Сочинение на тему конфликт отцов и детей

7 вариантов

  1. Разногласия, недопонимания, ссоры – этими словами часто можно охарактеризовать отношения между отцами и детьми. Конфликт их вечен свидетельством чего являются произведения, оставленные писателями, а также в фольклорных произведениях разных эпох. Вспомним античную мифологию. Во многих мифах отображена проблема конфликта между отцами и детьми. Разные поколения богов, титанов, простых людей не могли найти общий язык, от чего страдали не только непосредственные участники конфликта, но и окружающие.
    Прошли столетия, а эта проблема осталась неразрешенной. И это при том, что в наш век бурно развивается психология, в большинстве стран царит демократия, которая касается и отношений старшего и младшего поколений. Невольно возникает вопрос, почему конфликт отцов и детей вечен. Я думаю, что причина этого – разница во взглядах. Ученые считают, что отношение к моральным ценностям формируется до 25-летнего возраста. То, что некогда было актуально для наших родителей, бабушек, дедушек, мы считаем пережитком прошлого. Беда в том, что немногие представители разных поколений умеют не только слушать, но и слышать друг друга, находить компромиссы. Так разгорается конфликт.
    Проблему конфликта отцов и детей затрагивали многие писатели, поэтому стоит обратиться к их наследию, чтобы ответить на поставленный вопрос. Разногласие во взглядах и неумение принимать точку зрения, противоположную своей, отображено в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В нем общий язык не могут найти не кровные родственники, а просто представители разных поколений. Николай Кирсанов твердо уверен, что жить нужно по старым традициям. То, что люди делятся на богатых и бедных, одни из них работают, а другие лишь пожинают плоды, является для мужчины нормой. Евгений – представитель младшего поколения – убежденный нигилист. Он уверен, что от всего старого нужно избавляться. Из-за разных точек зрения мужчины недолюбливают друг друга, часто спорят друг с другом.

  2. Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому конфликт между детьми и родителями вечен и что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.
    Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.
    Роман русского писателя 19 века И.С. Тургенева так и называется: «Отцы и дети». В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – это Николай и Павел Кирсановы, а «дети» — это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, и Евгений Базаров. Но конфликт между ними обусловлен не столько возрастом, сколько сменой социальных условий в стране. Отживают своё «дворянские гнёзда», уменьшается роль дворянства в обществе. На смену ему приходят новые люди, выходцы из среднего класса, так называемые разночинцы. Базаров — сын бедного уездного лекаря, он сам пробивает себе дорогу в жизни. Аркадий только увлечён новыми идеями, а по сути – сын своего отца. Мы видим его в конце романа помещиком, продолжателем дела «отцов». Высшая точка конфликта между новым поколением и поместным дворянством, аристократами — это дуэль Базарова и Павла Петровича. Здесь нет победивших и проигравших. Но Тургенев чутьём великого художника слова чувствует, знает, что в жизни победа базаровых неизбежна.
    Конфликт поколений часто имеет место и в быту. Вспомним замечательный рассказ А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении представлены три поколения одной семьи. Бабушка Анисия Ивановна всю свою любовь, все силы и время отдала тому, чтобы её внучка Верочка, перенёсшая тяжёлую родовую травму, выздоровела, научилась преодолевать трудности, была такой же, как другие дети. Верочка выросла, и бабушка стала не нужна. Всё «по совести, по справедливости» хочет сделать мать девочки, даже собирается судиться со свекровью. Это конфликт между старшими поколениями. Но возникает и другой. Верочка пишет в своей записке, что станет той частью имущества, которая отойдёт к бабушке. И, наверное, уже не будет прежних отношений между повзрослевшей девочкой и матерью. То, что разрушено, очень трудно восстановить.
    Как мы видим, причины конфликтов между поколениями бывают разные. Их вряд ли можно избежать при смене социальных условий, общественного строя, но они часто возникают и в повседневной нашей жизни. Я думаю, что главное — научиться в таких случаях вести себя достойно.
    Вернуться к списку: Сочинение по литературе

  3. Отцы и дети – две стороны одного, непрекращающегося на протяжении многих веков, конфликта. Его относят к антагонистическим конфликтам, то есть, не имеющим решения. Об этой проблеме писали еще античные философы, не отстают от них и современные авторы. И это неудивительно! Ведь всегда дети противятся советам родителей, а родители не принимают никаких новшеств и изобретений младшего поколения. Почему все-таки конфликт отцов и детей вечен? За поиском ответа на данный вопрос, обратимся к произведениям художественной литературы.
    В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» перед читателем открывается столкновение представителей двух поколений. Павел Афанасьевич Фамусов выступает от лица старшего поколения, а Чацкий является представителем «века нынешнего». Их конфликт – яркий пример того, как «отцы» не хотят понимать «детей», а «дети» – «отцов».  Чацкий – человек прогрессивных взглядов, он по-новому смотрит на мир, на устройство общества, видит необходимость перемен в существующей системе.
    Молодой человек живет, опираясь на соображения совести и рассудка. Его не интересуют чины, он видит в них лишь фальшь. Для Чацкого важнее человеческие качества, он поступает по зову сердца, а не по холодному расчету. Фамусов привык к несколько иным взглядам на жизнь. Он, как и его дядя, стремится всем угождать, для него продвижение по службе путем обмана – в порядке вещей. Мужчина не уважает историю своего народа, стремится ко всему западному, пренебрегая родным языком. Судит о людях лишь по материальному положению. Никогда такие взгляды не смогут мирно сосуществовать. Всегда одних будут возмущать другие. Фамусова с Чацким невозможно помирить, такова их природа, так они воспитаны. Пытаться менять взгляды взрослых, сформировавшихся людей задача практически бесполезная.
    Аналогичным образом протекает конфликт Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Молодой нигилист отрицает абсолютно все, что нажито старшим поколением. Ему чужды чувства, его не трогает искусство, рассуждения о морали и нравственности. Кажутся абсурдными Базарову и вопросы религии. Он верит в то, что миром должен править рассудок, науки, что только разум является главным в человеческой жизни. Стремится доказать всем, что революция – нормальное проявление духа русского народа. Видит необходимость радикальных реформ для России.

  4. Я попытался представить конфликт двух поколений.
    И. С. Тургенев.
    План
    I Вечная проблема поколений.
    II Разногласия старших и младших в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    2.1. Взаимоотношения отцов и детей в романе.
    2. 2. Е. Базаров и П. П. Кирсанов как два взгляда на окружающий мир:
    А) спор о народе;
    Б) об аристократии;
    В) об искусстве;
    Г) о природе.
    2.3. Базаров и родители.
    III Достижение взаимопонимания между старшим и младшим поколениями.
    Читая произведение Тургенева «Отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира.
    Взаимоотношения старших и младших иногда оставляют желать лучшего. Не обошел стороной данную проблему и Тургенев, посвятивший ей целое произведение. Споры между «отцами» и «детьми» возникают при разных обстоятельствах на многие темы. И это не удивительно, ведь главный представитель молодого поколения Базаров — нигилист. Он отрицает все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками. Другой герой — Павел Петрович Кирсанов — яркий представитель класса отцов, старающийся доказать молодым, что нельзя так бездумно все рушить по принципу: лишь бы сломать, убеждающий нигилиста в правильности старых порядков. Они как два взгляда на окружающий мир, ведь Павел Петрович и Евгений из разных социальных кругов и люди разных мыслей, взглядов и эмоций. Поэтому отсутствие разногласий между ними невозможно.
    Самым бессмысленным был спор о народе. А все потому, что Базаров до конца не определил свою позицию. То он соглашается с высказываниями Кирсанова, то снова в спор вступает. Мне кажется, Евгений сам еще не определил свою позицию, а уже пытается слово вымолвить. Он теряется в своих рассуждениях, в попытках опровержения не следит за гранью разумного, показывая тем самым свои необразованность и бескультурье. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
    Спор, в котором Павел Петрович одержал победу, был об аристократизме. Базаров опять говорит всякие гадости, лишь бы опровергнуть все подряд. Однако Кирсанов очень умно отвечает на все его высказывания: «…аристократизм — принсип, а без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные и пустые люди». И Павел Петрович прав, как можно без определенных правил поведения, этикета, тогда в обществе начнется бардак, которого господа нигилисты так хотят, однако предполагаю, что когда они добьются желаемого, растеряются и не будут знать, что делать с этим «безпринсипным» обществом.
    Тяга к прекрасному — то, чем жили все дворяне XIX века. Однако Базаров считал, что все это заключается лишь в «искусстве зарабатывать деньги». И на эту тему у них не могло не возникнуть конфликта, потому что Кирсанов, как истинный аристократ, поклонялся всему, что связано с прекрасным. Я думаю, что Базаров просто никогда не увлекался искусством. Для него «Рафаэль гроша ломаного не стоит». А как можно отрицать и не любить искусство?
    Следующее и последнее, о чем спорили старшие и младшие, была тема природы. Базаров отвергал всю ее прелесть, чего не скажешь о братьях Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович восхищаются красотой окружающей среды и не понимают, «как можно не сочувствовать природе», ведь она так прекрасна и удивительна. А для Базарова «природа не храм, а мастерская», где он черпает богатство. Чтобы восполнить этот пробел главного героя, Тургенев постоянно дает пейзажные зарисовки, где любуется богатством русской природы.
    Но не все так плохо. Младшее и старшее поколения могут жить в мире и согласии при совместных усилиях. Примером тому может служить хорошие взаимоотношения Базарова с родителями. Он, несмотря на все свои нигилистские мысли, любит своих предков и не хочет причинять им боль. Подтверждением может служить тот факт, что Евгений, дабы угодить родителям, соглашается на отпевание. А те, в свою очередь, стараются понять сына и смириться с «причудами» отпрыска, чтобы не вызывать лишних конфликтов. Отец понимает: будущее за молодыми, нужно их поддерживать, а не спорить на пустые темы, поэтому старается угодить сыну.
    И мы, прочитав роман, задаем себе вопрос: «А возможно ли достижение взаимопонимания между «отцами» и «детьми»? Да, реально, но лишь при определенных усилиях с обеих сторон. Сталкиваясь с определенными проблемами во взаимоотношениях со своими родителями, должны поставить себя на их место и постараться понять, что чувствуют старшие в той или иной ситуации. Надо быть гибкими, дабы избежать крупных конфликтов, ведь сделать шаг вперед без родителей, их помощи и совета будет очень сложно. Люди, давайте жить в мире и стараться избегать мелких споров, тогда при совместных усилиях сможем достичь многого!

  5. Пример итогового сочинения. Направление: отцы и дети. Почему конфликт отцов и детей вечен?
    Конфликт отцов и детей действительно вечен. Всегда возникает непонимание между людьми разных поколений. «Отцы» – мудрые и консервативные, осторожные, а «дети» – нетерпеливые, отчаянные. «Дети» хотят поменять жизнь, их всегда что-то не устраивает. А «отцы» мечтают жить без перемен и потрясений. «Детям» всегда кажется, что «отцы» отстали от жизни, поэтому не понимают их и мешают им жить. Так было всегда. Попробую это доказать, приведя примеры из литературы.
    В 1858 году Александр Николаевич Островский написал свою знаменитую пьесу «Гроза», где разворачивается драма между «отцами» и «детьми». Кабанова, купчиха, требует от своих домашних соблюдения традиций и устоев домостроя, требует беспрекословного подчинения. А им хочется жить по-своему. Варваре гулять с Кудряшом, Тихону выпивать, не слышать упрёков матери, постоянных нравоучений. Катерине тоже тесно и душно в доме Кабановых. Ей хочется любить и быть любимой. Но мать Тихона не может этого допустить. Ведь ей самой такие отношения непонятны. Сама Кабанова понимает, что изменилось время, не почитают дети законы старших, что рушится «старый» мир. Она пытается его сберечь, но это невозможно. Погибает Катерина, уходит из дома Варвара, бунтует Тихон… Конфликт «отцов» и «детей» неизбежен.
    В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» мы также становимся свидетелями вечного конфликта. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают к Кирсановым: отцу Николаю Петровичу и дяде Павлу Петровичу. Молодые люди – нигилисты, они критикуют все стороны жизни и заявляют, что их цель – всё разрушить. Конечно, такие взгляды пугают «отцов». Им дорога их жизнь, тот мир, что их окружает. Николай Петрович любит музыку, читает Пушкина и любуется звёздным небом. Молодым людям кажется это смешным и нелепым. Базаров мечтает, как говорится, войти в историю, не зная ещё как. Ему непонятно, как можно довольствоваться малым, наслаждаться своим тихим мирком. Ему хочется перемен, большого дела. Нетерпеливый Базаров умирает от нелепой случайности, а Николаю Петровичу и его сыну Аркадию, который выбрал Катю и семейную жизнь, достаётся в этой жизни всё. Потому что их ценности вечны. Но при всём при этом Базаров нам тоже симпатичен.
    В какой-то жизненный момент «отцы» и «дети» не понимают друг друга, не слышат. Иногда это выливается в настоящие конфликты. Но проходит время. «Дети» становятся «отцами». И уже конфликтуют со своими «детьми». Этот конфликт вечен.

  6. В романе Тургенева “Отцы и дети” автор показывает читателю вполне сформировавшийся конфликт двух мировозрений, двух поколений и показывает его развитие и итоги.
    Аркадий Кирсанов и его друг-нигилист Евгений Базаров выступают противниками Павла и Николая Кирсановых, представителей старшего поколения.
    Молодые люди отрицают авторитеты, они стремятся разрушить старый мир, старые устои, очищая место для чего-то нового. Для чего, они и сами еще не знают и даже не задумываются об этом.
    Старшее поколение, в основном в лице Павла Петровича, выступает ярким защитником существующего положения вещей, упирая на то, что любое действие должно быть основано а принципах и нести какую-то пользу обществу.
    Спор между Павлом Кирсановым и Базаровым доходит до дуэли, но победителей в нем нет. Каждый из противников остается при своем мнении.
    Таким образом конфликт между отцами и детьми может стать причиной трагедии, разрушать семьи, разделять близких людей.
    Это пример деструктивного конфликта, когда спорщики даже не слышат друг друга, когда им важно только собственное мнение.
    Но странное дело, если спор не могут решить люди, его решает за них сама жизнь. И вот уже Аркадий отдаляется от Базарова, фактически принимает сторону отца. Происходит примирение отца и сына, а в финале свадьба и счастливая семейная жизнь. Бывший бунтарь становится образцовым членом общества.
    Да и Базаров все чаще наталкивается на противоречие между своими убеждениями и своими поступками, своими чувствами, которые он считает глупым романтизмом и подчеркнуто презирает. Конфликт отцов и детей перерастает в личностный конфликт Базарова и закончится такой конфликт благополучно уже не может. Базаров умирает, но остается верным своим убеждениям, хотя бы внешне.
    Конфликт отцов и детей вечен, прежде всего потому, что разный возраст и разный жизненный опыт заставляет отцов и детей по разному смотреть на вещи, по разному к ним относиться. И прежде всего отцы, как более опытные и умные люди, должны тормозить развитие такого конфликта, гасить его и прислушиваться к мнению молодежи.

  7. К чему привели такие отношения родителя и его детей? Князь Андрей потерял любимую жену Лизу. Марья же долго не могла выйти замуж, чувствовала себя одинокой и несчастной. Этот пример показывает, что как конфликты между поколениями отбирают у людей возможность быть счастливыми.
    Конфликт между мальчишкой и бабушкой показан в произведении А. Астафьева «Конь с розовой гривой». По масштабам он, конечно, не сравнится с предыдущим, однако может многому научить читателя. Витя – главный герой произведения – дружил с детьми соседа Левонтия. Бабушка эту дружбу не одобряла, так как знала, что она может привести к неприятным «приключениями». Как-то бабушка попросила Витьку собрать землянику на базар, а за это обещала привезти пряник, который был сделан в виде коня с розовой гривой.
    Мальчонка отправился за ягодами вместе с соседскими ребятами. Землянику съели, а бабушку мальчик, не без подсказки друзей, решил обмануть. Обман был раскрыт. Бабушка поругала внука. Витька понял, что поступил неправильно. Как помириться с бабушкой подсказал дедушка. Урок, полученный в детстве, герой запомнил навсегда.
    Опыт героя произведения А. Астафьева показывает, что конфликты возникают не просто так. Каждой стороне важно вовремя задуматься: «А что я делаю не так?».
    Таким образом, конфликты между отцами и детьми могут, как навредить их участникам, так и научить их чему-то. Чтобы они приносили пользу, нужно правильно оценивать ситуацию, в которой возникли разногласия. Бесполезные конфликты нужно как можно раньше гасить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *