Сочинение на тему пословица всем делам помощница

6 вариантов

  1. УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
    МАОУ «ГИМНАЗИЯ №34»
    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
    «Пословица – всем делам помощница, или как самим научиться составлять пословицы»
    Выполнила
    ученица 2 «А» класса
    Светова Ксения
    Научный руководитель:
    Ефремова Татьяна
    Александровна,
    учитель начальных классов
    Ульяновск, 2013
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………………….3
    Описание исследовательской работы……………….…………………….5
    Создание копилки «Всё о пословицах»……………………………5
    Создание картотеки пословиц………………………………………8
    Деление пословиц на группы по форме их написания…………..8
    Создание продукта – алгоритма составления пословиц………….9
    Заключение …………………………………………………………..……10
    Список литературы………………………………………..……………..…
    Приложение
    Введение
    Не только я, но и все окружающие, наверное, очень часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка знает очень много разных пословиц, а моя прабабушка говорит даже такие, значения которых мне не всегда понятны. И однажды я задумалась, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. Ведь, когда бабушка в своем рассказе использует пословицы и поговорки, ее речь приобретает какой-то необыкновенно сказочный оттенок. Оказалось, что пословиц я знаю немного.  И тут я решила узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал,  почему их используют речи,  используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.
    Так же на этапе постановки проблемы я решила выяснить, а что  ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того чтобы это узнать, я решила провести в классе анкетирование, где попросила ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах: Что такое пословица? Как  ты можешь объяснить пословицу? Применяешь ли ты в своей речи пословицы? Сочиняешь ли ты сам(а) пословицы?
    В анкетировании участвовало 21 человек. Результаты тестирования я занесла в таблицу, вот что у меня получилось:
    1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 17 человек, 4 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство учеников класса.
    2. Найти пословицу среди загадки  и скороговорки смогли все учащиеся кроме одного человека.
    3. Выбрали правильное объяснение пословицы 16 человек, 5 указали на неверное объяснение.
    4. Применяют в своей речи пословицы 7 человек, 10 не применяют, а 4 человека не знают: используют они их в речи или нет.
    5.Ну и  на самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» трое ответили положительно, 18 – отрицательно.
    6. В последнем задании анкеты нужно было написать пословицы, которые знаешь, 6 человек написали по 2-3 пословицы, 9 человек смогли привести в пример только по одной пословице и 6 ребят не написали ни одной пословицы.
    Это анкетирование помогло мне представить четкую картину «Что знают о пословицах ребята моего класса». В результате анкетирования, я узнала, что большая часть класса знают пословицы, имеют представление о них, но не используют их в речи и тем более не составляют их сами. Я очень надеюсь, что с помощью исследования «Пословица – всем делам помощница» ситуация в классе изменится и ребята будут говорить пословицы, ведь это очень интересно.
    Итак, цель моего исследования: изучить литературу о пословицах и научиться самой сочинять пословицы.
    Перед собой я поставила такие задачи:
    1. Исследовать пословицы.
    2. Систематизировать знания о пословицах.
    3. Проанализировать и обобщить полученную информацию, собрать копилку.
    4.Разделить пословицы на группы – создать картотеку.
    5. Выделить основные формы сочинения пословиц.
    6. Основываясь на полученные знания, попробовать создать свой алгоритм сочинения пословиц.
    Гипотеза: предположим, что, основываясь на знаниях о пословицах можно составить алгоритм сочинения пословиц и научиться сочинять их самой.
    Объект исследования – пословицы.
    Предмет исследования – алгоритм составления пословиц.
    Методы исследовательской работы:
    – изучение литературных источников о пословицах
    – социологический опрос сверстников
    ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
    Создание копилки «Всё о пословицах».
    Первым источником информации, стали, конечно, мои мама и бабушка, от которых я узнала, что пословиц и поговорок очень много.  К каждому определенному случаю подходит своя пословица, и все они пришли к нам еще с древних времен и передаются из поколения в поколения и актуальны до сих пор. Узнать много о пословицах и создать свою копилку, мне помог интернет, литературные энциклопедии и книги, которые мне предложили в библиотеке, а также рассказы моих родных и учителей. Таким образом, в своей копилке я собрала: всевозможные пословицы, книги о пословицах, информацию об их появлении и значении в современной жизни. И вот, что я узнала из истории возникновения пословиц:
    На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
    Неоспоримым остается только один факт: все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.
    Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все существующие и известные народные пословицы по их совокупности, то можно увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление творчества, которое только присутствовало когда-либо во всем мире.
    В толковом словаре Ожегова термин пословица означает – краткое народное изречение с назидательным содержанием.
    В других источниках пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Термин «пословица» – русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее  ярко   проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение и имеет явный моральный аспект.
    Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности. Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии  тем.  Можно  сказать,  что  пословицы гораздо полнее, чем другие жанры   фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться».  М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа…»   Эти обобщения могут касаться и важных явлений    и жизненных   мелочей.   Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их.
    В пословицах, которые создавались предыдущими поколениями, благодаря личным наблюдениям и опыту, очень ярко и четко выражаются такие чувства, как горе, радость, печаль, восторг, гнев, ненависть, любовь, юмор или ирония. В каждой пословице в любом случае присутствует определенный толк. Такой народный жанр был призван обобщать любые природные явления, из взятой окружающей нас действительности. Благодаря таким вещам, можно постараться понять историю нашего родного народа. Пословицы в своих текстах приобретают свое индивидуальное значение. Дело в том, что они не только могут усилить выразительность обыденной речи, но и соответственно могут придать ей остроты, содержания более глубокого и емкого.
    Пословица по своей сути – это краткое изречение, которое прекрасно было организовано с точки зрения ритмичности. Это, прежде всего, образное высказывание, которое основано на опыте народа. В ней заключаются различного рода суждения, и даже конкретные наставления, которыми можно воспользоваться фактически на все случаи жизни.
    По своей форме пословицы очень легки для запоминания, прочно откладываются в долговременной памяти и, являясь формой сохранения и распространения народной мудрости, формируют поведение человека.
    Пословица, возможно, это краткая форма мудрости передающаяся из поколений в поколения. Залог успеха «незабываемой мудрости» русского народа был заложен в произношении и звучание, как легко запоминающиеся выражения. Вместе с тем накопленная мудрость в «крылатых» выражениях носит характер общеизвестных истин правильного или рационального поведения  человека в той или иной ситуации. Одним выражением можно объяснить заветную истину заложенной в поговорке так, как не объяснит целая книга. Пословица способна в разговоре точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных, продолжительных и сложных пояснений. Еще не маловажная причина сохранения пословиц в речи русского народа на протяжении всех времен – это повод ее применить. Никто не вспоминает их без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к нужному случаю. Несмотря на общеизвестные истины накопленные и сложившееся веками люди все равно дают повод применить пословицы по назначению, делая их еще актуальнее. Поэтому фольклор и живет по сей день в русской речи.
    Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии  тем.  Можно  сказать,  что  пословицы гораздо полнее, чем другие жанры   фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», плакать, есть и веселиться».
    Велика  воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках  поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт  и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».
    Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин,   Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность  заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.          Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)
    Создание картотеки пословиц.
    На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц очень много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:
    Пословицы о труде
    Пословицы о здоровье и гигиене
    Пословицы о временах года и природных явлениях
    Пословицы об учении
    Пословицы о войне и мире
    Пословицы, в содержании которых используются числа
    Пословицы о добре и зле
    Пословицы о любви и дружбе
    Деление пословиц на группы по форме их написания.
    После того, как картотека пословиц была создана, я решила разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это я сделала для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались.
    Так я разделила пословицы на три большие группы:
    1.Рифмованные пословицы «Без труда не выловить и рыбку из пруда»
    2. Пословицы, в которых нет рифмы «У семи нянек дитя без глазу»
    3. Пословицы, в которых  есть противопоставление «Одна голова хорошо – а две лучше»
    На этом мои исследования о пословицах не закончились. Ведь главной моей целью является попытка на основе сделанных выводов попробовать придумать свои пословицы, чтобы они могли так же точно высказать какую-то мысль или поучение, и были бы понятны всем. Так я подошла к следующему этапу моей работы – это создание алгоритма составления пословиц.
    Создание продукта – алгоритма составления пословиц.
    Разделив пословицы на группы по форме их написания, я попробовала составить алгоритм составления пословиц.  За основу я решила взять пословицы, основанные на противопоставлениях. Для этого я взяла какое-то свойство характера человека, т.е. признак объекта, например добрый, и записала это в первую графу, во второй графе должно быть действие этого объекта, но сначала, я заполнила третью графу при помощи антонимов, у слова добрый, антоним – злой, далее во 2й и 4й графе я придумывала действие для первого объекта и для второго так, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались. Например:
    Признак объекта 1
    Действие или свойство объекта 1
    Признак объекта2  (антоним)
    Действие или свойство объекта 2
    добрый
    любит
    злой
    губит
    А для того, чтобы пословица была более выразительной и законченной, в середину я вставила союз а, благодаря которому и получается противопоставление и поучительный оттенок.
    Алгоритм составления пословиц:
    Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
    Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
    К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
    Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
    Поставить в середину союз «а».
    Тем самым в своем алгоритме я объединила 2 вида пословиц: рифмованные и те, в которых есть противопоставление.
    Голодный хочет есть, а сытый лечь.
    Весёлый улыбается, а грустный мается.
    Щедрый даёт, а жадный берет.
    Красивый наряжается, а страшный обижается.
    Добрый любит, а злой губит.
    Вот такие пословицы у меня получились. С помощью этого алгоритма и картотеки антонимов такие пословицы может придумать каждый, главное  уметь фантазировать и рифмовать.
    Заключение.
    Работая над этим исследованием, я поняла, что пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и
    нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной. Эта работа помогла мне узнать много нового о пословицах, создать картотеку и даже алгоритм их сочинения. Таким образом, моё предположение оказалось верным:   основываясь на знаниях о пословицах можно научиться сочинять их самой.
    А о том, как у меня это получилось, судить вам. На этом моя работа над проектом не заканчивается, я хочу рассказать о своей идеи ребятам нашего класса, и попробовать вместе с ними сочинить много новых интересных пословиц, постараюсь, чтобы ребята стали чаще и больше пословиц использовать в своей речи. Следующим этапом, я думаю, будет  создание книги   « Современные пословицы  от учеников 2А класса».

  2. В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

    Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

    В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

    Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

    Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

    Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

    Сочинение Умные речи приятно и слушать

    В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

    Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

    Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

    Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

    Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

    Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

    Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

    Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

    Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

    Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

    Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

    Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

    Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

    Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

    Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

    Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

    У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

    Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

    Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

    Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

    Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

    Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

    Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

    В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

    Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

    В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

    Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

    Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

    Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

    Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

    Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

    Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

    Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

    Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

    Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
    Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

    Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

    Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

    Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

  3. 3
    Текст добавил: ТвойРодственник

    Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других
    людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают
    беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа,
    его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и
    стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал
    значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения
    пословиц:
    Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
    Пословица – всем делам помощница.
    Без пословицы не проживешь.
    Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы
    использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно
    было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
    Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет
    значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей
    форме, во-вторых, по своему содержанию» .
    Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как
    жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам
    использовать при работе с ними иллюстрации. К уроку
    подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его
    деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор
    урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных
    по значению, по смыслу:
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.
    Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.
    А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций,
    раскрывающих её смысл:
    Семь раз примерь, один раз отрежъ.
    В болъшом деле и маленькая помощъ дорога.
    За двумя зайцами погонишъся – ни одного не поймаешь.
    Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и
    осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование
    иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей,
    развивает образы мышления, творческое воображение.
    После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и
    иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.
    Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто
    прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы
    или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
    Речи как мёд, а дела как полынь.
    Чужая душа – потёмки.

  4. 7
    И заяц сильней, когда много друзей. Когда твои друзья с тобой – справишься с любой бедой ! Когда много друзей – и жить веселей. Друг другу терем строит. Для дружбы нет преград. Для милого друга – желудей и семян из дуба. Добрый друг – лучший друг. Друг испытанный, что орех расколотый. Птица сильна крылами, а человек друзьями. Не мил свет, коли друга нет. Крепкую дружбу топором не разрубишь. Верный друг лучше сотни слуг. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Дружба и братство – лучше любого богатства. Берись дружно, не будет грузно. О дружбе
    8
    Вывод: Пословицы и поговорки переходили из века в век и несомненно ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается
    9
    Патриотизм Где родился, там и пригодился. Наш городок – России уголок. Москва всем городам мать Дома стены помогают. Матушка Волга и широка и могуча. Всякому мила своя сторона. Своя земля и в горсти мила. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. Где сосна взросла, там она и красна. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая.
    10
    Семья Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матушке добро. Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди. Где любовь да совет, там и счастье и свет, а где ссоры да споры – одни лишь раздоры. Там где дружат – живут не тужат. Начался разлад – и друзьям не рад. Не смейся над старым, и сам будешь стар.
    11
    О труде Что посеешь, то и пожнешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Без трудов нет и плодов. Делу время, а потехе час. Муравей не велик, а горы копает. Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Рабочие руки не знают скуки. Работай – сыт будешь, учись – умен будешь. Работа и мучит, и кормит, и учит. Дело мастера боится. Кто рано встает, тот богато живет. Пчела мала, а и та работает. Сказано – сделано. Ленивому всегда праздник. Долог день до вечера, коли делать нечего.
    12
    Терпенье и труд все перетрут. Поскорей подрастай, да к работе приступай. Землю красит солнце, а человека труд. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. В большом деле и малая помощь дорога. Жизнь дана на добрые дела. Птиц узнают в полете, человека – в работе Что делано наспех, то и сделано на смех. Каков мастер – такова и работа. Кончил дело – гуляй смело. Чтоб тобой могли гордиться, должен много ты трудиться. Маленький, да удаленький. Труд человека кормит, а лень портит. Умелые руки не знают скуки. Была бы охота – будет ладиться работа. Умел начать – умей и окончить. Глаза страшатся, а руки делают. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
    13
    Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица перьем, а человек – ученьем. Век живи, век учись. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. Знания никому не в тягость. Грамоте учиться – всегда пригодится. С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь. Ученику – удача, учителю – радость. За ученого двух неученых дают. От умного научишься, от глупого разучишься. Что написано пером, того не вырубишь топором. Повторенье – мать ученья. Корень ученья горек. Да плод его сладок. Чужим умом умен не будешь.
    14
    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПРИРОДЕ Не беречь поросли, не видать и дерева. русская пословица С берега море красиво, а с моря – берег красив. датская пословица Был бы лес, соловьи прилетят. русская пословица Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета. русская пословица Новый год – к весне поворот. русская пословица Январь – году начало, зиме середина. русская пословица В феврале зима с весной встретятся впервой. русская пословица Сугробы снега на полях – урожай зерна в закромах. русская пословица Зима спросит, что летом припасено. русская пословица Зимой волка бойся, а летом мухи. русская пословица Зимой солнце сквозь слезы смеется. русская пословица Зимой тулуп всякому люб. русская пословица Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. русская пословица Много снега – много хлеба, много воды – много травы. русская пословица Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. русская пословица
    15
    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ УЧЕБЕ Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. русская пословица Сперва аз да буки, а потом науки. русская пословица Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят. монгольская пословица По ученику и об учителе судят. русская пословица В науку нет коротких путей. японская пословица Учи других и сам научишься. русская пословица Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. русская пословица Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. казахская пословица Человек неученый – что топор неточеный. русская пословица Повторенье – мать ученья. русская пословица Не выучит школа, выучит охота. русская пословица Сытое брюхо к ученью глухо. русская пословица Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. персидская пословица Мудрец известен знаниями, а не происхождением. ассирийская пословица Кто хочет много знать, тому надо мало спать русская пословица Спросить – минутный стыд, не спросить – стыд на всю жизнь. японская пословица
    16
    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВЕ Не в бороде честь – борода и у козла есть. русская пословица Сколько Шиве ни молись, от позорной славы не спасешься. бенгальская пословица Всякому своя честь дорога. русская пословица Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. русская пословица Спесь губит достоинство. лакская пословица Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого. русская пословица Не кусок пирога, а честь дорога. русская пословица Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе. ассирийская пословица Береги платье снову, а честь смолоду. русская пословица Лучше быть птицей на крыше, чем наложницей в доме. китайская пословица
    17
    Красна весна цветами, осень – снопами. Весна да осень – на дню погод восемь. Весенний дождь растит, осенний гноит. Весной день год кормит. Где в апреле река, там в июле лужица. Летняя неделя дороже зимней. Летом каждый кустик ночевать пустит. Лето – припасиха, а зима – подбериха. Лето собирает, а зима подъедает. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь. Осенью и воробей богат. Осенью скот жиреет, человек добреет. Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает. Октябрь ни колеса ни полоза не любит. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь – сентябре в внук, октябрев сын, зиме родной брат. Одно дерево еще не лес. Под большим деревом и гриб вольготней живет. Без корня и полынь не растет. Не все стриги, что растет. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. Ветра в рукавицу не поймаешь. Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла. Пчела хоть и жалит, да мед дает. Не всегда молния ударяет там, где она сверкает. Как месяц не свети, а все не солнышко. Возле леса жить – голодному не быть. Огонь – беда, вода – беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды. Для муравья и роса – наводнение.
    18
    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Бердникова В.П. Воспитатель д/с 1743 Воспитатель д/с 1743 г. Москва

  5. Кирилл
    Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других
    людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают
    беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа,
    его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и
    стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал
    значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения
    пословиц:
    Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
    Пословица – всем делам помощница.
    Без пословицы не проживешь.
    Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы
    использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно
    было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
    Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет
    значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей
    форме, во-вторых, по своему содержанию» .
    Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как
    жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам
    использовать при работе с ними иллюстрации. К уроку
    подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его
    деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор
    урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных
    по значению, по смыслу:
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.
    Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.
    А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций,
    раскрывающих её смысл:
    Семь раз примерь, один раз отрежъ.
    В болъшом деле и маленькая помощъ дорога.
    За двумя зайцами погонишъся – ни одного не поймаешь.
    Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и
    осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование
    иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей,
    развивает образы мышления, творческое воображение.
    После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и
    иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.
    Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто
    прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы
    или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
    Речи как мёд, а дела как полынь.
    Чужая душа – потёмки.

  6. Калтабаева Клара Смадьяровна,
    Астраханская область, п. Прикаспийский,
    воспитатель МБОУ «СОШ п.Прикаспийский»
    «Пословица — всем делам помощница»
    Ведущий: Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров   русского народного фольклора. Пословицы возникли с  далёких незапамятных времён, как  только люди научились говорить и общаться друг с другом.
    С тех пор они  по жизни всегда с человеком: советуют, поучают, предупреждают, наставляют. Недаром говорят: «Пословица  недаром молвится». В этом мы убедимся на нашем устном журнале «Пословица – всем делам помощница».
    Говорят, «без пословицы не проживёшь». На свете, наверное, нет человека, который хоть раз не  использовал пословицы в своей речи.  Пословицы делают нашу речь богатой, образной, яркой, выразительной.
    Люди с уважением относятся к пословицам, ведь это  наша культура и история.
    I  страница: « С книгой жить — век не тужить»
    Ведущий: Книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку,  и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Нашим замечательным друзьям мы посвящаем эти пословицы:
    1. Книга – зеркало жизни.
    2. Книга поможет в труде, выручит в беде.
    3. Хорошая книга – лучший друг.
    4. Кто много читает, тот много знает.
    5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.
    6. С книгой жить – век не тужить.
    Ведущий:
    Ребята, я знаю, что вы любите читать книги. Сейчас я узнаю, как внимательно вы читали сказки. Посмотрите, что у меня на столе?
    У меня корзина здесь,                           Поспешите угадать,
    В ней вещей не перечесть,                  Что в ней и откуда?
    Вес её полпуда.
    Задание №1:  определить принадлежность того или иного  предмета и назвать сказку.
    Скачать полностью работу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *