Клише на сочинение на лингвистическую тему

14 вариантов

  1. С2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части сочинения
     
    Варианты речевого оформления
    1. Вступление
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного   языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог,   учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    2. Основная часть
    Переход к рассуждению
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
    Введение примеров
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
    предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    – Так, в предложении …
    3. Вывод
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста)   доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

  2. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    в формате ГИА
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой высказывание лингвистов, писателей, деятелей культуры о русском языке и его составляющих.
    Например:
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог).
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист).
    «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова).
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.).
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказывание.
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление.
    Во вступлении необходимо:
    сформулировать позицию автора высказывания;
    выразить своё отношение к ней.
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть.
    Основную часть можно начать следующими словами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    ЖЕЛАЮ УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ!

  3. Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.
    Сочинение пишется по определенному плану:
    1. Введение
    2. Постановка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Позиция автора
    5. Ваша позиция
    6. Литературный аргумент
    7. Любой другой аргумент
    8. Заключение
    Для вступления:
    1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
    2) О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
    3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
    4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
    Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
    5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» – так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
    6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
    7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
    8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
    9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
    10) Приём «Цитата». «…,» – писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
    11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
    12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
    13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
    14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
    15) «…,» – в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
    Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
    Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:
    1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…
    2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…
    3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …
    4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…
    5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)
    6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
    7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
    8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…
    9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.
    10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, – это…
    11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
    12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
    Для комментирования проблемы:
    1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
    2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
    3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
    4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
    Для отражения позиции автора:
    1) Позиция автора заключается в том, что…
    2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
    3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
    4) Позиция автора такова:…
    5) Автор считает, что…
    6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    7) Автор убеждает нас в том, что…
    8) В тексте доказывается мысль о том, что…
    9) Основная мысль текста заключается в том, что…
    10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
    Для выражения своего мнения:
    1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
    2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
    3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
    4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
    5) Мне близка позиция автора тем, что …
    Для аргументации собственной позиции:
    – с использованием жизненного опыта:
    1) Как часто приходится сталкиваться с …
    2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
    3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …
    4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …
    – из читательского опыта
    1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
    2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
    3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
    – из зрительского опыта
    1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
    2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …
    Для заключения:
    1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
    Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
    2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
    «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
    3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
    4) (Использование цитаты) «…,» – писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
    5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
    6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .
    Как определить проблему в предложенном тексте?
    Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема – это вопрос, которым задается автор.
    Самый верный способ определить в тексте проблему – найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    • Рекомендации к сочинению по русскому языку
    • План к сочинению по русскому языку
    • Другие материалы к С1.

  4. С2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части
    сочинения
    Варианты речевого оформления
    1. Вступление
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога)
    (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет:
    «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    2. Основная часть
    Переход к
    рассуждению
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
    Введение примеров
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    – Так, в предложении …
    3. Вывод
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

  5. С2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части
    сочинения
    1. Вступление
    Варианты речевого оформления
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов
    известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога)
    (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет:
    «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя,
    фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора),
    полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    2. Основная часть
    Переход к
    рассуждению
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Введение примеров
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя
    автора исходного текста)
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
    предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    3. Вывод
    – Так, в предложении …
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость
    утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

  6. Вступление
    1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей , и текст … тоже посвящён …
    2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
    3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
    4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» – так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
    5) Приём «Цитата». «…,» – писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
    6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
    Формулировка проблемы
    1) Данный текст посвящён теме (проблеме) … .
    2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему… (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах …)
    3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
    4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
    5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
    6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).
    Комментарий проблемы
    1) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
    2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
    3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
    Отражение позиции автора
    1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
    2) Автор считает (убеждает нас в том), что…
    3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
    Выражение своего мнения
    1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
    2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
    3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
    Аргументация своего мнения
    Из читательского опыта
    1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
    2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
    3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
    Из зрительского опыта
    1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
    2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …

  7. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  8. Памятка
    Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Формулировка задания 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (имя автора высказывания): «Цитата».
    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Основные требования к сочинению.

    НЕОБХОДИМО:
    1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
    2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
    3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
    4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
    МОЖНО:
    1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
    2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
    3. начать сочинение с высказывания.
    НЕЛЬЗЯ:
    1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
    2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
    Структура сочинения-рассуждения
    ТЕЗИС
    (ЦИТАТА)
    (ОБЪЯСНЯЕМ СМЫСЛ)
    ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1 ДОВОД (АРГУМЕНТ) 2
    ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2
    ВЫВОД
    Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Какая МЫСЛЬ обосновывается?»
    Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выступают в роли основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «С помощью чего ведется обоснование тезиса?».
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Например:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3.  Составляем план сочинения
    1. Цитируем высказывание.
    2. Объясняем смысл высказывания.
    3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
    4. Делаем вывод.
    Шаг 4. Пишем сочинение
    Цитируем высказывание и объясняем его смысл (первый абзац)
    Используем речевые клише:
    Глаголы говорения:
    сказал
    утверждал
    рассуждал
    отмечал
    считал и т.д.
    Для объяснения смысла высказывания используем следующие речевые модели:
    Действительно, …
    на самом деле, …
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я понимаю это высказывание так: …
    Переход от тезиса к аргументации (последнее предложение абзаца):
    Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
    Убедимся в этом, обратившись к тексту …
    Докажем это на примерах, взятых из текста …
    Попробую доказать это на примерах, взятых из текста …
    Обратимся к тексту …
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста … 
    Это можно доказать примерами из текста …
    Доказательством могут служить примеры из текста …
    Об этом свидетельствуют примеры из текста …
    Пример первого абзаца сочинения:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Убедимся в этом, обратившись к тексту …
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста (второй и третий абзацы):
    приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Требования к аргументации:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из прочитанного текста;
    в аргументации необходимо
    назвать языковое явление
    объяснить его значение
    привести примеры из текста
    указать роль в тексте
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д.
    Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Примеры аргументации:
    Аргумент 1.
    Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Аргумент 2.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, … 
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    Пример заключения:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    УДАЧИ!

  9. Согласие с позицией автора текста

    Нельзя не согласиться с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
    Я разделяю мнение автора и считаю, что … .
    Трудно спорить с автором о том, что … . И моя позиция состоит в … .
    Думаю, что следует согласиться с автором в том, что … .
    Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что … .
    Мне близка позиция автора относительно … .  Я тоже считаю, что … .
    Нет сомнения в том, что слова автора о … заслуживают одобрения. По моему мнению, … .
    Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
    Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова “Обломов”…
    Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идёт формулировка важного тезиса).
    Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она:
    Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идёт авторский тезис, вывод).
    К сожалению, в наше время часто… (далее идёт пример-аргумент).

    НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста

    В целом разделяя позицию автора относительно … , выскажу особое мнение о … . Я считаю, что … .
    Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что … . Однако на вопрос о …. у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что … .
    Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)…, но с другой -… (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
    В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения…
    Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
    Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).

    Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

    Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
    Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
    На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
    Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
    Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
    Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
    Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
    По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
    Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
    Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
    Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
    Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
    Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
    Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
    Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
    Вызывает сомнение тезис о том, что … .
    Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
    Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
    Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .

  10. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку
    АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
    Актуальность проблемы, поднимаемой автором
    · В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…
    · Автор статьи затрагивает актуальную проблему…
    · Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…
    · Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…
    · Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…
    · Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…
    · Для человека всегда актуальна проблема…
    · Автор неравнодушен к проблеме…
    · Публицист подчеркивает важность…
    · Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность …
    · Злободневность темы выражается в …
    · Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..
    · Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…
    · Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…
    · Автор сам формулирует проблему текста…
    · Мне близка проблема, которую поднимает автор…
    ТЕМА И ИДЕЯ (основная мысль) текста
    · Автор статьи рассуждает на тему…
    · В статье говорится о …
    · На первый взгляд, автор берется рассуждать на тему простую. Даже банальную, всем известную…
    · Любому становится близка тема…, которую развивает автор.
    · Тема … никого не оставляет равнодушным…
    · Тема текста мне близка и понятна…
    · Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…
    · Автор подводит читателя к своей главной мысли, что …
    · Идея текста действительно выстрадана автором: …
    · Автор мастерски убеждает нас в том, что …
    · Важнейшая мысль автора связана с …
    · В этом и заключается главная авторская мысль: …
    · Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи…
    · Вывод словно напрашивается сам собой…
    · Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..
    · Прав публицист: …
    · Сложно не согласиться с автором в том, что …
    · Думается, что главная мысль автора бесспорна …
    · С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…
    · С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль, что …
    ОБОСНОВАНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА
    · Точку зрения автора, по моему мнению, можно выразить так …
    · Позиция автора заключается в том, что…
    · Автор убедительно обосновал свою точку зрения …
    · На мой взгляд, автор приходит к выводу…
    · Главное в авторской точке зрения – мысль о …
    · Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию …
    · Призыв автора к ….
    · Эта мысль выражает точку зрения автора: …
    · Позиция автора сформулирована в предложении …
    · Точка зрение автора во многом продиктована опытом его жизни…
    · Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь…
    · Трудно спорить с точкой зрения автора: …
    · Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения: …
    · Публицист дал ясно понять читателю точку зрения на проблему:…
    · Автор не скрывает и собственного мнения:…
    · Позиция автора обоснована …
    · Автор подводит читателя к однозначному выводу: …
    · Вывод автора очевиден: …
    · Авторская позиция вызывает уважение …
    · Автор текста не остался равнодушным к … и провозглашает …
    · Мудрость автора выражена в его позиции: …
    · По моему мнению, позиция автора состоит в … (в том числе …)
    ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИИ ИСХОДНОГО ТЕКСТА, СТИЛЯ И ТИПА РЕЧИ
    речевой клише сочинение
    · Само построение публицистической статьи помогает автору быть убедительным …
    · На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль …
    · Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …
    · В первой части текста автор утверждает, что …
    · Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что …
    · Яркие примеры …не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю …
    · Публицист рассуждает о …
    · Автор подчеркивает, что …
    · Рассуждения публициста убеждают нас …
    · Вначале задаваясь вопросом о …, автор постепенно подводит нас к мысли …
    · На мой взгляд, текст можно условно разделить на несколько частей …
    · Рассуждения публициста становятся все острее, он приводит яркие примеры, которые убеждают читателя в справедливости автора. Так, говоря о …, (инициалы и фамилия автора) рассказывает …
    · Перед нами яркий, напористый публицистический текст …
    · Неспешное авторское повествование перемежается описанием …
    · Известный писатель … предстает перед нами как яркий публицист …
    · Художнику слова удалось создать неповторимую картину …
    · Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют …
    · Писатель не мог обойтись без живого диалога …
    · Стилистическая палитра текста оживляется …
    ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
    · Я полностью согласен с автором …
    · По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о …
    · Хочется присоединиться к утверждению публициста …
    · Действительно, трудно не согласиться с автором статьи …
    · Мое мнение по вопросу … совпадает с авторским …
    · Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему …
    · Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что …
    · Как не признать правоту автора …
    · Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над проблемой, стоит с автором согласиться …
    · Действительно, авторская мысль продиктована богатым жизненным опытом …
    · Признаться, до знакомства с текстом (инициалы и фамилия автора) я не задумывался об этом так глубоко…
    · Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного ответа …
    · Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное
    · С одной стороны, следует признать правоту автора …
    · С другой стороны, не дает согласиться с публицистом тот факт …
    · Не могу согласиться с автором предложенного текста …
    Размещено на Allbest.ru

  11. Подробности

  12. альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Золотой трон”
    (1)
    “Надежда и отчаяние”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    “Слово о полку…”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    2019-2020 год
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    анализ словосочетания
    (1)
    аналитика
    (11)
    андеграунд
    (1)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (6)
    аргументы к сочинению
    (6)
    Астрахань
    (31)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (3)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (67)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (3)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (112)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    задание 3
    (1)
    задание 4
    (1)
    задание 5
    (1)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    изменения
    (1)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    исторический роман
    (1)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (2)
    итоговое сочинени 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение
    (27)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение 2019/2020 года
    (1)
    итоговое сочинение 2019/2020 года; все документы
    (1)
    итоговое сочинение 2019/2020 года; критерии оценивания
    (1)
    итоговое сочинение 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение 2020
    (3)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    КИМ
    (2)
    кино
    (1)
    классика
    (16)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (9)
    книги о детях
    (2)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    композиция
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    концептуализм
    (2)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (7)
    летнее чтение книги
    (1)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (77)
    литературные направления
    (1)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (104)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    направление “Война и мир”. К 150-летию великой книги
    (1)
    направление “Надежда и отчаяние”
    (1)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    национальные проекты
    (1)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    образоване
    (1)
    образцы сочинений
    (1)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (31)
    ОГЭ 2019-2020
    (2)
    ОГЭ 2020
    (1)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфографический анализ
    (1)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    пересказ
    (1)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    поэзия
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуационный анализ
    (1)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    репетиторство
    (1)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родителям
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русские пистели
    (1)
    русский родной язык
    (2)
    русский язык
    (62)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    синтаксический анализ предложения
    (1)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (4)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (30)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (57)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *