Художнику-передвижнику Виктору Михайловичу Васнецову народное признание присвоило титул великого русского творца. Он вошел в историю культуры как автор бессмертных полотен на темы народных русских сказок и былин. Сюжеты многих картин навеяны шедеврами устного народного творчества, русского фольклора, а также произведениями русских поэтов и писателей, в особенности А. С. Пушкина.
Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри», над которой трудился художник более двадцати лет. На полотне изображены три русских воина: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сюжет, по замыслу творца, обозначает преемственность на пороге нового ХХ столетия героического прошлого народа русского с великим его будущим.
В центре на вороном коне изображен седовласый богатырь Илья Муромец. Вся его стать – воплощение силы и бесстрашия. Есть у него и колчан со стрелами, и лук, и щит, но воевать он не собирается. Он – защитник.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он весь напряжен, меч его наполовину вынут из ножен, щит – наготове, ноги в стременах. Доспехи Добрыни – одежда и оружие – говорят о его богатстве, на них много украшений. И конь богатыря Белеюшко – под стать хозяину, в нарядной сбруе. В нем нет мощи Муромца, но Никитич – достойный собрат Ильи, защитник отечества своего.
Слева от Муромца – младший из трех богатырей – Алеша Попович. Весь его облик говорит о том, что юный богатырь мыслями где-то далеко, может быть у ног своей возлюбленной. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист. Он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Гусли, которые придерживает рукой Алеша, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги изгнаны с земли русской. Весь облик богатыря показывает, что он истинный защитник своей земли.
Таким образом, в облике трех богатырей сумел воплотить Виктор Васнецов лучшие черты русского национального характера. Глядя на картину, не сомневаешься, что не одолеть врагам земли русской, пока стоят в дозоре Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В это глубоко верил и сам художник.
План
1.В. М. Васнецов – великий русский художник.
2.Три молодца – три богатыря.
3.Былинный герой – Илья Муромец.
4.Мудрый Добрыня.
5.Смелый Алеша Попович.
6.Неповторимость русской природы.
В. М. Васнецов по праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет. Не является исключением и картина « Богатыри».
На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем – это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.
В центре картины – Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге – он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.
По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь – верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.
Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.
Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как – будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.
Сочинение по картине Васнецова « Богатыри» 4 класс
План
1.Картина Васнецова – историческое достояние.
2.Грозный Илья Муромец.
3.Благородный Добрыня.
4.Романтичный Алеша.
5.Природа матушки Руси.
Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи.
Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.
Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.
Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.
Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.
Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.
Сочинение по картине Васнецова богатыри 3 класс
План
1.В.М. Васнецов и « Богатыри»
2.Три богатыря
3.Защитники родины
В. М. Васнецов любил народные сказания, сюжеты их передавал в своих картинах. Его произведения запоминаются на долгие годы.
Картина «Богатыри» лучшая работа автора и находится в главной галерее страны. Это история о воинах русской земли: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Они сидят на конях и зорко смотрят вдаль в ожидании врага.
У каждого из них свое оружие. У Ильи палица и огромное копье, у Добрыни меч, который он уже почти достал из ножен, у Алеши лук и стрелы, он непревзойденный стрелок. Еще он играет на гуслях на отдыхе. Происхождение у них разное, но они одинаково готовы бесстрашно броситься на бой с врагами.
Сочинение по картине Васнецова богатыри 6 класс
План
1.Неповторимая картина Васнецова.
2.Отношение автора к своим героям.
3.Могучие всадники.
4.Кони богатырей
5.Пейзаж
Великий русский мастер кисти Васнецов написал удивительную и неповторимую картину, которая вызывает восхищение у зрителей и в наши дни. Ей предоставлено почетное место на стене Третьяковской галереи.
На картине мы видим трех защитников отечества, трех богатырей матушки Руси. Сразу видно отношение автора к своим героям. Он восхищался своими героями и изобразил их сильными и непобедимыми.
Илья грозен и могуч своей крестьянской силой. Он выставил вперед свое копье, которое настолько огромное, что справиться с ним под силу только ему. Справа от него расположился потомок княжеского рода Добрыня, одет дорого и изыскано, даже сбруя у его коня с золотыми украшениями. По другую сторону Алеша Попович, он юн, но это не говорит о том, что он слабее. Ему присуща удаль и хитрость к тому же он отличный стрелок. Держит в руках лук и стрелу. Его выстрел точно поражает врага. Он мастерски играет на гуслях в редкие минуты отдыха.
Кони нарисованы в соответствии с характерами своих хозяев. У Ильи конь – тяжеловес, вороной масти. У Добрыни – красивый, белый с золотистой гривой, с умным настороженным взглядом. У Поповича конь рыжей масти с шелковистой золотой гривой, он игрив и быстр как стрелы Алеши.
Пейзаж соответствует обстановке напряженного ожидания. Ковыль колышется от ветра. На фоне гор выделяется пасмурное небо с грозовыми облаками. Стоя у полотна, мы ощущаем, как велика и прекрасна Русь. Родина может гордится своими защитниками.
Сила, мудрость, молодость и удача – вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту.
Сюжет картины сказочный и символический, при этом зрителю знакома и понятна каждая деталь полотна, мы все знаем имена трех богатырей. Мы понимаем, что былина о трех богатырях относит нас к тому времени, когда над Русью нависло монголо-татарское иго. Но символичность картины состоит и в том, что она напоминает: в русской земле всегда было достаточно героев. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.
На знаменитой картине художника В. М. Васнецова изображены три богатыря, зорко смотрящих вдаль. Богатыри стерегут границы Руси. Эти могучие люди всегда готовы вступить в битву с врагами Руси. Для них это богатырский долг и они уверены в правоте своего дела. Богатыри на картине Васнецова серьёзные и в каком-то смысле даже хладнокровные, у них отважный грозный взгляд. Одного из богатырей зовут Добрыня Никитич, двух других – Илья Муромец и Алёша Попович. Богатыри готовы вступить в бой в любую минуту не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и способны даже умереть за Русь.
Героя былин – Илью Муромца – на картине мы видим в самом центре. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля является самым старшим и могучим богатырём. Одет он довольно просто – в простую кольчугу, грубую серую рукавицу и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также у Илии Муромца мы видим большое копьё, расположившееся в центре картины, этот богатырь легко справляется и с таким большим громоздким оружием. Илья Муромец зорко смотрит в сторону. Его взгляд очень серьёзен, а брови сильно нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и невероятно красив. Я думаю, что этот конь очень хорошо подходит своему хозяину.
Слева от Ильи Муромца на картине Васнецова «Три богатыря» изображён Добрыня Никитич – сын рязанского князя. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами – очевидно, что этот человек богат. Выражение лица у него довольно суровое. Нельзя не заметить бороду Добрыни Никитича – она длинна и выглядит ухоженно. Его конь невероятно красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, при этом она очень богата. Грива коня, словно женские волосы, развевается на ветру и отличается особой красотой. Если верить некоторым былинам, то коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг уже совсем близко.
Алёша Попович, самый молодой богатырь, родился в семье священника. Его кольчуга и шлем блестят. Алёша отличается от других богатырей своей худобой. Его взгляд лукав, глаза немного косят в сторону. Любимое оружие Алёши Поповича – лук. С собой у этого богатыря всегда есть гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Грива коня светла, красива и ухожена.
Я думаю, что Васнецов смог передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Художник показывает нам мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают большую площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки на картине изображены маленькими, а богатыри большими, это создаёт некий контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.
Да, полотно, конечно, эпохальное, монументальное, помнится, когда я его впервые увидел, то все глядел, глядел… Сущее “завороженье”! Сочинение написать… что ж, попробуем.
Итак, на картине изображены три самых легендарных русских богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович (это ясно с первого же взгляда, без пояснений). Вкупе они являют силу и мощь несокрушимую, стоят втроем многотысячного воинства, да и порознь они – настоящие исполины. Самый могучий – это, конечно, Илья (у него уже почтенный возраст, но вся удаль – при нем). Смотрит через руку вдаль, а на руке – многопудовая палица, веса которой Илья, однако, будто не замечает (ни дать, ни взять – ветхая былинка); а как пустит ее в ход в бою, так “направо махнет – улица, налево – переулочек”. Добрынюшка тоже “не подарок” – плечом мог высаживать двери дубовые, рвать цепи кандальные, так что силушка действительно медвежья и супостату мало не покажется (махнет витязь мечом, так целого отряда, как не бывало). Алеша же Попович не столь атлетичен, но необычайно проворен и хитер и за счет этого также являет собой нешуточную “боевую единицу” (“он не так силен, да напуском смел”). Кони – под стать своим хозяевам. Бурушка-косматушка (“бурушка”, однако масти вороной) Ильи коренаст и кряжист, что твой першерон, может поначалу показаться, что он не очень-то приспособлен к быстрой и длительной скачке, однако это впечатление обманчиво – остальным двум Бурушка даст здесь фору, даже рыжему стройняге Алеши Поповича, который статен, сухопар и в беге стремителен, как крылатый Пегас (а вот как звали “Пегаса” – что-то в былинах не значится; по некоторым сведениям – Цезарем). Белеюшка Добрыни по своей “конёвой” стати занимает “промежуточное положение”.
Богатырская троица, видимо, совершает дозорный объезд границ, вот, они взошли на возвышение, откуда далеко видать, и очень вовремя взошли: там, вдалеке показался враг, сильный и многочисленный (“черной силушки черным черно, а й черным черно, как черна ворона”). Опасность нависла действительно нешуточная, даже тучи позади нахмурились почти до черноты, явственно указывая на то, что схватка предстоит прежаркая; слева-сзади Алеши – камень, похожий на тот, на который набредает витязь на другой картине Васнецова, набредает и видит одну только надпись “пряму ехати — живу не бывати” (другие надписи заросли мхом)… Едва ли на этом камне что-то написано, однако он, быть может, символизирует то, что выбора другого нет, как “пряму ехати”. “Широка Русь, да отступать некуда”. Холмы позади выглядят хмуро (перед лицом нависшей угрозы), но и величественно (“кто на Русь с мечом придет…”) и врагу и в это раз не светит…
А физиолог Павлов особо отметил точность изображения Васнецовым трех темпераментов, их иллюстрирует то, как богатыри реагируют на опасность. Илья успел в дороге расслабиться, быть может, даже чуть задремать, вон и ногу вынул из стремени… всматривается вдаль, не теряя спокойствия и не торопясь (враг еще далеко), просчитывает направление удара. (Флегматик). Добрыня же весь напружился в стременах, стремительно выхватывает клинок и готов без лишних раздумий ринуться в пекло (однако он сможет это сделать только по приказу главного (Ильи), который держит копье, как шлагбаум, упреждая Добрыню от преждевременного рывка). (Холерик). Взгляд Алеши – задорно-озорной, даже чуть насмешливый, он оценил ситуацию и уже прикинул, как обведет супостата вокруг пальца. Правой рукой касается висящей на боку домры и, быть может, предвкушает, как после побоища на привале “сбацает” друзьям победную или беззаботно-озорную песню. (Сангвиник).
Хочется “оживить” картину и поглядеть, как видео, предстоящие побоище и возвращение с победой в Киев-град, но… это уже не будет произведение живописи великого Васнецова.
Добрыня Никитич расположился слева от Ильи Муромца. Он изображён с густой рыжей бородой, мечом и щитом в руках. Богатырь на белом коне, который кажется немного уставшим. Взгляд богатыря свирепый и мужественный, кажется, что он в любую минуту готов ринуться в бой.
Справа на картине Алёша Попович – самый молодой из них, он вооружён луком со стрелами, но он также гусляр, о чем свидетельствуют гусли на седле.
Для того, что создать такие реалистичные портреты богатырей, Васнецов обращался к исторической литературе, дабы избежать неточностей. Он мастерски прорисовал все детали, чтобы образы были достоверными и точно передал характер богатырей.
Уставшие кони богатырей, дают нам понять, что дорога у них неблизкая, они остановились, чтобы передохнуть и продолжить путь дальше с новыми силами. Возможно, в такие моменты, Алёша Попович начинал играть на гуслях незамысловатую мелодию, чтобы настроить своих товарищей на нужный боевой лад.
Природа изображена гениально: глядя на картину, невозможно оторвать глаз от богатырей, только потом замечаешь пейзаж. Трава и кустарники изображены миниатюрно, это необходимо, чтобы показать богатырскую стать и величие.
На заднем плане виднеется лес, нарисованный в темно-зеленом цвете. Небо напоминает нам языки пламени, только пепельного цвета, которые повторяют очертания богатырей. А за ними серые тучи, которые говорят о приближающейся беде и тревоге.
Русский художник В.Васнецов написал много прекрасных картин на тему сказочных сюжетов. Одной из самых известных картин стала картина «Три богатыря».
На этом полотне художник изобразил трех самых известных богатырей из русских былин. Именно богатыри на конях занимают большую часть переднего плана.
Илью Муромца, самого старшего из богатырей, Васнецов нарисовал седовласым, с бородой. Он самый старший по возрасту. Богатырь изображен в кольчуге и шлеме. Он вооружен длинным копьем и тяжелой палицей, на левой руке висит щит. Взгляд у Ильи очень серьезный. Он пристально всматривается вдаль, будто заметил врагов.
Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он моложе Ильи, конь у него легче. Добрыня вооружен могучим мечом, а для защиты у него есть щит. Одет он тоже в кольчугу и шлем. Добрыня тоже заметил опасность, поэтому он наполовину обнажил меч.
По левую руку от Ильи Васнецов нарисовал Алешу Поповича. Это самый юный богатырь, у него нет бороды. У Алеши самые легкие доспехи. Вооружен он колчаном стрел и луком. В тоже время из-за левого бока торчит щит и рукоять меча. Алеша тоже заметил опасность, но всерьез ее он не воспринимает. Он приготовил лук и рассчитывает убить врага на расстоянии.
Находятся богатыри, судя по всему, на границе русских земель. Возможно, они объезжали пограничные территории и заметили врага. Они всегда стоят на защите своей Родины.
Поделись сочинением с друзьями!
I. Вступительное слово учителя о создании картины
«Богатыри» – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Более тридцати лет прошло от первого карандашного наброска в 1871 до окончательно созданного в 1898 году полотна «Богатыри».
«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…», – вспоминал художник.
Герои картины, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, «картина моя «Богатыри» – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!»
В апреле 1898 года в Москве Васнецов закончил работу над картиной, и она была куплена П.М. Третьяковым. С тех пор картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
II. Словарная работа.
Подобрать синонимы к следующим словам: картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст; написал – изобразил, нарисовал, описал, представил; художник – живописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, создатель «Богатырей», мастер.
III. Работа по содержанию картины. Сбор и систематизация рабочего материала к сочинению.
Богатырь Одежда Портрет Оружие Особенности изображения коня
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
(По ходу беседы по картине заполняется таблица. Ведётся словарная работа с историзмами и устаревшими словами).
В центре картины изображен Илья Муромец – самый сильный из всех богатырей, рядом Добрыня Никитич и Алеша Попович.
– Что можно сказать о внешности Ильи Муромца?
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, кажется, что движения неторопливы и уверенны. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя.
– Как одет Илья Муромец?
На Илье Муромце кольчуга богатырская, которая не раз защищала его в бою. На голове шлем.
– Как вооружён Илья Муромец?
Сильный телом, он на правой руке (деснице), напряженно поднятой к глазам, держит тяжёлую палицу, в другой – копье. Богатырь держит палицу в деснице так, как будто не замечает ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг
– Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?
Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной, стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина.Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места – загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут…
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
– Как в былинах охарактеризован Илья Муромец? Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:
Уж те быть над всеми во поле богатырями,
Над всеми-то быть да атаманами,
Распорядителем быть те, Илья Муромец.
Но, будучи главным над другими богатырями, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Как поехал Илья исполнять поручение князя «во чисто поле»,
Он наехал богатырей в белых шатрах:
Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича,
Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича.
Он ведь тут с ними скоро все знакомится;
Он побратался крестами золотыми тут,
Называет их крестовыми все брателками.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Добрыня Никитич – знатного происхождения, «сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны». В соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают его знатность, культуру. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.
– Как выглядит Добрыня?
На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец, и красиво сплетенная кольчуга, а в руках он держит красный щит.
– Как держит свой меч богатырь? Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел: рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится, кажется, что придерживает коня Добрыни своим копьем.
– Какой конь у Добрыни?
У Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.
– Каким Добрыня Никитич представлен нам в былинах?
Облачился тут молоденький Добрынюшка,
Во доспехи он да в свои крепкие,
Саблю брал свою он вострую,
На бело плечо копьё клал мурзамецкое,
Он под левую да и под пазушку
Полагал он палицу булатную.
Под кушак он клал шалыгу подорожную –
И он пошёл в те норы во змеиные!
– Кто третий богатырь? Богатырь справа, самый младший – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он большой выдумщик, певец и гусляр. Алеша Попович – «сын соборного попа ростовского». Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.
– Что мы можем сказать о внешности этого богатыря?
Одет в – кольчугу, под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется мисюрка – шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы.
– Вот какие строки мы читаем об Алёше в былине?
Надел Алёша поршни кабан-зверя,
Надел шелом земли греческой,
В руки взял шалыгу подорожную,
Пошёл тут Алёша пеш дорогою
Да этой шалыгой подпирается… Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
– Смог ли В. Васнецов передать характер Алёши?
Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.
– Как выглядит конь Алёши?
Кажется, что даже конь Алёши хитро улыбается. Молодой жеребец опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.
– Чем ещё отличается Алёша от других богатырей?
Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука. Но Алёша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь весёлое. Все защитники Русской земли описаны нами, подчеркнуты их особенности. Неужели нет между ними сходства? Конечно, есть! Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, стоящая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Богатыри будут сражаться до конца, до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, будет жива Русь.
IV. Природа
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Многих людей впечатляет полотно В. Васнецова, никто не остаётся равнодушным. Ф.И. Шаляпин в 1932 написал стихотворение:
Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.
Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.
На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.
Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она лирична и задушевна. В этом лиризме кроется источник душевной отзывчивости и доброты богатырей, олицетворяющих собой русский народ.
Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.
– Рассмотрим пейзаж на картине. На каком фоне изображены богатыри?
На безграничные просторы, выжженные солнцем, гуляет вольный ветер, гонит по небу белые тяжелые облака и собираетих в грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, колышет ковыль. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов. Далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. А может быть, это орлы сторожат курганы? Но, кажется, громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница.
– Подберите нужный синоним к прилагательному безграничные в словосочетании безграничные просторы. Синонимы к слову безграничный – беспредельный, необъятный, необозримый, бескрайний. В данном контексте лучше использовать бескрайние просторы.
– Какие краски выбирает художник, чтобы изобразить пейзаж?
Изображена не только выжженная солнцем желтая трава, но и сочная зелень, молодая поросль, которая характеризует молодой дух русского народа.
V. Коллективное составление плана сочинения
План сочинения
В. М. Васнецов – русский художник, писавший картины по мотивам фольклора.
Картина «Богатыри» воспевает могущество Руси и её защитников.
Илья Муромец.
Добрыня Никитич.
Алёша Попович.
Пейзаж.
Картина «Богатыри» – воплощение величия и силы русских богатырей.
VI. Чтение учителем образца сочинения или рассказ одного из учеников поплану.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»
По ходу работы при анализе картины ученики знакомятся с лексическим значением историзмов и архаизмов (словарь терминов раздаётся перед уроком каждому ученику).
Вороной – лошадь чёрной масти.
Десница – правая рука.
Дружина – княжеское войско.
Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Кольчуга – воинский доспех из металлических колец.
Ланиты – щёки.
Мисюрка – воинская шапка, с железною маковкою или теменем и сеткою.
Ножны – футляр для шпаги, сабли, кинжала.
Палица – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Шишак – металлический шлем, заканчивающийся шишкой.
Виктор Михайлович Васнецов – почитатель русской старины. В его творчестве старая Русь с ее легендами, преданиями, летописями занимает значительное место. По мнению многих исследователей творчества этого знаменитого художника, картина «Богатыри» является одной из самых значительных. Создавалось полотно более двадцати лет. Сам В.М. Васнецов говорил, что богатыри были его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».
Центральное место на картине занимают три богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В свойственной ему манере, Васнецов прописывает малейшие детали. Композиция картины продумана до мелочей. Взгляд зрителя в первую очередь обращается на Илью Муромца, который нарисован в центре. Этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в русских былинах.
Лицо этого умудренного опытом богатыря сурово. Он внимательно вглядывается вдаль, приложив руку ко лбу. На ней висит палица, в другой руке зажато копье. Фигура Ильи Муромца поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. Это надежный страж земли русской. В тоже время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе.
Не таков Алеша Попович. В лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник. Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами.
Тревожен окружающий богатырей пейзаж. Ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. Облака собираются в грозовые тучи. Кони настороженно пригнули головы, лишь конь Добрыни Никитича вскинул ее, почуяв опасность. Но стражи наготове. Добрыня Никитич слегка вынул меч из ножен. Его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд Ильи Муромца. Богатыри надежно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна.
Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
Художнику-передвижнику Виктору Михайловичу Васнецову народное признание присвоило титул великого русского творца. Он вошел в историю культуры как автор бессмертных полотен на темы народных русских сказок и былин. Сюжеты многих картин навеяны шедеврами устного народного творчества, русского фольклора, а также произведениями русских поэтов и писателей, в особенности А. С. Пушкина.
Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри», над которой трудился художник более двадцати лет. На полотне изображены три русских воина: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сюжет, по замыслу творца, обозначает преемственность на пороге нового ХХ столетия героического прошлого народа русского с великим его будущим.
В центре на вороном коне изображен седовласый богатырь Илья Муромец. Вся его стать – воплощение силы и бесстрашия. Есть у него и колчан со стрелами, и лук, и щит, но воевать он не собирается. Он – защитник.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он весь напряжен, меч его наполовину вынут из ножен, щит – наготове, ноги в стременах. Доспехи Добрыни – одежда и оружие – говорят о его богатстве, на них много украшений. И конь богатыря Белеюшко – под стать хозяину, в нарядной сбруе. В нем нет мощи Муромца, но Никитич – достойный собрат Ильи, защитник отечества своего.
Слева от Муромца – младший из трех богатырей – Алеша Попович. Весь его облик говорит о том, что юный богатырь мыслями где-то далеко, может быть у ног своей возлюбленной. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист. Он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Гусли, которые придерживает рукой Алеша, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги изгнаны с земли русской. Весь облик богатыря показывает, что он истинный защитник своей земли.
Таким образом, в облике трех богатырей сумел воплотить Виктор Васнецов лучшие черты русского национального характера. Глядя на картину, не сомневаешься, что не одолеть врагам земли русской, пока стоят в дозоре Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В это глубоко верил и сам художник.
План
1.В. М. Васнецов – великий русский художник.
2.Три молодца – три богатыря.
3.Былинный герой – Илья Муромец.
4.Мудрый Добрыня.
5.Смелый Алеша Попович.
6.Неповторимость русской природы.
В. М. Васнецов по праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет. Не является исключением и картина « Богатыри».
На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем – это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.
В центре картины – Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге – он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.
По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь – верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.
Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.
Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как – будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.
Сочинение по картине Васнецова « Богатыри» 4 класс
План
1.Картина Васнецова – историческое достояние.
2.Грозный Илья Муромец.
3.Благородный Добрыня.
4.Романтичный Алеша.
5.Природа матушки Руси.
Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи.
Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.
Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.
Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.
Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.
Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.
Сочинение по картине Васнецова богатыри 3 класс
План
1.В.М. Васнецов и « Богатыри»
2.Три богатыря
3.Защитники родины
В. М. Васнецов любил народные сказания, сюжеты их передавал в своих картинах. Его произведения запоминаются на долгие годы.
Картина «Богатыри» лучшая работа автора и находится в главной галерее страны. Это история о воинах русской земли: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Они сидят на конях и зорко смотрят вдаль в ожидании врага.
У каждого из них свое оружие. У Ильи палица и огромное копье, у Добрыни меч, который он уже почти достал из ножен, у Алеши лук и стрелы, он непревзойденный стрелок. Еще он играет на гуслях на отдыхе. Происхождение у них разное, но они одинаково готовы бесстрашно броситься на бой с врагами.
Сочинение по картине Васнецова богатыри 6 класс
План
1.Неповторимая картина Васнецова.
2.Отношение автора к своим героям.
3.Могучие всадники.
4.Кони богатырей
5.Пейзаж
Великий русский мастер кисти Васнецов написал удивительную и неповторимую картину, которая вызывает восхищение у зрителей и в наши дни. Ей предоставлено почетное место на стене Третьяковской галереи.
На картине мы видим трех защитников отечества, трех богатырей матушки Руси. Сразу видно отношение автора к своим героям. Он восхищался своими героями и изобразил их сильными и непобедимыми.
Илья грозен и могуч своей крестьянской силой. Он выставил вперед свое копье, которое настолько огромное, что справиться с ним под силу только ему. Справа от него расположился потомок княжеского рода Добрыня, одет дорого и изыскано, даже сбруя у его коня с золотыми украшениями. По другую сторону Алеша Попович, он юн, но это не говорит о том, что он слабее. Ему присуща удаль и хитрость к тому же он отличный стрелок. Держит в руках лук и стрелу. Его выстрел точно поражает врага. Он мастерски играет на гуслях в редкие минуты отдыха.
Кони нарисованы в соответствии с характерами своих хозяев. У Ильи конь – тяжеловес, вороной масти. У Добрыни – красивый, белый с золотистой гривой, с умным настороженным взглядом. У Поповича конь рыжей масти с шелковистой золотой гривой, он игрив и быстр как стрелы Алеши.
Пейзаж соответствует обстановке напряженного ожидания. Ковыль колышется от ветра. На фоне гор выделяется пасмурное небо с грозовыми облаками. Стоя у полотна, мы ощущаем, как велика и прекрасна Русь. Родина может гордится своими защитниками.
Сила, мудрость, молодость и удача – вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту.
Сюжет картины сказочный и символический, при этом зрителю знакома и понятна каждая деталь полотна, мы все знаем имена трех богатырей. Мы понимаем, что былина о трех богатырях относит нас к тому времени, когда над Русью нависло монголо-татарское иго. Но символичность картины состоит и в том, что она напоминает: в русской земле всегда было достаточно героев. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.
На знаменитой картине художника В. М. Васнецова изображены три богатыря, зорко смотрящих вдаль. Богатыри стерегут границы Руси. Эти могучие люди всегда готовы вступить в битву с врагами Руси. Для них это богатырский долг и они уверены в правоте своего дела. Богатыри на картине Васнецова серьёзные и в каком-то смысле даже хладнокровные, у них отважный грозный взгляд. Одного из богатырей зовут Добрыня Никитич, двух других – Илья Муромец и Алёша Попович. Богатыри готовы вступить в бой в любую минуту не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и способны даже умереть за Русь.
Героя былин – Илью Муромца – на картине мы видим в самом центре. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля является самым старшим и могучим богатырём. Одет он довольно просто – в простую кольчугу, грубую серую рукавицу и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также у Илии Муромца мы видим большое копьё, расположившееся в центре картины, этот богатырь легко справляется и с таким большим громоздким оружием. Илья Муромец зорко смотрит в сторону. Его взгляд очень серьёзен, а брови сильно нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и невероятно красив. Я думаю, что этот конь очень хорошо подходит своему хозяину.
Слева от Ильи Муромца на картине Васнецова «Три богатыря» изображён Добрыня Никитич – сын рязанского князя. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами – очевидно, что этот человек богат. Выражение лица у него довольно суровое. Нельзя не заметить бороду Добрыни Никитича – она длинна и выглядит ухоженно. Его конь невероятно красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, при этом она очень богата. Грива коня, словно женские волосы, развевается на ветру и отличается особой красотой. Если верить некоторым былинам, то коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг уже совсем близко.
Алёша Попович, самый молодой богатырь, родился в семье священника. Его кольчуга и шлем блестят. Алёша отличается от других богатырей своей худобой. Его взгляд лукав, глаза немного косят в сторону. Любимое оружие Алёши Поповича – лук. С собой у этого богатыря всегда есть гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Грива коня светла, красива и ухожена.
Я думаю, что Васнецов смог передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Художник показывает нам мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают большую площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки на картине изображены маленькими, а богатыри большими, это создаёт некий контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.
Да, полотно, конечно, эпохальное, монументальное, помнится, когда я его впервые увидел, то все глядел, глядел… Сущее “завороженье”! Сочинение написать… что ж, попробуем.
Итак, на картине изображены три самых легендарных русских богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович (это ясно с первого же взгляда, без пояснений). Вкупе они являют силу и мощь несокрушимую, стоят втроем многотысячного воинства, да и порознь они – настоящие исполины. Самый могучий – это, конечно, Илья (у него уже почтенный возраст, но вся удаль – при нем). Смотрит через руку вдаль, а на руке – многопудовая палица, веса которой Илья, однако, будто не замечает (ни дать, ни взять – ветхая былинка); а как пустит ее в ход в бою, так “направо махнет – улица, налево – переулочек”. Добрынюшка тоже “не подарок” – плечом мог высаживать двери дубовые, рвать цепи кандальные, так что силушка действительно медвежья и супостату мало не покажется (махнет витязь мечом, так целого отряда, как не бывало). Алеша же Попович не столь атлетичен, но необычайно проворен и хитер и за счет этого также являет собой нешуточную “боевую единицу” (“он не так силен, да напуском смел”). Кони – под стать своим хозяевам. Бурушка-косматушка (“бурушка”, однако масти вороной) Ильи коренаст и кряжист, что твой першерон, может поначалу показаться, что он не очень-то приспособлен к быстрой и длительной скачке, однако это впечатление обманчиво – остальным двум Бурушка даст здесь фору, даже рыжему стройняге Алеши Поповича, который статен, сухопар и в беге стремителен, как крылатый Пегас (а вот как звали “Пегаса” – что-то в былинах не значится; по некоторым сведениям – Цезарем). Белеюшка Добрыни по своей “конёвой” стати занимает “промежуточное положение”.
Богатырская троица, видимо, совершает дозорный объезд границ, вот, они взошли на возвышение, откуда далеко видать, и очень вовремя взошли: там, вдалеке показался враг, сильный и многочисленный (“черной силушки черным черно, а й черным черно, как черна ворона”). Опасность нависла действительно нешуточная, даже тучи позади нахмурились почти до черноты, явственно указывая на то, что схватка предстоит прежаркая; слева-сзади Алеши – камень, похожий на тот, на который набредает витязь на другой картине Васнецова, набредает и видит одну только надпись “пряму ехати — живу не бывати” (другие надписи заросли мхом)… Едва ли на этом камне что-то написано, однако он, быть может, символизирует то, что выбора другого нет, как “пряму ехати”. “Широка Русь, да отступать некуда”. Холмы позади выглядят хмуро (перед лицом нависшей угрозы), но и величественно (“кто на Русь с мечом придет…”) и врагу и в это раз не светит…
А физиолог Павлов особо отметил точность изображения Васнецовым трех темпераментов, их иллюстрирует то, как богатыри реагируют на опасность. Илья успел в дороге расслабиться, быть может, даже чуть задремать, вон и ногу вынул из стремени… всматривается вдаль, не теряя спокойствия и не торопясь (враг еще далеко), просчитывает направление удара. (Флегматик). Добрыня же весь напружился в стременах, стремительно выхватывает клинок и готов без лишних раздумий ринуться в пекло (однако он сможет это сделать только по приказу главного (Ильи), который держит копье, как шлагбаум, упреждая Добрыню от преждевременного рывка). (Холерик). Взгляд Алеши – задорно-озорной, даже чуть насмешливый, он оценил ситуацию и уже прикинул, как обведет супостата вокруг пальца. Правой рукой касается висящей на боку домры и, быть может, предвкушает, как после побоища на привале “сбацает” друзьям победную или беззаботно-озорную песню. (Сангвиник).
Хочется “оживить” картину и поглядеть, как видео, предстоящие побоище и возвращение с победой в Киев-град, но… это уже не будет произведение живописи великого Васнецова.
Добрыня Никитич расположился слева от Ильи Муромца. Он изображён с густой рыжей бородой, мечом и щитом в руках. Богатырь на белом коне, который кажется немного уставшим. Взгляд богатыря свирепый и мужественный, кажется, что он в любую минуту готов ринуться в бой.
Справа на картине Алёша Попович – самый молодой из них, он вооружён луком со стрелами, но он также гусляр, о чем свидетельствуют гусли на седле.
Для того, что создать такие реалистичные портреты богатырей, Васнецов обращался к исторической литературе, дабы избежать неточностей. Он мастерски прорисовал все детали, чтобы образы были достоверными и точно передал характер богатырей.
Уставшие кони богатырей, дают нам понять, что дорога у них неблизкая, они остановились, чтобы передохнуть и продолжить путь дальше с новыми силами. Возможно, в такие моменты, Алёша Попович начинал играть на гуслях незамысловатую мелодию, чтобы настроить своих товарищей на нужный боевой лад.
Природа изображена гениально: глядя на картину, невозможно оторвать глаз от богатырей, только потом замечаешь пейзаж. Трава и кустарники изображены миниатюрно, это необходимо, чтобы показать богатырскую стать и величие.
На заднем плане виднеется лес, нарисованный в темно-зеленом цвете. Небо напоминает нам языки пламени, только пепельного цвета, которые повторяют очертания богатырей. А за ними серые тучи, которые говорят о приближающейся беде и тревоге.
Русский художник В.Васнецов написал много прекрасных картин на тему сказочных сюжетов. Одной из самых известных картин стала картина «Три богатыря».
На этом полотне художник изобразил трех самых известных богатырей из русских былин. Именно богатыри на конях занимают большую часть переднего плана.
Илью Муромца, самого старшего из богатырей, Васнецов нарисовал седовласым, с бородой. Он самый старший по возрасту. Богатырь изображен в кольчуге и шлеме. Он вооружен длинным копьем и тяжелой палицей, на левой руке висит щит. Взгляд у Ильи очень серьезный. Он пристально всматривается вдаль, будто заметил врагов.
Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он моложе Ильи, конь у него легче. Добрыня вооружен могучим мечом, а для защиты у него есть щит. Одет он тоже в кольчугу и шлем. Добрыня тоже заметил опасность, поэтому он наполовину обнажил меч.
По левую руку от Ильи Васнецов нарисовал Алешу Поповича. Это самый юный богатырь, у него нет бороды. У Алеши самые легкие доспехи. Вооружен он колчаном стрел и луком. В тоже время из-за левого бока торчит щит и рукоять меча. Алеша тоже заметил опасность, но всерьез ее он не воспринимает. Он приготовил лук и рассчитывает убить врага на расстоянии.
Находятся богатыри, судя по всему, на границе русских земель. Возможно, они объезжали пограничные территории и заметили врага. Они всегда стоят на защите своей Родины.
Поделись сочинением с друзьями!
I. Вступительное слово учителя о создании картины
«Богатыри» – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Более тридцати лет прошло от первого карандашного наброска в 1871 до окончательно созданного в 1898 году полотна «Богатыри».
«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…», – вспоминал художник.
Герои картины, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, «картина моя «Богатыри» – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!»
В апреле 1898 года в Москве Васнецов закончил работу над картиной, и она была куплена П.М. Третьяковым. С тех пор картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
II. Словарная работа.
Подобрать синонимы к следующим словам:
картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;
написал – изобразил, нарисовал, описал, представил;
художник – живописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, создатель «Богатырей», мастер.
III. Работа по содержанию картины. Сбор и систематизация рабочего материала к сочинению.
Богатырь
Одежда
Портрет
Оружие
Особенности изображения коня
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
(По ходу беседы по картине заполняется таблица. Ведётся словарная работа с историзмами и устаревшими словами).
В центре картины изображен Илья Муромец – самый сильный из всех богатырей, рядом Добрыня Никитич и Алеша Попович.
– Что можно сказать о внешности Ильи Муромца?
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, кажется, что движения неторопливы и уверенны. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя.
– Как одет Илья Муромец?
На Илье Муромце кольчуга богатырская, которая не раз защищала его в бою. На голове шлем.
– Как вооружён Илья Муромец?
Сильный телом, он на правой руке (деснице), напряженно поднятой к глазам, держит тяжёлую палицу, в другой – копье. Богатырь держит палицу в деснице так, как будто не замечает ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг
– Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?
Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной, стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места – загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут…
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
– Как в былинах охарактеризован Илья Муромец? Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:
Уж те быть над всеми во поле богатырями,
Над всеми-то быть да атаманами,
Распорядителем быть те, Илья Муромец.
Но, будучи главным над другими богатырями, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Как поехал Илья исполнять поручение князя «во чисто поле»,
Он наехал богатырей в белых шатрах:
Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича,
Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича.
Он ведь тут с ними скоро все знакомится;
Он побратался крестами золотыми тут,
Называет их крестовыми все брателками.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Добрыня Никитич – знатного происхождения, «сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны». В соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают его знатность, культуру. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.
– Как выглядит Добрыня?
На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец, и красиво сплетенная кольчуга, а в руках он держит красный щит.
– Как держит свой меч богатырь? Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел: рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится, кажется, что придерживает коня Добрыни своим копьем.
– Какой конь у Добрыни?
У Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.
– Каким Добрыня Никитич представлен нам в былинах?
Облачился тут молоденький Добрынюшка,
Во доспехи он да в свои крепкие,
Саблю брал свою он вострую,
На бело плечо копьё клал мурзамецкое,
Он под левую да и под пазушку
Полагал он палицу булатную.
Под кушак он клал шалыгу подорожную –
И он пошёл в те норы во змеиные!
– Кто третий богатырь? Богатырь справа, самый младший – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он большой выдумщик, певец и гусляр. Алеша Попович – «сын соборного попа ростовского». Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.
– Что мы можем сказать о внешности этого богатыря?
Одет в – кольчугу, под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется мисюрка – шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы.
– Вот какие строки мы читаем об Алёше в былине?
Надел Алёша поршни кабан-зверя,
Надел шелом земли греческой,
В руки взял шалыгу подорожную,
Пошёл тут Алёша пеш дорогою
Да этой шалыгой подпирается…
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
– Смог ли В. Васнецов передать характер Алёши?
Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.
– Как выглядит конь Алёши?
Кажется, что даже конь Алёши хитро улыбается. Молодой жеребец опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.
– Чем ещё отличается Алёша от других богатырей?
Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука. Но Алёша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь весёлое. Все защитники Русской земли описаны нами, подчеркнуты их особенности. Неужели нет между ними сходства? Конечно, есть! Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, стоящая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Богатыри будут сражаться до конца, до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, будет жива Русь.
IV. Природа
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Многих людей впечатляет полотно В. Васнецова, никто не остаётся равнодушным. Ф.И. Шаляпин в 1932 написал стихотворение:
Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.
Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.
На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.
Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она лирична и задушевна. В этом лиризме кроется источник душевной отзывчивости и доброты богатырей, олицетворяющих собой русский народ.
Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.
– Рассмотрим пейзаж на картине. На каком фоне изображены богатыри?
На безграничные просторы, выжженные солнцем, гуляет вольный ветер, гонит по небу белые тяжелые облака и собираетих в грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, колышет ковыль. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов. Далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. А может быть, это орлы сторожат курганы? Но, кажется, громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница.
– Подберите нужный синоним к прилагательному безграничные в словосочетании безграничные просторы.
Синонимы к слову безграничный – беспредельный, необъятный, необозримый, бескрайний. В данном контексте лучше использовать бескрайние просторы.
– Какие краски выбирает художник, чтобы изобразить пейзаж?
Изображена не только выжженная солнцем желтая трава, но и сочная зелень, молодая поросль, которая характеризует молодой дух русского народа.
V. Коллективное составление плана сочинения
План сочинения
В. М. Васнецов – русский художник, писавший картины по мотивам фольклора.
Картина «Богатыри» воспевает могущество Руси и её защитников.
Илья Муромец.
Добрыня Никитич.
Алёша Попович.
Пейзаж.
Картина «Богатыри» – воплощение величия и силы русских богатырей.
VI. Чтение учителем образца сочинения или рассказ одного из учеников по плану.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»
По ходу работы при анализе картины ученики знакомятся с лексическим значением историзмов и архаизмов (словарь терминов раздаётся перед уроком каждому ученику).
Вороной – лошадь чёрной масти.
Десница – правая рука.
Дружина – княжеское войско.
Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Кольчуга – воинский доспех из металлических колец.
Ланиты – щёки.
Мисюрка – воинская шапка, с железною маковкою или теменем и сеткою.
Ножны – футляр для шпаги, сабли, кинжала.
Палица – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Шишак – металлический шлем, заканчивающийся шишкой.
Виктор Михайлович Васнецов – почитатель русской старины. В его творчестве старая Русь с ее легендами, преданиями, летописями занимает значительное место. По мнению многих исследователей творчества этого знаменитого художника, картина «Богатыри» является одной из самых значительных. Создавалось полотно более двадцати лет. Сам В.М. Васнецов говорил, что богатыри были его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».
Центральное место на картине занимают три богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В свойственной ему манере, Васнецов прописывает малейшие детали. Композиция картины продумана до мелочей. Взгляд зрителя в первую очередь обращается на Илью Муромца, который нарисован в центре. Этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в русских былинах.
Лицо этого умудренного опытом богатыря сурово. Он внимательно вглядывается вдаль, приложив руку ко лбу. На ней висит палица, в другой руке зажато копье. Фигура Ильи Муромца поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. Это надежный страж земли русской. В тоже время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе.
Не таков Алеша Попович. В лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник. Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами.
Тревожен окружающий богатырей пейзаж. Ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. Облака собираются в грозовые тучи. Кони настороженно пригнули головы, лишь конь Добрыни Никитича вскинул ее, почуяв опасность. Но стражи наготове. Добрыня Никитич слегка вынул меч из ножен. Его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд Ильи Муромца. Богатыри надежно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна.