Сочинение на тему как проявляется в былине тема защиты русской земли

11 вариантов

  1. Сочинение на одну из тем :
    1) Так создавалась история…
    2) Как проявляется в былине тема защиты Русской земли ?
    3) Можно ли назвать повесть О Петре Февронии житием?

    Ответы:

    Былины, или старины, — русские эпические песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в Древней Руси безымянными певцами-сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства: борьбе с внешним врагом (печенегами, половцами, монголо-татарами) , соперничестве христианства с язычеством.
    Характерная черта былин — переплетение этих реалий с домыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц по хронологии.
    Былины пронизаны идеей единства, независимости и могущества Руси. Они «знают» единственного великого киевского князя Владимира, в период правления которого Русь достигла расцвета и вошла в число сильнейших государств Европы.
    Именно это время приобрело в народной памяти эпические черты, с ним связывается прославление исторического прошлого.
    В центре былин — образы богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Ставр Годинович, Михаиле Потык, Василий Буслаев — таков далеко не полный перечень героев русского эпоса.
    Народ воспевал их подвиги в борьбе за свободу родной земли, беззаветную храбрость и удаль. Герои богатырских былин стоят на страже Киева, Русской земли, ее независимости. Добрыня Никитич спасает Киев от чудовища-змея, уводившего «в полон» множество людей, Алеша Попович освобождает стольный город от Тугарина. Илья Муромец расправляется с хозяйничавшим в Киеве Идолищем поганым. Он же одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву.
    Тема защиты Родины — основная тема былин.
    Исторические песни, как и былины, посвящены народным героям, выражают патриотические и освободительные стремления народа («Думы Степана Разина» , «Ты звезда ли, моя звездочка…») . В отличие от былин они имеют меньший объем, больше связаны с действительностью. Они посвящены историческим событиям и историческим деятелям определенного времени. А роднит исторические песни с былинами отсутствие рифмы, речитативный стих (песни и былины исполнялись речитативом) .
    Народные сказки делали людей стойкими, позволяли им справляться с бедами: повествование о Никите Кожемяке, победившем Змея, история Ивана — купеческого сына, которого едва не погубила слабость и спасла верность друзей: орла, сокола и воробья; судьба мальчика, понимавшего птичий язык и не употребившего свои знания во зло другим.

  2. В былинах воплощаются думы и чувства русского народа. Былины удовлетворяли не только естественное влечение ко всему красочному, необычному, незаурядному, в них по-своему выразилось общественное создание целой исторической эпохи.
    Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Судя по былине, Русь открыта для вражеских набегов: под Черниговом стоит чужая «силушка». Илья разбил врагов, освободил город от осады. Благодарные черниговцы позвали Илью к себе воеводой, но он отказался. Его дело — служить всей Руси, а не одному какому-либо городу: для этого Илья едет к великому стольному киевскому князю. В былине утверждается мысль о необходимости единого сильного государства, способного отразить нашествия врагов.
    Исторические песни, как и былины, посвящены народным героям, выражают патриотические и освободительные стремления народа («Думы Степана Разина», «Ты звезда ли, моя звездочка…»). В отличие от былин они имеют меньший объем, больше связаны с действительностью. Они посвящены историческим событиям и историческим деятелям определенного времени. А роднит исторические песни с былинами отсутствие рифмы, речитативный стих (песни и былины исполнялись речитативом).
    Народные сказки делали людей стойкими, позволяли им справляться с бедами: повествование о Никите Кожемяке, победившем Змея, история Ивана — купеческого сына, которого едва не погубила слабость и спасла верность друзей: орла, сокола и воробья; судьба мальчика, понимавшего птичий язык и не употребившего свои знания во
    зло другим. Догадываясь, что сила сказки в особой связи вымысла с правдой, народные сказочники делали все зависящее от них, чтобы выдумка соединялась с правдоподобием. Достоверность подробностей влияла на впечатление от целого.

  3. Похожие сочинения

    Сочинение на тему: раскрытие пословицы «Слово не стрела, а разит»
    Человеку свыше дано великое чудо — умение говорить. Наша речь — это отражение наших мыслей, поступков, взглядов, убеждений, нашего духовного мира. Без великого дара речи человек потерял бы большую часть самого себя. С помощью слова мы можем отстаивать…смотреть целиком
    Пословицы, поговорки, загадки
    Каждый народ имеет свои пословицы и поговорки. Пословица это — изречение народной мудрости, в которой образно и символически высказывается или совет, как надо поступать в жизни: “Тише едешь, дальше будешь”, “Семь раз примерь, один отрежь”,…смотреть целиком
    Календарные песни, хороводы фольклор
    С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые и плясовые песни. Хороводы начинали водить, как только с полей сходил снег. Ни один праздник не обходился без хоровода. Иногда хороводной называют всякую песню, которую можно спеть в хороводе,…смотреть целиком
    Закличка,прибаутка история
    С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни. Искусство…смотреть целиком
    Народная песня всегда была душой русской
    Так как народная песня всегда была душой русской, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее. Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, – поистине…смотреть целиком
    Народное игровое творчество Новое!
    Сохранилось много свидетельств из разных стран об исполнении жонглерами «шутовских сценок» и «позорных игр». Это были маленькие импровизированные пьески балаганного, нередко вольного характера в которых наряду с инсценировкой забавных бытовых эпизодов…смотреть целиком
    Новгородские богатыри Садко Новое!
    Различие новгородских и киевских богатырей. Новгородские былины сильно отличаются от киевских по содержанию и по характеру своих героев. Киевские богатыри совершают подвиги, стерегут границы родной земли, защищают ее от степных врагов, они — воины-богатыри….смотреть целиком

  4. 4
    Текст добавил: ЖиЗнЕнНаЯ ДеВоЧкА

    1. Образы героя и врага.
    2. Былина как сказание о подвигах героев-богатырей, защитников Руси.
    3. Мотивы борьбы с врагами.
    Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,
    Ай он срубил ему да буй ну голову.
    Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
    В произведениях устного народного творчества, как нетрудно догадаться, повествуется о том, что было значимым в жизни народа на определенном этапе его исторического развития. Вероятно, поэтому так многообразны темы, поднимаемые в этих произведениях. Ведь человеку во все времена свойственно стремление к счастью, к справедливости, миру и любви. Однако на пути к самым достойным целям человек нередко сталкивается с препятствиями, история преодоления которых вполне может стать сюжетом для поучительного повествования.
    Тема защиты родной страны всегда была одной из самых актуальных для народного творчества, особенно на Руси, подвергавшейся жестоким нашествиям гораздо чаще, чем другие страны Европы. Неудивительно, что исторический опыт борьбы с вражескими полчищами нашел отражение в устном народном творчестве. Однако реальность легенды, сказания, мифа всегда несколько иная, чем реальность событий, легших в их основу. И дело здесь не столько в искажении фактов, сколько в своеобразии творческого переосмысления истории. Кроме того, не следует забывать, что образы героя и врага есть во всех культурах. Герой всегда наделяется чертами сверхличности, будь то полубожественные герои древнегреческого эпоса или богатыри древнерусских былин. Герой, функцией которого является защита более слабых членов общества, одарен огромной силой. Например, Святогора и земля еле выдерживает, а Илья Муромец обрел силу благодаря чудесной помощи странников. Кроме того, силы Ильи Муромца восстанавливаются от соприкосновения с родной землей. Тесно связана с родной землей и мощь богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича. Однако не только нечеловеческой силой, но и другими сверхъестественными способностями могут обладать великие герои, такие как богатырь Воль-га Святославич. Он был не только князем, воином, но и волшебником, умеющим принимать облик различных животных.
    Еще одна важная черта героев-богатырей заключается в их независимости, чувстве собственного достоинства. Бог — единственный господин героя, а его главная забота — это защита родной земли и народа. Народу, а не князю Владимиру, служит Илья Муромец.
    Но с кем же сражаются славные богатыри? Образы чудовищ, противников героя, мы отыщем в былинах практически любого народа. Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Идолище Поганое — это образы, воплощающие войну и разрушение. Есть предположения, что они сформировались как фантастическое переосмысление нашествий степных народов. Действительно, легко заметить некоторые параллели. После подобных набегов оставались лишь пепелища — вот огненное дыхание Змея. Множество голов — многочисленность вражеских орд.
    Тема защиты Руси ярко и образно отражена в былинах — произведениях устного народного творчества, которые исполнялись особым образом: произносились нараспев под аккомпанемент гуслей. Наиболее известными, пожалуй, являются былины об Илье Муромце, признанном православной церковью святым. Интересно, что сам герой вовсе не рвался к славе и почестям. Его призвание — защищать народ от врагов — находит его внезапно, как Божье озарение. Некоторые из своих подвигов Илья вообще совершает мимоходом. Это, например, победа над вражеским войском у стен Чернигова и пленение Соловья-разбойника. Илья Муромец не ищет «рыцарских приключений», как герои Круглого Стола, потому что его цель не личная слава, а свобода и счастье русских земель. Эта цель для Ильи превыше личных счетов с князем Владимиром, посадивших его в темницу: когда князь просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, но и просит других богатырей выйти на бой с врагами. Не ради князя, а ради Руси, ради веры христианской и ради народа русского.
    Фантастическое преломление темы борьбы с врагами Руси можно найти в русских народных сказках. В былинах и сказках в финале добро, как правило, одерживает верх над злом. Эта победа может быть одержана как благодаря силе и отваге героя, так и благодаря его уму и находчивости. В ряде сказок повторяется мотив путешествия трех братьев, которым необходимо преградить путь врагам, трем многоголовым Змеям, переправляющимся ночью по Калинову мосту через речку Смородину. У каждого следующего Змея голов больше, чем у его предшественника. Герой, в одиночку ) (а иногда с помощью верного коня) побеждающий этих чудовищ, во многом похож на былинных богатырей. Мотивы подобных сказок и героических былин нередко перекликаются: семьи погибших Змеев пытаются отомстить герою. Семья Соловья-разбойника пытается избавить своего главу от расправы Ильи Муромца.
    Однако не только традиционный эпический герой противостоит злу в произведениях устного народного творчества. Это может быть и ловкач, хитрец, побеждающий благодаря сообразительности и предприимчивости. Примером подобного героя может служить солдат из русской народной сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В отличие от былинных героев солдат не кинулся с мечом на Змея, прилетевшего в опустевшую деревню, чтобы съесть последнего ее жителя. Хитрый герой, правда, предлагает Змею помериться силами, заранее предупредив его, что «солдатская сила куда больше», чем у Змея. Однако единоборство солдата и Змея — это лишь демонстрация силы, а не традиционный поединок не на жизнь, а на смерть. Солдат ловко обманывает Змея, сжав в руке вместо камня творог. Согласно условию, сильнее тот, кто сможет выдавить воду из камня. Требуемый эффект налицо: подобным же образом солдат побеждает Змея и в следующем состязании — кто громче свистнет. В конце концов хитрый солдат заставил Змея отвести его домой, да еще так напугал, что Змей убежал без оглядки и «перестал по деревням летать да людей пожирать». Таким образом, солдат в этой сказке тоже выступает как защитник родины, хотя и побеждает Змея иначе, чем это делают богатыри.

  5. В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.
    В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.
    Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред- полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.
    А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.
    Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.
    Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.
    Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.
    И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:
    – Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!
    Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.
    Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю – совершает высокий подвиг во имя земли Русской.

  6. Ответ оставил Гость
    Былины, или старины, — русские эпические песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в Древней Руси безымянными певцами-сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства: борьбе с внешним врагом (печенегами, половцами, монголо-татарами) , соперничестве христианства с язычеством.
    Характерная черта былин — переплетение этих реалий с домыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц по хронологии.
    Былины пронизаны идеей единства, независимости и могущества Руси. Они «знают» единственного великого киевского князя Владимира, в период правления которого Русь достигла расцвета и вошла в число сильнейших государств Европы.
    Именно это время приобрело в народной памяти эпические черты, с ним связывается прославление исторического прошлого.
    В центре былин — образы богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Ставр Годинович, Михаиле Потык, Василий Буслаев — таков далеко не полный перечень героев русского эпоса.
    Народ воспевал их подвиги в борьбе за свободу родной земли, беззаветную храбрость и удаль. Герои богатырских былин стоят на страже Киева, Русской земли, ее независимости. Добрыня Никитич спасает Киев от чудовища-змея, уводившего «в полон» множество людей, Алеша Попович освобождает стольный город от Тугарина. Илья Муромец расправляется с хозяйничавшим в Киеве Идолищем поганым. Он же одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву.
    Тема защиты Родины — основная тема былин.
    Исторические песни, как и былины, посвящены народным героям, выражают патриотические и освободительные стремления народа («Думы Степана Разина» , «Ты звезда ли, моя звездочка…») . В отличие от былин они имеют меньший объем, больше связаны с действительностью. Они посвящены историческим событиям и историческим деятелям определенного времени. А роднит исторические песни с былинами отсутствие рифмы, речитативный стих (песни и былины исполнялись речитативом) .
    Народные сказки делали людей стойкими, позволяли им справляться с бедами: повествование о Никите Кожемяке, победившем Змея, история Ивана — купеческого сына, которого едва не погубила слабость и спасла верность друзей: орла, сокола и воробья; судьба мальчика, понимавшего птичий язык и не употребившего свои знания во зло другим.

  7. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников земли русской. Наш народ всегда считал защиту своей земли великим делом и почитал ее защитников и воинов, о которых шла добрая молва по всей Руси. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Литература Древней Руси оставила потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. По этим произведениям мы  составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания.
    В основу «Слова о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседними племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Большое место в «Слове…» отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все «Ольгово храброе гнездо» пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с «погаными» и защите Родины.
    Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол», «солнце красное». Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство  из плена, автор полон ликования, ибо «тяжко Русской земле без Игоря».
    Во всем подобен Игорю и буй-тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова…», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, буй-тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только ни появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».
    Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Судьба героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что Родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова…» призывает князей к объединению, к защите Руси.
    Летит время. Идут над Россией века, сменяются правители. Но неизменна и незыблема любовь к Отчизне. Незыблемы её честь, красота, нерушимы её границы, закрытые для врага защитниками Отечества. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
    Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение
    Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
    Тема сочинения:
    «Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Автор:Курица Вячеслав Александрович, 9 класс
    Ростовская область, Веселовский район
    Руководитель:Котляренко Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
    х. Красный Октябрь
    2015 год

  8. Рассматривая былинные образы русской земли в фольклоре восточных славян, необходимо обратить внимание на тот факт, что само понятие «былины» несет в себе не только стихотворно- поэтическую направленность, но и представляет собой изложение древних исторических событий, происходивших на русской земле. Образ земли в былинах, включает в себя не только патетическое воспевание Земли – матушки, но и представляется многочисленными образами богатырей – защитников земли, одухотворенностью рек и озер, и прославлением победы над врагами русской земли.
    Примечательно, что исходя из смысловой нагрузки текста русских былин, можно познакомиться не только с документально подтвержденными событиями, но и узнать об отношении человека к земле, его обрядовости и социально-значимых для человека событий.
    Основными героями образа земли в русских былинах, являются богатыри, к которым проявлялось особое почтение, ввиду действий по защите родной земли и отражению нападения врагов. Наиболее ранними упоминаниями о богатырях являются былины о Дунае, Волхве Всеславьевиче и конечно мифологическом богатыре Святогоре.
    Позднее, были созданы былины с подвигами, известных по сей день богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. На сегодняшний момент, былины имеют несколько циклов. Наиболее известные своими событиями в былинах являются Киевский и Новгородский циклы. В киевском цикле былин, богатыри идут на службу князю Владимиру, а в новгородском цикле, богатырями и защитниками представляются князья, крестьяне и купцы – Микула, Вольга, Садко. Все героические образы богатырей циклов былин, как никогда подчеркивают общий образ русской земли.
    Образ земли русской, также представлен в былинах и городами, наиболее известными защитой от нападения вражеских войск. Наиболее часто упоминаемы – Киев, Галич, Муром, Новгород.
    Интересен факт создания собирательного образа Князя Владимира в былинах, часто упоминаемого как Владимир «Красно Солнышко». Этот образ является совокупностью черт образа князя Владимира Святославовича и образа князя Владимира Всеволодовича Мономаха, являющимися правителями земли Новгородской.
    Отличительной особенностью русской былины от других древних поэтических произведений, является форма изложения с характерными ударениями и наличием запевов, предшествующих началу происходящих в былинах событий. Обязательным, является и описание социально-бытовых проявлений в исторических условиях.
    Образ русской земли в былинах также представлен в упоминании Могучего Днепра, Волги – матушки, Ильмень – озера и Белого моря, которые являются одними из важнейших исторических мест, в коих разворачиваются все события.
    Также, стоит обратить внимание на представление образа земли и ее отождествление с крестьянским пахарем и земледельцем. Так, например, былинные богатыри Илья Муромец и Микула Сельянинович, описываются как пахари, занимающиеся «крестьянской работушкой».
    Исследуя образ русской земли в былинах, читатели сталкиваются не только с образами “славных богатырей русских”, но и с духовностью окружающего мира, с описаниями, указывающими на отношение восточных славян ко всему происходящему вокруг них. Образ земли в былинах и сказаниях, представлен также и описаниями окружающей русской природы. Довольно часто встречаются такие словоформы, как: «трава – мурава», «мать сыра земля», « ветер – владыка», свидетельствующие об особом почитании славянами природных явлений.
    Образ земли русской, также представлен в былинах отношением славян к земле, как к “матушке”, помогающей справляться со всеми бедами и напастями. В подтверждение этих слов, говорят неоднократные обращения богатырей и защитников к русской земле о помощи и, своего рода благословения на защиту от “врага – супостата”.
    Былинный образ земли многообразен, но основным качеством смысла любой русской былины является высокая патриотичность и общее Единение славянского народа против ненавистного врага. Былины являются основой русского фольклора, благодаря им, произошло последующее развитие сказаний, эпосов и русских исторических баллад.

  9. В былинах воплощаются думы и чувства русского народа. Былины удовлетворяли не только естественное влечение ко всему красочному, необычному, незаурядному, в них по-своему выразилось общественное создание целой исторической эпохи.
    Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Судя по былине, Русь открыта для вражеских набегов: под Черниговом стоит чужая «силушка». Илья разбил врагов, освободил город от осады. Благодарные черниговцы позвали Илью к себе воеводой, но он отказался. Его дело — служить всей Руси, а не одному какому-либо городу: для этого Илья едет к великому стольному киевскому князю. В былине утверждается мысль о необходимости единого сильного государства, способного отразить нашествия врагов.
    Исторические песни, как и былины, посвящены народным героям, выражают патриотические и освободительные стремления народа («Думы Степана Разина», «Ты звезда ли, моя звездочка…»). В отличие от былин они имеют меньший объем, больше связаны с действительностью. Они посвящены историческим событиям и историческим деятелям определенного времени. А роднит исторические песни с былинами отсутствие рифмы, речитативный стих (песни и былины исполнялись речитативом).
    Народные сказки делали людей стойкими, позволяли им справляться с бедами: повествование о Никите Кожемяке, победившем Змея, история Ивана — купеческого сына, которого едва не погубила слабость и спасла верность друзей: орла, сокола и воробья; судьба мальчика, понимавшего птичий язык и не употребившего свои знания во
    зло другим. Догадываясь, что сила сказки в особой связи вымысла с правдой, народные сказочники делали все зависящее от них, чтобы выдумка соединялась с правдоподобием. Достоверность подробностей влияла на впечатление от целого.
    • Перейти к списку вопросов »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *