Сочинение на тему сокровища земли под охраной человечества
5 вариантов
Тема: Сокровища Земли под охраной человечества
С. 62. Проверь себя!
1. Всемирное наследие — достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.
2. Большой каньон, Афинский акрополь, Большой Барьерный риф.
3. Кижи, Исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь, Алтай — Золотые горы, озеро Байкал, вулканы Камчатки.
4. Международная Красная книга — книга, в которую внесены самые редкие виды растений и животных разных стран.
5. Гребнистый крокодил, большая панда, белый носорог, жук-геркулес.
Задания
1. Кйжй (карельск. Kizi) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни 18-19 вв., окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро. На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий
Сокровища Земли под охраной человечества Всемирное наследие
В 60-е годы XX века в Египте на реке Нил была построена гигантская плотина. Образовалось искусственное озеро, протянувшееся на сотни километров. Вода в нём всё прибывала, и под угрозой затопления оказался уникальный памятник древности — храм Абу-Симбел Весь мир был в тревоге: неужели удивительный храм исчезнет с лица земли?! Срочно был разработан проект его спасения. И людям удалось совершить чудо: в короткий срок огромный храм, высеченный в скале, перенесли в безопасное место! Для этого он был разрезан на тысячи блоков и воссоздан на более высоком участке, где вода не угрожала ему.
Из этого случая человечество извлекло очень серьёзный урок. Люди осознали, что из-за непродуманной хозяйственной деятельности весь мир может лишиться бесценных сокровищ. Возникла идея объявить самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием, подлежащим обязательной охране. Так появился Список Всемирного наследия. Его ведёт авторитетная международная организация — ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).
Всемирное наследие включает объекты природы (Всемирное природное наследие) и творения человека (Всемирное культурное наследие). Это две неразрывные части одного целого. Их единство подчёркивает эмблема Всемирного наследия, в которой круг символизирует природу, а квадрат в центре — творения человека.
Как и большинство стран мира, Россия поддержала идею создания Списка Всемирного наследия. Сейчас в него включён целый ряд объектов природы и культуры нашей страны. Ежегодно Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополняется.
Изучите карту (см. ниже). С её помощью узнайте, какие объекты внесены в Список Всемирного наследия. Какие из них относятся к природному наследию, а какие — к культурному? Какие из объектов этого списка находятся в России? Выполните задание в рабочей тетради.
Определите по фотографиям объекты Всемирного наследия. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (3). Найдите эти объекты на карте.
Прочитай текст. Используй его как образец для подготовки собственного сообщения. Озеро Байкал
Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1642 метра! В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше!
К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильтровывать, очищать воду. Рыба в Байкале стала медленнее расти, уменьшилась её плодовитость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы…
Мы обязаны сохранить уникальное озеро, сберечь его чистую воду, неповторимую красоту и всё живое, что там обитает! Международная красная книга
К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Ты уже знаешь о Красной книге России, куда заносятся такие виды в нашей стране. Существует и международная Красная книга. В неё внесены самые редкие виды растений и животных разных стран. Эту книгу подготовила и выпустила известная международная организация — Международный союз охраны природы (сокращённо — МСОП). Поэтому она называется Красная книга МСОП.
Рассмотрите на рисунках животных из международной Красной книги. Знаете ли вы что-нибудь об этих животных? Попробуйте объяснить, почему они оказались под угрозой исчезновения. Как вы думаете, что нужно сделать для спасения каждого из этих видов?
Прочитай текст. Используй его как образец для подготовки собственного сообщения. Большая панда
Этот зверь водится только в горных лесах Китая. Держится панда чаще всего в одиночку, прячась в густых зарослях. Её главная пища — тонкие ростки и корни бамбука. Именно поэтому панду называют ещё «бамбуковый медведь». Правда, на самом деле панда не медведь, а только его дальний родственник. Размером панда не слишком велика, но и не мала: длина её тела бывает до 1 м 80 см при массе до 160 кг.
Скрытный образ жизни этого зверя привёл к тому, что учёные узнали о нём только в середине XIX века. Сейчас в Китае панда находится под строгой охраной. Обсудим!
Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения эколога, используя знания, полученные на уроке? Проверь себя
Что такое Всемирное наследие?
Приведи примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.
Какие объекты Всемирного наследия находятся в России?
Что такое Красная книга МСОП?
Приведи примеры животных из международной Красной книги.
Добавил(а) Прохоркина Е. А.
24.04.10 14:10 Тема: «Сокровища Земли под охраной человечества». Цель: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Задачи: познакомить с Международной Красной книгой; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; развивать познавательный интерес. Наглядные средства обучения: выставка книг, картины с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия, плакат, карточки с названиями животных. Ход урока:
І. Орг. момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
? Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Международной Красной книге. ІІ. Повторение пройденного материала
1. Дневник наблюдения
? С какого дня по календарю начинается осень? (С 21сентября, – это день осеннего равноденствия.)
? Какие происходят изменения в природе с приходом осени?
? Скажите, какой сегодня день, какая погода?
? Сентябрь – хмурень, ревун. Всё чаще хмурится небо, ревёт ветер. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, – всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд. Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет и холоде вода. И вдруг – как память о красном лете – устанавливается ведро: тёплые, ясные, тихие дни.
2. Проверка домашнего задания. Графический диктант.
? Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ? («да»), а если это не так – знак ? («нет»):
? Человек – властелин и покоритель природы.
? Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.
? Экология – это наука о взаимодействиях животных организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
? Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
? Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.
? Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
? Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
? Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
Ответ: ???????? ІІІ. Изучение новой темы
1. Рассказ-беседа
? Начинаем заседание экологического совета. Тема заседания – «Сокровища Земли под охраной человечества».
? Из глубокой древности дошла до нашего времени слава о семи произведениях зодчества и скульптуры, уже тогда названных чудесами света. К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени. Египетские пирамиды
Недалеко от города Каира, среди жёлтых песков пустыни, высятся огромные каменные пирамиды. Самая большая из них – пирамида Хуфу. А строится эта каменная гора без окон и без дверей только для одного человека – египетского царя, фараона. Почти все пирамиды уже давно разграблены. Но до сих пор ещё иногда удаётся учёным проникать в тайны пирамид и делать удивительные открытия и находки.
Висячие сады Вавилона
Сады эти были построены по велению вавилонского царя Навуходоносора. Он взял себе жену из далёкой страны Мидии, где было много тенистых лесов. Молодая царица очень скучала по родине, и царь, чтобы утешить её, велел разбить сады. На берегу реки Ефрат были выстроены четыре огромные широкие террасы, одна над другой. Террасы подпирались колоннами и соединялись лестницами из белого и розового мрамора.
Каменный пол террас был покрыт толстым слоем земли, таким толстым, что на террасах росли пальмы, чинары, кипарисы. Кустарники переплетались так густо, что не пропускали палящего солнца. Вьющиеся растения переползали с яруса на ярус, обвивали колонны. Пестрели яркие цветы; сверкая оперением, летали диковинные птицы.
Храм Артемиды в Эфесе Статуя Зевса Олимпийского
Зевс – верховное божество у древних греков. В честь Зевса каждые четыре “года в городе Олимпии проводились в те времена олимпийские состязания. Здесь же, в Олимпии, находился и самый большой храм Зевса. Статую Зевса Олимпийского создал великий скульптор древности – Фидий. Он сделал её из двух драгоценных материалов – слоновой кости и золота, наложенных на деревянную основу. А какие великолепные украшения сверкали на одежде Зевса! Цветы, рыбки, животные, сделанные из драгоценных камней.
Мавзолей в Геликарнасе
Это гигантская гробница царя Мавзола и его жены Артемисии.
Над высокими глухими стенами первого этажа высился изящный маленький храм, окружённый мраморной колоннадой. Мраморные львы, стоявшие между колоннами, как бы охраняли мавзолей. Такие же львы и скачущие всадники украшали лестницу у входа в здание.
Как островерхая шапка, над мавзолеем высилась ступенчатая крыша. Она была увенчана великолепной скульптурой – колесницей, запряжённой четвёркой могучих коней. Колосс Родосский
Александрийский маяк
Построен на острове Фарос у берегов Египта.
? Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
? Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединённые названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.
2. Работа с учебником
? Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай – Золотые горы в Евразии.)
? Назовите объекты культурного наследия. (Статуя свободы в Нью-Йорке, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви).
? А о Всемирном природном наследии нашей страны – об озере Байкал – мы прочитаем по учебнику.
? Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить это уникальное озеро?
? Вы знаете, что к бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных.
? В вашем учебнике на стр.60, 61 помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Объясните, почему эти виды попали под угрозу исчезновения.
? Давайте прочитаем рассказ о большой панде.
? Почему большая панда была внесена в Красную Книгу?
? Мы ещё можем сохранить редкие виды растений и животных если каждый из них поймёт:
«Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!»
3. Работа с тетрадями (запись определения) ІV. Физкультминутка
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики. V. Закрепление материала
? На нашем заседании мы обсудили два важных вопроса. Пришло время подвести итоги и сделать записи. Что такое Всемирное наследие?
? Запишем схему.
? Назовите объекты Всемирного природного наследия.
? Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия. VІ. Итог урока. Выставление оценок.
? Что нового сегодня мы узнали на уроке?
? Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Чем? VІІ. Домашнее задание: стр. 54-62, вопр. «Проверь себя».
Последние обновления за 24.04.10 18:04
Цели:
1. Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость великих достопримечательностей.
2. Познакомить с Международной Красной книгой+.
3. Познакомить с редкими видами растений и животных.
4. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Оборудование: рисунки и фотографии с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга; рисунки с изображением Семи чудес света.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель проводит графический диктант: читает высказывания, а ученики ставят «+», если высказывание верное, и «–», если высказывание неверное.
Диктант
1. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
2. Человек – властелин и покоритель природы.
3. Историки и археологи – специалисты по экологии.
4. Древние люди преклонялись перед силами природы.
5. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды с полей, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
6. Вырубка тропических лесов не приведет к изменению климата.
7. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
8. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
9. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
10. Международная экологическая организация Гринпис в переводе с английского языка означает «Зеленый лес».
Ответы на диктант: 1(+), 2(–), 3(–), 4(+), 5(+), 6(–), 7(–), 8(–), 9(+), 10(–).
Учитель собирает на проверку ответы учащихся.
Далее проводит конкурс рисунков «Планета заболела» с кратким комментированием лучших работ.
III. Изучение новой темы.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение экологических проблем нашего земного шара. Запишите тему урока «Сокровища Земли под охраной человечества».
Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55.
Учащиеся читают самостоятельно.
Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:
1. Пирамиды в Гизе (Египет).
2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).
3. Могила царя Мавсола (Турция).
4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).
5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).
6. Родосский колосс (Греция).
7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).
Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.
Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?
Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.
Учитель. Как называются эти две части?
Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».
Учитель предлагает заполнить схему:
Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?
Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.
Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.
IV. Работа по карте в учебнике.
Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.
Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия.
Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия.
Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Здравствуй, чудо-озеро.
V. Работа над новой темой урока.
Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?
Ученики. Об озере Байкал.
Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика.
Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1637 метров. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.
Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль.
Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.
Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.
Учитель читает текст:
Помните!
Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
Сохраните нас, друзья!
Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму?
Ученики. Исчезающие виды растений и животных.
Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны?
Ученики. В Красную книгу России.
Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги.
Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения.
Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу.
Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника.
Ученики читают статью.
Ученики (отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие?
Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.
Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.
Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему.
Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.
Ученики называют виды животных.
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника.
Домашнее задание.
С. 54– 62.
Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Цель урока:
1. Познакомить детей с объектами Всемирного наследия
Задачи:
1. Пробудить в них интерес к чтению познавательной литературы
2. Научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач
3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге. II. Проверка знаний и умений.
Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55.
Учащиеся читают самостоятельно. Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:
1. Пирамиды в Гизе (Египет).
2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).
3. Могила царя Мавсола (Турция).
4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).
5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).
6. Родосский колосс (Греция).
7. Фарос, маяк Александрийский (Египет). Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.
Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»? Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук. Учитель. Как называются эти две части? Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».
Учитель предлагает заполнить схему: Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой? Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук. Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны. IV. Работа по карте в учебнике. Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия. Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия. Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия. Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Здравствуй, чудо-озеро. V. Работа над новой темой урока. Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении? Ученики. Об озере Байкал.
Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика. Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1642 метра. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.
Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль. Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда. Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.
Учитель читает текст:
Помните!
Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
Сохраните нас, друзья! Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Ученики. Исчезающие виды растений и животных. Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны? Ученики. В Красную книгу России. Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги. Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения. Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника.
Ученики читают статью. Ученики(отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая. VI. Закрепление изученного материала. Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие? Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие. Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.
Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему. Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.
Ученики называют виды животных. VII. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника. Домашнее задание.
С. 54–62.
Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.
Тема: Сокровища Земли под охраной человечества
С. 62. Проверь себя!
1. Всемирное наследие — достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.
2. Большой каньон, Афинский акрополь, Большой Барьерный риф.
3. Кижи, Исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь, Алтай — Золотые горы, озеро Байкал, вулканы Камчатки.
4. Международная Красная книга — книга, в которую внесены самые редкие виды растений и животных разных стран.
5. Гребнистый крокодил, большая панда, белый носорог, жук-геркулес.
Задания
1. Кйжй (карельск. Kizi) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни 18-19 вв., окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро. На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий
Сокровища Земли под охраной человечества
Всемирное наследие
В 60-е годы XX века в Египте на реке Нил была построена гигантская плотина. Образовалось искусственное озеро, протянувшееся на сотни километров. Вода в нём всё прибывала, и под угрозой затопления оказался уникальный памятник древности — храм Абу-Симбел Весь мир был в тревоге: неужели удивительный храм исчезнет с лица земли?! Срочно был разработан проект его спасения. И людям удалось совершить чудо: в короткий срок огромный храм, высеченный в скале, перенесли в безопасное место! Для этого он был разрезан на тысячи блоков и воссоздан на более высоком участке, где вода не угрожала ему.
Из этого случая человечество извлекло очень серьёзный урок. Люди осознали, что из-за непродуманной хозяйственной деятельности весь мир может лишиться бесценных сокровищ. Возникла идея объявить самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием, подлежащим обязательной охране. Так появился Список Всемирного наследия. Его ведёт авторитетная международная организация — ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).
Всемирное наследие включает объекты природы (Всемирное природное наследие) и творения человека (Всемирное культурное наследие). Это две неразрывные части одного целого. Их единство подчёркивает эмблема Всемирного наследия, в которой круг символизирует природу, а квадрат в центре — творения человека.
Как и большинство стран мира, Россия поддержала идею создания Списка Всемирного наследия. Сейчас в него включён целый ряд объектов природы и культуры нашей страны. Ежегодно Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополняется.
Изучите карту (см. ниже). С её помощью узнайте, какие объекты внесены в Список Всемирного наследия. Какие из них относятся к природному наследию, а какие — к культурному? Какие из объектов этого списка находятся в России? Выполните задание в рабочей тетради.
Определите по фотографиям объекты Всемирного наследия. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (3). Найдите эти объекты на карте.
Прочитай текст. Используй его как образец для подготовки собственного сообщения.
Озеро Байкал
Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1642 метра! В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше!
К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильтровывать, очищать воду. Рыба в Байкале стала медленнее расти, уменьшилась её плодовитость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы…
Мы обязаны сохранить уникальное озеро, сберечь его чистую воду, неповторимую красоту и всё живое, что там обитает!
Международная красная книга
К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Ты уже знаешь о Красной книге России, куда заносятся такие виды в нашей стране. Существует и международная Красная книга. В неё внесены самые редкие виды растений и животных разных стран. Эту книгу подготовила и выпустила известная международная организация — Международный союз охраны природы (сокращённо — МСОП). Поэтому она называется Красная книга МСОП.
Рассмотрите на рисунках животных из международной Красной книги. Знаете ли вы что-нибудь об этих животных? Попробуйте объяснить, почему они оказались под угрозой исчезновения. Как вы думаете, что нужно сделать для спасения каждого из этих видов?
Прочитай текст. Используй его как образец для подготовки собственного сообщения.
Большая панда
Этот зверь водится только в горных лесах Китая. Держится панда чаще всего в одиночку, прячась в густых зарослях. Её главная пища — тонкие ростки и корни бамбука. Именно поэтому панду называют ещё «бамбуковый медведь». Правда, на самом деле панда не медведь, а только его дальний родственник. Размером панда не слишком велика, но и не мала: длина её тела бывает до 1 м 80 см при массе до 160 кг.
Скрытный образ жизни этого зверя привёл к тому, что учёные узнали о нём только в середине XIX века. Сейчас в Китае панда находится под строгой охраной.
Обсудим!
Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения эколога, используя знания, полученные на уроке?
Проверь себя
Что такое Всемирное наследие?
Приведи примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.
Какие объекты Всемирного наследия находятся в России?
Что такое Красная книга МСОП?
Приведи примеры животных из международной Красной книги.
Добавил(а) Прохоркина Е. А.
24.04.10 14:10
Тема: «Сокровища Земли под охраной человечества».
Цель: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.
Задачи: познакомить с Международной Красной книгой; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; развивать познавательный интерес.
Наглядные средства обучения: выставка книг, картины с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия, плакат, карточки с названиями животных.
Ход урока:
І. Орг. момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
? Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Международной Красной книге.
ІІ. Повторение пройденного материала
1. Дневник наблюдения
? С какого дня по календарю начинается осень? (С 21сентября, – это день осеннего равноденствия.)
? Какие происходят изменения в природе с приходом осени?
? Скажите, какой сегодня день, какая погода?
? Сентябрь – хмурень, ревун. Всё чаще хмурится небо, ревёт ветер. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, – всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд. Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет и холоде вода. И вдруг – как память о красном лете – устанавливается ведро: тёплые, ясные, тихие дни.
2. Проверка домашнего задания. Графический диктант.
? Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ? («да»), а если это не так – знак ? («нет»):
? Человек – властелин и покоритель природы.
? Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.
? Экология – это наука о взаимодействиях животных организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
? Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
? Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.
? Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
? Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
? Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
Ответ: ????????
ІІІ. Изучение новой темы
1. Рассказ-беседа
? Начинаем заседание экологического совета. Тема заседания – «Сокровища Земли под охраной человечества».
? Из глубокой древности дошла до нашего времени слава о семи произведениях зодчества и скульптуры, уже тогда названных чудесами света. К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени.
Египетские пирамиды
Недалеко от города Каира, среди жёлтых песков пустыни, высятся огромные каменные пирамиды. Самая большая из них – пирамида Хуфу. А строится эта каменная гора без окон и без дверей только для одного человека – египетского царя, фараона. Почти все пирамиды уже давно разграблены. Но до сих пор ещё иногда удаётся учёным проникать в тайны пирамид и делать удивительные открытия и находки.
Висячие сады Вавилона
Сады эти были построены по велению вавилонского царя Навуходоносора. Он взял себе жену из далёкой страны Мидии, где было много тенистых лесов. Молодая царица очень скучала по родине, и царь, чтобы утешить её, велел разбить сады. На берегу реки Ефрат были выстроены четыре огромные широкие террасы, одна над другой. Террасы подпирались колоннами и соединялись лестницами из белого и розового мрамора.
Каменный пол террас был покрыт толстым слоем земли, таким толстым, что на террасах росли пальмы, чинары, кипарисы. Кустарники переплетались так густо, что не пропускали палящего солнца. Вьющиеся растения переползали с яруса на ярус, обвивали колонны. Пестрели яркие цветы; сверкая оперением, летали диковинные птицы.
Храм Артемиды в Эфесе
Статуя Зевса Олимпийского
Зевс – верховное божество у древних греков. В честь Зевса каждые четыре “года в городе Олимпии проводились в те времена олимпийские состязания. Здесь же, в Олимпии, находился и самый большой храм Зевса. Статую Зевса Олимпийского создал великий скульптор древности – Фидий. Он сделал её из двух драгоценных материалов – слоновой кости и золота, наложенных на деревянную основу. А какие великолепные украшения сверкали на одежде Зевса! Цветы, рыбки, животные, сделанные из драгоценных камней.
Мавзолей в Геликарнасе
Это гигантская гробница царя Мавзола и его жены Артемисии.
Над высокими глухими стенами первого этажа высился изящный маленький храм, окружённый мраморной колоннадой. Мраморные львы, стоявшие между колоннами, как бы охраняли мавзолей. Такие же львы и скачущие всадники украшали лестницу у входа в здание.
Как островерхая шапка, над мавзолеем высилась ступенчатая крыша. Она была увенчана великолепной скульптурой – колесницей, запряжённой четвёркой могучих коней.
Колосс Родосский
Александрийский маяк
Построен на острове Фарос у берегов Египта.
? Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
? Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединённые названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.
2. Работа с учебником
? Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай – Золотые горы в Евразии.)
? Назовите объекты культурного наследия. (Статуя свободы в Нью-Йорке, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви).
? А о Всемирном природном наследии нашей страны – об озере Байкал – мы прочитаем по учебнику.
? Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить это уникальное озеро?
? Вы знаете, что к бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных.
? В вашем учебнике на стр.60, 61 помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Объясните, почему эти виды попали под угрозу исчезновения.
? Давайте прочитаем рассказ о большой панде.
? Почему большая панда была внесена в Красную Книгу?
? Мы ещё можем сохранить редкие виды растений и животных если каждый из них поймёт:
«Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!»
3. Работа с тетрадями (запись определения)
ІV. Физкультминутка
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
V. Закрепление материала
? На нашем заседании мы обсудили два важных вопроса. Пришло время подвести итоги и сделать записи. Что такое Всемирное наследие?
? Запишем схему.
? Назовите объекты Всемирного природного наследия.
? Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия.
VІ. Итог урока. Выставление оценок.
? Что нового сегодня мы узнали на уроке?
? Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Чем?
VІІ. Домашнее задание: стр. 54-62, вопр. «Проверь себя».
Последние обновления за 24.04.10 18:04
Цели:
1. Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость великих достопримечательностей.
2. Познакомить с Международной Красной книгой+.
3. Познакомить с редкими видами растений и животных.
4. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Оборудование: рисунки и фотографии с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга; рисунки с изображением Семи чудес света.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель проводит графический диктант: читает высказывания, а ученики ставят «+», если высказывание верное, и «–», если высказывание неверное.
Диктант
1. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
2. Человек – властелин и покоритель природы.
3. Историки и археологи – специалисты по экологии.
4. Древние люди преклонялись перед силами природы.
5. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды с полей, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
6. Вырубка тропических лесов не приведет к изменению климата.
7. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
8. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
9. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
10. Международная экологическая организация Гринпис в переводе с английского языка означает «Зеленый лес».
Ответы на диктант: 1(+), 2(–), 3(–), 4(+), 5(+), 6(–), 7(–), 8(–), 9(+), 10(–).
Учитель собирает на проверку ответы учащихся.
Далее проводит конкурс рисунков «Планета заболела» с кратким комментированием лучших работ.
III. Изучение новой темы.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение экологических проблем нашего земного шара. Запишите тему урока «Сокровища Земли под охраной человечества».
Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55.
Учащиеся читают самостоятельно.
Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:
1. Пирамиды в Гизе (Египет).
2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).
3. Могила царя Мавсола (Турция).
4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).
5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).
6. Родосский колосс (Греция).
7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).
Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.
Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?
Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.
Учитель. Как называются эти две части?
Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».
Учитель предлагает заполнить схему:
Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?
Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.
Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.
IV. Работа по карте в учебнике.
Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.
Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия.
Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия.
Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Здравствуй, чудо-озеро.
V. Работа над новой темой урока.
Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?
Ученики. Об озере Байкал.
Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика.
Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1637 метров. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.
Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль.
Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.
Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.
Учитель читает текст:
Помните!
Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
Сохраните нас, друзья!
Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму?
Ученики. Исчезающие виды растений и животных.
Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны?
Ученики. В Красную книгу России.
Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги.
Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения.
Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу.
Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника.
Ученики читают статью.
Ученики (отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие?
Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.
Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.
Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему.
Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.
Ученики называют виды животных.
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника.
Домашнее задание.
С. 54– 62.
Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель урока:
1. Познакомить детей с объектами Всемирного наследия
Задачи:
1. Пробудить в них интерес к чтению познавательной литературы
2. Научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач
3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.
II. Проверка знаний и умений.
Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55.
Учащиеся читают самостоятельно.
Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:
1. Пирамиды в Гизе (Египет).
2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).
3. Могила царя Мавсола (Турция).
4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).
5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).
6. Родосский колосс (Греция).
7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).
Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.
Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?
Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.
Учитель. Как называются эти две части?
Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».
Учитель предлагает заполнить схему:
Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?
Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.
Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.
IV. Работа по карте в учебнике.
Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.
Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия.
Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия.
Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Здравствуй, чудо-озеро.
V. Работа над новой темой урока.
Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?
Ученики. Об озере Байкал.
Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика.
Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1642 метра. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.
Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль.
Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.
Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.
Учитель читает текст:
Помните!
Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
Сохраните нас, друзья!
Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму?
Ученики. Исчезающие виды растений и животных.
Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны?
Ученики. В Красную книгу России.
Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги.
Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения.
Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу.
Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника.
Ученики читают статью.
Ученики (отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие?
Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.
Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.
Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему.
Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.
Ученики называют виды животных.
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника.
Домашнее задание.
С. 54–62.
Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.