Сочинение на тему
«Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку — волк»?
Отвечая на поставленный вопрос «Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку — волк», хочется сразу сказать: «Нет, не согласен». Совершенно очевидно, что жить в обществе, где действуют безнравственные волчьи законы (каждый сам за себя; кто сильнее, тот и прав; прав тот, у кого есть власть и деньги), невозможно. С другой стороны, всегда ли люди живут по правилам морали? Нет, не всегда. Бесчеловечные законы проникли в жизнь людей, и мы не раз были свидетелями вопиющей несправедливости.Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведениям художественной литературы.
Так, например,повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» знакомит нас с судьбой «маленького человека», бедного, несчастного Самсона Вырина. Герой этого произведения- чиновник 14 класса, честностью и трудолюбием заслуживший 3 медали. Он один воспитывал дочь Дуню, и как любящий отец «души в ней не чаял». Но проезжавший гусар Минский, к которому смотритель отнесся по-доброму и даже уступил свою постель, поверив, что он болен, обманным путем увез ее в город. Самсон Вырин, узнав об этом, слег в горячке.Жизненный опыт подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено, как и многие другие «молоденькие дуры». Позже он пешком отправился на поиски своей дочери. Но затея старика оказалась безуспешной: ротмистр Минский сначала решил откупиться от него деньгами, а потом вытолкалего за дверь. Приятель советовал ему жаловаться, но смотритель решил отступиться. Оставшись один, он вскоре умер от горя. Эта повесть тронула меня до глубины души. Мысль писателя о несправедливо устроенном обществе, в котором действуют волчьи законы, понятна и звучит убедительно.
Спустя много лет, эта тема зазвучит с новой силой в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».Его главной героинеМатрене Васильевне пришлось хлебнуть на своем веку много горя и несправедливости: разбитую любовь, смерть шестерых детей, потерю мужа на войне, адский труд в деревне, горькую обиду на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки и пенсии. А когда ей подсказали, что надо добиваться пенсии, она уж и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев «то за точкой то за запятой». Так показывает Солженицын отношение государства к бедному человеку, который чувствует себя одиноким внутри большого общества. Но самое страшное то, что он чувствует себя также и внутри малого-своей деревни, родных, друзей. Все они бессовестно пользуются ее добротой, бескорыстной помощью и дружно осуждают ее за это. Так и жила она бедно, убого, одиноко. Родные почти не появлялись в ее доме, боялись, что она будет просить помощи. Зато после смерти сбежались все и, как хищники, растащили все ею «нажитое добро». Что же движет этими людьми? Очевидно: жадность, злоба, то, что стало нормой поведения, нормой жизни, ее законом. А если это так, то справедливо ли то общество, в котором люди живут по каким-то хищническим, волчьим законам?К чему может привести нас нежелание жить по совести и справедливости?
Вывод напрашивается сам собой: если разрушится мир добра, если будут торжествовать волчьи законы, то этот мир долго не продержится.
…чертыхнулась про себя, но подошла к нему и спросила, все ли в порядке. Человек ответил — и это было страшно. Потому что он ПЕРЕПУТАЛ СЛОГИ В СЛОВАХ. Поняв по моему лицу, что что-то не так, он испуганно на меня посмотрел.
Вспомнив одно время тиражировавшиеся в соц. сетях описания признаков инсульта, я с замиранием сердца попросила его улыбнуться. Просьба была странная, мне пришлось его уговаривать: «Ну, пожалуйста, улыбнитесь! Красивая молодая девушка просит вас об улыбке — неужели вы не улыбнетесь?» Он попробовал улыбнуться. Улыбка растянулась на пол-лица. ЭТО БЫЛ ИНСУЛЬТ!
Что было дальше? Дальше я положила его на лавочку. Стала звонить в скорую. Перекрикивая гул поездов, ругалась с оператором скорой, потому что мне раздраженным голосом продиктовали семизначный номер — «Это врачи московского метрополитена, туда и звоните». Изрыгнув трехэтажную конструкцию, смысл которой сводился к тому, что у меня на коленях умирает человек, звонить из метро шумно, и вообще ЭТО ВАША РАБОТА, добилась того, что мне сказали «не волнуйтесь, бригада выезжает».
Дальше были 20 минут, которые я не забуду никогда. 20 минут с лежащим рядом человеком, который бледнел, зеленел и умирал на моих глазах.С проходящими мимо людьми, которых я умоляла дойти хотя бы до тетеньки в будке эскалатора и сказать, что тут происходит, или привести мента, которые либо просто проходили мимо, либо останавливались, говорили «девушка, мне некогда» и уходили. Потом приехала скорая. Мужчину быстро погрузили на носилки и… кошмар продолжился. Я понимаю — час пик. Все опаздывают. Всем некогда. Но кем нужно быть, чтобы НЕ ПРОПУСКАТЬ ВРАЧЕЙ С НОСИЛКАМИ, НА КОТОРЫХ ЛЕЖИТ БЕЛЫЙ, КАК ПРОСТЫНЯ ЧЕЛОВЕК??? То есть, это риторический вопрос. Нужно быть БЕЗДУШНОЙ толпой.
Через пару часов мне позвонил мальчик из бригады, который взял мой номер, и сказал, что мужчина умер в машине на подъезде к больнице — слишком долго он ждал помощи и не дождался. Я даже не знаю, как его звали.Но теперь я знаю страшную, чудовищную вещь — я могу умереть на глазах нескольких сот людей, и никто не остановится. Меня не станет — но ОНИ НЕ ОПОЗДАЮТ. И рассчитывать можно только на себя, да чуть-чуть на Бога. И еще — я зареклась писать в соц. сети всяческие призывы и тому подобное. Но, пожалуйста, отрывайтесь иногда от своих мыслей и смотрите по сторонам. Пожалуйста, даже если вам кажется, что человек рядом с вами пьян, псих, неадекват, не бойтесь подойти и посмотреть внимательнее, точно ли это алкоголь, наркотики, психическое заболевание. Максимум плохого, что может с вами случиться — вас пошлют дорогой длинной куда подальше, но это же не так страшно! А, может быть, вы спасете человеку жизнь??? Или, хотя бы, дадите ему шанс за эту жизнь побороться…»
И еще… У вас займёт всего одну минуту прочесть следующее… Нейрохирурги говорят, что если они в течении 3 часов успевают к жертве инсульта, то последствия приступа могут быть устранены. Основная задача состоит в том, чтобы распознать и диагностировать инсульт и приступить к лечению в первые 3 часа — что, конечно, не просто. Распознай инсульт: Существуют 4 шага к распознанию инсульта:
— попроси человека улыбнуться (он не сможет это сделать нормально);
— попроси сказать простое предложение (напр. «Сегодня хорошая погода»);
— попроси поднять обе руки (не сможет или только частично сможет поднять);
— попроси высунуть язык (если язык искривлён, повёрнут — это тоже признак).
Если проблемы возникнут даже с одним из этих заданий — звони в неотложку и описывай симптомы по телефону. И, конечно же, думай кто есть человек для человека? Друг или волк?°°°
Ритм жизни сегодня сумасшедший, и люди порой сами загоняют себя. Неслучайно в последнее десятилетие врачи всё чаще говорят о том, что появилась новая группа риска по инсульту. Это относительно молодое и весьма активное население, живущее и работающее с повышенными физическими и психическими нагрузками.
Впрочем, и другая группа риска – пожилые люди – меньше не стала. В целом же в мире каждые 30 секунд происходит новый случай инсульта. Всего, по статистике ВОЗ, регистрируется 15 миллионов инсультов в год, из них в России – более 500 тысяч.
По данным медицинской статистики, только 8% перенёсших инсульт полностью восстанавливаются и возвращаются к нормальной жизни и работе. Остальные умирают в первый год после инсульта или становятся инвалидами. Причина столь тяжёлых последствий в том, что люди слишком поздно обращаются за медицинской помощью. Между тем именно фактор времени решающий. «Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда после начала симптомов прошло более 6 часов. Прогноз для пациента в этом случае более неблагоприятный, чем если бы он поступил в стационар в период «терапевтического окна» – в первые 4,5 часа».
После развития инсульта в поражённом участке мозга каждую минуту гибнет 2 миллиона нейронов и 12 км проводящих путей, поэтому надо действовать, пока эта зона окончательно не разрушена. Вот почему нужно как можно скорее обратиться к специалистам. Основное правило, которое должны помнить все, – потеря времени равносильна потере мозга».«Инсульт нельзя лечить в обычной больнице –только в специализированных инсультных отделениях, которые оборудованы и работают так, чтобы очень быстро обследовать поступившего больного и начать его экстренное лечение».
К настоящему моменту в России удалось создать обширную сеть специализированных неврологических отделений помощи пациентам с инсультом, их более 500 по всей стране. Этот показатель намного выше, чем, например, в Европе. Больше сеть таких центров и отделений может быть только в США и Китае. Российская антиинсультная модель признана ВОЗ лучшей в мире.
Теперь главная задача – чтобы люди знали о необходимости оперативной госпитализации при подозрении на инсульт. Во многих регионах (например, в Москве, Екатеринбурге, Челябинске) информационно-просветительская работа уже началась: в транспорте появились плакаты о том, как распознать инсульт у человека, если вы случайно оказались рядом, и что делать, как помочь пострадавшему.
Самостоятельно понять, что начинается мозговой удар, крайне сложно. Практика показывает, что 70% пациентов не распознают у себя симптомов инсульта. Окружающим сделать это проще. Если человек не может повторить простое предложение, поднять обе руки и пожать вам руки с одинаковой силой, если у него онемение половины лица или конечностей, потеря равновесия, нарушение координации движений и появилась внезапная, резкая головная боль – срочно вызывайте «скорую».
поделитесь этими знаниями с близкими и друзьями! Читайте также:
КУДА ИСЧЕЗЛА ДЕВИЧЬЯ СКРОМНОСТЬ?
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЧЕЛОВЕКА. КАК УБЕРЕЧЬ СВОИХ БЛИЗКИХ?
ЖИЗНЬ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В МОСКВЕ
атмосферное давление у поверхности земли составляет 745 мм.рт.ст. какое атмосферное давление будет на высоте 10 м., 20м.,100м., 3000м.
речь в защиту природы) помогите пожалуйста)
В треугольнике ABC угол А в 3 раза больше угла С. Найдите угол А, если внешний угол при вершине С равен 144.
сколько кг. песка вмещает ящик, если его длина -1,2 м,ширина составляет 1/2 длины , а высота -0,55 ширины ?(1 кубический метр песка весит одна целая две пятых т,)
придумайте предложения со словами:блёклый, бытие, житие, забытьё, никчёмный, околёсица, опека, поблёкнуть, скабрёзный
В чем сущность левого движения молодежи и студентов в 1960 годы?
Сочинение на тему написать самому себе советы: как мне стать лучшим учеником школы
Помогите
Complete the sentences using Past Continuous.
1. When John came home … .
2. When the telephone rang … .
3. When I entered … .
4. When we arrived in St. Peterburg … .
5. When the police came … .
6. When we saw her … .
7. When they got married … .
8. While she was cooking … .
9. While I was finishing my homework … .
10. While the robber was putting the money into the bag … .
Ребята, нам на завтра задали найти стихотворение о войне 25 строчек, помогите!
кратко описание о пректе 9 мая срочно
Волк в дикой природе, очень коварный, хитрый и осторожный зверь, его очень трудно поймать в капкан. Лисы волкам не чета. Только в народных сказках и анекдотах, волк всегда “дурак”. Волки всегда досаждали людям уроном домашнего скота, волков боялись, волками пугали детей. Именно волков специально отстреливали, устраивали облавы с массовым привлечением охотников, в годы социализма охота на волков была разрешена круглый год, за убитого волка охотнику полагалась премия в диапазоне 25-50 руб. О волках говорили, как о санитаре леса. Данный зверь приобрёл достаточно человеческого негатива, что бы отрицательные человеческие качества отражать в виде волчьих повадках. В противовес поговорки “Человек, человеку волк”, есть другая, “Человек, человеку друг, товарищ и брат”. Наверно, данный лозунг возник в эпоху социализма, гораздо позднее, общенародных суждениях о волках и волчьих стаях, так, как не отражал реалий жизни, и был навязан коммунистическими идеями. Остаётся живучей и поговорка “Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит”. Как не возможно приручить даже волчонка к человеку, так и перевоспитать устоявшиеся человеческие негативные качества. Волк, как объёкт для подражания для людей не уместен. Сравнение человека с волком служит для подчёркивания человеческого негатива, а, не как комплемент к его хорошим качествам.
Волк — удивительный персонаж мифов и сказок. Он выступает в разной роли: в качестве большого могущественного друга или опасным вредителем домашнего стада и овечьих отар. Отношение человека к волку тоже раздваивается: или почтительно-уважительное, или насмешливо-отрицательное. И мифы, и сказки не имеют даты, и мы не знаем, какой образ возник сначала — доброго или злого волка. В том, что касается характеристик волка в русских народных преданиях и сказках, А.Н. Афанасьев делает основной упор в описаниях на его «хищный и разбойничий нрав». То, что волки в природе являются представителями тёмной ночи, и в зимнее время, с голоду, действительно способны нападать на домашний скот и прочую живность, вплоть до человека – подмечено народом более-менее верно. Однако и зима на самом деле бывает не всегда губительна, т.к. земля отдыхает под снежным покровом до весны, до земледельческих работ в новом году. И волки на самом деле нападают на домашний скот или людей лишь от крайней необходимости, а не по прихоти или с жиру. В европейских сказках волки предстают в леденящем душу виде: «исчадие ада», «апокалипсическое чудовище».
Отношение индейцев к волку — несколько иное, чем в Западной Европе. Они видели в этом животном собрата-охотника, уважали его и восхищались им. В целом ряде индейских легенд волк появляется как защитник племени, в особенности – его наиболее слабых и беззащитных членов. Индейская традиция рассматривала волка как чрезвычайно мудрого зверя, особенно в вопросах, касающихся мира сверхъестественного. На самом деле, помимо своей роли защитника общины, это животное выступало еще и в качестве советника для отдельных ее членов — особенно для молодых людей во время «переходного ритуала», такого, например, как превращение мальчика в мужчину. В ритуальном сне волк действовал как своего рода «духовный проводник», ведущий молодых людей трудной дорогой взросления (например, к тому, чтобы стать настоящим охотником), давая им по пути ценные советы и мудрые наставления. Местные шаманы, присутствуя в качестве руководителей подобных церемоний, и в настоящее время часто одеваются в невыделанные волчьи шкуры и носят на голове маски из волчьих голов, символизирующие их связь с божеством. В подобных случаях они также стараются подражать повадкам волков, почти полностью обретая волчье обличье, пытаясь привлечь внимание духов, чтобы попросить у них совета.
И всё же, если рассматривать сказки не поверхностно, следуя хоть немного своим внутренним, истинным природным ощущениям, выясняется одна любопытная, но малоприятная закономерность – стадо всегда было и остаётся стадом, которое пасут, а иной раз и режут волки (волчьи пастыри). В прямом и переносном смысле. Именно поэтому некие «пастушеские племена» (термин Афанасьева), всегда психологически (в первую очередь) боятся волков – если уже и в сказках отложился этот комплекс «народной» неполноценности. К счастью, не везде. И не у всех. Иначе не было бы потом ни «Слова о полку Игореве», где та же тема волка-оборотня представлена совершенно по иному; не было бы ни Ивана-царевича и его серого волка, ни других, лучших примеров русской словесности. Серый волк, принимающий участие в подвигах Ивана Царевича, выступает в роли настоящего друга и помощника, он играет роль тотема: оказывает помощь, выходящую за пределы человеческих возможностей. Если бы не он, Иван Царевич не только бы остался мертвым, но и не смог совершить свои подвиги.
В сказках алтайцев, хакасов, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, нанайцев, коряков, китайцев и других народов встретившийся в пути волк также оказывает героям бескорыстную помощь и содействие во всех их свершениях и подвигах. В мифах чувашей волчица представляется не только как прародительница,но и как кормилица и воспитательница их первопредка. Бурятское племя Эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного волками, потому они получили название чонорудских бурят (чоно – волк). Племена, считавшие своим прародителем волка, были и у древних монголов. Начало рода, к которому принадлежал Чингис-хан, положили Борте-чино (“сивый волк”) и Хо Марал (“каурая лань”). В хрониках пишут, что Чингисхан был очень горд тем, что он – сын волка. С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: “Родился волк или лисица?” Волк был символом мужского начала.
Образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа. Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно в образе белой волчицы Okami. Одна из японских сказок эпохи позднего феодализма «Волосок из волчьей брови» также характеризует волка с положительной стороны. Эта сказка очень короткая, но содержит определённый философский подтекст: «В старину один человек дошёл до крайней бедности. Не было у него за душой ничего. «Чем дальше так жить, пусть лучше меня волки сожрут», – подумал он и отправился в горы. Настала ночь, появился матёрый волк, увидел человека, но не тронул его. Почему ты не съел меня? – спросил бедняк. Волк в ответ: Мы не каждого пожираем. Бывает, человек только с виду похож на людей, а душа у него звериная. Ты настоящий человек, таких мы не пожираем. Изумился бедняк. Но как вы узнаете, что у человека душа звериная, если он по виду ничем от других людей не отличается? – спросил он. А мы глядим сквозь волоски наших бровей, чтобы узнать правду. С этими словами волк вырвал у себя из брови один волосок и подарил его бедняку. Взял бедняк волчий волосок, завернул в тряпицу и спрятал за пазухой. «Что ж делать? – думает. – Волки и то не послушались моей просьбы, оставили в живых. Одно осталось: пойду бродить по свету нищим странником». Как-то раз постучался странник в двери дома: пустите на ночлег. Старик-хозяин с охотой согласился, но вышла его старуха с лицом, перекошенным от злости, и отказала в приюте. Тут вспомнил странник о волчьем волоске, достал его из-за пазухи и поднёс к своему глазу. Вот тебе на! Перед ним – коровья морда. Дал тогда странник волчий волосок старику-хозяину. Поглядел старик и только охнул. Не человек его старуха, а злая бодливая корова! Выходит, правду сказал волк: не все люди – настоящие люди».
Но сказочный мир всё же отличается от мира современного человека. В обывательском сознании при слове «волк» возникает образ дикого зверя, который «свободен» и не терпит никаких ограничений. Предлагаю разобраться так ли это. Самые ранние изображение волков найдены в пещерах на юге Европы, им уже более 20000 лет. Жизнь в стае и вой – самые характерные общеизвестные особенности волка. Они отличают его от многих других млекопитающих и придают неповторимость его биологическому облику. В рамках рубрики я хочу остановиться более подробно на особенностях устройства волчьей стаи. Характер отношений в стае альтруистичен. То есть каждое животное подчиняет свои личные интересы интересам всего «коллектива». При иных взаимоотношениях стая как единый организм существовать не может. Ранг животного зависит от уровня развития психики, а не только от физических данных. Младшие слушаются старших и чувствуют себя абсолютно защищенными, а старшие несут бремя ответственности за всех.
В целом волчья стая имеет семь рангов. И напоминает прекрасно организованное общество, где каждый понимает свои права и обязанности. Управление происходит без силовых приемов. 1. «Вожак». Высший социальный ранг (А-самец). Предполагает ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае. Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды в целом недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки — будущее стаи. Если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается. 2. «Воин». Этот ранг могут занимать особи любого пола. Если это волчица, то она не должна быть занята воспитанием потомства. Воины — это команда вожака, обеспечивающая безопасность и пропитание стаи. В случае нападения на защиту встают только воины, у остальных членов стаи — другие задачи. Если в стае несколько воинов, то среди них выделяется ранг старшего воина. В его задачи входит организовывать охоту и охрану. Он является самым вероятным претендентом на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей (b-самец). 3. «Мать». В этой роли может выступать взрослая волчица, которая имеет опыт воспитания волчат. Обязанности матери она может выполнять как по отношению к своим детенышам, так и по отношению к детям менее опытных «мамаш». После того как дети выросли, волчица возвращается к выполнению обязанностей ранга, в котором она находилась до рождения волчат. Нужно отметить, что рождение «детей» не переводит автоматически волчицу в ранг матери. Как и для любого другого ранга, здесь требуется определенное психофизическое развитие, способность принимать решения, необходимые для жизни. В задачи матери входит выращивание и воспитание потомства. В случае нападения на стаю именно матери уводят всех слабых в безопасное место, в то время как воины держат оборону. Если особей этого ранга несколько, выделяется ранг старшей матери (А-самка). Она при необходимости может занять ранг вожака. Интересно, что со старшим воином она никогда не конкурирует. Освободившийся ранг занимает наиболее достойный, способный управлять стаей. Никаких поединков для выявления более сильного не происходит. В период вскармливания и выращивания детей все матери стаи находятся под особой защитой и опекой. Интересно, что пары у волков — на всю жизнь. Если один из партнеров умирает, новая пара не создается. 4.«Опекун» – несет ответственность за воспитание волчат. В нем выделяется два подранга: пестун и дядюшка. Пестунами становятся молодые волчицы или волки, по каким-либо причинам не претендующие на ранг воина, подросший молодняк предыдущего помета. Они находятся в подчинении матерей и выполняют их распоряжения, получая навыки воспитания и обучения подрастающих волчат. Это их первые обязанности в стае. Дядюшка — это взрослый волк, не имеющий собственной семьи и помогающий выращивать волчат. Этот ранг очень ярко описан при наблюдении за канадскими волками Фарли Моуэтом в книге: «Не кричи: волки!» 5. «Постовой/Сигнальщик». Его функции — оповещение стаи об опасностях. Причем, только в этом. Дальнейшие решения принимают более ответственные члены стаи. 6. «Щенок» – никакой ответственности, кроме того, чтобы слушаться старших. Имеет преимущественное право на питание и защиту. 7. «Пенсионер» – старая особь. Он тоже имеет право на питание и защиту. Волки заботятся о своих стариках.
Ну как вам описание законов волчьей стаи – ничего не напомнило из окружающей вас человеческой социальной жизни? Надеюсь, образ дикого кровожадного зверя, не терпящего никаких ограничений у вас несколько померк? Такого свойства, как “кровожадность”, у животных вообще не бывает, его придумал человек. В природе волки убивают столько добычи, сколько им необходимо для еды. А законы стаи удивляют своей красотой и практичностью. Нам есть чему учиться у Природы.
Волчья семья (стая) сложилась как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы за существование сообщество, связанное кровным родством. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные «всплески» численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование. Агрессивность, несомненно, играет заметную роль в поддержании структуры стаи, в установлении иерархических отношений между ее членами, в длительном, практически перманентном ее существовании. Однако не меньшее, а может быть, и больше значение имеют положительные внутристайные тенденции в поведении волка. Именно благодаря взаимной терпимости возможно объединение стаи во время групповых охот, сопровождающихся тонкой координацией действий ее членов.
Вы можете сказать: «А какое это имеет отношение ко мне и моей человеческой жизни?» Предлагаю вам вспомнить биогенетический закон Геккеля-Мюллера: «Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом». Зародыш человека в ходе эмбриогенеза превращается из рыбоподобного организма в организм, неотличимый от зародыша обезьяны, и только потом приобретает человеческие черты. В детстве мы чувствуем свое единство с природой, а по мере взросления – утрачиваем и теряем с ней связь. Признание своей первозданной природы вносит в жизнь человека подлинную целостность, и он получает в дар внутреннего наблюдателя. В волчьей стае удовлетворяются по крайней мере четыре человеческие потребности общеизвестной Пирамиды человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу: физиологические, в безопасности, в принадлежности, в уважении. Когда волки объединяются в стаю, они совершенно объективно становятся существующей и грозной силой. Чтобы эта сила сохраняла единство, волки признают иерархичность, старшинство, авторитет. Посмотрите внимательней на воинские или так называемые “силовые структуры” – вы «увидите» там много «Волков».
Если в вашей жизни начинает проявляться энергия Волка, если вас привлекают эти сильные звери или иногда хочется «выть» – это знак, что надо воссоединиться со своей инстинктивной природой, не отбрасывая своей принадлежности к социуму и не становясь менее человечным.
Ниже описаны те признаки мышления и чувств, которые указывают на серьезные нарушения или полную потерю связи с глубинной, инстинктивной душой:
1. Ощущаю себя бессильным, сомневающимся, зашедшим в тупик.
2. Не способен управлять собой или держать личные границы.
3. Не чувствую или не умею держать собственный темп.
4. Боюсь рискнуть быть собой или раскрыть себя.
5. Боюсь дать сдачи, когда не остается другого выхода, боюсь испытать новое, боюсь встать в полный рост, боюсь высказаться, выступить против.
С помощью энергии Волка вы можете установить контакт со своим внутренним миром. Волк может также дать вам силу в том, чтобы стать учителем для других, помочь им лучше понять жизнь и найти в ней собственный путь. Волки одновременно и стайные, и одинокие звери. Они живут в узком семейном союзе, не отказываясь при этом от своей самостоятельности. Назначение стаи (семьи) для них – выполнение некой задачи, долга, работы. В личной жизни они самые одиночные одиночки. Это не значит “нет семьи”. Как раз “семья-то большая”. Но внутри этого “большая” Волк один. Иногда к тому же и «один за всех». Волкам свойственна храбрость, независимость, они имеют чувство стаи, чувство долга, ответственность, преданность, умеют выдерживать самые большие перегрузки. Быть Волком – это умение найти свою стаю, определить свою территорию, пребывать в своем теле с полным пониманием его и с гордостью, независимо от его совершенств и ограничений; это способность действовать и высказываться от своего имени, сохранять бдительность и внимательность, прибегать к врожденным силам интуиции и чуткости, развиваться с достоинством и добиться максимальной осознанности.
Люди, соединенные с энергией Волка активны, постоянно преодолевают препятствия, ищут экстремальные условия. Это тот образ, который был описан Джеком Лондоном в романах «Белый Клык» и «Время не ждет». Герой Джека Лондона, человек, не боящийся опасности, побеждающий стихии, человек чести. Жизнь бросает его, как щепку, но он всегда находит себя и находит на высшем уровне, может выдержать любые испытания. Он обладает высшими силами выживания в экстремальных условиях. На самом высшем уровне – это “усмирители стихий”, которые прекрасно чувствуют себя в условиях беспорядка, умеют создать структуру, систему и усмирить коллективные энергии. На среднем уровне – это люди, которым мало сидеть на одном месте, им нужно много приключений в жизни.
В заключение я хочу отдельно обратиться к женщинам, особенно имеющим детей, с настоятельной рекомендацией: обязательно найдите и прочитайте книгу Клариссы Эстес “Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях”. Вы много открытий совершите по мере прочтения этой книги. Приведу лишь маленький отрывок из нее: «Здоровые волчицы и женщины обладают определенными общими психическими особенностями – острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью. Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны…»
Но моя просьба продиктована другим. Проводя индивидуальное консультирование, я часто слышу от женщин претензии к слабым мужчинам, встречающимся на их пути. А со стороны женатых мужчин – грустные рассказы о том, что их жены прочно «держат» под своим материнским «крылом» взрослеющих сыновей. Получается замкнутый круг и очень хочется его разомкнуть. «Мы идем вперед не просто, чтобы идти. Выносливость подразумевает, что мы создаем что-то существенное. Учение о выносливости пронизывает всю природу. У каждого новорожденного волчонка подушечки лап мягкие, как глина, и только возня, беготня и прогулки с родителями делают их более жесткими. Теперь волчонок может бегать, ходить по острым камням, по жгучей крапиве, даже по битому стеклу, и не поранить лапы. Я видела, как волчицы купают своих волчат в ледяных ручьях, заставляют их бегать, пока неокрепшие лапы не начнут заплетаться. Так они закаляют маленький дух, наделяя его силой и стойкостью. В мифах обучение выносливости – один из ритуалов Великой Дикой Матери, архетипа Дикой Женщины. Ее извечный ритуал – делать свое потомство сильным. Это она закаляет нас, дает нам силу и выносливость».
Услышьте послание волчицы!
Человек устроен так, что в нем сосуществуют и добро и зло. В мире есть жадность и есть благотворительность. Люди бесплатно что-то делают для других людей и не требуют с них ничего за это. Я думаю, что для человека нет ничего полезнее человека. Конечно, можно поговорить и с кошкой, и с собакой и даже поделиться с ними секретом. Но ведь кошка и собака не ответят и не посоветуют. С бедой или с радостью можно пойти только к человеку. И для меня, конечно, ближе точка зрения человеческая.
Дальше сообразишь?
>Если имеется хоть одна неисправимая составляющая личности, то всё пропало.
Если составляющей личности называть врожденное, то да, вы правы, а поверить христианам: от рождения человек чист, но не все, что он приобретает в течение жизни, исправимо?
>Мы можем что-то делать вместе? Хорошо, не исправлять человечество – а что?
ИМХО, единственное, что можно и нужно делать – воспитывать новое человечество таким, чтобы его не нужно было исправлять – я придерживаютсь убеждения, что детей исправлять не нужно – достаточно не портить.
>Итак, человек-то исправим, но как индивидуум, а не вид, не человечество
В том как раз и проблема, что нет ответа на вопрос, что мешает исправимости всего человечества при исправимости каждого индивидуума. Мой вариант выше, но это только мнение.
>Ведь тогда гражданам не останется работы. Ипсравлять нечего – твори, выдумывай, пробуй.
Не так. Творить, выдумывать и пробовать можно с разными целями. Созидетельная деятельность, направленная на благо общества в целом останется гражданской обязанностью. Можно ведь не только исправлять – можно сохранять и можно совершенствовать.
>Да, ведь наука знает не всё. А совесть – всё
Совесть дворянина прощлых лет, например, побуждала его вызывать на дуэль оскорбителя, скажем, своей жены – и убить или быть убитым. Моя совесть этот вариант не приветствует. Это я к тому, что совесть, как этическая категория, неуниверсальна, и потому на знание всего претендовать не может. Если любите фантастику – Гаррисон, серия “Мир смерти”. Все прочитать как-то не удалось, но по крайней мере первые три гниги серии очень интересно развивают идею гетерономности этических ценностей.
>То есть воруют, исходя из голоса совести?
Скорее из молчания совести на этот счет. Вы же не думаете, что вор сам себе признается, что он – негодяй? Нет, его совесть так устроена, его нравственные критерии отличаются от ваших. Вы можете называть это отсутствием совести, но тогда нам требуется для продолжения беседы определить само понятие “совесть”.
>Но так и есть – универсум…
Возвращаясь к примеру выше – почему у Пушкина с его дуэлью как на счет совести было?
>”Бог разрешает, а мы – священники и юристы – запрещаем!”
>Вот я знаю, что могу согрешить. Но не хочу – воспитание такое, совесть развитая. Плохо? Не то?
Бог не разрешает – он заповеди дал, в которых запретил. Другое дело, что не препятствует, оставляя свободу воли – возможность выбора. Если привести аналогию – я могу в вашем присутствии прятать кошелек в сейф, и тогда вы не можете его украсть чисто технически, я могу положиться на вашу порядочность и оставить кошелек на столе. В первом случае у вас нет выбора, возможности, свободы. И нет вашей заслуги в том, что вы не своровали. Во втором – есть. В первом случае то, что вы не своровали – не хорошо и не плохо: тут нет нравственного выбора, совесть не задействована. И можно ли сказать, что во втором случае я разрешаю вам воровать?
>1. У меня условие: …
Да.
>2. Испытание: думаем вместе или на всём готовеньком?
Да мы вроде как уже думаем вместе.
>3. Задания-вопросы…
С учетом состояния современного общества мне кажется бесполезным упирать на “безгрешность”. Так что правильной целью мне кажется донесение до людей мысли, что жить по совести – наиболее выигрышная стратегия в долгосрочной перспективе 🙂
Правда, для начала необходимо выкорчевать идиотское “после нас хоть потоп”, но эта идея рационализируется тоже достаточно просто: “а кто вам сказал, что потоп будет после?”.
>Придумали. Общение
Само по себе без рефлексии – однозначно бесполезно, поскольку душу извне менять по моему глубокому убеждению невозможно.
>Цефализация, Бог
По-моему, первое вашу гипотезу это никак не доказывает, второе же – универсальное доказательство всего и вся, обладающее одним существенным изъяном – принципиально не доказуемо само по себе.
Сочинение на тему
«Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку — волк»?
Отвечая на поставленный вопрос «Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку — волк», хочется сразу сказать: «Нет, не согласен». Совершенно очевидно, что жить в обществе, где действуют безнравственные волчьи законы (каждый сам за себя; кто сильнее, тот и прав; прав тот, у кого есть власть и деньги), невозможно. С другой стороны, всегда ли люди живут по правилам морали? Нет, не всегда. Бесчеловечные законы проникли в жизнь людей, и мы не раз были свидетелями вопиющей несправедливости.Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведениям художественной литературы.
Так, например,повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» знакомит нас с судьбой «маленького человека», бедного, несчастного Самсона Вырина. Герой этого произведения- чиновник 14 класса, честностью и трудолюбием заслуживший 3 медали. Он один воспитывал дочь Дуню, и как любящий отец «души в ней не чаял». Но проезжавший гусар Минский, к которому смотритель отнесся по-доброму и даже уступил свою постель, поверив, что он болен, обманным путем увез ее в город. Самсон Вырин, узнав об этом, слег в горячке.Жизненный опыт подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено, как и многие другие «молоденькие дуры». Позже он пешком отправился на поиски своей дочери. Но затея старика оказалась безуспешной: ротмистр Минский сначала решил откупиться от него деньгами, а потом вытолкалего за дверь. Приятель советовал ему жаловаться, но смотритель решил отступиться. Оставшись один, он вскоре умер от горя. Эта повесть тронула меня до глубины души. Мысль писателя о несправедливо устроенном обществе, в котором действуют волчьи законы, понятна и звучит убедительно.
Спустя много лет, эта тема зазвучит с новой силой в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».Его главной героинеМатрене Васильевне пришлось хлебнуть на своем веку много горя и несправедливости: разбитую любовь, смерть шестерых детей, потерю мужа на войне, адский труд в деревне, горькую обиду на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки и пенсии. А когда ей подсказали, что надо добиваться пенсии, она уж и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев «то за точкой то за запятой». Так показывает Солженицын отношение государства к бедному человеку, который чувствует себя одиноким внутри большого общества. Но самое страшное то, что он чувствует себя также и внутри малого-своей деревни, родных, друзей. Все они бессовестно пользуются ее добротой, бескорыстной помощью и дружно осуждают ее за это. Так и жила она бедно, убого, одиноко. Родные почти не появлялись в ее доме, боялись, что она будет просить помощи. Зато после смерти сбежались все и, как хищники, растащили все ею «нажитое добро». Что же движет этими людьми? Очевидно: жадность, злоба, то, что стало нормой поведения, нормой жизни, ее законом. А если это так, то справедливо ли то общество, в котором люди живут по каким-то хищническим, волчьим законам?К чему может привести нас нежелание жить по совести и справедливости?
Вывод напрашивается сам собой: если разрушится мир добра, если будут торжествовать волчьи законы, то этот мир долго не продержится.
…чертыхнулась про себя, но подошла к нему и спросила, все ли в порядке. Человек ответил — и это было страшно. Потому что он ПЕРЕПУТАЛ СЛОГИ В СЛОВАХ. Поняв по моему лицу, что что-то не так, он испуганно на меня посмотрел.
Вспомнив одно время тиражировавшиеся в соц. сетях описания признаков инсульта, я с замиранием сердца попросила его улыбнуться. Просьба была странная, мне пришлось его уговаривать: «Ну, пожалуйста, улыбнитесь! Красивая молодая девушка просит вас об улыбке — неужели вы не улыбнетесь?» Он попробовал улыбнуться. Улыбка растянулась на пол-лица. ЭТО БЫЛ ИНСУЛЬТ!
Что было дальше? Дальше я положила его на лавочку. Стала звонить в скорую. Перекрикивая гул поездов, ругалась с оператором скорой, потому что мне раздраженным голосом продиктовали семизначный номер — «Это врачи московского метрополитена, туда и звоните». Изрыгнув трехэтажную конструкцию, смысл которой сводился к тому, что у меня на коленях умирает человек, звонить из метро шумно, и вообще ЭТО ВАША РАБОТА, добилась того, что мне сказали «не волнуйтесь, бригада выезжает».
Дальше были 20 минут, которые я не забуду никогда. 20 минут с лежащим рядом человеком, который бледнел, зеленел и умирал на моих глазах.С проходящими мимо людьми, которых я умоляла дойти хотя бы до тетеньки в будке эскалатора и сказать, что тут происходит, или привести мента, которые либо просто проходили мимо, либо останавливались, говорили «девушка, мне некогда» и уходили. Потом приехала скорая. Мужчину быстро погрузили на носилки и… кошмар продолжился. Я понимаю — час пик. Все опаздывают. Всем некогда. Но кем нужно быть, чтобы НЕ ПРОПУСКАТЬ ВРАЧЕЙ С НОСИЛКАМИ, НА КОТОРЫХ ЛЕЖИТ БЕЛЫЙ, КАК ПРОСТЫНЯ ЧЕЛОВЕК??? То есть, это риторический вопрос. Нужно быть БЕЗДУШНОЙ толпой.
Через пару часов мне позвонил мальчик из бригады, который взял мой номер, и сказал, что мужчина умер в машине на подъезде к больнице — слишком долго он ждал помощи и не дождался. Я даже не знаю, как его звали.Но теперь я знаю страшную, чудовищную вещь — я могу умереть на глазах нескольких сот людей, и никто не остановится. Меня не станет — но ОНИ НЕ ОПОЗДАЮТ. И рассчитывать можно только на себя, да чуть-чуть на Бога. И еще — я зареклась писать в соц. сети всяческие призывы и тому подобное. Но, пожалуйста, отрывайтесь иногда от своих мыслей и смотрите по сторонам. Пожалуйста, даже если вам кажется, что человек рядом с вами пьян, псих, неадекват, не бойтесь подойти и посмотреть внимательнее, точно ли это алкоголь, наркотики, психическое заболевание. Максимум плохого, что может с вами случиться — вас пошлют дорогой длинной куда подальше, но это же не так страшно! А, может быть, вы спасете человеку жизнь??? Или, хотя бы, дадите ему шанс за эту жизнь побороться…»
И еще… У вас займёт всего одну минуту прочесть следующее… Нейрохирурги говорят, что если они в течении 3 часов успевают к жертве инсульта, то последствия приступа могут быть устранены. Основная задача состоит в том, чтобы распознать и диагностировать инсульт и приступить к лечению в первые 3 часа — что, конечно, не просто.
Распознай инсульт: Существуют 4 шага к распознанию инсульта:
— попроси человека улыбнуться (он не сможет это сделать нормально);
— попроси сказать простое предложение (напр. «Сегодня хорошая погода»);
— попроси поднять обе руки (не сможет или только частично сможет поднять);
— попроси высунуть язык (если язык искривлён, повёрнут — это тоже признак).
Если проблемы возникнут даже с одним из этих заданий — звони в неотложку и описывай симптомы по телефону. И, конечно же, думай кто есть человек для человека? Друг или волк?°°°
Ритм жизни сегодня сумасшедший, и люди порой сами загоняют себя. Неслучайно в последнее десятилетие врачи всё чаще говорят о том, что появилась новая группа риска по инсульту. Это относительно молодое и весьма активное население, живущее и работающее с повышенными физическими и психическими нагрузками.
Впрочем, и другая группа риска – пожилые люди – меньше не стала. В целом же в мире каждые 30 секунд происходит новый случай инсульта. Всего, по статистике ВОЗ, регистрируется 15 миллионов инсультов в год, из них в России – более 500 тысяч.
По данным медицинской статистики, только 8% перенёсших инсульт полностью восстанавливаются и возвращаются к нормальной жизни и работе. Остальные умирают в первый год после инсульта или становятся инвалидами. Причина столь тяжёлых последствий в том, что люди слишком поздно обращаются за медицинской помощью. Между тем именно фактор времени решающий. «Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда после начала симптомов прошло более 6 часов. Прогноз для пациента в этом случае более неблагоприятный, чем если бы он поступил в стационар в период «терапевтического окна» – в первые 4,5 часа».
После развития инсульта в поражённом участке мозга каждую минуту гибнет 2 миллиона нейронов и 12 км проводящих путей, поэтому надо действовать, пока эта зона окончательно не разрушена. Вот почему нужно как можно скорее обратиться к специалистам. Основное правило, которое должны помнить все, – потеря времени равносильна потере мозга».«Инсульт нельзя лечить в обычной больнице –только в специализированных инсультных отделениях, которые оборудованы и работают так, чтобы очень быстро обследовать поступившего больного и начать его экстренное лечение».
К настоящему моменту в России удалось создать обширную сеть специализированных неврологических отделений помощи пациентам с инсультом, их более 500 по всей стране. Этот показатель намного выше, чем, например, в Европе. Больше сеть таких центров и отделений может быть только в США и Китае. Российская антиинсультная модель признана ВОЗ лучшей в мире.
Теперь главная задача – чтобы люди знали о необходимости оперативной госпитализации при подозрении на инсульт. Во многих регионах (например, в Москве, Екатеринбурге, Челябинске) информационно-просветительская работа уже началась: в транспорте появились плакаты о том, как распознать инсульт у человека, если вы случайно оказались рядом, и что делать, как помочь пострадавшему.
Самостоятельно понять, что начинается мозговой удар, крайне сложно. Практика показывает, что 70% пациентов не распознают у себя симптомов инсульта. Окружающим сделать это проще. Если человек не может повторить простое предложение, поднять обе руки и пожать вам руки с одинаковой силой, если у него онемение половины лица или конечностей, потеря равновесия, нарушение координации движений и появилась внезапная, резкая головная боль – срочно вызывайте «скорую».
поделитесь этими знаниями с близкими и друзьями!
Читайте также:
КУДА ИСЧЕЗЛА ДЕВИЧЬЯ СКРОМНОСТЬ?
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЧЕЛОВЕКА. КАК УБЕРЕЧЬ СВОИХ БЛИЗКИХ?
ЖИЗНЬ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В МОСКВЕ
атмосферное давление у поверхности земли составляет 745 мм.рт.ст. какое атмосферное давление будет на высоте 10 м., 20м.,100м., 3000м.
речь в защиту природы) помогите пожалуйста)
В треугольнике ABC угол А в 3 раза больше угла С. Найдите угол А, если внешний угол при вершине С равен 144.
сколько кг. песка вмещает ящик, если его длина -1,2 м,ширина составляет 1/2 длины , а высота -0,55 ширины ?(1 кубический метр песка весит одна целая две пятых т,)
придумайте предложения со словами:блёклый, бытие, житие, забытьё, никчёмный, околёсица, опека, поблёкнуть, скабрёзный
В чем сущность левого движения молодежи и студентов в 1960 годы?
Сочинение на тему написать самому себе советы: как мне стать лучшим учеником школы
Помогите
Complete the sentences using Past Continuous.
1. When John came home … .
2. When the telephone rang … .
3. When I entered … .
4. When we arrived in St. Peterburg … .
5. When the police came … .
6. When we saw her … .
7. When they got married … .
8. While she was cooking … .
9. While I was finishing my homework … .
10. While the robber was putting the money into the bag … .
Ребята, нам на завтра задали найти стихотворение о войне 25 строчек, помогите!
кратко описание о пректе 9 мая срочно
Волк в дикой природе, очень коварный, хитрый и осторожный зверь, его очень трудно поймать в капкан. Лисы волкам не чета. Только в народных сказках и анекдотах, волк всегда “дурак”. Волки всегда досаждали людям уроном домашнего скота, волков боялись, волками пугали детей. Именно волков специально отстреливали, устраивали облавы с массовым привлечением охотников, в годы социализма охота на волков была разрешена круглый год, за убитого волка охотнику полагалась премия в диапазоне 25-50 руб. О волках говорили, как о санитаре леса. Данный зверь приобрёл достаточно человеческого негатива, что бы отрицательные человеческие качества отражать в виде волчьих повадках. В противовес поговорки “Человек, человеку волк”, есть другая, “Человек, человеку друг, товарищ и брат”. Наверно, данный лозунг возник в эпоху социализма, гораздо позднее, общенародных суждениях о волках и волчьих стаях, так, как не отражал реалий жизни, и был навязан коммунистическими идеями. Остаётся живучей и поговорка “Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит”. Как не возможно приручить даже волчонка к человеку, так и перевоспитать устоявшиеся человеческие негативные качества. Волк, как объёкт для подражания для людей не уместен. Сравнение человека с волком служит для подчёркивания человеческого негатива, а, не как комплемент к его хорошим качествам.
Волк — удивительный персонаж мифов и сказок. Он выступает в разной роли: в качестве большого могущественного друга или опасным вредителем домашнего стада и овечьих отар. Отношение человека к волку тоже раздваивается: или почтительно-уважительное, или насмешливо-отрицательное. И мифы, и сказки не имеют даты, и мы не знаем, какой образ возник сначала — доброго или злого волка. В том, что касается характеристик волка в русских народных преданиях и сказках, А.Н. Афанасьев делает основной упор в описаниях на его «хищный и разбойничий нрав». То, что волки в природе являются представителями тёмной ночи, и в зимнее время, с голоду, действительно способны нападать на домашний скот и прочую живность, вплоть до человека – подмечено народом более-менее верно. Однако и зима на самом деле бывает не всегда губительна, т.к. земля отдыхает под снежным покровом до весны, до земледельческих работ в новом году. И волки на самом деле нападают на домашний скот или людей лишь от крайней необходимости, а не по прихоти или с жиру. В европейских сказках волки предстают в леденящем душу виде: «исчадие ада», «апокалипсическое чудовище».
Отношение индейцев к волку — несколько иное, чем в Западной Европе. Они видели в этом животном собрата-охотника, уважали его и восхищались им. В целом ряде индейских легенд волк появляется как защитник племени, в особенности – его наиболее слабых и беззащитных членов. Индейская традиция рассматривала волка как чрезвычайно мудрого зверя, особенно в вопросах, касающихся мира сверхъестественного. На самом деле, помимо своей роли защитника общины, это животное выступало еще и в качестве советника для отдельных ее членов — особенно для молодых людей во время «переходного ритуала», такого, например, как превращение мальчика в мужчину. В ритуальном сне волк действовал как своего рода «духовный проводник», ведущий молодых людей трудной дорогой взросления (например, к тому, чтобы стать настоящим охотником), давая им по пути ценные советы и мудрые наставления. Местные шаманы, присутствуя в качестве руководителей подобных церемоний, и в настоящее время часто одеваются в невыделанные волчьи шкуры и носят на голове маски из волчьих голов, символизирующие их связь с божеством. В подобных случаях они также стараются подражать повадкам волков, почти полностью обретая волчье обличье, пытаясь привлечь внимание духов, чтобы попросить у них совета.
И всё же, если рассматривать сказки не поверхностно, следуя хоть немного своим внутренним, истинным природным ощущениям, выясняется одна любопытная, но малоприятная закономерность – стадо всегда было и остаётся стадом, которое пасут, а иной раз и режут волки (волчьи пастыри). В прямом и переносном смысле. Именно поэтому некие «пастушеские племена» (термин Афанасьева), всегда психологически (в первую очередь) боятся волков – если уже и в сказках отложился этот комплекс «народной» неполноценности. К счастью, не везде. И не у всех. Иначе не было бы потом ни «Слова о полку Игореве», где та же тема волка-оборотня представлена совершенно по иному; не было бы ни Ивана-царевича и его серого волка, ни других, лучших примеров русской словесности. Серый волк, принимающий участие в подвигах Ивана Царевича, выступает в роли настоящего друга и помощника, он играет роль тотема: оказывает помощь, выходящую за пределы человеческих возможностей. Если бы не он, Иван Царевич не только бы остался мертвым, но и не смог совершить свои подвиги.
В сказках алтайцев, хакасов, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, нанайцев, коряков, китайцев и других народов встретившийся в пути волк также оказывает героям бескорыстную помощь и содействие во всех их свершениях и подвигах. В мифах чувашей волчица представляется не только как прародительница,но и как кормилица и воспитательница их первопредка. Бурятское племя Эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного волками, потому они получили название чонорудских бурят (чоно – волк). Племена, считавшие своим прародителем волка, были и у древних монголов. Начало рода, к которому принадлежал Чингис-хан, положили Борте-чино (“сивый волк”) и Хо Марал (“каурая лань”). В хрониках пишут, что Чингисхан был очень горд тем, что он – сын волка. С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: “Родился волк или лисица?” Волк был символом мужского начала.
Образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа. Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно в образе белой волчицы Okami. Одна из японских сказок эпохи позднего феодализма «Волосок из волчьей брови» также характеризует волка с положительной стороны. Эта сказка очень короткая, но содержит определённый философский подтекст: «В старину один человек дошёл до крайней бедности. Не было у него за душой ничего. «Чем дальше так жить, пусть лучше меня волки сожрут», – подумал он и отправился в горы. Настала ночь, появился матёрый волк, увидел человека, но не тронул его. Почему ты не съел меня? – спросил бедняк. Волк в ответ: Мы не каждого пожираем. Бывает, человек только с виду похож на людей, а душа у него звериная. Ты настоящий человек, таких мы не пожираем. Изумился бедняк. Но как вы узнаете, что у человека душа звериная, если он по виду ничем от других людей не отличается? – спросил он. А мы глядим сквозь волоски наших бровей, чтобы узнать правду. С этими словами волк вырвал у себя из брови один волосок и подарил его бедняку. Взял бедняк волчий волосок, завернул в тряпицу и спрятал за пазухой. «Что ж делать? – думает. – Волки и то не послушались моей просьбы, оставили в живых. Одно осталось: пойду бродить по свету нищим странником». Как-то раз постучался странник в двери дома: пустите на ночлег. Старик-хозяин с охотой согласился, но вышла его старуха с лицом, перекошенным от злости, и отказала в приюте. Тут вспомнил странник о волчьем волоске, достал его из-за пазухи и поднёс к своему глазу. Вот тебе на! Перед ним – коровья морда. Дал тогда странник волчий волосок старику-хозяину. Поглядел старик и только охнул. Не человек его старуха, а злая бодливая корова! Выходит, правду сказал волк: не все люди – настоящие люди».
Но сказочный мир всё же отличается от мира современного человека. В обывательском сознании при слове «волк» возникает образ дикого зверя, который «свободен» и не терпит никаких ограничений. Предлагаю разобраться так ли это. Самые ранние изображение волков найдены в пещерах на юге Европы, им уже более 20000 лет. Жизнь в стае и вой – самые характерные общеизвестные особенности волка. Они отличают его от многих других млекопитающих и придают неповторимость его биологическому облику. В рамках рубрики я хочу остановиться более подробно на особенностях устройства волчьей стаи. Характер отношений в стае альтруистичен. То есть каждое животное подчиняет свои личные интересы интересам всего «коллектива». При иных взаимоотношениях стая как единый организм существовать не может. Ранг животного зависит от уровня развития психики, а не только от физических данных. Младшие слушаются старших и чувствуют себя абсолютно защищенными, а старшие несут бремя ответственности за всех.
В целом волчья стая имеет семь рангов. И напоминает прекрасно организованное общество, где каждый понимает свои права и обязанности. Управление происходит без силовых приемов.
1. «Вожак». Высший социальный ранг (А-самец). Предполагает ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае. Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды в целом недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки — будущее стаи. Если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается.
2. «Воин». Этот ранг могут занимать особи любого пола. Если это волчица, то она не должна быть занята воспитанием потомства. Воины — это команда вожака, обеспечивающая безопасность и пропитание стаи. В случае нападения на защиту встают только воины, у остальных членов стаи — другие задачи. Если в стае несколько воинов, то среди них выделяется ранг старшего воина. В его задачи входит организовывать охоту и охрану. Он является самым вероятным претендентом на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей (b-самец).
3. «Мать». В этой роли может выступать взрослая волчица, которая имеет опыт воспитания волчат. Обязанности матери она может выполнять как по отношению к своим детенышам, так и по отношению к детям менее опытных «мамаш». После того как дети выросли, волчица возвращается к выполнению обязанностей ранга, в котором она находилась до рождения волчат. Нужно отметить, что рождение «детей» не переводит автоматически волчицу в ранг матери. Как и для любого другого ранга, здесь требуется определенное психофизическое развитие, способность принимать решения, необходимые для жизни. В задачи матери входит выращивание и воспитание потомства. В случае нападения на стаю именно матери уводят всех слабых в безопасное место, в то время как воины держат оборону. Если особей этого ранга несколько, выделяется ранг старшей матери (А-самка). Она при необходимости может занять ранг вожака. Интересно, что со старшим воином она никогда не конкурирует. Освободившийся ранг занимает наиболее достойный, способный управлять стаей. Никаких поединков для выявления более сильного не происходит. В период вскармливания и выращивания детей все матери стаи находятся под особой защитой и опекой. Интересно, что пары у волков — на всю жизнь. Если один из партнеров умирает, новая пара не создается.
4. «Опекун» – несет ответственность за воспитание волчат. В нем выделяется два подранга: пестун и дядюшка. Пестунами становятся молодые волчицы или волки, по каким-либо причинам не претендующие на ранг воина, подросший молодняк предыдущего помета. Они находятся в подчинении матерей и выполняют их распоряжения, получая навыки воспитания и обучения подрастающих волчат. Это их первые обязанности в стае. Дядюшка — это взрослый волк, не имеющий собственной семьи и помогающий выращивать волчат. Этот ранг очень ярко описан при наблюдении за канадскими волками Фарли Моуэтом в книге: «Не кричи: волки!»
5. «Постовой/Сигнальщик». Его функции — оповещение стаи об опасностях. Причем, только в этом. Дальнейшие решения принимают более ответственные члены стаи.
6. «Щенок» – никакой ответственности, кроме того, чтобы слушаться старших. Имеет преимущественное право на питание и защиту.
7. «Пенсионер» – старая особь. Он тоже имеет право на питание и защиту. Волки заботятся о своих стариках.
Ну как вам описание законов волчьей стаи – ничего не напомнило из окружающей вас человеческой социальной жизни? Надеюсь, образ дикого кровожадного зверя, не терпящего никаких ограничений у вас несколько померк? Такого свойства, как “кровожадность”, у животных вообще не бывает, его придумал человек. В природе волки убивают столько добычи, сколько им необходимо для еды. А законы стаи удивляют своей красотой и практичностью. Нам есть чему учиться у Природы.
Волчья семья (стая) сложилась как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы за существование сообщество, связанное кровным родством. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные «всплески» численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование. Агрессивность, несомненно, играет заметную роль в поддержании структуры стаи, в установлении иерархических отношений между ее членами, в длительном, практически перманентном ее существовании. Однако не меньшее, а может быть, и больше значение имеют положительные внутристайные тенденции в поведении волка. Именно благодаря взаимной терпимости возможно объединение стаи во время групповых охот, сопровождающихся тонкой координацией действий ее членов.
Вы можете сказать: «А какое это имеет отношение ко мне и моей человеческой жизни?» Предлагаю вам вспомнить биогенетический закон Геккеля-Мюллера: «Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом». Зародыш человека в ходе эмбриогенеза превращается из рыбоподобного организма в организм, неотличимый от зародыша обезьяны, и только потом приобретает человеческие черты. В детстве мы чувствуем свое единство с природой, а по мере взросления – утрачиваем и теряем с ней связь. Признание своей первозданной природы вносит в жизнь человека подлинную целостность, и он получает в дар внутреннего наблюдателя. В волчьей стае удовлетворяются по крайней мере четыре человеческие потребности общеизвестной Пирамиды человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу: физиологические, в безопасности, в принадлежности, в уважении. Когда волки объединяются в стаю, они совершенно объективно становятся существующей и грозной силой. Чтобы эта сила сохраняла единство, волки признают иерархичность, старшинство, авторитет. Посмотрите внимательней на воинские или так называемые “силовые структуры” – вы «увидите» там много «Волков».
Если в вашей жизни начинает проявляться энергия Волка, если вас привлекают эти сильные звери или иногда хочется «выть» – это знак, что надо воссоединиться со своей инстинктивной природой, не отбрасывая своей принадлежности к социуму и не становясь менее человечным.
Ниже описаны те признаки мышления и чувств, которые указывают на серьезные нарушения или полную потерю связи с глубинной, инстинктивной душой:
1. Ощущаю себя бессильным, сомневающимся, зашедшим в тупик.
2. Не способен управлять собой или держать личные границы.
3. Не чувствую или не умею держать собственный темп.
4. Боюсь рискнуть быть собой или раскрыть себя.
5. Боюсь дать сдачи, когда не остается другого выхода, боюсь испытать новое, боюсь встать в полный рост, боюсь высказаться, выступить против.
С помощью энергии Волка вы можете установить контакт со своим внутренним миром. Волк может также дать вам силу в том, чтобы стать учителем для других, помочь им лучше понять жизнь и найти в ней собственный путь. Волки одновременно и стайные, и одинокие звери. Они живут в узком семейном союзе, не отказываясь при этом от своей самостоятельности. Назначение стаи (семьи) для них – выполнение некой задачи, долга, работы. В личной жизни они самые одиночные одиночки. Это не значит “нет семьи”. Как раз “семья-то большая”. Но внутри этого “большая” Волк один. Иногда к тому же и «один за всех». Волкам свойственна храбрость, независимость, они имеют чувство стаи, чувство долга, ответственность, преданность, умеют выдерживать самые большие перегрузки. Быть Волком – это умение найти свою стаю, определить свою территорию, пребывать в своем теле с полным пониманием его и с гордостью, независимо от его совершенств и ограничений; это способность действовать и высказываться от своего имени, сохранять бдительность и внимательность, прибегать к врожденным силам интуиции и чуткости, развиваться с достоинством и добиться максимальной осознанности.
Люди, соединенные с энергией Волка активны, постоянно преодолевают препятствия, ищут экстремальные условия. Это тот образ, который был описан Джеком Лондоном в романах «Белый Клык» и «Время не ждет». Герой Джека Лондона, человек, не боящийся опасности, побеждающий стихии, человек чести. Жизнь бросает его, как щепку, но он всегда находит себя и находит на высшем уровне, может выдержать любые испытания. Он обладает высшими силами выживания в экстремальных условиях. На самом высшем уровне – это “усмирители стихий”, которые прекрасно чувствуют себя в условиях беспорядка, умеют создать структуру, систему и усмирить коллективные энергии. На среднем уровне – это люди, которым мало сидеть на одном месте, им нужно много приключений в жизни.
В заключение я хочу отдельно обратиться к женщинам, особенно имеющим детей, с настоятельной рекомендацией: обязательно найдите и прочитайте книгу Клариссы Эстес “Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях”. Вы много открытий совершите по мере прочтения этой книги. Приведу лишь маленький отрывок из нее: «Здоровые волчицы и женщины обладают определенными общими психическими особенностями – острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью. Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны…»
Но моя просьба продиктована другим. Проводя индивидуальное консультирование, я часто слышу от женщин претензии к слабым мужчинам, встречающимся на их пути. А со стороны женатых мужчин – грустные рассказы о том, что их жены прочно «держат» под своим материнским «крылом» взрослеющих сыновей. Получается замкнутый круг и очень хочется его разомкнуть.
«Мы идем вперед не просто, чтобы идти. Выносливость подразумевает, что мы создаем что-то существенное. Учение о выносливости пронизывает всю природу. У каждого новорожденного волчонка подушечки лап мягкие, как глина, и только возня, беготня и прогулки с родителями делают их более жесткими. Теперь волчонок может бегать, ходить по острым камням, по жгучей крапиве, даже по битому стеклу, и не поранить лапы. Я видела, как волчицы купают своих волчат в ледяных ручьях, заставляют их бегать, пока неокрепшие лапы не начнут заплетаться. Так они закаляют маленький дух, наделяя его силой и стойкостью. В мифах обучение выносливости – один из ритуалов Великой Дикой Матери, архетипа Дикой Женщины. Ее извечный ритуал – делать свое потомство сильным. Это она закаляет нас, дает нам силу и выносливость».
Услышьте послание волчицы!
Человек устроен так, что в нем сосуществуют и добро и зло. В мире есть жадность и есть благотворительность. Люди бесплатно что-то делают для других людей и не требуют с них ничего за это. Я думаю, что для человека нет ничего полезнее человека. Конечно, можно поговорить и с кошкой, и с собакой и даже поделиться с ними секретом. Но ведь кошка и собака не ответят и не посоветуют. С бедой или с радостью можно пойти только к человеку. И для меня, конечно, ближе точка зрения человеческая.
Дальше сообразишь?
>Если имеется хоть одна неисправимая составляющая личности, то всё пропало.
Если составляющей личности называть врожденное, то да, вы правы, а поверить христианам: от рождения человек чист, но не все, что он приобретает в течение жизни, исправимо?
>Мы можем что-то делать вместе? Хорошо, не исправлять человечество – а что?
ИМХО, единственное, что можно и нужно делать – воспитывать новое человечество таким, чтобы его не нужно было исправлять – я придерживаютсь убеждения, что детей исправлять не нужно – достаточно не портить.
>Итак, человек-то исправим, но как индивидуум, а не вид, не человечество
В том как раз и проблема, что нет ответа на вопрос, что мешает исправимости всего человечества при исправимости каждого индивидуума. Мой вариант выше, но это только мнение.
>Ведь тогда гражданам не останется работы. Ипсравлять нечего – твори, выдумывай, пробуй.
Не так. Творить, выдумывать и пробовать можно с разными целями. Созидетельная деятельность, направленная на благо общества в целом останется гражданской обязанностью. Можно ведь не только исправлять – можно сохранять и можно совершенствовать.
>Да, ведь наука знает не всё. А совесть – всё
Совесть дворянина прощлых лет, например, побуждала его вызывать на дуэль оскорбителя, скажем, своей жены – и убить или быть убитым. Моя совесть этот вариант не приветствует. Это я к тому, что совесть, как этическая категория, неуниверсальна, и потому на знание всего претендовать не может. Если любите фантастику – Гаррисон, серия “Мир смерти”. Все прочитать как-то не удалось, но по крайней мере первые три гниги серии очень интересно развивают идею гетерономности этических ценностей.
>То есть воруют, исходя из голоса совести?
Скорее из молчания совести на этот счет. Вы же не думаете, что вор сам себе признается, что он – негодяй? Нет, его совесть так устроена, его нравственные критерии отличаются от ваших. Вы можете называть это отсутствием совести, но тогда нам требуется для продолжения беседы определить само понятие “совесть”.
>Но так и есть – универсум…
Возвращаясь к примеру выше – почему у Пушкина с его дуэлью как на счет совести было?
>”Бог разрешает, а мы – священники и юристы – запрещаем!”
>Вот я знаю, что могу согрешить. Но не хочу – воспитание такое, совесть развитая. Плохо? Не то?
Бог не разрешает – он заповеди дал, в которых запретил. Другое дело, что не препятствует, оставляя свободу воли – возможность выбора. Если привести аналогию – я могу в вашем присутствии прятать кошелек в сейф, и тогда вы не можете его украсть чисто технически, я могу положиться на вашу порядочность и оставить кошелек на столе. В первом случае у вас нет выбора, возможности, свободы. И нет вашей заслуги в том, что вы не своровали. Во втором – есть. В первом случае то, что вы не своровали – не хорошо и не плохо: тут нет нравственного выбора, совесть не задействована. И можно ли сказать, что во втором случае я разрешаю вам воровать?
>1. У меня условие: …
Да.
>2. Испытание: думаем вместе или на всём готовеньком?
Да мы вроде как уже думаем вместе.
>3. Задания-вопросы…
С учетом состояния современного общества мне кажется бесполезным упирать на “безгрешность”. Так что правильной целью мне кажется донесение до людей мысли, что жить по совести – наиболее выигрышная стратегия в долгосрочной перспективе 🙂
Правда, для начала необходимо выкорчевать идиотское “после нас хоть потоп”, но эта идея рационализируется тоже достаточно просто: “а кто вам сказал, что потоп будет после?”.
>Придумали. Общение
Само по себе без рефлексии – однозначно бесполезно, поскольку душу извне менять по моему глубокому убеждению невозможно.
>Цефализация, Бог
По-моему, первое вашу гипотезу это никак не доказывает, второе же – универсальное доказательство всего и вся, обладающее одним существенным изъяном – принципиально не доказуемо само по себе.