Сочинение на тему создание первой печатной книги для 4 класса
4 варианта
В Древней Греции в городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретен. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нем можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато прочнее.
В Древнем Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечевку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шелке.
Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага.
Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал ее в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в VI веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли ее в Европу в XI веке.
В Германии, в небольшом городе Майнце, в XV веке был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нем можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.
Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произведениях, они все должны были быть одинаковыми.
Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший организовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царевичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились читать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистников, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим исполнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали знаменитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится назвать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим исполнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.
Книга в жизни каждого человека занимает определенной место, для одних она является основой нравственности и духовности, для других – лучшим помощником в становлении личностных качеств, интеллектуального уровня.
Роль книги в любом случае огромна. Но, прежде чем стать такой, какой мы видим книгу сегодня, она прошла огромный эволюционный путь от зарождения письменности до появления первой печатной книги.
Давайте попробуем рассмотреть более подробно историю появления и развития книги, как в Древней Руси, так и в Мире.
Зарождение и развитие письменности
Предшественником книготворения и книгопечатания естественно было зарождение и развитие письменности в Мире.
Первые упоминания об этом относятся к IV-III- тысячелетию до н.э. Именно в это время появились первые древние шумерские и египетские надписи.
Гораздо позже – в IX в. появляются болгарские надписи, новгородские берестяные грамоты, а также восточнославянские календарные знаки.
Все эти открытия говорят о первоначальной стадии развития различных систем письма среди многих народов мира – египтян, славян, шумеров и других народов.
Зарождение и развитие письменности на Руси
Если говорить об истории письменности на Руси, то первое упоминание о книге приходится на X-XI вв. К этому периоду относятся появление древнейших славянских рукописных книг, которые были написаны различными видами письма – кириллицей и глаголицей.
Кириллический вид письма очень схож с глаголицей, но отличается более простым написанием и произношением, ни явно прослеживается связь с греческим алфавитом.
Благодаря своей относительной простоте именно кириллица стала тем видом письма, с которого и началось написание рукописных книг, и положил начало и дальнейшее развитие письменности среди славянских и многих других народов, а также заложил основы стилей и почерка книгописания написания. Глаголица в силу своей мудрености дальнейшего развития не получила.
Первые рукописные книги (тематика, особенности изложения, оформления, авторы)
Возможно, не все знают, история книги на Руси связана с появлением в Новгороде первых берестяных грамот. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития письменности и, следовательно, книготворения.
Доказательством этому последовало важное историческое и культурное событие, которое произошло в 863 году – именно в это время появилась на свет первая славянская азбука.
Выполнение великой миссии в деле просвещения константинопольский патриарх поручил двум братьям Константину (монашеское имя Кирилл) и Мефодию. Родом они были из греческого города Солуни, их так и называли в народе «Солунские братья».
Оба они были высокообразованными людьми и служили при Константинопольском дворе. По императорскому плану братья должны были быть проводниками греческой духовной экспансии у славян.
Но, по воле судьбы, наверное, и собственным взглядам, Кирилл и Мефодий активно боролись за право славян на духовную самостоятельность и равенство славянского языка наряду с другими языками – греческим, еврейским, латинским.
Кроме того братья старались добиться того, чтобы все богослужения велись на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра, Кирилл изобрел алфавит, включающий в себя 38 букв, причем 24 буквы из которого, были не просто схожи, а соответствовали символам греческого алфавита. Именно так появилась первая азбука на Руси.
Первая рукописная книга на Руси, дальнейшее развитие книжного дела
Официально книги на Руси начали писать в 1057 году. Первой рукописной книгой является Остромирово Евангелие, которое было написано на пергаменте кириллическим видом письма.
Книга создавалась специально для новгородского посадника Остромира, а автором был дьякон Григорий – один из первых авторов рукописных книг на Руси.
Произведение было создано достаточно в короткий срок – всего за восемь месяцев (октябрь 1056 г. – май 1057 г.). Естественно, по праву произведение дьякона Григория является настоящим шедевром, культурным богатством Древней Руси, бесценным наследием всех поколений.
Еще одним величайшим творением является Изборник Святослава, написанный в 1073 г. Он был написан на пергаменте кириллицей. Эта книга поистине государственная реликвия, она является самой объемной по величине книгой Древней Руси.
Все эти события книжной истории говорят о том, что середина IX в. На Руси – время расцвета книгописания.
У многих исследователей и историков возникает логичный вопрос – почему датированные книги появились лишь спустя 70 лет после принятия христианства на Руси?
И были ли до этого времени древнерусские датированные писания?
Здесь ситуация очень интересная. До наших дней дошла надпись священника Упыря Лихого из Новгорода, который в 1047 году переписал глаголическую рукопись.
Кроме этого, есть еще один факт того, что древнерусские письмена существовали до Остромирова Евангелия – это Реймсское Евангелие, которое является национальной французской реликвией, на которой присягали короли того времени.
Во Францию это произведение попало благодаря дочери Ярослава Мудрого – Анне, выданной замуж за французского короля. Именно она привезла книгу во французское королевство как приданое.
Евангелие с золотым теснением, написанное кириллицей, было привезено Анной из Киева. А так как Анна вышла замуж в 1051 году, то, следовательно, Реймсское Евангелие было написано гораздо раньше, чем Остромирово Евангелие. Впоследствии было проведено исследование этого писания и выяснилось, что оно было написано в первой половине XI в. на Руси.
На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство – 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене (по данным Сводного каталога славяно-русских рукописных книг СССР). А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые находятся на хранении за рубежом, то их количество будет близко к тысяче.
Возможно, у Вас возникнет вопрос – все ли книги X-XV веков писались на пергамене?
Вопрос вполне логичен и вот ответ на него. В XIV веке южнославянские народы начали писать книги на бумаге, а пергамен постепенно уходил в прошлое и окончательный переход на бумагу произошел в XV веке.
Давайте немного поговорим о тематике рукописных книг.
В основном они повествовали о духовном, высшем, Боге, христианской вере. Но, встречались среди книг и те, которые повествовали об исторических событиях, носили летописный и даже научный характер.
Что касается размножения рукописных книг, то этим занимались книжные княжеские мастерские, а также монастыри и церкви и просто люди из светского общества.
Стоит отметить, что начиная с XI века, появились известные и дошедшие до нас произведения, которые еще называют оригинальной литературой. Среди них «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати».
Были среди этих книг и художественные произведения, среди них можно отметить автора Кирилла Туровского.
Жаль, что до нас эти книги не дошли, точнее мы имеем только списки этих книг, то есть свидетельства, что эти книги действительно имели место быть.
Дальнейшее развитие книги – начало книгопечатания на Руси
Дальнейшее развитие книги на Руси было не менее интересным. На смену рукописным произведениям приходят печатные книги.
Это событие произошло во времена правления великого Ивана Грозного. Царь начал решать проблемы Руси на Востоке и завоевал сначала Казанское, а потом и Астраханское царство. В его власти оказались огромные просторы, которые были населены народом неправославным.
И здесь его задача заключалась в том, чтобы привить им христианство, а это можно сделать только через книжное просвещение.
Следствием этого стало создание Казанской епархии, которой были необходимы книги для проведения богослужений. Конечно, можно было остановиться на рукописных изданиях, но, так как в Европе уже изобрели печатный станок, Иван Грозный дабы, не показаться иностранцам хуже, требует провести просветительскую работу.
Кроме того, дикое желание «показать себя», было подогрето так называемыми книгами кирилловской печати (белорусские, югославские, польские), которые были широко известны на Руси, а также легенды о мастерах книжного дела и о европейских печатниках, которые также были известны в Москве.
В общем, все это так возбудило интерес и дикое стремление в царе, что он решает провести обширную реформу всего государства. Эта трудоемкая работа была осуществлена с помощью митрополита Макария, который продолжил традиции Новгорода и московских митрополитов.
Стремления и предложения Митрополита Макария касательно просветительской работы были выражены обширной программой, которые стали основной идеологией реформ Ивана Грозного. Именно эти реформы превратили Русь из княжества в монархию.
В свете проведения этих реформаторских действий, естественно, было введение и развитие книгопечатания. По мнению царя – это был единственный способ исправить церковь, а также избавиться от искажения в толковании Священных писаний, которые являлись в те времена главной причиной церковных смут при создании государства.
Анонимная типография и безвыходные издания
Книгопечатание стало возможным только благодаря образованности людей, их техническим навыкам и умениям.
Все это позволило в короткие сроки поставить книгопечатание в русском государстве на поток.
Но были и неясности и загадки в истории российского книгопечатания.
И самой необъяснимой загадкой является Анонимная типография и безвыходные издания. Свое название эти издания получили из-за отсутствия сведений о дате выхода книжного издания в свет.
На сегодняшний день известно несколько датируемых изданий времен Ивана Грозного, которые совершенно точно был созданы в Москве, вот некоторые из них: Триодь Постная, Узкошрифтное Четвероевангелие, Триодь Цветная и другие.
Все эти издания были созданы в период с 1553 по 1565 гг. Это основание дает полагать, что в конце 50-х – начале 60-х кодов в Москве работала особенная типография. Кроме того, эти издания, скорее всего, имеют личный характер, так как на них нет указаний на царское повеление, их отдавать в печать.
Также не ясен вопрос и с работниками Анонимных типографий. Одни исследователи указывают на имя Маруши Нефедьева («мастер печатных дел»), который был назван в письме Ивана Грозного в Новгород, другие исследователи говорят о том, что в те времена в Анонимной типографии трудились Петр Мстиславец и Иван Федоров.
Ученые никак не могут прийти к одному единому мнению касательно значения Анонимных типографий для развития книжного дела. Одни склоняются к тому, что именно в таки типографиях создавались так сказать пробные издания перед выходом «Апостола 1564 г.», другие исследователи утверждают, что эти типографии носили сугубо частный характер.
Тем не менее, в 1564 году именно безвыходные издания подготовили к выпуску в свет великий шедевр книгопечатания – «Апостол».
Выпущено это издание было в Москве самим Иваном Федоровым. К сожалению, подробности его биографии отсутствуют, но некоторые вещи все-таки известны. Например, доподлинно известно, что Федоров был образованным человеком, знал греческий язык, увлекался античной литературой.
Также существует предположение, что в период 1530-1540 гг. Иван Федоров вел свою деятельность совместно с Митрополитом Макарием и именно с ним приехал в Москву и уже здесь служил диаконом в Кремлевском Храме Николы Гостунского с 1563 г., именно это время связано с развитием книгопечатания на Руси.
Несколько слов скажу еще об одном печатнике, помощнике Федорова. Им был Петр Тимофеев Мстиславец. Об этом человеке также практически нет сведений, лишь отдельные отрывки.
Известно, что он вместе с Федоровым работал над «Апостолом» 1564 г. Исследования доказывают, что трудились печатники в собственной типографии. При создании «Апостола Петр и Иван использовали технику, аналогичную анонимным изданиям, а именно верстку, набор, печать.
Также известно, что в последствие Петр работал вместе с Иваном Федоровым в Москве, а затем и в Литве, в последствие он переехал в Вильно (1569 г.), где основал типографию.
Конец жизненного пути Петра Тимофеева нам, к сожалению, не известен, но, исходя из того, что типографские работы Петра встречаются в Острожских изданиях, предполагают, что его последние работы были сделаны в Остроге, эти события приходятся на конец 16-начало 17 веков.
Но, самый главное событие произошло 1 марта 1564 года – это время выхода первой на Руси датированной книги «Апостол». А первыми печатниками были названы уже известные нам Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. «Апостол» был выбран первым изданием для государственной типографии, т.к. имел первостепенное значение для просвещения и обучения духовенству в Древней Руси.
Издание «Апостола» имело значение не только для обучения духовенству, кроме этого оно имело и государственно-национальное значение для Руси в смутное время через просвещение. Именно «Апостол» после первого отпечатывания в типографии стал образцом для остальных изданий.
Говоря дальше о мастерах-печатниках Иване и Петре, можно отметить еще одно издание «Часовник» 1565 г. – книга по богослужению для обучения детей.
Это издание – как символ заката работы Петр Тимофеева и Ивана Федорова в Москве.
Они уезжают и Москвы вместе с оборудованием и шрифтами. Причину отъезда однозначно назвать нельзя, исследователи предполагают и ввязывают их отъезд с преследованием властей.
Но, на этом книгопечатание в Москве не закончилось, оно продолжало развиваться и после Федорова – в Москве Иван оставил несколько своих учеников-последователей: Андроника Тимофеева Невежу и Никифора Тарасиева.
Именно они возобновили работу Московской типографии после отъезда Федорова из столицы (1567-1568 гг.). И благодаря их стараниям в 1568 году вышел Псалтырь.
А в 1571 г. произошел пожар, который уничтожил печатный двор. Но, в 1577 году по велению Ивана Грозного в Александровской слободе была создана типография, где тоже выпустили Псалтырь.
После длительного перерыва начинает работать Печатный двор (1589 г.), где Андроник Невежа издает Триодь Постную.
Итог вышесказанному можно сделать следующий.
Всего в 16 веке в Москве было выпущено 19 изданий со средним тиражом в 1000-1200 экземпляров.
Но, самое главное достижение мастеров того времени – это создание и развитие типографии европейского уровня на государственной основе Печатного двора Москвы, которым руководил до 1602 года Андроник Невежа.
Естественно, книжным богатством обладала не только на Руси, но и в Мире. Здесь развитие книгописания шло немного по другому пути.
Кратко рассмотрим зарубежный опыт развития книжного дела.
История развития мировых цивилизаций подтверждает существование письменности еще до рождества Христова.
Так, всем известные произведения «Одиссея» и «Илиада» были написаны в Афинах на изображены на свитках около 510 г. До н.э. Древнейшие сказатели южной Америки для передачи и сохранения информации пользовались узелковым письмом – кипу.
Также к первым зачаткам письменности в Мире относятся и рисунки на скалах и в пещерах, сделанные первобытным человеком. Это отражало их отношение к миру. Все это можно назвать зачатками письменности, которые помогали человеку выразить свои мысли.
Заслуживает внимания и появление пиктографии (рисуночное письмо) – следующего этапа развития письменности, по которому прошли свое развитие многие народы мира (шумеры, майя, египтяне, индейцы, китайцы). После пиктография постепенно превратилась в идеографическое письмо – каждый знак выражал отдельное понятие, идею. Далее появилось слоговое письмо, оно было распространено среди ассирийских, хеттских, вавилонских народов. В этом виде письма ключевое значение имел слог.
Имела место быть и система письма с помощью иероглифов или «Резьба жрецов». Что же привело к созданию буквенного письма в Мире?
Предпосылкой стало появление демотического письма, где число графем уменьшилось. Самый первый буквенный алфавит возник возник в древней Греции около XIV в. До н.э.
Он явился родоначальником для всех алфавитов мира. Латинский, этрусский и древнегреческий народы уже имели алфавит, состоящий из 24 символов.
В IV в. Уже нашего времени родился армянский алфавит, который создал Месроп Маштоц. Его применяют и сегодня.
Сегодня в общей совокупности среди всех народов существует и живет около 8000 алфавитов, которые применимы к разным языкам и диалектам. Конечно, самые распространенные алфавиты, которые имеют латинское происхождение и состоят из 26 букв.
В античности материалом для создания первых книг скорее всего была глина и ее производные. Из нее делали каменные таблички и писали палочками, после чего таблички высушивали на солнце.
В Египте появился тростник-папирус, который дал толчок для развития письменности и книготворения. Как известно, папирус очень хрупкий материал, поэтому, Египтяне склеивали листы и сшивали их в свитки, которые хранились в специальных футлярах. «Папирусный век» закончился в X-XI в.
Нашего времени. Самая большая библиотека античности была в Александрийской библиотеке царей Птолемеев, она насчитывала 70 000 свитков.
Большое распространение получил и пергамен – материал для письма, сделанный из шкур животных, по сути своей – это кожа. Пергамен начали применять с наступлением эры христианства. Он же был основным материалом для создания книг и ведения переписки в средние века.
Дальнейшее развитие книгописания привело к появлению бумаги, которые изобрели китайцы, далее бумага попадает в страны Европы и уже в XII-XIII в. В Испании появляются первые бумажные мельницы. В Европе, к периоду наступления книгопечатания уже около двух третей книг создавалось на бумаге.
Появление первых печатных книг, как утверждают исследователи и историки, произошло в Египте и Византии. Но, к большому сожалению, эти книги не сохранились до наших дней.
К 1440 году уже начали появляться первые типографские книги. Появились они в Германии, в мастерской известного всем создателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга. Его успех в книжном деле очень быстро распространился по всей Европе.
Гуттенберг применял технологию изготовления матриц и отливки шрифтов из нескольких металлов: олова, свинца, сурьмы. Им же были изобретены первые типографские станки.
Как мы видим, в Европе стремительно развивалось книгопечатание и уже к XIX в. Оно дошло до своего расцвета.
В это время появилось много книжных издателей.
Выдающимися издателями того времени считаются Наполеон Шэ (монополист издательского дела), Эрнест Зееман – основатель первой в Германии организации по продаже изобразительной продукции, Пьер Жуль Этцель – детский писатель, Пьер Ларусс (имел собственное издательство) и другие великие люди.
Какой же вывод можно сделать?
Книга – величайшее богатство и наследие всего человечества, мира, вселенной.
Это то достояние, которое будет с нами всегда и без которого невозможно существование современного человека, так как только через письмо можно выразить все то, что нельзя выразить обычными словами, мимикой. Только через книги можно обучаться новым наукам, познавать мир, просто приятно проводить свой досуг.
И чтобы не диктовал нам современный мир, наполненный разнообразной электроникой и инновациями, ничто не доставляет истинного удовольствия, как запах свежей типографской краски и шуршание книжных страниц.
История создания первой книги
В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.
В истории мировой литературы был период «устной книги». Бессмертные поэмы «Иллиада» и «Одиссея» были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им.
По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.
Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки искусства, но одновременно и зачатки письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.
Но первый этап книги – это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков – настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки.
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамент – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.
Такая форма, гораздо более удобная, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа, для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Более тысячи лет (начиная с IV в н.э.) переплетенный пергаментный манускрипт был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском.
Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались героические эпосы (наиболее известный – «Песнь о Нибелунгах»).
Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан.
Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал – бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые «издания» для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат в ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек.
Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели – дворяне и буржуа, торговцы и чиновники – в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел – и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги – книгопечатанье.
Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево. Писали на всем, что попадалось под руку.
Книги были уже у шумеров, живших на Древнем Востоке. Книги эти состояли из глиняных табличек. “Страницы” были большими: 32 см на 32 см и 2,5 см толщиной. Настоящий плоский кирпич! Приходилось с собой носить по несколько таких страниц-кирпичей.
Показ одной из страниц, изготовленной из бумаги.
В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Несколько таких “книг” укладывали в ящики. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было около 700 000 свитков.
Царь Пергамского царства решил создать еще более крупную библиотеку. Тогда египтяне запретили вывозить папирус в Пергамское государство. Но пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, он так и стал называться по месту своего рождения – пергамент. Он был прочнее папируса и из него удобнее было делать книги. Большие листы складывались вчетверо, в виде тетрадки (“тетра” – четыре). Несколько тетрадей сшивали вместе, получалась книга, которую называли “кодекс”. Готовую рукопись заключали в переплет из деревянных досок, обтянутых кожей.
Изготавливали пергамент так: кожу овцы, теленка или козленка вымачивали в извести, туго натянув на раму, разглаживали и втирали мед. Получался очень крепкий материал. На пергамент, нужный только для одной книги требовалось целое стадо телят, ягнят или козлят. Постепенно пергамент перекочевывал и в другие страны. Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси дошли и до наших дней.
Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева.
На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.
Началом русского книгопечатания считается 1564 г. русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга “Апостол”. А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.
Вот такой длинный путь до первых книг прошло человечество.
В Древней Греции в городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретен. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нем можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато прочнее.
В Древнем Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечевку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шелке.
Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага.
Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал ее в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в VI веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли ее в Европу в XI веке.
В Германии, в небольшом городе Майнце, в XV веке был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нем можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.
Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произведениях, они все должны были быть одинаковыми.
Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший организовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царевичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились читать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистников, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим исполнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали знаменитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится назвать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим исполнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.
Книга в жизни каждого человека занимает определенной место, для одних она является основой нравственности и духовности, для других – лучшим помощником в становлении личностных качеств, интеллектуального уровня.
Роль книги в любом случае огромна. Но, прежде чем стать такой, какой мы видим книгу сегодня, она прошла огромный эволюционный путь от зарождения письменности до появления первой печатной книги.
Давайте попробуем рассмотреть более подробно историю появления и развития книги, как в Древней Руси, так и в Мире.
Зарождение и развитие письменности
Предшественником книготворения и книгопечатания естественно было зарождение и развитие письменности в Мире.
Первые упоминания об этом относятся к IV-III- тысячелетию до н.э. Именно в это время появились первые древние шумерские и египетские надписи.
Гораздо позже – в IX в. появляются болгарские надписи, новгородские берестяные грамоты, а также восточнославянские календарные знаки.
Все эти открытия говорят о первоначальной стадии развития различных систем письма среди многих народов мира – египтян, славян, шумеров и других народов.
Зарождение и развитие письменности на Руси
Если говорить об истории письменности на Руси, то первое упоминание о книге приходится на X-XI вв. К этому периоду относятся появление древнейших славянских рукописных книг, которые были написаны различными видами письма – кириллицей и глаголицей.
Кириллический вид письма очень схож с глаголицей, но отличается более простым написанием и произношением, ни явно прослеживается связь с греческим алфавитом.
Благодаря своей относительной простоте именно кириллица стала тем видом письма, с которого и началось написание рукописных книг, и положил начало и дальнейшее развитие письменности среди славянских и многих других народов, а также заложил основы стилей и почерка книгописания написания. Глаголица в силу своей мудрености дальнейшего развития не получила.
Первые рукописные книги (тематика, особенности изложения, оформления, авторы)
Возможно, не все знают, история книги на Руси связана с появлением в Новгороде первых берестяных грамот. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития письменности и, следовательно, книготворения.
Доказательством этому последовало важное историческое и культурное событие, которое произошло в 863 году – именно в это время появилась на свет первая славянская азбука.
Выполнение великой миссии в деле просвещения константинопольский патриарх поручил двум братьям Константину (монашеское имя Кирилл) и Мефодию. Родом они были из греческого города Солуни, их так и называли в народе «Солунские братья».
Оба они были высокообразованными людьми и служили при Константинопольском дворе. По императорскому плану братья должны были быть проводниками греческой духовной экспансии у славян.
Но, по воле судьбы, наверное, и собственным взглядам, Кирилл и Мефодий активно боролись за право славян на духовную самостоятельность и равенство славянского языка наряду с другими языками – греческим, еврейским, латинским.
Кроме того братья старались добиться того, чтобы все богослужения велись на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра, Кирилл изобрел алфавит, включающий в себя 38 букв, причем 24 буквы из которого, были не просто схожи, а соответствовали символам греческого алфавита. Именно так появилась первая азбука на Руси.
Первая рукописная книга на Руси, дальнейшее развитие книжного дела
Официально книги на Руси начали писать в 1057 году. Первой рукописной книгой является Остромирово Евангелие, которое было написано на пергаменте кириллическим видом письма.
Книга создавалась специально для новгородского посадника Остромира, а автором был дьякон Григорий – один из первых авторов рукописных книг на Руси.
Произведение было создано достаточно в короткий срок – всего за восемь месяцев (октябрь 1056 г. – май 1057 г.). Естественно, по праву произведение дьякона Григория является настоящим шедевром, культурным богатством Древней Руси, бесценным наследием всех поколений.
Еще одним величайшим творением является Изборник Святослава, написанный в 1073 г. Он был написан на пергаменте кириллицей. Эта книга поистине государственная реликвия, она является самой объемной по величине книгой Древней Руси.
Все эти события книжной истории говорят о том, что середина IX в. На Руси – время расцвета книгописания.
У многих исследователей и историков возникает логичный вопрос – почему датированные книги появились лишь спустя 70 лет после принятия христианства на Руси?
И были ли до этого времени древнерусские датированные писания?
Здесь ситуация очень интересная. До наших дней дошла надпись священника Упыря Лихого из Новгорода, который в 1047 году переписал глаголическую рукопись.
Кроме этого, есть еще один факт того, что древнерусские письмена существовали до Остромирова Евангелия – это Реймсское Евангелие, которое является национальной французской реликвией, на которой присягали короли того времени.
Во Францию это произведение попало благодаря дочери Ярослава Мудрого – Анне, выданной замуж за французского короля. Именно она привезла книгу во французское королевство как приданое.
Евангелие с золотым теснением, написанное кириллицей, было привезено Анной из Киева. А так как Анна вышла замуж в 1051 году, то, следовательно, Реймсское Евангелие было написано гораздо раньше, чем Остромирово Евангелие. Впоследствии было проведено исследование этого писания и выяснилось, что оно было написано в первой половине XI в. на Руси.
На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство – 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене (по данным Сводного каталога славяно-русских рукописных книг СССР). А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые находятся на хранении за рубежом, то их количество будет близко к тысяче.
Возможно, у Вас возникнет вопрос – все ли книги X-XV веков писались на пергамене?
Вопрос вполне логичен и вот ответ на него. В XIV веке южнославянские народы начали писать книги на бумаге, а пергамен постепенно уходил в прошлое и окончательный переход на бумагу произошел в XV веке.
Давайте немного поговорим о тематике рукописных книг.
В основном они повествовали о духовном, высшем, Боге, христианской вере. Но, встречались среди книг и те, которые повествовали об исторических событиях, носили летописный и даже научный характер.
Что касается размножения рукописных книг, то этим занимались книжные княжеские мастерские, а также монастыри и церкви и просто люди из светского общества.
Стоит отметить, что начиная с XI века, появились известные и дошедшие до нас произведения, которые еще называют оригинальной литературой. Среди них «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати».
Были среди этих книг и художественные произведения, среди них можно отметить автора Кирилла Туровского.
Жаль, что до нас эти книги не дошли, точнее мы имеем только списки этих книг, то есть свидетельства, что эти книги действительно имели место быть.
Дальнейшее развитие книги – начало книгопечатания на Руси
Дальнейшее развитие книги на Руси было не менее интересным. На смену рукописным произведениям приходят печатные книги.
Это событие произошло во времена правления великого Ивана Грозного. Царь начал решать проблемы Руси на Востоке и завоевал сначала Казанское, а потом и Астраханское царство. В его власти оказались огромные просторы, которые были населены народом неправославным.
И здесь его задача заключалась в том, чтобы привить им христианство, а это можно сделать только через книжное просвещение.
Следствием этого стало создание Казанской епархии, которой были необходимы книги для проведения богослужений. Конечно, можно было остановиться на рукописных изданиях, но, так как в Европе уже изобрели печатный станок, Иван Грозный дабы, не показаться иностранцам хуже, требует провести просветительскую работу.
Кроме того, дикое желание «показать себя», было подогрето так называемыми книгами кирилловской печати (белорусские, югославские, польские), которые были широко известны на Руси, а также легенды о мастерах книжного дела и о европейских печатниках, которые также были известны в Москве.
В общем, все это так возбудило интерес и дикое стремление в царе, что он решает провести обширную реформу всего государства. Эта трудоемкая работа была осуществлена с помощью митрополита Макария, который продолжил традиции Новгорода и московских митрополитов.
Стремления и предложения Митрополита Макария касательно просветительской работы были выражены обширной программой, которые стали основной идеологией реформ Ивана Грозного. Именно эти реформы превратили Русь из княжества в монархию.
В свете проведения этих реформаторских действий, естественно, было введение и развитие книгопечатания. По мнению царя – это был единственный способ исправить церковь, а также избавиться от искажения в толковании Священных писаний, которые являлись в те времена главной причиной церковных смут при создании государства.
Анонимная типография и безвыходные издания
Книгопечатание стало возможным только благодаря образованности людей, их техническим навыкам и умениям.
Все это позволило в короткие сроки поставить книгопечатание в русском государстве на поток.
Но были и неясности и загадки в истории российского книгопечатания.
И самой необъяснимой загадкой является Анонимная типография и безвыходные издания. Свое название эти издания получили из-за отсутствия сведений о дате выхода книжного издания в свет.
На сегодняшний день известно несколько датируемых изданий времен Ивана Грозного, которые совершенно точно был созданы в Москве, вот некоторые из них: Триодь Постная, Узкошрифтное Четвероевангелие, Триодь Цветная и другие.
Все эти издания были созданы в период с 1553 по 1565 гг. Это основание дает полагать, что в конце 50-х – начале 60-х кодов в Москве работала особенная типография. Кроме того, эти издания, скорее всего, имеют личный характер, так как на них нет указаний на царское повеление, их отдавать в печать.
Также не ясен вопрос и с работниками Анонимных типографий. Одни исследователи указывают на имя Маруши Нефедьева («мастер печатных дел»), который был назван в письме Ивана Грозного в Новгород, другие исследователи говорят о том, что в те времена в Анонимной типографии трудились Петр Мстиславец и Иван Федоров.
Ученые никак не могут прийти к одному единому мнению касательно значения Анонимных типографий для развития книжного дела. Одни склоняются к тому, что именно в таки типографиях создавались так сказать пробные издания перед выходом «Апостола 1564 г.», другие исследователи утверждают, что эти типографии носили сугубо частный характер.
Тем не менее, в 1564 году именно безвыходные издания подготовили к выпуску в свет великий шедевр книгопечатания – «Апостол».
Выпущено это издание было в Москве самим Иваном Федоровым. К сожалению, подробности его биографии отсутствуют, но некоторые вещи все-таки известны. Например, доподлинно известно, что Федоров был образованным человеком, знал греческий язык, увлекался античной литературой.
Также существует предположение, что в период 1530-1540 гг. Иван Федоров вел свою деятельность совместно с Митрополитом Макарием и именно с ним приехал в Москву и уже здесь служил диаконом в Кремлевском Храме Николы Гостунского с 1563 г., именно это время связано с развитием книгопечатания на Руси.
Несколько слов скажу еще об одном печатнике, помощнике Федорова. Им был Петр Тимофеев Мстиславец. Об этом человеке также практически нет сведений, лишь отдельные отрывки.
Известно, что он вместе с Федоровым работал над «Апостолом» 1564 г. Исследования доказывают, что трудились печатники в собственной типографии. При создании «Апостола Петр и Иван использовали технику, аналогичную анонимным изданиям, а именно верстку, набор, печать.
Также известно, что в последствие Петр работал вместе с Иваном Федоровым в Москве, а затем и в Литве, в последствие он переехал в Вильно (1569 г.), где основал типографию.
Конец жизненного пути Петра Тимофеева нам, к сожалению, не известен, но, исходя из того, что типографские работы Петра встречаются в Острожских изданиях, предполагают, что его последние работы были сделаны в Остроге, эти события приходятся на конец 16-начало 17 веков.
Но, самый главное событие произошло 1 марта 1564 года – это время выхода первой на Руси датированной книги «Апостол». А первыми печатниками были названы уже известные нам Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. «Апостол» был выбран первым изданием для государственной типографии, т.к. имел первостепенное значение для просвещения и обучения духовенству в Древней Руси.
Издание «Апостола» имело значение не только для обучения духовенству, кроме этого оно имело и государственно-национальное значение для Руси в смутное время через просвещение. Именно «Апостол» после первого отпечатывания в типографии стал образцом для остальных изданий.
Говоря дальше о мастерах-печатниках Иване и Петре, можно отметить еще одно издание «Часовник» 1565 г. – книга по богослужению для обучения детей.
Это издание – как символ заката работы Петр Тимофеева и Ивана Федорова в Москве.
Они уезжают и Москвы вместе с оборудованием и шрифтами. Причину отъезда однозначно назвать нельзя, исследователи предполагают и ввязывают их отъезд с преследованием властей.
Но, на этом книгопечатание в Москве не закончилось, оно продолжало развиваться и после Федорова – в Москве Иван оставил несколько своих учеников-последователей: Андроника Тимофеева Невежу и Никифора Тарасиева.
Именно они возобновили работу Московской типографии после отъезда Федорова из столицы (1567-1568 гг.). И благодаря их стараниям в 1568 году вышел Псалтырь.
А в 1571 г. произошел пожар, который уничтожил печатный двор. Но, в 1577 году по велению Ивана Грозного в Александровской слободе была создана типография, где тоже выпустили Псалтырь.
После длительного перерыва начинает работать Печатный двор (1589 г.), где Андроник Невежа издает Триодь Постную.
Итог вышесказанному можно сделать следующий.
Всего в 16 веке в Москве было выпущено 19 изданий со средним тиражом в 1000-1200 экземпляров.
Но, самое главное достижение мастеров того времени – это создание и развитие типографии европейского уровня на государственной основе Печатного двора Москвы, которым руководил до 1602 года Андроник Невежа.
Естественно, книжным богатством обладала не только на Руси, но и в Мире. Здесь развитие книгописания шло немного по другому пути.
Кратко рассмотрим зарубежный опыт развития книжного дела.
История развития мировых цивилизаций подтверждает существование письменности еще до рождества Христова.
Так, всем известные произведения «Одиссея» и «Илиада» были написаны в Афинах на изображены на свитках около 510 г. До н.э. Древнейшие сказатели южной Америки для передачи и сохранения информации пользовались узелковым письмом – кипу.
Также к первым зачаткам письменности в Мире относятся и рисунки на скалах и в пещерах, сделанные первобытным человеком. Это отражало их отношение к миру. Все это можно назвать зачатками письменности, которые помогали человеку выразить свои мысли.
Заслуживает внимания и появление пиктографии (рисуночное письмо) – следующего этапа развития письменности, по которому прошли свое развитие многие народы мира (шумеры, майя, египтяне, индейцы, китайцы). После пиктография постепенно превратилась в идеографическое письмо – каждый знак выражал отдельное понятие, идею. Далее появилось слоговое письмо, оно было распространено среди ассирийских, хеттских, вавилонских народов. В этом виде письма ключевое значение имел слог.
Имела место быть и система письма с помощью иероглифов или «Резьба жрецов». Что же привело к созданию буквенного письма в Мире?
Предпосылкой стало появление демотического письма, где число графем уменьшилось. Самый первый буквенный алфавит возник возник в древней Греции около XIV в. До н.э.
Он явился родоначальником для всех алфавитов мира. Латинский, этрусский и древнегреческий народы уже имели алфавит, состоящий из 24 символов.
В IV в. Уже нашего времени родился армянский алфавит, который создал Месроп Маштоц. Его применяют и сегодня.
Сегодня в общей совокупности среди всех народов существует и живет около 8000 алфавитов, которые применимы к разным языкам и диалектам. Конечно, самые распространенные алфавиты, которые имеют латинское происхождение и состоят из 26 букв.
В античности материалом для создания первых книг скорее всего была глина и ее производные. Из нее делали каменные таблички и писали палочками, после чего таблички высушивали на солнце.
В Египте появился тростник-папирус, который дал толчок для развития письменности и книготворения. Как известно, папирус очень хрупкий материал, поэтому, Египтяне склеивали листы и сшивали их в свитки, которые хранились в специальных футлярах. «Папирусный век» закончился в X-XI в.
Нашего времени. Самая большая библиотека античности была в Александрийской библиотеке царей Птолемеев, она насчитывала 70 000 свитков.
Большое распространение получил и пергамен – материал для письма, сделанный из шкур животных, по сути своей – это кожа. Пергамен начали применять с наступлением эры христианства. Он же был основным материалом для создания книг и ведения переписки в средние века.
Дальнейшее развитие книгописания привело к появлению бумаги, которые изобрели китайцы, далее бумага попадает в страны Европы и уже в XII-XIII в. В Испании появляются первые бумажные мельницы. В Европе, к периоду наступления книгопечатания уже около двух третей книг создавалось на бумаге.
Появление первых печатных книг, как утверждают исследователи и историки, произошло в Египте и Византии. Но, к большому сожалению, эти книги не сохранились до наших дней.
К 1440 году уже начали появляться первые типографские книги. Появились они в Германии, в мастерской известного всем создателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга. Его успех в книжном деле очень быстро распространился по всей Европе.
Гуттенберг применял технологию изготовления матриц и отливки шрифтов из нескольких металлов: олова, свинца, сурьмы. Им же были изобретены первые типографские станки.
Как мы видим, в Европе стремительно развивалось книгопечатание и уже к XIX в. Оно дошло до своего расцвета.
В это время появилось много книжных издателей.
Выдающимися издателями того времени считаются Наполеон Шэ (монополист издательского дела), Эрнест Зееман – основатель первой в Германии организации по продаже изобразительной продукции, Пьер Жуль Этцель – детский писатель, Пьер Ларусс (имел собственное издательство) и другие великие люди.
Какой же вывод можно сделать?
Книга – величайшее богатство и наследие всего человечества, мира, вселенной.
Это то достояние, которое будет с нами всегда и без которого невозможно существование современного человека, так как только через письмо можно выразить все то, что нельзя выразить обычными словами, мимикой. Только через книги можно обучаться новым наукам, познавать мир, просто приятно проводить свой досуг.
И чтобы не диктовал нам современный мир, наполненный разнообразной электроникой и инновациями, ничто не доставляет истинного удовольствия, как запах свежей типографской краски и шуршание книжных страниц.
История создания первой книги
В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.
В истории мировой литературы был период «устной книги». Бессмертные поэмы «Иллиада» и «Одиссея» были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им.
По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.
Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки искусства, но одновременно и зачатки письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.
Но первый этап книги – это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков – настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки.
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамент – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.
Такая форма, гораздо более удобная, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа, для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Более тысячи лет (начиная с IV в н.э.) переплетенный пергаментный манускрипт был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском.
Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались героические эпосы (наиболее известный – «Песнь о Нибелунгах»).
Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан.
Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал – бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые «издания» для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат в ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек.
Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели – дворяне и буржуа, торговцы и чиновники – в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел – и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги – книгопечатанье.
Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево. Писали на всем, что попадалось под руку.
Книги были уже у шумеров, живших на Древнем Востоке. Книги эти состояли из глиняных табличек. “Страницы” были большими: 32 см на 32 см и 2,5 см толщиной. Настоящий плоский кирпич! Приходилось с собой носить по несколько таких страниц-кирпичей.
Показ одной из страниц, изготовленной из бумаги.
В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Несколько таких “книг” укладывали в ящики. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было около 700 000 свитков.
Царь Пергамского царства решил создать еще более крупную библиотеку. Тогда египтяне запретили вывозить папирус в Пергамское государство. Но пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, он так и стал называться по месту своего рождения – пергамент. Он был прочнее папируса и из него удобнее было делать книги. Большие листы складывались вчетверо, в виде тетрадки (“тетра” – четыре). Несколько тетрадей сшивали вместе, получалась книга, которую называли “кодекс”. Готовую рукопись заключали в переплет из деревянных досок, обтянутых кожей.
Изготавливали пергамент так: кожу овцы, теленка или козленка вымачивали в извести, туго натянув на раму, разглаживали и втирали мед. Получался очень крепкий материал. На пергамент, нужный только для одной книги требовалось целое стадо телят, ягнят или козлят. Постепенно пергамент перекочевывал и в другие страны. Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси дошли и до наших дней.
Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева.
На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.
Началом русского книгопечатания считается 1564 г. русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга “Апостол”. А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.
Вот такой длинный путь до первых книг прошло человечество.