Сочинение горе от ума на тему каким я вижу чацкого
13 вариантов
Александр – статный молодой человек. Мне он представляется с горделивой осанкой, потому что весь образ этого героя пропитан чувством собственного достоинства. Он, в отличие от российской знати, не способен прогибаться и унижаться ради получения выгоды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!». По убеждению Чацкого, человек может и должен добиваться всего самостоятельно, а не полагаться на влиятельные связи или деньги.
Кроме прочего это еще и очень прямой, откровенный человек. Он выражает свою позицию без стеснения и страха. К сожалению, общество не было готово к таким передовым идеям, ведь они несли прямую угрозу их сытой размеренной жизни. Чацкий же настаивал на равноправии людей, на том, что их нужно оценивать не по социальному статусу или количеству денег, а по личным качествам: «…Он вольность хочет проповедать…».
Вообще, Чацкий выражает в произведении позицию самого автора. Грибоедов был противником крепостного права и считал необходимыми перемены общественного устройства. Так, он наделил собственным инакомыслием своего героя. Чацкий вышел у него твердым, верным своим убеждениям и принципам. Этот человек во всем слушал собственное сердце.
Да, у этого героя есть и недостатки. Он впечатлителен и несдержан, где-то может показаться резким. Но, думаю, что его достоинства и открытость прогрессивным идеям перевешивают это с лихвой.
На мой взгляд, Чацкий является единственным положительным персонажем в комедии. Он остался непонятым и непринятым из-за жадности окружающих и их боязни перемен. Уверен, что если бы у него были союзники, он смог бы изменить общество.
Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.
«Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.
Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.
Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).
Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.
Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.
Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.
Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.
(297 слов)
Александр Грибоедов был одним из самых образованных и прогрессивных людей своей эпохи. Он работал дипломатом за рубежом, много видел и знал, поэтому хотел изменить свою страну к лучшему, зная, что для этого необходимо. А необходимо было развитие, прежде всего, нравственная и умственная готовность общества к переменам. Тогда политик решил действовать с помощью литературы, пропагандируя свои идеи в печати и подмостках театров. Для этого была написана пьеса «Горе от ума», а носителем авторской позиции стал Александр Чацкий.
Александр Чацкий в одиночку представляет прогрессивную идеологию в застойном и консервативном мире Фамусова. Молодой человек получил образование за границей и только что вернулся на родину, чтобы помочь ей измениться. Он движим искренним патриотическим чувством, но вместо соратников видит карьеристов, лицемеров и ханжей, которым наплевать на страну, они пекутся лишь о собственном благе. Это и раздражает Александра: он становится язвительным, остроумным и непримиримым спорщиком, но не отчаивается просветить высший свет. Это характеризует его, как целеустремленного, отважного, сильного духом и искреннего человека. Он не глуп, как полагал Пушкин, просто юный свободолюбец не мог вести себя иначе: проповедуя искренность, нельзя лукавить. Вот поэтому мятежник смело проповедовал то, во что верил, не заботясь о последствиях.
В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.
Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
N
Высший разум (331796)
ЧАЦКИЙ — ОБРАЗ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»
Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она призвала их к борьбе с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы сегодня восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума» , блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов. В комедии показана борьба нового со старым, которая проникала во все сферы жизни. Наблюдая эту борьбу, Грибоедов отразил ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В образе Чацкого писатель впервые в русской литературе показал «нового человека» , воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители его рано умерли, и Чацкий воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный и развитой человек, он обладает и многими другими достоинствами. Вот как его рекомендует горничная Лиза: Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! В
Духовные качества его выявляются в подборе слов, в по-рроении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого ли-ц |мтурного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего Оловом, высокообразованного человека. По мере обостренияц| (юрьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» • Цла событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направ-Иния. И. А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, ко-мс “шо, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов» . В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе но-иую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца (ш дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного ним обществом, но не смирившегося перед ним.
С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью. Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить.
“Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию. Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина.
Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”. Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, – говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование…
Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий — главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:
..Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).
Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную””. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.
Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.
Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, — это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву…
Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, — честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.
Роль Чацкого – главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи……- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
…Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
Чацкого рекомендует Фамусов:
И славно пишет, переводит.
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто. ” он гневно выступает против угнетателей:
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга. 21939 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Роль Чацкого – главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи……- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репе-тилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
…Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.
?
Александр – статный молодой человек. Мне он представляется с горделивой осанкой, потому что весь образ этого героя пропитан чувством собственного достоинства. Он, в отличие от российской знати, не способен прогибаться и унижаться ради получения выгоды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!». По убеждению Чацкого, человек может и должен добиваться всего самостоятельно, а не полагаться на влиятельные связи или деньги.
Кроме прочего это еще и очень прямой, откровенный человек. Он выражает свою позицию без стеснения и страха. К сожалению, общество не было готово к таким передовым идеям, ведь они несли прямую угрозу их сытой размеренной жизни. Чацкий же настаивал на равноправии людей, на том, что их нужно оценивать не по социальному статусу или количеству денег, а по личным качествам: «…Он вольность хочет проповедать…».
Вообще, Чацкий выражает в произведении позицию самого автора. Грибоедов был противником крепостного права и считал необходимыми перемены общественного устройства. Так, он наделил собственным инакомыслием своего героя. Чацкий вышел у него твердым, верным своим убеждениям и принципам. Этот человек во всем слушал собственное сердце.
Да, у этого героя есть и недостатки. Он впечатлителен и несдержан, где-то может показаться резким. Но, думаю, что его достоинства и открытость прогрессивным идеям перевешивают это с лихвой.
На мой взгляд, Чацкий является единственным положительным персонажем в комедии. Он остался непонятым и непринятым из-за жадности окружающих и их боязни перемен. Уверен, что если бы у него были союзники, он смог бы изменить общество.
Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.
«Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.
Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.
Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).
Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.
Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.
Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.
Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.
(297 слов)
Александр Грибоедов был одним из самых образованных и прогрессивных людей своей эпохи. Он работал дипломатом за рубежом, много видел и знал, поэтому хотел изменить свою страну к лучшему, зная, что для этого необходимо. А необходимо было развитие, прежде всего, нравственная и умственная готовность общества к переменам. Тогда политик решил действовать с помощью литературы, пропагандируя свои идеи в печати и подмостках театров. Для этого была написана пьеса «Горе от ума», а носителем авторской позиции стал Александр Чацкий.
Александр Чацкий в одиночку представляет прогрессивную идеологию в застойном и консервативном мире Фамусова. Молодой человек получил образование за границей и только что вернулся на родину, чтобы помочь ей измениться. Он движим искренним патриотическим чувством, но вместо соратников видит карьеристов, лицемеров и ханжей, которым наплевать на страну, они пекутся лишь о собственном благе. Это и раздражает Александра: он становится язвительным, остроумным и непримиримым спорщиком, но не отчаивается просветить высший свет. Это характеризует его, как целеустремленного, отважного, сильного духом и искреннего человека. Он не глуп, как полагал Пушкин, просто юный свободолюбец не мог вести себя иначе: проповедуя искренность, нельзя лукавить. Вот поэтому мятежник смело проповедовал то, во что верил, не заботясь о последствиях.
В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.
Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
N
Высший разум (331796)
ЧАЦКИЙ — ОБРАЗ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»
Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она призвала их к борьбе с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы сегодня восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума» , блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов. В комедии показана борьба нового со старым, которая проникала во все сферы жизни. Наблюдая эту борьбу, Грибоедов отразил ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В образе Чацкого писатель впервые в русской литературе показал «нового человека» , воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители его рано умерли, и Чацкий воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный и развитой человек, он обладает и многими другими достоинствами. Вот как его рекомендует горничная Лиза: Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! В
Духовные качества его выявляются в подборе слов, в по-рроении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого ли-ц |мтурного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего Оловом, высокообразованного человека. По мере обостренияц| (юрьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» • Цла событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направ-Иния. И. А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, ко-мс “шо, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов» . В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе но-иую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца (ш дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного ним обществом, но не смирившегося перед ним.
С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью. Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить.
“Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию. Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина.
Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”. Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, – говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование…
Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий — главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:
..Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).
Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную””. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.
Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.
Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, — это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву…
Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, — честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.
Роль Чацкого – главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи……- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
…Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
Чацкого рекомендует Фамусов:
И славно пишет, переводит.
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто. ” он гневно выступает против угнетателей:
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.
21939 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Роль Чацкого – главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи……- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репе-тилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
…Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.
?