Русский язык – один из самых сложных и богатых языков в мире. Язык является основной культурной ценностью каждого народа и его бесценным богатством. Социуму свойственно постоянно воздействовать на язык, так же как и он влияет на людей. В последнее время увеличилось число людей, которые разговаривают и общаются на русском языке. К тому же, поменялся состав слов и словосочетаний, а также их свойства. Это явление было еще в 1992-1993 годах. Данные преобразования довольно сильно повлияли на условные рамки использования русского языка. Перестали использоваться в ходе речи многие слова.
На самом деле языковая среда очень важна для каждого из нас. Но нужно запомнить, что она требует множество различных знаний, умений и навыков. Русский разговорный язык наиболее распространен именно в нашей стране. Было установлено, что он превосходит все остальные языки. Даже если их взять все вместе. Это объясняется тем, что в Российской Федерации на данный момент почти нет таких мест, где не проживают русские люди. На основной, даже большей части нашей страны роль русского языка очень важна.
Российская Федерация никак не может и не сможет перейти к какому-либо другому языку. Но всем стоит запомнить, что изучение языка невозможно без чтения огромного количества литературы на этом языке. Отсюда наука входит в заблуждение. Ведь ей совсем непонятно, почему одни языки исчезают, а другие – даже не собираются.
К сожалению, сейчас очень большое количество молодежи и подростков общаются на своих страницах в социальных сетях безграмотно. А ведь это неудивительно. Не только молодые люди, но и все остальные стали больше смотреть телевизор, сидеть за монитором компьютера или в планшете. А про чтение литературы все забывают. Даже те, кто все-таки еще читает, они делают это в интернете или с помощью электронных книг. А старые добрые печатные книги и справочники давно уже вышли из моды. А ведь в электронных вариантах книжек встречается очень много грамматических и лексических ошибок. Сейчас легче посмотреть фильм, чем прочитать умную книгу. К тому же, на данный момент в словарном запасе людей появилось много плохих и вредных слов. Это не так уж и хорошо.
Но не все люди такие, есть и хорошие, умные, которые любят читать. Такие люди понимают, что чтение и знание своего родного языка очень важно в нашей жизни.
Русский язык не только единый язык для многогранной нации, но и один из немногих языков, который используются для международного общения в самых разнообразных странах мира. Люди обмениваются информацией, познают новые знания, узнают о фактах и событиях, общаются между собой, думают и фантазируют, и все это на русском языке. Русский язык, помимо России, является основным языком общения и в других странах. Украинцы, казахи, белорусы и азербайджанцы зачастую общаются между собой тоже на русском языке. Этот сложный язык каждый день хотят изучить миллионы людей на планете, но далеко не всем удается это сделать спустя многие годы усердного труда. Русский язык занимает почетное третье место среди других мировых языков.
Язык является основной культурной ценностью народа и главным его богатством. Он формируется не за день или два, а в течение многих веков, проходя через огромный ряд событий, проблем и видоизменений. Нет такого в мире языка, который обладает таким же звучанием, мелодичностью, красноречием и выразительностью, как русский. А сколькими словами и звуками можно передать одни и те же эмоции, сколько синонимов и антонимов можно подобрать к одной фразе или слову. Одной запятой можно глобально изменить структуру предложения.
Мне очень нравится мой язык, и я очень рад, что являюсь его носителем. Он красив, он родной, он мой. Как говорил мой дедушка: «велик и могуч русский язык».
Русский язык – это один из самых сложных и богатых языков в мире. Во все времена он претерпевал изменения, но всегда сохранял свою красоту и богатство. Впрочем, это можно сказать и о самой России.
Многие поэты и писатели нашей Великой страны вошли в историю русского языка. Они вносили в русский язык свои изменения, так он всё больше преобразовывался. Среди таких известных людей можно назвать, например, А.С. Пушкина и М.В. Ломоносова. Да и многие другие российские писатели и поэты повлияли на русский язык своими творениями.
Язык нельзя назвать беспорядочным набором букв, это целая система. Богатство нашего родного языка мы наблюдаем на всех его уровнях, будь то обычные звуки или же сложные предложения и целые тексты. К примеру, русский язык отличается от многих других возможностью разделения глаголов на лица. Это не предусмотрено в английском языке и во многих других языках мира.
Богатство русского языка нельзя передать словами. Он содержит огромное количество слов, предназначенных не только для обозначения чувств или действий, но и для отражения их оттенков. Русский язык насыщен огромными рядами синонимов, антонимов, паронимов и омонимов, никакой другой язык не сможет похвастаться подобным изобилием слов.
В словарном запасе русского языка содержатся особые ответвления – профессиональные и молодёжные жаргоны. Существуют такие языки, которые понятны далеко не каждому, например, язык преступного мира. За изучение этих языков взялись многие русские и зарубежные учёные.
Как известно, русский язык является одним из самых сложных языков для изучения. Многим иностранцам и за 5 лет не удаётся полностью овладеть этим языком. Очень трудно человеку, которому с детства не прививали любовь к нашему языку, освоить все трудности русского языка, изучить грамматический строй, научиться верно строить сложные предложения. Несмотря на это, число иностранцев, желающих изучить наш язык, не становится меньше.
Родной язык представляет собой часть национальной культуры, каждый из нас должен знать его и беречь.
Тема: РР Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
Цель: уметь создавать текст в форме рассуждения, выдвигать тезис,приводить аргументы
Пять шагов, которые помогут написать сочинение-рассуждение (частьС)
1шаг. Выявление проблемы (проблема-это вопрос, над которым размышляет автор).
– Чтобы определить проблему, нужно задать вопрос: О чём текст? ( В тексте может быть 2-3 проблемы. Но вам нужно сформулировать только одну проблему. Выбор должен определяться ответами на 2 вопроса:1).Какая проблема находиться в центре внимания автора?
2). К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?)
-Проблема (чего?): воспитания, образования, патриотизма, героизма, смысла жизни, отцов и детей, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, формирования личности…
-Проблема (КАКАЯ?) т.е.«обозвать»проблему) : сложная,важная,серьёзная,глубокая,актуальная,злободневная,острая,нерешённая,нравственная,социальная,политическая…
-Типовые конструкции: – Автор размышляет над проблемой… ;
– Автор текста затрагивает проблему…
-В центре внимания автора проблема… ;
-Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься…;
-В тексте (ФИО автора Р.п.) поднимается проблема…
-Формы вступления: – проблемный вопрос(Что такое благородство?);
– общие сведения о проблеме;
– ссылка на авторитетное мнение по вопросу(проблеме);
-цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.
2шаг. Комментарий к проблеме: рассказать, почему эта проблема сложная, актуальная ит.д.
Использовать вопросы:
Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы с ней сталкиваемся? Почему эта проблема привлекла внимание автора? К какому типу проблем принадлежит? Что будет, если не решить эту проблему?
3 шаг. Авторская позиция. (Как автор относится к тому, о чём нам повествует?)
Вывод, к которому приходит автор текста .
-Средства выражения позиции автора: слова-маркеры(главное, самое важное :надо, нужно); оценочная лексика(Зло агрессивно и наступательно); средства выразительности(риторические восклицания) ; вводные слова(к счастью, к несчастью…) ; побудительные предложения.
-Типовые конструкции: Автор считает, что…; Автор призывает нас…; Автор убеждает нас в том, что..; Автор подводит читателя к выводу о том, что…; Автор осуждает (кого/что, за что… )
4 шаг. Моя позиция. (аргументы – доказательства) : а) 3 балла: 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. б) 2 балла: 2 аргумента, связанные с жизненным опытом, знаниями(пословицы, поговорки, афоризмы…) или привёл 1 пример из худ. литературы, публицистической или научной литературы. в) 1 балл: 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт, на знания; г) 0 баллов- 0 аргументов.
5 шаг. Вывод. (Призыв, обращение к читателю; вопросительные предложения, риторические вопросы; использование цитат…): таким образом; следовательно; обобщая сказанное, можно сделать вывод..; итак…
Пишем сочинение
1 этап. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН
А) Невероятный случай.
Б) История Тонких Николая.
В) Презрение людей – тяжкое наказание для человека.
2 этап. Выявить и сформулировать проблему. (Вопрос-помощник: О чём текст?)
Проблема человеческой трусости.
3 этап. Прокомментировать проблему.
Проблема морально-этическая. Актуальна во все времена, волновала писателей разных
поколений и эпох. Трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость.
4 этап. Позиция автора.
положительно относится к изображаемому ; отрицательно; осуждающе;
саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором,
эмоционально.
Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выра-
жает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны,
дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет его
по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна
из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания». Наказание для дезер-
тира – презрение людей.
5 этап. Аргументация своего мнения по сформулированной проблеме.
С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.
Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человечес-
ких пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство
Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубий-
ства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин
изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый спо-
собен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан Costa Concordia
Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась
эвакуация пассажиров.
6 этап. Написать вступление и заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ: Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова
«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз
прожить достойно.
СОЧИНЕНИЕ
Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок. Каждый из нас рано или поздно задумывается об этом. Над проблемой человеческой трусости размышляет писатель Василий Михайлович Песков.
Проблема носит морально-этический характер. Она была актуальна во все времена, волновала писателей разных поколений и эпох. Ведь трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость. Трусость влечёт за собой гибель человека как личности.
Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выражает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны, дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания». Наказание для дезертира – презрение людей.
Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человеческих пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство Андрея Гуськова , его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин изменяет присяге на верность императрице и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый способен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан « Costa Concordia»Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась эвакуация пассажиров.
Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз нужно прожить достойно.
Знания в нашей стране
Знания в нашей стране
Знания в нашей стране
“Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг”
“Любовью дорожить умейте”
“Любовью и единством спасемся,”
“Природа и человек”
“Сколько прекрасного встретишь в человеке…”
“Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его” – Л. Н. Толстой
«Величайшее сокровище – хорошая библиотека»
«Мюзикл Notre Dam de Paris»
«Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди» (А. П. Чехов).
Будущее начинается сегодня
Будущее страны
В жизни всегда есть место подвигам
Вечные мотивы в мировой литературе.
Волшебная сила искусства
Волшебная сила искусства.
Волшебная сила искусства.
Грех и добродетель людская
Если бы я был депутатом
Если бы я стала президентом…
Есть слова, которым век сиять…
Живет повсюду красота
Журналист – моя будущая профессия
Запорожская сечь
Зачем нужна перепись населения?
Здесь Родины моей начало… (сочинение о родном городе Тамбове)
Искусство классицизма
Кабалевский
Как я провожу каникулы
Какой я вижу Россию в будущем?
Космос и человек
Край мой воронежский
Любовное письмо
Мини-сочинение на тему «Мое отношение к войне»
Мое отношение к приметам
Мое отношение к приметам
Может ли виртульное общение заменить реальное?
Мой любимый литературный герой (Капитан Блад из произведения Р.Сабатини)
Мой родной край – Мордовия моя.
Мой современник
Мой современник (по страницам любимых книг)
Мой учитель
Моя будущая профессия
Моя будущая профессия (политолог)
Моя будущая профессия – журналист и тренер
Моя будущая семья
Моя мама
Моя родная Кабардино- Балкария.
Моя семья
Моя семья
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Моя судьба – в моих руках
Никто не забыт, ничто не забыто
Нужна ли нам толерантность?
О времени и о себе
О выборе профессии
Общечеловеческие ценности в образе Прометея
Объединение Краснояркого края
Они сражались за Родину! (сочинение-размышление о войне)
Письмо другу с размышлениями о Родине
Письмо президенту о проблемах России
Почему я хочу стать журналистом
Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой
Пример интелегентности (В.В. Путин)
Природа и нравственность
Роль искусства в моей жизни
Роль семьи в нашей жизни
Романтизм
Романтизм
Семья
Семья
Сколько прекрасного встретишь в человеке…
Сочинение про мою классную руководительницу
Сочинение рассуждение на тему “человек”
Так что есть красота?..
Чего не купишь за деньги?
Честь и совесть
Что такое поэзия?
Что такое счастье?
Что такое счастье?
Что такое счастье?
Экология
Юность в погонах
Я и мое будущее
Я и моя родина
Язык в жизни человека
Текст Астафьева В.
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами.
(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11)- Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
(По В. Астафьеву)
Текст Акулинину К.
(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
– (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
– (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
– (23)Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
– (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
– (33)Никитин, на приём!
(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
– (36)Никитин кто? (37)Где он?
(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
– (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
– (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…
Текст Аксёновой Н.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
(По Н. Аксёновой)
Итоговое сочинение в 10 классе за 2015-2016 учебный год
Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 200-250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
Время написания сочинения – 90 минут.
Ученику разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии.
Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:
1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3. «Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:
1. Соответствие теме.
Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
2. Аргументация и привлечение литературного материала.
Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
3. Композиция и логика рассуждения.
Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Учащийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
4. Качество письменной речи.
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Учащийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
5. Грамотность.
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 200 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерии оценивания
Баллы
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
К2. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
1
Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.
2
Допущены 3-4 речевые ошибки.
1
Допущены 5 и более речевых ошибок.
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 орфографические ошибки.
2
Допущены 4-5 орфографических ошибок.
1
Допущено более 5 орфографических ошибок.
К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
2
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
К9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок.
2
Допущены 3-4 грамматические ошибки.
1
Допущено 5 и более грамматических ошибок.
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.
1
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
20
Отметка по десятибалльной системе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Первичный балл
0-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20
Темы сочинений
ВРЕМЯ
1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
2. «Время – это простор для развития способностей»
3. Потерянное время
4. Влияет ли время на судьбу человека?
5. Мы все дети своего времени
6. История – ключ к пониманию народа
7.Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ДОМ
8. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
9. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
10. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
11. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
12. «Дом – основа человеческого бытия»
13. Какую роль семья играет в становлении личности?
14. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
15. Образ родного Дома в творчестве русских классиков
ЛЮБОВЬ
16. В семейной жизни самый важный винт – любовь
17. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
18. «Любовь – прекрасное чувство»
19. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
20. Что важнее: любить или быть любимым?
21. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
22. Любовь, какая она… (по произведениям А. Куприна)
23. Любовь, о которой мечтает каждый
24. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
25. Рассуждение о любви
ПУТЬ
26. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
27. Легко ли найти свой путь в жизни?
28. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
29. Дорога без начала и конца
30. Мотив пути в русской литературе
31. Образ дороги в русской литературе
32. «Духовность — это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
33. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»
34. В чём смысл жизни?
План написания сочинения в формате ЕГЭ
Постановка проблемы (с привязкой к тексту)
Проблема может быть сформулирована
– в виде предложения: Добро – это важнейшее качество человека;
– в виде вопроса: Что такое добро?
-в вопросно – ответной форме: Что такое добро? Это важнейшее качество человека.
Привязка к тексту – указание на автора произведения: Поэтому Петров П.П. и затрагивает эту проблему в данном тексте; не случайно в данном тексте Петров П.П. поднимает проблему…
Комментарий (пересказ с элементами оценивания): автор рассказывает, говорит, утверждает, приводит, убежден и т.п.
Позиция автора текста с доказательством: позиция автора выражена в…абзаце (в …предложении), где он убеждает читателя в том, что…
Ваше мнение с доказательством (согласен / не согласен): я полностью разделяю точку зрения автора. Дейсвительно, … // Не могу согласиться с …, поскольку…
Аргумент 1(из жизненного опыта или из художественной литературы): соглашаясь с Петровым П.П., хочется обратиться к собственному опыту…
Аргумент 2 (из жизненного опыта или из художественной литературы) Также в качестве примера можно привести произведение «…» А.С.Пушкина
Вывод (заключение): в заключение хочется еще раз отметить…
Таким образом,…
Подводя итоги,…
В заключении возвращаемся к мысли из 1 абзаца.
Русский язык – один из самых сложных и богатых языков в мире. Язык является основной культурной ценностью каждого народа и его бесценным богатством. Социуму свойственно постоянно воздействовать на язык, так же как и он влияет на людей. В последнее время увеличилось число людей, которые разговаривают и общаются на русском языке. К тому же, поменялся состав слов и словосочетаний, а также их свойства. Это явление было еще в 1992-1993 годах. Данные преобразования довольно сильно повлияли на условные рамки использования русского языка. Перестали использоваться в ходе речи многие слова.
На самом деле языковая среда очень важна для каждого из нас. Но нужно запомнить, что она требует множество различных знаний, умений и навыков. Русский разговорный язык наиболее распространен именно в нашей стране. Было установлено, что он превосходит все остальные языки. Даже если их взять все вместе. Это объясняется тем, что в Российской Федерации на данный момент почти нет таких мест, где не проживают русские люди. На основной, даже большей части нашей страны роль русского языка очень важна.
Российская Федерация никак не может и не сможет перейти к какому-либо другому языку. Но всем стоит запомнить, что изучение языка невозможно без чтения огромного количества литературы на этом языке. Отсюда наука входит в заблуждение. Ведь ей совсем непонятно, почему одни языки исчезают, а другие – даже не собираются.
К сожалению, сейчас очень большое количество молодежи и подростков общаются на своих страницах в социальных сетях безграмотно. А ведь это неудивительно. Не только молодые люди, но и все остальные стали больше смотреть телевизор, сидеть за монитором компьютера или в планшете. А про чтение литературы все забывают. Даже те, кто все-таки еще читает, они делают это в интернете или с помощью электронных книг. А старые добрые печатные книги и справочники давно уже вышли из моды. А ведь в электронных вариантах книжек встречается очень много грамматических и лексических ошибок. Сейчас легче посмотреть фильм, чем прочитать умную книгу. К тому же, на данный момент в словарном запасе людей появилось много плохих и вредных слов. Это не так уж и хорошо.
Но не все люди такие, есть и хорошие, умные, которые любят читать. Такие люди понимают, что чтение и знание своего родного языка очень важно в нашей жизни.
Русский язык не только единый язык для многогранной нации, но и один из немногих языков, который используются для международного общения в самых разнообразных странах мира. Люди обмениваются информацией, познают новые знания, узнают о фактах и событиях, общаются между собой, думают и фантазируют, и все это на русском языке. Русский язык, помимо России, является основным языком общения и в других странах. Украинцы, казахи, белорусы и азербайджанцы зачастую общаются между собой тоже на русском языке. Этот сложный язык каждый день хотят изучить миллионы людей на планете, но далеко не всем удается это сделать спустя многие годы усердного труда. Русский язык занимает почетное третье место среди других мировых языков.
Язык является основной культурной ценностью народа и главным его богатством. Он формируется не за день или два, а в течение многих веков, проходя через огромный ряд событий, проблем и видоизменений. Нет такого в мире языка, который обладает таким же звучанием, мелодичностью, красноречием и выразительностью, как русский. А сколькими словами и звуками можно передать одни и те же эмоции, сколько синонимов и антонимов можно подобрать к одной фразе или слову. Одной запятой можно глобально изменить структуру предложения.
Мне очень нравится мой язык, и я очень рад, что являюсь его носителем. Он красив, он родной, он мой. Как говорил мой дедушка: «велик и могуч русский язык».
Русский язык – это один из самых сложных и богатых языков в мире. Во все времена он претерпевал изменения, но всегда сохранял свою красоту и богатство. Впрочем, это можно сказать и о самой России.
Многие поэты и писатели нашей Великой страны вошли в историю русского языка. Они вносили в русский язык свои изменения, так он всё больше преобразовывался. Среди таких известных людей можно назвать, например, А.С. Пушкина и М.В. Ломоносова. Да и многие другие российские писатели и поэты повлияли на русский язык своими творениями.
Язык нельзя назвать беспорядочным набором букв, это целая система. Богатство нашего родного языка мы наблюдаем на всех его уровнях, будь то обычные звуки или же сложные предложения и целые тексты. К примеру, русский язык отличается от многих других возможностью разделения глаголов на лица. Это не предусмотрено в английском языке и во многих других языках мира.
Богатство русского языка нельзя передать словами. Он содержит огромное количество слов, предназначенных не только для обозначения чувств или действий, но и для отражения их оттенков. Русский язык насыщен огромными рядами синонимов, антонимов, паронимов и омонимов, никакой другой язык не сможет похвастаться подобным изобилием слов.
В словарном запасе русского языка содержатся особые ответвления – профессиональные и молодёжные жаргоны. Существуют такие языки, которые понятны далеко не каждому, например, язык преступного мира. За изучение этих языков взялись многие русские и зарубежные учёные.
Как известно, русский язык является одним из самых сложных языков для изучения. Многим иностранцам и за 5 лет не удаётся полностью овладеть этим языком. Очень трудно человеку, которому с детства не прививали любовь к нашему языку, освоить все трудности русского языка, изучить грамматический строй, научиться верно строить сложные предложения. Несмотря на это, число иностранцев, желающих изучить наш язык, не становится меньше.
Родной язык представляет собой часть национальной культуры, каждый из нас должен знать его и беречь.
Тема: РР Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
Цель: уметь создавать текст в форме рассуждения, выдвигать тезис,приводить аргументы
Пять шагов, которые помогут написать сочинение-рассуждение (частьС)
1шаг. Выявление проблемы (проблема-это вопрос, над которым размышляет автор).
– Чтобы определить проблему, нужно задать вопрос: О чём текст? ( В тексте может быть 2-3 проблемы. Но вам нужно сформулировать только одну проблему. Выбор должен определяться ответами на 2 вопроса:1).Какая проблема находиться в центре внимания автора?
2). К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?)
-Проблема (чего?): воспитания, образования, патриотизма, героизма, смысла жизни, отцов и детей, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, формирования личности…
-Проблема (КАКАЯ?) т.е.«обозвать»проблему) : сложная,важная,серьёзная,глубокая,актуальная,злободневная,острая,нерешённая,нравственная,социальная,политическая…
-Типовые конструкции: – Автор размышляет над проблемой… ;
– Автор текста затрагивает проблему…
-В центре внимания автора проблема… ;
-Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься…;
-В тексте (ФИО автора Р.п.) поднимается проблема…
-Формы вступления: – проблемный вопрос(Что такое благородство?);
– общие сведения о проблеме;
– ссылка на авторитетное мнение по вопросу(проблеме);
-цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.
2шаг. Комментарий к проблеме: рассказать, почему эта проблема сложная, актуальная ит.д.
Использовать вопросы:
Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы с ней сталкиваемся? Почему эта проблема привлекла внимание автора? К какому типу проблем принадлежит? Что будет, если не решить эту проблему?
3 шаг. Авторская позиция. (Как автор относится к тому, о чём нам повествует?)
Вывод, к которому приходит автор текста .
-Средства выражения позиции автора: слова-маркеры(главное, самое важное :надо, нужно); оценочная лексика(Зло агрессивно и наступательно); средства выразительности(риторические восклицания) ; вводные слова(к счастью, к несчастью…) ; побудительные предложения.
-Типовые конструкции: Автор считает, что…; Автор призывает нас…; Автор убеждает нас в том, что..; Автор подводит читателя к выводу о том, что…; Автор осуждает (кого/что, за что… )
4 шаг. Моя позиция. (аргументы – доказательства) : а) 3 балла: 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. б) 2 балла: 2 аргумента, связанные с жизненным опытом, знаниями(пословицы, поговорки, афоризмы…) или привёл 1 пример из худ. литературы, публицистической или научной литературы. в) 1 балл: 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт, на знания; г) 0 баллов- 0 аргументов.
5 шаг. Вывод. (Призыв, обращение к читателю; вопросительные предложения, риторические вопросы; использование цитат…): таким образом; следовательно; обобщая сказанное, можно сделать вывод..; итак…
Пишем сочинение
1 этап. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН
А) Невероятный случай.
Б) История Тонких Николая.
В) Презрение людей – тяжкое наказание для человека.
2 этап. Выявить и сформулировать проблему. (Вопрос-помощник: О чём текст?)
Проблема человеческой трусости.
3 этап. Прокомментировать проблему.
Проблема морально-этическая. Актуальна во все времена, волновала писателей разных
поколений и эпох. Трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость.
4 этап. Позиция автора.
положительно относится к изображаемому ; отрицательно; осуждающе;
саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором,
эмоционально.
Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выра-
жает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны,
дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет его
по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна
из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания». Наказание для дезер-
тира – презрение людей.
5 этап. Аргументация своего мнения по сформулированной проблеме.
С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.
Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человечес-
ких пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство
Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубий-
ства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин
изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый спо-
собен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан Costa Concordia
Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась
эвакуация пассажиров.
6 этап. Написать вступление и заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ: Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова
«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз
прожить достойно.
СОЧИНЕНИЕ
Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок. Каждый из нас рано или поздно задумывается об этом. Над проблемой человеческой трусости размышляет писатель Василий Михайлович Песков.
Проблема носит морально-этический характер. Она была актуальна во все времена, волновала писателей разных поколений и эпох. Ведь трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость. Трусость влечёт за собой гибель человека как личности.
Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выражает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны, дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания». Наказание для дезертира – презрение людей.
Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человеческих пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство Андрея Гуськова , его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин изменяет присяге на верность императрице и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый способен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан « Costa Concordia»Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась эвакуация пассажиров.
Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз нужно прожить достойно.
Знания в нашей стране
Знания в нашей стране
Знания в нашей стране
“Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг”
“Любовью дорожить умейте”
“Любовью и единством спасемся,”
“Природа и человек”
“Сколько прекрасного встретишь в человеке…”
“Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его” – Л. Н. Толстой
«Величайшее сокровище – хорошая библиотека»
«Мюзикл Notre Dam de Paris»
«Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди» (А. П. Чехов).
Будущее начинается сегодня
Будущее страны
В жизни всегда есть место подвигам
Вечные мотивы в мировой литературе.
Волшебная сила искусства
Волшебная сила искусства.
Волшебная сила искусства.
Грех и добродетель людская
Если бы я был депутатом
Если бы я стала президентом…
Есть слова, которым век сиять…
Живет повсюду красота
Журналист – моя будущая профессия
Запорожская сечь
Зачем нужна перепись населения?
Здесь Родины моей начало… (сочинение о родном городе Тамбове)
Искусство классицизма
Кабалевский
Как я провожу каникулы
Какой я вижу Россию в будущем?
Космос и человек
Край мой воронежский
Любовное письмо
Мини-сочинение на тему «Мое отношение к войне»
Мое отношение к приметам
Мое отношение к приметам
Может ли виртульное общение заменить реальное?
Мой любимый литературный герой (Капитан Блад из произведения Р.Сабатини)
Мой родной край – Мордовия моя.
Мой современник
Мой современник (по страницам любимых книг)
Мой учитель
Моя будущая профессия
Моя будущая профессия (политолог)
Моя будущая профессия – журналист и тренер
Моя будущая семья
Моя мама
Моя родная Кабардино- Балкария.
Моя семья
Моя семья
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Моя судьба – в моих руках
Никто не забыт, ничто не забыто
Нужна ли нам толерантность?
О времени и о себе
О выборе профессии
Общечеловеческие ценности в образе Прометея
Объединение Краснояркого края
Они сражались за Родину! (сочинение-размышление о войне)
Письмо другу с размышлениями о Родине
Письмо президенту о проблемах России
Почему я хочу стать журналистом
Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой
Пример интелегентности (В.В. Путин)
Природа и нравственность
Роль искусства в моей жизни
Роль семьи в нашей жизни
Романтизм
Романтизм
Семья
Семья
Сколько прекрасного встретишь в человеке…
Сочинение про мою классную руководительницу
Сочинение рассуждение на тему “человек”
Так что есть красота?..
Чего не купишь за деньги?
Честь и совесть
Что такое поэзия?
Что такое счастье?
Что такое счастье?
Что такое счастье?
Экология
Юность в погонах
Я и мое будущее
Я и моя родина
Язык в жизни человека
Текст Астафьева В.
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами.
(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11)- Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
(По В. Астафьеву)
Текст Акулинину К.
(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
– (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
– (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
– (23)Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
– (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
– (33)Никитин, на приём!
(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
– (36)Никитин кто? (37)Где он?
(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
– (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
– (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…
Текст Аксёновой Н.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
(По Н. Аксёновой)
Итоговое сочинение в 10 классе за 2015-2016 учебный год
Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 200-250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
Время написания сочинения – 90 минут.
Ученику разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии.
Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:
1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3. «Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:
1. Соответствие теме.
Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
2. Аргументация и привлечение литературного материала.
Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
3. Композиция и логика рассуждения.
Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Учащийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
4. Качество письменной речи.
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Учащийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
5. Грамотность.
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 200 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерии оценивания
Баллы
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
К2. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
1
Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.
2
Допущены 3-4 речевые ошибки.
1
Допущены 5 и более речевых ошибок.
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 орфографические ошибки.
2
Допущены 4-5 орфографических ошибок.
1
Допущено более 5 орфографических ошибок.
К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
2
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
К9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок.
2
Допущены 3-4 грамматические ошибки.
1
Допущено 5 и более грамматических ошибок.
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.
1
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
20
Отметка по десятибалльной системе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Первичный балл
0-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20
Темы сочинений
ВРЕМЯ
1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
2. «Время – это простор для развития способностей»
3. Потерянное время
4. Влияет ли время на судьбу человека?
5. Мы все дети своего времени
6. История – ключ к пониманию народа
7.Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ДОМ
8. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
9. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
10. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
11. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
12. «Дом – основа человеческого бытия»
13. Какую роль семья играет в становлении личности?
14. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
15. Образ родного Дома в творчестве русских классиков
ЛЮБОВЬ
16. В семейной жизни самый важный винт – любовь
17. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
18. «Любовь – прекрасное чувство»
19. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
20. Что важнее: любить или быть любимым?
21. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
22. Любовь, какая она… (по произведениям А. Куприна)
23. Любовь, о которой мечтает каждый
24. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
25. Рассуждение о любви
ПУТЬ
26. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
27. Легко ли найти свой путь в жизни?
28. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
29. Дорога без начала и конца
30. Мотив пути в русской литературе
31. Образ дороги в русской литературе
32. «Духовность — это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
33. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»
34. В чём смысл жизни?
План написания сочинения в формате ЕГЭ
Постановка проблемы (с привязкой к тексту)
Проблема может быть сформулирована
– в виде предложения: Добро – это важнейшее качество человека;
– в виде вопроса: Что такое добро?
-в вопросно – ответной форме: Что такое добро? Это важнейшее качество человека.
Привязка к тексту – указание на автора произведения: Поэтому Петров П.П. и затрагивает эту проблему в данном тексте; не случайно в данном тексте Петров П.П. поднимает проблему…
Комментарий (пересказ с элементами оценивания): автор рассказывает, говорит, утверждает, приводит, убежден и т.п.
Позиция автора текста с доказательством: позиция автора выражена в…абзаце (в …предложении), где он убеждает читателя в том, что…
Ваше мнение с доказательством (согласен / не согласен): я полностью разделяю точку зрения автора. Дейсвительно, … // Не могу согласиться с …, поскольку…
Аргумент 1(из жизненного опыта или из художественной литературы): соглашаясь с Петровым П.П., хочется обратиться к собственному опыту…
Аргумент 2 (из жизненного опыта или из художественной литературы) Также в качестве примера можно привести произведение «…» А.С.Пушкина
Вывод (заключение): в заключение хочется еще раз отметить…
Таким образом,…
Подводя итоги,…
В заключении возвращаемся к мысли из 1 абзаца.