Сочинение на тему композиция

10 вариантов

  1. Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
    (С. И. Ожегов)
    Композиция сочинения
    вступление
    основная часть
    заключение
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
    Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
    Во вступлении может
    содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»);
    содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют большое значение для последующего анализа текста;
    сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»).
    Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
    В основной части следует избегать
    пересказа литературного произведения;
    изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
    Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Заключительная часть должна быть
    короткой, но емкой;
    органически связана с предыдущим изложением.
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
    Источники:
    МБУК «Публичная библиотека» [Электронный ресурс]: Новоуральск: 2012 г. – http://www.publiclibrary.ru

  2. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
    Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»
    Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
    Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
    Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
    Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.
    Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
    При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.
    Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
    Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
    Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
    И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу.

  3. В качестве примера приведём анализ структуры сочинения на тему«Любить природу — значит любить родину (М. Пришвин)»:
    Композиция
    Сочинение
    Вступление
    Сегодня всё чаще и чаще начинают говорить об экологической катастрофе, грозящей человечеству. Слишком долго люди бездумно вмешивались в естественный ход природных явлений. Слишком самонадеянно человек назвал себя царём природы и решил подчинить её себе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — провозгласил Базаров, а вслед за ним и многие поколения безоглядно кроили и перекраивали мир, не задумываясь о последствиях.
    Основная часть Тезис 1
    Однако не все равнодушно взирали на происходящее. Многие писатели уже давно предупреждали людей о грозящей беде. Один из них — Валентин Григорьевич Распутин. Всем своим творчеством он утверждает мысль, что только в согласии с природой, в единстве с землёй, которая тебя взрастила, можно постичь смысл человеческого бытия, достичь гармонии в самом себе. В каждом своём произведении он пытается объяснить читателю эту простую истину.
    Доказательства, примеры Микровывод
    Наиболее интересной в этом плане мне кажется повесть «Прощание с Матёрой». В центре внимания автора трагическая история гибели целого края: на наших глазах уходит под воду мир со всеми своими традициями, легендами, языком и верой. Вместе с героями повести мы прощаемся с деревней Матёрой.
    Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод
    Само слово «Матёра» символично: мать, родная земля… Однако герои повести по-разному относятся к родной деревне. Старики: Дарья, Настасья, Катерина, Сима — не могут смириться с жестоким и неразумным решением. Дарья с горечью думает о своей ответственности перед предками, о родном крае, который не смогла уберечь. Её сын Павел хоть и жалеет родной остров, но уже смирился, работает бригадиром в новом совхозе, обживает новый дом, а внук Андрей и вовсе забыл о своих корнях, собирается работать на строительстве той самой плотины, из-за которой гибнет Матёра. Так на примере трёх поколений семьи Пинигиных автор показывает, как человек постепенно отдаляется от родной земли.
    Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод
    Особую тревогу автора вызывают люди, которые добровольно губят Матёру. Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с матёринцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища. Распутин метафорически называет этих героев «обсевками», сравнивая с голыми местами на пашне, куда не упало зерно. В их души не упали семена добра. На примере таких персонажей писатель показывает, что может произойти с человеком, который теряет связь с родиной.
    Тезис 4 Доказательства, примеры Микровывод
    Особую роль в повести играют символические образы. Гордостью матёринцев является «царский листвень» — старое дерево, одиноко стоящее на холме. По преданию, его корни — это опора острова, тот стержень, на котором держится жизнь. Как ни стараются его уничтожить, могучее дерево несокрушимо, неподвластно ни топору, ни огню. Писатель считает, что человек не властен над силами природы, никогда не подчинит её своей воле, не изменит её вековых законов.
    Тезис 5 Доказательства, примеры Микровывод
    Символичен и финал повести. Павел, Петруха и Воронцов блуждают в тумане, не могут найти путь к уже утраченному дому, где остались их матери. Так Распутин хочет напомнить нам, что, оторвавшись от своих корней, мы будем блуждать во мраке, не находя вокруг нравственных ориентиров.
    Заключение
    И сегодня, через десятилетия после выхода повести в свет, мы видим, как прав был писатель. Но всё же я с надеждой смотрю в будущее, желая, чтобы люди одумались: не разрушали, а созидали, сохраняли живой первозданную красоту природы.
    3.1 Как писать вступление
    Варианты вступления
    Вид вступления
    Описание
    Пример
    Историческое
    Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.
    XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
    Аналитическое
    Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).
    Человек и природа… Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.
    Биографическое
    Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.
    Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
    Цитатное
    В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.
    «Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…
    Личностное
    Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.
    Я не случайно выбрал(-а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения.
    Вступление должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

  4. Композиция сочинения
    Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы. Композиция — это построение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
    Традиционно выделяют три части сочинения:
    вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;
    основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;
    заключение, в котором подводится итог.
    Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями,по которым её будут проверять:
    Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.
    Основные средства связи между предложениями в тексте
    Название средства
    Примеры
    1
    Слова-заместители:
    местоимения
    наречия
    синонимы
    различные оценочные обозначения
    родовидовые слова
    имя собственное — имя нарицательное
    девушка — она
    в лесу — там
    быстро, стремительно
    храбрец — богатырь
    деревья — берёзы
    Соболевский — офицер
    2
    Лексические повторы
    Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завестизолотую полку (Ю. Олеша).
    3
    Соответствие видовременных глагольных форм
    Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяетсвои слова и поступки, он формирует себя как личность.
    4
    Предлоги
    Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силужизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер).
    5
    Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)
    Вдали слышался страшный шум. Вдалигрохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.
    6
    Параллелизм
    …что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
    7
    Противопоставление
    Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).
    8
    Вопросительные
    предложения
    Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.
    9
    Союзы
    Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным(Д. Гранин).
    Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однакопочему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин).
    10
    Порядок слов в предложении (прямой, обратный)
    Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя… Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа… (И. Тургенев)
    11
    Последовательность в изложении мыслей
    встал, умылся, позавтракал
    12
    Слова-организаторы логических связей
    вот, почему, из этого следует и др.
    13
    Вводные слова, организующие порядок высказывания
    итак, наконец, в заключение разговора
    Типичные ошибки:
    нарушена последовательность изложения мыслей;
    нарушена смысловая цельность и связность;
    не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;
    отсутствуют связки между абзацами.
    На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу, которая поможет вам правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни одной части сочинения.
    Поскольку содержание основной части сочинения мы рассмотрели ранее, обратимся к вступительной и заключительной частям работы.
    Виды и формы вступления
    Важно помнить,что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
    В любом случае не делайте вступление очень объемным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
    Виды заключения
    К сожалению, дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения, что называется, обрываются на полуслове, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент — заключение. Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
    Рассмотрим различные способы оформления заключения.
    Типовые конструкции, используемые в заключении
    Таким образом,
    Следовательно,
    Итак,
    В заключение хочу подчеркнуть…
    В заключение важно отметить…
    Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…
    Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
    Итак, работая над сочинением, не забывайте о требованиях к его структуре и оформлению.
    Что проверяет эксперт?
    Эксперт проверяет наличие всех композиционных частей сочинения, а также связность изложения мысли.
    Композиция сочинения. Рабочая тетрадь
    Композиция сочинения. Рабочая тетрадь
    1. Прочитайте текст Д. Лихачёва, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца.
    (1) Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… (2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8) При этом память вовсе не механична. (9) Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (10) Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты. (11) Память противостоит уничтожающей силе времени. (12) Это свойство памяти чрезвычайно важно. (13) Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14) В этом величайшее нравственное значение памяти. (15) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (16) Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (17) Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (18) Всё это дорого нам. (19) Да и просто уважение к могилам предков. (20) Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками.(21) Память — наше богатство.
    (По Д. Лихачёву)
    Ответ:
    1-й абзац — предложения №___________
    2-й абзац — предложения №___________
    3-й абзац — предложения №___________
    4-й абзац — предложения №___________
    5-й абзац — предложения №___________
    6-й абзац — предложения №___________
    2. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
    Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.
    Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
    Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.
    Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
    Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
    (По Д. Лихачёву)
    СОЧИНЕНИЕ
    (1) Экология — это наука, изучающая взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей природной среды. (2) Однако есть и другая среда, которая также нуждается в защите, бережном отношении человека, — это культура, то есть всё, что создано творческой деятельностью людей. (3) Именно проблеме экологии культуры, то есть проблеме сохранения культурного наследия человечества, посвящён текст Д.С. Лихачёва. (4) Автор напоминает нам о том, что утраты памятников культуры невосполнимы. (5) Если природа до определённых пределов обладает способностью к самовосстановлению, то объекты культуры исчезают навсегда. (6) Лихачёва тревожит угрожающее истощение «запаса» памятников культуры, поскольку с каждой такой потерей человечество лишается части своего прошлого. (7) Всё это приводит автора к мысли о необходимости создания новой серьёзной научной дисциплины, изучающей вопросы сохранения культуры. (8) Таким образом, Лихачёв хочет напомнить каждому из нас о том, что сохранение культурного наследия — одна из важнейших задач,стоящих перед человечеством. (9) Трудно не согласиться с автором. (10) Стихийные бедствия, социальные катаклизмы и просто неразумная деятельность человека постоянно угрожают памятникам культуры. (11) Достаточно вспомнить историю дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске, практически уничтоженных оккупантами во время Великой Отечественной войны. (12) Если бы не кропотливый труд реставраторов, мы бы никогда не увидели эти чудеса усадебнопарковой архитектуры, хранящие память о целой эпохе жизни России. (13) Подтверждением моей позиции может служить публицистика автора текста – Д.С. Лихачёва. (14) Например, в своём путевом очерке он описывает впечатления от поездки на теплоходе по Волге. (15) Сердце автора сжимается при виде разрушенных церквей и старых усадеб, которые «плачут глазницами своих пустых окон». (16) А ведь памятники старины воспитывают людей, помогают понять особое место России в истории. (17) Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. (18) Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти?
    Ответ:
    Вступление: предложение(-я) № ___________
    Проблема: предложение(-я) № ___________
    Комментарий: предложение(-я) № ___________
    Позиция автора: предложение(-я) № ___________
    Своя позиция: предложение(-я) № ___________
    Аргумент 1: предложение(-я) № ___________
    Аргумент 2: предложение(-я) № ___________
    Заключение: предложение(-я) № ___________
    3. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
    Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
    Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.
    Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
    От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
    (Д. Лихачёв)
    СОЧИНЕНИЕ
    (1) Ради чего живёт человек? (2) Какова истинная цель жизни? (3) Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (4) Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. (5) Многие сосредоточены исключительно на преумножении различных материальных благ. (6) Однако симпатии автора на стороне тех, кто живёт, чтобы приносить добро окружающим. (7) Сам выбор жизненной задачи многое говорит о человеке. (8) Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела! (9) Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачёв приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. (10) Трудно не согласиться с автором. (11) Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. (12) Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? (13) Дома, дачи, машины, добытые нечестным путём, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту? (14) Подтверждение мысли автора можно найти в художественной литературе. (15) Например, Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. (16) Это ли не истинная цель, достойная настоящего человека?! (17) Таким образом, каждый из нас, кто задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется».
    Ответ:
    Вступление: предложение(-я) № ___________
    Проблема: предложение(-я) № ___________
    Комментарий: предложение(-я) № ___________
    Позиция автора: предложение(-я) № ___________
    Своя позиция: предложение(-я) № ___________
    Аргумент 1: предложение(-я) № ___________
    Аргумент 2: предложение(-я) № ___________
    Заключение: предложение(-я) № ___________
    4. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Свой ответ обоснуйте.
    A. Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что межнациональные войны — это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.
    Б. Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями — это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы — братья, а братоубийству нет и не может быть прощения.
    B. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить осмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит каждому из нас»!
    Г. Разные языки, разный цвет кожи — к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.
    Д. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, преследование евреев… Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несчастью, время ничему не учит людей.
    Е . Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», — пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.
    Ж. Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.
    Ответ:
    Вступление, формулировка проблемы ________________
    Комментарий ________________
    Позиция автора ________________
    Собственная позиция ________________
    Аргумент 1 ________________
    Аргумент 2 ________________
    Заключение ________________

  5. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”

    Как написать сочинение? Методические рекомендации по написанию сочинения

    Композиция сочинения

    Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
    Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
    Функция вступления – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
    – изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
    – выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
    – очень длинное, затянутое вступление.
    При написания вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: “Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?” Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и учитель (экзаменатор), читая сочинение. Весьма существенным представляется временной фактор: экзамен ограничен четырьмя часами, и нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя “не по теме”.
    Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться ab ovo (от сотворения мира, “с яйца”). Неудачным следует признать такое начало сочинения “Фамусов” на тему “Фамусов в изображении А. Грибоедова”:
    А. С. Грибоедов был одним из выдающихся деятелей своего времени. Он был человеком тонкого ума, большого сердца и жил в соответствии с высокими моральными принципами. Грибоедову принадлежит одно из самых великих произведений русской литературы, которое обессмертило его имя. Комедия “Горе от ума” – это произведение, которое было и будет актуально.
    Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе “Гроза” А. Островского» начинается динамично:
    Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом – к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в “темном царстве” никто не может дать ей желаемое.
    Данное вступление можно расценить как удачное. Тема “Образ Катерины…” весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.
    Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени”», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.
    Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему “Человек и государство” в “петербургской повести” А. Пушкина “Медный всадник” начинается подобным образом:
    Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина.
    Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
    Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.
    Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение учитель (экзаменатор) не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
    В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему “Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова”:
    В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия “судьба” в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию “судьба”, изменение этого отношения со временем – все эти стороны я старался охватить в своей работе.
    Некоторые экзаменационные темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева “Отцы и дети”» может заканчиваться таким суждением:
    Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: “дети” продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу “новое слово”. Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема – конфликт поколений. “Дети” отрицают жизненные идеалы “отцов”, выросших при социализме и строивших коммунизм, “отцы” не понимают “детей”, выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс.
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.
    Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
    Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
    Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Тема может быть сформулирована в виде вопроса. Например «”Что делать?”(По произведениям современной русской литературы и публицистики)». Тема может быть представлена цитатой: «”Мир умирает каждый раз с умершим человеком” С. Маршак (По произведениям русской литературы XX века)». Тема может предлагать сравнительную характеристику героев: «Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова “Обломов”)». Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например: “Женский характер в изображении Л. Толстого”. Тема может отсылать к общей характеристике произведения, например, «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Чехова “Ионыч”», а также охватывать творчество писателя в целом, например, “Русское купечество в произведениях А. Островского”.
    Большую трудность вызывает написание обзорных, “сквозных” тем. Если вы решили написать сочинение на обзорную тему, например: “Образ странника в русской литературе второй половины XIX века”, прежде всего постарайтесь во вступлении определить исходные позиции. Тип странника можно истолковать по-разному: странники – это богомольцы, верующие люди, собирающие пожертвования на строительство новых церквей. Или это созерцатели, бредущие по миру с единственной целью – насладиться его красотой. Или это правдоискатели, озабоченные потребностью найти истину, раскрыть тайну бытия. Оговорите во вступлении ваше понимание странничества как одной из сторон русской народной жизни. Оговорите также литературные произведения, сюжетами которых можно воспользоваться для реконструкции данного типа героя. В основной части проанализируйте хотя бы два из названных во вступлении текстов (например, “Очарованный странник” Н. Лескова и “Кому на Руси жить хорошо” Н. Некрасова). Постарайтесь для себя определить особенности изображения странников у каждого автора и на этих особенностях (а не на пересказе сюжета!) стройте свое изложение. В заключении уместно было бы порассуждать, почему данный тип героя стал актуален в русской литературе именно во второй половине XIX века.
    Несомненно, предложенный выше план является одним из возможных путей, по которому можно следовать при написании сочинения. Для вас главным будет определить направление, основные его вехи и четко следовать им при написании сочинения.
    Еще раз напомним, что при написании любого сочинения абитуриент должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни).
    По материалам методических указаний к вступительному экзамену по русскому языку и литературе абитуриенту Санкт-Петербургского государственного университета. 2001 г.

  6. Критерий К5 оценивает смысловую цельность сочинения.
    Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Компо­зиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
    Традиционно выделяются три части сочинения:
    1) вступление, в котором обычно формули­руется проблема текста;
    2) основная часть, включающая в себя ком­ментарий, авторскую позицию, собственную по­зицию пишущего и аргументы;
    3) заключение, в котором подводится итог.
    Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
    1. Вступление.
    2. Формулирование проблемы.
    3. Комментарий.
    4. Авторская позиция.
    5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).
    6. Первый аргумент.
    7. Второй аргумент.
    8. Вывод.
    Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами – ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

  7. На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.
    Сочинение-рассуждение
    Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение.
    Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
    Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:
    1) Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам, например, «Образ Евгения Базарова».
    Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения.
    Примеры таких тем: «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; или Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    2) Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.
    Примеры таких тем:
    1. Кто прав в споре о гуманизме, Лука или Сатин? (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
    2. Был ли выход у Катерины Кабановой?
    3) Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала, например: «Мертвые души» Н. В. Гоголя — гениальная сатира на крепостническую Русь.
    3.Текст-описание и его виды в русском языке.
    Тексты-описания очень разнообразны в зависимости от целого ряда условий.
    Первое: Большую роль играет сам объект описания: неодушевлённый или одушевлённый, пейзаж, портрет, событие и так далее.
    Второе: Очень важно, является ли описание динамическим – обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие или статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста. Так же принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.
    С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.
    Фактографические описания распространены в инструкциях, в научно-технической сфере, технических руководствах, инженерии, а также в различного рода справочных изданиях.
    Их отличаете – это отсутствие эмоциональной оценочности, сухость, а так же чёткость, полнота, точность и последовательность.
    Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково:
    1 – общее назначение (функция) предмета;
    2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа.
    Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других в его целостности и единстве; так же обязательно нужно выявить его характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.
    Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, холм, озеро и так далее), то могут быть описаны перемены в нём в разное время.

  8. Основное требование к заключительной части сочинения может быть сформулировано так: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.
    Итак, какой может быть заключительная часть сочинения?
    1. Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора. Это самый распространённый вид заключения: вернитесь к основной мысли автора, выразив её своими словами, чтобы не было впечатления простого повторения одного и того же.
    …Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
    Использование цитаты.
    Обычно педагоги не советуют ученикам заканчивать сочинение цитатой. Сложность заключается в том, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Лучше использовать небольшой фрагмент, словосочетание, которое содержит ключевые слова текста.
    …Подводя итоги, хочу сказать, что искусство откроет свои тайны человеку, который способен не только думать, но и чувствовать, сопереживать. Именно такой читатель, зритель или слушатель сможет познать «радость узнавания», о которой пишет автор.
    Открытый финал.
    Используя фигуру умолчания, мы рассчитываем на то, что сказанного достаточно, чтобы читающий самостоятельно домыслил остальное. Имейте в виду, что предыдущая часть действительно должна давать исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме, иначе такой финал оставит впечатление незавершённости.
    …Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя чинопочитание, лицемерие, преклонение перед начальством. И всё же эти явления – неотъемлемая част нашей жизни. Они были, есть и будут. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?..
    ЕГЭ. Русский язык. Задание 26.
    С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения.
    Отдельный критерий проверки сочинения связан с композиционной целостностью работы.
    Традиционно выделяются три части сочинения:
    1. вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;
    2. основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;
    3. заключение, в котором подводится итог.
    В психологии известен так называемый закон края, суть которого заключается в следующем: лучше всего усваивается то, что дается в начале и в конце сообщения. Следовательно, вступление и заключение – это очень важные элементы композиции сочинения. Подробно рассмотрим каждый из них.
    С чего начать?
    Начало сочинения вызывает немало трудностей у старшеклассников. Начало сочинения – это ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. За безликим началом, как правило, следует такое же примитивное продолжение.
    Каким же должен быть зачин?
    Подвести к формулировке проблемы можно различными способами.

  9. 7
    Способы выявления проблемы Анализ поступков, отношений, речи героев. (художественный текст) Позиция автора. (публицистический текст) 1. Определите тему текста. 2. Определите основную мысль текста, запишите её в виде законченного предложения. 2. На какой вопрос отвечает предложение? 3. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
    8
    Как сформулировать проблему Текст 1 В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят удивляют­ся: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело из­учить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём- нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки специальные пробки, и на них учит­ся Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла на пробках. Когда же при­ходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
    9
    Как сформулировать проблему 1. Тема воспитания. 2.Чрезмерная забота и опека родителей о своих детях не всегда приводят к хорошему воспитанию. Необходимо с детских лет приучать к труду и самостоятельности. 3. Ф.Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателями вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях?
    10
    Проблема текста Ответ: 3, 4, 6, 7, 9
    11
    Типичные ошибки при формулировании проблемы Непонимание проблемы. Неумение сформулировать проблему. Неоправданное расширение или сужение проблемы. Подмена проблемы авторской позицией. Подмена проблемы пересказом.
    12
    Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Ф.Кривина. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа. ПримерТип ошибки 1. Проблема текста Ф. Кривина заключается в том, что родители не должны баловать своих детей. А. Неоправданное расширение проблемы. 2. Как правильно выбрать профессию? Этой проблеме посвящён текст Ф. Кривина. Б. Подмена формулировки проблемы пересказом. 3. Проблема текста Ф. Кривина в том, что Свёрла воспитывали сына на пробках, а когда пришла пора заниматься серьёзным делом, он не захотел браться за работу. В. Подмена проблемы авторской позицией. 4. С помощью иносказания автор поднимает проблему человеческих отношений. Г. Непонимание проблемы.
    13
    Ответ: 1 – В 2 – Г 3 – Б 4 – А
    14
    Типичные ошибки Какая ? Чего? Сложная ОсновнаяВоспитания Глубокая Глобальная АктуальнаяВойны Социальная Международная ОстраяЭкономики Философская Злободневная НациональнаяДружбы Нерешённая Назревшая
    15
    Самое сложное -комментарий 1. Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Почему эта проблема им интересна? 2. Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность? 3. Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? 4. С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) 5. Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
    16
    Комментарий ТекстуальныйКонцептуальный (от текста к действительности)(от действительности к тексту) Следовании за автором в раскрытии проблемы. Понимание проблемы даёт различного рода интерпретацию текста. Связь мыслей автора текста со своими знаниями о жизни. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли она в наши дни? Какие высказывания заслуживают особого внимания? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему эта проблема привлекла внимание автора? На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Какой аспект проблемы рассматривает автор?
    17
    Типичные ошибки при комментарии 1. Подмена комментария пересказом. 2. Отсутствие комментария. 3. Подмена комментария цитированием. 4. Несоответствие комментария заявленной проблеме. 5. Отсутствие опоры на текст.
    18
    Типичные ошибки при комментарии Текст 2 Я старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
    19
    Определите типы ошибок, допущенных при комментировании текста 2 Ю.Лотмана.
    20
    Ответ: 2 – А 5 – Б 1 – В 3 – Г 4 – Д
    21
    Авторская позиция Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. Выражена прямо – в обращениях к читателю, в отдельных предложениях. Выражена косвенно – в поступках, мыслях героев, с помощью выразительных средств (например, ирония).
    22
    Средства выражения авторской позиции Слова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно и др. Оценочная лексика: «зло агрессивно» и др. Средства выразительности: ирония, риторическое восклицание и др. Вводные слова: к сожалению, к счастью и др. Побудительные предложения: «Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя».
    23
    Типичные ошибки Отсутствует авторская позиция. Позиция автора формулируется слишком широко и (или) неточно. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста. Позиция автора подменяется мнением рассказчика. Не путать понятия автор и рассказчик (повествователь). Позиция автора поменяется цитированием.
    24
    Типичные ошибки Рассмотрите на примерах типичные ошибки при определении авторской позиции. Текст 3 Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора. Соотнесите формулировки проблем текста Ю.Бондарева с формулировками позиции автора.
    25
    Советы Позиция автора обычно содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце. Старайтесь сформулировать позицию автора своими словами, избегая сложных метафор. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно.
    26
    Аргументация собственной позиции Тезис (ваш позиция). Аргумент 1 (иллюстрации, примеры) Аргумент 2 (иллюстрации, примеры) Вывод. Аргумент поддерживающий (согласие с автором текста). Аргумент опровергающий (несогласие с автором текста)
    27
    Контртезис (ваш позиция). Аргумент 1 (иллюстрации, примеры) Аргумент 2 (иллюстрации, примеры) Вывод.
    28
    Аргументы Логические: реальные факты, статистика, законы природы, официальные документы. Иллюстративные: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы. Ссылки на авторитет: мнение выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, общественное мнение.
    29
    Типичные ошибки Отсутствие аргументов. Довод ученика не развивает тезис, а повторяет его. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста. Отклонение от тезиса. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом. Этически некорректное изложение доводов.
    30
    Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Тезис: Художественная литература это важнейший источник духовного развития личности.
    31
    Композиция сочинения ВСТУПЛЕНИЕ ПРОБЛЕМА КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗИЦИЯ АВТОРА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ АРГУМЕНТ 1 АРГУМЕНТ 2 ВЫВОД
    32
    1. Прочитайте текст Д. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. 2. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст.
    33
    Ответ 1 Вступление: 1-3 Комментарий: 4-8 Позиция автора: 9 Своя позиция: Аргумент 1: Аргумент 2: Заключение: 17
    34
    Ответ 2 Г Ж Е А Д Б В
    35
    Виды и формы вступления Проблемный вопрос Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И.Ильин. Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекает внимание автора.
    36
    Виды и формы вступления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу… Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.
    37
    Виды и формы вступления ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ БЛИЗКОМУ К ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества, Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.
    38
    Виды и формы вступления СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ Впечатления детства, наверное, одн и из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
    39
    Виды и формы вступления ОПИСАНИЕ ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха…Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
    40
    Виды и формы вступления ЦИТАТА ИЗ ИСХОДНОГО ТЕКСТА (ИЛИ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА), СВЯЗАННАЯ С РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ «Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
    41
    Виды и формы вступления ОБРАЩЕНИЕ К ФАКТАМ БИОГРАФИИ АВТОРА, ЕГО ВЗГЛЯДАМ, УБЕЖДЕНИЯМ Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Он и сейчас живёт в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель, – проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.
    42
    Определите вид вступления: Экология – эта наука, изучающая взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей природной среды. Однако есть и другая среда, которая также нуждается в защите, бережном отношении человека, – это культура, то есть всё, что создано творческой деятельностью людей. Именно проблеме экологии культуры, то есть проблеме сохранения культурного наследия человечества, посвящён текст Д.С.Лихачёва.
    43
    Определите вид вступления: Ради чего живёт человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
    44
    Ответы: 1.Ссылка на авторитетное мнение по вопросу близкому к обсуждаемой проблеме 2.Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста
    45
    Виды заключения Обобщение основных мыслей автора. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. Призыв, обращение к читателю. Использование цитат.
    46
    Виды заключения Обобщение основных мыслей автора Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!
    47
    Виды заключения Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
    48
    Виды заключения Призыв, обращение к читателю Итак, перед тем, как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг нам людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок. ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
    49
    Виды заключения Использование цитат Итак, текст К.Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого; «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»
    50
    Советы выпускникам (часть С) Умейте распределять время – 90 минут на часть С. Читая текст первый раз, обратите внимание на непонятные слова и выражения. Умейте выделять главное, обратите внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Выделяйте первые фразы каждого абзаца, т.к. они, как правило, обобщающие. Прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания. Ведите диалог с автором, спорьте с ним.
    51
    Итоги ЕГЭ Количество выпускников – 26 Средний балл – 71 Средний первичный балл за сочинение – 15 (45п – 64 ) Ошибки: К1 (проблема) – 2 ученика К2 (комментарий)– 3 ученика К3 (позиция автора)– 1 ученик К4 (аргументация)– 1 ученик
    52
    Использованная литература 1. И.П.Цибулько, В.Н.Александров Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ. Москва «Русское слово». 2.А.Г.Нарушевич Русский язык Сочинение на ЕГЭ. 3.Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич Русский язык Сочинение на ЕГЭ. 4.Интернет – ресурсы.

  10. Вступление ( это ОДИН абзац !!!)
    Фраза из текста
    Процитируйте фразу из текста, которую будете анализировать.
    Клише:
    Текст (назвать автора) заканчивается/завершается словами: “…”.
    Объяснение смысла фразы
    Чтобы не ошибиться при толковании, найдите в фразеключевые слова. Коротко сформулируйте своё понимание смысла указанного фрагмента. Это – тезис, который нужно доказать примерами из текста.
    Клише:
    Эти строки говорят нам о том, что…
    На мой взгляд, речь идет о том, что …
    Я считаю, что мысль автора, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
    Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом…
    По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
    В этом отрывке автор говорит о том, что…
    Смысл данного отрывка я понимаю так: …
    В выделенной(-ом) фразе/фрагменте/отрывке автор выражает мысль о том, что…
    Можете использовать вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению/убеждению, по-моему, мне кажется и т.п. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
    Основная часть (всего ДВА абзаца: каждый аргумент выносим в отдельный абзац)
    Первый аргумент + пример из текста
    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают мысль, заключённую в выделенной фразе.
    Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а анализ текста! Это – ваши аргументы, которые осталось подкрепить примерами (цитатами из текста, которые вы отметили).
    Как оформлять примеры:
    1)процитировать предложение или его часть, после цитаты в скобках указывать номер предложения;
    2)использовать клише:
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
    • Подтвердить данный тезис можно примером из текста.
    • Справедливость этого суждения можно доказать на примере … предложения. Автор пишет: «…». Он имеет в виду/подразумевает, что …
    • Мою мысль можно подтвердить словами из текста: «…» (№ предложения).
    Второй аргумент + пример из текста
    Заключение ( это ОДИН абзац !!!)
    Вывод
    Сформулируйте идею (основную мысль) данного текста. Для этого ответьте на вопросы:
    Какую главную мысль хотел донести до нас автор?
    Чему учит этот текст?
    Клише:
    Таким образом, идея/основная мысль текста заключается в том, что…
    Таким образом, (фамилия автора) поднимает очень серьёзную проблему …
    Итак, автор текста убеждает нас в том, что …/ призывает нас … .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *