Сочинение на тему как говорить

4 варианта

  1. Уважаемые одиннадцатиклассники!
    Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.
    1.Прочитайте текст и сведения об авторе текста.
    2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.
    3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.
    4.Советуем использовать выделенные в тексте фрагменты и выбранные Вами клише для формулировки авторской позиции.
    5.Сформулированная Вами авторская позиция может стать аргументом для другого текста с аналогичной проблемой.
    P.S.
    1.К тексту прилагается одна проблема.
    2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.
    КЛИШЕ
    Автор
    высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»
    стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»
    заставляет читателя обратить внимание на…
    призывает читателя…
    считает, что…
    убеждает нас в том, что
    убежден в том, что…
    Автору важно убедить читателя в том, что…
    утверждает, что…
    утверждает, что только
    выступает за то,
    показывает нам людей, которые…
    приводит (подводит) читателя к мысли о том, что …
    приходит к такому выводу: …
    «…?», – спрашивает читателя автор.
    восхищается (кем? чем?)
    поражается (чему?)
    словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)
    с интересом наблюдает за (чем?)
    с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что….
    у автора вызывает негодование…
    не может мириться с тем, …
    выражает тревогу…
    обращает внимание на то, что…
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    «…» – в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.
    «…» – это высказывание точно отражает мысль автора.
    В тексте доказывается мысль о том, что «…»
    Автор даёт оценку (чему?)
    Автор выявляет сущность (чего?)
    Автор излагает свой подход (к чему?)
    Автор исходит из того, что
    Автор разграничивает понятия (чего)
    Автор обращает внимание на то, что
    Автор убедительно доказывает, (что?)
    Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
    Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
    По мнению автора, важное значение имеет (что?)
    ТЕКСТ
    ПРОБЛЕМА культуры речи
    Как говорить? (По Д.С.Лихачёву)
    1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. 3)В щегольской одежде есть, может быть преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. 4)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. 5)Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. 6)«Профессорская шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
    7) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 8)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
    9)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 10)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. 11)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. 12)Это происходит полусознательно. 13)Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. 14)Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. 15)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся.
    16)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 17) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.
    18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
    20)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 21)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).
    22)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 23)Но хоть и трудно – это надо, надо. 24)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С.Лихачеву).
    Сведения об авторе
    Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.
    Автор многочисленных работ, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
    Труды:
    Человек в литературе Древней Руси
    Поэтика древнерусской литературы
    Художественное наследие Древней Руси и современность
    «Слово о полку Игореве» и культура его времени
    Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем (соавтор Н. Г. Самвелян)
    Я вспоминаю
    Книга беспокойств
    Раздумья
    Об интеллигенции
    Письма о добром и прекрасном
    и др.
    Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.
    ______________________________________________________________________________________
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу sunapgn@mail.ru
    Назад в раздел

  2. На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
    Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
    Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
    Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
    Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.

  3. В своём письме Д. С. Лихачёв пишет о том, как нужно правильно говорить и о причинах из-за который человек портит свою речь. Автор ставит перед нами вопрос – для чего нужна культура речи и как совершенствовать её?
    По мнению автора речь в большей мере свидетельствует о том, какого человека мы видим перед собой. Если у человека правильная речь, значит перед нами сильная личность и такой человек не будет громко разговаривать, ругаться или оскорблять, потому что он знает, что его слово и так весомо. Так же Д. С. Лихачёв говорит о том что язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И действительно, по тому как человек говорит, сразу можно определить то, какой человек перед нами предстаёт: интелегентный, вежливый или уравновешанный, а может наобарот, грубый, невоспитанный или эмоциональный.
    Прислушиваясь, читая, запоминая и изучая – тем самым мы обогащаем свою речь, делаем её красивой. Ведь как упоминает Лихачёв учиться хорошей спокойной и ителегентной речи нужно долго и внимательно, приложив множество усилий. Та среда в которой мы находимся во многом формирует нас, нашу вопситанность образованность и культуру речи, а речь в свою очередь нашу личность, душу, ум, способности.
    Я согласен с автором, он полностью убедил меня, что в первую очередь речь человека говорит о том, какой он.

  4. УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ
    Уметь говорить — значит:
    – обладать обширным словарным запасом, с помощью ко­торого вы без усилий, свободно, раскованно сможете общаться с собеседником;
    – произносить слова с правильным ударением;
    – точно и грамотно употреблять слова в диалоге в зависи­мости от целей, которые вы ставите перед собой, общаясь с людь­ми;
    – быстро и верно ориентироваться в ситуации, возникаю­щей в момент диалога;
    – не злоупотреблять иностранными словами и сложными терминами;
    – отказаться от словесной шелухи, жаргона, оригинальничанья в разговоре;
    – защищать родной язык от слов-сорняков, усваивать луч­шие образцы литературной речи;
    – всегда помнить о теме беседы, стараясь не отвлекаться от предмета разговора;
    – строить фразы так, чтобы речь не была слишком длинной и утомительно однообразной;
    – не говорить слишком быстро — это мешает понять ваши мысли и слишком медленно — это «убаюкивает» ваших парт­неров;
    – не пытаться каждый раз, когда ваш собеседник ошибся в выборе слова или сделал неправильное ударение, поправлять его: ведь тактичность — главное условие хорошего настроения в диалоге.
    Умение (неумение) говорить показывает, насколько человек воспитан, содержателен, нравственно совершенен.
    И главное: надо любить свой язык. Нельзя не согласиться с мыслью К. Г. Паустовского о том, что «истинная любовь к сво­ей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, рав­нодушный к своему языку, — дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настояще­му и будущему своего народа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *