Говоря о времени, нельзя не задаться вопросом, оно ли определяет жизнь и судьбу человека или жизнь и судьба — время. Сложнейший вопрос. На него отвечает своим романом «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов.
Эпоха, в которую жил Печорин, была на редкость мрачной и жестокой. Связано это было с усилением реакции со стороны царского правительства после восстания декабристов. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Наступило время глубоких сомнений во всех нравственных ценностях, родившее новый тип человеческой личности — «лишнего человека».
Печорин — яркий представитель этой категории. Задаваясь вопросом, в чем смысл жизни, герой не находит ответа на него. Чувствуя в себе огромные силы, он не знает, где их применить. Герой романа Лермонтова — истинный сын своей эпохи. Эпохи сомнений и поисков, напряженной работы мысли, подвергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. В нем живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. Автор убеждает читателя в том, что Печорин — вовсе не пример для подражания. Он только яркий представитель своей непростой эпохи, потому и назван героем своего времени.
Другой герой, уже реальный, был сыном, певцом своего, тоже нелегкого времени. Владимир Высоцкий — это феномен, загадка семидесятых годов двадцатого века. По его творчеству можно узнать обо всем, что происходило в то время. Часто скорбь, неумение быть таким , как все, заставляли поэта страдать, замыкаться в себе. Его ставшее классикой стихотворение «Охота на волков» — лучшее выражение тех противоречий, которые мучили Высоцкого. Его действительно травили, так как, опередив свое время, он не вписывался в систему координат советского строя. Но поэт был уверен, что вырвется из загона:
Только я из окруженья вышел.
За флажки, жажда жизни сильней…
Прожил поэт до обидного мало, но оставил нам ярчайшие свидетельства «о времени и о себе». Как все думающие люди, Высоцкий задавался вопросом, что главное в жизни человека. И сам давал на него ответ: достойно жить.
Для меня главная цель — сделать счастливым себя и своих близких, но не в ущерб интересам других людей. Если такую цель перед собой поставит каждый из нас, то все пространство вокруг станет добрее. А это важно во все времена.
Мировая история изобилует фактами повторения тех или иных событий — бунты, революции, войны или восстановление городов, мир и благоденствие. Нет ни одной страны, которая избежала природных катаклизмов или войн, болезней и… периодов благополучия.
Я никогда не соглашусь, что раньше было лучше! Чем? Тем, что не было хорошего лечения и медикаментов? Тем, что какие-либо права были только у богатых? Тем, что дети не имели возможности учиться?
Мне бы не хотелось попасть в руки какого-нибудь местного коновала, который лечит зубы одним методом — вырывая их грязными железными клещами. Я не хотел бы, чтобы мои дети рождались в поле и умирали от скарлатины. Я не хотел бы, чтобы меня прилюдно пороли за провинность в виде выражения собственного мнения. Я не хотел бы родиться ни рабом, ни рабовладельцем.
Вспомните историю нашей страны — крепостничество, революция, Великая Отечественная Война…. Сопутствующие всему этому голод, разруха, высокая смертность, нищета… Выбрал бы я такое время? Конечно, нет!
Да, сегодня россияне переживают не лучшие времена — безработица, экономический кризис, коррупция, прогрессирующая преступность и т. д., – всё это неотъемлемая часть нашей жизни. Но другого времени для нас не будет!
Нужно здесь и сейчас прожить жизнь так, чтобы помочь своему народу преодолеть трудности. Это в наших силах! Честно учиться и трудиться, не поддерживать взяточников, не молчать о преступниках — такие действия могут изменить многое! Если каждый будет следовать таким принципам, мы услышим другие слова! Люди будут счастливы, что живут в это время, в этой стране, среди людей, способных на хорошие поступки не только для себя. Времена здесь ни при чем! Их не выбирают!
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ… (ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА») Пояснение к учебному материалу
Учебный материал на тему ВРЕМЯ написан в помощь старшеклассникам, которые готовятся к зачётному сочинению по русскому языку (допуску к ЕГЭ).
Материал в основном построен на событиях в соответствии с сюжетом повести. Меньше – на характеристике. В тексте выделены опорные фразы со словом «время».
Данный материал не претендует на исключительность. Надеемся, что он поможет ученикам выстроить свою логику рассуждений.
Известно, что времена не выбирают. В них живут. Не выбирал эпоху и Петр Гринёв, главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Время шло само собой. А Петруша, сын провинциальных дворян, проживавших в одной из симбирских деревень, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками.
В ХVIII веке образование было домашним. Дворяне для своих детей нанимали иностранных учителей. Молодых дворян, которые ещё не доросли до военной или гражданской службы, в те времена называли недорослями.
И вот для семейства Гринёвых наступило время, когда надо было определить дальнейшую судьбу шестнадцатилетнего сына. В те годы мальчиков-дворян с самого рождения приписывали к полку. И пока они росли, звания их становились выше. Петруша уже был сержантом гвардии. В любые времена во всех странах существовали элитные войска. В России в 18 веке это были гвардейские войска, в которых и мечтал служить наш герой. Родителей, как и времена, не выбирают. Бывший военный, отец Петра был строгим человеком и не хотел, чтобы сын вырос безответственным человеком, проматывающим бесцельно свою жизнь. Суровую школу жизни приготовил ему отец – не гвардейские войска, а дальний оренбургский гарнизон в Белогорской крепости. Время прощания пришло быстро. И вот уже родители расставались с сыном. Мать плакала, беспокоясь о здоровье сына и наказывая дядьке Савельичу «смотреть за дитятей». Отец по-народному мудро благословил Петра: «Береги платье снову, а честь смолоду». Время показало, как молодой человек вступил в самостоятельную жизнь. В Симбирске в одном из трактиров он проиграл ротмистру Зурину в биллиард 100 рублей. Решив проявить самостоятельность и не желая больше быть под опекой дядьки, Петр грубо приказал ему отдать проигрыш. Прошло совсем немного времени, как Петруша осознал бесчувственность своего отношения к Савельичу и извинился перед ним.
В Белогорской крепости наступило для Гринева время влюблённости, а потом и настоящей любви. День шёл за днем. В первое время Маша смущалась Петра, а сам он не поверил в клеветнические слова Швабрина о том, что она девушка легкого поведения и способна за серьги ходить на свидание в сумерки.
До пугачёвского мятежа Гринёв привык к спокойной службе, которую нарушила только дуэль. В первый раз она не состоялась. Согласовав время, молодые люди всё-таки сразились. В конце дуэли Алексей Швабрин ранил Петра «в грудь пониже плеча», когда тот обернулся на слова Савельича, который бежал к нему по тропинке.
Вся дальнейшая жизнь молодых людей – это время испытаний, потому что в России наступило время социальных потрясений. Время службы в Белогорской крепости стало для Петруши одновременно и счастливым, и временем мужания – временем выбора жизни или смерти. Во все времена человеку приходится делать выбор. Гринёв, в отличие от Алексея Швабрина, выбрал дорогу чести, когда отказался присягать Пугачёву и не пошёл на компромисс и честно сказал ему, что не сражаться против него он не может. Во время встреч с Пугачёвым Петр узнал его как человека милосердного, который помог сироте. Гринёв побывал на военном совете пугачёвцев, слышал, как простые люди распевают песни о виселице, которая их ждёт. Услышав от Пугачёва калмыцкую сказку об орле и вороне, Петруша смело сказал, что не принимает убийства и разбой. Время встреч Гринёва и Пугачёва было непродолжительным, но и за это время они сумели почувствовать симпатию друг к другу, потому что были искренни в отношениях.
Гринев дважды, не испугавшись последствий «тёмного», опасного времени, не испугавшись возможного ареста, решается спасать Машу. Девушка, оставшись сиротою, вынуждена была ещё и выстоять перед притязаниями Алексея Швабрин, который несколько дней держал её под караулом и принуждал выйти замуж. Потом, когда Маша Миронова оказалась с родителями Петра, она поняла, что время не ждёт. Марья Ивановна, раньше боявшаяся пушечных выстрелов, самостоятельно обдумав путь спасения своего любимого, ездила к самой Екатерине II и убедила её в настоящей причине взаимоотношений между Пугачёвым и Гриневым.
Итак, какими бы ни были времена, человек должен оставаться человеком, что бы с ним ни случилось: оставаться честным и любить преданно. Это и хотел сказать А.С.Пушкин, который от лица Петра Гринёва поведал нам о временном отрезке жизненного пути дворянина 18 века.
Желаем удачи в подготовке к сочинению и на всех экзаменах!
Другие учебные материалы можно посмотреть на стр.
НА ПУТИ К СЧАСТЬЮ. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2247/
БЕЛОГОРСКАЯ КРЕПОСТЬ В ЖИЗНИ ПЕТРА ГРИНЕВА – ВТОРОЙ ДОМ. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2218/
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ В ЖИЗНИ КАТЕРИНЫ КАБАНОВОЙ. http://egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2214/index.php?bitrix_include_areas=N
Назад в раздел
Сочинение «Писатель – судья своего времени»
Время – категория философская и непредсказуемая. Поэтому очень сложно и ответственно быть судьёй всего того, что совершается в родном государстве. Несмотря на это, именно писатели берут на себя эту тяжёлую ношу. Миссия нелёгкая, поскольку, как известно, нет пророка в своём отечестве. Трудность «летописания» заключается ещё и в том, что «…лицом к лицу – лица не увидать: большое видится на расстоянии». Для осознания любого события необходимо время, а его часто недостаточно у писателя, чтобы объективно оценить происходящее. Следовательно, роль судьи и его ответственность увеличивается многократно.
В этой связи вспоминается роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия», посвящённый фактически нашим ровесникам, которые родились до Великой Отечественной войны, росли, учились, любили… А в «лихую годину» испытаний проявили и решительность, и отвагу, и героизм в борьбе с фашистами, оккупировавшими Краснодон. Талант писателя проявился и в композиции романа, и изображении героев-молодогвардейцев. Отважным Олегом Кошевым гордились. Заводной и безрассудно смелой Любкой Шевцовой восхищались и в неё влюблялись. Серёжку Тюленина ставили в пример. А газеты трубили о том, как талантливо и правдиво художник показал то грозовое время. Этим произведением зачитывались все. По роману был снят кинофильм. Почти все театры включили в свой репертуар «Молодую гвардию». И вдруг как гром среди ясного неба прогремело известие, что писатель исказил события, изобразил этот исторический отрезок времени неверно.
Почему это произошло? Сегодня ответ прост и очевиден. Слишком мало времени минуло с тех страшных событий. Не были ещё рассекречены все документы о деятельности подпольной комсомольской (и партийной) организации. Фадеев же писал роман по свежим следам, по «заказу партии», которая требовала от писателя как можно скорее написать «показательный роман для воспитания подрастающей молодёжи». Значит, быть судьёй своего времени сложно и в определённой степени опасно? Скорее всего, да. И тем не менее фиксировать время, на мой взгляд, необходимо. Иначе как узнать о годах и столетиях, в которых мы не жили?!
К сожалению, люди «времена не выбирают, в них живут и умирают». Человечество пережило не одну историческую бурю и не одно поколение получило оценку писателей — судей. М.А. Шолохов, не понаслышке знавший и понимавший период Гражданской войны на Дону, пишет цикл рассказов об этом периоде («Донские рассказы») и роман-эпопею «Тихий Дон», ставший, по-моему, энциклопедией жизни и борьбы казачества за свою свободу и независимость.
Писателю М.А.Шолохову было легче, чем А.А.Фадееву, давать исторический комментарий этому событию. Сам из казачества, он в тонкостях знал и понимал то, о чём писал. Поэтому являться «судьёй своего времени» Михаилу Александровичу Шолохову было проще.
Начало двадцатых годов в донских степях. Красные – белые. Белые – красные. Власть меняется чуть ли не каждый месяц. Григорий Мелехов, главный герой романа, как былинка в степи, мечется из одного стана в другой. Где правда? За кем идти? Какому отечеству служить верой и правдой? Ощущение такое, что сам автор находится в поиске ответов на поставленные вопросы. Объективно описывая происходящее, писатель-судья даёт оценку своему времени. И читатель соглашается с ним. Происходит то редкое единение читающего с пишущим.
Пролетают годы, десятилетия, века. Время всё расставляет по своим местам. Переосознание того, что стало историей, помогает жить в настоящем и намечает пунктиры движения в будущее. И от того, насколько правдив был писательский суд времени и людей, живущих в нём, зависит судьба целых поколений. В народе говорят: «Не суди – не судим будешь». И всё-таки есть смелые творцы, которые не боятся оценивать то, что так свежо и близко. И за это им большое спасибо!
Сочинение на тему «Время и Мы»
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем. Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
Сочинение на тему «Время»
Время… Что это такое? Что оно значит в жизни человека? Как отвечали на этот вопрос великие ученые? Например, для Платона время – это божественная вечность, разделенная на дни , годы. Аристотель видел во времени число, меру движения и покоя, а Альберт Энштейн писал о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствии движения тел.
Но сегодня мне бы хотелось говорить о времени как об отрезке человеческой жизни. Время – самая главная ценность нашей жизни. Оно может изменить человека либо в лучшую, либо в худшую сторону. Оно помогает пережить тяжелые жизненные потрясения. Время постоянно уносит старое и приносит новое и неожиданное. Но подчинить его себе мы не можем: оно не зависит от нас. Мы просто можем выработать правильное отношение к нему. За время, которое мы живем на земле, мы должны успеть многое: добиться намеченной цели, узнать свое предназначение, оставить после себя добрую память. Все это мы успеем, если правильно распорядимся своим временем.
Для того, чтобы подробнее рассмотреть влияние времен на человека, обратимся к произведению А.П.Чехова «Пари». В нем мы можем проследить, как герой в течение пятнадцати лет жил в одиночестве. Он остался наедине со временем. Молодой двадцатипятилетний юрист заключил пари с богатым банкиром, чтобы через пятнадцать лет получить два миллиона.
Автор расписывает по годам , чем занимался молодой человек в одиночном заточении. Первый год он сильно страдал от скуки. Во второй год слушать музыку, начал читать исключительно классику. В пятый год только ел, пил, лежал. По ночам садился что-то писать, но под утро разрывал все написанное. На шестой год занялся изучением языков. На девятый — читал Евангелие, занялся историей религий и богословием. В последние годы герой читал чрезвычайно много, занялся естественными науками.
За эти годы он стал мудрее, изменил отношение к ценностям жизни. И если пятнадцать лет назад ему были важны только деньги, то сейчас он презирал их. Все эти годы молодой юрист зря не тратил время. Он много читал, совершенствовался. Время дало ему многое. Он стал совершенно другим человеком.
Таким образом, я могу заключить, что время очень важно в нашей жизни. Мы должны помнить о его ценности. Мы должны его беречь, уметь распоряжаться им и тратить его только на то, что имеет смысл.
Предмет речиВозможные
формулировки темыВозможные формулировки
главной мыслиЦитатыЛитературный пример
Мы и наше время
НастоящееВремена не выбирают
Мы все дети своего времени
“…Мы великого времени дети…”
“О времени и о себе…”
Как я живу: прошлым, будущим или настоящим?
“Я сам расскажу о времени и о себе…”Мы живём в лучшие времена
Мы не можем выбрать время, поэтому надо с честью жить здесь и сейчас
Время влияет на формирование личности
Надо жить будущим, а не прошлым
“Время – это испытанье.
Не завидуй никому.”
А. Кушнер
«Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» Томас Карлейль
Мы – дети тишины, без бурь и катаклизмов,
Историю борьбы мы знаем по кино,
Мы – внуки Октября, мы – правнуки царизма,
Мы – бешеная кровь опричнины шальной.
Иваси
Александр Кушнер. Времена не выбирают
Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича
Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.
Иващенко и Васильев. Дети тишины
Времена и герои
Человек и историяГерой моего времени
Разные времена – разные герои
Герои нашего времени в современной литературе
Можем ли мы повлиять на всемирную историю?
У каждого времени свои герои
Жизнь каждого человека – часть истории
Героем своего времени может стать всякий
У нашего времени нет героев
У нашего времени тоже есть герои”А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, который не находят их для себя, — те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней”. М. Горький
“Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история”. Генрих Гейне
“Ты мог быть героем, Но не было повода быть. Ты мог умереть, если б знал, за что умирать”. Виктор ЦойБорис Полевой. Повесть о настоящем человеке
Исаак Бабель. Конармия
Николай Островский. Как закалялась сталь
Стефан Цвейг. Звёздные часы человечества
По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
Юлия Латынина. Охота на Изюбря
Интересная статья на тему героев времени в литературе
Сайт “Герои нашего времени”(примеры из жизни)
Прошлое
Влияние прошлогоВ каком времени мне бы хотелось оказаться
Прошлое прорастает в нас
Что бы я изменил в прошлом
Можно ли менять прошлое, если есть машина времени?
О каких страницах прошлого стоит забыть?
Об этом нельзя забывать
Нам никуда не деться от страшного прошлого человечества
Прошлым нашей страны надо гордиться, это основа для будущего
О страшных моментах в истории нельзя забывать, чтобы они не повторились в будущем”Событие прошло, памятники остаются” Публий Овидий
“Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо”. Шандор Петефи
Мы – дети тишины, без бурь и катаклизмов,
Историю борьбы мы знаем по кино,
Мы – внуки Октября, мы – правнуки царизма,
Мы – бешенная кровь опричнины шальной.
Иваси Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
Рэй Бредбери. И грянул гром.
Александр Кушнер. Времена не выбирают
БудущееКак я представляю себе будущее
Что я сделаю для будущего
Будущее принадлежит молодым
Открытия, опережающие время
Хочу ли я знать своё будущее?Будущее зависит от нас, об этом нельзя забывать.
Без достойного настоящего нет достойного будущего.
Вклад каждого из нас в грядущее есть надежда в завтрашнем дне.”Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо”. Уильям Сомерсет Моэм
“Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано”. Блез ПаскальАркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света
Альтернативная история
События, изменившие всёЧто было бы, если…
(Колумб не открыл Америку, Гитлер стал художником, а Сталин – священником, революция в России не удалась и т.п.)
Чему быть – того не миноватьМаленькое случайное событие способно изменить всю историю
Мелкие события не могут значительно повлиять на ход истории”Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать”. Бертран РасселГарри Гаррисон. Туннель во времени
Рэй Бредбери. И грянул гром.
Время переменСогласен ли я с китайской мудростью: “не дай бог жить во времена перемен”?
Времена перемен в русской литературеПеремены необходимы, иначе человечество не будет развиваться
Нельзя радикально ничего менять, изменения должны наступать постепенно
Во время перемен важно оставаться человеком
Время перемен проверяет на прочность каждого
Время перемен влечёт за собой перемены и в самом человеке
Всё всегда меняется к лучшему”Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу”. Стивен Кинг
“Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось”. Булат Окуджава
“Перемены происходят лишь тогда, когда мы идем против того, наперекор тому, к чему привыкли”. Пауло КоэльоМихаил Булгаков. Белая гвардия.
Николай Островский. Как закалялась сталь
Скоротечность времени”Есть только миг между прошлым и будущим…”
Вся жизнь и несколько днейВремя скоротечно, нужно ценить каждый миг
Вся жизнь может уместиться в несколько дней”Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и ее с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить ее с умом”. Л. Сенека
“Молодость быстро летит: лови уходящее время” Публий Овидий
«Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь» Эдуард ЮнгСтихи русский поэтов о быстротечности времени
Луций Сенека. О скоротечности жизни
По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
Круговорот времениИрония времени
Человечество ходит по кругуВсё повторяется
Ничего нового не может произойти
Время идёт по спирали, всё повторится, но по-другому
“Что было, то и будет, и что творилось, то творится, И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас”. Соломон. Экклезиаст
“История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса” Ф. Гегель
“Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо”. Шандор Петефи
“Жизни и смерти нет конца…” И. Бродский.Иосиф Бродский. Шествие
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
Соломон. Экклесиаст
Времена и людиСильно ли изменились люди за последние сто лет?
Как время может изменить человека
Разные времена – разные ценности
Время – деньги?
«О времена, о нравы…»
Человек, который застрял во времени.
“Век нынешний и век минувший”
Времена меняются, а люди остаются прежними
Времена меняются, и люди меняются вместе с нимMutantur tempora et nos mutamur in illis (лат) – Времена меняются, и люди меняются вместе с ним
«Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми» Блез ПаскальАнтон Чехов. Вишнёвый сад
Антон Чехов. Ионыч
Василь Быков. Крутой берег реки.
Бернхард Шлинк. Чтец
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
Александр Грибоедов. Горе от ума
Проверка временемЧто обязательно нужно проверять временем?
Как человеческие отношения проверяются временемИстинные чувства живут вечно.
Лучшая проверка чувств – время и расстояние
Проверять временем надо политические учения и идеи«Время обнаруживает, что прячут складки коварства» Уильям ШекспирКонстантин Паустовский. Телеграмма.
Время и смысл жизниНа что мы тратим время
Если бы у меня была вечность
Как человек может управлять своим временем
На что по-настоящему имеет смысл тратить время?
Какой смысл повторять то, что уже было.Время нельзя тратить впустую
Ни в чем нет смысла, потому что все исчезнет. Надо искать смысл в существовании”Суета сует, – сказал Проповедующий, – суета сует: всё суета.
Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем? Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек”.
“Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
И на труды, над чем я трудился, –
И вот, всё – тщета и ловля ветра,
И нет в том пользы под солнцем!”
Соломон. Экклезиаст
“Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать” Артур Шопенгауэр
“Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него” И. Гёте
Соломон. Экклесиаст
Антон Чехов. Крыжовник.
Альбер Камю. Миф о Сизифе. (см. по ссылке стр. 90)
Евгений Баратынский. Осень.
Даниил Гранин. Эта странная жизнь
Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.
Вариант вступления
Пример
Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа
Советы к аргументации 1) эмоциональный ввод в тему День приближается к концу. Обычный осенний день… А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок… В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время…». Странное название… Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку… Пушкин, Лермонтов, Толстой… Так вот же они, победившие время! Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.) 2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.) 3) обоснование причин обращения к этой теме Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает… Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе. Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. 4) использование оригинальной цитаты «- Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
– Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!».
Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики! Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова… За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких) 5) оформление вступления в виде вопросов Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу? Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.
Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
Говоря о времени, нельзя не задаться вопросом, оно ли определяет жизнь и судьбу человека или жизнь и судьба — время. Сложнейший вопрос. На него отвечает своим романом «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов.
Эпоха, в которую жил Печорин, была на редкость мрачной и жестокой. Связано это было с усилением реакции со стороны царского правительства после восстания декабристов. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Наступило время глубоких сомнений во всех нравственных ценностях, родившее новый тип человеческой личности — «лишнего человека».
Печорин — яркий представитель этой категории. Задаваясь вопросом, в чем смысл жизни, герой не находит ответа на него. Чувствуя в себе огромные силы, он не знает, где их применить. Герой романа Лермонтова — истинный сын своей эпохи. Эпохи сомнений и поисков, напряженной работы мысли, подвергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. В нем живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. Автор убеждает читателя в том, что Печорин — вовсе не пример для подражания. Он только яркий представитель своей непростой эпохи, потому и назван героем своего времени.
Другой герой, уже реальный, был сыном, певцом своего, тоже нелегкого времени. Владимир Высоцкий — это феномен, загадка семидесятых годов двадцатого века. По его творчеству можно узнать обо всем, что происходило в то время. Часто скорбь, неумение быть таким , как все, заставляли поэта страдать, замыкаться в себе. Его ставшее классикой стихотворение «Охота на волков» — лучшее выражение тех противоречий, которые мучили Высоцкого. Его действительно травили, так как, опередив свое время, он не вписывался в систему координат советского строя. Но поэт был уверен, что вырвется из загона:
Только я из окруженья вышел.
За флажки, жажда жизни сильней…
Прожил поэт до обидного мало, но оставил нам ярчайшие свидетельства «о времени и о себе». Как все думающие люди, Высоцкий задавался вопросом, что главное в жизни человека. И сам давал на него ответ: достойно жить.
Для меня главная цель — сделать счастливым себя и своих близких, но не в ущерб интересам других людей. Если такую цель перед собой поставит каждый из нас, то все пространство вокруг станет добрее. А это важно во все времена.
Мировая история изобилует фактами повторения тех или иных событий — бунты, революции, войны или восстановление городов, мир и благоденствие. Нет ни одной страны, которая избежала природных катаклизмов или войн, болезней и… периодов благополучия.
Я никогда не соглашусь, что раньше было лучше! Чем? Тем, что не было хорошего лечения и медикаментов? Тем, что какие-либо права были только у богатых? Тем, что дети не имели возможности учиться?
Мне бы не хотелось попасть в руки какого-нибудь местного коновала, который лечит зубы одним методом — вырывая их грязными железными клещами. Я не хотел бы, чтобы мои дети рождались в поле и умирали от скарлатины. Я не хотел бы, чтобы меня прилюдно пороли за провинность в виде выражения собственного мнения. Я не хотел бы родиться ни рабом, ни рабовладельцем.
Вспомните историю нашей страны — крепостничество, революция, Великая Отечественная Война…. Сопутствующие всему этому голод, разруха, высокая смертность, нищета… Выбрал бы я такое время? Конечно, нет!
Да, сегодня россияне переживают не лучшие времена — безработица, экономический кризис, коррупция, прогрессирующая преступность и т. д., – всё это неотъемлемая часть нашей жизни. Но другого времени для нас не будет!
Нужно здесь и сейчас прожить жизнь так, чтобы помочь своему народу преодолеть трудности. Это в наших силах! Честно учиться и трудиться, не поддерживать взяточников, не молчать о преступниках — такие действия могут изменить многое! Если каждый будет следовать таким принципам, мы услышим другие слова! Люди будут счастливы, что живут в это время, в этой стране, среди людей, способных на хорошие поступки не только для себя. Времена здесь ни при чем! Их не выбирают!
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ… (ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»)
Пояснение к учебному материалу
Учебный материал на тему ВРЕМЯ написан в помощь старшеклассникам, которые готовятся к зачётному сочинению по русскому языку (допуску к ЕГЭ).
Материал в основном построен на событиях в соответствии с сюжетом повести. Меньше – на характеристике. В тексте выделены опорные фразы со словом «время».
Данный материал не претендует на исключительность. Надеемся, что он поможет ученикам выстроить свою логику рассуждений.
Известно, что времена не выбирают. В них живут. Не выбирал эпоху и Петр Гринёв, главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Время шло само собой. А Петруша, сын провинциальных дворян, проживавших в одной из симбирских деревень, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками.
В ХVIII веке образование было домашним. Дворяне для своих детей нанимали иностранных учителей. Молодых дворян, которые ещё не доросли до военной или гражданской службы, в те времена называли недорослями.
И вот для семейства Гринёвых наступило время, когда надо было определить дальнейшую судьбу шестнадцатилетнего сына. В те годы мальчиков-дворян с самого рождения приписывали к полку. И пока они росли, звания их становились выше. Петруша уже был сержантом гвардии.
В любые времена во всех странах существовали элитные войска. В России в 18 веке это были гвардейские войска, в которых и мечтал служить наш герой. Родителей, как и времена, не выбирают. Бывший военный, отец Петра был строгим человеком и не хотел, чтобы сын вырос безответственным человеком, проматывающим бесцельно свою жизнь. Суровую школу жизни приготовил ему отец – не гвардейские войска, а дальний оренбургский гарнизон в Белогорской крепости.
Время прощания пришло быстро. И вот уже родители расставались с сыном. Мать плакала, беспокоясь о здоровье сына и наказывая дядьке Савельичу «смотреть за дитятей». Отец по-народному мудро благословил Петра: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Время показало, как молодой человек вступил в самостоятельную жизнь. В Симбирске в одном из трактиров он проиграл ротмистру Зурину в биллиард 100 рублей. Решив проявить самостоятельность и не желая больше быть под опекой дядьки, Петр грубо приказал ему отдать проигрыш. Прошло совсем немного времени, как Петруша осознал бесчувственность своего отношения к Савельичу и извинился перед ним.
В Белогорской крепости наступило для Гринева время влюблённости, а потом и настоящей любви. День шёл за днем. В первое время Маша смущалась Петра, а сам он не поверил в клеветнические слова Швабрина о том, что она девушка легкого поведения и способна за серьги ходить на свидание в сумерки.
До пугачёвского мятежа Гринёв привык к спокойной службе, которую нарушила только дуэль. В первый раз она не состоялась. Согласовав время, молодые люди всё-таки сразились. В конце дуэли Алексей Швабрин ранил Петра «в грудь пониже плеча», когда тот обернулся на слова Савельича, который бежал к нему по тропинке.
Вся дальнейшая жизнь молодых людей – это время испытаний, потому что в России наступило время социальных потрясений. Время службы в Белогорской крепости стало для Петруши одновременно и счастливым, и временем мужания – временем выбора жизни или смерти. Во все времена человеку приходится делать выбор. Гринёв, в отличие от Алексея Швабрина, выбрал дорогу чести, когда отказался присягать Пугачёву и не пошёл на компромисс и честно сказал ему, что не сражаться против него он не может. Во время встреч с Пугачёвым Петр узнал его как человека милосердного, который помог сироте. Гринёв побывал на военном совете пугачёвцев, слышал, как простые люди распевают песни о виселице, которая их ждёт. Услышав от Пугачёва калмыцкую сказку об орле и вороне, Петруша смело сказал, что не принимает убийства и разбой. Время встреч Гринёва и Пугачёва было непродолжительным, но и за это время они сумели почувствовать симпатию друг к другу, потому что были искренни в отношениях.
Гринев дважды, не испугавшись последствий «тёмного», опасного времени, не испугавшись возможного ареста, решается спасать Машу. Девушка, оставшись сиротою, вынуждена была ещё и выстоять перед притязаниями Алексея Швабрин, который несколько дней держал её под караулом и принуждал выйти замуж. Потом, когда Маша Миронова оказалась с родителями Петра, она поняла, что время не ждёт. Марья Ивановна, раньше боявшаяся пушечных выстрелов, самостоятельно обдумав путь спасения своего любимого, ездила к самой Екатерине II и убедила её в настоящей причине взаимоотношений между Пугачёвым и Гриневым.
Итак, какими бы ни были времена, человек должен оставаться человеком, что бы с ним ни случилось: оставаться честным и любить преданно. Это и хотел сказать А.С.Пушкин, который от лица Петра Гринёва поведал нам о временном отрезке жизненного пути дворянина 18 века.
Желаем удачи в подготовке к сочинению и на всех экзаменах!
Другие учебные материалы можно посмотреть на стр.
НА ПУТИ К СЧАСТЬЮ. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2247/
БЕЛОГОРСКАЯ КРЕПОСТЬ В ЖИЗНИ ПЕТРА ГРИНЕВА – ВТОРОЙ ДОМ. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2218/
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ В ЖИЗНИ КАТЕРИНЫ КАБАНОВОЙ.
http://egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2214/index.php?bitrix_include_areas=N
Назад в раздел
Сочинение «Писатель – судья своего времени»
Время – категория философская и непредсказуемая. Поэтому очень сложно и ответственно быть судьёй всего того, что совершается в родном государстве. Несмотря на это, именно писатели берут на себя эту тяжёлую ношу. Миссия нелёгкая, поскольку, как известно, нет пророка в своём отечестве. Трудность «летописания» заключается ещё и в том, что «…лицом к лицу – лица не увидать: большое видится на расстоянии». Для осознания любого события необходимо время, а его часто недостаточно у писателя, чтобы объективно оценить происходящее. Следовательно, роль судьи и его ответственность увеличивается многократно.
В этой связи вспоминается роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия», посвящённый фактически нашим ровесникам, которые родились до Великой Отечественной войны, росли, учились, любили… А в «лихую годину» испытаний проявили и решительность, и отвагу, и героизм в борьбе с фашистами, оккупировавшими Краснодон. Талант писателя проявился и в композиции романа, и изображении героев-молодогвардейцев. Отважным Олегом Кошевым гордились. Заводной и безрассудно смелой Любкой Шевцовой восхищались и в неё влюблялись. Серёжку Тюленина ставили в пример. А газеты трубили о том, как талантливо и правдиво художник показал то грозовое время. Этим произведением зачитывались все. По роману был снят кинофильм. Почти все театры включили в свой репертуар «Молодую гвардию». И вдруг как гром среди ясного неба прогремело известие, что писатель исказил события, изобразил этот исторический отрезок времени неверно.
Почему это произошло? Сегодня ответ прост и очевиден. Слишком мало времени минуло с тех страшных событий. Не были ещё рассекречены все документы о деятельности подпольной комсомольской (и партийной) организации. Фадеев же писал роман по свежим следам, по «заказу партии», которая требовала от писателя как можно скорее написать «показательный роман для воспитания подрастающей молодёжи». Значит, быть судьёй своего времени сложно и в определённой степени опасно? Скорее всего, да. И тем не менее фиксировать время, на мой взгляд, необходимо. Иначе как узнать о годах и столетиях, в которых мы не жили?!
К сожалению, люди «времена не выбирают, в них живут и умирают». Человечество пережило не одну историческую бурю и не одно поколение получило оценку писателей — судей. М.А. Шолохов, не понаслышке знавший и понимавший период Гражданской войны на Дону, пишет цикл рассказов об этом периоде («Донские рассказы») и роман-эпопею «Тихий Дон», ставший, по-моему, энциклопедией жизни и борьбы казачества за свою свободу и независимость.
Писателю М.А.Шолохову было легче, чем А.А.Фадееву, давать исторический комментарий этому событию. Сам из казачества, он в тонкостях знал и понимал то, о чём писал. Поэтому являться «судьёй своего времени» Михаилу Александровичу Шолохову было проще.
Начало двадцатых годов в донских степях. Красные – белые. Белые – красные. Власть меняется чуть ли не каждый месяц. Григорий Мелехов, главный герой романа, как былинка в степи, мечется из одного стана в другой. Где правда? За кем идти? Какому отечеству служить верой и правдой? Ощущение такое, что сам автор находится в поиске ответов на поставленные вопросы. Объективно описывая происходящее, писатель-судья даёт оценку своему времени. И читатель соглашается с ним. Происходит то редкое единение читающего с пишущим.
Пролетают годы, десятилетия, века. Время всё расставляет по своим местам. Переосознание того, что стало историей, помогает жить в настоящем и намечает пунктиры движения в будущее. И от того, насколько правдив был писательский суд времени и людей, живущих в нём, зависит судьба целых поколений. В народе говорят: «Не суди – не судим будешь». И всё-таки есть смелые творцы, которые не боятся оценивать то, что так свежо и близко. И за это им большое спасибо!
Сочинение на тему «Время и Мы»
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.
Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
Сочинение на тему «Время»
Время… Что это такое? Что оно значит в жизни человека? Как отвечали на этот вопрос великие ученые? Например, для Платона время – это божественная вечность, разделенная на дни , годы. Аристотель видел во времени число, меру движения и покоя, а Альберт Энштейн писал о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствии движения тел.
Но сегодня мне бы хотелось говорить о времени как об отрезке человеческой жизни. Время – самая главная ценность нашей жизни. Оно может изменить человека либо в лучшую, либо в худшую сторону. Оно помогает пережить тяжелые жизненные потрясения. Время постоянно уносит старое и приносит новое и неожиданное. Но подчинить его себе мы не можем: оно не зависит от нас. Мы просто можем выработать правильное отношение к нему. За время, которое мы живем на земле, мы должны успеть многое: добиться намеченной цели, узнать свое предназначение, оставить после себя добрую память. Все это мы успеем, если правильно распорядимся своим временем.
Для того, чтобы подробнее рассмотреть влияние времен на человека, обратимся к произведению А.П.Чехова «Пари». В нем мы можем проследить, как герой в течение пятнадцати лет жил в одиночестве. Он остался наедине со временем. Молодой двадцатипятилетний юрист заключил пари с богатым банкиром, чтобы через пятнадцать лет получить два миллиона.
Автор расписывает по годам , чем занимался молодой человек в одиночном заточении. Первый год он сильно страдал от скуки. Во второй год слушать музыку, начал читать исключительно классику. В пятый год только ел, пил, лежал. По ночам садился что-то писать, но под утро разрывал все написанное. На шестой год занялся изучением языков. На девятый — читал Евангелие, занялся историей религий и богословием. В последние годы герой читал чрезвычайно много, занялся естественными науками.
За эти годы он стал мудрее, изменил отношение к ценностям жизни. И если пятнадцать лет назад ему были важны только деньги, то сейчас он презирал их. Все эти годы молодой юрист зря не тратил время. Он много читал, совершенствовался. Время дало ему многое. Он стал совершенно другим человеком.
Таким образом, я могу заключить, что время очень важно в нашей жизни. Мы должны помнить о его ценности. Мы должны его беречь, уметь распоряжаться им и тратить его только на то, что имеет смысл.
Предмет речиВозможные
формулировки темыВозможные формулировки
главной мыслиЦитатыЛитературный пример
Мы и наше время
НастоящееВремена не выбирают
Мы все дети своего времени
“…Мы великого времени дети…”
“О времени и о себе…”
Как я живу: прошлым, будущим или настоящим?
“Я сам расскажу о времени и о себе…”Мы живём в лучшие времена
Мы не можем выбрать время, поэтому надо с честью жить здесь и сейчас
Время влияет на формирование личности
Надо жить будущим, а не прошлым
“Время – это испытанье.
Не завидуй никому.”
А. Кушнер
«Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» Томас Карлейль
Мы – дети тишины, без бурь и катаклизмов,
Историю борьбы мы знаем по кино,
Мы – внуки Октября, мы – правнуки царизма,
Мы – бешеная кровь опричнины шальной.
Иваси
Александр Кушнер. Времена не выбирают
Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича
Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.
Иващенко и Васильев. Дети тишины
Времена и герои
Человек и историяГерой моего времени
Разные времена – разные герои
Герои нашего времени в современной литературе
Можем ли мы повлиять на всемирную историю?
У каждого времени свои герои
Жизнь каждого человека – часть истории
Героем своего времени может стать всякий
У нашего времени нет героев
У нашего времени тоже есть герои”А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, который не находят их для себя, — те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней”. М. Горький
“Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история”. Генрих Гейне
“Ты мог быть героем, Но не было повода быть. Ты мог умереть, если б знал, за что умирать”. Виктор ЦойБорис Полевой. Повесть о настоящем человеке
Исаак Бабель. Конармия
Николай Островский. Как закалялась сталь
Стефан Цвейг. Звёздные часы человечества
По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
Юлия Латынина. Охота на Изюбря
Интересная статья на тему героев времени в литературе
Сайт “Герои нашего времени”(примеры из жизни)
Прошлое
Влияние прошлогоВ каком времени мне бы хотелось оказаться
Прошлое прорастает в нас
Что бы я изменил в прошлом
Можно ли менять прошлое, если есть машина времени?
О каких страницах прошлого стоит забыть?
Об этом нельзя забывать
Нам никуда не деться от страшного прошлого человечества
Прошлым нашей страны надо гордиться, это основа для будущего
О страшных моментах в истории нельзя забывать, чтобы они не повторились в будущем”Событие прошло, памятники остаются” Публий Овидий
“Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо”. Шандор Петефи
Мы – дети тишины, без бурь и катаклизмов,
Историю борьбы мы знаем по кино,
Мы – внуки Октября, мы – правнуки царизма,
Мы – бешенная кровь опричнины шальной.
Иваси Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
Рэй Бредбери. И грянул гром.
Александр Кушнер. Времена не выбирают
БудущееКак я представляю себе будущее
Что я сделаю для будущего
Будущее принадлежит молодым
Открытия, опережающие время
Хочу ли я знать своё будущее?Будущее зависит от нас, об этом нельзя забывать.
Без достойного настоящего нет достойного будущего.
Вклад каждого из нас в грядущее есть надежда в завтрашнем дне.”Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо”. Уильям Сомерсет Моэм
“Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано”. Блез ПаскальАркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света
Альтернативная история
События, изменившие всёЧто было бы, если…
(Колумб не открыл Америку, Гитлер стал художником, а Сталин – священником, революция в России не удалась и т.п.)
Чему быть – того не миноватьМаленькое случайное событие способно изменить всю историю
Мелкие события не могут значительно повлиять на ход истории”Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать”. Бертран РасселГарри Гаррисон. Туннель во времени
Рэй Бредбери. И грянул гром.
Время переменСогласен ли я с китайской мудростью: “не дай бог жить во времена перемен”?
Времена перемен в русской литературеПеремены необходимы, иначе человечество не будет развиваться
Нельзя радикально ничего менять, изменения должны наступать постепенно
Во время перемен важно оставаться человеком
Время перемен проверяет на прочность каждого
Время перемен влечёт за собой перемены и в самом человеке
Всё всегда меняется к лучшему”Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу”. Стивен Кинг
“Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось”. Булат Окуджава
“Перемены происходят лишь тогда, когда мы идем против того, наперекор тому, к чему привыкли”. Пауло КоэльоМихаил Булгаков. Белая гвардия.
Николай Островский. Как закалялась сталь
Скоротечность времени”Есть только миг между прошлым и будущим…”
Вся жизнь и несколько днейВремя скоротечно, нужно ценить каждый миг
Вся жизнь может уместиться в несколько дней”Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и ее с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить ее с умом”. Л. Сенека
“Молодость быстро летит: лови уходящее время” Публий Овидий
«Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь» Эдуард ЮнгСтихи русский поэтов о быстротечности времени
Луций Сенека. О скоротечности жизни
По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
Круговорот времениИрония времени
Человечество ходит по кругуВсё повторяется
Ничего нового не может произойти
Время идёт по спирали, всё повторится, но по-другому
“Что было, то и будет, и что творилось, то творится, И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас”. Соломон. Экклезиаст
“История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса” Ф. Гегель
“Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо”. Шандор Петефи
“Жизни и смерти нет конца…” И. Бродский.Иосиф Бродский. Шествие
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
Соломон. Экклесиаст
Времена и людиСильно ли изменились люди за последние сто лет?
Как время может изменить человека
Разные времена – разные ценности
Время – деньги?
«О времена, о нравы…»
Человек, который застрял во времени.
“Век нынешний и век минувший”
Времена меняются, а люди остаются прежними
Времена меняются, и люди меняются вместе с нимMutantur tempora et nos mutamur in illis (лат) – Времена меняются, и люди меняются вместе с ним
«Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми» Блез ПаскальАнтон Чехов. Вишнёвый сад
Антон Чехов. Ионыч
Василь Быков. Крутой берег реки.
Бернхард Шлинк. Чтец
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
Александр Грибоедов. Горе от ума
Проверка временемЧто обязательно нужно проверять временем?
Как человеческие отношения проверяются временемИстинные чувства живут вечно.
Лучшая проверка чувств – время и расстояние
Проверять временем надо политические учения и идеи«Время обнаруживает, что прячут складки коварства» Уильям ШекспирКонстантин Паустовский. Телеграмма.
Время и смысл жизниНа что мы тратим время
Если бы у меня была вечность
Как человек может управлять своим временем
На что по-настоящему имеет смысл тратить время?
Какой смысл повторять то, что уже было.Время нельзя тратить впустую
Ни в чем нет смысла, потому что все исчезнет. Надо искать смысл в существовании”Суета сует, – сказал Проповедующий, – суета сует: всё суета.
Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем? Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек”.
“Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
И на труды, над чем я трудился, –
И вот, всё – тщета и ловля ветра,
И нет в том пользы под солнцем!”
Соломон. Экклезиаст
“Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать” Артур Шопенгауэр
“Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него” И. Гёте
Соломон. Экклесиаст
Антон Чехов. Крыжовник.
Альбер Камю. Миф о Сизифе. (см. по ссылке стр. 90)
Евгений Баратынский. Осень.
Даниил Гранин. Эта странная жизнь
Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.
Вариант вступления
Пример
Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа
Советы к аргументации
1) эмоциональный ввод в тему
День приближается к концу. Обычный осенний день… А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок… В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время…». Странное название… Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку… Пушкин, Лермонтов, Толстой… Так вот же они, победившие время!
Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время
Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.)
2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору
Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут.
Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.)
3) обоснование причин обращения к этой теме
Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает… Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память.
Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе.
Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.
4) использование оригинальной цитаты
«- Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
– Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!».
Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики!
Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова… За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы
Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких)
5) оформление вступления в виде вопросов
Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?
Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.
Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.