Сочинение на тему жизнь дана на добрые дела 3 класс
7 вариантов
По природе человек несовершенен. Он склонен видеть в окружающих, скорее негативные стороны, нежели позитивные. Большая часть общества так и делает и поэтому страдает от человеческой неблагодарности, пеняя на плохое отношение к себе.
На свете есть несколько категорий людей. Богатые, которые тратят свои деньги на себя, на своё благо. Бедные, готовые поделиться последним куском хлеба с окружающими. Мне кажется, что именно они долгожители, потому что, когда делаешь добро на душе становится светло, радостно, весело и хорошо. Ещё одна категория богатых людей, которые тратят свои деньги на благо страны, на детей-сирот, природные ресурсы.
И всё-таки задумаемся над фразой «Спешите делать добро!». Некоторые могут сказать, чтобы делать добро нужны деньги, а у нас их нет. Я полностью не согласен с ними. Для того чтобы добро делать совсем не нужны деньги. Ведь даже маленький ребёнок может сделать добро – помочь старшим, даже просто послушаться родителей. Ну а если маленький ребёнок сеет добро, то и взрослый человек, и подросток может это сделать.
Наверное, много людей мечтает сделать мир таким же, как в доброй сказке, где добро побеждает зло, и в которой всегда счастливый конец.
Мы часто задаём себе вопрос: что такое добро? Попробуем ответить. Добро – это сочувствие, понимание, это поступок, совершённый на почве добрых намерений. Смысл добра – это вера в само добро, желание помочь, сделать мир лучше.
Быть добрым – значит, не только думать о хороших поступках, но и совершать их. Каждый человек должен учиться сопереживать, сочувствовать. Надо содержать в своих мыслях не зависть, а радость за других, желание помогать нуждающимся, творить чудесные, солнечные поступки.
А то, что многие считают, что зла на свете больше, – это неправда, ведь добро есть в каждом. Часто мы просто невзначай обижаем друга, а недругу помогаем. Почему совершается зло? Многих просто толкают на неверный путь плохие люди или тяжёлые обстоятельства.
Что касается меня, то я считаю: вокруг меня нет злых людей. Но мне кажется: даже я сам нахожу в себе немного зависти и злобы.
Я совершал добрые поступки, но всё же мысленного сочувствия я уделял людям больше, чем конкретной помощи. Просто так складывались обстоятельства, но я всегда сочувствую тем, кто попал в беду, желаю им удачи. Мне хочется, чтобы все жили в добром мире, наполненном любовью и радостью. Так вот, я призываю вас всех делать добро. Ведь не каждому хватает в этом мире внимания, какой-то душевной теплоты. Ведь именно когда вы делаете добро, вам становится на душе очень весело и хорошо, и за каждое добро вам обязательно скажут спасибо. Так что спешите делать добро, и оно обязательно к вам вернётся!
Добрые дела – те поступки, совершая которые человек помогает другим. Ежедневно мы совершаем какие-либо действия и поступки, большую часть из них мы делаем для себя, стремясь извлечь выгоду, но такого быть не должно. Все-таки каждый из нас должен стремиться делать добрые дела. Когда мы помогаем другим, мы одновременно делаем хорошо и для себя, ведь хорошие дела возвращаются. Это доказывают и литературные произведения. В романе Пушкина “Капитанская дочка” Гринев подарил свой тулуп мужичку, который помог найти ему дорогу. Им оказался сам Пугачев, он запомнил этот поступок Гринева, а после отблагодарил. Пугачев помог спасти возлюбленную Гринева из плена Швабрина. Этот поступок очень помог главному герою, если бы он его не совершил, то его судьба могла сложиться иначе. В произведении Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов прошел все тяготы войны и плена, он в один день потерял всю свою семью, но это не сделало его злым и черствым, его сердце сохранило доброту. Он стал отцом для мальчика-сироты, у которого, также как и у самого Соколова, война забрала все. Этот маленький мальчик, не дал душе солдата очерстветь, благодаря нему у Соколова появился смысл жизни. Этот добрый поступок заслуживает огромного уважения. Каждый такой поступок делает мир добрее. Будьте добрее к миру, и он будет добрее к вам!
Каждый год в День рождения моей мамы собирается очень много гостей, которые спешат её поздравить. Некоторые приезжают даже с других городов, ведь моя мама — лучшая на свете!
В этом году папа сказал, что мы сделаем маме сюрприз и приготовим праздничный обед сами. Накануне я очень волновался и завёл будильник на пять утра, чтобы всё успеть. Когда будильник прозвенел, я вскочил с кровати и принялся за уборку. Я тщательно вытер пыль во всём доме, полил цветы, навёл порядок в своей комнате. Затем набрал в ведро воды и принялся мыть полы.
Когда мама проснулась, восторг озарил её лицо от сияющей чистоты. Папа держал в руках огромный букет и улыбался. Мы отправили маму в салон красоты, чтобы к её приходу приготовить праздничный обед. Как только за ней закрылась дверь, мы с папой поставили курицу в духовку, быстро нарезали салат и стали печь шоколадный торт.
К приходу мамы дом сиял чистотой, окна блестели, стол был накрыт и весь дом украшали воздушные шары. В этот день гостей я так и не увидел, потому что к их приходу уснул от усталости безмятежным сном. На следующий день я проснулся от маминого поцелуя. Я открыл глаза и увидел, что мама давно сидит у меня на кровати и ждёт, когда я встану. Она улыбалась и протягивала огромного медвежонка. Затем снова поцеловала меня и сказала: «Спасибо, мой родной, я бы без тебя не справилась».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс. Коти Т. Ю. 2015 г.
Тема: “Жизнь дана на добрые дела” классный час Цель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. Задачи: Разговорить детей, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор; обогатить лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте; расширить представления детей об этих словах с позиций нравственного смысла; закрепить практические и поведенческие навыки через нетрадиционные задания; развивать детское речевое творчество.
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения. Форма проведения: педагогическая мастерская Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
Б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:
“Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал” 1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Улыбнулись друг другу, гостям, мне. Спасибо.
Сегодня мы поговорим с вами …… Ребята, а вы знаете я ведь забыла о чем хотела с вами поговорить, помню. Что это что- то очень важное, и такое тёплое и нежное. Посмотрите, здесь у нас лежит какой – то сундучок . может быть он поможет нам . что- же в нем лежит? Я буду доставать предметы, а вы скажете, кому они принадлежат
Поможет нам узнать о чем , мы сегодня будем говорить волшебный сундучок.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
Шляпа. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
кот , который, всегда просил мышат «Ребята, давайте жить дружно..
необыкновенное существо, которое прилетело к нам на землю для того , чтобы найти себе друзей
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
Именно о доброте мы поговорим сегодня с вами.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Ребята , а кто помнит пословицу, которую я очень часто вам говорю?——–произнесем её все вместе.
Жизнь дана на добрые дела.
Именно так и назовем наш классный час.
Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Добро сделанное втайне, оплатится явно.
Доброе слово и железные ворота открывает
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Ребята , а что же такое доброта? Давайте попробуем провести ассоциации с цветом. На доске вы видите разноцветные полосочки, скажите какую полосочку вам бы очень хотелось взять , когда вы слышите слово «ДОБРОТА»? (желтую, белую, оранжевую, розовую)
Значит «доброта – это что- то очень яркое, нежное»
Ребята , а что же такое доброта?
Высказывания ребят.
– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов. Доброта– отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый–
Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
Несущий благо, добро, благополучие.
С чем можно сравнить доброту? Добро – это красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, любовь, , мама, радость, смех, улыбка, семья (На доске эти слова).
А как вы думаете, просто ли быть добрым?
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей
,Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет
,Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Вы услышали сейчас , что доброта , как солнце. Автор сравнивает доброту с солнцем. Почему? Если ярко светит солнце., что чувствуете вы? (тепло, радость, свет, заботуу вас поднимается настроение? Вам становится теплее и веселее. –,)
-– Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. В каждом из нас живет такое маленькое солнышко. – А вот сейчас слово вам. На вашей парте лежат лучики Пусть каждый из вас прижмет его к своей груди, а затем шёпотом расскажите лучику, что вы сделали доброго. Вы можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку.Пусть что-то маленькое, но такое, от чего стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда никому не сделали ничего доброго: ни человеку, ни растению, ни животному.
Поделились с лучиком?
Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами. . на доске слово ДОБРО в центре круга. Ребята прикрепляют к слову добро свои лучики.
Посмотрите, какое замечательное солнышко у нас получилось. Вы настоящие волшебники. А что вам помогло превратить обыкновенный круг в солнышко? (добрые слова, добрые поступки)- значит от ваших добрых дел так же как и от солнышка тепло, радостно.значит ваши добрые дела согревают сердца людей находящихся рядом с вами.
Итак все идет замечательно, но одно огорчает. Дерево стоит одинокое , унылое. Давайте поможем дереву стать красивым. А что поможет нам его оживить? Конечно же доброта окружающих.
Вы видите мальчика.- Что можно сказать о нем? (Ничего)- Можно ли сказать, что он добрый, приятный для окружающих? (Нет)
– А давайте наградим человека такими качествами, благодаря которым его можно назвать добрым. Дети читают слова и говорят нужно ли использовать это слово? Слова крепятся рядом с мальчиком на доске.
На цветочках написаны слова выбираем нужный и крепим на дерево.
. доброжелательный
вежливый
грубый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
готовый всегда прийти на помощь,
доброжелательный
добродушный
сочувствующий другим
стремящийся делать добро другим.
добросердечный,
душевный,
добропорядочный,
достойный)
умеющий прощать)
– – Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами (Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим …(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).
Молодцы!
А как мы назовем добрых людей которые говорят такие слова. (вежливые) а на сколько вежливы наши ученики мы проверим.
Игра «вежливо невежливо».
Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить “Спасибо” за подарок?
Громко разговаривать?
Поздороваться при встрече?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Говорят, что доброе слово и кошке приятно. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
– Можно ли словом обидеть или, наоборот, сделать приятное? (Ответы детей).Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )
Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 4
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
(Вывод: не делай зла, будь добрым)
– Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – не легкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование зла и добра. У каждого человека большого и маленького свой путь к доброте. Но все мы знаем , что добро всегда побеждает зло. И мне очень хочется чтобы каждый из вас был по настоящему добрым человечком.
Достается не дешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего
,Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются все земные труды,
Может вырастишь деревце на земле Кулунды.
Может, строишь ракету гидростанцию, дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом
Иль под снежней порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя. А что мы можем сделать сами . чтобы у нас было всегда такое замечательное настроение? (добрые дела, добрые поступки, говорить добрые слова)
Жизнь дана на добрые дела
Классный час
3 класс
Цели:
Развитие представлений учащихся о добре и зле; о добром человеке и
добром поступке.
Воспитание стремления совершать добрые дела.
Учитель. Наконец-то мы с вами встретились после долгих летних каникул. Вы все подросли, стали взрослее, умнее, серьёзнее. И поэтому на самом первом уроке в 3 классе нам предстоит серьёзный разговор. Мы будем говорить о добре, доброте, добрых людях, добрых поступках, добрых делах.
Человек как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная. (Д. Голубков)
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, «чтоб светлее стала Вселенная»?
(Ответы детей)
Один мудрый человек сказал, что «человек от природы добр» (Жан- Жак Руссо).
Послушайте притчу о двух гномиках (о добре и зле).
– Что такое добро?
– Что такое доброта?
(Ответы учащихся).
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно каждому осознавать свои действия и их результаты, уметь быть благодарным, делающим всем добро. Недаром гласит русская пословица «Доброе дело два века живет».
Давайте вспомним стихотворение, которое читали наши ребята на последнем празднике во 2 классе.
(«Достаётся недёшево счастье трудных дорог…»)
Учитель. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Научитесь быть добрыми ко всему окружающему. Каждый из вас может стать «волшебником добра».
(Дети читают стихотворение )
1. Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
2. Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
3. На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он…О чём? Угадал его мысли?
4. Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
5. А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке.
6. И ты обернулся ретивым конём –
Галопом сестрёнка помчалась на нём.
7. Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы пошить, полатать,
Да надо с уборкой возиться опять.
8. И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
– Да это как в сказке. Волшебник ты мой!
– Видите как просто порадовать своих близких, сделать для них что-то приятное. Внимание , добрые поступки, взаимопомощь, милосердие живут в нашем обществе. Часто люди не имеют средств, чтобы перечислить на благотворительные цели, но готовы поделиться последним. Таких людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесёт в подарок детям из детского дома, кто-то принесет баночку варенья для жителей дома престарелых, знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты. А кто-то из вас знает о таких случаях?
Анализ ситуаций из жизни.
(«Классные часы», 1-4, с. 133, с. 135)
– Добрыми волшебниками вы можете быть и для своих одноклассников. Почаще говорите друг другу «волшебные», добрые слова. От этого вы и сами будете становиться добрее. А сейчас мы заглянем в «ларец» добродетелей. Как вы думаете, что там?
Произносим заветные слова «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…» (Дети произносят эти слова и из ларца вынимают и читают таблички):
– помогать там, где нужна моя помощь;
– понимать другого;
– заботиться о близких;
– выручать друзей в беде;
– не ссориться;
– улыбаться тому, с кем говоришь;
– сочувствовать и сопереживать.
Игра «Да – нет!»
-Вы сильные? (Да!) Умелые? Ленивые? Красивые? Веселые? Милые? Послушные? Драчливые? Счастливые? Ворчливые? Добрые?
Советы доброго волшебника ребятам.
(Классные часы. 1 класс, с. 81)
– Какой мы сделаем сегодня вывод? (Ответы).
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
(37+8)-9 решить удобным способом для 2 класса
Найдите сумму натуральных чисел, удовлетворяющих неравенству 98
Ирхина Юлия Юрьевна
учитель начальных классов
первая категория
МБОУ СОШ № 50
Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию.
Тема: «Жизнь дана на добрые дела».
Цель занятия:
на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», совесть, справедливость, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых дел, формировать нравственные суждения, воспитывать уважения к одноклассникам.
Познавательные универсальные учебные действия: обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные действия: сотрудничество с учителем и одноклассниками, выполнение самостоятельно необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
Коммуникативные универсальные действия: учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: картинки к уроку;
интерактивная доска;
музыкальное сопровождение;
два толковых словаря С.И.Ожегова;
распечатанные ситуативные задачи;
плакаты с названиями улицы и дома;
модель дома, дерева, огня, сундучка, фруктов;
воздушные шарики;
украшения;
листочки, ручки, фломастеры.
Ход классного часа:
(Дети поделены на 2 группы)
Мотивация учебных действий.
-Добрый день дорогие ребята, предлагаю начать наш урок с прослушивания стихотворения.
(Учитель читает стихотворение под мелодию «Ветер перемен», дети смотрят видеоролик.)
Нам жизнь дана на добрые дела,
Она – судья, космический наставник!
А человек – вселенское дитя,
Он – грешник на земле, святой и странник!
Он в поисках и счастья и любви,
Он ищет смысл земных противоречий,
Считая годы, месяцы и дни,
А время пролетает быстротечно!
Но жизнь одна. Мы все по ней идём,
И каждый ждёт тепла, добра, участия,
Нам жизнь дана на добрые дела,
И в этом – человеческое счастье!!!
-Ребята определите, пожалуйста, тему урока. (На доске появляется тема «Жизнь дана на добрые дела»).
-Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить? (Дети называют задачи).
2. Обсуждение понятия «добро» и «зло».
-Милые девочки и мальчики, сегодня к нам на урок должна была прилететь Мэри Поппинс. Но она попала в беду, а чтобы ей помочь надо построить дом. Спасти её нам поможет волшебный сундучок.
-Как вы думаете, что там находится? (Отвечают дети.)
-Там задания, которые необходимо выполнить. Вы готовы?
(Каждая группа достаёт по одному листочку, на котором написаны слова – «доброта» и «зло»)
– Посоветуйтесь в группах, объясните значение этих слов. (Дети отвечают).
– Как по-другому можно объяснить эти слова? (Добро- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать что-то хорошее. Зло- зависть, жадность, ложь, война, предательство).
-Видите, как по-разному мы представляем себе слова «Добро» и «зло». Прочитайте значение слов в словаре С.И.Ожегова.
-Как вы считаете, справились ли вы с 1-ым заданием? Если да, то покажите карточку с улыбающимся человечком.
– Первый этаж дома построен. (Модель появляется на доске).
3. Упражнение слова – синонимы.
– Продолжаем спасать Мэри Поппинс. Достаньте из сундучка следующее задание.
-Каждый человек индивидуален, имеет свой характер. Одни люди говорят приятные слова, другие – плохие. Мы сейчас с вами поиграем в игру «копилка синонимов». Одна группа называет хорошие слова, другая – противоположные по смыслу, перекидывая друг другу мягкий кубик.
( Например: жадность- щедрость и т.д.).
-Какие слова вам приятнее было говорить? Почему?
-Оцените себя, если справились с заданием, то покажите изображение личика с улыбкой.
Постройте второй этаж дома.
4. Пословицы о доброте и добрых делах.
-Какие слова вам приятнее было слушать? Почему?
-Что они приносят? (радость, счастье)
-Теперь постарайтесь говорить почаще только хорошие слова, ведь они поднимают настроение. Помните, относись к человеку так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
-Вот и следующее задание для спасения Мэри. (достают из сундучка)
-Назовите пословицы о доброте и объясните как вы понимаете их смысл.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
В добре жить хорошо.
Добро творить – себя веселить.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добра желаешь – добро и делай.
(Дети сами оценивают свои ответы, после строят следующий этаж дома).
5. Игровые ситуации.
-Вы назвали очень много приятных слов.
-Только ли по количеству таких слов можно судить о человеке? (Нет. Надо совершать и добрые дела.)
-Посмотрите сценку. (Выступают подготовленные дети. Разногласия между детьми. Они ссорятся).
-Ребята, поставьте себя на место другого, обсудите в группах, как бы вы поступили в этой ситуации, и поделитесь со всеми.
-Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между собой, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.
-Какие добрые дела вы когда-нибудь сделали, расскажи случай из своей жизни.
-Какое чувство вы испытывали, когда делали добро?
-Сделав добро, человек становится чище, лучше, с ним интереснее общаться.
-Какой вывод можно сделать? (Если каждый человек сделает хоть немного добра, то мир может перевернуться.)
-Вы справились ещё с одним заданием. Оцените себя.
-Поставьте крышу к домику.
-Что ещё есть у дома? Прикрепите почтовый ящик.
6. Записка другу.
-Ребята, вы сейчас рассказывали о хороших поступках.
-Зачем мы сегодня завели об этом разговор?
-Чего больше добра или зла?
-Было ли такое, что вы оказались в неприятной ситуации? Может быть обидели кого-нибудь?
-Сегодня можете всё изменить? Мэри Поппинс предлагает вам всем написать записку. В ней вам нужно извиниться за себя и за других у своих одноклассников. Написать слова клятвы. (Примерный текст: Дорогие одноклассники, я прошу у вас прощение за себя и за других. Извините нас то, что мы обзывали и обижали вас. Я обещаю…)
-Прочитайте вслух, сверните и положите в почтовый ящик, который прикреплён к нашему построенному дому.
-Если вам придётся нарушить своё слово, доставайте и читайте вслух записки. Они помогут вам в трудной ситуации.
7. Украшаем дерево.
-Один мудрец сказал, жизнь прожита не зря, если ты построил дом, вырастил дерево и воспитал ребёнка. Какие ещё дела может совершить человек?(добрые дела).
-Дом мы построили. Он состоит из 3-х этажей. Это ваши ряды. На каждом этаже по 5 квартир. Это ваши парты на ряду.
-Мэри Поппинс спасена и она вам благодарна. Поэтому возле нашего дома выросло волшебное дерево. На нём сейчас будут появляться плоды. Это вежливые слова.
-Вы по очереди достаёте из квартиры слова, читаете их, объясняете значение. Добрые слова помещаете на дерево, а плохие бросаете в нарисованный огонь ( ученики прячут слова за нарисованный огонь) и сжигаете их, навсегда забывая о том, что они существовали. Таким образом, мы сжигаем обиду и всех прощаем. (Слова можно использовать такие: добро, зло, совесть, справедливость, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость, ссора, война, драка, помощь и т.д.)
-Смотрите, как дерево ожило, принарядилось, кажется, что оно радуется, шелестит листочками.
-Осталось назвать улицу и дом. (Предложения детей: «Улица вежливости», «дом хороших дел», «дерево счастья».)
8. Лучший подарок.
-Чтобы закрепить хорошие отношения необходимо сделать подарок. Мэри Поппинс подготовила для вас всё необходимое: воздушные шарики, украшения, фломастеры.
-Сделайте подарок друг другу, объясняя его смысл.
В классе в зимний день с утра
Проходил урок добра.
Все старательно учились
И сегодня меж собой
Не конфликтами делились,
А делились добротой.
Все обиды позабыли,
Мир всем классом заключили.
И решили- с этих пор
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем классом успевать
Все друг другу помогать.
-Посмотрите друг другу в глаза. Вы улыбаетесь, потому что счастливы.
-Что заставило вас улыбнуться? (добрые слова, добрые дела и приветливый взгляд)
-Какое доброе дело вы сегодня сделали совместно?
-Мэри Поппинс желает вам хорошего настроения, счастья, удачи, а также умения дружить и делать добрые дела.
9. Рефлексия.
-Мы, как одна большая семья построили дом, посадили дерево добра. Однако работали в разных группах. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.
-Что такое семья?
-В какой семье приятнее находиться? (В которой тепло и уют.)
-У меня в руках свеча. Это символ тепла и уюта. Чтобы лучше сохранились ваши отношения давайте по очереди будем передавать свечу и говорить друг другу приятные слова, что больше всего понравилось на уроке, чему научились, как теперь будете поступать. Оцените свою деятельность на уроке.
(Дети передают свечу и высказывают своё мнение, делают выводы.)
-Я благодарна всем за проведённый урок, за хорошие и добрые мысли, за рассуждения. Заботьтесь теперь о доме, который построили, о дереве, которое посадили.
Включаю песню Т. Мухаметишина «Песня о доброте», дети смотрят видеоролик.
По природе человек несовершенен. Он склонен видеть в окружающих, скорее негативные стороны, нежели позитивные. Большая часть общества так и делает и поэтому страдает от человеческой неблагодарности, пеняя на плохое отношение к себе.
На свете есть несколько категорий людей. Богатые, которые тратят свои деньги на себя, на своё благо. Бедные, готовые поделиться последним куском хлеба с окружающими. Мне кажется, что именно они долгожители, потому что, когда делаешь добро на душе становится светло, радостно, весело и хорошо. Ещё одна категория богатых людей, которые тратят свои деньги на благо страны, на детей-сирот, природные ресурсы.
И всё-таки задумаемся над фразой «Спешите делать добро!». Некоторые могут сказать, чтобы делать добро нужны деньги, а у нас их нет. Я полностью не согласен с ними. Для того чтобы добро делать совсем не нужны деньги. Ведь даже маленький ребёнок может сделать добро – помочь старшим, даже просто послушаться родителей. Ну а если маленький ребёнок сеет добро, то и взрослый человек, и подросток может это сделать.
Наверное, много людей мечтает сделать мир таким же, как в доброй сказке, где добро побеждает зло, и в которой всегда счастливый конец.
Мы часто задаём себе вопрос: что такое добро? Попробуем ответить. Добро – это сочувствие, понимание, это поступок, совершённый на почве добрых намерений. Смысл добра – это вера в само добро, желание помочь, сделать мир лучше.
Быть добрым – значит, не только думать о хороших поступках, но и совершать их. Каждый человек должен учиться сопереживать, сочувствовать. Надо содержать в своих мыслях не зависть, а радость за других, желание помогать нуждающимся, творить чудесные, солнечные поступки.
А то, что многие считают, что зла на свете больше, – это неправда, ведь добро есть в каждом. Часто мы просто невзначай обижаем друга, а недругу помогаем. Почему совершается зло? Многих просто толкают на неверный путь плохие люди или тяжёлые обстоятельства.
Что касается меня, то я считаю: вокруг меня нет злых людей. Но мне кажется: даже я сам нахожу в себе немного зависти и злобы.
Я совершал добрые поступки, но всё же мысленного сочувствия я уделял людям больше, чем конкретной помощи. Просто так складывались обстоятельства, но я всегда сочувствую тем, кто попал в беду, желаю им удачи. Мне хочется, чтобы все жили в добром мире, наполненном любовью и радостью. Так вот, я призываю вас всех делать добро. Ведь не каждому хватает в этом мире внимания, какой-то душевной теплоты. Ведь именно когда вы делаете добро, вам становится на душе очень весело и хорошо, и за каждое добро вам обязательно скажут спасибо. Так что спешите делать добро, и оно обязательно к вам вернётся!
Добрые дела – те поступки, совершая которые человек помогает другим. Ежедневно мы совершаем какие-либо действия и поступки, большую часть из них мы делаем для себя, стремясь извлечь выгоду, но такого быть не должно. Все-таки каждый из нас должен стремиться делать добрые дела. Когда мы помогаем другим, мы одновременно делаем хорошо и для себя, ведь хорошие дела возвращаются. Это доказывают и литературные произведения. В романе Пушкина “Капитанская дочка” Гринев подарил свой тулуп мужичку, который помог найти ему дорогу. Им оказался сам Пугачев, он запомнил этот поступок Гринева, а после отблагодарил. Пугачев помог спасти возлюбленную Гринева из плена Швабрина. Этот поступок очень помог главному герою, если бы он его не совершил, то его судьба могла сложиться иначе. В произведении Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов прошел все тяготы войны и плена, он в один день потерял всю свою семью, но это не сделало его злым и черствым, его сердце сохранило доброту. Он стал отцом для мальчика-сироты, у которого, также как и у самого Соколова, война забрала все. Этот маленький мальчик, не дал душе солдата очерстветь, благодаря нему у Соколова появился смысл жизни. Этот добрый поступок заслуживает огромного уважения. Каждый такой поступок делает мир добрее. Будьте добрее к миру, и он будет добрее к вам!
Каждый год в День рождения моей мамы собирается очень много гостей, которые спешат её поздравить. Некоторые приезжают даже с других городов, ведь моя мама — лучшая на свете!
В этом году папа сказал, что мы сделаем маме сюрприз и приготовим праздничный обед сами. Накануне я очень волновался и завёл будильник на пять утра, чтобы всё успеть. Когда будильник прозвенел, я вскочил с кровати и принялся за уборку. Я тщательно вытер пыль во всём доме, полил цветы, навёл порядок в своей комнате. Затем набрал в ведро воды и принялся мыть полы.
Когда мама проснулась, восторг озарил её лицо от сияющей чистоты. Папа держал в руках огромный букет и улыбался. Мы отправили маму в салон красоты, чтобы к её приходу приготовить праздничный обед. Как только за ней закрылась дверь, мы с папой поставили курицу в духовку, быстро нарезали салат и стали печь шоколадный торт.
К приходу мамы дом сиял чистотой, окна блестели, стол был накрыт и весь дом украшали воздушные шары. В этот день гостей я так и не увидел, потому что к их приходу уснул от усталости безмятежным сном. На следующий день я проснулся от маминого поцелуя. Я открыл глаза и увидел, что мама давно сидит у меня на кровати и ждёт, когда я встану. Она улыбалась и протягивала огромного медвежонка. Затем снова поцеловала меня и сказала: «Спасибо, мой родной, я бы без тебя не справилась».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс. Коти Т. Ю. 2015 г.
Тема: “Жизнь дана на добрые дела” классный час
Цель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи: Разговорить детей, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор; обогатить лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте; расширить представления детей об этих словах с позиций нравственного смысла; закрепить практические и поведенческие навыки через нетрадиционные задания; развивать детское речевое творчество.
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
Б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:
“Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал”
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Улыбнулись друг другу, гостям, мне. Спасибо.
Сегодня мы поговорим с вами …… Ребята, а вы знаете я ведь забыла о чем хотела с вами поговорить, помню. Что это что- то очень важное, и такое тёплое и нежное. Посмотрите, здесь у нас лежит какой – то сундучок . может быть он поможет нам . что- же в нем лежит? Я буду доставать предметы, а вы скажете, кому они принадлежат
Поможет нам узнать о чем , мы сегодня будем говорить волшебный сундучок.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
Шляпа. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
кот , который, всегда просил мышат «Ребята, давайте жить дружно..
необыкновенное существо, которое прилетело к нам на землю для того , чтобы найти себе друзей
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
Именно о доброте мы поговорим сегодня с вами.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Ребята , а кто помнит пословицу, которую я очень часто вам говорю?——–произнесем её все вместе.
Жизнь дана на добрые дела.
Именно так и назовем наш классный час.
Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Добро сделанное втайне, оплатится явно.
Доброе слово и железные ворота открывает
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Ребята , а что же такое доброта? Давайте попробуем провести ассоциации с цветом. На доске вы видите разноцветные полосочки, скажите какую полосочку вам бы очень хотелось взять , когда вы слышите слово «ДОБРОТА»? (желтую, белую, оранжевую, розовую)
Значит «доброта – это что- то очень яркое, нежное»
Ребята , а что же такое доброта?
Высказывания ребят.
– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.
Доброта– отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый–
Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
Несущий благо, добро, благополучие.
С чем можно сравнить доброту? Добро – это красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, любовь, , мама, радость, смех, улыбка, семья (На доске эти слова).
А как вы думаете, просто ли быть добрым?
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей
,Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет
,Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Вы услышали сейчас , что доброта , как солнце. Автор сравнивает доброту с солнцем. Почему? Если ярко светит солнце., что чувствуете вы? (тепло, радость, свет, заботуу вас поднимается настроение? Вам становится теплее и веселее. –,)
-– Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. В каждом из нас живет такое маленькое солнышко. – А вот сейчас слово вам. На вашей парте лежат лучики Пусть каждый из вас прижмет его к своей груди, а затем шёпотом расскажите лучику, что вы сделали доброго. Вы можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку.Пусть что-то маленькое, но такое, от чего стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда никому не сделали ничего доброго: ни человеку, ни растению, ни животному.
Поделились с лучиком?
Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами. . на доске слово ДОБРО в центре круга. Ребята прикрепляют к слову добро свои лучики.
Посмотрите, какое замечательное солнышко у нас получилось. Вы настоящие волшебники. А что вам помогло превратить обыкновенный круг в солнышко? (добрые слова, добрые поступки)- значит от ваших добрых дел так же как и от солнышка тепло, радостно.значит ваши добрые дела согревают сердца людей находящихся рядом с вами.
Итак все идет замечательно, но одно огорчает. Дерево стоит одинокое , унылое. Давайте поможем дереву стать красивым. А что поможет нам его оживить? Конечно же доброта окружающих.
Вы видите мальчика.- Что можно сказать о нем? (Ничего)- Можно ли сказать, что он добрый, приятный для окружающих? (Нет)
– А давайте наградим человека такими качествами, благодаря которым его можно назвать добрым. Дети читают слова и говорят нужно ли использовать это слово? Слова крепятся рядом с мальчиком на доске.
На цветочках написаны слова выбираем нужный и крепим на дерево.
. доброжелательный
вежливый
грубый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
готовый всегда прийти на помощь,
доброжелательный
добродушный
сочувствующий другим
стремящийся делать добро другим.
добросердечный,
душевный,
добропорядочный,
достойный)
умеющий прощать)
– – Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами (Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим …(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).
Молодцы!
А как мы назовем добрых людей которые говорят такие слова. (вежливые) а на сколько вежливы наши ученики мы проверим.
Игра «вежливо невежливо».
Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить “Спасибо” за подарок?
Громко разговаривать?
Поздороваться при встрече?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Говорят, что доброе слово и кошке приятно. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
– Можно ли словом обидеть или, наоборот, сделать приятное? (Ответы детей).Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )
Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 4
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
(Вывод: не делай зла, будь добрым)
– Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – не легкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование зла и добра. У каждого человека большого и маленького свой путь к доброте. Но все мы знаем , что добро всегда побеждает зло. И мне очень хочется чтобы каждый из вас был по настоящему добрым человечком.
Достается не дешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего
,Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются все земные труды,
Может вырастишь деревце на земле Кулунды.
Может, строишь ракету гидростанцию, дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом
Иль под снежней порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя. А что мы можем сделать сами . чтобы у нас было всегда такое замечательное настроение? (добрые дела, добрые поступки, говорить добрые слова)
Жизнь дана на добрые дела
Классный час
3 класс
Цели:
Развитие представлений учащихся о добре и зле; о добром человеке и
добром поступке.
Воспитание стремления совершать добрые дела.
Учитель. Наконец-то мы с вами встретились после долгих летних каникул. Вы все подросли, стали взрослее, умнее, серьёзнее. И поэтому на самом первом уроке в 3 классе нам предстоит серьёзный разговор. Мы будем говорить о добре, доброте, добрых людях, добрых поступках, добрых делах.
Человек как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная. (Д. Голубков)
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, «чтоб светлее стала Вселенная»?
(Ответы детей)
Один мудрый человек сказал, что «человек от природы добр» (Жан- Жак Руссо).
Послушайте притчу о двух гномиках (о добре и зле).
– Что такое добро?
– Что такое доброта?
(Ответы учащихся).
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно каждому осознавать свои действия и их результаты, уметь быть благодарным, делающим всем добро. Недаром гласит русская пословица «Доброе дело два века живет».
Давайте вспомним стихотворение, которое читали наши ребята на последнем празднике во 2 классе.
(«Достаётся недёшево счастье трудных дорог…»)
Учитель. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Научитесь быть добрыми ко всему окружающему. Каждый из вас может стать «волшебником добра».
(Дети читают стихотворение )
1. Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
2. Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
3. На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он…О чём? Угадал его мысли?
4. Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
5. А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке.
6. И ты обернулся ретивым конём –
Галопом сестрёнка помчалась на нём.
7. Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы пошить, полатать,
Да надо с уборкой возиться опять.
8. И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
– Да это как в сказке. Волшебник ты мой!
– Видите как просто порадовать своих близких, сделать для них что-то приятное. Внимание , добрые поступки, взаимопомощь, милосердие живут в нашем обществе. Часто люди не имеют средств, чтобы перечислить на благотворительные цели, но готовы поделиться последним. Таких людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесёт в подарок детям из детского дома, кто-то принесет баночку варенья для жителей дома престарелых, знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты. А кто-то из вас знает о таких случаях?
Анализ ситуаций из жизни.
(«Классные часы», 1-4, с. 133, с. 135)
– Добрыми волшебниками вы можете быть и для своих одноклассников. Почаще говорите друг другу «волшебные», добрые слова. От этого вы и сами будете становиться добрее. А сейчас мы заглянем в «ларец» добродетелей. Как вы думаете, что там?
Произносим заветные слова «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…» (Дети произносят эти слова и из ларца вынимают и читают таблички):
– помогать там, где нужна моя помощь;
– понимать другого;
– заботиться о близких;
– выручать друзей в беде;
– не ссориться;
– улыбаться тому, с кем говоришь;
– сочувствовать и сопереживать.
Игра «Да – нет!»
-Вы сильные? (Да!) Умелые? Ленивые? Красивые? Веселые? Милые? Послушные? Драчливые? Счастливые? Ворчливые? Добрые?
Советы доброго волшебника ребятам.
(Классные часы. 1 класс, с. 81)
– Какой мы сделаем сегодня вывод? (Ответы).
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
(37+8)-9 решить удобным способом для 2 класса
Найдите сумму натуральных чисел, удовлетворяющих неравенству 98
Ирхина Юлия Юрьевна
учитель начальных классов
первая категория
МБОУ СОШ № 50
Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию.
Тема: «Жизнь дана на добрые дела».
Цель занятия:
на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», совесть, справедливость, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых дел, формировать нравственные суждения, воспитывать уважения к одноклассникам.
Познавательные универсальные учебные действия: обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные действия: сотрудничество с учителем и одноклассниками, выполнение самостоятельно необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
Коммуникативные универсальные действия: учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: картинки к уроку;
интерактивная доска;
музыкальное сопровождение;
два толковых словаря С.И.Ожегова;
распечатанные ситуативные задачи;
плакаты с названиями улицы и дома;
модель дома, дерева, огня, сундучка, фруктов;
воздушные шарики;
украшения;
листочки, ручки, фломастеры.
Ход классного часа:
(Дети поделены на 2 группы)
Мотивация учебных действий.
-Добрый день дорогие ребята, предлагаю начать наш урок с прослушивания стихотворения.
(Учитель читает стихотворение под мелодию «Ветер перемен», дети смотрят видеоролик.)
Нам жизнь дана на добрые дела,
Она – судья, космический наставник!
А человек – вселенское дитя,
Он – грешник на земле, святой и странник!
Он в поисках и счастья и любви,
Он ищет смысл земных противоречий,
Считая годы, месяцы и дни,
А время пролетает быстротечно!
Но жизнь одна. Мы все по ней идём,
И каждый ждёт тепла, добра, участия,
Нам жизнь дана на добрые дела,
И в этом – человеческое счастье!!!
-Ребята определите, пожалуйста, тему урока. (На доске появляется тема «Жизнь дана на добрые дела»).
-Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить? (Дети называют задачи).
2. Обсуждение понятия «добро» и «зло».
-Милые девочки и мальчики, сегодня к нам на урок должна была прилететь Мэри Поппинс. Но она попала в беду, а чтобы ей помочь надо построить дом. Спасти её нам поможет волшебный сундучок.
-Как вы думаете, что там находится? (Отвечают дети.)
-Там задания, которые необходимо выполнить. Вы готовы?
(Каждая группа достаёт по одному листочку, на котором написаны слова – «доброта» и «зло»)
– Посоветуйтесь в группах, объясните значение этих слов. (Дети отвечают).
– Как по-другому можно объяснить эти слова? (Добро- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать что-то хорошее. Зло- зависть, жадность, ложь, война, предательство).
-Видите, как по-разному мы представляем себе слова «Добро» и «зло». Прочитайте значение слов в словаре С.И.Ожегова.
-Как вы считаете, справились ли вы с 1-ым заданием? Если да, то покажите карточку с улыбающимся человечком.
– Первый этаж дома построен. (Модель появляется на доске).
3. Упражнение слова – синонимы.
– Продолжаем спасать Мэри Поппинс. Достаньте из сундучка следующее задание.
-Каждый человек индивидуален, имеет свой характер. Одни люди говорят приятные слова, другие – плохие. Мы сейчас с вами поиграем в игру «копилка синонимов». Одна группа называет хорошие слова, другая – противоположные по смыслу, перекидывая друг другу мягкий кубик.
( Например: жадность- щедрость и т.д.).
-Какие слова вам приятнее было говорить? Почему?
-Оцените себя, если справились с заданием, то покажите изображение личика с улыбкой.
Постройте второй этаж дома.
4. Пословицы о доброте и добрых делах.
-Какие слова вам приятнее было слушать? Почему?
-Что они приносят? (радость, счастье)
-Теперь постарайтесь говорить почаще только хорошие слова, ведь они поднимают настроение. Помните, относись к человеку так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
-Вот и следующее задание для спасения Мэри. (достают из сундучка)
-Назовите пословицы о доброте и объясните как вы понимаете их смысл.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
В добре жить хорошо.
Добро творить – себя веселить.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добра желаешь – добро и делай.
(Дети сами оценивают свои ответы, после строят следующий этаж дома).
5. Игровые ситуации.
-Вы назвали очень много приятных слов.
-Только ли по количеству таких слов можно судить о человеке? (Нет. Надо совершать и добрые дела.)
-Посмотрите сценку. (Выступают подготовленные дети. Разногласия между детьми. Они ссорятся).
-Ребята, поставьте себя на место другого, обсудите в группах, как бы вы поступили в этой ситуации, и поделитесь со всеми.
-Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между собой, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.
-Какие добрые дела вы когда-нибудь сделали, расскажи случай из своей жизни.
-Какое чувство вы испытывали, когда делали добро?
-Сделав добро, человек становится чище, лучше, с ним интереснее общаться.
-Какой вывод можно сделать? (Если каждый человек сделает хоть немного добра, то мир может перевернуться.)
-Вы справились ещё с одним заданием. Оцените себя.
-Поставьте крышу к домику.
-Что ещё есть у дома? Прикрепите почтовый ящик.
6. Записка другу.
-Ребята, вы сейчас рассказывали о хороших поступках.
-Зачем мы сегодня завели об этом разговор?
-Чего больше добра или зла?
-Было ли такое, что вы оказались в неприятной ситуации? Может быть обидели кого-нибудь?
-Сегодня можете всё изменить? Мэри Поппинс предлагает вам всем написать записку. В ней вам нужно извиниться за себя и за других у своих одноклассников. Написать слова клятвы. (Примерный текст: Дорогие одноклассники, я прошу у вас прощение за себя и за других. Извините нас то, что мы обзывали и обижали вас. Я обещаю…)
-Прочитайте вслух, сверните и положите в почтовый ящик, который прикреплён к нашему построенному дому.
-Если вам придётся нарушить своё слово, доставайте и читайте вслух записки. Они помогут вам в трудной ситуации.
7. Украшаем дерево.
-Один мудрец сказал, жизнь прожита не зря, если ты построил дом, вырастил дерево и воспитал ребёнка. Какие ещё дела может совершить человек?(добрые дела).
-Дом мы построили. Он состоит из 3-х этажей. Это ваши ряды. На каждом этаже по 5 квартир. Это ваши парты на ряду.
-Мэри Поппинс спасена и она вам благодарна. Поэтому возле нашего дома выросло волшебное дерево. На нём сейчас будут появляться плоды. Это вежливые слова.
-Вы по очереди достаёте из квартиры слова, читаете их, объясняете значение. Добрые слова помещаете на дерево, а плохие бросаете в нарисованный огонь ( ученики прячут слова за нарисованный огонь) и сжигаете их, навсегда забывая о том, что они существовали. Таким образом, мы сжигаем обиду и всех прощаем. (Слова можно использовать такие: добро, зло, совесть, справедливость, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость, ссора, война, драка, помощь и т.д.)
-Смотрите, как дерево ожило, принарядилось, кажется, что оно радуется, шелестит листочками.
-Осталось назвать улицу и дом. (Предложения детей: «Улица вежливости», «дом хороших дел», «дерево счастья».)
8. Лучший подарок.
-Чтобы закрепить хорошие отношения необходимо сделать подарок. Мэри Поппинс подготовила для вас всё необходимое: воздушные шарики, украшения, фломастеры.
-Сделайте подарок друг другу, объясняя его смысл.
В классе в зимний день с утра
Проходил урок добра.
Все старательно учились
И сегодня меж собой
Не конфликтами делились,
А делились добротой.
Все обиды позабыли,
Мир всем классом заключили.
И решили- с этих пор
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем классом успевать
Все друг другу помогать.
-Посмотрите друг другу в глаза. Вы улыбаетесь, потому что счастливы.
-Что заставило вас улыбнуться? (добрые слова, добрые дела и приветливый взгляд)
-Какое доброе дело вы сегодня сделали совместно?
-Мэри Поппинс желает вам хорошего настроения, счастья, удачи, а также умения дружить и делать добрые дела.
9. Рефлексия.
-Мы, как одна большая семья построили дом, посадили дерево добра. Однако работали в разных группах. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.
-Что такое семья?
-В какой семье приятнее находиться? (В которой тепло и уют.)
-У меня в руках свеча. Это символ тепла и уюта. Чтобы лучше сохранились ваши отношения давайте по очереди будем передавать свечу и говорить друг другу приятные слова, что больше всего понравилось на уроке, чему научились, как теперь будете поступать. Оцените свою деятельность на уроке.
(Дети передают свечу и высказывают своё мнение, делают выводы.)
-Я благодарна всем за проведённый урок, за хорошие и добрые мысли, за рассуждения. Заботьтесь теперь о доме, который построили, о дереве, которое посадили.
Включаю песню Т. Мухаметишина «Песня о доброте», дети смотрят видеоролик.