Эссе 38(1)/ Пользователь: Полина/ г.Смоленск/ дата загрузки 21.02.2018
Тема:
«Всякое познание берет начало от разума и исходит из чувств»
(Франческо Патрици)
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Для всякого познания источником является разум и чувства.
Основной идеей данного высказывания является то ,что чтобы иметь целостное представление человеку о природе, он руководствуется подсказками чувств и разума одновременно.
Автор данного высказывание Франческо Патрици (1527-1529) – знаменитый итальянский и хорватский философ утверждает то, что процесс познания всегда предполагает взаимодействие разума и чувств.
Я согласна с автором данного высказывания, и поддерживаю его точку зрения. Обратимся к теоретическим аргументам.
Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания главнее в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум.
К середине XIX века было уже открыто 63 химических элемента. И разными учеными делались попытки найти закономерности этого набора. Д.И.Менделеев знал об этих исследованиях. Но в отличие от Ю.Л.Мейера он учел атомные веса элементов, о чем сначала сообщил ведущим химикам мира, а затем опубликовал свое открытие в статье “Соотношение свойств с атомных весомы элементов”. Гениальность прозрения Д.И.Менделеева заключалась в том, что он в своей “периодической системе” оставил несколько клеток пустыми! О чём до него никому в голову не приходило. И таким образом известные элементы “вписались” в закон Менделеева. Более того, он имел большую внутреннюю уверенность, что существуют ещё неоткрытые элементы, для которых он оставил пустые клетки. Как показала жизнь, он оказался прав.
Познание имеет два уровня – чувственное познание и рациональное познание. Различия между ними не временное, а качественное: первая ступень- низшая, вторая- высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
В 1519 г. испанская флотилия из пяти кораблей под командованием Магеллана отправилась на поиски западного пути из Европы к Пряным островам (Молуккские острова), так как восточный путь контролировался португальцами. После длительного плавания через Атлантический океан и вдоль берегов Южной Америки экспедиции удалось отыскать пролив (названный позже Магеллановым), соединяющий Атлантический океан с неведомым тогда огромным океаном. Магеллан назвал его Тихим. Только через 14 месяцев после начала плавания путешественники вышли через пролив в Тихий океан. Во время этой экспедиции Магеллан получил большое количество знаний о мире и тем самым познал его.
Из выше перечисленного могу сделать вывод о том, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.
Имя: Полина
Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018
Критерий
Балл
Комментарий
К 1.
1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, сформулированы несколько тезисов в контексте высказывания.
К 2.
2
В контексте выделенных идей и тезисов приведены связанные между собой объяснения ключевого понятия, теоретические положения, рассуждения, выводы.
К 3.
1
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения
К 4.
2
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров ,явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.
Общий балл: 6 (из 6-ти возможных)
Положительные стороны работы:
Автор эссе, несмотря на сложность избранной темы, дает развернутую теоретическую аргументацию, упоминает о различных философских позициях в области теории познания. Изложено определение понятия “познание”, указаны два уровня – “чувственный” и “рациональный”, рассмотрено соотношение этих уровней, и в этом ключе высказана собственная позиция.
В мини сочинении есть промежуточные выводы и рассуждения, направленные на раскрытие сути высказывания Ф. Патрици.
Пример, почерпнутый из области истории химии, не только обосновывает занимаемую автором мини-сочинения позицию, но и является содержательным и интересным.
Заключительный вывод представляет собой краткое выражение того сущностного понимания высказывания Ф.Патрицы, которое было последовательно изложено по ходу предшествующего рассуждения.
Рекомендации:
Второй пример, почерпнутый из истории географических открытий, не достаточно явно иллюстрирует высказываемый тезис о том, что знание является единством чувственного и рационального. Необходимо было пояснить данный пример дополнительным рассуждением. Например: “Бывает и так, что гипотеза, выстроенная разумом, не подтверждается опытом”. При этом, лучше переставить этот пример на абзац выше. Тогда сохраняется логика рассуждения, а два примера звучат как тезис в пользу примата разума и антитезис в пользу примата опыта. Вместе – обосновываемое единство.
“Познание и жизнь неотделимы”(Л. Фейхтвангер). Основные понятия и термины:
Знание; гносеология; ощущение; восприятие; представление; понятие; суждение; жизнь; смысл жизни;познание. Примеры:
1) Город до войны 1812 года. имел у каждого дворца сады и
огороды, скотные дворы. А после того как Александр I побывал в Европе,
он увидел как там устроены и застроены города, после чего город стал
строиться на европейский манер.
2)Из средств массовой информации весь
народ мира узнал, что предсказание народа Майя о “конце света”
оказалось ошибочным. Благодаря СМИ люди продолжают жить спокойна и
получать нужную информацию для себя.
3) Одним наглядным примером из
литературы может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети»
русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный
процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как
личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и
глубокого ума. Тезис:Не будет познания жизнь превратиться в существование, а человек из личности – в овощ. Эссе.
“Познание и жизнь неотделимы”- так утверждал немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер.
В этом высказывание писатель Фейхтвангер показывает нам, что познание и жизнь не могут существовать друг без друга. Жизнь – наше существование – всегда должна иметь свой смысл, но вот в
том то и дело, что, только получив какие-либо знания, человек приходит к
той цели, которая ему дана. Познание – совокупность знаний об окружающем мире – тоже, как и жизнь,
на что-то нацелено. Чаще всего это просто получение новых знаний, но
только живые люди способны получать их. Всю жизнь мы к чему-то стремимся, что-то узнаем, что-то открываем. Вот
так и получается, что жизнь и есть вечное познание, а точнее гносеология. Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать жизнь. Мы всегда открываем
для себя что-то новое, в любом возрасте. У познания много разных форм и поэтому, когда в жизни мы затрагиваем формы научного, художественного, философского, мифологического познания, мы узнаем как и где можно применить эти знания. Не будь познания нам в жизни нечего было бы узнавать и может тогда и мы не нужны были.
Я согласна с Фейхтвангером, потому что с каждым днем нашей жизни мы узнаем что-то новое, а познание это совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, с каждым днем жизни мы узнаем частичку познания. Вот к примеру, Галилей отдал почти всю свою жизнь астрономии, открыл спутники Юпитера,
кометы. Его жизнь – познание. Начав с теории о том, что Земля имеет
форму шара, закончил открытие новых небесных святил. Или одним наглядным примером из литературы может стать образ Базарова в
произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его
увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли
герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал
человеком твердого и глубокого ума.
В заключение могу сказать, не будет познания, жизнь превратиться в существование, а человек из личности – в овощ.
ПОЗНАНИЕ – ТЕМА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАНИЯ: ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ЗНАНИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ОБРАЗ) ОПРЕДМЕЧИ ВАНИЕ, РАПСПРЕДМЕЧИВАНИЕ.
Для людей мыслящих тема познания приобрела
весьма острую акту альность. Очевидно, что причиной возросшего
интереса к этому воп росу является крушение так называемой мировой
системы социализма и углубление социально-экономического и духовного
кризиса современ ного общества. Учебники философии познание
трактуют как “процесс приобретения знаний”. Это – процесс отражения
действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать
все существующее
– мир в целом, общество и сам человек. Источником
и способом познания являются человеческие чувства, разум и
интуиция.
Чувственное познание – исходный пункт освоения
действительности и начальная форма познания. Все наши образы,
представления и понятия формируются на основе чувственного
отражения,объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и
явлений. Однако чувства наши очень часто нас обманывают. К тому же у
каждого человека они могут быть разными. В плане сугубо
биологическом органы чувств у человека развиты гораздо хуже, чем у животных
(зрение,слух,ося зание,обоняние).Поэтому, если бы знания человека
основывались лишь на чувствах, то информация о мире у человека была
бы гораздо сла бее, чем у животных.
В отличие от животных,человек обладает рассудком и
разумом, на которых основано рациональное познание. На этом
уровне мы имеем дело с понятийными отражениями, абстракциями,
теоретическим мышлением.
Познавательный процесс осуществляется не только в
той форме, в которой он существует в мыслях отдельного
человека, а главным об разом в виде общего общего социально-исторического
процесса развития знания. Индивидуальное познание человека
обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим
процессом раз вития знания.
Но чувственное и рациональное познание не
находятся в непримиримом противоречии, они не орицают, а диалектически дополняют
друг друга
При этом следует иметь в виду, что нужды и
потребности человека выступают одной из главных движущих сил развития
познания, а общественно-историческая практика людей служит
важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью
познания.
В своем диалектическом единстве чувственное и
рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир
объективной истины.
Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо
обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на
познание и объяснение мира и человека. Процесс познания бесконечен,
ибо мир беспределен и разнокачественен как на макро-, так и на
микроуровнях, он постоянно изменяется и развивается. Истина и
заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося
знания. Поэтому в самом характере познания заложена определенная доля
здорового гноселогического скептицизма.
В следствии незаконченности познания в каждый
конкретный период его развития остается некоторая “вещь в
себе”, сфера непознанного.
Осознание того факта,что бытие (мир, общество и
сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный
“остаток”, должно всегда предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в
вопросе о возможностях человеческого познания, а тем более от
мышления в категориях абсолютных истин.
В 19 веке в философии начинает складываться
течение иррационализ ма: А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше,Э.Гартман,
А.Бергсон и др.
Это направление имеет множество проявлений. Одни
авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие –
инстинкта, третьи – воли, четвертые – мистического озарения и т.д. Но
все они подчеркивают важную роль в жизни общества и познании
иррационального фактора. Критика рационализма усилилась в последнее
время в связи с тем,что стала совершенно очевидной гноселогическая
ограниченность человеческого разума и иррациональные последствия
“рациональной”
деятельности человека. Экологические проблемы,
войны, экономические и духовные кризисы, постоянно возникающие то в
одних, то в других странах и регионах.
С другой стороны, отрицая всякую позитивную роль
рационального познания представители иррационализма, особенно
постмодернизма, проповедуют конценпцию беспредельного
иррационализма и интеллектуального анархизма. Поэтому следует особо подчеркнуть
необходимость учета в познании диалектического единства
рационального и иррационального моментов.
Так о теории познания трактует учебник философии
под редакцией профессора В.Н. Лавриненко.(1)
В курсе лекций философии А.А.Радугина (2) мы можем
узнать о том, как в разное время-от античности до наших дней-
различные философы решали данный вопрос. Например, Демокрит,
древнегреческий философ, автор атомической теории мироздания, познание мира
истолковывал на основе принципа “истечения”. Процесс
познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через
соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме
истечения с поверхности всех вещей копий – мельчайших образов этих
вещей. Демокрит не видел связи чувственного уровня познания с
рациональным рассужде нием, резко отделял и противопоставлял их друг
другу.Истинное познание достигается только разумом,считал Демокрит.
Он также считал, что ни одни вещи не возникают беспричинно, но все
возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости. Поэтому
Демокрита наши философы записали в сторонники крайнего
детерминизма, переходящего в фатализм. Демокрит действительно был
детерменистом,но не по этой причине. Автор атомической теории мироздания,
полагал, что атомы, из которых состоит материальный мир, падают строго
вертикально.Поэтому в существующем мире нет места для воли
людей, а все имеет божественное предопределение. Демокрит жил в
период 460-370 г.г.
до н.э.
Сократ – инициатор моральной философии. Жил 470 –
390 г.г. до н.э.
Философия – это есть способ познания добра и
зла.Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. По форме метод
Сократа – это беседы, диалоги. Исходя из фактов частной жизни,
из конкретных явлений окружающей действительности он сравнивает
отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы,
анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению
противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на
основе вычленения каких-то существенных признаков. Платон,
живший 427-347 г.г.
до н.э., метод добывания истины, используемый
Сократом в своих диалогах, назвал диалектикой. Итак, диалектика – это
метод в философии, представляющий собой сочетание анализа, то
есть мысленного расчленения изучаемого объекта, обнаружение в
отдельных элементах общих характерных черт, с затем мысленным
единением, или синтезом элементов на основании обнаруженных общих
характерных черт.
Наверное каждый из нас знает, ну или хотя бы догадывается, что такое познание. Если спросить обычного человека об этом, то он скорее всего ответит, что познание – это когда люди открывают для себя что-то новое и неизведанное. Или познание – это когда люди взаимодействуют с окружающим миром. Также можно сказать, что результатом познания будет являться знание. Можно дать точное определение слову познание. Познанием называется процесс осмысления и накопления данных, а также постижение действительности, полученных в ходе взаимодействия людей с окружающим миром.
Проблема познания мира появляется из-за некоторых трудностей познания. Таким образом, данная проблема разделила ученых на три группы: оптимистов, скептиков и пессимистов. Оптимисты утверждают о том, что мир можно познать. Пессимисты же, наоборот, говорят что мир постичь невозможно. А скептики сомневаясь говорят, что в принципе познать мир возможно. Наука о познании выделяет две формы. Это чувственное и рациональное познание. К чувственному познанию относят ощущение, восприятие, представление. К рациональному познанию относят понятие, суждение и умозаключение. Эти познания связаны с мышлением человека.
На мой взгляд познать весь мир невозможно. Ведь с каждым новым научным открытием человечество делает еще новое, более лучшее открытие. А затем все лучше и новее. И так познание за познанием. Человечество познает мир веками, но вопросов накапливается больше, чем ответов.
качестве примера познания можно привести такой пример. Если человеку дать попробовать чай, то он сразу может ответить, что это именно чай, а не молоко или вода. Потому что человек познал весь вкус и цвет этого напитка. Это пример чувственного познания, а если говорить точнее, то ощущение и представление. Человек уже знает вкус чая и поэтому выпив его ощущает его вкус. А также он знает как выглядит чай, значит он представляет какой он. Примером рационального познания можно привести суждение, то есть мысль, которая что-то отрицает или что-то утверждает. Например утверждение “Земля является третьей планетой Солнечной системы”. Этот пример является истинным суждением рационального познания.
Говоря о познании можно сделать вывод о том, что в процессе познания не надо полностью доверяться органам чувств, ведь они всего лишь делают наш мир красивым и выразительным. Что-то увидеть или ощутить недостаточно, нужно еще это обдумать, то есть подключить рациональное познание. Таким образом, чтобы познать мир нужно включать и чувственное и рациональное познание.
Что такое познание, как не способ удовлетворить извечное человеческое любопытство? А ведь именно любопытство является одним из важнейших человеческих качеств, которое может быть и сделало человека человеком, привело к возникновению науки и научно-технического прогресса, создало человеческую цивилизацию. Человек так устроен, что ему надо что-то узнавать, что-то изучать, ведь через познание мира человек познает и самого себя. Совершенствуется, становится лучше и чище. Любое обучение – это тоже познание, это познание того, что другие люди уже открыли и изучили, но что пока остается неизвестным ученику. И это познание дает человеку не только моральное удовлетворение – я тоже знаю то, что знают другие, но и радость от самого процесса, в чем-то родственную знаменитой мышечной радости Павлова. Только радость от познания не от работы мышц, а от работы мозга. Особенно велика эта радость, когда находится решение трудной задачи, над которой бился несколько часов или дней и эта радость ничуть не меньше радости того человека, который много раньше уже совершил это открытие. Ведь понять что-то, значит овладеть им, значит человек стал еще немного богаче, не материально, но духовно, а богатство всегда согревает душу.
Эссе 38(1)/ Пользователь: Полина/ г.Смоленск/ дата загрузки 21.02.2018
Тема:
«Всякое познание берет начало от разума и исходит из чувств»
(Франческо Патрици)
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Для всякого познания источником является разум и чувства.
Основной идеей данного высказывания является то ,что чтобы иметь целостное представление человеку о природе, он руководствуется подсказками чувств и разума одновременно.
Автор данного высказывание Франческо Патрици (1527-1529) – знаменитый итальянский и хорватский философ утверждает то, что процесс познания всегда предполагает взаимодействие разума и чувств.
Я согласна с автором данного высказывания, и поддерживаю его точку зрения. Обратимся к теоретическим аргументам.
Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания главнее в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум.
К середине XIX века было уже открыто 63 химических элемента. И разными учеными делались попытки найти закономерности этого набора. Д.И.Менделеев знал об этих исследованиях. Но в отличие от Ю.Л.Мейера он учел атомные веса элементов, о чем сначала сообщил ведущим химикам мира, а затем опубликовал свое открытие в статье “Соотношение свойств с атомных весомы элементов”. Гениальность прозрения Д.И.Менделеева заключалась в том, что он в своей “периодической системе” оставил несколько клеток пустыми! О чём до него никому в голову не приходило. И таким образом известные элементы “вписались” в закон Менделеева. Более того, он имел большую внутреннюю уверенность, что существуют ещё неоткрытые элементы, для которых он оставил пустые клетки. Как показала жизнь, он оказался прав.
Познание имеет два уровня – чувственное познание и рациональное познание. Различия между ними не временное, а качественное: первая ступень- низшая, вторая- высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
В 1519 г. испанская флотилия из пяти кораблей под командованием Магеллана отправилась на поиски западного пути из Европы к Пряным островам (Молуккские острова), так как восточный путь контролировался португальцами. После длительного плавания через Атлантический океан и вдоль берегов Южной Америки экспедиции удалось отыскать пролив (названный позже Магеллановым), соединяющий Атлантический океан с неведомым тогда огромным океаном. Магеллан назвал его Тихим. Только через 14 месяцев после начала плавания путешественники вышли через пролив в Тихий океан. Во время этой экспедиции Магеллан получил большое количество знаний о мире и тем самым познал его.
Из выше перечисленного могу сделать вывод о том, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.
Имя: Полина
Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018
Критерий
Балл
Комментарий
К 1.
1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, сформулированы несколько тезисов в контексте высказывания.
К 2.
2
В контексте выделенных идей и тезисов приведены связанные между собой объяснения ключевого понятия, теоретические положения, рассуждения, выводы.
К 3.
1
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения
К 4.
2
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров ,явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.
Общий балл: 6 (из 6-ти возможных)
Положительные стороны работы:
Автор эссе, несмотря на сложность избранной темы, дает развернутую теоретическую аргументацию, упоминает о различных философских позициях в области теории познания. Изложено определение понятия “познание”, указаны два уровня – “чувственный” и “рациональный”, рассмотрено соотношение этих уровней, и в этом ключе высказана собственная позиция.
В мини сочинении есть промежуточные выводы и рассуждения, направленные на раскрытие сути высказывания Ф. Патрици.
Пример, почерпнутый из области истории химии, не только обосновывает занимаемую автором мини-сочинения позицию, но и является содержательным и интересным.
Заключительный вывод представляет собой краткое выражение того сущностного понимания высказывания Ф.Патрицы, которое было последовательно изложено по ходу предшествующего рассуждения.
Рекомендации:
Второй пример, почерпнутый из истории географических открытий, не достаточно явно иллюстрирует высказываемый тезис о том, что знание является единством чувственного и рационального. Необходимо было пояснить данный пример дополнительным рассуждением. Например: “Бывает и так, что гипотеза, выстроенная разумом, не подтверждается опытом”. При этом, лучше переставить этот пример на абзац выше. Тогда сохраняется логика рассуждения, а два примера звучат как тезис в пользу примата разума и антитезис в пользу примата опыта. Вместе – обосновываемое единство.
“Познание и жизнь неотделимы”(Л. Фейхтвангер).
Основные понятия и термины:
Знание; гносеология; ощущение; восприятие; представление; понятие; суждение; жизнь; смысл жизни;познание.
Примеры:
1) Город до войны 1812 года. имел у каждого дворца сады и
огороды, скотные дворы. А после того как Александр I побывал в Европе,
он увидел как там устроены и застроены города, после чего город стал
строиться на европейский манер.
2)Из средств массовой информации весь
народ мира узнал, что предсказание народа Майя о “конце света”
оказалось ошибочным. Благодаря СМИ люди продолжают жить спокойна и
получать нужную информацию для себя.
3) Одним наглядным примером из
литературы может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети»
русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный
процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как
личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и
глубокого ума.
Тезис: Не будет познания жизнь превратиться в существование, а человек из личности – в овощ.
Эссе.
“Познание и жизнь неотделимы”- так утверждал немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер.
В этом высказывание писатель Фейхтвангер показывает нам, что познание и жизнь не могут существовать друг без друга. Жизнь – наше существование – всегда должна иметь свой смысл, но вот в
том то и дело, что, только получив какие-либо знания, человек приходит к
той цели, которая ему дана. Познание – совокупность знаний об окружающем мире – тоже, как и жизнь,
на что-то нацелено. Чаще всего это просто получение новых знаний, но
только живые люди способны получать их. Всю жизнь мы к чему-то стремимся, что-то узнаем, что-то открываем. Вот
так и получается, что жизнь и есть вечное познание, а точнее гносеология. Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать жизнь. Мы всегда открываем
для себя что-то новое, в любом возрасте. У познания много разных форм и поэтому, когда в жизни мы затрагиваем формы научного, художественного, философского, мифологического познания, мы узнаем как и где можно применить эти знания. Не будь познания нам в жизни нечего было бы узнавать и может тогда и мы не нужны были.
Я согласна с Фейхтвангером, потому что с каждым днем нашей жизни мы узнаем что-то новое, а познание это совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, с каждым днем жизни мы узнаем частичку познания. Вот к примеру, Галилей отдал почти всю свою жизнь астрономии, открыл спутники Юпитера,
кометы. Его жизнь – познание. Начав с теории о том, что Земля имеет
форму шара, закончил открытие новых небесных святил. Или одним наглядным примером из литературы может стать образ Базарова в
произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его
увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли
герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал
человеком твердого и глубокого ума.
В заключение могу сказать, не будет познания, жизнь превратиться в существование, а человек из личности – в овощ.
ПОЗНАНИЕ – ТЕМА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАНИЯ: ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ЗНАНИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ОБРАЗ) ОПРЕДМЕЧИ ВАНИЕ, РАПСПРЕДМЕЧИВАНИЕ.
Для людей мыслящих тема познания приобрела
весьма острую акту альность. Очевидно, что причиной возросшего
интереса к этому воп росу является крушение так называемой мировой
системы социализма и углубление социально-экономического и духовного
кризиса современ ного общества. Учебники философии познание
трактуют как “процесс приобретения знаний”. Это – процесс отражения
действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать
все существующее
– мир в целом, общество и сам человек. Источником
и способом познания являются человеческие чувства, разум и
интуиция.
Чувственное познание – исходный пункт освоения
действительности и начальная форма познания. Все наши образы,
представления и понятия формируются на основе чувственного
отражения,объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и
явлений. Однако чувства наши очень часто нас обманывают. К тому же у
каждого человека они могут быть разными. В плане сугубо
биологическом органы чувств у человека развиты гораздо хуже, чем у животных
(зрение,слух,ося зание,обоняние).Поэтому, если бы знания человека
основывались лишь на чувствах, то информация о мире у человека была
бы гораздо сла бее, чем у животных.
В отличие от животных,человек обладает рассудком и
разумом, на которых основано рациональное познание. На этом
уровне мы имеем дело с понятийными отражениями, абстракциями,
теоретическим мышлением.
Познавательный процесс осуществляется не только в
той форме, в которой он существует в мыслях отдельного
человека, а главным об разом в виде общего общего социально-исторического
процесса развития знания. Индивидуальное познание человека
обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим
процессом раз вития знания.
Но чувственное и рациональное познание не
находятся в непримиримом противоречии, они не орицают, а диалектически дополняют
друг друга
При этом следует иметь в виду, что нужды и
потребности человека выступают одной из главных движущих сил развития
познания, а общественно-историческая практика людей служит
важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью
познания.
В своем диалектическом единстве чувственное и
рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир
объективной истины.
Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо
обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на
познание и объяснение мира и человека. Процесс познания бесконечен,
ибо мир беспределен и разнокачественен как на макро-, так и на
микроуровнях, он постоянно изменяется и развивается. Истина и
заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося
знания. Поэтому в самом характере познания заложена определенная доля
здорового гноселогического скептицизма.
В следствии незаконченности познания в каждый
конкретный период его развития остается некоторая “вещь в
себе”, сфера непознанного.
Осознание того факта,что бытие (мир, общество и
сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный
“остаток”, должно всегда предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в
вопросе о возможностях человеческого познания, а тем более от
мышления в категориях абсолютных истин.
В 19 веке в философии начинает складываться
течение иррационализ ма: А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше,Э.Гартман,
А.Бергсон и др.
Это направление имеет множество проявлений. Одни
авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие –
инстинкта, третьи – воли, четвертые – мистического озарения и т.д. Но
все они подчеркивают важную роль в жизни общества и познании
иррационального фактора. Критика рационализма усилилась в последнее
время в связи с тем,что стала совершенно очевидной гноселогическая
ограниченность человеческого разума и иррациональные последствия
“рациональной”
деятельности человека. Экологические проблемы,
войны, экономические и духовные кризисы, постоянно возникающие то в
одних, то в других странах и регионах.
С другой стороны, отрицая всякую позитивную роль
рационального познания представители иррационализма, особенно
постмодернизма, проповедуют конценпцию беспредельного
иррационализма и интеллектуального анархизма. Поэтому следует особо подчеркнуть
необходимость учета в познании диалектического единства
рационального и иррационального моментов.
Так о теории познания трактует учебник философии
под редакцией профессора В.Н. Лавриненко.(1)
В курсе лекций философии А.А.Радугина (2) мы можем
узнать о том, как в разное время-от античности до наших дней-
различные философы решали данный вопрос. Например, Демокрит,
древнегреческий философ, автор атомической теории мироздания, познание мира
истолковывал на основе принципа “истечения”. Процесс
познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через
соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме
истечения с поверхности всех вещей копий – мельчайших образов этих
вещей. Демокрит не видел связи чувственного уровня познания с
рациональным рассужде нием, резко отделял и противопоставлял их друг
другу.Истинное познание достигается только разумом,считал Демокрит.
Он также считал, что ни одни вещи не возникают беспричинно, но все
возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости. Поэтому
Демокрита наши философы записали в сторонники крайнего
детерминизма, переходящего в фатализм. Демокрит действительно был
детерменистом,но не по этой причине. Автор атомической теории мироздания,
полагал, что атомы, из которых состоит материальный мир, падают строго
вертикально.Поэтому в существующем мире нет места для воли
людей, а все имеет божественное предопределение. Демокрит жил в
период 460-370 г.г.
до н.э.
Сократ – инициатор моральной философии. Жил 470 –
390 г.г. до н.э.
Философия – это есть способ познания добра и
зла.Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. По форме метод
Сократа – это беседы, диалоги. Исходя из фактов частной жизни,
из конкретных явлений окружающей действительности он сравнивает
отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы,
анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению
противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на
основе вычленения каких-то существенных признаков. Платон,
живший 427-347 г.г.
до н.э., метод добывания истины, используемый
Сократом в своих диалогах, назвал диалектикой. Итак, диалектика – это
метод в философии, представляющий собой сочетание анализа, то
есть мысленного расчленения изучаемого объекта, обнаружение в
отдельных элементах общих характерных черт, с затем мысленным
единением, или синтезом элементов на основании обнаруженных общих
характерных черт.
Наверное каждый из нас знает, ну или хотя бы догадывается, что такое познание. Если спросить обычного человека об этом, то он скорее всего ответит, что познание – это когда люди открывают для себя что-то новое и неизведанное. Или познание – это когда люди взаимодействуют с окружающим миром. Также можно сказать, что результатом познания будет являться знание. Можно дать точное определение слову познание. Познанием называется процесс осмысления и накопления данных, а также постижение действительности, полученных в ходе взаимодействия людей с окружающим миром.
Проблема познания мира появляется из-за некоторых трудностей познания. Таким образом, данная проблема разделила ученых на три группы: оптимистов, скептиков и пессимистов. Оптимисты утверждают о том, что мир можно познать. Пессимисты же, наоборот, говорят что мир постичь невозможно. А скептики сомневаясь говорят, что в принципе познать мир возможно. Наука о познании выделяет две формы. Это чувственное и рациональное познание. К чувственному познанию относят ощущение, восприятие, представление. К рациональному познанию относят понятие, суждение и умозаключение. Эти познания связаны с мышлением человека.
На мой взгляд познать весь мир невозможно. Ведь с каждым новым научным открытием человечество делает еще новое, более лучшее открытие. А затем все лучше и новее. И так познание за познанием. Человечество познает мир веками, но вопросов накапливается больше, чем ответов.
качестве примера познания можно привести такой пример. Если человеку дать попробовать чай, то он сразу может ответить, что это именно чай, а не молоко или вода. Потому что человек познал весь вкус и цвет этого напитка. Это пример чувственного познания, а если говорить точнее, то ощущение и представление. Человек уже знает вкус чая и поэтому выпив его ощущает его вкус. А также он знает как выглядит чай, значит он представляет какой он. Примером рационального познания можно привести суждение, то есть мысль, которая что-то отрицает или что-то утверждает. Например утверждение “Земля является третьей планетой Солнечной системы”. Этот пример является истинным суждением рационального познания.
Говоря о познании можно сделать вывод о том, что в процессе познания не надо полностью доверяться органам чувств, ведь они всего лишь делают наш мир красивым и выразительным. Что-то увидеть или ощутить недостаточно, нужно еще это обдумать, то есть подключить рациональное познание. Таким образом, чтобы познать мир нужно включать и чувственное и рациональное познание.
Что такое познание, как не способ удовлетворить извечное человеческое любопытство? А ведь именно любопытство является одним из важнейших человеческих качеств, которое может быть и сделало человека человеком, привело к возникновению науки и научно-технического прогресса, создало человеческую цивилизацию. Человек так устроен, что ему надо что-то узнавать, что-то изучать, ведь через познание мира человек познает и самого себя. Совершенствуется, становится лучше и чище. Любое обучение – это тоже познание, это познание того, что другие люди уже открыли и изучили, но что пока остается неизвестным ученику. И это познание дает человеку не только моральное удовлетворение – я тоже знаю то, что знают другие, но и радость от самого процесса, в чем-то родственную знаменитой мышечной радости Павлова. Только радость от познания не от работы мышц, а от работы мозга. Особенно велика эта радость, когда находится решение трудной задачи, над которой бился несколько часов или дней и эта радость ничуть не меньше радости того человека, который много раньше уже совершил это открытие. Ведь понять что-то, значит овладеть им, значит человек стал еще немного богаче, не материально, но духовно, а богатство всегда согревает душу.