тоскуя;
    Скажи; есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…
    Поэт верил, что не одно сердце будет его помнить и бережно хранить память о нем, и оказался прав. А Его неземным, незримым продолжением являются строки, поэтические и прозаические, вновь и вновь рождающиеся в сердцах людей.
    Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали А.С Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывался над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается \”судьбой витийства грозный дар\”.
    Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплотил в стихотворении \”Пророк\”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который \”духовной жаждою томим\”, является посланник Бога — \”шестикрылый серафим\”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его \”шестикрылый серафим\”, прикасаясь к нему \”перстами легкими, как сон\”. Но такие осторожные, нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то постепенно к ней присоединяются и физические мучения.
    И он к устам моим приник
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный, и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
    Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действо, вложив в рассеченную грудь поэта \”угль, пылающий огнем\”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
    И Бога глас ко мне воззвал:
    \”Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей\”.
    Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Вся творческая жизнь Александра Сергеевича Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу.
    Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
    Свою основную заслугу Пушкин видел в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

  2. Грусть накатывает часто от мысли, что рядом нет никого, кто смог бы тебя понять и принять таким, какой ты есть. Но, погружаясь в поэзию Лермонтова, чувствуешь, как будто вас уже двое, и все не так уж плохо.
    Когда ко мне в руки попадает книга стихотворений Лермонтова, я окунаюсь в совершенно иной, волнующий и зовущий мир. Произведения этого поэта призваны не поучать или успокаивать, а пробуждать все чувства. Герои его произведений целеустремленные, сильные, волевые и верные своим идеалам. Я бы тоже в некоторой степени хотел быть на них похожим – выработать эти качества в себе, не бояться трудностей, бороться и идти к своей цели.
    Лермонтов по праву занимает место среди великих русских поэтов. Созданные им образы не тускнеют от времени, они продолжают будоражить сердца людей, невзирая на возраст.
    Однако каждому Лермонтов близок по-своему. Кто-то любит его за то, что поэт воспевает родину, кто-то за образ юноши, задумчиво и печально смотрящего вдаль, а некоторым близок Лермонтов как мятежный автор бессмертного «Паруса», просящий бури и рвущийся без страха навстречу стихии. Конечно, все они правы. Стихотворения Михаила Юрьевича несут в себе грусть и мужество, жажду недостижимой свободы, предчувствие потерь, безмерную любовь к родной земле. Произведения Лермонтова многогранны и разнообразны. Но всех их объединяют особый голос, мелодика и интонация, выделяющая Лермонтова, его авторский стиль. Он будто бы вовлекает тебя в свои размышления, раскрывая заветные тайны, хранящиеся в глубинах души.

  3. У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять, что же творится у меня в душе, что происходит вокруг и как мне поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными.
    Как часто бывает грустно и тоскливо от мысли, что нет рядом ни одного человека, который мог и хотел бы понять тебя, принять таким, какой ты есть. Но читаешь стихи М. Ю. Лермонтова — и вас становится уже двое, а значит, есть еще люди, умеющие понять и разделить твое состояние, просто ты их не замечаешь. Значит, все дело не в окружающих, а в тебе самом.
    Когда я беру в руки книгу стихотворений М. Ю. Лермонтова, я погружаюсь в совершенно особый мир, волнующий и зовущий. Это происходит потому, что произведения поэта не поучают, не успокаивают, а пробуждают все чувства.
    Герои произведений М. Ю. Лермонтова сильны, целеустремленны, обладают сильной волей и верны своим идеалам. Мне бы тоже хотелось выработать в себе эти качества, чтобы не бояться нового и трудностей, чтобы искать и находить, бороться за достижение целей.
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор «Паруса», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по Сочинение на темутике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим «пожелтевшие листья», и «мрачную зелень елей», и «тусклый месяц», проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже «свежий лес шумит при звуке ветерка», и «ландыш серебристый приветливо кивает головой», и «студеный ключ играет по оврагу». И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот «вокруг лесистых гор» Кавказа «дикой пеленой» вьется туман и «река журчит одна». Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. И мечтает она о «крае, где солнца восход». В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят «три гордые пальмы». И под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучем солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  4. План
    1. Творения Лермонтова разнообразны и многогранны.
    2. «Ашик-Кериб» – южная история о любви.
    3. Лермонтов – поэт с трагической судьбой.
    Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и писатель, проживший совсем небольшую жизнь, оставил значительный след в литературе в виде прекрасных произведений. Он стал известен в России после гибели Пушкина, благодаря быстро распространившемуся в литературных кругах рукописному стихотворению «Смерть поэта». А уже следующим произведением – «Бородино» автор заявил о себе как о талантливом поэте и начал систематически печататься в издательствах.
    Одним из самых плодотворных творческих периодов в жизни поэта-писателя можно назвать время, проведенное на Кавказе. Юный Лермонтов, будучи сосланным на Кавказ за стихотворение, посвященное смерти Пушкина, написал турецкую сказку «Ашик-Кериб». Эта романтическая история любви молодых людей была навеяна местными легендами и кавказским фольклором. Красивую сказку о Магуль–Мегери и Ашик-Керибе, переведенную на разные языки и сегодня читают потомки, представляя колоритные пейзажи с хрустально-чистыми реками и седыми горными вершинами.
    Изучая его поэзию и прозу, не перестаешь удивляться и восхищаться гением молодого человека. Сколько замечательных стихотворений и повестей было написано Лермонтовым! Ведь судьбой ему было отмерен совсем небольшой и промежуток, но зато яркий, мистический и творчески наполненный.

    Мой Лермонтов сочинение 9 класс

    План
    1.Лиризм поэзии Лермонтова
    2.Лермонтов – мастер эпитета.
    3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе.
    Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры.
    Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел».
    Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

    Мой Лермонтов сочинение 10 класс

    1.План Одиночество – удел гения.
    2.Душевные терзания поэта.
    3.Произведения Лермонтова бессмертны.
    У каждого автора, будь он поэтом или писателем, композитором или художником есть произведения, отражающие его мировоззрение. Читая Лермонтова, особенно позднего, складывается впечатление, что его произведения пронизаны чувством одиночества. Это отражено в лирических стихах о природе: «пальма – одна», «утес одиноко стоит», «белеет парус одинокий»; и в прозе: Печорин – одиночка-индивидуалист, презирающий и невоспринимающий внешний мир.
    Рисуя своего « Героя», автор уже не романтически настроенный юноша, он изображает жизнь такой, какой она является в действительности. «Выхожу один я на дорогу…» – одно из последних произведений Лермонтова. Оно пронизано усталостью, размышлениями о смерти – « я хотел навеки так заснуть». Это стихотворение – своеобразный и по случайности – своевременный итог жизни и творчества гения-одиночки. Поэт не удовлетворен, ничего его не радует: « уж не жду от жизни ничего я». Почему двадцатишестилетний человек так рассуждает?
    Лермонтов – умнейшая личность, получившая прекрасное образование и наделенная страстями. Он и литературный автор, и художник, неплохо пишущий лица и пейзажи с натуры и по памяти. Также Лермонтов чрезвычайно музыкален: он владел несколькими инструментами: умел играть на фортепьяно, скрипке и флейте, сочинял музыку и пел. Но он не мог найти родственную душу, его терзали душевные переживания, тревоги. Такой человек, как М.Ю. Лермонтов, отличавшийся незаурядным умом и независимыми суждениями зачастую одинок в жизни.
    Мир для него – пустыня, а он в ней – одинокий странник. Ему тесно в рамках общества, где он не может быть до конца понят и принят. Возможно, он намеренно держал дистанцию между собой и внешним миром, мистически предвидя свой скорый трагический конец. Лермонтову было дано судьбой величайшее драматическое дарование. Его бессмертные произведения полны поэтической силой и мастерски написанными образами покоряют поколения за поколениями, которые не перестают восхищаться блестящим талантом вечно молодого гения.

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего “ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям”. Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор “Паруса”, который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим “пожелтевшие листья”, и “мрачную зелень елей”, и “тусклый месяц”, проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости “тихонько плачет” одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже “свежий лес шумит при звуке ветерка”, и “ландыш серебристый приветливо кивает головой”, и “студеный ключ играет по оврагу”. И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот “вокруг лесистых гор” Кавказа “дикой пеленой” вьется туман и “река журчит одна”. Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, “одета, как ризой”, сыпучим снегом. И мечтает она о “крае, где солнца восход”. В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят “три гордые пальмы”. И под ними “из почвы бесплодной” пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, “в тумане моря” белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  6. В 2014 году мы отмечаем 200- летний юбилей гениального Лермонтова .Прошло уже два века ,а  мы изучаем его произведения ,сразу  узнаём его портреты ,  легко декламируем строчки из “Бородино” или “Выхожу один я на дорогу”.Лермонтов все эти долгие годы с нами .Он наш современник и сегодня .Когда -то Пушкин вопрошал ,что останется от его имени “Что в имени тебе моём?” Переадресуем эти строки  наследнику А .С .Пушкина ..
    Но в день печали, в тишине,
    Произнеси его тоскуя;
    Скажи: есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я.
    .Не в день печали ,а в  день юбилея мы вспоминаем  Лермонтова.Если о Пушкине можно сказать ,что он у каждого читателя  свой,то Лермонтов ,мне кажется ,кумир определённого круга любителей словесности  .И их много .Попробуем разобраться .так ли это ? И каково его место в современном мире?
    .Молодой ,богатый ,желчный .некрасивый ( хорошо смотрелся только в седле ) ,этот юноша с детства пережил много горестных минут .Ранняя смерть матери ,невозможность общаться с отцом ( бабушка запрещала ,считая ,что именно он погубил её единственную дочь),неудачи в любви,одиночество – всё это легло в основу тематики и содержания его стихов  .Вспомним пронзительное по образности  и гениальности стихотворение “Нищий “…Катишь Сушкова посмеялась над юнцом .
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    Наталья Фёдоровна Иванова (“Н.Ф.И.) предпочла Лермонтову “красивую посредственность”(так утверждал И.Андроников в своём исследовании “Загадка Н.Ф.И”)      Но главная трагедия в жизни поэта случилась 29 января 1837 года .Умер А.С. Пушкин,”дивный гений” .Его Лермонтов боготворил .Сам будучи поэтическим гением , он понимал величие и значение Пушкина для русской литературы ..Лермонтов был в отчаянии .Он пришёл домой ,и у него ( как утверждают очевидцы ) приключилась горячка .Он тяжело заболел ,но успел написать ( в два приёма )свой гениальный отклик ,искренний и сокрушительный для правящей верхушки ,стихотворение “Смерть поэта”
    Замолкли звуки чудных песен,
    Не раздаваться им опять:
    Приют певца угрюм и тесен,
    И на устах его печать. —  .
    Стихотворение он без подписи передал дальнему своему родственнику Раевскому , и  оно мгновенно разошлось в десятках тысяч  списков по Петербургу .А Лермонтов  через некоторое время добавил последние ,обличительные строки ,которые назвали”непозволительными стихами”.После него НИКТО НИКОГДА  НЕ СМОГ ЛУЧШЕ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПУШКИНУ.Никто и никогда! В  этом великое значение Лермонтова для нас ,потомков .Он видел Пушкина ,знал его стихи .Он всё о нём знал ,поэтому так страстно и написал ,поэтому ему поверили ,поэтому до сего дня мы судим о трагедии убийства Пушкина по стихам Лермонтова .
    Мне очень нравится это стихотворение .Оно написано ,ярко ,пламенно ,с душевной болью .Последние 16 строк – это обвинительный приговор всем ,кто травил Пушкина .И угроза Божьего суда звучит очень органично .Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — всё молчи!
    Но есть и божий суд,
    наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    С этого момента началась трудная  и короткая  дорога Поэта   М.Ю,Лермонтова .Гусарский офицер наутро проснулся знаменитым Сегодня говорят :”Доживи Лермонтов до возраста Пушкина ,он шагнул бы далее его .”Уже не узнаем ,к сожалению .Но то ,что он успел создать ,говорит о невероятном таланте и уме . Начались гонения на автора “Смерти поэта” .Он был неоднократно ссылаем  на Кавказ ,который займёт достойное место в его творчестве .Отчаянно смелого гусара  неоднократно представляли к наградам ,а царь методично вычёркивал его из списков награждённых (личный враг!)Но наградой поэту .мне кажется, стала его посмертная неиссякаемая слава .Его любят ,понимают ,чтят и изучают .И это справедливо Сколько гениального создал поэт,проживший всего 27 лет!Роман о герое своего времени .Печорин стал идеалом для многих современников ( хотя мне герой не нравится : злой .жестокий .холодный ) Не могу спокойно читать о”бедняжке ” Бэле , несчастной княжне Мери и обиженном  Максиме Максимыче .Но таков был современник ,да отчасти и сам поэт .Мы это видим в его программном стихотворении “Дума”.  Лермонтов не отделяет себя от современников ,но страдает.
    .
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Привлекательна для читателя и философская лирика поэта Мне нравится его стихотворение – завещание “Выхожу один я на дорогу “Оно поэтично и лирично .Только с природой поэт естественен и прост .Мне многое нравится в поэзии Лермонтова .Я уверена ,что буду  перечитывать его произведения  вновь и вновь .Я только вступаю в жизнь и именно так вижу значение Лермонтова для нас в современном мире ..У меня своя дорога к моему кумиру , Лермонтову, и В ЕГО ИМЕНИ ДЛЯ МЕНЯ -ЦЕЛЫЙ МИР.Святая для русских дорога…
    Законная гордость в груди…
    В России поэтов много,
    А Лермонтов –только
    Один(А.Сазонов)

  7. «Что в имени тебе моем…»

    Именотворчество в русской литературе

    И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
    Сюжетная
    структура романа второй половины XIX века с драматическим постоянством
    переосмысливает гармонию пушкинского мироздания, извлекая из субстанциального
    его наследия философские механизмы и психологический инструментарий.
    Выбор
    имени героини «Евгения Онегина» предваряется авторским замечанием: «Впервые
    именем таким…». Очевидна достаточность комментария и отсутствие необходимости
    более подробного распространения. Объяснение этому легко вычитывается из
    прозрачности смысловых ассоциаций, которые заложены в фамилию Лариной.
    Родово-помещичий аспект (не случайно упоминание могилы Дмитрия Ларина)
    усиливается темами хранения («Они хранили в жизни мирной привычки милой
    старины…»), недоступности («Дика, печальна, молчалива…»), сокрытия («И
    часто целый день одна сидела…»). Подобное осмысление текстом слова «ларь»
    семантически возводит имя к волшебному ларчику фольклора, бочке и хрустальному
    дворцу Гвидона из «Сказки о царе Салтане», к таинственности и загадочности
    мира, окружающего героиню (преданья, сны, гаданья). Мотив охранительности в
    символике произведения приобретает значение замкнутой цельности, духовного богатства.
    Парадокс
    читательского восприятия заключается в том, что с трудом допускается
    возможность типологического соотнесения близких по смыслу фамилий Лариной и
    гоголевской Коробочки. Единственная женщина среди помещиков Настасья Петровна
    приземленной активностью утрирует понятие сокровищницы, и ее именование фарсово
    аллегорирует одну из черт национального характера — скопидомство. Каким бы
    некорректным ни казалось сопоставление Татьяны Лариной и Коробочки, философская
    мысль писателей выражает двойственную природу идеального начала, сводящего
    видимое противопоставление к единому центру — идее внутреннего именного
    равенства. Оформление этой мысли в русской литературе принадлежит Антиоху
    Кантемиру. Во второй сатире им разрабатывается тема родства:
    Кровь,
    та ж плоть, те ж кости.
    Буквы,
    к нашим именам приданные…
    Духовная
    мудрость и практическая сметливость воплощаются в именах героинь Гончарова и
    Тургенева. Бережкова символизирует предел, Калитина — разъятость души для
    чувства. Переосмысление мифологемы хранительницы фиксируется именотворчеством
    Достоевского и Толстого. Пространство города, отделенность от имения
    оборачивается трагедией для Анны Карениной. Топонимические реалии —
    Воздвиженское и Покровское — означают, по Толстому, обреченность
    индивидуального чувства в сравнении с полаганием на мудрость божью. Покровское —
    покров, охранение соотносимо с семьей Левина. Губительность человеческого
    воздвижения подтверждена смертью Анны на станции Обираловка.
    Во
    многих именах не обнаруживается ярко выраженных значений, однако реконструкция
    иерархии смыслов позволяет гипотетически обозначить их этимологию. Онегин и
    Ленский, к примеру, прочитанные с позиции противопоставления («стихи и проза,
    лед и пламень») раскрывает скорее социотипическое наполнение характеров. Но помимо
    значений, на которые указывает Ю. М. Лотман в комментарии к роману «Евгений
    Онегин», логика выбора имен, возможно не осознаваемая автором, обнаруживает
    черты схождения если не в пространственной символике (речевые ассоциации), то в
    смысловых признаках: онег(и)н — лен(ь)ский. Но это предположение может быть
    поставлено под сомнение фамилией героя Лермонтова, репродуцирующей традицию
    речной метафорики. Символическая структура «Героя нашего времени» дает
    основание заключить, что именно печора (‘пещера’ — по Далю) является
    семантической основой фамилии Печорин. Лейтмотивом пространственно-философского
    существования персонажа становятся несвобода, система запретов. Сфера
    самореализации героя редко выходит за пределы замкнутого пространства. Космос
    притязаний обрамляется монологом одиночества «печорного» человека, а затем
    наследуется темой «некуда идти» Достоевского, лабиринтами А. Блока и А. Белого.
    К
    иному типу литературного номинирования относится фамилия Розальской («Что
    делать?»). Западноевропейская эмблема эстетически удобна автору тем, что
    позволяет обозначить контрастные отношения: роза-подвал, роза-лопухов; а также
    объединить канонический образ красоты с прекрасной перспективой (четвертый
    сон). При всей этимологически-видовой близости (роза-астра) фамилия чеховского
    Астрова несет иную смысловую нагрузку. Противопоставление «астра ‘цветок’ —
    astra ‘звезда’», т. е. ощущение увядания, осени жизни — манящий холод далекого
    света — находит сюжетное подтверждение в разрыве между отчаянием бездействия и
    гуманистическими декларациями персонажа.
    Наряду
    с символико-значимыми в номенологической системе русской литературы
    присутствуют и номинально-значимые имена, характеризующиеся однозначностью
    прочтения: Скотинин, Скалозуб, Разумихин и т. д. Было бы заведомым упрощением
    рассматривать их лишь в качестве классицистических построений, появляются они в
    античных и христианских памятниках, а XVII век через эстетико-идеологическую
    антиномичность выразил логику художественной проекции частного на общее. В
    читательском сознании сохраняется уже не имя персонажа, которое названо в
    тексте, но его маска. Например, «Простодушный» Вольтера, «Отец семейства»
    Дидро, «Скупой» Мольера, «Последний из могикан» Купера, «Хамелеон» Чехова. В
    «Толстом и тонком» автор воскрешает известное лирическое отступление Гоголя, в
    котором подробно классифицировались чиновничьи типы и социальные маски,
    обобщенные в шаржированные идеи. Преуспевание начинает выражаться через
    физическую полноту. Социальная удовлетворенность в русской литературе
    обозначается гипертрофированной телесностью (брюшко Александра Адуева, толстяки
    — купцы Островского, одышка Ионыча), противопоставленной мировоззренческой
    болезненности рефлексирующих героев. К редким исключениям следует отнести Пьера
    Безухова, здесь полнота становится метафорой цельности, как и в случае с
    другими положительными персонажами (круглый Платон Каратаев, крепкий Тушин,
    пухлый Обломов). Материальный масштаб персонажа компенсирует ущербность
    происхождения, выраженную в фамилии — Безухов. Значение лишенности чего-либо
    здесь не так явно, как в случае с Иваном Бездомным Булгакова, однако
    обнаруживает влияние древних именотворческих моделей.
    В
    литературе интерпретация явлений, распространенных в социальной реальности,
    носит двойственный характер. Объединение фольклора и литературы характеризует
    этико-смысловую систему «Капитанской дочки» Пушкина и усложняется
    интерпретацией категории самозванства, которая не могла найти в ранних
    художественных текстах философско-исторического комментария. Пушкин
    воспринимает самозванство как фатальную национально-историческую данность, так
    как «Дмитрий Самозванец» Сумарокова ввел в литературно-мифологический обиход
    тему воровства сакрального имени. Автор «Капитанской дочки» далек от
    категоричного осуждения Емельяна — «Петра III». Символика имен повести
    выполняет задачу развенчания возвысившегося. Пушкинская дискредитация
    новоявленного монарха заключается в несоответствии самозванца кодексу
    дворянской чести. Хаотичность, непоследовательность морального выбора Пугачева,
    независимо от импульсивного благородства, по мнению автора, не может
    компенсировать отсутствие качеств, передаваемых по наследству.
    Пугачевские
    представления о чести не имеют ничего общего с дворянским достоинством, они
    ближе к воровской этике, основанной на принципах эмоциональной логики. Для
    Пушкина трагедия псевдо-Петра заключена в посягательстве героя на то, что ему
    не принадлежит. Присваивая имя, наделенное властью, Пугачев нарушает закон
    социальной природы, где предмет воровства (имя) является мерилом жития. В историко-литературной
    игре текстов Емельян может торжествовать лишь в сказочных сюжетах про
    Емелю-дурачка.
    Самозванству
    типологически близок мотив имени-маски. В повести «Дубровский» имя-маска Дефорж
    разъясняет логическую схему сюжетных коллизий. Значение взятого героем имени
    Дефорж (от французского forge ‘кузница’) указывает на совпадение индивидуальных
    признаков деятельности псевдофранцуза с родо-профессиональной ролью кузнеца
    Архипа. Смысловое тождество «кузница — кузнец» объединяет тему русского бунта с
    идеей романтической мести. Своеобразие номинаций заключается в том, что единый
    мотивировочный признак обнаруживается у персонажей, относящихся к различным
    уровням сюжета. Имена трактуются с позиции временной идентичности, их общая
    схема соответствует функциям героев античной мифологии. Поджигатели Кистеневки —
    кузнец Архип и Дубровский (Дефорж) — уподобляются по деяниям Гефесту, богу огня
    и кузнечного ремесла. Сцена пожара символически усиливает синонимию имени и
    значения (кузнец — кузница) омонимией фамилии. «Шабаш», — произносит Архип,
    поджигая дом с заседателем Шабашкиным.
    Повторяемость
    имен свидетельствует о формировании литературных житий персонажей. Наиболее
    древнее житие для литературы XIX века представлено именем Лиза. Тема страданий,
    жертвенности характеризует сюжеты «Бедной Лизы» Карамзина, Лизы из «Пиковой
    дамы», Лизы Калитиной, Лизаветы Ивановны, Лизы Волконской, возлюбленной Адуева
    Лизы из «Обыкновенной истории», Лизы Хохлаковой.
    Житийная
    функция имен просматривается и в «Преступлении и наказании». Символична
    духовная смерть Раскольникова накануне 27 июля, она совпадает с историческим и
    литературным текстами, и случайное спасение в мифологическом сюжете исключено.
    Грех за содеянное берет на себя раскольник Миколка. Просматривается
    историко-литературная параллель с Николаем Когановым, новгородским блаженным,
    расколовшим проповедованием своим город на две части и юродствующим на
    софийской стороне. Противостояние его с блаженным Феодором, чье влияние
    распространялось на торговую слободу, позволяет соотнести жития Раскольникова и
    Федора Карамазова. Миколкин день знаменует смерть Раскольникова (пророчески
    прочитывается постскриптум письма Орины Егоровны Бузыревой, адресованного
    Владимиру Дубровскому: «…у нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер
    около, Миколина дня», соотнесенность «Дубровского» и «Преступления и наказания»
    не совпадение, а выражение внутренней логики культуры, когда прецедентные имена
    сакрализуются в качестве генезиса ритуала), но София оберегает его, житие Сони
    открывает герою путь к покаянию. Подозрения Порфирия Петровича («…если вы
    вдруг руки на себя наложить вздумаете…») в соответствии с пророчеством
    пушкинского текста могли осуществиться. Но Миколка — упрощенная реплика
    «пастыря человеков» Раскольникова — дает последнему время обратиться от
    философии к вере.
    Происходит
    аллегорическая смерть Родиона Родионыча. В диалоге, предваряющем сцену
    признания, следователь Порох пытается вспомнить отчество Раскольникова и
    произносит ошибочно: «…Родион Ро… Ро… Родионыч, так, кажется?». Подобное
    искажение не единично в тексте (Вразумихин, Бахрушин…), но не только наличие
    аналогов делает его значимым. Идейные параметры оговорки продиктованы
    философским подтекстом культуры.
    Воскрешение
    Лазаря возможно лишь при соприкосновении с метафизической реальностью более
    фантастичной, чем сны Раскольникова — Соней. Значение мудрости не исчерпывает
    потенциал этого имени, в философской системе соответствий эмблематическое
    схождение сон — Соня видится наиболее верным для понимания символики произведения.
    Соня, этически бодрствующая героиня, постигает истину собственным бытием и
    уподобляется реальному сну бунтующего духа. Гибельное, провидческое,
    спасительное постигалось героем в видениях и снах, но «открытие» Сони
    превратило житие униженной природы в развернутую метафору внутреннего
    чувствования. И «сей страшный сон» существования корректирует один из
    центральных мотивов культуры, оказываясь залогом духовного возрождения.
    Практикум

    Имя: литературное житие идеи

    Имя
    как способ раскрытия символического подтекста.
    Аллегорические
    значения фамилий персонажей.
    Семантические
    параллели в именотворчестве.
    Имя
    и диалектика судьбы героя.
    Имя:
    знамение трагедии и спасения.
    Имя
    в названии произведений.
    Функция
    анонимного рассказчика.
    Шаржированные
    фамилии.
    Эстетика
    псевдонимов в русском романе.

    Список литературы

    Флоренский
    П. А. Имена. М., 1993.
    Лотман
    Ю. М. Избранные статьи в III тт. Таллинн, 1992.
    Лосев
    А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramota.ru

  8. Сочинение Иванова Павла (6 класс) на тему:
    «Мой Лермонтов»
    Лермонтов, как и Пушкин ,входит в нашу жизнь и с детства сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Литературное наследие писателя велико и многогранно. Меня, например, восхищают стихотворения М. Ю. Лермонтова, их тематика разнообразна: жизни и смерти, добра и зла, небесного и земного. Но, на мой взгяд , по -особенному в его творчестве звучит тема Родины.
    У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему .Прочитав стихотворение «Тучи», я подумал, что для поэта понятие родина было не просто словом. В своих стихотворениях М. Ю. Лермонтов предстает перед нами как настоящий патриот своей страны. Человек без родины ,по мнению писателя, превращается в тучу «вечно холодную, вечно свободную»,для которой «чужды страсти и чужды страдания».Поэт не хочет быть вечным странником, и куда бы не забросила его  судьба, он всегда ждет возвращение на Родину.
    Вот такой он мой Лермонтов…. Для меня ,это прежде всего поэт, который беззаветно и искренно любит свою Родину .Пусть я еще мал, и о жизни знаю немного .Но, мне кажется, что нам есть чему поучиться у поэта.

  9. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *