Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях.
Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции.
Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий.
Стихотворение «Листок» представляет собой своеобразную сказку о дубовом листке, оторвавшемся от родимой ветки и умчавшемся к Чёрному морю. В центре повествования — разговор листка с высокой чинарой. В незамысловатом, на первый взгляд, стихотворении, поэт затрагивает важные жизненные темы и проблемы. Заслуга Лермонтова здесь, на мой взгляд, состоит в том, что поэт сумел доступно для любого читателя, взрослого или ребёнка, выразить трагические переживания одинокого, забытого всеми человека.
Попытаемся внимательнее вчитаться в каждую строку произведения. Простое по форме изложения, ЭТО стихотворение несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова тема одиночества. В стихотворении «Листок» они расширяет свои границы и трансформируется в тему одинокого странничества и изгнания. Образ листка, гонимого бурей, является здесь символом изгнания. Надо отметить, что этот образ был широко распространён в поэзии XIX века. Лермонтов обращается к нему не случайно. Трагическая судьба одинокого, изгнанного из общества человека чем-то напоминает нам маленький листок, оторвавшийся от ветки. Тоска и бесприютность, холод и зной окружают странника в бесцельном пути. И нет души, способной понять и посочувствовать ему.
Как мы уже говорили ранее, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — это своего рода сказочное повествование, главными героями которого являются листок дуба и чинара. Два мира нарисованы перед нами: мир изгнанника, полный горестей и жизненных невзгод, и мир чинары, раскинувшей на просторе свои ветви. Холод и тепло, тьма и свет, страдания и райская жизнь — всё стихотворение основано на антитезе.
Композиция стихотворения «Листок» чётко определена. Первая строфа является своеобразной завязкой действия. Здесь мы узнаем о трагическом прошлом листка:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.
Первая строфа предельно кратко повествует о мытарствах героя. Однако пространственные рамки изображаемого здесь крайне широки: «ветка родимая» — «степь» — «Чёрное море». Листок проделал огромный путь, прежде чем достичь цели. Временная протяжённость странствий листка не указывается поэтом. Но создаётся впечатление, что дорога к райской земле была долгой. Третья строка явно указывает на это.
Вторая строфа стихотворения — это живописная картина земли, до которой «докатился» одинокий странник. Тональность этого четверостишия совершенно иная: ощущение тепла и света разлито в каждом слове. «Жестокая буря» первой строфы меняется на образ ветра, ласкающего листья чинары:
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…
Третья и четвёртая строки создают атмосферу гармонии и сказки. Для создания такого эффекта поэт рисует сказочные образы райских птиц и морской царь-девицы. А эпитет «райские» говорит читателю о райской, блаженной земле, на которую попал листок:
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.
Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…»
Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.
Обращаясь к величественной чинаре, листок называет себя пришельцем, знающим немало «рассказов мудрёных и чудных». Ради временного спокойствия он согласен на всё.
Действие в стихотворении достигает своей кульминации в пятой строфе, где в диалог вступает чинара. Её слова содержат резкий отказ в приюте. Чинаре не нужен пыльный и жёлтый лист, её не занимают «небылицы». В каждом слове слышится резкий, не терпящий противоречия тон властной «царицы»:
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы».
Последняя строфа стихотворения является развязкой действия. Чинара выносит жестокий приговор листку: она изгоняет его из райской земли и тем самым делает его ночным странником. Надежды листка на солнце и покой рушатся: «Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!»
А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:
Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.
Основной художественный приём, который Лермонтов использует в стихотворении «Листок» — приём аллегорического изображения человеческой жизни. Тотальное одиночество одних людей сочетается в мире с эгоизмом других. Поэт ощущает трагическое несоответствие идеалов человека и его реальной жизни. Самым страшным Лермонтову видится не само одиночество личности в мире, а сознательное изгнание её остальными людьми, обречение её на вечные скитания на земле.
Источник: http://sochinenie5ballov.ru
..В душе каждого человека есть клапан,
отворяющийся только поэзией…
Н. Некрасов
Мой любимый поэт — Сергей Есенин. О нем и о его поэзии, вспоминая чтение поэтом своих стихов, очень выразительно сказал М, Горький: «После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия…»
О чем бы ни писал Есенин, все освещено его искренними чувствами, необыкновенным поэтическим талантом, таким природным и таким русским. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, — это родина поэта, страна его детства. Вся красота родного края: костер зари и гладь озер, шелест тростника и необъятная синь небес, тихий плеск волн и обсыпанные серебром ветки березы — с годами воплотилась в прекрасные стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Есенин с ранних лет очень чутко воспринимал земную красоту и потом воплощал эти впечатления в незабываемых образах. У поэта заря «моет лапкой рот», как котенок на крыше, лошади на берегу Оки чуть-чуть «не выпили луну», а деревья в дубравах так звонко говорят, будто «кличут ветками к реке». Где бы ни был поэт, он помнил, любил, видел во снах свою милую родину.
Есенин трагически переживал революционную ломку вообще, а ломку крестьянских устоев — особенно. И тогда его душа сжималась от боли за Россию — «сердцу милый край». Эта боль вызвала к жизни образ, который меня трогает до слез: «красногривый жеребенок» скачет, «тонкие ноги закидывая к голове», за поездом «на лапах чугунных». Ничего трогательней и печальней этих строк, по-моему, нет:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Это пророческие строки: стальная пята большевизма уже в самом начале давила все живое, все инакомыслящее. И подавила на многие десятилетия. Поэт увидел это еще в 20-е годы и дал себе и своим читателям слово, что и далее будет «воспевать всем существом… шестую часть земли с названьем кратким “Русь”». Не Советскую Россию, а именно Русь.
А еще я очень люблю те стихи С. Есенина, в которых есть лирические раздумья о жизни и молодости: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» «Мы теперь уходим понемногу…», «Жизнь — обман с чарующей улыбкой», «Цветы мне говорят — прощай…» и другие. Сколько в них сокровенного, лично пережитого! Загнанный в угол новой жизнью, Есенин не ожесточился, не обозлился:
Но все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Но, пожалуй, больше всего я люблю его «Персидские мотивы». Читаешь, и душа отзывается на каждую строку о любви. Хотя каждое стихотворение «Персидских мотивов» проникнуто ароматами и блаженством Шираза, поэт остается русским, который золото волос «взял у ржи», у которого «в душе звенит тальянка», который помнит «про волнистую рожь при луне» и про «дальнюю северянку».
Читая и перечитывая любимые строки Есенина, я всегда чувствую, что мне от них становится хорошо на душе. Годы и века сохранят для людей творчество этого поэта «золотой бревенчатой избы».
Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области «Биазинская общеобразовательная школа-интернат»
КОНКУРС «ЭКОЛОГИЯ РЕЧИ»
Номинация конкурса: «Мои любимые слова»
Тема работы:
«Мои любимые слова»
Выполнила: Иванова Маргарита Васильевна, ученица 8 класса
Руководитель: Смирнова Татьяна Валериевна, учитель русского языка и литературы
Место выполнения работы: МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа-интернат» Северного района Новосибирской области;
с. Биаза, ул. Бугаева, д. 92
с. Биаза
2013
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово-утешение и слово-удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу
вытравить…
В. Полторацкий
Как велик и могуч русский язык! Как много слов включает он в себя! Когда на свет появляется маленький человечек, ему приходится «открывать» для себя окружающий мир, в том числе и удивительное богатство слов. Мы взрослеем, а вместе с нами обогащается и наш словарный запас. Замечали ли вы, как приятно общаться с человеком, который владеет даром слова, умеет красиво и правильно говорить!
Слова бывают разные: добрые и злые, честные и лживые, чистые и бранные… Я думаю, что у каждого человека есть свои любимые слова. Те, которые согревают его душу, помогают в трудную минуту. Такие слова есть и у меня. Почему они мне нравятся? Объяснить это сложно…
Мое самое любимое – это слово «семья». Оно мне нравится, потому что звучит, как ласковый голос мамы, как тихий приятный звук флейты. Семья – это самые близкие и дорогие для каждого из нас люди. Те, кто нас понимает. Каждый человек мечтает о крепкой любящей семье. О простом семейном уюте. Я уверена, что об этом думают даже те люди, которые по какой-то причине лишены семьи. Пусть где-то глубоко в душе, но и они мечтают об этом. Не только семья священна, но и само слово. Я считаю, что это слово нельзя нигде, никогда, не при каких обстоятельствах использовать для оскорбления. Помните: у вас тоже есть семья, за которую вы готовы стоять горой…
А слово «мама»! Какое теплое, уютное слово. Какой добротой веет от
этого слова. Я знаю почему, потому что только у мамы золотое сердце, которое все может: и любить, и простить, и научить доброму, правильному.
Мама – это первое слово, которое произносит человек в своей жизни. О маме мы вспоминаем в первую очередь, когда нам больно или страшно. Священное слово – Мама…
Еще мне нравится слово «любовь». Если написать его с заглавной буквы, то получится красивое славянское имя – Люба. Если же использовать маленькую букву, тогда слово превратиться в самое прекрасное чувство из всех существующих на планете Земля. Любовь приносит радость или печаль, надежду или сомнение… Может быть настоящей, дружеской, родительской, обманчивой, коварной… Сколько песен, стихов, рассказов и романов написано о любви! А сколько еще будет написано?..
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что стоит за словом? Почему мы именно так называем привычные для нас вещи? Как вообще произошли слова? Я все чаще размышляю над этими вопросами, заглядываю в словари, обращаюсь за помощью к учителям, родственникам. Мне интересна жизнь слов в русском языке. Недаром говорят: «В каждом слове – чудесный клад». Нужно только суметь его отыскать, а это порой так непросто.
Опоздали
Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях.
Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции.
Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий.
Стихотворение «Листок» представляет собой своеобразную сказку о дубовом листке, оторвавшемся от родимой ветки и умчавшемся к Чёрному морю. В центре повествования — разговор листка с высокой чинарой. В незамысловатом, на первый взгляд, стихотворении, поэт затрагивает важные жизненные темы и проблемы. Заслуга Лермонтова здесь, на мой взгляд, состоит в том, что поэт сумел доступно для любого читателя, взрослого или ребёнка, выразить трагические переживания одинокого, забытого всеми человека.
Попытаемся внимательнее вчитаться в каждую строку произведения. Простое по форме изложения, ЭТО стихотворение несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова тема одиночества. В стихотворении «Листок» они расширяет свои границы и трансформируется в тему одинокого странничества и изгнания. Образ листка, гонимого бурей, является здесь символом изгнания. Надо отметить, что этот образ был широко распространён в поэзии XIX века. Лермонтов обращается к нему не случайно. Трагическая судьба одинокого, изгнанного из общества человека чем-то напоминает нам маленький листок, оторвавшийся от ветки. Тоска и бесприютность, холод и зной окружают странника в бесцельном пути. И нет души, способной понять и посочувствовать ему.
Как мы уже говорили ранее, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — это своего рода сказочное повествование, главными героями которого являются листок дуба и чинара. Два мира нарисованы перед нами: мир изгнанника, полный горестей и жизненных невзгод, и мир чинары, раскинувшей на просторе свои ветви. Холод и тепло, тьма и свет, страдания и райская жизнь — всё стихотворение основано на антитезе.
Композиция стихотворения «Листок» чётко определена. Первая строфа является своеобразной завязкой действия. Здесь мы узнаем о трагическом прошлом листка:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.
Первая строфа предельно кратко повествует о мытарствах героя. Однако пространственные рамки изображаемого здесь крайне широки: «ветка родимая» — «степь» — «Чёрное море». Листок проделал огромный путь, прежде чем достичь цели. Временная протяжённость странствий листка не указывается поэтом. Но создаётся впечатление, что дорога к райской земле была долгой. Третья строка явно указывает на это.
Вторая строфа стихотворения — это живописная картина земли, до которой «докатился» одинокий странник. Тональность этого четверостишия совершенно иная: ощущение тепла и света разлито в каждом слове. «Жестокая буря» первой строфы меняется на образ ветра, ласкающего листья чинары:
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…
Третья и четвёртая строки создают атмосферу гармонии и сказки. Для создания такого эффекта поэт рисует сказочные образы райских птиц и морской царь-девицы. А эпитет «райские» говорит читателю о райской, блаженной земле, на которую попал листок:
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.
Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…»
Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.
Обращаясь к величественной чинаре, листок называет себя пришельцем, знающим немало «рассказов мудрёных и чудных». Ради временного спокойствия он согласен на всё.
Действие в стихотворении достигает своей кульминации в пятой строфе, где в диалог вступает чинара. Её слова содержат резкий отказ в приюте. Чинаре не нужен пыльный и жёлтый лист, её не занимают «небылицы». В каждом слове слышится резкий, не терпящий противоречия тон властной «царицы»:
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы».
Последняя строфа стихотворения является развязкой действия. Чинара выносит жестокий приговор листку: она изгоняет его из райской земли и тем самым делает его ночным странником. Надежды листка на солнце и покой рушатся: «Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!»
А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:
Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.
Основной художественный приём, который Лермонтов использует в стихотворении «Листок» — приём аллегорического изображения человеческой жизни. Тотальное одиночество одних людей сочетается в мире с эгоизмом других. Поэт ощущает трагическое несоответствие идеалов человека и его реальной жизни. Самым страшным Лермонтову видится не само одиночество личности в мире, а сознательное изгнание её остальными людьми, обречение её на вечные скитания на земле.
Источник: http://sochinenie5ballov.ru
..В душе каждого человека есть клапан,
отворяющийся только поэзией…
Н. Некрасов
Мой любимый поэт — Сергей Есенин. О нем и о его поэзии, вспоминая чтение поэтом своих стихов, очень выразительно сказал М, Горький: «После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия…»
О чем бы ни писал Есенин, все освещено его искренними чувствами, необыкновенным поэтическим талантом, таким природным и таким русским. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, — это родина поэта, страна его детства. Вся красота родного края: костер зари и гладь озер, шелест тростника и необъятная синь небес, тихий плеск волн и обсыпанные серебром ветки березы — с годами воплотилась в прекрасные стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Есенин с ранних лет очень чутко воспринимал земную красоту и потом воплощал эти впечатления в незабываемых образах. У поэта заря «моет лапкой рот», как котенок на крыше, лошади на берегу Оки чуть-чуть «не выпили луну», а деревья в дубравах так звонко говорят, будто «кличут ветками к реке». Где бы ни был поэт, он помнил, любил, видел во снах свою милую родину.
Есенин трагически переживал революционную ломку вообще, а ломку крестьянских устоев — особенно. И тогда его душа сжималась от боли за Россию — «сердцу милый край». Эта боль вызвала к жизни образ, который меня трогает до слез: «красногривый жеребенок» скачет, «тонкие ноги закидывая к голове», за поездом «на лапах чугунных». Ничего трогательней и печальней этих строк, по-моему, нет:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Это пророческие строки: стальная пята большевизма уже в самом начале давила все живое, все инакомыслящее. И подавила на многие десятилетия. Поэт увидел это еще в 20-е годы и дал себе и своим читателям слово, что и далее будет «воспевать всем существом… шестую часть земли с названьем кратким “Русь”». Не Советскую Россию, а именно Русь.
А еще я очень люблю те стихи С. Есенина, в которых есть лирические раздумья о жизни и молодости: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» «Мы теперь уходим понемногу…», «Жизнь — обман с чарующей улыбкой», «Цветы мне говорят — прощай…» и другие. Сколько в них сокровенного, лично пережитого! Загнанный в угол новой жизнью, Есенин не ожесточился, не обозлился:
Но все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Но, пожалуй, больше всего я люблю его «Персидские мотивы». Читаешь, и душа отзывается на каждую строку о любви. Хотя каждое стихотворение «Персидских мотивов» проникнуто ароматами и блаженством Шираза, поэт остается русским, который золото волос «взял у ржи», у которого «в душе звенит тальянка», который помнит «про волнистую рожь при луне» и про «дальнюю северянку».
Читая и перечитывая любимые строки Есенина, я всегда чувствую, что мне от них становится хорошо на душе. Годы и века сохранят для людей творчество этого поэта «золотой бревенчатой избы».
Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области «Биазинская общеобразовательная школа-интернат»
КОНКУРС «ЭКОЛОГИЯ РЕЧИ»
Номинация конкурса: «Мои любимые слова»
Тема работы:
«Мои любимые слова»
Выполнила: Иванова Маргарита Васильевна, ученица 8 класса
Руководитель: Смирнова Татьяна Валериевна, учитель русского языка и литературы
Место выполнения работы: МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа-интернат» Северного района Новосибирской области;
с. Биаза, ул. Бугаева, д. 92
с. Биаза
2013
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово-утешение и слово-удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу
вытравить…
В. Полторацкий
Как велик и могуч русский язык! Как много слов включает он в себя! Когда на свет появляется маленький человечек, ему приходится «открывать» для себя окружающий мир, в том числе и удивительное богатство слов. Мы взрослеем, а вместе с нами обогащается и наш словарный запас. Замечали ли вы, как приятно общаться с человеком, который владеет даром слова, умеет красиво и правильно говорить!
Слова бывают разные: добрые и злые, честные и лживые, чистые и бранные… Я думаю, что у каждого человека есть свои любимые слова. Те, которые согревают его душу, помогают в трудную минуту. Такие слова есть и у меня. Почему они мне нравятся? Объяснить это сложно…
Мое самое любимое – это слово «семья». Оно мне нравится, потому что звучит, как ласковый голос мамы, как тихий приятный звук флейты. Семья – это самые близкие и дорогие для каждого из нас люди. Те, кто нас понимает. Каждый человек мечтает о крепкой любящей семье. О простом семейном уюте. Я уверена, что об этом думают даже те люди, которые по какой-то причине лишены семьи. Пусть где-то глубоко в душе, но и они мечтают об этом. Не только семья священна, но и само слово. Я считаю, что это слово нельзя нигде, никогда, не при каких обстоятельствах использовать для оскорбления. Помните: у вас тоже есть семья, за которую вы готовы стоять горой…
А слово «мама»! Какое теплое, уютное слово. Какой добротой веет от
этого слова. Я знаю почему, потому что только у мамы золотое сердце, которое все может: и любить, и простить, и научить доброму, правильному.
Мама – это первое слово, которое произносит человек в своей жизни. О маме мы вспоминаем в первую очередь, когда нам больно или страшно. Священное слово – Мама…
Еще мне нравится слово «любовь». Если написать его с заглавной буквы, то получится красивое славянское имя – Люба. Если же использовать маленькую букву, тогда слово превратиться в самое прекрасное чувство из всех существующих на планете Земля. Любовь приносит радость или печаль, надежду или сомнение… Может быть настоящей, дружеской, родительской, обманчивой, коварной… Сколько песен, стихов, рассказов и романов написано о любви! А сколько еще будет написано?..
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что стоит за словом? Почему мы именно так называем привычные для нас вещи? Как вообще произошли слова? Я все чаще размышляю над этими вопросами, заглядываю в словари, обращаюсь за помощью к учителям, родственникам. Мне интересна жизнь слов в русском языке. Недаром говорят: «В каждом слове – чудесный клад». Нужно только суметь его отыскать, а это порой так непросто.
Опоздали