Текст: Жидкие люди. Г.Г.Туз
(1)”Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!” (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”.(3)Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (5)Но дядя в уныние не впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным.(13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться. (16)Их слова не стоит принимать всерьез. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”. (19)И прошлепают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – это не люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только панцирь-сосуд, и внутри него плещется не поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней не шла, не хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет.
(31)И вот, когда давление этой стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая.(34)Только углом рта шипит: “Никого принимать не будем!” (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? (37)И только теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. (39)Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. (40)Второй ответил: “А для чего же тогда власть?”.
(По Г.Г. Туз*)
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Не все школьники поняли этот философский текст. Выпускникам нужно было определить тему и проблему, привести примеры из других произведений, но они не смогли это сделать. Сама автор Галина Туз, жительница Ставропольского края, объяснила на форумах в Интернете, что не давала согласие организаторам ЕГЭ на использование материала. Сайт ЮГА.ру сообщил, что Рособрнадзор и ФИПИ не смогли оперативно ответить, как текст Галины Туз попал в билеты. Эссе Жидкие люди было напечатано на сайте библиотеки Максима Мошкова и в авторском сборнике Совесть – ночной охотник, который был выпущен в Ставрополе. Жидкие люди Галина Туз
Не нравится мне этот дядя. Он какой-то жидкий, – я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами жидкого дядю. Дядя был ничего, вполне себе упитанный и румяный, не сказать, чтоб твердый или там газообразный, но уж и не жидкий точно. Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время, кстати, время неважное, начало 90-х. Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая аннигиляции нашего места работы. Но дядя в уныние не впадал. Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов. А ты кому должен? – спрашивал дядя. – А сколько?. В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг, брали до лучших времен у друзей и родственников, у тех, кто ухитрился не сложить лапки, а заварить собственное дело), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к следующему донору настроения: Ну а ты сколько? Да ты шо?, – и все начиналось по-новой.
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть, жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться – расплескаешь и провалишься, а там – с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей, от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя – ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьез – особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: А в чем, собственногря, дело?.., – и прошлепают мимо.
И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что в человеческом организме девяносто процентов воды…. Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг Вливайся! стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла, и жидкого человека от нежидкого отличу без труда. Но по молодости лет… Вот, в свое время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. Такие высоты и глубины, в смысле, перспективы открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала… А я упиралась всеми четырьмя лапами и на работу к ней не шла, не хотела. Ну не нравилась она мне, как жидкий дядя мальчику, а объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет… Может, ее сладкий голос казался мне переслащенным, может, искусственность каменноугольной прически (как сказал один художник: Женщин с такой прической до культуры за три километра допускать нельзя). Но черт ее знает почему – не нравилась мне тетя, и все. И вот, когда давление этой стихии (как оказалось, водной) на меня стало совсем уж непереносимым (Я уже тебе и столик в своем кабинете поставила, и с директором договорилась – день назначила, когда он нас примет), я решила: А, ладно! Раз уж человеку так хочется… А мне, собственно, все равно кому труд своих белых рук и умной головы продавать!. И согласилась. Являюсь в назначенный день. Тетя проходит мимо по коридору не здороваясь, и даже голову в мою сторону не поворачивает. Только углом рта шипит, даже скрежещет, а не шипит: Никого принимать не будем! и гордо удаляется, подрагивая своей залакированной башней на голове. Я так и сползла по стеночке от истерического хохота. Вот это да, вот это класс! А я и уши развесила. Вернее, если и уши, то уши души.
Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? И только теперь меня осенило – жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. Жидкие люди – активное содержимое государства, чей великий панцирь предлагает себя всякому, кто готов в него влиться.
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…. Второй ответил: А зачем? Для чего же тогда власть?. Новости на Блoкнoт-Воронеж
“Не нравится мне этот дядя. Он какой-то жидкий”, – я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”. Дядя был ничего, вполне себе упитанный и румяный, не сказать, чтоб твердый или там газообразный, но уж и не жидкий точно. Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время, кстати, время неважное, начало 90-х. Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая аннигиляции нашего места работы. Но дядя в уныние не впадал. Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов. “А ты кому должен? – спрашивал дядя. – А сколько?”. В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг, брали до лучших времен у друзей и родственников, у тех, кто ухитрился не сложить лапки, а заварить собственное дело), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к следующему донору настроения: “Ну а ты сколько? Да ты шо?”, – и все начиналось по-новой.
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть, жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться – расплескаешь и провалишься, а там – с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей, от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя – ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьез – особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”, – и прошлепают мимо.
И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что “в человеческом организме девяносто процентов воды…”. Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг “Вливайся!” стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла, и жидкого человека от нежидкого отличу без труда. Но по молодости лет… Вот, в свое время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. Такие высоты и глубины, в смысле, перспективы открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала… А я упиралась всеми четырьмя лапами и на работу к ней не шла, не хотела. Ну не нравилась она мне, как жидкий дядя мальчику, а объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет…
И вот, когда давление этой стихии (как оказалось, водной) на меня стало совсем уж непереносимым, согласилась. Являюсь в назначенный день. Тетя проходит мимо по коридору не здороваясь, и даже голову в мою сторону не поворачивает. Только углом рта шипит, даже скрежещет, а не шипит: “Никого принимать не будем!” и гордо удалилась.
Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? И только теперь меня осенило – жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. Жидкие люди – активное содержимое государства, чей великий панцирь предлагает себя всякому, кто готов в него влиться.
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. Второй ответил: “А зачем? Для чего же тогда власть?”.
По тексту Галины Туз.
Не понимаю, в чём природа шока. Известный автор или неизвестный – дело десятое. В данном экзамене проверяется способность выпускника осмысленно прочитать какой бы то ни было текст и суметь определить его тему и проблему. И то, что автор неизвестный, лишь ставит всех учащихся в равное положение, когда нужно думать головой и решать конкретно представленную задачу, а не перебирать в памяти зазубренные в школе заклинания и подставлять их под предложенный текст.
Каждый год во время экзаменов кто-нибудь да начинает эту тему: “Караул, дитё пошло на экзамен, а там ему дали чудовищное задание! Мы все в шоке, взрослые, без понятия, как с таким заданием можно справиться”… И куда Минобр смотрит, и чем они все там думают, и как дитё бедное должно справиться с жутким заданием, и т. д., и т. п. Конечно, если дитё впервые в жизни начинает думать над прочитываемым именно на ЕГЭ, то ему мало что поможет.
Ничего страшного и сверхъестественного в тексте “Жидкие люди” нет. Нас же не шокируют сравнения людей с хамелеонами или флюгерами? Взрослые читатели поняли название романа Н. В. Нарокова “Мнимые величины”, никто не предъявлял претензий к термину, взятому из высшей математики и переосмысленному в литературном произведении. Мы же понимаем, что такое “скользкий тип” или “обтекаемые выражения”. Так почему “жидкие люди” нас должны поставить в тупик?
В своё время была очень популярна “Баллада о гвоздях” Н. С. Тихонова, особенно её заключительные строки:
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Мы же как-то сразу поняли, что имел ввиду автор – целеустремлённость, несгибаемую волю, твёрдость духа и готовность стоять до последнего, так почему же кого-то смущает обобщение противоположных качеств словом, которое антонимично понятиям крепости и твёрдости – словом “жидкость” и однокоренным “жидкий”?
В тексте очень чётко показаны люди беспринципные, приспособленцы, лицемеры. Давайте вспомним старый хороший мультфильм “Голубой щенок”, а в нём – самого подлого и мерзкого героя – кота. Этот образ буквально показан жидким, перетекающим из одного состояния в другое, заполняющим собой пространство и исчезающим при попытки схватить его.
Этот персонаж ничем по сути не отличается от людей, описанных Галиной Туз. Люди подлые не только способны бесконечно мимикрировать под любые условия, но и создавать невыносимую ситуацию для других. Люди-гвозди, соприкоснувшись с жидкими людьми, очень часто не выносят созданного микроклимата и просто ржавеют, тихо разрушаясь. И негодяями этих инертных нетворческих приспособленцев вроде не назовёшь, и ни в чём конкретном не обвинишь – как охарактеризовать таких одним словом?
Устами младенца глаголет истина
Маленький мальчик сумел подобрать простое и в то же время ёмкое по смыслу определение – “жидкие люди”.
“Жидкие люди” – враги общества, их даже нельзя назвать людьми, по?тому нужно уметь отличать “жидких людей” и остерегаться их.
Вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”. Иван Александрович Хлестаков осознано выдал себя за ревизора, которого ждали в городе высшие чиновники. Снова же ради своей выгоды, ему нравилось, как люди обходятся с ним. Он так и уехал из города, признавшись лишь в письме, помимо ?того унизив каждого чиновника лично.
Очумелов, один из главных героев рассказа Антона Павловича Чехова “Хамелеон”, очень хороший пример “жидкого человека”. Его основные черты – ?то подхалимство перед высшими чинами и жестокость по отношению к простым людям, которые ниже ??? на социальнои? лестнице.
Галина Георгиевна Туз рассматривает актуальную проблему.”Жидкие люди” всегда будут в обществе. Люди-приспособленцы, живущие лишь ради своей выгоды ?? оставят общество. Единственное, что мы можем сделать против них – ?то научиться распознавать подобных людей.
Текст: Жидкие люди. Г.Г.Туз
(1)”Не нравится мне ?тот дядя: он какой-то жидкий!” (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”. (3)Дядя был мне знаком, он служил в однои? из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (5)Но дядя в уныние ?? впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И ?? то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. (13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость ?? опереться. (16)Их слова ?? стоит принимать всерьез. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при ?том ещё и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”. (19)И прошлепают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – ?то ?? люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только лишь панцирь-сосуд, и внутри н??? плещется ?? поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но ?то я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней ?? шла, ?? хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе ?? могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну нич??? ведь плохого она мне ?? сделала, на работу ??? зовет.
(31)И ???, когда давление ?той стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, ?? здороваясь и даже голову в мою сторону ?? поворачивая. (34)Только углом рта шипит: “Никого принимать ?? будем!” (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все ?то было надо? (37)И только лишь теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волнои?, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильнои?, подозрительнои?, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником.
Понятие и виды, 2018.
(39)Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. (40)Второй ответил: “А для ч??? же тогда власть?”.
(По Г.Г. Туз*)
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Размещено на реф.рф
Интернет буквально взорвали негодующие сообщения выпускников, а также их родителей, которые уверяют, что 17–18-летние подростки испытали затруднения при определении тематики и проблематики текста, как того требуют правила госэкзамена.
На столь активное обсуждение откликнулись представители Рособрнадзора, которые уверили, что этот отрывок соответствует всем требованиям текста для ЕГЭ. К тому же, как и все остальные, он прошел апробирование, и результаты показали, что 89 % тестируемых смогли определить одну из его проблем. При этом представители ведомства озвучили и аргументы, которые можно было использовать при написании сочинения. Так, подтвердить точку зрения автора можно было, обратившись к классике, обязательной для прочтения в школьной программе. Это «Хамелеон», «Крыжовник», «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В. Гоголя, а также произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Вмешательство от первого лица
Между тем, на одном из форумов, посвященных тексту, его автор госпожа Туз лично обратилась ко всем своим случайным «недоброжелателям»: «Жидких людей» я писала для себя и исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я не рассчитывала. Так уж получилось. Ну, а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею – я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь».
При этом стоит отметить, что все сообщения в адрес Галины действительно безосновательны, поскольку она не выдвигала свое произведения для выбора в качестве экзаменационного. Комментарий «с поле боя»
«Повезло» на текст про «жидких людей» и воронежским школьникам. Как рассказала «ГЧ» выпускница МБОУ СОШ № 18 Светлана Корчагина, также попавшая в число «счастливчиков», фрагмент произведения не показалось ей тяжелым, скорее, – нестандартным. «А вот с написанием сочинения, выявлением проблемы, а тем более ее формулировкой возникли трудности. Текст, конечно, интересен и актуален, однако он не для ЕГЭ! Просто обидно, что другим выпускникам попались более простые КИМы», – поделилась Светлана. «В итоге ученики были поставлены в неравные условия»
За комментарием по поводу сложившейся ситуации «ГЧ», естественно, обратилась к экспертам лингвистического сообщества. Так, завкафедрой издательского дела ВГУ, доцент, доктор филологических наук Жанна Владимировна Грачева считает, что детей на экзамене необходимо ставить в равные условия. «Какую задачу решали выпускники? – Выявить проблему, прокомментировать ее, определить позицию автора, высказать свою точку зрения и привести два аргумента, позволяющие ребенку продемонстрировать свой культурный уровень. Как вы понимаете, чем сложнее проблема, тем труднее ее формулировать, комментировать и обсуждать. Но в итоге получилось, что выпускники, которым «выпали» тексты, посвященные «отработанным» на уроках русского языка темам: роли дружбы, чтения и книги, природы в жизни человека – оказались в более выигрышном положении, чем те, кто писал о так называемых «жидких людях». Само выражение «жидкие люди» – метафорическое, «зыбкое», разговорное. Несмотря на то, что оно имеет свою дефиницию в тексте, примеры, иллюстрирующие его, на мой взгляд, аморфны и непоследовательны. Считаю, что в итоге ученики были поставлены в неравные условия. Поэтому впредь следует это учитывать и предлагать тексты одного уровня сложности: либо с «прозрачной» проблематикой, либо одинаково сложной для всех», – подытоживает Жанна Владимировна. Без купюр
Для того, что вы могли сами составить впечатление о нашумевшем тексте, «ГЧ» публикует его фрагмент:
«С ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что «в человеческом организме девяносто процентов воды…». Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто
им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг «Вливайся!» стал как-то особенно популярным в последнее время».
Пожалуй, образованный человек после определенных раздумий и впрямь найдет примеры, которые смогут подтвердить или опровергнуть представленную автором идею. Более того, при определенных обстоятельствах порассуждать о проблеме «жидких людей» и их ценностей было бы даже любопытно. Однако, поставленный в рамки Единого государственного экзамена, по определению требующего хотя бы приблизительного равенства всех вовлеченных лиц перед заданиями, этот вопрос выглядит уже не столько вдохновляющим, сколько удручающим. Особенно если от этого экзаменационного авангарда зависит, к примеру, судьба зачисления в вуз. P.S. Что ж, буквально на днях станут известны результаты ЕГЭ по русскому языку, которые покажут, с кем «жидкие люди» сыграли злую шутку, а кому, возможно, наоборот помогли проявить свои знания и получить высокие баллы.
После проведения госэкзамена по русскому языку 29 мая наша читательница Ирина на портале «MOЁ! Online» в «Народных новостях» разместила текст из раздела С1. По заданию школьникам на основе материала нужно написать своё эссе, выделив проблему, отражённую в тексте, и привести аргументы, подтверждающие собственную позицию. Текст «Жидкие люди» журналиста из Ставрополя Галины Туз неожиданно вызвал бурную дискуссию среди наших читателей, набрав за несколько дней больше 300 комментариев и около 7 000 просмотров.
«Кому-то достались нормальные тексты о дружбе, патриотизме, долге и ответственности, — написала автор сообщения Ирина. — Но некоторым достался бредовый текст про… жидких людей. Конечно, творчество журналистов — это их дело, но не на ЕГЭ же их школьникам давать, что катастрофически снижает баллы у многих детей из-за некорректного задания!»
Приведём для примера один абзац из текста:
«…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться — расплескаешь и провалишься, а там — с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя — ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьёз — особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить — предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело?..» — и прошлепают мимо».
Мы попросили доцента кафедры русского языка ВГУ, кандидата филологических наук Татьяну Голицыну и учителя русского языка и литературы Марину Краснякову прокомментировать текст «Жидкие люди».
– Данный текст самый сложный из всех предложенных на экзамене, — считают эксперты. — Проблематика текста неоднозначна, трудна для выявления. Текст метафоричен, следовательно, он может вызывать множественные оценки. Восприятие и анализ предложенного текста осложняются словами и высказываниями разговорного и просторечного характера («да ты шо», «отухавшись», «собственногря») и термина «аннигиляция», загадочного для понимания учащихся. Текст ориентирован на взрослого читателя. Молодые люди, выпускники школы, не обладают жизненным опытом и достаточной начитанностью для его адекватной интерпретации.
Любопытно, что текст «Жидкие люди» вызвал негативную реакцию у многих школьников по всей стране. В Интернете на множестве форумов можно встретить сообщения, где ученики жалуются на сложность работы с этим материалом. Своё отношение к ситуации прокомментировала и автор текста Галина Туз.
– Народ, простите, а я-то тут при чем? — удивляется Галина. — Выставляю тексты исключительно на своей страничке, никто ко мне по поводу ЕГЭ не обращался. Все претензии к тем, кто взял текст (без спросу) и сделал вас моими ненавистниками. «Жидких людей» я писала исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я сроду не рассчитывала. Так уж получилось. Ну а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею, я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь.
О том, как можно будет подать апелляцию, если участника ЕГЭ не устроили результаты экзамена, станет известно после объявления результатов. Сделать это можно будет в течение двух рабочих дней. Примерные даты приёма и рассмотрения апелляций по русскому языку — с 16 по 19 июня, а по математике — с 20 по 25 июня.
“Не нравится мне этот дядя. Он какой-то жидкий”, – я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”. Дядя был ничего, вполне себе упитанный и румяный, не сказать, чтоб твердый или там газообразный, но уж и не жидкий точно. Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время, кстати, время неважное, начало 90-х. Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая аннигиляции нашего места работы. Но дядя в уныние не впадал. Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов. “А ты кому должен? – спрашивал дядя. – А сколько?”. В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг, брали до лучших времен у друзей и родственников, у тех, кто ухитрился не сложить лапки, а заварить собственное дело), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к следующему донору настроения: “Ну а ты сколько? Да ты шо?”, – и все начиналось по-новой.
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть, жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться – расплескаешь и провалишься, а там – с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей, от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя – ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьез – особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”, – и прошлепают мимо.
И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что “в человеческом организме девяносто процентов воды…”. Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг “Вливайся!” стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла, и жидкого человека от нежидкого отличу без труда. Но по молодости лет… Вот, в свое время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. Такие высоты и глубины, в смысле, перспективы открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала… А я упиралась всеми четырьмя лапами и на работу к ней не шла, не хотела. Ну не нравилась она мне, как жидкий дядя мальчику, а объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет… Может, ее сладкий голос казался мне переслащенным, может, искусственность каменноугольной прически (как сказал один художник: “Женщин с такой прической до культуры за три километра допускать нельзя”). Но черт ее знает почему – не нравилась мне тетя, и все. И вот, когда давление этой стихии (как оказалось, водной) на меня стало совсем уж непереносимым (“Я уже тебе и столик в своем кабинете поставила, и с директором договорилась – день назначила, когда он нас примет”), я решила: “А, ладно! Раз уж человеку так хочется… А мне, собственно, все равно кому труд своих белых рук и умной головы продавать!”. И согласилась. Являюсь в назначенный день. Тетя проходит мимо по коридору не здороваясь, и даже голову в мою сторону не поворачивает. Только углом рта шипит, даже скрежещет, а не шипит: “Никого принимать не будем!” и гордо удаляется, подрагивая своей залакированной башней на голове. Я так и сползла по стеночке от истерического хохота. Вот это да, вот это класс! А я и уши развесила. Вернее, если и уши, то уши души.
Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? И только теперь меня осенило – жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. Жидкие люди – активное содержимое государства, чей великий панцирь предлагает себя всякому, кто готов в него влиться.
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. Второй ответил: “А зачем? Для чего же тогда власть?”.
Текст: Жидкие люди. Г.Г.Туз
(1)”Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!” (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”.(3)Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (5)Но дядя в уныние не впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным.(13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться. (16)Их слова не стоит принимать всерьез. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”. (19)И прошлепают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – это не люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только панцирь-сосуд, и внутри него плещется не поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней не шла, не хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет.
(31)И вот, когда давление этой стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая.(34)Только углом рта шипит: “Никого принимать не будем!” (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? (37)И только теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. (39)Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. (40)Второй ответил: “А для чего же тогда власть?”.
(По Г.Г. Туз*)
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Не все школьники поняли этот философский текст. Выпускникам нужно было определить тему и проблему, привести примеры из других произведений, но они не смогли это сделать. Сама автор Галина Туз, жительница Ставропольского края, объяснила на форумах в Интернете, что не давала согласие организаторам ЕГЭ на использование материала. Сайт ЮГА.ру сообщил, что Рособрнадзор и ФИПИ не смогли оперативно ответить, как текст Галины Туз попал в билеты. Эссе Жидкие люди было напечатано на сайте библиотеки Максима Мошкова и в авторском сборнике Совесть – ночной охотник, который был выпущен в Ставрополе.
Жидкие люди Галина Туз
Не нравится мне этот дядя. Он какой-то жидкий, – я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами жидкого дядю. Дядя был ничего, вполне себе упитанный и румяный, не сказать, чтоб твердый или там газообразный, но уж и не жидкий точно. Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время, кстати, время неважное, начало 90-х. Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая аннигиляции нашего места работы. Но дядя в уныние не впадал. Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов. А ты кому должен? – спрашивал дядя. – А сколько?. В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг, брали до лучших времен у друзей и родственников, у тех, кто ухитрился не сложить лапки, а заварить собственное дело), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к следующему донору настроения: Ну а ты сколько? Да ты шо?, – и все начиналось по-новой.
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть, жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться – расплескаешь и провалишься, а там – с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей, от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя – ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьез – особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: А в чем, собственногря, дело?.., – и прошлепают мимо.
И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что в человеческом организме девяносто процентов воды…. Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг Вливайся! стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла, и жидкого человека от нежидкого отличу без труда. Но по молодости лет… Вот, в свое время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. Такие высоты и глубины, в смысле, перспективы открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала… А я упиралась всеми четырьмя лапами и на работу к ней не шла, не хотела. Ну не нравилась она мне, как жидкий дядя мальчику, а объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет… Может, ее сладкий голос казался мне переслащенным, может, искусственность каменноугольной прически (как сказал один художник: Женщин с такой прической до культуры за три километра допускать нельзя). Но черт ее знает почему – не нравилась мне тетя, и все. И вот, когда давление этой стихии (как оказалось, водной) на меня стало совсем уж непереносимым (Я уже тебе и столик в своем кабинете поставила, и с директором договорилась – день назначила, когда он нас примет), я решила: А, ладно! Раз уж человеку так хочется… А мне, собственно, все равно кому труд своих белых рук и умной головы продавать!. И согласилась. Являюсь в назначенный день. Тетя проходит мимо по коридору не здороваясь, и даже голову в мою сторону не поворачивает. Только углом рта шипит, даже скрежещет, а не шипит: Никого принимать не будем! и гордо удаляется, подрагивая своей залакированной башней на голове. Я так и сползла по стеночке от истерического хохота. Вот это да, вот это класс! А я и уши развесила. Вернее, если и уши, то уши души.
Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? И только теперь меня осенило – жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. Жидкие люди – активное содержимое государства, чей великий панцирь предлагает себя всякому, кто готов в него влиться.
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…. Второй ответил: А зачем? Для чего же тогда власть?.
Новости на Блoкнoт-Воронеж
“Не нравится мне этот дядя. Он какой-то жидкий”, – я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”. Дядя был ничего, вполне себе упитанный и румяный, не сказать, чтоб твердый или там газообразный, но уж и не жидкий точно. Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время, кстати, время неважное, начало 90-х. Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая аннигиляции нашего места работы. Но дядя в уныние не впадал. Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов. “А ты кому должен? – спрашивал дядя. – А сколько?”. В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг, брали до лучших времен у друзей и родственников, у тех, кто ухитрился не сложить лапки, а заварить собственное дело), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к следующему донору настроения: “Ну а ты сколько? Да ты шо?”, – и все начиналось по-новой.
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть, жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться – расплескаешь и провалишься, а там – с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей, от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя – ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьез – особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”, – и прошлепают мимо.
И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что “в человеческом организме девяносто процентов воды…”. Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг “Вливайся!” стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла, и жидкого человека от нежидкого отличу без труда. Но по молодости лет… Вот, в свое время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. Такие высоты и глубины, в смысле, перспективы открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала… А я упиралась всеми четырьмя лапами и на работу к ней не шла, не хотела. Ну не нравилась она мне, как жидкий дядя мальчику, а объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет…
И вот, когда давление этой стихии (как оказалось, водной) на меня стало совсем уж непереносимым, согласилась. Являюсь в назначенный день. Тетя проходит мимо по коридору не здороваясь, и даже голову в мою сторону не поворачивает. Только углом рта шипит, даже скрежещет, а не шипит: “Никого принимать не будем!” и гордо удалилась.
Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? И только теперь меня осенило – жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. Жидкие люди – активное содержимое государства, чей великий панцирь предлагает себя всякому, кто готов в него влиться.
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. Второй ответил: “А зачем? Для чего же тогда власть?”.
По тексту Галины Туз.
Не понимаю, в чём природа шока. Известный автор или неизвестный – дело десятое. В данном экзамене проверяется способность выпускника осмысленно прочитать какой бы то ни было текст и суметь определить его тему и проблему. И то, что автор неизвестный, лишь ставит всех учащихся в равное положение, когда нужно думать головой и решать конкретно представленную задачу, а не перебирать в памяти зазубренные в школе заклинания и подставлять их под предложенный текст.
Каждый год во время экзаменов кто-нибудь да начинает эту тему: “Караул, дитё пошло на экзамен, а там ему дали чудовищное задание! Мы все в шоке, взрослые, без понятия, как с таким заданием можно справиться”… И куда Минобр смотрит, и чем они все там думают, и как дитё бедное должно справиться с жутким заданием, и т. д., и т. п. Конечно, если дитё впервые в жизни начинает думать над прочитываемым именно на ЕГЭ, то ему мало что поможет.
Ничего страшного и сверхъестественного в тексте “Жидкие люди” нет. Нас же не шокируют сравнения людей с хамелеонами или флюгерами? Взрослые читатели поняли название романа Н. В. Нарокова “Мнимые величины”, никто не предъявлял претензий к термину, взятому из высшей математики и переосмысленному в литературном произведении. Мы же понимаем, что такое “скользкий тип” или “обтекаемые выражения”. Так почему “жидкие люди” нас должны поставить в тупик?
В своё время была очень популярна “Баллада о гвоздях” Н. С. Тихонова, особенно её заключительные строки:
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Мы же как-то сразу поняли, что имел ввиду автор – целеустремлённость, несгибаемую волю, твёрдость духа и готовность стоять до последнего, так почему же кого-то смущает обобщение противоположных качеств словом, которое антонимично понятиям крепости и твёрдости – словом “жидкость” и однокоренным “жидкий”?
В тексте очень чётко показаны люди беспринципные, приспособленцы, лицемеры. Давайте вспомним старый хороший мультфильм “Голубой щенок”, а в нём – самого подлого и мерзкого героя – кота. Этот образ буквально показан жидким, перетекающим из одного состояния в другое, заполняющим собой пространство и исчезающим при попытки схватить его.
Этот персонаж ничем по сути не отличается от людей, описанных Галиной Туз. Люди подлые не только способны бесконечно мимикрировать под любые условия, но и создавать невыносимую ситуацию для других. Люди-гвозди, соприкоснувшись с жидкими людьми, очень часто не выносят созданного микроклимата и просто ржавеют, тихо разрушаясь. И негодяями этих инертных нетворческих приспособленцев вроде не назовёшь, и ни в чём конкретном не обвинишь – как охарактеризовать таких одним словом?
Устами младенца глаголет истина
Маленький мальчик сумел подобрать простое и в то же время ёмкое по смыслу определение – “жидкие люди”.
“Жидкие люди” – враги общества, их даже нельзя назвать людьми, по?тому нужно уметь отличать “жидких людей” и остерегаться их.
Вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”. Иван Александрович Хлестаков осознано выдал себя за ревизора, которого ждали в городе высшие чиновники. Снова же ради своей выгоды, ему нравилось, как люди обходятся с ним. Он так и уехал из города, признавшись лишь в письме, помимо ?того унизив каждого чиновника лично.
Очумелов, один из главных героев рассказа Антона Павловича Чехова “Хамелеон”, очень хороший пример “жидкого человека”. Его основные черты – ?то подхалимство перед высшими чинами и жестокость по отношению к простым людям, которые ниже ??? на социальнои? лестнице.
Галина Георгиевна Туз рассматривает актуальную проблему.”Жидкие люди” всегда будут в обществе. Люди-приспособленцы, живущие лишь ради своей выгоды ?? оставят общество. Единственное, что мы можем сделать против них – ?то научиться распознавать подобных людей.
Текст: Жидкие люди. Г.Г.Туз
(1)”Не нравится мне ?тот дядя: он какой-то жидкий!” (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”. (3)Дядя был мне знаком, он служил в однои? из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (5)Но дядя в уныние ?? впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И ?? то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. (13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость ?? опереться. (16)Их слова ?? стоит принимать всерьез. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при ?том ещё и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”. (19)И прошлепают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – ?то ?? люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только лишь панцирь-сосуд, и внутри н??? плещется ?? поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но ?то я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней ?? шла, ?? хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе ?? могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну нич??? ведь плохого она мне ?? сделала, на работу ??? зовет.
(31)И ???, когда давление ?той стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, ?? здороваясь и даже голову в мою сторону ?? поворачивая. (34)Только углом рта шипит: “Никого принимать ?? будем!” (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все ?то было надо? (37)И только лишь теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волнои?, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильнои?, подозрительнои?, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником.
Понятие и виды, 2018.
(39)Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. (40)Второй ответил: “А для ч??? же тогда власть?”.
(По Г.Г. Туз*)
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Размещено на реф.рф
Интернет буквально взорвали негодующие сообщения выпускников, а также их родителей, которые уверяют, что 17–18-летние подростки испытали затруднения при определении тематики и проблематики текста, как того требуют правила госэкзамена.
На столь активное обсуждение откликнулись представители Рособрнадзора, которые уверили, что этот отрывок соответствует всем требованиям текста для ЕГЭ. К тому же, как и все остальные, он прошел апробирование, и результаты показали, что 89 % тестируемых смогли определить одну из его проблем. При этом представители ведомства озвучили и аргументы, которые можно было использовать при написании сочинения. Так, подтвердить точку зрения автора можно было, обратившись к классике, обязательной для прочтения в школьной программе. Это «Хамелеон», «Крыжовник», «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В. Гоголя, а также произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Вмешательство от первого лица
Между тем, на одном из форумов, посвященных тексту, его автор госпожа Туз лично обратилась ко всем своим случайным «недоброжелателям»: «Жидких людей» я писала для себя и исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я не рассчитывала. Так уж получилось. Ну, а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею – я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь».
При этом стоит отметить, что все сообщения в адрес Галины действительно безосновательны, поскольку она не выдвигала свое произведения для выбора в качестве экзаменационного.
Комментарий «с поле боя»
«Повезло» на текст про «жидких людей» и воронежским школьникам. Как рассказала «ГЧ» выпускница МБОУ СОШ № 18 Светлана Корчагина, также попавшая в число «счастливчиков», фрагмент произведения не показалось ей тяжелым, скорее, – нестандартным. «А вот с написанием сочинения, выявлением проблемы, а тем более ее формулировкой возникли трудности. Текст, конечно, интересен и актуален, однако он не для ЕГЭ! Просто обидно, что другим выпускникам попались более простые КИМы», – поделилась Светлана.
«В итоге ученики были поставлены в неравные условия»
За комментарием по поводу сложившейся ситуации «ГЧ», естественно, обратилась к экспертам лингвистического сообщества. Так, завкафедрой издательского дела ВГУ, доцент, доктор филологических наук Жанна Владимировна Грачева считает, что детей на экзамене необходимо ставить в равные условия. «Какую задачу решали выпускники? – Выявить проблему, прокомментировать ее, определить позицию автора, высказать свою точку зрения и привести два аргумента, позволяющие ребенку продемонстрировать свой культурный уровень. Как вы понимаете, чем сложнее проблема, тем труднее ее формулировать, комментировать и обсуждать. Но в итоге получилось, что выпускники, которым «выпали» тексты, посвященные «отработанным» на уроках русского языка темам: роли дружбы, чтения и книги, природы в жизни человека – оказались в более выигрышном положении, чем те, кто писал о так называемых «жидких людях». Само выражение «жидкие люди» – метафорическое, «зыбкое», разговорное. Несмотря на то, что оно имеет свою дефиницию в тексте, примеры, иллюстрирующие его, на мой взгляд, аморфны и непоследовательны. Считаю, что в итоге ученики были поставлены в неравные условия. Поэтому впредь следует это учитывать и предлагать тексты одного уровня сложности: либо с «прозрачной» проблематикой, либо одинаково сложной для всех», – подытоживает Жанна Владимировна.
Без купюр
Для того, что вы могли сами составить впечатление о нашумевшем тексте, «ГЧ» публикует его фрагмент:
«С ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что «в человеческом организме девяносто процентов воды…». Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто
им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг «Вливайся!» стал как-то особенно популярным в последнее время».
Пожалуй, образованный человек после определенных раздумий и впрямь найдет примеры, которые смогут подтвердить или опровергнуть представленную автором идею. Более того, при определенных обстоятельствах порассуждать о проблеме «жидких людей» и их ценностей было бы даже любопытно. Однако, поставленный в рамки Единого государственного экзамена, по определению требующего хотя бы приблизительного равенства всех вовлеченных лиц перед заданиями, этот вопрос выглядит уже не столько вдохновляющим, сколько удручающим. Особенно если от этого экзаменационного авангарда зависит, к примеру, судьба зачисления в вуз.
P.S. Что ж, буквально на днях станут известны результаты ЕГЭ по русскому языку, которые покажут, с кем «жидкие люди» сыграли злую шутку, а кому, возможно, наоборот помогли проявить свои знания и получить высокие баллы.
После проведения госэкзамена по русскому языку 29 мая наша читательница Ирина на портале «MOЁ! Online» в «Народных новостях» разместила текст из раздела С1. По заданию школьникам на основе материала нужно написать своё эссе, выделив проблему, отражённую в тексте, и привести аргументы, подтверждающие собственную позицию. Текст «Жидкие люди» журналиста из Ставрополя Галины Туз неожиданно вызвал бурную дискуссию среди наших читателей, набрав за несколько дней больше 300 комментариев и около 7 000 просмотров.
«Кому-то достались нормальные тексты о дружбе, патриотизме, долге и ответственности, — написала автор сообщения Ирина. — Но некоторым достался бредовый текст про… жидких людей. Конечно, творчество журналистов — это их дело, но не на ЕГЭ же их школьникам давать, что катастрофически снижает баллы у многих детей из-за некорректного задания!»
Приведём для примера один абзац из текста:
«…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться — расплескаешь и провалишься, а там — с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя — ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьёз — особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить — предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело?..» — и прошлепают мимо».
Мы попросили доцента кафедры русского языка ВГУ, кандидата филологических наук Татьяну Голицыну и учителя русского языка и литературы Марину Краснякову прокомментировать текст «Жидкие люди».
– Данный текст самый сложный из всех предложенных на экзамене, — считают эксперты. — Проблематика текста неоднозначна, трудна для выявления. Текст метафоричен, следовательно, он может вызывать множественные оценки. Восприятие и анализ предложенного текста осложняются словами и высказываниями разговорного и просторечного характера («да ты шо», «отухавшись», «собственногря») и термина «аннигиляция», загадочного для понимания учащихся. Текст ориентирован на взрослого читателя. Молодые люди, выпускники школы, не обладают жизненным опытом и достаточной начитанностью для его адекватной интерпретации.
Любопытно, что текст «Жидкие люди» вызвал негативную реакцию у многих школьников по всей стране. В Интернете на множестве форумов можно встретить сообщения, где ученики жалуются на сложность работы с этим материалом. Своё отношение к ситуации прокомментировала и автор текста Галина Туз.
– Народ, простите, а я-то тут при чем? — удивляется Галина. — Выставляю тексты исключительно на своей страничке, никто ко мне по поводу ЕГЭ не обращался. Все претензии к тем, кто взял текст (без спросу) и сделал вас моими ненавистниками. «Жидких людей» я писала исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я сроду не рассчитывала. Так уж получилось. Ну а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею, я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь.
О том, как можно будет подать апелляцию, если участника ЕГЭ не устроили результаты экзамена, станет известно после объявления результатов. Сделать это можно будет в течение двух рабочих дней. Примерные даты приёма и рассмотрения апелляций по русскому языку — с 16 по 19 июня, а по математике — с 20 по 25 июня.
“Не нравится мне этот дядя. Он какой-то жидкий”, – я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами “жидкого дядю”. Дядя был ничего, вполне себе упитанный и румяный, не сказать, чтоб твердый или там газообразный, но уж и не жидкий точно. Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время, кстати, время неважное, начало 90-х. Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая аннигиляции нашего места работы. Но дядя в уныние не впадал. Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов. “А ты кому должен? – спрашивал дядя. – А сколько?”. В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг, брали до лучших времен у друзей и родственников, у тех, кто ухитрился не сложить лапки, а заварить собственное дело), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к следующему донору настроения: “Ну а ты сколько? Да ты шо?”, – и все начиналось по-новой.
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
…Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть, жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться – расплескаешь и провалишься, а там – с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей, от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя – ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьез – особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься… С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: “А в чем, собственногря, дело?..”, – и прошлепают мимо.
И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что “в человеческом организме девяносто процентов воды…”. Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание… сами понимаете чего. А то лозунг “Вливайся!” стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла, и жидкого человека от нежидкого отличу без труда. Но по молодости лет… Вот, в свое время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. Такие высоты и глубины, в смысле, перспективы открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала… А я упиралась всеми четырьмя лапами и на работу к ней не шла, не хотела. Ну не нравилась она мне, как жидкий дядя мальчику, а объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет… Может, ее сладкий голос казался мне переслащенным, может, искусственность каменноугольной прически (как сказал один художник: “Женщин с такой прической до культуры за три километра допускать нельзя”). Но черт ее знает почему – не нравилась мне тетя, и все. И вот, когда давление этой стихии (как оказалось, водной) на меня стало совсем уж непереносимым (“Я уже тебе и столик в своем кабинете поставила, и с директором договорилась – день назначила, когда он нас примет”), я решила: “А, ладно! Раз уж человеку так хочется… А мне, собственно, все равно кому труд своих белых рук и умной головы продавать!”. И согласилась. Являюсь в назначенный день. Тетя проходит мимо по коридору не здороваясь, и даже голову в мою сторону не поворачивает. Только углом рта шипит, даже скрежещет, а не шипит: “Никого принимать не будем!” и гордо удаляется, подрагивая своей залакированной башней на голове. Я так и сползла по стеночке от истерического хохота. Вот это да, вот это класс! А я и уши развесила. Вернее, если и уши, то уши души.
Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? И только теперь меня осенило – жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. Жидкие люди – активное содержимое государства, чей великий панцирь предлагает себя всякому, кто готов в него влиться.
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: “Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью…”. Второй ответил: “А зачем? Для чего же тогда власть?”.