Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. У каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей. Как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. Каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. В то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. Да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было очень сложно. Поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым.
В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода.
Когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. Причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. Такие рассказы, воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. Рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом.
Я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. Прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. Они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. Кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. Познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника
На планете Земля еще сохранились места, где люди живут первобытным жизненным укладом. Первобытный образ жизни – этот тот, что вели люди сотни и десятки тысяч лет назад, если не сказать миллионы. Жизнь первобытного общества проходит вместе с природой, рядом с дикими зверями, где каждый день стоят задачи выжить.
Например, в Африке и сейчас живет племя пигмеев, охотников и собирателей, которые не пользуются благами цивилизации, да и просто не знают их. Они строят хижины из веток и листьев, в которых только спят, а весь день проводят под открытым небом. В лесу пигмеи охотятся на диких кабанов, антилоп, буйволов. Поэтому они приручили охотничьих собак.
Пигмеи не ведут оседлого образа жизни. Это народ леса, они кочуют по лесу, могут исчезать там на долгие месяцы. Лес кормит людей диким медом, орехами, грибами, корешками, ягодами, съедобными листьями. Пигмеи едят насекомых, термитов, гусениц. Они отлично знают в лесу все, что пригодно для пищи. Эти люди могли бы давать мастер-классы на тему «как не умереть от голода в диких условиях» любым желающим.
Конечно, современные пигмеи не то уже первобытное общество, что было. Они торгуют с соседями, выменивают на свои продукты другие товары: ножи, фабричные майки, соль, топоры, кастрюли и сковородки. Человеку в абсолютно первобытном обществе пришлось бы все делать самому, даже веревки вить.
Первобытные люди ощущали мир иначе, чем мы. Они всего боялись, но, с другой стороны, чувствовали природу как естественную среду обитания. Для них все было живым вокруг: сырая земля, туман в лесу, роса на листках, облака, солнце и луна.
Первобытный человек каждый день должен был выживать, поэтому его все его действия были сосредоточены вокруг этой цели. Просыпаться приходилось очень рано утром, потому что необходимо было идти охотиться, добывать пищу. Это было задачей мужчины, женщина вместе с детьми ходила недалеко от жилища, собирая коренья, ягоды, орехи, плоды – всё то, что годилось в пищу. Завтракали тем, что сохранилось со вчерашнего дня. Мужчина добывал мясо и рыбу. Как только он возвращался домой, женщина разводила костёр, мужчина снимал шкуру с убитого животного, разделывал тушу. Затем женщина начинала готовить еду. Потом они кормили детей, ели сами, возможно, мужчина занимался со шкурой, подготавливал её для последующего пошива одежды, занимался ремонтом жилища. Женщина играла с детьми, обучала их каким-то навыком, наводила порядок в доме. Если рядом был водоём, семейство отправлялось туда, чтобы помыться. Вечером ужинали и ложились спать. Не думаю, что питание первобытных людей было трёхразовым и слишком разнообразным – методом проб и ошибок они находили новые источники пищи. Также им время от времени приходилось защищаться от нападений диких зверей или представителей других племён.
Самые древние наши предки были очень похожи на обезьян. Учёные их назвали обезьянолюдьми: тело их покрывала шерсть, челюсти выступали вперёд, а подбородок был скошен назад. Но они уже ходили на двух ногах. Жили обезьянолюди в пещерах и расселинах скал. Обогревали свои жилища кострами, на которых жарили мясо. Охотились они на небольших животных, убивая их палками и камнями, но чаще питались плодами и кореньями. Обезьянолюди умели делать только простые орудия: они обтёсывали камни так, чтобы удержать их в руке, а другой конец заостряли. Время, когда орудия делали из камня, назвали каменным веком.
Потомки обезьянолюдей – неандертальцы – обликом тоже напоминали обезьян: у них был покатый лоб, нависавший козырьком над глазами, и подбородок, скошенный назад. Но это были уже люди. Они жили первобытными сообществами – охотничьими ордами во главе с самыми опытными и храбрыми мужчинами. Неандертальцы селились в пещерах, делали одежду из шкур животных. У них был уже большой мозг, почти как у современного человека. Развитию головного мозга помогла мясная пища, богатая важными питательными веществами, которых нет в растениях. Употребление в пищу мяса привело к более высокой организации охотничьей орды, к появлению более разнообразных орудий труда. Свои орудия – скрёбла, ручные рубила, ножи – неандертальцы изготовляли из камня. Охотились они на крупных животных, таких, как пещерные медведи.
В процессе труда у людей возникла потребность в членораздельной речи. Благодаря труду и речи мозг человека развивался и своим строением и объёмом значительно стал превосходить мозг обезьяны. Ф. Энгельс сказал о роли труда в превращении обезьяны в человека: ” … труд создал самого человека”.
Постепенно первобытные люди приобрели современный человеческий облик. Этих людей учёные назвали кроманьонцами.
Потомки кроманьонцев по своему культурному развитию далеко продвинулись вперёд. Они стали жить семьями. У них появились скотоводство и земледелие.
Первобытные люди жили сотни и десятки тысяч лет назад, когда ещё не была изобретена письменность. Поэтому они не могли сами написать свою историю. Но учёные узнали об этих людях по следам их жизни, по каменным орудиям и украшениям, по костям животных, на которых они охотились, по останкам далёких наших предков, по рисункам древнейших художников на стенах пещер.
Первобытные люди селились в местах, защищенных от непогоды. Например, в пещерах. Вскоре они научились делать шалаши из веток и листьев, а затем и шкурами зверей покрывать их. Одежду и покрывала для шалашей древние люди научились шить из этих шкур с помощью костяных иголок.
Конечно, сначала никто в поселениях древних людей не расчесывался и не мылся, а шкуры животных, в которые люди заворачивались, никто не стирал. Несколько позже люди приучились варить мыло из животного жира и золы и мыться в реках. В Древней Греции уже будут существовать бани, люди начнут следить за чистотой одежды, до блеска мыть волосы, пользоваться косметикой. Но у многих народов планеты привычка не мыться оставалась еще долго, вплоть до средневековья.
Шкуры зверей людям доставались на охоте. Охотились сначала самым примитивным оружие – камнями, копьями, палицами, а затем изобрели луки, стрелы и метательные пращи для камней. Сначала люди выкапывали съедобные корни из земли руками, а затем и деревянные палки-мотыги стали использовать.
Потихоньку стали развиваться ремесла, ведь для того, что заточить деревянные стрелы и суметь сделать их быстрыми, как птицы, нужно немало усилий… Чтобы создать прочные орудия труда, древние мастера научились делать их из камня, затем из бронзы, а затем и твердое железо тоже выплавлять… Теперь лопата для копания картошки стала железной и острой, наточенной на точильном камне… А железные наконечники стрел могли отпугнуть от человечьего жилища уже и медведя, и голодного саблезубого тигра, что пришел поживиться человечинкой.
Точно так же в какой-то момент женщинам захотелось себя украсить. И тогда древние мастера и мастерицы начали делать сережки, браслетики и бусинки из симпатичных камешков, вырезать на коже животных орнаменты: солнце, луну, звезды, зверей и человечков…
Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. У каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей. Как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. Каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. В то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. Да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было очень сложно. Поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым.
В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода.
Когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. Причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. Такие рассказы, воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. Рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом.
Я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. Прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. Они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. Кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. Познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника
На планете Земля еще сохранились места, где люди живут первобытным жизненным укладом. Первобытный образ жизни – этот тот, что вели люди сотни и десятки тысяч лет назад, если не сказать миллионы. Жизнь первобытного общества проходит вместе с природой, рядом с дикими зверями, где каждый день стоят задачи выжить.
Например, в Африке и сейчас живет племя пигмеев, охотников и собирателей, которые не пользуются благами цивилизации, да и просто не знают их. Они строят хижины из веток и листьев, в которых только спят, а весь день проводят под открытым небом. В лесу пигмеи охотятся на диких кабанов, антилоп, буйволов. Поэтому они приручили охотничьих собак.
Пигмеи не ведут оседлого образа жизни. Это народ леса, они кочуют по лесу, могут исчезать там на долгие месяцы. Лес кормит людей диким медом, орехами, грибами, корешками, ягодами, съедобными листьями. Пигмеи едят насекомых, термитов, гусениц. Они отлично знают в лесу все, что пригодно для пищи. Эти люди могли бы давать мастер-классы на тему «как не умереть от голода в диких условиях» любым желающим.
Конечно, современные пигмеи не то уже первобытное общество, что было. Они торгуют с соседями, выменивают на свои продукты другие товары: ножи, фабричные майки, соль, топоры, кастрюли и сковородки. Человеку в абсолютно первобытном обществе пришлось бы все делать самому, даже веревки вить.
Первобытные люди ощущали мир иначе, чем мы. Они всего боялись, но, с другой стороны, чувствовали природу как естественную среду обитания. Для них все было живым вокруг: сырая земля, туман в лесу, роса на листках, облака, солнце и луна.
Первобытный человек каждый день должен был выживать, поэтому его все его действия были сосредоточены вокруг этой цели. Просыпаться приходилось очень рано утром, потому что необходимо было идти охотиться, добывать пищу. Это было задачей мужчины, женщина вместе с детьми ходила недалеко от жилища, собирая коренья, ягоды, орехи, плоды – всё то, что годилось в пищу. Завтракали тем, что сохранилось со вчерашнего дня. Мужчина добывал мясо и рыбу. Как только он возвращался домой, женщина разводила костёр, мужчина снимал шкуру с убитого животного, разделывал тушу. Затем женщина начинала готовить еду. Потом они кормили детей, ели сами, возможно, мужчина занимался со шкурой, подготавливал её для последующего пошива одежды, занимался ремонтом жилища. Женщина играла с детьми, обучала их каким-то навыком, наводила порядок в доме. Если рядом был водоём, семейство отправлялось туда, чтобы помыться. Вечером ужинали и ложились спать. Не думаю, что питание первобытных людей было трёхразовым и слишком разнообразным – методом проб и ошибок они находили новые источники пищи. Также им время от времени приходилось защищаться от нападений диких зверей или представителей других племён.
Самые древние наши предки были очень похожи на обезьян. Учёные их назвали обезьянолюдьми: тело их покрывала шерсть, челюсти выступали вперёд, а подбородок был скошен назад. Но они уже ходили на двух ногах. Жили обезьянолюди в пещерах и расселинах скал. Обогревали свои жилища кострами, на которых жарили мясо. Охотились они на небольших животных, убивая их палками и камнями, но чаще питались плодами и кореньями. Обезьянолюди умели делать только простые орудия: они обтёсывали камни так, чтобы удержать их в руке, а другой конец заостряли. Время, когда орудия делали из камня, назвали каменным веком.
Потомки обезьянолюдей – неандертальцы – обликом тоже напоминали обезьян: у них был покатый лоб, нависавший козырьком над глазами, и подбородок, скошенный назад. Но это были уже люди. Они жили первобытными сообществами – охотничьими ордами во главе с самыми опытными и храбрыми мужчинами. Неандертальцы селились в пещерах, делали одежду из шкур животных. У них был уже большой мозг, почти как у современного человека. Развитию головного мозга помогла мясная пища, богатая важными питательными веществами, которых нет в растениях. Употребление в пищу мяса привело к более высокой организации охотничьей орды, к появлению более разнообразных орудий труда. Свои орудия – скрёбла, ручные рубила, ножи – неандертальцы изготовляли из камня. Охотились они на крупных животных, таких, как пещерные медведи.
В процессе труда у людей возникла потребность в членораздельной речи. Благодаря труду и речи мозг человека развивался и своим строением и объёмом значительно стал превосходить мозг обезьяны. Ф. Энгельс сказал о роли труда в превращении обезьяны в человека: ” … труд создал самого человека”.
Постепенно первобытные люди приобрели современный человеческий облик. Этих людей учёные назвали кроманьонцами.
Потомки кроманьонцев по своему культурному развитию далеко продвинулись вперёд. Они стали жить семьями. У них появились скотоводство и земледелие.
Первобытные люди жили сотни и десятки тысяч лет назад, когда ещё не была изобретена письменность. Поэтому они не могли сами написать свою историю. Но учёные узнали об этих людях по следам их жизни, по каменным орудиям и украшениям, по костям животных, на которых они охотились, по останкам далёких наших предков, по рисункам древнейших художников на стенах пещер.
Первобытные люди селились в местах, защищенных от непогоды. Например, в пещерах. Вскоре они научились делать шалаши из веток и листьев, а затем и шкурами зверей покрывать их. Одежду и покрывала для шалашей древние люди научились шить из этих шкур с помощью костяных иголок.
Конечно, сначала никто в поселениях древних людей не расчесывался и не мылся, а шкуры животных, в которые люди заворачивались, никто не стирал. Несколько позже люди приучились варить мыло из животного жира и золы и мыться в реках. В Древней Греции уже будут существовать бани, люди начнут следить за чистотой одежды, до блеска мыть волосы, пользоваться косметикой. Но у многих народов планеты привычка не мыться оставалась еще долго, вплоть до средневековья.
Шкуры зверей людям доставались на охоте. Охотились сначала самым примитивным оружие – камнями, копьями, палицами, а затем изобрели луки, стрелы и метательные пращи для камней. Сначала люди выкапывали съедобные корни из земли руками, а затем и деревянные палки-мотыги стали использовать.
Потихоньку стали развиваться ремесла, ведь для того, что заточить деревянные стрелы и суметь сделать их быстрыми, как птицы, нужно немало усилий… Чтобы создать прочные орудия труда, древние мастера научились делать их из камня, затем из бронзы, а затем и твердое железо тоже выплавлять… Теперь лопата для копания картошки стала железной и острой, наточенной на точильном камне… А железные наконечники стрел могли отпугнуть от человечьего жилища уже и медведя, и голодного саблезубого тигра, что пришел поживиться человечинкой.
Точно так же в какой-то момент женщинам захотелось себя украсить. И тогда древние мастера и мастерицы начали делать сережки, браслетики и бусинки из симпатичных камешков, вырезать на коже животных орнаменты: солнце, луну, звезды, зверей и человечков…