В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.
В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.
С 90-х до сегодня
Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или “религиозный”.
Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».
ЭССЕ
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Школа, в которой я преподаю, находится в Октябрьском районе Пермского края. Октябрьский район – многонациональный. 59,6 % составляют русские, 34, 8 % – татары, 2,2 % – башкиры. Татары и башкиры, как правило, исповедуют ислам, а русское население – православие.
Живя среди русских и татар, наблюдаю самые разнообразные противоречивые ситуации, касающиеся религиозной принадлежности. Однажды я была свидетельницей конфликта молодых родителей, которые, будучи приверженцами разных религий, спорили о том, какую религию должен исповедовать их ребёнок. В прошлом году подросток пришел в школу в тюбетейке, что вызвало противоречивые споры о том, является ли тюбетейка атрибутом костюма мусульманина или это только национальный головной убор. На своих страничках в социальных сетях подростки активно стали демонстрировать свою национальную и конфессиональную принадлежность. Вот какие цитаты можно встретить на страничках девочек 12 – 15 лет в социальных сетях: «Для меня хиджаб является самой надёжной защитой, моей крепостью, возведённой над внутренним миром». Или: «Мне холодно, дайте надеть Хиджаб! Мне больно, дайте совершать Намаз! Не мучайте меня, я не могу без Имана! Как птица в клетке, я умру без Ислама!» и подобные. Всё это говорит о том, что в обществе, во-первых, растет интерес к религии, во-вторых, существуют значительные пробелы в знаниях о культуре разных конфессий, в- третьих, появляется нарочито яркая, даже вызывающая, демонстрация своей религиозной принадлежности, которая может порой оскорблять религиозные чувства других людей, нарушать закон. Пример тому нашумевшая ставропольская история с хиджабами в школе.
Незнание основ религиозной культуры неизбежно ведет к интолерантным отношениям в обществе. Поэтому курс «Основы религиозных культур и светской этики» на сегодняшний день в школе необходим.
С моей точки зрения, даже если в классе дети только, например, мусульмане, курс для них должен быть направлен не только на изучение культуры ислама, но должен приобщать учащихся к духовно-нравственной составляющей буддизма, православия, католичества и других религий. Такой курс будет прямо соответствовать главной идее Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором говорится о том, что «подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, … государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания…»
На сегодняшний день родителям предлагается выбрать один из шести модулей:
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.
Основы православной культуры.
Основы исламской культуры.
Основы буддийской культуры.
Основы иудейской культуры.
Посещая лекции С.В.Рязановой, Д.М.Софьина, Н.П. Горбацевич, А.В.Черных я поняла, что преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» – дело непростое. Нужна серьезнейшая подготовка педагогических кадров. Сегодня нередко под видом преподавателей в школу пытаются проникнуть проповедники, цель которых – обращение детей в ту или иную религию. Это противоречит идее светского образования, которая закреплена в Конституции РФ. Также важно, чтобы занятия носили деятельностный характер, а не сводились к заучиванию новых понятий и терминов, а также к формальным нравоучениям. Президент России В.В. Путин на встрече с представителями религиозных структур сказал: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди».
Цель курса – акцентировать внимание учащихся на нравственных поступках. На занятиях дети подключаются к решению тех проблем, с которыми они сталкиваются в жизни. «Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» – еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России», отметил А.Я. Данилюк.
Основными формами работы на занятиях ОРКСЭ должны стать следующие:
– игра;
– проблемное обучение;
– конструирование;
– проектный метод.
Результат таких занятий – формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, но прежде всего личностных.
Курс предполагает безотметочное обучение. Но это не значит, что нет оценивания на таком уроке. В качестве оценки может быть похвала, экскурсия, представление продукта проектной деятельности, например, выставка работ, фестиваль, конференция и подобное. Важно, чтобы ребёнок почувствовал значимость своей работы на уроке, увидел результат своего труда. В идеале каждый такой урок должен иметь конкретный продукт деятельности учащихся. Например, при изучении культуры буддизма на занятиях учащиеся могут составить икебану, объяснив принципы её составления. А при изучении православной культуры можно разработать с ребятами сценарий праздника «Масленица» и провести масленичные гуляния, но при этом акцентировав внимание на главной идее праздника – идее прощения, примирения с ближними.
Я живу в районе, где проживает около 30 этносов. За всю историю Октябрьский район не знал межнациональных конфликтов. Более того здесь очень заметен синтез мусульманской и православной культуры. Растет количество браков между русскими и татарами. В пасхальную неделю некоторые татары – мусульмане красят яйца, молодёжь с удовольствием участвует в святочных гаданиях, а православное русское население – в празднике «Сабантуй». И когда в январе во время святок ко мне в дверь стучаться «ряженые», я с удовольствием отмечаю, что среди них не только дети из православных семей, но и ребята из семей мусульман. Это наводит на мысль, что Россия действительно может стать неким мостиком между Европой и Азией, между христианством и исламом, стать примером толерантного общества, сплоченного общества, общества единого.
Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:
А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,
Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:
Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;
Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.
Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.
Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.
Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.
Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.
Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.
Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:
• изучение исторического опыта в области деловой этики,
• рассмотрение современной деловой этики,
• интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами,
• изучение форм и правил ведения деловых отношений,
• моральное воспитание современных бизнесменов.
Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.
Разработала Болдина Ю.Б.
Учитель БОУ г. Омска «СОШ№49»
Урок 2 «Что такое светская этика»
Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.
Задачи:
личностные
– формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики
метапредметные
– развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
– развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах
предметные
– познакомить учащихся с основными понятиями этики;
– уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;
– создать целостное представление о предмете изучения светской этики
Оборудование к уроку:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010
Ход урока:
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
Что такое духовный мир человека?
Что такое культурные традиции и для чего они существуют?
Какие традиции существуют в вашей семье и какие ценности лежат в их основе?
Подборка иллюстраций на тему добра и зла.
2. Введение в тему урока
Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.
Э?тика (греч. ??????, от др.-греч. ???? — этос, «нрав, обычай») —это наука, философское исследование морали и нравственности, добра и зла.
– Что такое «наука»?
– Какие науки вы уже знаете?
Изучение нового материала
Работа в группах, ребята получают задание.
Группа получает задание: Кто был основателем науки «этика»? Что означает слово «мораль»?
Группа получает задание: Основные понятия: «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность».
3.Группа получает задание: Различают этику…( религиозную и светскую («мирская», «гражданская»)
4.Группа получает задание: Что помогает понять Светская этика?
(Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла?) Как сделать жизнь людей лучше?)
Полученные знания ребята фиксируют на ватмане, изображая в виде схемы-кластера.
Слово этика записано посередине, а в четырёх направлениях фиксируются полученные знания.
Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим пословицы о нравственности, морали. Что они хотели нам сказать?
Век живи, век учись!
Без труда не выловишь рыбку из пруда!
Семь раз отмерь, один отрежь! Береги честь с молоду.
Не рой другому яму, сам в неё попадешь.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Обсуждение пословиц.
4. Применение полученных знаний
Учитель предлагает учащимся обсудить рассказ Е.Казаковой «Теперь я понимаю…»[1]. (Вначале читается первая часть рассказа, после обсуждения – вторая)
Первая часть. Когда я был ребенком, меня учили делать добрые дела, они могли быть маленькими и нетрудными, но обязательно хорошими: увидев на улице бумажку, подобрать ее и выбросить в урну, помыть тарелку после еды, перевести старика через дорогу, оберегать природу. Мне очень нравилось быть добрым.
Как-то раз я гулял по улице и увидел израненную собаку прямо на дороге. Ее сбила машина, она не могла двигаться, обе задние ноги были сломаны. Машины проезжали очень близко от нее, и я боялся, что кто-нибудь снова собьет ее и тогда уже точно убьет. Мне страстно захотелось сделать еще одно доброе дело, и, как хороший мальчик, я остановил движение и подошел к собаке, чтобы перенести ее в безопасное место и спасти ей жизнь. Я уже думал, как наложить шины на ее задние лапы, чтобы обездвижить их, наклонился, с большим трепетом и любовью протянул руки, чтобы взять израненное животное. Как только я поднял собаку, она укусила меня за руку. Тут же меня повезли в клинику, сделали прививку от бешенства.
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?
2. Почему он расстроился?
3. Почему собака укусила мальчика?
4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?
Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, — кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.
5. Подведение итогов урока
– Что вы сегодня узнали нового на уроке?
– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»
6. Домашнее задание
Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.
В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.
В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.
С 90-х до сегодня
Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или “религиозный”.
Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».
ЭССЕ
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Школа, в которой я преподаю, находится в Октябрьском районе Пермского края. Октябрьский район – многонациональный. 59,6 % составляют русские, 34, 8 % – татары, 2,2 % – башкиры. Татары и башкиры, как правило, исповедуют ислам, а русское население – православие.
Живя среди русских и татар, наблюдаю самые разнообразные противоречивые ситуации, касающиеся религиозной принадлежности. Однажды я была свидетельницей конфликта молодых родителей, которые, будучи приверженцами разных религий, спорили о том, какую религию должен исповедовать их ребёнок. В прошлом году подросток пришел в школу в тюбетейке, что вызвало противоречивые споры о том, является ли тюбетейка атрибутом костюма мусульманина или это только национальный головной убор. На своих страничках в социальных сетях подростки активно стали демонстрировать свою национальную и конфессиональную принадлежность. Вот какие цитаты можно встретить на страничках девочек 12 – 15 лет в социальных сетях: «Для меня хиджаб является самой надёжной защитой, моей крепостью, возведённой над внутренним миром». Или: «Мне холодно, дайте надеть Хиджаб! Мне больно, дайте совершать Намаз! Не мучайте меня, я не могу без Имана! Как птица в клетке, я умру без Ислама!» и подобные. Всё это говорит о том, что в обществе, во-первых, растет интерес к религии, во-вторых, существуют значительные пробелы в знаниях о культуре разных конфессий, в- третьих, появляется нарочито яркая, даже вызывающая, демонстрация своей религиозной принадлежности, которая может порой оскорблять религиозные чувства других людей, нарушать закон. Пример тому нашумевшая ставропольская история с хиджабами в школе.
Незнание основ религиозной культуры неизбежно ведет к интолерантным отношениям в обществе. Поэтому курс «Основы религиозных культур и светской этики» на сегодняшний день в школе необходим.
С моей точки зрения, даже если в классе дети только, например, мусульмане, курс для них должен быть направлен не только на изучение культуры ислама, но должен приобщать учащихся к духовно-нравственной составляющей буддизма, православия, католичества и других религий. Такой курс будет прямо соответствовать главной идее Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором говорится о том, что «подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, … государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания…»
На сегодняшний день родителям предлагается выбрать один из шести модулей:
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.
Основы православной культуры.
Основы исламской культуры.
Основы буддийской культуры.
Основы иудейской культуры.
Посещая лекции С.В.Рязановой, Д.М.Софьина, Н.П. Горбацевич, А.В.Черных я поняла, что преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» – дело непростое. Нужна серьезнейшая подготовка педагогических кадров. Сегодня нередко под видом преподавателей в школу пытаются проникнуть проповедники, цель которых – обращение детей в ту или иную религию. Это противоречит идее светского образования, которая закреплена в Конституции РФ. Также важно, чтобы занятия носили деятельностный характер, а не сводились к заучиванию новых понятий и терминов, а также к формальным нравоучениям. Президент России В.В. Путин на встрече с представителями религиозных структур сказал: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди».
Цель курса – акцентировать внимание учащихся на нравственных поступках. На занятиях дети подключаются к решению тех проблем, с которыми они сталкиваются в жизни. «Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» – еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России», отметил А.Я. Данилюк.
Основными формами работы на занятиях ОРКСЭ должны стать следующие:
– игра;
– проблемное обучение;
– конструирование;
– проектный метод.
Результат таких занятий – формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, но прежде всего личностных.
Курс предполагает безотметочное обучение. Но это не значит, что нет оценивания на таком уроке. В качестве оценки может быть похвала, экскурсия, представление продукта проектной деятельности, например, выставка работ, фестиваль, конференция и подобное. Важно, чтобы ребёнок почувствовал значимость своей работы на уроке, увидел результат своего труда. В идеале каждый такой урок должен иметь конкретный продукт деятельности учащихся. Например, при изучении культуры буддизма на занятиях учащиеся могут составить икебану, объяснив принципы её составления. А при изучении православной культуры можно разработать с ребятами сценарий праздника «Масленица» и провести масленичные гуляния, но при этом акцентировав внимание на главной идее праздника – идее прощения, примирения с ближними.
Я живу в районе, где проживает около 30 этносов. За всю историю Октябрьский район не знал межнациональных конфликтов. Более того здесь очень заметен синтез мусульманской и православной культуры. Растет количество браков между русскими и татарами. В пасхальную неделю некоторые татары – мусульмане красят яйца, молодёжь с удовольствием участвует в святочных гаданиях, а православное русское население – в празднике «Сабантуй». И когда в январе во время святок ко мне в дверь стучаться «ряженые», я с удовольствием отмечаю, что среди них не только дети из православных семей, но и ребята из семей мусульман. Это наводит на мысль, что Россия действительно может стать неким мостиком между Европой и Азией, между христианством и исламом, стать примером толерантного общества, сплоченного общества, общества единого.
Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:
А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,
Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:
Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;
Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.
Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.
Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.
Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.
Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.
Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.
Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:
• изучение исторического опыта в области деловой этики,
• рассмотрение современной деловой этики,
• интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами,
• изучение форм и правил ведения деловых отношений,
• моральное воспитание современных бизнесменов.
Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.
Разработала Болдина Ю.Б.
Учитель БОУ г. Омска «СОШ№49»
Урок 2 «Что такое светская этика»
Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.
Задачи:
личностные
– формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики
метапредметные
– развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
– развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах
предметные
– познакомить учащихся с основными понятиями этики;
– уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;
– создать целостное представление о предмете изучения светской этики
Оборудование к уроку:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010
Ход урока:
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
Что такое духовный мир человека?
Что такое культурные традиции и для чего они существуют?
Какие традиции существуют в вашей семье и какие ценности лежат в их основе?
Подборка иллюстраций на тему добра и зла.
2. Введение в тему урока
Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.
Э?тика (греч. ??????, от др.-греч. ???? — этос, «нрав, обычай») —это наука, философское исследование морали и нравственности, добра и зла.
– Что такое «наука»?
– Какие науки вы уже знаете?
Изучение нового материала
Работа в группах, ребята получают задание.
Группа получает задание: Кто был основателем науки «этика»? Что означает слово «мораль»?
Группа получает задание: Основные понятия: «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность».
3.Группа получает задание: Различают этику…( религиозную и светскую («мирская», «гражданская»)
4.Группа получает задание: Что помогает понять Светская этика?
(Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла?) Как сделать жизнь людей лучше?)
Полученные знания ребята фиксируют на ватмане, изображая в виде схемы-кластера.
Слово этика записано посередине, а в четырёх направлениях фиксируются полученные знания.
Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим пословицы о нравственности, морали. Что они хотели нам сказать?
Век живи, век учись!
Без труда не выловишь рыбку из пруда!
Семь раз отмерь, один отрежь! Береги честь с молоду.
Не рой другому яму, сам в неё попадешь.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Обсуждение пословиц.
4. Применение полученных знаний
Учитель предлагает учащимся обсудить рассказ Е.Казаковой «Теперь я понимаю…»[1]. (Вначале читается первая часть рассказа, после обсуждения – вторая)
Первая часть. Когда я был ребенком, меня учили делать добрые дела, они могли быть маленькими и нетрудными, но обязательно хорошими: увидев на улице бумажку, подобрать ее и выбросить в урну, помыть тарелку после еды, перевести старика через дорогу, оберегать природу. Мне очень нравилось быть добрым.
Как-то раз я гулял по улице и увидел израненную собаку прямо на дороге. Ее сбила машина, она не могла двигаться, обе задние ноги были сломаны. Машины проезжали очень близко от нее, и я боялся, что кто-нибудь снова собьет ее и тогда уже точно убьет. Мне страстно захотелось сделать еще одно доброе дело, и, как хороший мальчик, я остановил движение и подошел к собаке, чтобы перенести ее в безопасное место и спасти ей жизнь. Я уже думал, как наложить шины на ее задние лапы, чтобы обездвижить их, наклонился, с большим трепетом и любовью протянул руки, чтобы взять израненное животное. Как только я поднял собаку, она укусила меня за руку. Тут же меня повезли в клинику, сделали прививку от бешенства.
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?
2. Почему он расстроился?
3. Почему собака укусила мальчика?
4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?
Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, — кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.
5. Подведение итогов урока
– Что вы сегодня узнали нового на уроке?
– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»
6. Домашнее задание
Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.