Пояснение.15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых К. Г. Паустовский в свое время писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Справедливость утверждения Паустовского подтверждают примеры из текста М. Л. Москвиной. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений № 28—30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») передана радость собаки при виде хозяина. В предложении № 28 и № 30 стоят одновременно восклицательные и вопросительные знаки — предложения передают восхищение и восторг собаки и одновременно вопрос о результатах прослушивания: автор тем самым очеловечивает чувства животного, показывает, как собака переживает за своего друга. В конце последнего предложения текста стоит многоточие (А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…). Многоточие используется чаще всего для передачи не-завершенности мысли, а в конкретном предложении № 43 является показателем недоговоренности в размышлениях героя об его дружбе с соба-кой. Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
15.2 Человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. Герой текста М. Москви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Об этом финальные строки текста.Герой признаётся: «Для меня музыка — это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! А дальше в предло-жении номер 6 герой подчёркивает: «Там всё про меня, в этой музыке». Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.Поддерживает увлечение племянника дядя: «Джаз не музыка; джаз — это состояние души».Искусство пробуждает в человеке огромные силы. Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному, как это произошло с героем текста Москвиной.
15.3 На что способно настоящее искусство? Как может оно повлиять на формирование человеческой личности, на характер человека? Герой текста М. Москвиной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Герой признаётся: «Для меня музыка — это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.Настоящее искусство пробуждает в человеке огромные силы. Вспомним хотя бы повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», главный герой которой сумел найти в себе силы жить настоящей, полноценной жизнью благодаря музыке и любви близких.Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.
В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни “Ты слышишь, море?” на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского. Она знакома мне очень давно, первый раз я услышал ее в детском саду, ее пела наша воспитательница. Потом, когда я пошел в школу, мы пели ее с ребятами на уроках музыки. Эта песня очень романтичная, спокойная и тревожная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно. Мне кажется, что эта песня будет со мной всю жизнь и поможет осуществить мою заветную мечту — стать капитаном дальнего плавания.
Песня – это горячее сердце и застенчивая душа народа. Это его подъемы и падения, радости и неудержимые печали. Все краски жизни находят свое отражение в песнях, которые несутся со всех уголков земного шара.
Невозможно представить себе человека, который бы не сравнивал свою жизнь с сюжетам песен. Каждый из нас, когда заходил ту самую песню, о которой можно было сказать (или просто подумать): «Да это же про меня. Это моя история». Песнями в давние времена разбавляли свою повседневную жизнь обычные крестьяне.
Они пели с самого утра до поздней ночи, когда наступала пора баюкать ребеночка. Пели в поле, на огороде, когда возились возле скота, готовили и убрали. Весь день по деревне раздавались звонкие чувственные песни.
Так происходило не просто, ведь с песней легче жить, легче переживать и идти дальше по тропе жизни. Песня придает силы и уверенность, тем, кто ее поет. Не остаются и в стороне слушатели, искреннее восхищение песней открывает сокровенные струны души, и жить становится иначе, и жизнь становится иной.
В чем же секрет того, что отдельные песни невероятно близки и особые для нас?
Эпитеты, сравнения, символы и метафоры – все это роднит нас с этим удивительным искусством. Такие художественные средства делают чудеса. Они превращают нас в сознательных, ведь у каждого в жизни есть свое понимание и свои воспоминания.
Чувственные, жизненные песни никогда не умрут. Они будут вечно цеплять сердца наших последователей и роднят все поколения, посредством музыки и творчества. Это бессмертная стихия, которая никогда не потеряет свои актуальности. Ведь что как не любовь, семья, радости и печали будут очаровывать нас в песнях?
Когда наши с вами внуки будут слушать, те песни, которые мы слышим сейчас в хит-парадах и срастаться с ними всеми фибрами своей души. Итак, время не властно над музыкой.
Мыслителями и философами давно отмечено, что песня настолько сильно связана с национальным характером, что по ней можно легко определить к какому народу относится человек. Кроме того, это самая доступная форма творчества. В ней можно почувствовать молодецкую удаль, щедрость, доброту и широту русской души. А как народу существовать без души? Наверное, если русский народ забудет свои песни, то он потеряет значительную часть своей индивидуальности.
Песни русского народа тесно связаны с его бытом и жизнью. В процессе исполнения они шлифуются и передаются следующим поколениям. Народные песни можно разделить на жанры: обрядовые, духовные, романсы, трудовые, свадебные, календарные, частушки и многие другие.
Трудовые песни, к примеру, объединяли людей, помогая облегчить тяжёлую работу. Обрядовые всегда были связанны с самыми важными событиями в жизни людей (свадьба, проводы, похороны, гадание…). Самый большой пласт в народном творчестве – это лирические песни, они описывают чувства и переживания, показывая душевное состояние человека.
В советское время русская народная песня широко распространилась и обрела новую жизнь. Она сыграла огромное значение в формировании национального характера и самосознания. Народная песня для русского человека всегда будет воплощать его культуру, память, быт. Во многих из них прослеживается слияние человека и природы. Воспеваются широкие степи и поля, белые березы, необъятные просторы, снега Сибири, воды Байкала.
Песнь воплощает в себе искренность и эмоциональность, а иногда она подобна молитве. Русская песня всегда будет выражать национальное самосознание народа.
Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль. Сказка основана на вымысле, на мечте, а песня – на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жен; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А все вместе песни охватывают жизнь народа целиком, в ее прошлом и настоящем.
В современной науке о фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые.
“Как на масленой неделе”
Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, чтобы все это произошло, нужно попросить о помощи. Так возникает “обряд” – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.
Этот иной мир в сознании далеких предков являлся такой же реальностью, как, например, соседний город, – при некоторых условиях в него можно было попасть. Чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык – язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни – составная часть этого языка. Поэтому при их исполнении нельзя ничего путать или менять – произвольное изменение текста может повлиять на ожидаемый результат.
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. Эти песни ученые называют благопожеланиями, потому что в них главное – пожелание богатства и добра.
Примерно ту же роль играли и песни-величания, в которых воспевались достоинства хозяина дома и домочадцев, их богатство, красота, счастье. Имелись в виду не обязательно реальные черты, а то, что всем хотелось видеть.
Пожилым и молодым людям пели разные песни: если первым желали богатства, то вторым – красоты, скорейшего брака, рождения детей.
За исполнение любого обряда обязательно полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола. Песни содержат просьбу о награде.
В случае же когда хозяева скупились, в их адрес звучали песни-угрозы. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались буквально, поэтому обидеть колядников боялись. Ведь ряженые изображали приход душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки.
О чем плачет невеста?
Свадебный обряд – один из самых сложных. В центре свадебного обряда – невеста, поскольку сам брак воспринимается как ее переход из одной семьи в другую, к новым “отцу-матери”.
Во время свадебного обрядового цикла поются собственно песни и причитания, которые как песни не воспринимаются. Причитания оплакивают судьбу девушки и при этом как бы поясняют ритуальные действия. Причитала сама невеста и ее подружки, которые практически не оставляли ее на протяжении недели до свадьбы.
Один из самых частых образов в ее плаче – белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают ее. В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или что причитали только те, кого отдали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
Наряду с причитаниями исполнялись просто песни. Песня легче, динамичнее, чем причитание, поется быстрее и веселее, в ней не подчеркивается тяжесть семейной жизни, напротив, бытовая сторона брака приукрашена, как, например, в колядках. Внешность жениха и невесты в песнях приближена к идеалу, образцу красоты – косы русые, лицо белое, брови соболиные. Жених и невеста нередко предстают в образе птиц, зверей, деревьев: невеста – лебедь, пава, яблоня, виноградная ягода; жених – сокол, коршун, соловей, дубок.
Во время свадебного пира поются особые величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Здесь, как и в календарных величаниях, дается идеализированное описание какого-либо лица.
В конце свадебного пира поются корильные песни. Это величания шуточные. В них те же лица осмеиваются, осуждаются. Корильные песни были адресованы не только гостям на свадебном пиру, но и потусторонним силам, которые должны обеспечить удачный переход невесты в новое состояние и счастливую жизнь в браке. Со временем первоначальная роль корильных песен забылась, и они стали восприниматься просто как шуточные.
О веселом и грустном
Необрядовые (бытовые) песни свободно поются в любой подходящей обстановке. Они возникли позднее обрядовых, однако многие из них родились тогда, когда еще были сильны патриархальные порядки. Например, молодые еще не могли перечить родителям и вынуждены были покориться их воле.
В народных песнях нового времени влюбленные делают собственный выбор и если страдают, то уже по собственной вине.
В семейных песнях издавна рассказывалось о житье молодой женщины в чужом доме, об обидах. Так же, как и в свадебных песнях, исполняемых до венчания, здесь нет ни одной радостной нотки. И мужа счастливого в семейных песнях не встретишь. В одной жена ленивая, в другой злая, в третьей грызет молодца тоска по прежней любушке, на которой не разрешили ему жениться.
В солдатских песнях, которые пелись вдали от дома, идет речь о тяготах службы, о походах, о возможном ранении или гибели в бою. Сколько трагического смысла в солдатских песнях! Тут и морозы русские, и сапоги худые. А за этим вся жизнь человека, вся его заломанная судьба. Сколько может сказать одно “ох”:
Через двадцать пять годочков,
Ох, ворочусь я соколочком-
Были особые песни у чумаков (извозчиков). Долгими часами, под палящим солнцем или на леденящем ветру, медленно двигались повозки или сани, и в такт с ними звучала песня. Известны и песни бурлаков, ямщиков. Некоторые из них впоследствии переработали профессиональные поэты. Например, в основе стихотворения И.З. Сурикова “Степь да степь кругом…” – старая ямщицкая песня.
Существует большая группа удалых, разбойничьих песен. Герои их наделены духовной и физической силой. Народ относился к ним сочувственно. В песне эти герои идеализированы, опоэтизированы.
В удалых песнях – два основных сюжета. В одних молодцы отправляются в путь, плывут на легких судах по Волге. В других песнях молодец в неволе, в ожидании казни. Например, такова известная песня “Не шуми, мати зеленая дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати…”, – которую поет Пугачев в повести Пушкина “Капитанская дочка”.
В хороводе
Хороводные и игровые песни когда-то были обрядовыми.
В древности с помощью песни закреплялись знания и трудовые навыки, отсюда частое и подробное воссоздание крестьянских занятий.
Некоторые хороводные песни по содержанию повторяют любовные и семейные. Однако если те серьезные, то в этих много юмора, улыбки.
Хороводные, плясовые и шуточные, игровые песни дополняют, смягчают общую довольно мрачную картину старой крестьянской жизни, какой она представала в некоторых любовных и семейных песнях.
В плясовых песнях еще больше, чем в хороводных, юмора, озорства, более быстрый ритм. Их в народе называют “частыми” песнями.
В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала. Песня радовала в добрый час и утешала в ненастье.
Автор: Мария Егорова
“Музыка – часть нашей жизни”.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства.
Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, – например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».
Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Песен сейчас очень много. Самых разных жанров. Новых и не очень. Мои родственники всегда на всех праздниках пели песни. Песни пели самые разные.
Каждый день и каждый час по радио, телевизору, интернету, в плеере мы слышим множество самой разной музыки и песен, без них современную жизнь представить ой как сложно.
Песни могут быть простые и не очень, веселые и грустные. Чаще всего я выбираю песню под настроение. Но у меня есть одна самая любимая песня. Я – ученица 5 класса и очень люблю девчачьи сериалы. И моя любимая песня из сериала «Зачарованные» «How Soon Is Now» группы Love Spit Love. Вообще я люблю рок не меньше сериалов. Но как услышала эту песню вначале одной из серий, влюбилась в нее сразу же. Казалось бы, ничего особенного. Но что-то в песне меня зацепило. Наверно и сериал повлиял, ведь я ее обязательно слушала в начале каждой серии, старалась не пропускать. Потом нашла полную версию, скачала, и продолжаю слушать и сейчас, когда сериал закончился. Музыка в песне довольно спокойная для такого жанра, особенно, для того, который слушаю я. Но она мне нравится все больше и больше. Я в восторге от этой песни. В переводе она называется так: «Когда же ты будешь жить настоящим?» И она действительно отражает суть сериала. Поется в ней о сыне и наследниках. Эта довольно ненавязчивая и спокойная музыка, хоть и из жанра рок. Она особенная. Эта песня завораживает ничуть не меньше сериала, может, поэтому я так ее люблю. Наверно, она нравится не только мне. И это неудивительно, музыка в ней действительно хороша, а исполнение классное.
Это самая крутая песня, которую я когда-либо слушала и слышала. Такой больше нет и, наверно, не будет. Исполнители действительно постарались. Песня «How Soon Is Now» создает положительный настрой, дает только хорошее настроение. И когда мне бывает грустно, я слушаю эту песню. Настроение становится лучше.
Музыка прекрасный вид искусства, о котором и пойдет речь в моем сочинении. В свободное от учебы время я люблю слушать музыку. Она меня вдохновляет, мотивирует, от нее я заряжаюсь позитивной энергией на целый день. Музыка является важным элементом в моей жизни. Если у меня плохое настроение, послушав хорошую музыку, я возвращаюсь в позитивное состояние. В голову приходят мысли, которые могут мне помочь в любой ситуации.
Музыка меня расслабляет, порой успокаивает, придает силы. Я – считаю себя меломан, слушаю разные музыкальные направления. Нравятся русские и зарубежные исполнители. Также с удовольствием совмещаю, как говорится в поговорке приятное с полезным, под музыку делаю уборку в комнате. Если я в хорошем настроении включаю громко задорную музыку, танцую и пою. Под грустную музыку принимаю ванну, она успокаивает меня, также могу заснуть под нее. Интересует жанр классической музыки, очень нравиться звучание разных музыкальных инструментов по отдельности. Иногда хочется отвлечься и побыть одному, а музыка единственный и хороший вариант. Есть такие песни, которые задевают душу.
Слушая строки из композиции, они как будто написаны из моей собственной жизни. Иногда пишу сам строки, еще серьезно не размышлял возможно музыка моя будущая профессия. Имеется огромное желание записаться на курсы в музыкальною школу, она предоставит шанс узнать много полезной и нужной информации. Научится играть на музыкальном инструменте на гитаре. С нетерпением очень жду, когда в руки возьму гитару, прилажу все свои усилия и научусь играть. Главным событием в этом году, будет покупка музыкального инструмента.
Музыка не просто увлечение скажу больше – мое хобби. Как я уже говорил все свободное время, я просвещаю именно ей. Музыка для меня очень важно, с ней легче выражать различного рода эмоции. Когда в гости ко мне приходят товарищи, мы включаем компьютер и слушаем разнообразную музыку, ищем вышедшие новинки и осуждаем вместе музыкальные композиции. Я не представляю свою жизнь без музыки, она играет важную роль в моей жизни. Люблю слушать музыку в наушниках. С помощью аксессуара идя по улице, включаю песню на всю катушку и погружаюсь в мир музыкального трека. И самым главным никто не подозревает, какой трек в моем плеере. Не могу представить свою жизнь без музыки.
Вся моя семья любит слушать музыку, хотя у родителей свои предпочтения, но есть композиции, которые слушаем дружно все вместе.
Пояснение.15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых К. Г. Паустовский в свое время писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Справедливость утверждения Паустовского подтверждают примеры из текста М. Л. Москвиной. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений № 28—30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») передана радость собаки при виде хозяина. В предложении № 28 и № 30 стоят одновременно восклицательные и вопросительные знаки — предложения передают восхищение и восторг собаки и одновременно вопрос о результатах прослушивания: автор тем самым очеловечивает чувства животного, показывает, как собака переживает за своего друга. В конце последнего предложения текста стоит многоточие (А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…). Многоточие используется чаще всего для передачи не-завершенности мысли, а в конкретном предложении № 43 является показателем недоговоренности в размышлениях героя об его дружбе с соба-кой. Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
15.2 Человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. Герой текста М. Москви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Об этом финальные строки текста.Герой признаётся: «Для меня музыка — это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! А дальше в предло-жении номер 6 герой подчёркивает: «Там всё про меня, в этой музыке». Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.Поддерживает увлечение племянника дядя: «Джаз не музыка; джаз — это состояние души».Искусство пробуждает в человеке огромные силы. Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному, как это произошло с героем текста Москвиной.
15.3 На что способно настоящее искусство? Как может оно повлиять на формирование человеческой личности, на характер человека? Герой текста М. Москвиной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Герой признаётся: «Для меня музыка — это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.Настоящее искусство пробуждает в человеке огромные силы. Вспомним хотя бы повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», главный герой которой сумел найти в себе силы жить настоящей, полноценной жизнью благодаря музыке и любви близких.Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.
В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни “Ты слышишь, море?” на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского. Она знакома мне очень давно, первый раз я услышал ее в детском саду, ее пела наша воспитательница. Потом, когда я пошел в школу, мы пели ее с ребятами на уроках музыки. Эта песня очень романтичная, спокойная и тревожная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно. Мне кажется, что эта песня будет со мной всю жизнь и поможет осуществить мою заветную мечту — стать капитаном дальнего плавания.
Песня – это горячее сердце и застенчивая душа народа. Это его подъемы и падения, радости и неудержимые печали. Все краски жизни находят свое отражение в песнях, которые несутся со всех уголков земного шара.
Невозможно представить себе человека, который бы не сравнивал свою жизнь с сюжетам песен. Каждый из нас, когда заходил ту самую песню, о которой можно было сказать (или просто подумать): «Да это же про меня. Это моя история». Песнями в давние времена разбавляли свою повседневную жизнь обычные крестьяне.
Они пели с самого утра до поздней ночи, когда наступала пора баюкать ребеночка. Пели в поле, на огороде, когда возились возле скота, готовили и убрали. Весь день по деревне раздавались звонкие чувственные песни.
Так происходило не просто, ведь с песней легче жить, легче переживать и идти дальше по тропе жизни. Песня придает силы и уверенность, тем, кто ее поет. Не остаются и в стороне слушатели, искреннее восхищение песней открывает сокровенные струны души, и жить становится иначе, и жизнь становится иной.
В чем же секрет того, что отдельные песни невероятно близки и особые для нас?
Эпитеты, сравнения, символы и метафоры – все это роднит нас с этим удивительным искусством. Такие художественные средства делают чудеса. Они превращают нас в сознательных, ведь у каждого в жизни есть свое понимание и свои воспоминания.
Чувственные, жизненные песни никогда не умрут. Они будут вечно цеплять сердца наших последователей и роднят все поколения, посредством музыки и творчества. Это бессмертная стихия, которая никогда не потеряет свои актуальности. Ведь что как не любовь, семья, радости и печали будут очаровывать нас в песнях?
Когда наши с вами внуки будут слушать, те песни, которые мы слышим сейчас в хит-парадах и срастаться с ними всеми фибрами своей души. Итак, время не властно над музыкой.
Мыслителями и философами давно отмечено, что песня настолько сильно связана с национальным характером, что по ней можно легко определить к какому народу относится человек. Кроме того, это самая доступная форма творчества. В ней можно почувствовать молодецкую удаль, щедрость, доброту и широту русской души. А как народу существовать без души? Наверное, если русский народ забудет свои песни, то он потеряет значительную часть своей индивидуальности.
Песни русского народа тесно связаны с его бытом и жизнью. В процессе исполнения они шлифуются и передаются следующим поколениям. Народные песни можно разделить на жанры: обрядовые, духовные, романсы, трудовые, свадебные, календарные, частушки и многие другие.
Трудовые песни, к примеру, объединяли людей, помогая облегчить тяжёлую работу. Обрядовые всегда были связанны с самыми важными событиями в жизни людей (свадьба, проводы, похороны, гадание…). Самый большой пласт в народном творчестве – это лирические песни, они описывают чувства и переживания, показывая душевное состояние человека.
В советское время русская народная песня широко распространилась и обрела новую жизнь. Она сыграла огромное значение в формировании национального характера и самосознания. Народная песня для русского человека всегда будет воплощать его культуру, память, быт. Во многих из них прослеживается слияние человека и природы. Воспеваются широкие степи и поля, белые березы, необъятные просторы, снега Сибири, воды Байкала.
Песнь воплощает в себе искренность и эмоциональность, а иногда она подобна молитве. Русская песня всегда будет выражать национальное самосознание народа.
Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль. Сказка основана на вымысле, на мечте, а песня – на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жен; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А все вместе песни охватывают жизнь народа целиком, в ее прошлом и настоящем.
В современной науке о фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые.
“Как на масленой неделе”
Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, чтобы все это произошло, нужно попросить о помощи. Так возникает “обряд” – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.
Этот иной мир в сознании далеких предков являлся такой же реальностью, как, например, соседний город, – при некоторых условиях в него можно было попасть. Чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык – язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни – составная часть этого языка. Поэтому при их исполнении нельзя ничего путать или менять – произвольное изменение текста может повлиять на ожидаемый результат.
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. Эти песни ученые называют благопожеланиями, потому что в них главное – пожелание богатства и добра.
Примерно ту же роль играли и песни-величания, в которых воспевались достоинства хозяина дома и домочадцев, их богатство, красота, счастье. Имелись в виду не обязательно реальные черты, а то, что всем хотелось видеть.
Пожилым и молодым людям пели разные песни: если первым желали богатства, то вторым – красоты, скорейшего брака, рождения детей.
За исполнение любого обряда обязательно полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола. Песни содержат просьбу о награде.
В случае же когда хозяева скупились, в их адрес звучали песни-угрозы. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались буквально, поэтому обидеть колядников боялись. Ведь ряженые изображали приход душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки.
О чем плачет невеста?
Свадебный обряд – один из самых сложных. В центре свадебного обряда – невеста, поскольку сам брак воспринимается как ее переход из одной семьи в другую, к новым “отцу-матери”.
Во время свадебного обрядового цикла поются собственно песни и причитания, которые как песни не воспринимаются. Причитания оплакивают судьбу девушки и при этом как бы поясняют ритуальные действия. Причитала сама невеста и ее подружки, которые практически не оставляли ее на протяжении недели до свадьбы.
Один из самых частых образов в ее плаче – белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают ее. В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или что причитали только те, кого отдали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
Наряду с причитаниями исполнялись просто песни. Песня легче, динамичнее, чем причитание, поется быстрее и веселее, в ней не подчеркивается тяжесть семейной жизни, напротив, бытовая сторона брака приукрашена, как, например, в колядках. Внешность жениха и невесты в песнях приближена к идеалу, образцу красоты – косы русые, лицо белое, брови соболиные. Жених и невеста нередко предстают в образе птиц, зверей, деревьев: невеста – лебедь, пава, яблоня, виноградная ягода; жених – сокол, коршун, соловей, дубок.
Во время свадебного пира поются особые величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Здесь, как и в календарных величаниях, дается идеализированное описание какого-либо лица.
В конце свадебного пира поются корильные песни. Это величания шуточные. В них те же лица осмеиваются, осуждаются. Корильные песни были адресованы не только гостям на свадебном пиру, но и потусторонним силам, которые должны обеспечить удачный переход невесты в новое состояние и счастливую жизнь в браке. Со временем первоначальная роль корильных песен забылась, и они стали восприниматься просто как шуточные.
О веселом и грустном
Необрядовые (бытовые) песни свободно поются в любой подходящей обстановке. Они возникли позднее обрядовых, однако многие из них родились тогда, когда еще были сильны патриархальные порядки. Например, молодые еще не могли перечить родителям и вынуждены были покориться их воле.
В народных песнях нового времени влюбленные делают собственный выбор и если страдают, то уже по собственной вине.
В семейных песнях издавна рассказывалось о житье молодой женщины в чужом доме, об обидах. Так же, как и в свадебных песнях, исполняемых до венчания, здесь нет ни одной радостной нотки. И мужа счастливого в семейных песнях не встретишь. В одной жена ленивая, в другой злая, в третьей грызет молодца тоска по прежней любушке, на которой не разрешили ему жениться.
В солдатских песнях, которые пелись вдали от дома, идет речь о тяготах службы, о походах, о возможном ранении или гибели в бою. Сколько трагического смысла в солдатских песнях! Тут и морозы русские, и сапоги худые. А за этим вся жизнь человека, вся его заломанная судьба. Сколько может сказать одно “ох”:
Через двадцать пять годочков,
Ох, ворочусь я соколочком-
Были особые песни у чумаков (извозчиков). Долгими часами, под палящим солнцем или на леденящем ветру, медленно двигались повозки или сани, и в такт с ними звучала песня. Известны и песни бурлаков, ямщиков. Некоторые из них впоследствии переработали профессиональные поэты. Например, в основе стихотворения И.З. Сурикова “Степь да степь кругом…” – старая ямщицкая песня.
Существует большая группа удалых, разбойничьих песен. Герои их наделены духовной и физической силой. Народ относился к ним сочувственно. В песне эти герои идеализированы, опоэтизированы.
В удалых песнях – два основных сюжета. В одних молодцы отправляются в путь, плывут на легких судах по Волге. В других песнях молодец в неволе, в ожидании казни. Например, такова известная песня “Не шуми, мати зеленая дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати…”, – которую поет Пугачев в повести Пушкина “Капитанская дочка”.
В хороводе
Хороводные и игровые песни когда-то были обрядовыми.
В древности с помощью песни закреплялись знания и трудовые навыки, отсюда частое и подробное воссоздание крестьянских занятий.
Некоторые хороводные песни по содержанию повторяют любовные и семейные. Однако если те серьезные, то в этих много юмора, улыбки.
Хороводные, плясовые и шуточные, игровые песни дополняют, смягчают общую довольно мрачную картину старой крестьянской жизни, какой она представала в некоторых любовных и семейных песнях.
В плясовых песнях еще больше, чем в хороводных, юмора, озорства, более быстрый ритм. Их в народе называют “частыми” песнями.
В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала. Песня радовала в добрый час и утешала в ненастье.
Автор: Мария Егорова
“Музыка – часть нашей жизни”.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства.
Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, – например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».
Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Песен сейчас очень много. Самых разных жанров. Новых и не очень. Мои родственники всегда на всех праздниках пели песни. Песни пели самые разные.
Каждый день и каждый час по радио, телевизору, интернету, в плеере мы слышим множество самой разной музыки и песен, без них современную жизнь представить ой как сложно.
Песни могут быть простые и не очень, веселые и грустные. Чаще всего я выбираю песню под настроение. Но у меня есть одна самая любимая песня. Я – ученица 5 класса и очень люблю девчачьи сериалы. И моя любимая песня из сериала «Зачарованные» «How Soon Is Now» группы Love Spit Love. Вообще я люблю рок не меньше сериалов. Но как услышала эту песню вначале одной из серий, влюбилась в нее сразу же. Казалось бы, ничего особенного. Но что-то в песне меня зацепило. Наверно и сериал повлиял, ведь я ее обязательно слушала в начале каждой серии, старалась не пропускать. Потом нашла полную версию, скачала, и продолжаю слушать и сейчас, когда сериал закончился. Музыка в песне довольно спокойная для такого жанра, особенно, для того, который слушаю я. Но она мне нравится все больше и больше. Я в восторге от этой песни. В переводе она называется так: «Когда же ты будешь жить настоящим?» И она действительно отражает суть сериала. Поется в ней о сыне и наследниках. Эта довольно ненавязчивая и спокойная музыка, хоть и из жанра рок. Она особенная. Эта песня завораживает ничуть не меньше сериала, может, поэтому я так ее люблю. Наверно, она нравится не только мне. И это неудивительно, музыка в ней действительно хороша, а исполнение классное.
Это самая крутая песня, которую я когда-либо слушала и слышала. Такой больше нет и, наверно, не будет. Исполнители действительно постарались. Песня «How Soon Is Now» создает положительный настрой, дает только хорошее настроение. И когда мне бывает грустно, я слушаю эту песню. Настроение становится лучше.
Музыка прекрасный вид искусства, о котором и пойдет речь в моем сочинении. В свободное от учебы время я люблю слушать музыку. Она меня вдохновляет, мотивирует, от нее я заряжаюсь позитивной энергией на целый день. Музыка является важным элементом в моей жизни. Если у меня плохое настроение, послушав хорошую музыку, я возвращаюсь в позитивное состояние. В голову приходят мысли, которые могут мне помочь в любой ситуации.
Музыка меня расслабляет, порой успокаивает, придает силы. Я – считаю себя меломан, слушаю разные музыкальные направления. Нравятся русские и зарубежные исполнители. Также с удовольствием совмещаю, как говорится в поговорке приятное с полезным, под музыку делаю уборку в комнате. Если я в хорошем настроении включаю громко задорную музыку, танцую и пою. Под грустную музыку принимаю ванну, она успокаивает меня, также могу заснуть под нее. Интересует жанр классической музыки, очень нравиться звучание разных музыкальных инструментов по отдельности. Иногда хочется отвлечься и побыть одному, а музыка единственный и хороший вариант. Есть такие песни, которые задевают душу.
Слушая строки из композиции, они как будто написаны из моей собственной жизни. Иногда пишу сам строки, еще серьезно не размышлял возможно музыка моя будущая профессия. Имеется огромное желание записаться на курсы в музыкальною школу, она предоставит шанс узнать много полезной и нужной информации. Научится играть на музыкальном инструменте на гитаре. С нетерпением очень жду, когда в руки возьму гитару, прилажу все свои усилия и научусь играть. Главным событием в этом году, будет покупка музыкального инструмента.
Музыка не просто увлечение скажу больше – мое хобби. Как я уже говорил все свободное время, я просвещаю именно ей. Музыка для меня очень важно, с ней легче выражать различного рода эмоции. Когда в гости ко мне приходят товарищи, мы включаем компьютер и слушаем разнообразную музыку, ищем вышедшие новинки и осуждаем вместе музыкальные композиции. Я не представляю свою жизнь без музыки, она играет важную роль в моей жизни. Люблю слушать музыку в наушниках. С помощью аксессуара идя по улице, включаю песню на всю катушку и погружаюсь в мир музыкального трека. И самым главным никто не подозревает, какой трек в моем плеере. Не могу представить свою жизнь без музыки.
Вся моя семья любит слушать музыку, хотя у родителей свои предпочтения, но есть композиции, которые слушаем дружно все вместе.