Сочинение на тему народные промыслы матрешка 6 класс

4 варианта

  1. Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
    Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

    Хохлома 6 класс

    Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
    Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

    Дымковская игрушка

    А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

    Матрешка 6 класс

    Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

  2. Самая знаменитая русская игрушка, самая молодая и самая интересная – матрешка. Появилась матрёшка в России в конце 19 века.
    Существует много версий как в России появилась матрешка.
    Одна версия гласит, что прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.
    Согласно другой версии японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
    Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
    Сначала матрешек вырезали в ручную и стоили они дорого. Потому что ножом их вырезать очень трудно. А потом кто – то догадался вытачивать матрешек на токарном станке. Это и проще и быстрее. Матрешки сразу подешевели. И завоевали буквально весь мир.
    Необычность нашей матрешки состоит в том, что она раскрывается пополам. Сними верхнюю половинку, а там, внутри, вторая матрешка, а в ней третья. . Она тоже раскрывается. Если вынуть все, то получится двенадцать матрешек.
    Нет, наверное, ни одной большой страны, где не продавались бы наши русские матрешки. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она – не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов – памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она – и драгоценный объект коллекционирования

  3. Ход урока

    Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча с
    прекрасным, встреча с куклами. Кто из вас, ребята, любит играть с куклами?
    Учитель: Дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки. Для
    игрушек годился любой материал: веточки, камешки, ленточки, тряпочки, прутики.
    Когда появилась 1 кукла? Вероятно, с доисторических времен. Были дети. Были и
    куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо
    головы. В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из ивовой ветки, на
    которую надевалась бумажная одежда.
    Маленькая эскимоска играет куклой, вырезанной из кости. Девочка из Мексики –
    куклой, сделанной из обожженной глины.
    Первые куклы для театра появилась в Индии или Египте. Ими управляли с помощью
    веревок (куклы – марионетки). Были тростевые куклы, куклы для театра теней,
    перчаточные куклы.
    Игрушки каждого народа уникальны. В них отражается уклад, быт, нравы, обычаи.
    Во многом они сходны: по конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому,
    что игрушки рождались в труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились
    у одного мастера-природы.
    Русская народная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Разные
    роли она выполняла. Прежде всего, она связана с детским бытом, с игрой. Другая
    ее функция – эстетическая , а также обрядовая, магическая.
    В игрушках передавались ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о
    счастье и красоте. Игрушки в старину называли “тарарушками”, бирюльками, “балбешками”.
    А кукла следовала за нашими предками с самого рождения. Крестьянская игрушка
    отличалась от городской. Кукол делали из пучка соломы быстро и просто.
    В древней Руси до появления ребенка на свет мать делала куклу – берегиню,
    соблюдая одно условие: изготавливать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя
    было уколоть, ни порезать, считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и
    забота.
    У такой куклы не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла походила на
    человека. Ведь у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться
    какой-нибудь дух. Куклу давали в дорогу мужу, сыну, дочери (перед замужеством),
    невесте дарили на свадьбу кукол, чтобы было побольше детей. Нарядная кукла на
    капоте автомобиля во время свадьбы – это отголосок того обряда (показываю куклу
    – оберег).
    Ученица: А я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного
    человека.
    Учитель: Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая
    похожа на сказку.
    Ученица рассказывает сказку “Жил игрушечник Бартрам”.
    Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки.
    Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным
    ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: “Ну и наука – в куклы играть!”
    А он отвечал: “Игрушки – это серьезное дело!”
    С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по
    подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал
    их.
    Часто он говорил: “Изучая игрушку, можно узнать историю человечества”. “Если
    хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам”,-
    слышал Бартрам, Но ему язык игрушек казался интересней. Он умер 80 лет назад.
    Вот такая сказка об игрушечнике Бартрам.
    Учитель: Понравилась вам сказка?
    Ребята, если вы когда-нибудь будете в старинном руссом городе
    Сергиеве-Посаде, посетите музей игрушек, который в 1920 г. создал добрый
    замечательный человек Николай Бартрам. В музее хранятся игрушки всех времен и
    народов. Там вы увидите погремушки, кукольные домики с кукольной посудой и
    мебелью, музыкальные игрушки, куклы-петрушки, глиняные (дымковские и
    каргопольские) свистульки. Такую коллекцию собрать было, конечно, нелегко. Но
    главное место в коллекции музея занимают особые игрушки.
    Сообщение ученика об истории создания игрушки-матрешки.
    Придумал такую куколку 100 лет назад Сергей Малютин, после того как
    познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую.
    Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Вот так
    удивительное изобретение восточных игрушечников подарило России амулет –
    расписную деревянную куклу. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал
    ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого
    платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей – старинным русским
    именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
    Делают такие чудесные игрушки, воспевают красоту добрые люди, искусные
    мастера.
    Учитель: Издавна развивалось на Руси рукотворное ремесло. Обратите
    внимание на слово рукотворный. Ребята, как вы понимаете значение этого слова?
    (Сделанный руками.)
    Но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.
    Запишите в тетрадь слова: творец, творчество, олицетворение.
    Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к текстам-образцам,
    прочитаем их выразительно
    Для многих иностранцев образ матрёшки является единственным символом
    России. Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её
    изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной,
    и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных
    заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая
    куколка, Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают
    лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.
    Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”
    Когда ты сойдёшь… на берег в Неаполе, – сказала мне моя дочь…, – то под…ри
    эту матрёшку первой же итальянской девочк…. Я согл…сился. До моего от…езда
    матрёшка в шали пышного алого цвета ст…яла на письме…ом столе. Она была
    густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Солнечная , нарядная
    толстушка в ярком с…р…Фане с узорами, а на голове пёстрый платоч…к. В ней
    было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, ж…лтой, ф…олетовой
    и самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального
    золота. Деревенский мастер нагр…дил Матрёш…к ру…кой красотой соболи…ыми
    бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие глаза он пр…крыл дли…ыми
    ресницами. (К. Паустовский)
    Докажите, что это тексты. Чем они отличаются?

  4. 4
    Текст добавил: vip...Осторожно БРЮНЕТКА.НеЗаБуДкА

    Сведения о русской истории возникновения  матрёшки оказались довольно запутанными. Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукуруджи.
    Вот эту самую куклу и привезли в конце XIX века в семью известных русских промышленников и меценатов Мамонтовых.
    Японская точёная фигурка буддистского святого Фукуруджи (или Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» — она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
    Однако версия о японском происхождении матрешки документального подтверждения не имеет. В самой Японии разъёмных статуэток Фукуруджи, кажется, нет. Поэтому более вероятно, что прообразом матрёшки послужили «писанки» — деревянные, расписные пасхальные яйца, которые были полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее.
    Токарь по дереву Василий Петрович Звёздочкин
    Из его воспоминаний следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек.
    Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую ч*урку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате.
    Между 1898 и 1900 годами Звездочкин выточил первые фигурки кукол (трех- и шестиместных), которые вкладывались одна в другую. Эти матрёшки не сохранились. Поэтому первой матрёшкой считается восьмиместная кукла, изображающая крестьянскую девушку с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур — девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленутого младенца.
    Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».
    Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной»
    Интересные факты о матрешке
    Самая большая матрешка, изготовленная за времена Советского Союза, была ростом с первоклассницу, а самая маленькая – с горошину.
    Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме» С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.  На английском языке матрешку чаще всего называют «бабушка-кукла» (babushka doll) или гнездовая кукла (nesting doll). Слово «матрешка» тяжело произносить, и еще тяжелее записать английскими буквами. Встречаются такие варианты перевода: matrioshka, matreshka, matreoschka, и даже matrushka.
    Кто матрешку сделал, я не знаю. 
    Но известно мне, что сотни лет
    Вместе с Ванькой-встанькой, как живая, 
    Покоряет кукла белый свет.
     
    Где он краски брал, искусный мастер,
    В нивах шумных, в сказочном лесу?
    Создал образ неуемной страсти,
    Истинную русскую красу.

     На щеках навел зари румянец,
    Неба синь всплеснул в ее глаза
    И, пустив в неповторимый танец,
    Он, должно быть, весело сказал:
    “Ну и ой, гуляй теперь по свету,
    Весели себя, честной народ”.
     
    И матрешка через всю планету
    До сих пор уверенно идет.
    Выступает гордо, величаво,
    С удалой улыбкой на лице, 
    И летит за ней по миру слава 
    О безвестном мастере-творце.
    Наша русская матрешка
    Не стареет сотню лет.
    В красоте, в таланте русском
    Весь находится секрет

    Источник 1
    Источник 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *