Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тетрадь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и справочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объёмный по содержанию и разнообразней по функциям.
Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других — разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические). В зависимости от задач словаря, разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фамилия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии профессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взято в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (например, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появлялись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе забытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».
Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами русского литературного языка. Богатство мыслей мы можем выразить только с помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.
Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления. Нормативный характер “Словаря русского языка” С. И. Ожегова выражается, кроме отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке слова, в сфере его употребления, степени распространенности.
Задача синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В двухтомном “Словаре синонимов русского языка” под редакцией А. П. Евгеньевой слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.
В словарь иностранных слов помещается заимствованная лексика с сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.
Во фразеологических словарях объясняются фразеологические обороты. А сборник “Крылатые слова” Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные выражения, возникшие на основе античной мифологии.
Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках.Главное назначение толкового словаря — объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка.Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью?В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл.Словарь всегда поможет полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений.В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям.Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. Ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения помогут вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий.Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые помогают охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет.Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода «запретительство». Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.
Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках. Главное назначение толкового словаря – объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка. Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью? В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл. Словарь всегда поможет полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений. В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям. Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. Ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения помогут вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий. Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые помогают охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет. Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода “запретительство”. Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.
Думаю, что сначала необходимо определить значение понятия Толковый словарь (например, “это словарь, в котором толкуются лексические значения слов).
Неплохо отметить, что термин толковый ввел Владимир Иванович Даль.
Дальше можно указать, какие бывают толковые словари (а они бывают разные в зависимости от состава). Например, бывают нормативные словари; в них, как правило, определяются значения слов литературного языка. Бывают фразеологические словари, словари иностранных слов.
Есть даже словари диалектные, словари, в которых толкуются слова, использованные писателем в своем творчестве (например, словарь языка А.С. Пушкина).
Ранние толковые словари, которые существовали на Руси в XIII-XVII веках, были смешанными: в них объяснялись иностранные слова и исторические.
Можно упомянуть о толковых словарях русского языка, которые появились до революции.
Может быть, стоит рассказать о словаре Даля, как он собирал слова. Словарь Даля – это общий толковый словарь, в нем толкуются слова литературного языка, а также говоров.
Ну и перейти можно к словарям современного русского языка, например, под редакцией Д.И. Ушакова или С.И. Ожегова. При этом хорошо бы сравнить, как разработаны словарные статьи у Ожегова и Ушакова, для чего взять одно и то же слово в этих словарях.
Словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
Богатейший материал для познания, размышления содержат этимологические словари. Из них мы узнаем, как образовалось слово, каков его морфемный состав, с какими другими словами русского и иных языков оно связано. А если слово заимствовано, то когда и из какого языка оно пришло к нам.
Всего в “Этимологическом словаре русского языка” М. Фасмера содержится более 18 тысяч словарных статей. Вот какое богатство собрал один человек!
Большой интерес для тех, кто заботится о культуре речи, стремится расширить свой словарный запас, представляют толковые словари. Их основное назначение – объяснить слово, определить все его значения. Наиболее полный – “Словарь современного русского литературного языка”. Он состоит из 17 томов. Первый том вышел в 1950 г. , а семнадцатый – в 1965 г. Этот словарь – самое представительное лексикографическое издание. Он содержит около 120 тысяч слов; охватывает лексическое богатство русского литературного языка с грамматической его характеристикой от Пушкина до середины XX в.
“Толковый словарь – это целый мир в алфавитном порядке.. . Все книги как бы заключены в словаре.. . нужно только уметь извлечь их оттуда”, – писал французский писатель Анатоль Франс. Действительно, трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия народа, в интеллектуальном развитии отдельной личности. Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры личности во многом определяется тем, как эта личность умеет пользоваться словарями.
Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям-справочникам по культуре речи. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта.
Тексты русской классической литературы содержат немало слов, которые современному читателю не вполне понятны, а иногда и совсем непонятны. Нередко читатель догадывается о содержании слова лишь по контексту, однако неверное осмысление даже одного слова может быть причиной превратного понимания всей фразы. В письменной речи это может привести к построению неудачных, а иногда и курьезных фраз, в то же время умело введенное в текст слово-историзм или в соответствии со стилистическими свойствами слова использованный архаизм свидетельствуют о культуре пишущего. Обойти подводные камни, связанные с использованием устаревших, малоупотребительных слов, помогают как комментарии к тексту, представленные во многих изданиях русской классики, так и специальные словари лексических трудностей.
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭССЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
ЭССЕ в Словаре литературоведческих терминов:
– (от франц. essai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому …
ЭССЕ в Большом энциклопедическом словаре:
(франц. essai – опыт набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным …
ЭССЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные …
ЭССЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
или Эхтэвэн-йоки (Esse, ? ?ht?v?n-joki) — река в западной Финляндии, впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берёт начало …
ЭССЕ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское essai – опыт, набросок), малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто …
ЭССЕ в Энциклопедическом словарике:
(французское essai – опыт, набросок), малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто …
ЭССЕ в Энциклопедическом словарике:
, нескл., с Очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Эссеист – тот, кто …
ЭССЕ в Энциклопедическом словаре:
[сэ], нескл., ср. (спец,). Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское …
ЭССЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
(франц. essai – опыт, набросок), жанр филос., лит.-критич., ист.-биогр., публицистич. прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным …
ЭССЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
или Эхтэвэн-йоки (Esse, a Ahtava n-joki) ? река в западной Финляндии, впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берёт …
ЭССЕ в Словаре Кольера:
(франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в …
ЭССЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
[сс’э], нескл. , с. , спец. Небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или …
ЭССЕ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Философский …
ЭССЕ в Новом словаре иностранных слов:
( фр. essai) жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или …
ЭССЕ в Словаре иностранных выражений:
[фр. essai] жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или по …
ЭССЕ в словаре Синонимов русского языка.
ЭССЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной …
ЭССЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
эссе, нескл., …
ЭССЕ в Орфографическом словаре:
эсс`е, нескл., …
ЭССЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(франц. essai – опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным …
ЭССЕ в Толковом словаре Ефремовой:
эссе ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной …
ЭССЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
нескл. ср. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной …
ЭССЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
нескл. ср. Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой …
РОДО в Словаре постмодернизма:
(Rodo) Xoce Энрике (1871-1917) – уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются “культовыми” фигурами латиноамериканского модернизма, задававшими уровень …
ЖИОНО ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Giono) Жан (30.3.1895, Маноск, деп. Нижние Альпы, – 9.10.1970, там же), французский писатель, член Академии Гонкуров (с 1954). В творчестве …
ЮМ, ДЭВИД в Словаре Кольера:
(Hume, David) (1711-1776), шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был …
УАЙЛД, ОСКАР в Словаре Кольера:
(Wilde, Oscar) (1854-1900), также Уайльд, ирландский писатель, автор самых блестящих комедий и эссе на английском языке. Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс …
ТЕЙТ, АЛЛЕН в Словаре Кольера:
(Tate, Allen) (1899-1979), американский критик, поэт, романист и педагог. Хотя некоторые эксперименты Тейта с поэтическим языком дают повод отнести его …
КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера:
История китайской литературы насчитывает около трех тысячелетий. Широкая сфера распространения, самобытность и влияние на литературы соседних народов ставят ее в …
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера:
(см. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ). Америку освоили англичане, ее языком стал английский, и литература уходила корнями в английскую литературную традицию. Ныне …
ЭССЕНЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
эссе’нция, эссе’нции, эссе’нции, эссе’нций, эссе’нции, эссе’нциям, эссе’нцию, эссе’нции, эссе’нцией, эссе’нциею, эссе’нциями, эссе’нции, …
Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тетрадь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и справочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объёмный по содержанию и разнообразней по функциям.
Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других — разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические). В зависимости от задач словаря, разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фамилия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии профессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взято в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (например, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появлялись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе забытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».
Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами русского литературного языка. Богатство мыслей мы можем выразить только с помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.
Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления. Нормативный характер “Словаря русского языка” С. И. Ожегова выражается, кроме отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке слова, в сфере его употребления, степени распространенности.
Задача синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В двухтомном “Словаре синонимов русского языка” под редакцией А. П. Евгеньевой слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.
В словарь иностранных слов помещается заимствованная лексика с сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.
Во фразеологических словарях объясняются фразеологические обороты. А сборник “Крылатые слова” Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные выражения, возникшие на основе античной мифологии.
Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках.Главное назначение толкового словаря — объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка.Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью?В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл.Словарь всегда поможет полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений.В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям.Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. Ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения помогут вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий.Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые помогают охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет.Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода «запретительство». Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.
Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках. Главное назначение толкового словаря – объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка. Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью? В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл. Словарь всегда поможет полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений. В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям. Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. Ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения помогут вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий. Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые помогают охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет. Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода “запретительство”. Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.
Думаю, что сначала необходимо определить значение понятия Толковый словарь (например, “это словарь, в котором толкуются лексические значения слов).
Неплохо отметить, что термин толковый ввел Владимир Иванович Даль.
Дальше можно указать, какие бывают толковые словари (а они бывают разные в зависимости от состава). Например, бывают нормативные словари; в них, как правило, определяются значения слов литературного языка. Бывают фразеологические словари, словари иностранных слов.
Есть даже словари диалектные, словари, в которых толкуются слова, использованные писателем в своем творчестве (например, словарь языка А.С. Пушкина).
Ранние толковые словари, которые существовали на Руси в XIII-XVII веках, были смешанными: в них объяснялись иностранные слова и исторические.
Можно упомянуть о толковых словарях русского языка, которые появились до революции.
Может быть, стоит рассказать о словаре Даля, как он собирал слова. Словарь Даля – это общий толковый словарь, в нем толкуются слова литературного языка, а также говоров.
Ну и перейти можно к словарям современного русского языка, например, под редакцией Д.И. Ушакова или С.И. Ожегова. При этом хорошо бы сравнить, как разработаны словарные статьи у Ожегова и Ушакова, для чего взять одно и то же слово в этих словарях.
Словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
Богатейший материал для познания, размышления содержат этимологические словари. Из них мы узнаем, как образовалось слово, каков его морфемный состав, с какими другими словами русского и иных языков оно связано. А если слово заимствовано, то когда и из какого языка оно пришло к нам.
Всего в “Этимологическом словаре русского языка” М. Фасмера содержится более 18 тысяч словарных статей. Вот какое богатство собрал один человек!
Большой интерес для тех, кто заботится о культуре речи, стремится расширить свой словарный запас, представляют толковые словари. Их основное назначение – объяснить слово, определить все его значения. Наиболее полный – “Словарь современного русского литературного языка”. Он состоит из 17 томов. Первый том вышел в 1950 г. , а семнадцатый – в 1965 г. Этот словарь – самое представительное лексикографическое издание. Он содержит около 120 тысяч слов; охватывает лексическое богатство русского литературного языка с грамматической его характеристикой от Пушкина до середины XX в.
“Толковый словарь – это целый мир в алфавитном порядке.. . Все книги как бы заключены в словаре.. . нужно только уметь извлечь их оттуда”, – писал французский писатель Анатоль Франс. Действительно, трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия народа, в интеллектуальном развитии отдельной личности. Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры личности во многом определяется тем, как эта личность умеет пользоваться словарями.
Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям-справочникам по культуре речи. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта.
Тексты русской классической литературы содержат немало слов, которые современному читателю не вполне понятны, а иногда и совсем непонятны. Нередко читатель догадывается о содержании слова лишь по контексту, однако неверное осмысление даже одного слова может быть причиной превратного понимания всей фразы. В письменной речи это может привести к построению неудачных, а иногда и курьезных фраз, в то же время умело введенное в текст слово-историзм или в соответствии со стилистическими свойствами слова использованный архаизм свидетельствуют о культуре пишущего. Обойти подводные камни, связанные с использованием устаревших, малоупотребительных слов, помогают как комментарии к тексту, представленные во многих изданиях русской классики, так и специальные словари лексических трудностей.
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭССЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
ЭССЕ в Словаре литературоведческих терминов:
– (от франц. essai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому …
ЭССЕ в Большом энциклопедическом словаре:
(франц. essai – опыт набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным …
ЭССЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные …
ЭССЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
или Эхтэвэн-йоки (Esse, ? ?ht?v?n-joki) — река в западной Финляндии, впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берёт начало …
ЭССЕ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское essai – опыт, набросок), малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто …
ЭССЕ в Энциклопедическом словарике:
(французское essai – опыт, набросок), малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто …
ЭССЕ в Энциклопедическом словарике:
, нескл., с Очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Эссеист – тот, кто …
ЭССЕ в Энциклопедическом словаре:
[сэ], нескл., ср. (спец,). Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское …
ЭССЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
(франц. essai – опыт, набросок), жанр филос., лит.-критич., ист.-биогр., публицистич. прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным …
ЭССЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
или Эхтэвэн-йоки (Esse, a Ahtava n-joki) ? река в западной Финляндии, впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берёт …
ЭССЕ в Словаре Кольера:
(франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в …
ЭССЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
[сс’э], нескл. , с. , спец. Небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или …
ЭССЕ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Философский …
ЭССЕ в Новом словаре иностранных слов:
( фр. essai) жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или …
ЭССЕ в Словаре иностранных выражений:
[фр. essai] жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или по …
ЭССЕ в словаре Синонимов русского языка.
ЭССЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной …
ЭССЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
эссе, нескл., …
ЭССЕ в Орфографическом словаре:
эсс`е, нескл., …
ЭССЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(франц. essai – опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным …
ЭССЕ в Толковом словаре Ефремовой:
эссе ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной …
ЭССЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
нескл. ср. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной …
ЭССЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
нескл. ср. Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой …
РОДО в Словаре постмодернизма:
(Rodo) Xoce Энрике (1871-1917) – уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются “культовыми” фигурами латиноамериканского модернизма, задававшими уровень …
ЖИОНО ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Giono) Жан (30.3.1895, Маноск, деп. Нижние Альпы, – 9.10.1970, там же), французский писатель, член Академии Гонкуров (с 1954). В творчестве …
ЮМ, ДЭВИД в Словаре Кольера:
(Hume, David) (1711-1776), шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был …
УАЙЛД, ОСКАР в Словаре Кольера:
(Wilde, Oscar) (1854-1900), также Уайльд, ирландский писатель, автор самых блестящих комедий и эссе на английском языке. Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс …
ТЕЙТ, АЛЛЕН в Словаре Кольера:
(Tate, Allen) (1899-1979), американский критик, поэт, романист и педагог. Хотя некоторые эксперименты Тейта с поэтическим языком дают повод отнести его …
КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера:
История китайской литературы насчитывает около трех тысячелетий. Широкая сфера распространения, самобытность и влияние на литературы соседних народов ставят ее в …
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера:
(см. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ). Америку освоили англичане, ее языком стал английский, и литература уходила корнями в английскую литературную традицию. Ныне …
ЭССЕНЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
эссе’нция, эссе’нции, эссе’нции, эссе’нций, эссе’нции, эссе’нциям, эссе’нцию, эссе’нции, эссе’нцией, эссе’нциею, эссе’нциями, эссе’нции, …