Сочинение на тему петербург в романе достоевского

12 вариантов

  1. Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Образ Петербурга в «Преступлении и наказании». Жизнь в Петербурге Достоевского. Описание Петербурга в цитатах автора
    Ю. И. Айхенвальд писал: «…романы Достоевского являют зрелище, которому нет равного во всей мировой литературе. Они до такой степени исполнены страдания и недуга, что как-то совестно было бы прилагать к ним чисто эстетическое мерило, хотя он и редкий мастер изобразительности».  Действительно, большинство образов писателя выражают трагедию. Такая трагедия даже в целом городе, таков Петербург в романе «Преступление и наказание».
    Петербург в изображении Ф. М. Достоевского – это не блестящий, прекрасный город, это не праздничная столица, где каждый день балы и маскарады. Нет, писатель показывает другой Петербург, народный. Не тот город, который видит знатный сановник, когда едет в карете на очередное собрание, а тот, который видит рабочий, который несет свои гроши в кабак: «В таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость». На самом деле, обстановка в Петербурге 60-х годов не была благополучной: возрастал уровень преступности, проституции, бедных становилось все больше, был разгул пьянства, ростовщичества. Душные, грязные, узкие улицы, «громадные, теснящие и давящие» дома, распивочные и кабаки – все это давит, практически пригибает к земле. Автор выражает свою позицию относительно Петербурга через Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем». Даже воздух в столице отравляющий и давящий: «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха».

  2. Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
    Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

    Влияние величественного города на его обитателей

    Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.
    Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.
    Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

  3. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург описывается как город полностью раздавленных, обиженных и оскорбленных. Людям бедным, больным и неимущим живется очень непросто в таком городе. Так как условий для жизни, работы, здоровья нет, а денег едва хватает на еду. Атмосфера в Питере стоит ужасным образом. Автор описывает её так: на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Жителями этого города являются никто другой как пьяницы, проститутки, воры, убийцы и больные. Такими людьми описывает героев Фёдор Достоевский. Это, конечно же, Мармеладов, который не знает, как справится с жизнью, тем самым употребляя все больше и больше алкоголя. М.: «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!». Это его дочь Соня, отдавшая последнее, что можно отдать, себя, чтобы прокормить свою семью. За это и получила жёлтый билет. Это и главный герой, который идёт на преступление, находясь в напряжённом состоянии раздражённости и ипохондрии. Раскольников ненавидит город и просто не может находиться в своей комнате: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировском переулке, «весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами… Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской… Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы».

  4. В романе Достоевского «Преступление и наказание» тема Петербурга самым тесным образом связана с темой «униженных и оскорбленных». В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.
    Писатель показывает среду обитания «униженных и оскорбленных», за пределы которой они, как правило, не выходят. Убожество городских кварталов тяготит их. Недаром Раскольников не может сдержать гримасы «глубочайшего омерзения», когда выходит на улицу жарким июльским вечером (начало романа).
    Петербургская архитектура в «Преступлении и наказании» – также по большей части уродливая, травмирующая психику. Район Сенной площади – это район доходных домов, трущоб, распивочных и «веселых» заведений. В них нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга.
    Изображение петербургских зданий в романе довольно однообразно: теснота, мрачные, унылые тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома». Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей.
    Особенно подробно Достоевский изображает интерьеры. Так, комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Комната Сони – «большая», но «чрезвычайно низкая», она «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Жилище Мармеладовых представляет собой «беднейшую комнату шагов десять длиной», освещавшуюся огарком свечи.
    Тема Петербурга связана с главной темой романа – темой преступления. Сама атмосфера Петербурга – «катализатор» преступления, его почва. Почти все герои романа – «преступники» в широком смысле этого слова, городская среда словно подталкивает их к тому, чтобы усомниться в справедливости истин, добытых человечеством.
    Достоевский показывает, что Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия. Неслучайно Свидригайлов говорит, что Петербург — «город полусумасшедших».
    В самом деле, Петербург сыграл особую роль в судьбе Раскольникова. Именно в этом городе он попал под «наваждение» своей теории. В жизни героя различные реалии Петербурга стали символами. Это, например, его комната-«шкаф» («там-то в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца»), а также Сенная площадь, трактиры, распивочные, проходные дворы. На зловонных улицах города развернулась философско-психологическая драма героя.
    Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский рисует «внутренний», «психологический» портрет Петербурга, показывает его губительное влияние на души людей. Город в романе передан через восприятие Раскольникова и других героев произведения. Тем самым подчеркивается его нерасторжимая связь с этими людьми, огромное влияние на их судьбы. Изображая район Сенной площади, писатель создает атмосферу разложения, безумия, духовной гибели, связанной с оторванностью Петербурга от естественных законов человеческого бытия.

  5. В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из первых мест. Его самое знаменитое произведение – роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.
    Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.
    Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.
    Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней  подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.
    Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть.  Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».

  6. Достоевский показывает нам Петербург, как город сотен кабаков и трактиров. Куда ни глянь, везде расположились распивочные. К примеру, на улице, где проживал Раскольников в каждом без исключения доме, было минимум одно такое заведение. Именно в таком заведении Раскольников встретил Мармеладова. Идею убийства одного человека ради спасения других главный герой также познает в таком заведении.
    Писатель показывает нам город, словно огромную психиатрическую больницу. Весь роман переполнен желтым цветом, он повсюду, от него нигде не скрыться. Так, обои в комнате главного героя желтые, мостовые, дома в округе – все желтого цвета. Даже лица, проходящих мимо людей желтые. Желтый цвет словно подчеркивает сумасшествие Петербурга. В то время, только сумасшедшие дома принято было окрашивать в желтый цвет. А Петербург стал тем местом, которое сводило людей с ума.
    Теснота и духота города, его грязь породила идею убийства, от которой Раскольников так и не смог избавится. Главный герой находит покой, лишь вырвавшись из душного города. Каторга в Сибири исцеляет его душу и разум. Только там он находит умиротворение.
    В романе Достоевского «Преступление и наказание» Петербург играет очень важную роль, город становится не только местом действия, он обретает образ отдельного героя, который вершит судьбы людей.

  7. Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем.
    Сдавленное пространство примыкающих к Сенной пло-щади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург Раскольникова. Герой просто не замечает города, он слишком поглощен своими тяжелыми мыслями.
    В романе “Преступление и наказание” Достоевский показал жизнь в Петербурге “маленького” человека, задавленного нищетой. Ведь в произведении даже не упоминается знаменитый Невский проспект — бедноте там нет места. А где обитают обездоленные? Мы видим, как, получив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, смрад, и “все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно сделаться пьяным”. Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьянством: “А коли не к кому, коли пойти больше некуда?”.
    Действительно некуда, потому что условия, в которых живут эти люди, вряд ли можно назвать нормальными. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Рас-кольниковым: “Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; даже духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Здесь Петербург уже выступает как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.
    Под вечер парного июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Школьников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия.
    С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним неживого персонажа — огромного города.
    Действие романа погружено в эпоху, прозванную “железным веком”. И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.
    Ведь было два Петербурга. Один — город, созданный руками архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург — город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и— большинство знакомых нам героев Достоевского.
    Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит…
    А вот как описан второй Петербург, увиденный Достоевским: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота и толкотня всюду. Мрачен Петербург Достоевского. “…Духота, толкотня, всюду известна, леса, кирпич, пыль и… особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу, — все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.
    Эти два Петербурга несравнимы: Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливого деления, в среднем мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновить собой писателей и поэтов, опутывая их своей магической философией “двуличности”.
    При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем “закрыт от солнца” и от других людей, каждый — в своем “шкафу”, в своей каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “Я тогда, как паук, в себе в угол забился. Я любил лежать и думать”.
    Город — прекрасный материал для раздумий, он подталкивает мысль в определенном направлении и заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного “болезнью большого города”, является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, мебель из желтого отполированного дерева в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, являются предвестницами недобрых событий.
    Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа: Мармеладов спивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в когти Дарьи Францевны, “женщины злонамеренной и полиции многократно известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.
    Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в город “Солнца”, а только усиливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.
    В душных темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие “кровь по совести”. На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждебности жизни отличает описание Петербурга — города одиночества в романе “Преступление и наказание”.
    Нигде нет теплоты человеческого общества, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитателей Петербурга ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.
    Это — иной, неведомый Расколышковумир, мир вечно обновляющейся Природы, и здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга — место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, чем реальная “воля” большого города.
    Ф. М. Достоевский считал, что большой город — дьявольское создание цивилизации — имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Город — трагическая судьба человека. Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, порожден человеком в его отщепенстве и скитательстве.
    История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться “безобразная мечта” нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ — Петербург участник преступления Раскольникова.
    Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть личности этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же “холодно, темно и сыро”, как в Петербурге, и “дух немой и глухой” города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки.
    Мир героев романа “Преступление и наказание” тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это “убийца и блудница”. Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
    В романе почти все — “бывшие”. Раскольников — “бывший студент”, Мармеладов — бывший чиновник, Соня —бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — бывшие “дворянские дети”, которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты, нет у них нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они Мармеладовы: Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многие из них бывают изгнанными и с того случайного места, почти все они вольные или невольные “вечные странники”. Нет у них и душевного покоя. Настрой у большинства героев отрицательный.
    Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот женщина бросается с моста в реку. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню.
    То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными.
    Эти картины — неизбежная принадлежность петербургской жизни. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Зловещая тень города накрывает его обитателей —героев романа Достоевского, подавляет и порабощает их, заставляя жить по своим законам.

  8. События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».
    К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пуш­кина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знамена­тельные происшествия. Воздавалась хвала Петру как ос­нователю города. Пушкин-реалист создал образ современ­ного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.
    Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск на­рядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положе­ние обитателей трущоб.
    Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60-70-х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действитель­ности.
    Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.
    Городской пейзаж в романе «Преступление и наказа­ние» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.
    Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возмож­ности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши». Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые посто­янно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «…с лестницы несло вонью…, из внутренних по­мещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «…было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
    Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочис­ленных домах, где ютится нищета. Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках-комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди». Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лест­ницам.
    Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…клетушку, шагов в шесть длиной, имев­шую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыль­ными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.
    Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без фор­точек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербург­ских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.
    Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, сре­ди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безоб­разная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто об­разом, а соучастником преступления Раскольникова.

  9. 9
    Текст добавил: Стихнет голос Вечной войны

    Петербург Достоевского

    Роман “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя “маленького человека”. Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского .
    События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского &#151 это город, в котором невозможно жить человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья. Жутко становится оттого, что герои живут то в “гробу”, как Раскольников (так Достоевский называет жилье, который тот снимает), то в уродливом “сарае”, как Соня, то в “прохладном углу”, где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но “душном и тесном”.
    Петербург Достоевского &#151 этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга &#151 атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: “До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… удавиться тоже хотела, с веревки сняли”, &#151 и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идет на панель. Её мать, у которой муж инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.
    “Петербургские углы” описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из “углов” столицы, семью Мармеладовых, &#151 и ему открывается человеческая бездна. Вот перед нами глава семейства. Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Это просто шут, своим “ораторством” потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот “забавник” &#151 человек подлинно трагической судьбы.
    Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: “Некуда идти человеку, а ведь это надобно”. Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно &#151 погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою виновность: “А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?”
    Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо “он все это может чувствовать”. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
    Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряженная парой лошадей. Бросившись им под ноги, это человек сам нашел исход своей жизни.
    Рядом с Семеном Захаровичем нарисована его жена &#151 Катерина Ивановна. Она, дворянка, попала на социальное дно из верхних этажей жизни, поэтому ей есть с чем сравнивать свою новую жизнь. Воспоминания о прошлом становятся для нее единственной отрадой. В них она укрывается от ужасов настоящего. После смерти своего первого мужа Катерина Ивановна осталась с детьми в отчаянном положении. Именно тогда вдовец Мармеладов женился на ней. Она пошла замуж “плача и рыдая, и руки ломая”. Таким образом, налицо жизненный тупик обоих героев.
    Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир “униженных и оскорбленных”, “погибших и погибающих”. Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти.
    Достоевский в романе “Преступление и наказание” дает страшные сцены из жизни городской бедноты. Описание кабаков “желтого” Петербурга сменяются описанием городских улиц, рассказом об убогом существовании семьи Раскольникова.
    Тема “маленького человека” звучит в романе с небывалой силой. Предшественниками Мармеладова и других персонажей в нашей литературе были Вырин из “Станционного смотрителя” Пушкина, Башмачкин из “Шинели”, Поприщин из “Записок сумасшедшего” Гоголя, Круциферский из романа Герцена “Кто виноват?” Вклад Достоевского в разработку этой темы в мировой литературе трудно переоценить.

    Ф. М. Достоевский

    Теория Раскольникова и ее крушение. Сочинение
    Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Сочинение
    По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Материалы к сочинению
    Смысл названия романа “Преступление и наказание”. Сочинение
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Сочинение
    Петербург Достоевского. Сочинение
    Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского. Сочинение

  10. Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его “Медном всаднике”, в “Пиковой Даме” мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы.
    Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.
    Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Достоевского.
    Петербург Достоевского – это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.
    Место действия романа “Преступление и наказание” — распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.
    Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым Петербург становится городом гибели людей): погибает под колёсами щёгольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идёт Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.
    Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: “Проходя мимо Юсупова сада … он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость.”
    Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает своё преступление.
    В описании города и его героев преобладает жёлтый цвет. Грязно-жёлтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, жёлтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-жёлты домики на Петровском острове, жёлтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи. Соня получает вместо паспорта жёлтый билет. Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание жёлтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют “жёлтым домом”. Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.
    Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. “Каморка его … походила более на шкаф, чем на квартиру.” “Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней”. “Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…”. В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.
    Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах. “Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным”. Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.
    Петербург – это город одиночества. “Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!” — почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. “Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу”, — пишет Достоевский о Раскольникове.
    Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. “День опять был ясный и тёплый.… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли ещё века Авраама и стад его”. Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.
    Первоисточник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/peterburg-dostoevskogo

  11. ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Петербург — это город, которому по традиции при­писывается великолепие и шик. Это место, которому дано и предначертано судьбой быть законодателем мо­ды во всем — начиная от одежды и заканчивая архи­тектурой. Это ориентир для нравов и общественных настроений, это точка, откуда все новое, что появля­лось в России, из окрестных государств, распространя­лось на бескрайние просторы империи. Так было до тех пор, пока Петербург являлся столицей, и так оста­лось даже тогда, когда столица переехала в Москву. Северная жемчужина Российской империи — вот что такое Санкт-Петербург.
    Но так уж повелось по неведомо кем установленно­му закону, что чем ярче роскошь, тем грязнее и ужас­нее ее оборотная сторона, тем глубже и темнее недра трущобных кварталов. Великолепие мундиров и па­радных туалетов, шарм костюмов, пошитых дорогими портными всегда уравновешиваются отрепьями и обно­сками бедноты.
    Ф. М. Достоевский в своем романе не идет по сто­пам многих своих собратьев по перу, занимавшихся описанием вершин прелести города. Он отважно уг­лубляется в бедняцкие кварталы, в лабиринт грязных улочек, вонючих лестниц и затхлых конур, которые для их обитателей носят громкое именование «кварти­ры». Уже на первых страницах романа читатель ока­зывается погруженным в многолетнюю грязь, столь же неотъемлемую часть Петербурга, как и дворцовый блеск: «…духота, толкотня, всюду известка, леса, кир­пич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности на­нять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, ко­торых в этой части города особенно множество, и пья­ные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Да, все именно так, сколько бы ни хотелось читателю не замечать безобразия, мерзости, скверны. Отвести взгляд от всего этого не дает автор, безжало­стно ведущий нас в преисподнюю летних бедняцких кварталов и не собирающийся давать даже самой ма­лой поблажки.
    В «Преступлении и наказании» присутствие иного, великого и прекрасного, Петербурга, можно отследить разве что по каким-то отрывочным сведениям, оговор­кам, почти легендам. Его существование столь же зыб­ко и призрачно, как привидение покойной Марфы Пет­ровны, являвшееся Свидригайлову. И нереальность
    Петербурга как прибежища высшего света не случай­на. Ведь герои «Преступления и наказания» почти в полном составе — это люди, которым дорога «наверх» заказана напрочь. А те немногие, которым она открыта, выглядят почти как выходцы с того света, способные объявиться в настоящем мире только в ауре страха или сумасшествия. Вспомним Лужина, снизошедшего до Авдотьи Романовны как потенциальной жены, обязан­ной ему всем. Вспомним того самого «благодетеля» се­мьи Мармеладовых, который в итоге стал причиной полного сумасшествия и без того уже слегка помешан­ной Катерины Ивановны.
    Что же мы можем увидеть здесь, в этом демониче­ском городе, этом каменном чудовище, разлагающемся под жаркими лучами летнего солнца? Из чего состоит его плоть?
    Во-первых — это бесчисленное множество старых, мрачных домов с квартирами-конурами. Здесь живут те, чей доход достаточно велик для того, чтобы не ва­ляться на улице, но слишком мал, чтобы они могли позволить себе если не приличное, то хотя бы сносное жилье. Эти квартиры при всем своем различии в дета­лях представляют собой нечто единое и неотличимое в целом. Повидав одну из них, можно смело сказать, что прочие уже не будут незнакомыми. Мы найдем сходство между квартирами в облупленных обоях, за­колоченных потолках и подслеповатых, вечно пыльных стеклах. Они одинаковы своей расшатанной, рассох­шейся мебелью и надтреснутыми дверными звонками, грязными кроватями и тяжелым, удушливым запахом плохой, некачественной пищи. В них не знают отдель­ных комнат и кровати отгораживают лоскутными или вовсе ветошными занавесками. Все эти квартиры оди­наково непригодны для жилья, и во всех них живут люди. «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал бед­нейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кро­вать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догорав­ший сальный огарок в железном подсвечнике». При­мерно в таких интерьерах существовали тысячи лю­дей, носивших гордое звание «петербуржцев» наряду с жителями того самого, нереального Петербурга, си­явшего на весь мир своими дворцами, соборами и особ­няками.
    Во-вторых — распивочные. Эти заведения, пред­ставлявшие собой невероятно карикатурную пародию на рестораны, собирали в своем душном нутре отбро­сы из отбросов человеческого общества. Не опустив­шись до состояния полного безразличия, невозможно было заставить себя мало того, что зайти в них, так еще и пить или есть там. Все эти трактиры, забегалов­ки, пивные были средоточием перекатной голи, безна­дежного люда, которому паршивое спиртное приноси­ло заветное опьянение и забытье. И пока где-то на на­крахмаленных скатертях сервировалась серебряная посуда, на которую затем выкладывалась изысканная пища — здесь, в Петербурге «Преступления и наказа­ния», все выглядело примерно так: грязь, вонь, сум­рак. «Стояли крошечные огурцы, черные сухари и ре­занная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, ка­жется, от одного этого воздуха можно было в пять ми­нут сделаться пьяным». Даже Раскольников, скатив­шийся уже почти на самое дно, никогда до встречи с Мармеладовым не заходил в эти грязные норы. Трак­тиры и распивочные, тем не менее, куда более умест­ны, чем рестораны, здесь, в трущобах. Даже если эти рестораны будут ничуть не фешенебельны, а просто опрятны — они будут выпадать из общего ансамбля. Здесь им не место, а вот забегаловкам вроде той, где Раскольников познакомился с Мармеладовым, здесь и надо быть.
    В-третьих — здесь есть всяческие мастерские и пошивочные, лавки и магазинчики. И они под стать всему остальному: настолько же тесные, грязные и мрачные. Зачастую они совмещены с жилыми поме­щениями. Здесь шьется грубая обувь для «своих» и модная для жителей «иного Петербурга», продается нехитрая и недорогая снедь, одежда, посуда… Каждый товар несет на себе неистребимую печать петербург­ского дна. А зачастую он оказывается на прилавке, сменив не первого и даже не второго хозяина. То, что Разумихин покупал для Раскольникова, как раз и было собрано с чужих плеч, ног, голов. Ничего, что не но­вое — зато пока целое и недорогое.
    В Петербурге «Преступления и наказания» нет прекрасных парков с фонтанами, аллеями и прудами. Гуляют здесь по хлипким булыжным мостовым тех же самых грязных улиц. Впрочем, здесь мало праздности, потому что приходится работать от рассвета до зака­та — зарабатывать крохи денег на пропитание, нян­чить детей, кашеварить… Не до отдыха. Забитый до­верху множеством разнообразных, но при этом удруча­юще монотонных дел, день переходит в короткий вечер и завершается тяжелым, вязким ночным сном.
    В этом Петербурге убивают и грабят. Грязно, без малейшего налета изысканности, свойственного пре­ступлениям высшего общества. Злодеяние Раскольни­кова здесь на самом деле — совершенно обыкновенно и обыденно. Оно настолько вписывается в сумасшед­шую стилистику трущоб, что только воля Ф. М. Досто­евского способна превратить его в особый поступок, до­стойный увековечивания.

  12. Достоевский — это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись “Европейская и Русская цивилизация”, что это — город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург — город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства. Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интересную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург — это каменный мешок, мертвый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург — это медный всадник посреди болота. В романе “Подросток” именно такое восприятие города. “А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне”. Петербург — город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка говорил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери. Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, — это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Петербурге — это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и нс понимающая. Человек в городе одинок, он никому нс нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота. Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екатерининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Около природы происходят страшные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством на Петровском острове. Если внимательно прочитать роман, то можно заметить, что в описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый, красный и белый цвета. Но и в этом коротеньком списке доминирует желтый. Получается, что основной фон романа — это желтый, ядовитый цвет. “Небольшая комната [… ] с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева [… ]”. С. М. Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что “Преступление и наказание” создано при использовании фактически одного желтого фона! И этот фон является очень хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев. Кроме описания комнаты старухи, можно привести еще множество примеров, подтверждающих наличие желтого фона в романе: описание каморки Раскольникова, со своими “желтенькими пыльными обоями” (заметим, что слово “пыльный” употреблено Достоевским тоже не случайно. Пыльный, душный — эти слова очень близки по значению). И в комнате Сонечки — обои желтого цвета. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: “желтый” и “желчный”, которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: “Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке”. В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя. “Желчь”, “желтизна” приобретают смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего. Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства. Перекресток — крест. Площадь — место, символизирующее раскаяние. В комнате Раскольников уверен, что сможет совершить убийство, выйдя на улицу, считает свои недавние рассуждения смешными. Из этого можно сделать вывод, что Петербург для Достоевского — это город убийств, ужасов и людского одиночества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *