Тихон не имеет своего мнения и полностью зависит от своей деспотичной матери. Кабаниха контролирует каждый шаг сына и постоянно вмешивается в его семейную жизнь. Он ни смеет перечить матери. Когда Кабаниха доводит Тихона до истерики, он всегда срывает злость на Катерине. А девушка не виновата ни в чем, ей самой очень часто достается от свекрови. Осознавая свою беспомощность и никчёмность, Тихон начинает пить. Он любит Катерину, но не в его силах защитить ее от нападок матери. Он очень слабохарактерный человек. Он не решался высказать Кабанихе, свое недовольство ее поведением по отношению к Катерине. Только после смерти жены он впервые высказал свое мнение матери. Катерина не любила Тихона, ей было его очень жалко.
Борис приехал в город не по своей воле. У него в Калинове есть дядя, который обещал оставить парню хорошее наследство. Парень был хорошо образован и умел красиво говорить. Борису сразу же не понравился этот город и устои, которые царят в нем. Он хотел уехать из этого мрачного места, но остался из-за сестры.
Борис не любил Катерину он ей пользовался. Борис был эгоистом. Он, так же как и Тихон не смог защитить Катерину от нападок на нее представителей «темного царства», хотя он, скорее всего не хотел этого делать. Когда Борис собрался уезжать, он отказался взять с собой Катерину, которая его сильно любила. Этим поступком он разбил девушке сердце и толкнул ее на самоубийство.
Тихон и Борис немного похожи. Они оба не смогли противостоять местным порядкам и не решаются совершать поступки ради других людей. Их бездействие и трусость привели Катерину к смерти. Тихон любил Катерину, но она не любила его. Борис сделал все, что бы влюбить в себя девушку, а затем бросил ее. Ни один из этих мужчин не достоин Катерины. Тихон и Борис одинаково боялись устроить протест против общества и высказать свое мнение. Персонажи хоть и разные, но во многом очень похожие. Тихон боялся своей матери, а Борис постоянно потакал своему дяди.
2 вариант
В своих произведениях Островский часто обращался к темам возвышенным, более чем приземлённым. Островский не искал счастья в чём-то материальном, что также видно из его произведений, он был романтиком. Мечтая о том, каким бы мог быть человек, и каким бы могло быть общество, если бы стиль мышления у него был чуть-чуть другой, он создавал прекрасные литературные произведения, которые и до сих пор перечитываются сотни, если не тысячи раз. В них читатель может найти много интересной информации, интересных мыслей, и в том числе, интересных теорий насчёт всего общественного строя. Прекрасным тому примером послужит произведение “Гроза”.
В нём автор очень чётко и ясно ограничивает области воздействия добра и зла. Проще говоря, в произведении есть чётко отведённые места под доброе и под плохое, автор намеренно не создаёт золотой середины, дабы два данных понятия отлично контрастировали друг с другом. Как может увидеть читатель, две данные вещи весьма и весьма тесно связанны, так как одно не может существовать без другого. Каждый из нас хоть раз совершал зло, неважно по какой причине, просто совершал, но, конечно же, каждый из нас совершал и добрые поступки, вот о чём говорит автор. Там где есть зло, всегда найдётся и добро. Прекрасным примером данному высказыванию станут два образа персонажей, Бориса и Тихона.
Борис и Тихон персонажи произведения, которые хоть и не придерживаются злой стороны в произведении, однако всё же очень часто преступают добрую черту и уходят на злую. В данных гонениях проходит всё произведения. Им просто нахватает воли, дабы удержаться на одном месте, и они слишком слабохарактерны, чтобы быть сразу на двух, потому они и метаются туда и обратно в надежде на скорый исход своих мучений. Они хоть и похожи, но всё-таки весьма различаются. Борис озорной, весёлый парень, который не прочь развлечься в случае чего, Тихон же довольно спокойный человек, привыкший мыслить рассудительно и чётко. Два этих персонажа придерживаются примерно одинаковых философий и мировоззрения. Он также сторонники одной философии, однако, они всё же очень разные персонажи. Даже несмотря на все своих сходства, все свои общие интересы, их мысли, и способы достижения цели очень сильно рознятся.
Таким образом, мы видим, что автор создал два образа, которые хоть и чем-то схожи, но всё-таки абсолютно разные.
В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, — пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона — это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова — он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» — только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» — ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной — тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может — «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».
Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», — но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»
Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.
Этих героев объединяет подневольность, оба они зависимы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить. Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.
Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может защитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.
Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а местные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства – это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.
За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.
Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса. Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочувствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.
Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.
Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что Кабаниха довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.
О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.
Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.
Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.
Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.
В пьесе А. Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей — ее характеру, мировоззрению, судьбе — посвящено данное произведение.
Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона — двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Итак, Тихон Кабанов — муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи — матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон — человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»
Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения — Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса — это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.
Тихон и Борис, мужчины в жизни главной героини Катерины играют важную роль. Через них мы понимаем, что из себя представляло “темное царство” города Калинова. Калинов, это классический город России середины 19-го века.
Катерина, Тихон и Борис – представители молодого поколения, страдающие от “темного царства” Калинова.
Тихон Кабанов – супруг Катерины. Тихон – классический безвольный сын вздорной матери. В общении с матерью он постоянно оправдывается и заискивает. В отсутствии матери, он смелеет, но сущность его остается неизменной. Он слаб и безволен, хотя есть момент в пьесе, где Тихон раскрывается. Он тоже хочет свободы, но вдали от матери. Тихон мучается своей слабостью, но ничего не может сделать. По-своему он любит Катерину, но губит ее. У Тихона подавлена воля, нет собственных мыслей.
Борис, любовник Катерины. Это образованный человек, но из-за наследства он вернулся в Калинов и живет, терпя самодурство своего дяди. Впрочем Бориса такая жизнь устраивает. Не смотря на образование, сущность Бориса такая же, как и Тихона – домостроевская и купеческая. В отношениях с Катериной, он поверхностный. Его не интересует сущность этой женщины и ему все равно, что с ней будет потом, когда он уедет. Борис просто хорошо проводит время. Но он влюблен пылко и страстно.
Тихон и Борис не отличаются по сути. Они представители и одновременно жертвы Калиновсккого темного царства. Тихон страдает от тирании своей матери, Борис – от тирании дяди. Оба мужчины любили Катерину, но не спасли ею от гибели.
Островский показал нам трагедию Калинова. Молодежь не намерена больше терпеть уродливую философию самодуров вроде Дикого и Кабанихи. Катерина восстает против них и это только начало.
Малый театр “Гроза” 1962 год
В пьесе А.Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение.
Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Итак, Тихон Кабанов – муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи – матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»
Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.
Пьеса «Гроза» была допущена драматической цензурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатирическую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в общественный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окружающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.
Два мужских образа помогают нам понять характер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.
Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием». Борису неуютно в городе, он не может привыкнуть к местным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.»
Объединяет обоих героев подневольность, зависимость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дикого. Тихон с малолетства находится во власти деспотичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет перечить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:
Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства…».
Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем»), и даже срывается на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»). И прав был Кулигин, когда говорил о том, что за запертыми воротами в семьях « разврату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысходности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поездки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает истинные желания брата:
Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.
Катерина: За что же?
Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.
Катерина: И на воле-то он словно связанный.
Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырваться-то поскорей.
Тихон не может, да это просто-напросто и не приходит ему в голову, противоречить матери, не может защитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сцене прощания мы видим, как Тихон мучается, понимая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:
Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.
Кабанов: Да она, чай, сама знает.
Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.
Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!
Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.
Кабанов: Не груби!
Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!
Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!
Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.
Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…»
Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства является проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль».
Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приезжий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Катерина утверждает, что любит своего мужа, подменяя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»
Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Но Борис даже не пытается противиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бориса после того, как Катерина призналась в измене свекрови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Катерину. А ведь она предлагает выход из этой ситуации — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…». Борис не готов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решился. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что оставляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье… Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец…» пьесы.
А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изменила и опозорила его, он оказался способен на сочувствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявляется после ее смерти:
«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!» И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притеснениям.
С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично. Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.
Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.
Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.
Тихон не имеет своего мнения и полностью зависит от своей деспотичной матери. Кабаниха контролирует каждый шаг сына и постоянно вмешивается в его семейную жизнь. Он ни смеет перечить матери. Когда Кабаниха доводит Тихона до истерики, он всегда срывает злость на Катерине. А девушка не виновата ни в чем, ей самой очень часто достается от свекрови. Осознавая свою беспомощность и никчёмность, Тихон начинает пить. Он любит Катерину, но не в его силах защитить ее от нападок матери. Он очень слабохарактерный человек. Он не решался высказать Кабанихе, свое недовольство ее поведением по отношению к Катерине. Только после смерти жены он впервые высказал свое мнение матери. Катерина не любила Тихона, ей было его очень жалко.
Борис приехал в город не по своей воле. У него в Калинове есть дядя, который обещал оставить парню хорошее наследство. Парень был хорошо образован и умел красиво говорить. Борису сразу же не понравился этот город и устои, которые царят в нем. Он хотел уехать из этого мрачного места, но остался из-за сестры.
Борис не любил Катерину он ей пользовался. Борис был эгоистом. Он, так же как и Тихон не смог защитить Катерину от нападок на нее представителей «темного царства», хотя он, скорее всего не хотел этого делать. Когда Борис собрался уезжать, он отказался взять с собой Катерину, которая его сильно любила. Этим поступком он разбил девушке сердце и толкнул ее на самоубийство.
Тихон и Борис немного похожи. Они оба не смогли противостоять местным порядкам и не решаются совершать поступки ради других людей. Их бездействие и трусость привели Катерину к смерти. Тихон любил Катерину, но она не любила его. Борис сделал все, что бы влюбить в себя девушку, а затем бросил ее. Ни один из этих мужчин не достоин Катерины. Тихон и Борис одинаково боялись устроить протест против общества и высказать свое мнение. Персонажи хоть и разные, но во многом очень похожие. Тихон боялся своей матери, а Борис постоянно потакал своему дяди.
2 вариант
В своих произведениях Островский часто обращался к темам возвышенным, более чем приземлённым. Островский не искал счастья в чём-то материальном, что также видно из его произведений, он был романтиком. Мечтая о том, каким бы мог быть человек, и каким бы могло быть общество, если бы стиль мышления у него был чуть-чуть другой, он создавал прекрасные литературные произведения, которые и до сих пор перечитываются сотни, если не тысячи раз. В них читатель может найти много интересной информации, интересных мыслей, и в том числе, интересных теорий насчёт всего общественного строя. Прекрасным тому примером послужит произведение “Гроза”.
В нём автор очень чётко и ясно ограничивает области воздействия добра и зла. Проще говоря, в произведении есть чётко отведённые места под доброе и под плохое, автор намеренно не создаёт золотой середины, дабы два данных понятия отлично контрастировали друг с другом. Как может увидеть читатель, две данные вещи весьма и весьма тесно связанны, так как одно не может существовать без другого. Каждый из нас хоть раз совершал зло, неважно по какой причине, просто совершал, но, конечно же, каждый из нас совершал и добрые поступки, вот о чём говорит автор. Там где есть зло, всегда найдётся и добро. Прекрасным примером данному высказыванию станут два образа персонажей, Бориса и Тихона.
Борис и Тихон персонажи произведения, которые хоть и не придерживаются злой стороны в произведении, однако всё же очень часто преступают добрую черту и уходят на злую. В данных гонениях проходит всё произведения. Им просто нахватает воли, дабы удержаться на одном месте, и они слишком слабохарактерны, чтобы быть сразу на двух, потому они и метаются туда и обратно в надежде на скорый исход своих мучений. Они хоть и похожи, но всё-таки весьма различаются. Борис озорной, весёлый парень, который не прочь развлечься в случае чего, Тихон же довольно спокойный человек, привыкший мыслить рассудительно и чётко. Два этих персонажа придерживаются примерно одинаковых философий и мировоззрения. Он также сторонники одной философии, однако, они всё же очень разные персонажи. Даже несмотря на все своих сходства, все свои общие интересы, их мысли, и способы достижения цели очень сильно рознятся.
Таким образом, мы видим, что автор создал два образа, которые хоть и чем-то схожи, но всё-таки абсолютно разные.
В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, — пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона — это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова — он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» — только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» — ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной — тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может — «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».
Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», — но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»
Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.
Этих героев объединяет подневольность, оба они зависимы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить. Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.
Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может защитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.
Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а местные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства – это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.
За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.
Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса. Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочувствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.
Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.
Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что Кабаниха довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.
О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.
Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.
Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.
Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.
В пьесе А. Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей — ее характеру, мировоззрению, судьбе — посвящено данное произведение.
Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона — двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Итак, Тихон Кабанов — муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи — матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон — человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»
Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения — Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса — это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.
Тихон и Борис, мужчины в жизни главной героини Катерины играют важную роль. Через них мы понимаем, что из себя представляло “темное царство” города Калинова. Калинов, это классический город России середины 19-го века.
Катерина, Тихон и Борис – представители молодого поколения, страдающие от “темного царства” Калинова.
Тихон Кабанов – супруг Катерины. Тихон – классический безвольный сын вздорной матери. В общении с матерью он постоянно оправдывается и заискивает. В отсутствии матери, он смелеет, но сущность его остается неизменной. Он слаб и безволен, хотя есть момент в пьесе, где Тихон раскрывается. Он тоже хочет свободы, но вдали от матери. Тихон мучается своей слабостью, но ничего не может сделать. По-своему он любит Катерину, но губит ее. У Тихона подавлена воля, нет собственных мыслей.
Борис, любовник Катерины. Это образованный человек, но из-за наследства он вернулся в Калинов и живет, терпя самодурство своего дяди. Впрочем Бориса такая жизнь устраивает. Не смотря на образование, сущность Бориса такая же, как и Тихона – домостроевская и купеческая. В отношениях с Катериной, он поверхностный. Его не интересует сущность этой женщины и ему все равно, что с ней будет потом, когда он уедет. Борис просто хорошо проводит время. Но он влюблен пылко и страстно.
Тихон и Борис не отличаются по сути. Они представители и одновременно жертвы Калиновсккого темного царства. Тихон страдает от тирании своей матери, Борис – от тирании дяди. Оба мужчины любили Катерину, но не спасли ею от гибели.
Островский показал нам трагедию Калинова. Молодежь не намерена больше терпеть уродливую философию самодуров вроде Дикого и Кабанихи. Катерина восстает против них и это только начало.
Малый театр “Гроза” 1962 год
В пьесе А.Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение.
Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Итак, Тихон Кабанов – муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи – матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»
Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.
Пьеса «Гроза» была допущена драматической цензурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатирическую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в общественный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окружающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.
Два мужских образа помогают нам понять характер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.
Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием». Борису неуютно в городе, он не может привыкнуть к местным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.»
Объединяет обоих героев подневольность, зависимость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дикого. Тихон с малолетства находится во власти деспотичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет перечить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:
Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства…».
Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем»), и даже срывается на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»). И прав был Кулигин, когда говорил о том, что за запертыми воротами в семьях « разврату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысходности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поездки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает истинные желания брата:
Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.
Катерина: За что же?
Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.
Катерина: И на воле-то он словно связанный.
Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырваться-то поскорей.
Тихон не может, да это просто-напросто и не приходит ему в голову, противоречить матери, не может защитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сцене прощания мы видим, как Тихон мучается, понимая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:
Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.
Кабанов: Да она, чай, сама знает.
Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.
Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!
Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.
Кабанов: Не груби!
Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!
Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!
Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.
Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…»
Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства является проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль».
Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приезжий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Катерина утверждает, что любит своего мужа, подменяя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»
Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Но Борис даже не пытается противиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бориса после того, как Катерина призналась в измене свекрови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Катерину. А ведь она предлагает выход из этой ситуации — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…». Борис не готов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решился. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что оставляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье… Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец…» пьесы.
А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изменила и опозорила его, он оказался способен на сочувствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявляется после ее смерти:
«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!» И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притеснениям.
С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично. Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.
Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.
Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.