Сочинение на тему золотое слово

7 вариантов

  1. встрепенулся див…
    С точки зрения автора, существует еще одна причина поражения похода Игоря. Несмотря на смелость, искрен­ность, доблесть в бою, верность брату и дружине, бесконеч­ную любовь к родине, великий князь не мог забыть о себе, отказаться от стремления к личной славе, ведь “русичи великие” бесстрашно сражаются, “ища себе чести, а князю — славы”.
    Таким образом, невзирая на то, что Игорь перед похо­дом
    …скрестил ум силою своею
    и поострил сердце свое мужеством;
    князь потерпел поражение, которого русские воины еще не знали, которое принесло Русской земле “печаль обильную” и тоску, поскольку открыло врагам дорогу на Русь. Скорбью наполнились сердца русских людей. Глубоко трагичен и задушевен плач Ярославны, которая пытается спасти мужа, обращаясь не к людям, а к силам природы. В ее голосе отчетливо слышны доверие и надежда на справедливость природы, пытавшейся с самого начала предостеречь Игоря от недальновидности.
    Неспокойно сердце плененного князя, который смерть предпочел бы плену:
    Игорь спит,
    Игорь бдит,
    Игорь мыслью поля мерит
    от великого Дона до малого Донца.
    Великому князю удалось совершить побег и вернуться на горячо любимую родину. “Слово о полку Игореве” заканчивается прославлением князя и его дружины. Автор и вся Русская земля сочувствуют ему, поскольку исходным желанием Игоря, несмотря на поражение, была защита Руси от “поганых”. Ясно и четко автор высказывает свою позицию, вкладывая свою заветную мечту в уста Святослава, который произносит “золотое слово”, полное веры в будущее родины и гордости за нее. Автор воспевает  “Слове о полку Игореве” искренний патриотизм и стремление защитить Русскую землю, призывает князей к объединению, с помощью которого только и возможно восставновление военной и политической мощи великой родины.[/sms]

  2. Содержание:
    Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава.
    Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды.
    Идейное содержание «золотого слова».
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
    Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.
    Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.
    С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
    Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.
    Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим:
    «…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
    Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.
    Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.
    Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.
    Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.

  3. 29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
    22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
    15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
    10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  4. Не нора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Иго-реве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не .уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья,
    на борзых коней
    да посмотрим хоть
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карпа, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Иго-рева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве» заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  5. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

  6. 23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его — Владимир Путивльский, племянник — князь Свя­тослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодо­вича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем Святославом. Результаты этого похода оказались плачевными для Руси. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод, оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Половцы, победив Игоря, собрали весь свой народ и ринулись на Русскую землю.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не подчинил всю свою деятельность интересам родины, он не смог отказаться от стре­мления к личной славе, и это привело его к поражению.
    Святослав в своем обращении к русским князьям показывает на при­мере Игоря всю глупость ведомой ими политики по отношению друг к другу и к Руси, как к государству. Он указывает на результаты похода молодого Игоря, корит князей за усобицы, которые ослабляют Русь перед лицом грозного врага, с тоской вспоминает погибших. Вспоминает отважных вои­нов прошлого, отдает должное их подвигам: «Вот истинный славы праде­довской гром!». Корит молодую удаль: «Нашу славу силой мы возьмем, а за ней поделим и былую».
    Святослав — мудрый политик своего времени, он понимал — сила го­сударства в единстве, только объединившись, можно одолеть половцев. В своей речи он не забывает и о победах своих современников (князей). Свя­тослав обращается к каждому князю в отдельности и говорит о силе каж­дого, перечисляя их заслуги.
    Слово великого князя Святослава «золотое», Святослав призывал вы­ступить единым фронтом против половцев, победить и после победы жить в мире, согласии.
    Безусловно, Святослав понимал, что мир достанется дорогой ценой, впрочем русским все и всегда доставалось дорогой ценой…
    Мир — это сохраненные жизни, а жизнь любого человека дороже золота.
    Мир — это неосязаемое золото!

  7. Василий
    В “Слове о полку Игореве” около четверти всей песни занимает так называемое обычно “Золотое слово Святослава” – Святослава Всеволодовича, великого киевского князя, старейшины всей Киевской Руси во времена Игорева похода.
    Эта совокупность строф даже в школах наших заучивается под таким именно названием: “Золотое слово Святослава”. А между тем этому необходимо положить конец, ибо недопустимо, чтобы величайший памятник мировой поэзии превращался в источник ложных сведений по отечественной истории. Отнесение всех этих строф к Святославу Киевскому есть досадная ошибка.
    “Тогда великый Святъслав изронил злато слово слезами смешено и рече: “О, моя сыновча, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечами цвелйти” (рано вы начали Половецкой земле мечом обиду творить) . Так начинается “Золотое слово”. Далее, после горьких упреков “сыновцам” своим на то, что ни во что поставили его старейшинство (“это ли сотворили моей серебряной седине! “), киевский великий князь обращается с призывом ко всем князьям древнего Киевского государства – начиная от Карпат (Галицкий Осмомысл Ярослав) и кончая Волгою и Уралом (Всеволод Большое Гнездо) . Вот это именно воззвание ни в коем случае не входит в “Золотое слово Святослава”. Оно целиком принадлежит самому гениальному певцу. Он, как признают все, был тонким знатоком истории и междукняжеских взаимоотношений, а потому никоим образом не мог вложить в уста киевского великого князя, отца всех князей Киевсйой Руси, старейшины Русской земли, те слова, которые были унизительны для него именно как для первого в старейшинстве князя.
    Особенно ясно это будет из дифирамба, который якобы Святославом Киевским произносится в честь галицкого князя Ярослава Осмомысла:
    “Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы Угорьскыи (Карпатские) своими железными полки, заступив королеви (королю) путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облакы, суды рядя до Дуная. Грозы твоя (твои) по землям текуть. Отворяеши Киеву врата. Стреляешь с отня (т. е. отеческого) злата стола салтаны за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича! ”
    Разве правдоподобно, чтобы только что перед тем скорбевший о своем попранном достоинстве – отца всех русских князей, старейшины всей Руси – Святослав Всеволодович Киевский вдруг этим обращением к Галицкому, да еще князю из рода Ростиславичей Галицких, сам поставил бы свое достоинство ни во что да еще воспевал бы Ростиславича Осмомысла за то, что он не только “султанов стреляет за землями”, но и Киева врата отпирает, то есть принуждает к покорности. Ибо “отворять какому-либо городу врата” означало в Древней Руси принудить к сдаче, к покорности, вступить в город победителем. Среди историков это известно каждому.
    Дадим прямой пример из летописи, который с несомненностью объясняет, что именно означало “отворять Киеву врата”. Юрий Суздальский, отец Всеволода, который якобы тоже воспет киевским великим князем, – Юрий Суздальский отступает от Киева и пытается хотя бы Белгороду “отворить врата”. Он обращается к белгородским гражданам с таким грозным требованием: “Вы есте людье мои, а отворите мне град! ” На это белгородцы, зная уже, что у суздальского князя не хватило сил “отворить врата Киеву”, насмешливо отвечают ему со стен: “А Киев каково тебе отворился? ” (“А Киев ти ся кое отворил? “)
    Таких примеров, с несомненностью объясняющих, что именно Древняя Русь понимала под выражением “открывать ворота” какому-либо городу, мы знаем в летописях весьма много. Однако же комментатор “Слова о полку Игореве” по “Школьной серии” поучает школьников: “отворяеши Киеву врата” – то есть открываешь доступ в свою землю товарам, идущим из Киева и через Киев”. В тяжелое положение ставят такие комментаторы преподавателей отечественной истории! А историю они искажают.
    ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ПО ССЫЛКЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *