Сочинение на тему характеристика святослава слово о полку игореве
8 вариантов
Князь Игорь выступил со своим войском самостоятельно против половцев, не послушав мудрых слов Святослава. В результате его поражение навлекло беду на всю Русь. Несмотря на ошибку Игоря, киевский князь не отрекается от него, а как умудренный опытом отец поучает. Ведь он понимает, что обвинения не исправят ситуацию, а поддержка и советы помогут избежать больших ошибок. Великий правитель Руси призывает всех объединиться «за землю Русскую, за раны Игоревы, за удалого Святославича».
Речи Святослава автор повести называет «золотым словом». Это образец и эталон демагогии хорошего лидера и мудрого князя. Святослав видит, какую глупость совершили молодые князья Игорь и Всеволод. Но продолжает обращаться к ним «дети мои». Он относится к ним с добротой и пониманием, как настоящий отец. Святослав находит для них слова похвалы, отмечая их храбрые сердца. Однако так же он указывает на их большую ошибку – тщеславие и самоуверенность. Из-за этого князья подвергли опасности свой народ.
Писатель «Слова о полку Игореве» без сомнений был образованным и умным человеком, поэтому хорошо понимал первопричины проблем своего государства. «Золотое слово», принадлежащее Святославу, содержит главную идею повести, которую так старался донести автор современникам и потомкам.
Идея в том, что Русь должна быть единой, правители должны сплотиться ради общей победы и процветания державы. Выразителем верной позиции в повести является киевский князь Святослав, а ошибочной стратегии, которая привела к поражению, стал князь Игорь. Он показан противоречивым героем: смелым, честным, но гордым.
А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы “Слова…” были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.
Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его “золотое слово” имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.
Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь “Слова о полку Игореве” Барсов, который пишет, что Святослав – редкий на то время представитель идеи единства Руси.
А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.
Сон Святослава
Важное место отводится в “Слове о полку Игореве” сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.
Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.
Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек – это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома. Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место. Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.
В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.
Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.
Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.
Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав – один из ключевых и центральных персонажей “Слова о полку Игореве”. Образ князя в этом произведении максимально идеализирован. Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно. Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.
Исторические сведения больше говорят о мудрости князя. Он не так жесток, как Иван Грозный. Некоторые источники вообще называют его слабейшим из правителей. Другие отводят ему другую роль – крупная фигура истории Руси. Литературоведы спорят с историками. Чувствуется идеализация образа автором «Слова…». Возможно, автор был близок Святославу, входил в круг княжеского окружения. Этим и объясняется необъективность трактовки образа князя. Но никто не может отказать Святославу в мудрости государственного деятеля. Князь обращается не к одному, а ко всем русским правителям. Он в каждом находит зерно патриотизма, напоминает о подвигах и мудрых решениях. Ярослав грозен и силен, его войска могли воевать без щитов. Выхватив ножи из голенища. Владимир дрался, не замечая ран на теле, под его саблей падали обезглавленные половцы. Владимир может шлемами вычерпать Дон, веслами разбрызгать Волгу. Бесстрашные Рюрик и Давыд, с железными полками Осмомысл Ярослав, отважные Роман и Мстислав – все прозвучали в речи князя. Несколько раз повторяет Святослав призыв к единению «За Русскую землю». Святослав видит, как стяги (знамена) плещут вместе. Хочет он, чтобы копья пели вместе и блистали в одном строю. Удивительно то, что не только автор, но и Боян поют одну песню. Они все «радеют» за единство княжеств, за сильную крепкую Русь.
Текст «Слова…» наполнен верой в силу Всевышнего. Святослав так связан с князьями, что он видит вещий сон об их поражении. В сне все происходит с ним: балка в потолке трещит, его готовят к похоронам. Так воспринимать горе других может только добрый и мудрый правитель. Святослав в тексте литературного произведения именно такой.
Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приводит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, приказывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о необходимости объединения, совместной борьбы.
Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приводит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, приказывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о необходимости объединения, совместной борьбы.
Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным братом. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве». Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он говорит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Русскую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совершали многочисленные набеги на Русь. Святослав упрекает князей за бездеятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам.
Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.
Образы Игоря и Святосла
В византийских хрониках остались описания внешности сына Игоря и Ольги, киевского князя Святослава. Он очень похож на тех, кто появится почти через полтысячелетия после него, – на знаменитых рыцарей Запорожья, украинских казаков. Да и воинствующим характером этот мужественный воин, который прославился в веках своими походами и победами над врагом, тоже очень похож на них. Неслучайно украинские художники часто изображают Святослава в казацкой одежде.
В летописях говорится, что впервые Святослав принял участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. Он был на поле боя верхом на коне среди киевских дружинников и бросил копье в сторону врага. Так с юных лет приучал князь Игорь сына к ратному ремеслу. Когда Святослав вырос, то вся его жизнь прошла в походах, в борьбе со всеми теми, кто посягал на землю русскую. Как рассказывает автор «Повести временных лет», киевский князь был очень непритязателен в быту. Он ел туже простую и грубую пищу, что и его дружинники, спал под открытым небом, положив под голову седло.
А как отправлялся на войну, то посылал к врагам посланца с грозным предупреждением: «Иду на вас!» За годы его княжения территория Киевской Руси значительно расширилась, страна стала большим европейским государством, хорошо известным среди всех государств мира. На русскую землю часто совершали набеги племена воинствующих хазар, которые опустошали и жгли села и города, забирали в рабство людей. Святослав решил положить этому конец: собрал свою храбрую дружину и отправился в поход. В нескольких битвах князь разгромил хазарские войска и завоевал их города. Тем не менее, даже после этого Святослав не стал возвращаться в Киев. Его дорога пролегла на Кавказ к реке Кубань, где жили племена, которые назывались ясами и касогами. И их победила Святослава дружина и они стали платить Киеву дань.
“Слово о полку Игореве” – одно из древнейших произведений русской литературы. Но его также можно назвать и одним из самых загадочных: найденное в 18 веке, оно до сих пор не разгадано до конца, в нем много «темных пятен».
Однако очевидно одно: «Слово» – глубоко патриотическое произведение, все оно пронизано любовью в родине, призывом сохранять ее целостность, беречь от вражеских нашествий.
В основе сюжета произведения лежит история неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев. Автор, сохраняя симпатию к Игорю как русскому князю, все же отмечает, что он начал поход из тщеславных соображений:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Игорь не задумывался о последствиях своего похода, он жаждал славы, славы любой ценой. Увлеченный своей идеей, он не обращал внимания на знамения, которые подавала ему сама русская природа: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата – храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».
Сам же главный герой был пленен, и только горячие молитвы его жены и родная земля помогли Игорю вернуться на родину:
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному –
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Важно, что сама Русь, которой пришлось много вынести из–за неосмотрительного поступка князя (вновь начались кровавые и разорительные набеги) с радостью принимает своего «блудного сына», всячески помогает ему и приветствует его на родине. Здесь, на мой взгляд, автор проводит мысль о том, что родная земля, как любящая мать, всегда примет и простит своих детей, как бы они ни провинились. Но и дети должны поступать со своей «главной» матерью также.
Мысль о том, что князья, как заботливые родители, прежде всего, должны печься о состоянии родной земли, проводит в «Слове» Святослав, князь Киевский. Этот герой, наверное, наиболее близок мне в произведении.
Святослав – «главный» среди всех князей. Он выполняет функцию самого старшего, мудрого и рассудительного. Главная забота этого героя – способствовать объединению Руси, уставшей и ослабленной междоусобными воинами. Святослав всеми силами стремится помирить и объединить князей для того чтобы они составили единую силу, могли обороняться от частых набегов кочевников: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
Именно Святославу снится «вещий сон», в котором он предчувствует беду, разорение русских земель. А когда герой узнает реальное объяснение своего сна, то произносит «золотое слово», которое становится выражением идеи самого автора:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Конечно, мудрый Святослав противопоставлен порывистому и неразумному Игорю. Святослав думает, прежде всего, о благе Руси – своем главном детище. Игорь же пока полон личных амбиций и думает о своем успехе и славе.
Конечно, наиболее близким среди героев «Слова» для меня является мудрый Святослав. Князя Игоря же я считаю молодым, амбициозным, но неумным и эгоистичным человеком. Чтобы потешить свое самолюбие, он рискует многими жизнями и во многом судьбой своей родины. За что и платит впоследствии сполна.
Князь Игорь выступил со своим войском самостоятельно против половцев, не послушав мудрых слов Святослава. В результате его поражение навлекло беду на всю Русь. Несмотря на ошибку Игоря, киевский князь не отрекается от него, а как умудренный опытом отец поучает. Ведь он понимает, что обвинения не исправят ситуацию, а поддержка и советы помогут избежать больших ошибок. Великий правитель Руси призывает всех объединиться «за землю Русскую, за раны Игоревы, за удалого Святославича».
Речи Святослава автор повести называет «золотым словом». Это образец и эталон демагогии хорошего лидера и мудрого князя. Святослав видит, какую глупость совершили молодые князья Игорь и Всеволод. Но продолжает обращаться к ним «дети мои». Он относится к ним с добротой и пониманием, как настоящий отец. Святослав находит для них слова похвалы, отмечая их храбрые сердца. Однако так же он указывает на их большую ошибку – тщеславие и самоуверенность. Из-за этого князья подвергли опасности свой народ.
Писатель «Слова о полку Игореве» без сомнений был образованным и умным человеком, поэтому хорошо понимал первопричины проблем своего государства. «Золотое слово», принадлежащее Святославу, содержит главную идею повести, которую так старался донести автор современникам и потомкам.
Идея в том, что Русь должна быть единой, правители должны сплотиться ради общей победы и процветания державы. Выразителем верной позиции в повести является киевский князь Святослав, а ошибочной стратегии, которая привела к поражению, стал князь Игорь. Он показан противоречивым героем: смелым, честным, но гордым.
А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы “Слова…” были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.
Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его “золотое слово” имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.
Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь “Слова о полку Игореве” Барсов, который пишет, что Святослав – редкий на то время представитель идеи единства Руси.
А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.
Сон Святослава
Важное место отводится в “Слове о полку Игореве” сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.
Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.
Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек – это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома. Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место. Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.
В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.
Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.
Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.
Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав – один из ключевых и центральных персонажей “Слова о полку Игореве”. Образ князя в этом произведении максимально идеализирован. Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно. Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.
Исторические сведения больше говорят о мудрости князя. Он не так жесток, как Иван Грозный. Некоторые источники вообще называют его слабейшим из правителей. Другие отводят ему другую роль – крупная фигура истории Руси. Литературоведы спорят с историками. Чувствуется идеализация образа автором «Слова…». Возможно, автор был близок Святославу, входил в круг княжеского окружения. Этим и объясняется необъективность трактовки образа князя. Но никто не может отказать Святославу в мудрости государственного деятеля. Князь обращается не к одному, а ко всем русским правителям. Он в каждом находит зерно патриотизма, напоминает о подвигах и мудрых решениях. Ярослав грозен и силен, его войска могли воевать без щитов. Выхватив ножи из голенища. Владимир дрался, не замечая ран на теле, под его саблей падали обезглавленные половцы. Владимир может шлемами вычерпать Дон, веслами разбрызгать Волгу. Бесстрашные Рюрик и Давыд, с железными полками Осмомысл Ярослав, отважные Роман и Мстислав – все прозвучали в речи князя. Несколько раз повторяет Святослав призыв к единению «За Русскую землю». Святослав видит, как стяги (знамена) плещут вместе. Хочет он, чтобы копья пели вместе и блистали в одном строю. Удивительно то, что не только автор, но и Боян поют одну песню. Они все «радеют» за единство княжеств, за сильную крепкую Русь.
Текст «Слова…» наполнен верой в силу Всевышнего. Святослав так связан с князьями, что он видит вещий сон об их поражении. В сне все происходит с ним: балка в потолке трещит, его готовят к похоронам. Так воспринимать горе других может только добрый и мудрый правитель. Святослав в тексте литературного произведения именно такой.
Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приводит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, приказывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о необходимости объединения, совместной борьбы.
Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приводит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, приказывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о необходимости объединения, совместной борьбы.
Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным братом. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве». Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он говорит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Русскую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совершали многочисленные набеги на Русь. Святослав упрекает князей за бездеятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам.
Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.
Образы Игоря и Святосла
В византийских хрониках остались описания внешности сына Игоря и Ольги, киевского князя Святослава. Он очень похож на тех, кто появится почти через полтысячелетия после него, – на знаменитых рыцарей Запорожья, украинских казаков. Да и воинствующим характером этот мужественный воин, который прославился в веках своими походами и победами над врагом, тоже очень похож на них. Неслучайно украинские художники часто изображают Святослава в казацкой одежде.
В летописях говорится, что впервые Святослав принял участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. Он был на поле боя верхом на коне среди киевских дружинников и бросил копье в сторону врага. Так с юных лет приучал князь Игорь сына к ратному ремеслу. Когда Святослав вырос, то вся его жизнь прошла в походах, в борьбе со всеми теми, кто посягал на землю русскую. Как рассказывает автор «Повести временных лет», киевский князь был очень непритязателен в быту. Он ел туже простую и грубую пищу, что и его дружинники, спал под открытым небом, положив под голову седло.
А как отправлялся на войну, то посылал к врагам посланца с грозным предупреждением: «Иду на вас!» За годы его княжения территория Киевской Руси значительно расширилась, страна стала большим европейским государством, хорошо известным среди всех государств мира. На русскую землю часто совершали набеги племена воинствующих хазар, которые опустошали и жгли села и города, забирали в рабство людей. Святослав решил положить этому конец: собрал свою храбрую дружину и отправился в поход. В нескольких битвах князь разгромил хазарские войска и завоевал их города. Тем не менее, даже после этого Святослав не стал возвращаться в Киев. Его дорога пролегла на Кавказ к реке Кубань, где жили племена, которые назывались ясами и касогами. И их победила Святослава дружина и они стали платить Киеву дань.
“Слово о полку Игореве” – одно из древнейших произведений русской литературы. Но его также можно назвать и одним из самых загадочных: найденное в 18 веке, оно до сих пор не разгадано до конца, в нем много «темных пятен».
Однако очевидно одно: «Слово» – глубоко патриотическое произведение, все оно пронизано любовью в родине, призывом сохранять ее целостность, беречь от вражеских нашествий.
В основе сюжета произведения лежит история неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев. Автор, сохраняя симпатию к Игорю как русскому князю, все же отмечает, что он начал поход из тщеславных соображений:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Игорь не задумывался о последствиях своего похода, он жаждал славы, славы любой ценой. Увлеченный своей идеей, он не обращал внимания на знамения, которые подавала ему сама русская природа: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата – храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».
Сам же главный герой был пленен, и только горячие молитвы его жены и родная земля помогли Игорю вернуться на родину:
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному –
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Важно, что сама Русь, которой пришлось много вынести из–за неосмотрительного поступка князя (вновь начались кровавые и разорительные набеги) с радостью принимает своего «блудного сына», всячески помогает ему и приветствует его на родине. Здесь, на мой взгляд, автор проводит мысль о том, что родная земля, как любящая мать, всегда примет и простит своих детей, как бы они ни провинились. Но и дети должны поступать со своей «главной» матерью также.
Мысль о том, что князья, как заботливые родители, прежде всего, должны печься о состоянии родной земли, проводит в «Слове» Святослав, князь Киевский. Этот герой, наверное, наиболее близок мне в произведении.
Святослав – «главный» среди всех князей. Он выполняет функцию самого старшего, мудрого и рассудительного. Главная забота этого героя – способствовать объединению Руси, уставшей и ослабленной междоусобными воинами. Святослав всеми силами стремится помирить и объединить князей для того чтобы они составили единую силу, могли обороняться от частых набегов кочевников: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
Именно Святославу снится «вещий сон», в котором он предчувствует беду, разорение русских земель. А когда герой узнает реальное объяснение своего сна, то произносит «золотое слово», которое становится выражением идеи самого автора:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Конечно, мудрый Святослав противопоставлен порывистому и неразумному Игорю. Святослав думает, прежде всего, о благе Руси – своем главном детище. Игорь же пока полон личных амбиций и думает о своем успехе и славе.
Конечно, наиболее близким среди героев «Слова» для меня является мудрый Святослав. Князя Игоря же я считаю молодым, амбициозным, но неумным и эгоистичным человеком. Чтобы потешить свое самолюбие, он рискует многими жизнями и во многом судьбой своей родины. За что и платит впоследствии сполна.