Пример итогового сочинения по направлению “Война и мир” 2019-2020.
Как вы понимаете значение слов: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”.
С древнейших времён люди слагали легенды о героизме воинов, профессия военнослужащего считалась одной из самых престижных, а ветераны войн удостаивались высоких наград. К сожалению, из-за этого большинство людей, которым не приходилось видеть военных действий своими глазами, забывает про то, что война – это в первую очередь не подвиги и слава, не борьба за правое дело, а смерть, страдание и разрушение.
Про то, как люди «играют в войну» писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Андрей Болконский (которому и принадлежат слова о том, что война – «самое гадкое дело в жизни») считал, что главное в жизни – это слава и власть. Убеждённый в этом, во время Аустерлицкого сражения он совершает героический поступок: ведёт солдат в бой со знаменем в руках, в результате чего его тяжело ранят. Только оказавшись в эпицентре военных действий, увидев своими глазами смерти простых солдат и получив серьёзное ранение, Андрей понимает, насколько ничтожны по сравнению со всем этим его идеалы. С помощью развития этого персонажа Толстой показывает, насколько глупо считать войну игрой, в которой есть победители и проигравшие.
Другое монументальное произведение, посвящённое войне, – «Тихий дон» Михаила Александровича Шолохова. Главный герой романа Григорий Мелехов идёт на гражданскую войну с мыслью о том, что, сражаясь за революцию или против неё, он борется за правду. Однако со временем он понимает, что правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых, потому что она заключается не в кровопролитии, а в мирном труде. Одним из событий, благодаря которым герой изменил своё отношение к войне, стала смерть его родного брата Петра. Михаил Кошевой хладнокровно убивает его, несмотря на то, что они жили в одном хуторе. «Братоубийственная» война заставила Кошевого увидеть в своём приятеле заклятого врага. Увидев бесчинства, которые совершают люди вне зависимости от того, на чьей стороне они воюют, Мелехов осознаёт, что никакие идеалы не могут стоить человеческой жизни.
Именно истории этих персонажей показывают, что война – это не борьба за правду, не способ прославиться, а “самое гадкое дело в мире”.
ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ
Перепелицa Павeл, yчитель Тютина Е.А.
Что же такое война? Для чего она нужна вообще? И ради чего люди воюют? На все эти вопросы мы рано или поздно получаем ответы. Что заставляет человека идти с оружием на другого? Ненависть, предательство, жажда власти над слабым. Это все ужасно! И результат войны, на мой взгляд, никогда не бывает положительным.
Великая Отечественная война началась в тысяча девятьсот сорок первом году. Почти для каждого русского человека этот год оказался роковым. Война принесла горе почти в каждый дом. Кто-то потерял брата, товарища, отца, но люди продолжали сражаться за Родину. Никто не остался равнодушным. Каждый пытался противостоять этой огромной фашисткой чуме, пусть даже незначительно, но они боролись до конца, не задумываясь, каким может оказаться конец. В первые годы войны было нелегко. Многочисленные поражения, страх перед машиной смерти многих заставлял сдаваться, склонять головы перед фашистами. Но люди выстояли. Они знали, что если не будут бороться, сопротивляться против этого насилия, им просто грозит неминуемая смерть. А всем хотелось жить и процветать, растить детей и работать, поднимать страну и быть патриотом своей Родины. Народ поднялся, бросив вызов смерти, выстоял в этой неравной борьбе. А какой ценой далась им эта Победа? Сколько жизней унесла эта война за собой? Конечно, много, и каждый солдат, погибший в бою, приближал этот день – день Победы.
Помню в детстве, в предверии праздника Дня победы, я очень любил слушать рассказы ветеранов, наблюдать за переливающимися наградами на груди былых воинов. Они рассказывали о своих боевых буднях. И в глазах их были видны слезы, слезы радости и восторга. Ветераны с большим интересом рассказывали о войне. и ни от одного из них я не слышал, что на войне было легко. Взрывы, которые гремели над головой, проносящиеся пули вблизи товарища, – все это делало человека таким грубым и настойчивым по отношении к врагу. Всякие документальные фильмы о войне я старался посмотреть и попытаться запомнить их, очень любил военную литературу и стихи, которые проникли в мою душу и оставили незабываемые впечатления. Одна из моих любимых книг о войне, которая была написана известным писателем Фадеевым, разбудила во мне то чувство горечи и печали, сострадания и сожаления в отношении погибших ребят. Это произведение называется «Молодая Гвардия». Даже эти дети, юные мальчишки о девчонки, вступили в схватку с врагом. А вспомним, когда они освобождали пленных. Ребята рисковали своими жизнями, страх сковывал им ноги и руки, но они разорвали эти цепкие кандалы смерти и дали отпор врагу. Они чувствовали смерть, ощущали ее дыхание и видели угрожающий вид. Но, невзирая на все это, молодые защитники освободили пленных. Им было страшно, а значит, они знают, что такое война.
Многие вернулись с войны героями, доблестными воинами. Но и были случаи, когда предавали свих друзей и товарищей, дезертировали с поля боя. Таких людей понять трудно. Кто-то просто хотел жить, а кто-то испытывал личную неприязнь и переходил на сторону врага. Так и случилось в произведении Быкова «Сотников». Вспомним тот момент возвращения Рыбака к Сотникову, когда они пытались скрыться от полицаев . Ведь он очень рисковал своей жизнью, но все же вернулся к погибающему товарищу. Он испытывал страх, сомнения: возвратиться назад или оставить друга на произвол судьбы? Совесть и ответственность побороли в нем эти сомнения, и Рыбак не оставил Сотникова в беде. Но все изменилось, когда их поймали полицаи. Что же теперь выбрал Рыбак? Он перешел на сторону врага. Возможно, в этом сыграла свою роль жажда жизни, и, невзирая на все преграды, он выбрал путь, который недавно сам презирал. Вот она, война, какая! Сегодня – друг, а завтра – враг. Не знаешь, что там будет дальше и как развернутся события, уготовлена нам смерть или жизнь.
О войне писали, пишут и будут писать. Много бед и горя она принесла, много жизней унесла… Но и много великих подвигов совершено в это время. Совершено простыми людьми во имя Победы, во имя жизни на Земле. Мы не имеем права об этом забывать. Ведь память о них – наш нравственный долг. Пусть их нет с нами, но их имена и дела будут вечно жить в памяти потомков. Пока мы помним, герои живы. Это нужно нам, нынешнему поколению, чтобы не повторялись трагические страницы истории. Литература помогает нам не только больше узнать о тех далеких горьких для страны днях, но и учиться на примере старшего поколения быть верным своему долгу, своей Родине.
Головатюк Евгения, учащаяся 10 класса, МБОУ СОШ № 60
Апробация. Итоговое сочинение на тему «Произведение о войне, которое Вас взволновало».
Произведение о войне, которое меня взволновало? Их много, потому что война – это страшное время. Время огромных человеческих потерь, ведь погибло очень много людей, которые сражались за свою Родину. Нельзя, чтобы это время было забыто, ведь это история, история нашей страны, история нашего народа. Многие предавали свою страну, а другие, наоборот, были ей верны до последней капли крови.
В литературе немало примеров произведений о войне, которые оставили неизгладимый след в моей душе, взволновали настолько, что я не могла даже уснуть. Мне казалось, что, если я закрою глаза, то увижу весь ужас войны, самой страшной в истории человечества – Великой Отечественной войны. Например, такие мысли у меня возникали, когда я читала повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой этого произведения во время Великой Отечественной войны был лётчиком. Однажды, во время одного жестокого боя, его самолёт был подбит немецким истребителем. Алексею Мересьеву чудом удалось выжить, но он лишился обеих ног. Несмотря на это, Алексей нашёл в себе силы научиться танцевать на протезах, чтобы вернуться в строй и продолжить борьбу с фашизмом. Для меня Алексей Мересьев – самый настоящий герой! Его судьба так меня взволновала, что я решила посмотреть старый советский фильм с одноимённым названием. Не поверите, но я не раз тихонько украдкой вытирала горькую слезу, будто пережила с главным героем самые трудные эпизоды его жизни. Так его нелёгкая судьба меня взволновала!
Ещё пример. Это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Вот уж поистине нелёгкая доля выпала на судьбу главного героя этого произведения Андрея Соколова! Он жил в трудное для страны время. Но судьба подарила ему хорошую жену, Ирину, которую он очень любил: « Ласковая, тихая… бьётся, чтоб и в малом достатке сладкий квасок тебе поднести…»
Когда началась Великая Отечественная война, он ушёл на фронт, был дважды ранен, попал в плен к немцам. Но и в плену вёл себя как истинный патриот. Помните диалог Андрея Соколова с комендантом лагеря Мюллером, когда русский солдат отказался работать на немцев? Мюллер даже зауважал его. Ведь Андрей Соколов оказался достойным противником в глазах немецкого оккупанта! Тогда он принёс буханку хлеба в барак к военнопленным, которые поровну разделили её на всех. И в этой ситуации Андрей Соколов вёл себя достойно.
После войны он вернулся домой. Но на месте дома зияла глубокая воронка. Родные все погибли. Горю не было конца. Но Андрей Соколов не ожесточился. Он решил усыновить мальчика Ванюшку, которого война сделала сиротой. Ванюшка в лице Андрея обрёл отца, друга, защитника. Сила духа русского солдата помогла Андрею Соколову выжить в самых жестоких обстоятельствах. Не дала его душе очерстветь, ожесточиться, а сделала его ещё сильнее. Это выше всяких похвал и достойно глубокого уважения. Никогда не забуду страницы этого рассказа Шолохова, которые заставили волноваться мою душу.
Таким образом, эти два произведения о войне, о которых я коротко рассказала, оставили глубокий след в моём сердце. Никто не забыт – ничто не забыто! И я не забуду печальные страницы той страшной войны!
08.09.2019
Подборка тем для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году для 11 классов по направлению «Война и мир». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).
Реальные темы появятся на этой страничке в день проведения итогового сочинения. Сохраните ссылку! Обсудить темы вы можете в комментариях ниже, пишите, мы ответим.
«Война и мир»: литература, аргументы, как раскрыть и пр.
Всё про итоговое в 2019-2020
Итак, темы по направлению «Война и мир»:
Роль “Эпилога” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману “Война и мир”).
Кто из героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир” вам особенно близок и почему?
Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Кутузов и проблема “простоты, добра и правды” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману “Война и мир”).
В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману “Война и мир”).
Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
В чем конфликт “отцов” и “детей” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Как в романе “Война и мир” Л.Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
В чем близок облик Кутузова народу? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Каков авторский идеал женщины в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Что общего в изображении войны 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого?
Как проявился историзм мышления Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”?
Почему “дубина народной войны” одерживает победу? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: “… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа», – согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”.
Духовные искания любимых героев Толстого.
Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
Реализм Толстого в изображении войны в романе “Война и мир”.
Как вы понимаете значение слов : “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”
“Война и мир” как роман-эпопея.
Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
Советских людей не сломила даже внезапность нападения 22 июня 1941 года, немецкие фашисты напали ранним утром. Гитлер рассчитывал на быструю победу, как во многих странах Европы,сдавшимся и покорившимся ему практически без сопротивления.
У наших людей не было никакого вооружения, но это никого не испугало и они шли уверенно вперед, не сдавая позиции, защищая своих близких и Родину. Дорога к победе пролегала через множество препятствий. Воинственные бои развивались и на земле и в небе. Не было ни одного человека, который не внес бы свою лепту в эту Победу. Молодые девчонки, служившие медиками и тащившие с поле боя на себе раненых солдат, сколько же в них было сил и мужества. Сколько веры они несли за собой, даря ее раненным! Мужчины шли смело в бой, закрывая своими спинами тех, кто был в тылу, свои дома и семьи! Дети и женщины трудились на заводах у станков, производя боеприпасы, принесшие заветные успехи в умелых руках!
И вот не смотря ни на что, наступил тот миг, миг долгожданной победы. Армия советских солдат спустя долгие годы сражений смогла прогнать фашистов с родной земли. Наши герои-солдаты дошли до границ Германии, и штурмом взяли Берлин – столицу фашисткой страны. Все это происходило в 1945 году. В мае месяце 8 числа Германия подписала полную капитуляцию. Именно в то самое время, наши предки подарили нам один из великих праздников отмечающийся 9 мая – это День Победы! День поистине со слезами на глазах, огромной радостью в душе и с искренней улыбкой на лице!
Вспоминая рассказы дедов, бабушек и людей, участвовавших в этих боевых действиях, можно сделать вывод, что лишь сильный духом, смелый и готовый идти насмерть народ, мог прийти к победе!
Для молодого поколения Великая Отечественная Война – это лишь история из далекого прошлого. Но эта история будоражит все внутри и заставляет задуматься о происходящем в современном мире. Задуматься о тех войнах, которые мы видим сейчас. Задуматься о том, что мы не должны допустить еще одной войны и доказать героям-солдатам, что они не зря полегли в землю, что не зря их кровью пропитана почва! Я хочу, чтобы каждый помнил, какой ценой досталась эта не легкая Победа и тот мир над головой, который сейчас у нас есть!
И в заключении мне очень хочется сказать: «Спасибо вам, Великие воины! Я помню! Я горжусь!»
Ещё больше сочинений на тему: «Война»
Война есть ужас, страх, боль, одиночество и разочарование в жизни. Но в чем же причины этого ужаса?
Во-первых, война бывает захватнической, как в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Б. Наполеон желал захватить все мировые державы. Следовательно, причиной захватнической войны является желание власти.
Во-вторых, война может быть оборонительной. Когда народ защищается от агрессора из «вне».
И наконец, война гражданская – самая страшная из всех войн. Казалось, что государство всегда должно быть единым. Но разногласия могут быть и «внутри» страны.
В своем сочинении я хотела бы раскрыть одну из важных проблем, которая обостряется во время войны. Это проблема Родины и патриотизма.
Мне кажется, бессмысленная смерть, которая несет с собой война ужасна. Я-человек, живущий в мирное время. Я никогда не видела войны, только слышала о ней по радио, видела в кино, читала в книгах. Но мне страшно представить себе, что же будет, если она войдет в мою жизнь? Хотя, в настоящее время война находится «в шаге» от меня. Война идет по всему миру. В том числе и на Украине. И достаточно всего одного некорректного слова или действия политиков, чтобы моя жизнь, жизнь моей семьи и близких мне людей разрушилась.
Многие люди не представляют себе всю глобальность войны. Опомнитесь! Вы восхваляете патриотизм, любовь к родине, а в это время политикам достаточно лишь щелкнуть пальцем около правителя другой страны и начнется война. Все это ради того, чтобы мы «жили лучше». Эти люди просто используют Вас для того, чтобы получить как можно больше прибыли и выгоды для себя.
В пример можно привести А. Гитлера. Он не был «истинным арийцем». Скорее можно сказать, что он был евреем, которых сам же и убивал их. Гитлер просто хотел власти, для этого он использовал народ. Разве у него была совесть и хоть малейшие чувства? Даже, когда было ясно, что капитуляция Германии неизбежна, он не сдался, а продолжал посылать последних людей на смерть.
Но самое ужасное то, как люди в военное время легко бросались словом «трус». Одним этим словом можно было отправить семнадцатилетнего ребенка на войну. Каждый хотел доказать, что он «силен духом». Действительно, показать, что ты испугался-неприемлимо. Страх смерти( как многие думают) – это ненормально. Тогда я задаю главный вопрос: в чем смысл жизни? Мы живем ради того, чтобы умереть? Нет. мы живем ради ощущений, которые доставляют нам радость.Человек создан для счастья и мира.
Таким образом, я считаю, что миру нужно стремиться к своеобразной утопии, где царит взаимопоние, нет конфликтов и эгоизма. Люди не должны забывать о нравственных ценностях и забыть об убийстве.
В подтверждение своей мысли хочу взять произведение Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен». Повествование ведется от лица девятнадцатилетнего юноши, Пауля Боймера. Он пошел на войну. П. Боймер рассказывает, что всех, кто не шел добровольно на войну называли «трусами». У него был выбор: остаться на Родине и жить в осуждении или пойти на войну и погибнуть. Главный герой на протяжении всего романа мучается не только физически, но и духовно. Детская психика не может выдержать весь ужас войны. И он погибает.
В произведении М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Алексей Турбин, военный врач, видит то, как умирают люди. Ему больно смотреть на смерть солдат.
Таким образом, я доказала, что война является самым страшным состояние человечества. Мир должен стремиться к равенству и взаимопониманию. Только тогда мы хоть немного приблизимся к утопической реальности.
Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подсказали, какие книжки надо прочитать (или перечитать) при подготовке к сочинению. 1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения. Какие книги стоит перечитать: И.С. Тургенев. “Отцы и дети”, Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”, В. Шекспир “Король Лир”. 2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям. Какие книги стоит перечитать: А. Н. Островский. “Гроза”, А. П. Чехов. “Ионыч”, Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” 3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане. Какие книги стоит перечитать: Л. Н. Толстой “Война и мир”, А. Дюма “Граф Монте Кристо”
24.10.2014
Возможные темы для итогового сочинения в 2014/15 году по направлению “Вопросы, заданные человечеству войной”.
Обращаем ваше внимание, что это лишь примерные темы. Точные темы будут известны лишь за 15 минут до экзамена.
“Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (А.С. Пушкин)
“Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь ” (Г.А. Медынский)
«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов)
«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов)
«Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
Подвиг народа в Великой Отечественной войне
Тема мужества на страницах русской литературы
Любовь и война на страницах русской литературы
«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин)
1. В «Войне и мире» эпизод, когда Пьер спасает ребёнка из горящего дома, женщину, защищая её от французов; Наташа Ростова уговаривает родителей отдать подводы раненым; эпизод «Петя Ростов и пленный мальчик-француз» , незабываемую сцену, где автор-гуманист показывает, как два пленных француза, обмороженные, голодные, дерутся из-за пищи… За ними наблюдают русские солдаты и фельдмаршал М. И. Кутузов. Именно тогда звучит его знаменитая фраза о том, что пленных и пожалеть не грешно. ( «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди…» ) 2. В «Судьбе человека» нужно показать, каким тяжёлым был военный путь Андрея Соколова, какие страшные потери понёс он, но не утратил доброты, принял « в сыновья» маленького Ванюшку. 3. В «Клавдии Вилор» рассказать о людях, которые помогли героине выстоять в невыносимых условиях: о капитане Носенко, выдававшем себя за мужа Клавдии, о беременной Гале, которая делилась последним куском с товарищем по несчастью; девушке Кати, которая, рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи, принесла ей одежду для побега. Вспомним сцену, когда мужчины, увидев нещадно избитую героиню, всю ночь простояли вокруг, чтобы своим прикосновением (в камере очень тесно) не причинить ей боли. Врач Погребная знает, что Клавдия в тылу врага ведёт антифашистскую пропаганду и всё-таки даёт ей работу; многочисленные простые люди рискуют жизнью ради той, кого мало знают, но чей высокий моральный дух делал их самих лучше.
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной. 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев). Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
Пример итогового сочинения по направлению “Война и мир” 2019-2020.
Как вы понимаете значение слов: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”.
С древнейших времён люди слагали легенды о героизме воинов, профессия военнослужащего считалась одной из самых престижных, а ветераны войн удостаивались высоких наград. К сожалению, из-за этого большинство людей, которым не приходилось видеть военных действий своими глазами, забывает про то, что война – это в первую очередь не подвиги и слава, не борьба за правое дело, а смерть, страдание и разрушение.
Про то, как люди «играют в войну» писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Андрей Болконский (которому и принадлежат слова о том, что война – «самое гадкое дело в жизни») считал, что главное в жизни – это слава и власть. Убеждённый в этом, во время Аустерлицкого сражения он совершает героический поступок: ведёт солдат в бой со знаменем в руках, в результате чего его тяжело ранят. Только оказавшись в эпицентре военных действий, увидев своими глазами смерти простых солдат и получив серьёзное ранение, Андрей понимает, насколько ничтожны по сравнению со всем этим его идеалы. С помощью развития этого персонажа Толстой показывает, насколько глупо считать войну игрой, в которой есть победители и проигравшие.
Другое монументальное произведение, посвящённое войне, – «Тихий дон» Михаила Александровича Шолохова. Главный герой романа Григорий Мелехов идёт на гражданскую войну с мыслью о том, что, сражаясь за революцию или против неё, он борется за правду. Однако со временем он понимает, что правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых, потому что она заключается не в кровопролитии, а в мирном труде. Одним из событий, благодаря которым герой изменил своё отношение к войне, стала смерть его родного брата Петра. Михаил Кошевой хладнокровно убивает его, несмотря на то, что они жили в одном хуторе. «Братоубийственная» война заставила Кошевого увидеть в своём приятеле заклятого врага. Увидев бесчинства, которые совершают люди вне зависимости от того, на чьей стороне они воюют, Мелехов осознаёт, что никакие идеалы не могут стоить человеческой жизни.
Именно истории этих персонажей показывают, что война – это не борьба за правду, не способ прославиться, а “самое гадкое дело в мире”.
ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ
Перепелицa Павeл, yчитель Тютина Е.А.
Что же такое война? Для чего она нужна вообще? И ради чего люди воюют? На все эти вопросы мы рано или поздно получаем ответы. Что заставляет человека идти с оружием на другого? Ненависть, предательство, жажда власти над слабым. Это все ужасно! И результат войны, на мой взгляд, никогда не бывает положительным.
Великая Отечественная война началась в тысяча девятьсот сорок первом году. Почти для каждого русского человека этот год оказался роковым. Война принесла горе почти в каждый дом. Кто-то потерял брата, товарища, отца, но люди продолжали сражаться за Родину. Никто не остался равнодушным. Каждый пытался противостоять этой огромной фашисткой чуме, пусть даже незначительно, но они боролись до конца, не задумываясь, каким может оказаться конец. В первые годы войны было нелегко. Многочисленные поражения, страх перед машиной смерти многих заставлял сдаваться, склонять головы перед фашистами. Но люди выстояли. Они знали, что если не будут бороться, сопротивляться против этого насилия, им просто грозит неминуемая смерть. А всем хотелось жить и процветать, растить детей и работать, поднимать страну и быть патриотом своей Родины. Народ поднялся, бросив вызов смерти, выстоял в этой неравной борьбе. А какой ценой далась им эта Победа? Сколько жизней унесла эта война за собой? Конечно, много, и каждый солдат, погибший в бою, приближал этот день – день Победы.
Помню в детстве, в предверии праздника Дня победы, я очень любил слушать рассказы ветеранов, наблюдать за переливающимися наградами на груди былых воинов. Они рассказывали о своих боевых буднях. И в глазах их были видны слезы, слезы радости и восторга. Ветераны с большим интересом рассказывали о войне. и ни от одного из них я не слышал, что на войне было легко. Взрывы, которые гремели над головой, проносящиеся пули вблизи товарища, – все это делало человека таким грубым и настойчивым по отношении к врагу. Всякие документальные фильмы о войне я старался посмотреть и попытаться запомнить их, очень любил военную литературу и стихи, которые проникли в мою душу и оставили незабываемые впечатления. Одна из моих любимых книг о войне, которая была написана известным писателем Фадеевым, разбудила во мне то чувство горечи и печали, сострадания и сожаления в отношении погибших ребят. Это произведение называется «Молодая Гвардия». Даже эти дети, юные мальчишки о девчонки, вступили в схватку с врагом. А вспомним, когда они освобождали пленных. Ребята рисковали своими жизнями, страх сковывал им ноги и руки, но они разорвали эти цепкие кандалы смерти и дали отпор врагу. Они чувствовали смерть, ощущали ее дыхание и видели угрожающий вид. Но, невзирая на все это, молодые защитники освободили пленных. Им было страшно, а значит, они знают, что такое война.
Многие вернулись с войны героями, доблестными воинами. Но и были случаи, когда предавали свих друзей и товарищей, дезертировали с поля боя. Таких людей понять трудно. Кто-то просто хотел жить, а кто-то испытывал личную неприязнь и переходил на сторону врага. Так и случилось в произведении Быкова «Сотников». Вспомним тот момент возвращения Рыбака к Сотникову, когда они пытались скрыться от полицаев . Ведь он очень рисковал своей жизнью, но все же вернулся к погибающему товарищу. Он испытывал страх, сомнения: возвратиться назад или оставить друга на произвол судьбы? Совесть и ответственность побороли в нем эти сомнения, и Рыбак не оставил Сотникова в беде. Но все изменилось, когда их поймали полицаи. Что же теперь выбрал Рыбак? Он перешел на сторону врага. Возможно, в этом сыграла свою роль жажда жизни, и, невзирая на все преграды, он выбрал путь, который недавно сам презирал. Вот она, война, какая! Сегодня – друг, а завтра – враг. Не знаешь, что там будет дальше и как развернутся события, уготовлена нам смерть или жизнь.
О войне писали, пишут и будут писать. Много бед и горя она принесла, много жизней унесла… Но и много великих подвигов совершено в это время. Совершено простыми людьми во имя Победы, во имя жизни на Земле. Мы не имеем права об этом забывать. Ведь память о них – наш нравственный долг. Пусть их нет с нами, но их имена и дела будут вечно жить в памяти потомков. Пока мы помним, герои живы. Это нужно нам, нынешнему поколению, чтобы не повторялись трагические страницы истории. Литература помогает нам не только больше узнать о тех далеких горьких для страны днях, но и учиться на примере старшего поколения быть верным своему долгу, своей Родине.
Головатюк Евгения, учащаяся 10 класса, МБОУ СОШ № 60
Апробация. Итоговое сочинение на тему «Произведение о войне, которое Вас взволновало».
Произведение о войне, которое меня взволновало? Их много, потому что война – это страшное время. Время огромных человеческих потерь, ведь погибло очень много людей, которые сражались за свою Родину. Нельзя, чтобы это время было забыто, ведь это история, история нашей страны, история нашего народа. Многие предавали свою страну, а другие, наоборот, были ей верны до последней капли крови.
В литературе немало примеров произведений о войне, которые оставили неизгладимый след в моей душе, взволновали настолько, что я не могла даже уснуть. Мне казалось, что, если я закрою глаза, то увижу весь ужас войны, самой страшной в истории человечества – Великой Отечественной войны. Например, такие мысли у меня возникали, когда я читала повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой этого произведения во время Великой Отечественной войны был лётчиком. Однажды, во время одного жестокого боя, его самолёт был подбит немецким истребителем. Алексею Мересьеву чудом удалось выжить, но он лишился обеих ног. Несмотря на это, Алексей нашёл в себе силы научиться танцевать на протезах, чтобы вернуться в строй и продолжить борьбу с фашизмом. Для меня Алексей Мересьев – самый настоящий герой! Его судьба так меня взволновала, что я решила посмотреть старый советский фильм с одноимённым названием. Не поверите, но я не раз тихонько украдкой вытирала горькую слезу, будто пережила с главным героем самые трудные эпизоды его жизни. Так его нелёгкая судьба меня взволновала!
Ещё пример. Это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Вот уж поистине нелёгкая доля выпала на судьбу главного героя этого произведения Андрея Соколова! Он жил в трудное для страны время. Но судьба подарила ему хорошую жену, Ирину, которую он очень любил: « Ласковая, тихая… бьётся, чтоб и в малом достатке сладкий квасок тебе поднести…»
Когда началась Великая Отечественная война, он ушёл на фронт, был дважды ранен, попал в плен к немцам. Но и в плену вёл себя как истинный патриот. Помните диалог Андрея Соколова с комендантом лагеря Мюллером, когда русский солдат отказался работать на немцев? Мюллер даже зауважал его. Ведь Андрей Соколов оказался достойным противником в глазах немецкого оккупанта! Тогда он принёс буханку хлеба в барак к военнопленным, которые поровну разделили её на всех. И в этой ситуации Андрей Соколов вёл себя достойно.
После войны он вернулся домой. Но на месте дома зияла глубокая воронка. Родные все погибли. Горю не было конца. Но Андрей Соколов не ожесточился. Он решил усыновить мальчика Ванюшку, которого война сделала сиротой. Ванюшка в лице Андрея обрёл отца, друга, защитника. Сила духа русского солдата помогла Андрею Соколову выжить в самых жестоких обстоятельствах. Не дала его душе очерстветь, ожесточиться, а сделала его ещё сильнее. Это выше всяких похвал и достойно глубокого уважения. Никогда не забуду страницы этого рассказа Шолохова, которые заставили волноваться мою душу.
Таким образом, эти два произведения о войне, о которых я коротко рассказала, оставили глубокий след в моём сердце. Никто не забыт – ничто не забыто! И я не забуду печальные страницы той страшной войны!
08.09.2019
Подборка тем для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году для 11 классов по направлению «Война и мир». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).
Реальные темы появятся на этой страничке в день проведения итогового сочинения. Сохраните ссылку!
Обсудить темы вы можете в комментариях ниже, пишите, мы ответим.
«Война и мир»: литература, аргументы, как раскрыть и пр.
Всё про итоговое в 2019-2020
Итак, темы по направлению «Война и мир»:
Роль “Эпилога” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману “Война и мир”).
Кто из героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир” вам особенно близок и почему?
Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Кутузов и проблема “простоты, добра и правды” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману “Война и мир”).
В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману “Война и мир”).
Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
В чем конфликт “отцов” и “детей” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Как в романе “Война и мир” Л.Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
В чем близок облик Кутузова народу? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Каков авторский идеал женщины в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Что общего в изображении войны 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого?
Как проявился историзм мышления Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”?
Почему “дубина народной войны” одерживает победу? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: “… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа», – согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”.
Духовные искания любимых героев Толстого.
Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
Реализм Толстого в изображении войны в романе “Война и мир”.
Как вы понимаете значение слов : “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”
“Война и мир” как роман-эпопея.
Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
Советских людей не сломила даже внезапность нападения 22 июня 1941 года, немецкие фашисты напали ранним утром. Гитлер рассчитывал на быструю победу, как во многих странах Европы,сдавшимся и покорившимся ему практически без сопротивления.
У наших людей не было никакого вооружения, но это никого не испугало и они шли уверенно вперед, не сдавая позиции, защищая своих близких и Родину. Дорога к победе пролегала через множество препятствий. Воинственные бои развивались и на земле и в небе. Не было ни одного человека, который не внес бы свою лепту в эту Победу. Молодые девчонки, служившие медиками и тащившие с поле боя на себе раненых солдат, сколько же в них было сил и мужества. Сколько веры они несли за собой, даря ее раненным! Мужчины шли смело в бой, закрывая своими спинами тех, кто был в тылу, свои дома и семьи! Дети и женщины трудились на заводах у станков, производя боеприпасы, принесшие заветные успехи в умелых руках!
И вот не смотря ни на что, наступил тот миг, миг долгожданной победы. Армия советских солдат спустя долгие годы сражений смогла прогнать фашистов с родной земли. Наши герои-солдаты дошли до границ Германии, и штурмом взяли Берлин – столицу фашисткой страны. Все это происходило в 1945 году. В мае месяце 8 числа Германия подписала полную капитуляцию. Именно в то самое время, наши предки подарили нам один из великих праздников отмечающийся 9 мая – это День Победы! День поистине со слезами на глазах, огромной радостью в душе и с искренней улыбкой на лице!
Вспоминая рассказы дедов, бабушек и людей, участвовавших в этих боевых действиях, можно сделать вывод, что лишь сильный духом, смелый и готовый идти насмерть народ, мог прийти к победе!
Для молодого поколения Великая Отечественная Война – это лишь история из далекого прошлого. Но эта история будоражит все внутри и заставляет задуматься о происходящем в современном мире. Задуматься о тех войнах, которые мы видим сейчас. Задуматься о том, что мы не должны допустить еще одной войны и доказать героям-солдатам, что они не зря полегли в землю, что не зря их кровью пропитана почва! Я хочу, чтобы каждый помнил, какой ценой досталась эта не легкая Победа и тот мир над головой, который сейчас у нас есть!
И в заключении мне очень хочется сказать: «Спасибо вам, Великие воины! Я помню! Я горжусь!»
Ещё больше сочинений на тему: «Война»
Война есть ужас, страх, боль, одиночество и разочарование в жизни. Но в чем же причины этого ужаса?
Во-первых, война бывает захватнической, как в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Б. Наполеон желал захватить все мировые державы. Следовательно, причиной захватнической войны является желание власти.
Во-вторых, война может быть оборонительной. Когда народ защищается от агрессора из «вне».
И наконец, война гражданская – самая страшная из всех войн. Казалось, что государство всегда должно быть единым. Но разногласия могут быть и «внутри» страны.
В своем сочинении я хотела бы раскрыть одну из важных проблем, которая обостряется во время войны. Это проблема Родины и патриотизма.
Мне кажется, бессмысленная смерть, которая несет с собой война ужасна. Я-человек, живущий в мирное время. Я никогда не видела войны, только слышала о ней по радио, видела в кино, читала в книгах. Но мне страшно представить себе, что же будет, если она войдет в мою жизнь? Хотя, в настоящее время война находится «в шаге» от меня. Война идет по всему миру. В том числе и на Украине. И достаточно всего одного некорректного слова или действия политиков, чтобы моя жизнь, жизнь моей семьи и близких мне людей разрушилась.
Многие люди не представляют себе всю глобальность войны. Опомнитесь! Вы восхваляете патриотизм, любовь к родине, а в это время политикам достаточно лишь щелкнуть пальцем около правителя другой страны и начнется война. Все это ради того, чтобы мы «жили лучше». Эти люди просто используют Вас для того, чтобы получить как можно больше прибыли и выгоды для себя.
В пример можно привести А. Гитлера. Он не был «истинным арийцем». Скорее можно сказать, что он был евреем, которых сам же и убивал их. Гитлер просто хотел власти, для этого он использовал народ. Разве у него была совесть и хоть малейшие чувства? Даже, когда было ясно, что капитуляция Германии неизбежна, он не сдался, а продолжал посылать последних людей на смерть.
Но самое ужасное то, как люди в военное время легко бросались словом «трус». Одним этим словом можно было отправить семнадцатилетнего ребенка на войну. Каждый хотел доказать, что он «силен духом». Действительно, показать, что ты испугался-неприемлимо. Страх смерти( как многие думают) – это ненормально. Тогда я задаю главный вопрос: в чем смысл жизни? Мы живем ради того, чтобы умереть? Нет. мы живем ради ощущений, которые доставляют нам радость.Человек создан для счастья и мира.
Таким образом, я считаю, что миру нужно стремиться к своеобразной утопии, где царит взаимопоние, нет конфликтов и эгоизма. Люди не должны забывать о нравственных ценностях и забыть об убийстве.
В подтверждение своей мысли хочу взять произведение Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен». Повествование ведется от лица девятнадцатилетнего юноши, Пауля Боймера. Он пошел на войну. П. Боймер рассказывает, что всех, кто не шел добровольно на войну называли «трусами». У него был выбор: остаться на Родине и жить в осуждении или пойти на войну и погибнуть. Главный герой на протяжении всего романа мучается не только физически, но и духовно. Детская психика не может выдержать весь ужас войны. И он погибает.
В произведении М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Алексей Турбин, военный врач, видит то, как умирают люди. Ему больно смотреть на смерть солдат.
Таким образом, я доказала, что война является самым страшным состояние человечества. Мир должен стремиться к равенству и взаимопониманию. Только тогда мы хоть немного приблизимся к утопической реальности.
Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подсказали, какие книжки надо прочитать (или перечитать) при подготовке к сочинению.
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Какие книги стоит перечитать: И.С. Тургенев. “Отцы и дети”, Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”, В. Шекспир “Король Лир”.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Какие книги стоит перечитать: А. Н. Островский. “Гроза”, А. П. Чехов. “Ионыч”, Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Какие книги стоит перечитать: Л. Н. Толстой “Война и мир”, А. Дюма “Граф Монте Кристо”
24.10.2014
Возможные темы для итогового сочинения в 2014/15 году по направлению “Вопросы, заданные человечеству войной”.
Обращаем ваше внимание, что это лишь примерные темы. Точные темы будут известны лишь за 15 минут до экзамена.
“Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (А.С. Пушкин)
“Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь ” (Г.А. Медынский)
«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов)
«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов)
«Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
Подвиг народа в Великой Отечественной войне
Тема мужества на страницах русской литературы
Любовь и война на страницах русской литературы
«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин)
1. В «Войне и мире» эпизод, когда Пьер спасает ребёнка из горящего дома, женщину, защищая её от французов; Наташа Ростова уговаривает родителей отдать подводы раненым; эпизод «Петя Ростов и пленный мальчик-француз» , незабываемую сцену, где автор-гуманист показывает, как два пленных француза, обмороженные, голодные, дерутся из-за пищи… За ними наблюдают русские солдаты и фельдмаршал М. И. Кутузов. Именно тогда звучит его знаменитая фраза о том, что пленных и пожалеть не грешно. ( «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди…» ) 2. В «Судьбе человека» нужно показать, каким тяжёлым был военный путь Андрея Соколова, какие страшные потери понёс он, но не утратил доброты, принял « в сыновья» маленького Ванюшку. 3. В «Клавдии Вилор» рассказать о людях, которые помогли героине выстоять в невыносимых условиях: о капитане Носенко, выдававшем себя за мужа Клавдии, о беременной Гале, которая делилась последним куском с товарищем по несчастью; девушке Кати, которая, рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи, принесла ей одежду для побега. Вспомним сцену, когда мужчины, увидев нещадно избитую героиню, всю ночь простояли вокруг, чтобы своим прикосновением (в камере очень тесно) не причинить ей боли. Врач Погребная знает, что Клавдия в тылу врага ведёт антифашистскую пропаганду и всё-таки даёт ей работу; многочисленные простые люди рискуют жизнью ради той, кого мало знают, но чей высокий моральный дух делал их самих лучше.
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году