Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа.
Этот герой никак не может найти себя и свое место в жизни. С первых же страниц повествования мы видим противоречия в Григории, его раздвоенность. Он, полюбив жену соседа, ничего не делает, чтобы отстоять свою любовь, и отказывается ехать с Аксиньей в Шахты. Мелехов говорит, что он не может уйти от хозяйства и от семьи. По приказу отца герой женится на Наталье, дочери богатого крестьянина. Она очень полюбила Мелехова, да и всей его семье понравилась. Но Григорий несчастлив с Натальей. Он сам признавался ей в этом: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка». Вскоре после этих слов Григорий уходит с Аксиньей в Ягодное, поместье господ Лисницких.
Мы видим, что с самого начала автор показывает противоречивость своего героя. Мелехов сам не понимает, что ему нужно, он никак не может определиться. Эта черта еще больше проявится в герое во время Первой мировой войны и революции.
Призванный на действительную службу в армию, Григорий видит, как несправедливо устроена жизнь. С одной стороны, нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вечно униженные солдаты, которые вынуждены переносить издевательство командиров. Мировая война убеждает Мелехова в бессмысленности убийства. Но, несмотря на это, во время боев он держится храбро и мужественно. Во время коротких визитов домой Григорий признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Попав в госпиталь, Григорий встречается с большевиком Гаранжей, который простыми словами объяснил ему позицию красных. Мелехов говорит Гаранже: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл». Приезд в госпиталь царской семьи будит в герое чувство ненависти и злобы: «Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки!» А ведь с детских лет Григорий был воспитан в уважении к царской семье, чиновникам. Но и дома, на хуторе, Чубатый и Изварин говорили о казацких сословиях, о свободном Доне без царя и без большевиков. Григорию очень трудно было разобраться и найти истину: «Блукаю я, как метель в степи».
После победы большевиков Григорий находится на стороне красных, но, возвратившись на хутор, он опять ощущает душевный разлад: «К кому же прислониться?»
Пытаясь сделать выбор, Григорий принимает участие в Верхне-Донском восстании, хочет его оправдать. Он думал, что казачество должно отделиться от мужицкой Руси, идти собственным путем. И, если нужно будет, биться до конца. Но другой голос говорил ему, что здесь бьются не казаки с мужиками, а бедные с богатыми. И опять Мелехов оказался на распутье, и опять он не знал, чью сторону принять.
Мы видим, что уже в самом начале восстания Григория одолевают противоречивые мысли, которые еще более будут развиваться в ходе восстания.
Когда повстанцы соединились с Донской армией, Григорий еще раз убедился в пропасти, вставшей между казаками и офицерами: «Я имею офицерский чин, кровью его заслужил. А как попаду в офицерское общество – так вроде как из хаты на мороз выйду в одних подштанниках». Мелехов гордился тем, что полководцы, вышедшие из народа, разбили прославленных белых генералов во время гражданской войны. Теперь уже дело красных Мелехов считает справедливым. В Новороссийске он переходит на их сторону и мужественно сражается в коннице Буденного. Но герой чувствует, что, как бывшему белому офицеру, красные не доверяют ему. Поэтому Мелехов уходит на хутор, возвращается домой.
Здесь Григорий хотел найти успокоение, он мечтал заниматься простым крестьянским трудом. Но и в этом Мелехов не нашел своего счастья. Герою угрожает арест, Михаил Кошевой видит в нем врага. Поэтому Григорий бежит в банду Фомина, хотя и понимает, что это гибельный шаг. Он прямо говорит Фомину об этом. Вскоре герой понимает, что в банде он совершает преступления. Мелехов покидает и это свое «пристанище». Он отправляется к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и начать новую жизнь где-нибудь вдалеке.
Но и на этот раз Григорию не суждено было стать счастливым: Аксинью убивают. Погибает самый дорогой для Мелехова человек, вместе с Аксиньей погибают и мечты Мелехова на спокойную жизнь. Теперь испытания героя закончены. Кроме воспоминаний, ему больше ничего не осталось. Все метания Григория, его поиски истины, правды закончились трагедией. Мне кажется, что верного для себя пути этот герой так и не нашел. Теперь у него остался лишь сын – надежда Мелехова на светлое будущее.
Итак, трагедия Григория Мелехова – это трагедия незавершенного выбора, трагедия противоречивости его характера. Можно сказать, что это трагедия личности, оказавшейся на перепутье и не находящей себе прямого, верного, истинного пути. Кроме того, трагедия героя – это еще и сложный путь русского казачества. В начале 20 века казаки в очередной раз сделали попытку сохранить свою изолированность, свои национальные особенности. Для них и белые, и красные все равно чужие. Они не могут найти себя, не могут примкнуть ни к той, ни к другой стороне. Так же, как и Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов — главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя — трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.
От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.
Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.
Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.
Отношения Григория с Аксиньей и Натальей
Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».
Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.
После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.
Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.
Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».
Заключение
В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли». Материал с сайта //iEssay.ru
Трагедия Григория Мелехова в романе ? Тихий
Дон?
В ?
Тихом Доне?
Шолохов выступает прежде всего как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. ?
Тихий Дон?
охватывает период в десять лет –с 1912 по 1922 год.
Неотвратимо “шагает” по страницам ?
Тихого Дона?
история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре ?
Тихого Дона?
не только в том смысле, что ему уделено больше внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.
Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы образа.
Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и “с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони”. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы.
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик убитого являлся потом и во сне, вызвал “нутряную боль”. Описывая лица попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они напоминали “стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы”. Таким скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать лишала его душу нравственной опоры в жизни.
Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: ?
Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем?
.
Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял “человеческое в человеке”, его чувства и переживания – всегда искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.
Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мёртвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное сердце.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека – Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознавая трагизм своего положения, он говорит: “От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…”. В образе Григория заключёно большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героя заключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшего своего пути в жизни.
Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.
Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.
Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основы жизни.
Что еж будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоумённого существования”? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной “классовой переделке”.
…Ничего я не понимаю…
Мне трудно в этом
разобраться… Блукаю я,
как метель в степи…
М. Шолохов. Тихий Дон
«Тихий Дон» — необычайно сложное и величественное произведение. Мастерство Шолохова заключается в том, что он воспроизводит события грандиозной эпохи, насыщая их характерами и судьбами, затрагивая множество тем, искусно переплетенных между собой.
Григорий Мелехов — главный герой романа, донской казак. До войны и революции он не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хоть и небогатая, жила своим трудом, в достатке и уважении. Григорий любил свой хутор, хозяйство, работу, труд был его потребностью.
В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория. Я думаю, именно из-за человеколюбия он так мучительно переживает свой первый бой, не может забыть убитого австрийца. Характеру Мелехова свойственно обостренное чувство справедливости, сознание собственного достоинства, способность к сильной и страстной любви, решительным поступкам и действиям. Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека, так он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю. Сам истинный казак, он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».
На протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, теряет в нее веру, теряет веру и в себя, в свою правоту.
Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым, и все же он к ней пришел, не убив в себе окончательно человека. Об этом говорит и добровольный приход Мелехова в конце романа в родной хутор, чтобы ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Он добровольно разоружается, бросив под мартовский лед оружие.
Сюжет романа развивается, как сюжет трагедии, и финал его тоже трагический. Война все забрала у Григория: родных, друзей, любовь, веру. Мы так и не узнаем о дальнейшей судьбе Григория Мелехова. Его будущее неизвестно, о нем можно строить лишь догадки и предположения, которые никогда уже не подтвердятся.
Григорий Мелехов – главный герой романа М.Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя – трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
Страница: [ 1 ] 2
Цель: Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа м. а. Шолохова «тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. Оборудование: Портрет м. а. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «тихий Дон», опорные схемы, цитаты.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. Тип урока: Комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Актуализация Опорных Знаний
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера
Кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал михаил александрович Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа м. Шолохова «тихий Дон» — Григорий мелехов.
Неотвратимо «шагает» по страницам «тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на их фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий мелехов стоит в центре «тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «тихом Доне». Кто же он? Жерт ва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?
IV. Работа Над Темой Урока
1. лекция учителя (с элементами беседы)
(Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова.)
¦ Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий мелехов? (Ответы учащихся с использованием цитат из текста.)
— рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий. Григорий мелехов — самая яркая личность из героев «тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и аксинье). Самая яркая черта Григория — искренность, он никогда не врал самому себе.
Главного героя романа отличает острая эмоциональная реакция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утёнка (ч. 1, гл. 9), эпизод с Франей (ч. 2, гл. 11).
### Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка? ### Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо? ### Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде? ### Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.
Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанную сцену с одним из событий военного времен, когда Григорий убивает австрийского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях героя.
### Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
### «Добрый казак» — какой смысл вкладывает м. а. Шолохов в эти слова, говоря о Григории мелехове?
### В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория мелехова? (Ключевые слова записываются на доске.)
Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является мелехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана алексеевича Котлярова (ч. 6).
Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание аксинье перекликается с другим: «моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами — настроение не одного только Григория мелехова, но и других казаков. Подчёркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: драка со Степаном астаховым из-за аксиньи (ч. 1, гл. 12), уход с аксиньей в Ягодное (ч. 2, гл. 11–12), столкновение с вахмистром (ч. 3, гл. 11), разрыв с Подтёлковым (ч. 3, гл. 12), столкновение с генералом Фицхалауровым (ч. 7, гл. 10), решение вернуться в хутор, не дожидаясь амнистии (ч. 8, гл. 18). Подкупает искренность его
Побуждений. В этом нас убеждают внутренние монологи героя (ч. 6, гл. 21, 28). Заметим, что мелехов — единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало.
Главный герой м. а. Шолохова — простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. менталитет Григория, его характер — прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У мелехова очень индивидуальная судьба, в нём я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Комментарий. Итог данного вида работы — опорная схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы на доске и в тетрадях.
Характерные черты образа Григория мелехова
Трудолюбие
Казацкая удаль
Индивидуализм
Отзывчивость
Григорий Мелехов
Цельность натуры
Сострадание
Искренность
Верность
2. аналитическая беседа
Комментарий. На доске — цитаты из текста романа для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе мелехова.
«что же ещё человеку надо?»
«Хороший казак, а вот непутёвый».
«Какой-то чудаковатый».
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».
«Несчастный человек».
### Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
### Взгляните на Григория глазами аксиньи, Натальи, автора.
### чем интересен Григорий мелехов как личность? что выделяет его из любой окружающей среды?
### Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
### Какие моменты судьбы мелехова вызывают наибольшее сожаление?
### Как ведёт себя Григорий мелехов в сложной обстановке гражданской войны?
### Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?
### Каков путь нравственных исканий Григория мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
### можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?### Кто или что становится виновником гибели семьи мелеховых? что способствует разрушению дома, семьи, рода?
### что делает Григория мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?
3.
Страница: [ 1 ] 2
Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не приемлет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельствам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто определить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), которую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Григория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови казачьи хутора.
Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зрения хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоинства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да белоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Кошевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гуманизма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечеловеческих моральных норм, потому пролетарский, социально направленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.
Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вместе с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший определить свое место в ней. И это происходило по многим причинам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанному, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых отбился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григорий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэтому в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».
По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несовпадения героя с историей. Если для других был возможен третий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на распутье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих истину и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась трагическим камертоном, определившим всю судьбу.
Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа.
Этот герой никак не может найти себя и свое место в жизни. С первых же страниц повествования мы видим противоречия в Григории, его раздвоенность. Он, полюбив жену соседа, ничего не делает, чтобы отстоять свою любовь, и отказывается ехать с Аксиньей в Шахты. Мелехов говорит, что он не может уйти от хозяйства и от семьи. По приказу отца герой женится на Наталье, дочери богатого крестьянина. Она очень полюбила Мелехова, да и всей его семье понравилась. Но Григорий несчастлив с Натальей. Он сам признавался ей в этом: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка». Вскоре после этих слов Григорий уходит с Аксиньей в Ягодное, поместье господ Лисницких.
Мы видим, что с самого начала автор показывает противоречивость своего героя. Мелехов сам не понимает, что ему нужно, он никак не может определиться. Эта черта еще больше проявится в герое во время Первой мировой войны и революции.
Призванный на действительную службу в армию, Григорий видит, как несправедливо устроена жизнь. С одной стороны, нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вечно униженные солдаты, которые вынуждены переносить издевательство командиров. Мировая война убеждает Мелехова в бессмысленности убийства. Но, несмотря на это, во время боев он держится храбро и мужественно. Во время коротких визитов домой Григорий признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Попав в госпиталь, Григорий встречается с большевиком Гаранжей, который простыми словами объяснил ему позицию красных. Мелехов говорит Гаранже: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл». Приезд в госпиталь царской семьи будит в герое чувство ненависти и злобы: «Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки!» А ведь с детских лет Григорий был воспитан в уважении к царской семье, чиновникам. Но и дома, на хуторе, Чубатый и Изварин говорили о казацких сословиях, о свободном Доне без царя и без большевиков. Григорию очень трудно было разобраться и найти истину: «Блукаю я, как метель в степи».
После победы большевиков Григорий находится на стороне красных, но, возвратившись на хутор, он опять ощущает душевный разлад: «К кому же прислониться?»
Пытаясь сделать выбор, Григорий принимает участие в Верхне-Донском восстании, хочет его оправдать. Он думал, что казачество должно отделиться от мужицкой Руси, идти собственным путем. И, если нужно будет, биться до конца. Но другой голос говорил ему, что здесь бьются не казаки с мужиками, а бедные с богатыми. И опять Мелехов оказался на распутье, и опять он не знал, чью сторону принять.
Мы видим, что уже в самом начале восстания Григория одолевают противоречивые мысли, которые еще более будут развиваться в ходе восстания.
Когда повстанцы соединились с Донской армией, Григорий еще раз убедился в пропасти, вставшей между казаками и офицерами: «Я имею офицерский чин, кровью его заслужил. А как попаду в офицерское общество – так вроде как из хаты на мороз выйду в одних подштанниках». Мелехов гордился тем, что полководцы, вышедшие из народа, разбили прославленных белых генералов во время гражданской войны. Теперь уже дело красных Мелехов считает справедливым. В Новороссийске он переходит на их сторону и мужественно сражается в коннице Буденного. Но герой чувствует, что, как бывшему белому офицеру, красные не доверяют ему. Поэтому Мелехов уходит на хутор, возвращается домой.
Здесь Григорий хотел найти успокоение, он мечтал заниматься простым крестьянским трудом. Но и в этом Мелехов не нашел своего счастья. Герою угрожает арест, Михаил Кошевой видит в нем врага. Поэтому Григорий бежит в банду Фомина, хотя и понимает, что это гибельный шаг. Он прямо говорит Фомину об этом. Вскоре герой понимает, что в банде он совершает преступления. Мелехов покидает и это свое «пристанище». Он отправляется к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и начать новую жизнь где-нибудь вдалеке.
Но и на этот раз Григорию не суждено было стать счастливым: Аксинью убивают. Погибает самый дорогой для Мелехова человек, вместе с Аксиньей погибают и мечты Мелехова на спокойную жизнь. Теперь испытания героя закончены. Кроме воспоминаний, ему больше ничего не осталось. Все метания Григория, его поиски истины, правды закончились трагедией. Мне кажется, что верного для себя пути этот герой так и не нашел. Теперь у него остался лишь сын – надежда Мелехова на светлое будущее.
Итак, трагедия Григория Мелехова – это трагедия незавершенного выбора, трагедия противоречивости его характера. Можно сказать, что это трагедия личности, оказавшейся на перепутье и не находящей себе прямого, верного, истинного пути. Кроме того, трагедия героя – это еще и сложный путь русского казачества. В начале 20 века казаки в очередной раз сделали попытку сохранить свою изолированность, свои национальные особенности. Для них и белые, и красные все равно чужие. Они не могут найти себя, не могут примкнуть ни к той, ни к другой стороне. Так же, как и Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов — главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя — трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.
От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.
Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.
Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.
Отношения Григория с Аксиньей и Натальей
Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».
Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.
После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.
Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.
Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».
Заключение
В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли». Материал с сайта //iEssay.ru
Трагедия Григория Мелехова в романе ? Тихий
Дон?
В ?
Тихом Доне?
Шолохов выступает прежде всего как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. ?
Тихий Дон?
охватывает период в десять лет –с 1912 по 1922 год.
Неотвратимо “шагает” по страницам ?
Тихого Дона?
история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре ?
Тихого Дона?
не только в том смысле, что ему уделено больше внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.
Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы образа.
Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и “с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони”. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы.
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик убитого являлся потом и во сне, вызвал “нутряную боль”. Описывая лица попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они напоминали “стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы”. Таким скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать лишала его душу нравственной опоры в жизни.
Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: ?
Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем?
.
Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял “человеческое в человеке”, его чувства и переживания – всегда искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.
Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мёртвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное сердце.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека – Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознавая трагизм своего положения, он говорит: “От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…”. В образе Григория заключёно большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героя заключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшего своего пути в жизни.
Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.
Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.
Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основы жизни.
Что еж будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоумённого существования”? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной “классовой переделке”.
…Ничего я не понимаю…
Мне трудно в этом
разобраться… Блукаю я,
как метель в степи…
М. Шолохов. Тихий Дон
«Тихий Дон» — необычайно сложное и величественное произведение. Мастерство Шолохова заключается в том, что он воспроизводит события грандиозной эпохи, насыщая их характерами и судьбами, затрагивая множество тем, искусно переплетенных между собой.
Григорий Мелехов — главный герой романа, донской казак. До войны и революции он не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хоть и небогатая, жила своим трудом, в достатке и уважении. Григорий любил свой хутор, хозяйство, работу, труд был его потребностью.
В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория. Я думаю, именно из-за человеколюбия он так мучительно переживает свой первый бой, не может забыть убитого австрийца. Характеру Мелехова свойственно обостренное чувство справедливости, сознание собственного достоинства, способность к сильной и страстной любви, решительным поступкам и действиям. Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека, так он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю. Сам истинный казак, он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».
На протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, теряет в нее веру, теряет веру и в себя, в свою правоту.
Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым, и все же он к ней пришел, не убив в себе окончательно человека. Об этом говорит и добровольный приход Мелехова в конце романа в родной хутор, чтобы ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Он добровольно разоружается, бросив под мартовский лед оружие.
Сюжет романа развивается, как сюжет трагедии, и финал его тоже трагический. Война все забрала у Григория: родных, друзей, любовь, веру. Мы так и не узнаем о дальнейшей судьбе Григория Мелехова. Его будущее неизвестно, о нем можно строить лишь догадки и предположения, которые никогда уже не подтвердятся.
Григорий Мелехов – главный герой романа М.Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя – трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
Страница: [ 1 ] 2
Цель: Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа м. а. Шолохова «тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. Оборудование: Портрет м. а. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «тихий Дон», опорные схемы, цитаты.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. Тип урока: Комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Актуализация Опорных Знаний
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера
Кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал михаил александрович Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа м. Шолохова «тихий Дон» — Григорий мелехов.
Неотвратимо «шагает» по страницам «тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на их фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий мелехов стоит в центре «тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «тихом Доне». Кто же он? Жерт ва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?
IV. Работа Над Темой Урока
1. лекция учителя (с элементами беседы)
(Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова.)
¦ Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий мелехов? (Ответы учащихся с использованием цитат из текста.)
— рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий. Григорий мелехов — самая яркая личность из героев «тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и аксинье). Самая яркая черта Григория — искренность, он никогда не врал самому себе.
Главного героя романа отличает острая эмоциональная реакция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утёнка (ч. 1, гл. 9), эпизод с Франей (ч. 2, гл. 11).
### Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка? ### Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо? ### Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде? ### Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.
Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанную сцену с одним из событий военного времен, когда Григорий убивает австрийского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях героя.
### Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
### «Добрый казак» — какой смысл вкладывает м. а. Шолохов в эти слова, говоря о Григории мелехове?
### В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория мелехова? (Ключевые слова записываются на доске.)
Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является мелехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана алексеевича Котлярова (ч. 6).
Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание аксинье перекликается с другим: «моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами — настроение не одного только Григория мелехова, но и других казаков. Подчёркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: драка со Степаном астаховым из-за аксиньи (ч. 1, гл. 12), уход с аксиньей в Ягодное (ч. 2, гл. 11–12), столкновение с вахмистром (ч. 3, гл. 11), разрыв с Подтёлковым (ч. 3, гл. 12), столкновение с генералом Фицхалауровым (ч. 7, гл. 10), решение вернуться в хутор, не дожидаясь амнистии (ч. 8, гл. 18). Подкупает искренность его
Побуждений. В этом нас убеждают внутренние монологи героя (ч. 6, гл. 21, 28). Заметим, что мелехов — единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало.
Главный герой м. а. Шолохова — простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. менталитет Григория, его характер — прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У мелехова очень индивидуальная судьба, в нём я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Комментарий. Итог данного вида работы — опорная схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы на доске и в тетрадях.
Характерные черты образа Григория мелехова
Трудолюбие
Казацкая удаль
Индивидуализм
Отзывчивость
Григорий Мелехов
Цельность натуры
Сострадание
Искренность
Верность
2. аналитическая беседа
Комментарий. На доске — цитаты из текста романа для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе мелехова.
«что же ещё человеку надо?»
«Хороший казак, а вот непутёвый».
«Какой-то чудаковатый».
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».
«Несчастный человек».
### Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
### Взгляните на Григория глазами аксиньи, Натальи, автора.
### чем интересен Григорий мелехов как личность? что выделяет его из любой окружающей среды?
### Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
### Какие моменты судьбы мелехова вызывают наибольшее сожаление?
### Как ведёт себя Григорий мелехов в сложной обстановке гражданской войны?
### Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?
### Каков путь нравственных исканий Григория мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
### можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?### Кто или что становится виновником гибели семьи мелеховых? что способствует разрушению дома, семьи, рода?
### что делает Григория мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?
3.
Страница: [ 1 ] 2
Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не приемлет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельствам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто определить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), которую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Григория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови казачьи хутора.
Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зрения хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоинства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да белоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Кошевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гуманизма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечеловеческих моральных норм, потому пролетарский, социально направленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.
Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вместе с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший определить свое место в ней. И это происходило по многим причинам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанному, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых отбился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григорий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэтому в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».
По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несовпадения героя с историей. Если для других был возможен третий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на распутье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих истину и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась трагическим камертоном, определившим всю судьбу.