Сочинение на тему творчество булгакова

9 вариантов

  1. Михаил Булгаков
    Михаил Афанасьевич Булгаков – русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
    Родился: 15.05.1891, Киев
    Умер: 10.03.1940 (48 лет)
    Популярные произведения М.А. Булгакова
    Белая гвардия
    Собачье сердце
    Мастер и Маргарита
    Другие сочинения по произведению Булгакова
    Творчество М. А. Булгакова
    М. А Булгаков – один из ярчайших писателей XX века
    Сатира М.А. Булгакова
    Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова
    Личность М . А . Булгакова
    Жизненный и творческий путь Булгакова М.А.
    Жизненный и творческий путь
    Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы
    Значение творчества Булгакова для русской литературы
    Заметки Булгакова для доклада о Шекспире
    “Булгаков испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши”
    Автор театра Булгаков
    Добро и зло – Булгаков
    Образ города в одном из произведений русской литературы XX века
    Восемь снов Булгакова
    Жизнь Булгакова в Художественном театре
    Художественная автобиография Михаила Булгакова
    Чему нас учат книги Булгакова
    Возвышающая и трагическая любовь творчества
    Драматургия Булгакова
    Сочинение «Творчество М. А. Булгакова»
    Булгаков – все сочинения
    Совсем недавно я познакомился с творчеством М. А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре. Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики. Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.
    Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как \”Морфий\”, \”Роковые яйца\”, \” Дни Турбиных\” – имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.
    С творчеством Булгакова я знаком по его нескольким произведениям: \”Роковые яйца\”, \”Мастер и Маргарита\”. М. А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия \”Роковые яйца\” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурищину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
    На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор. Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман \”Белая гвардия\”. Он пытается там описать все бесчинства белой армии.
    Я думаю, что глубокое свое воплощение писатель нашел в своей главной книге – это роман \”Мастер и Маргарита\”. Мне роман показался сложным. Хотя нельзя читать роман и не ощущать какой-то странной силы, которая завораживает тебя. Михаил Афанасьевич пытается создать свою версию осуждения Иисуса Христа. Способность автора фантазировать позволяет нам увидеть целый ряд персонажей. Дьяволиада в романе играет роль почти реалистическую. Она является пародией на настоящую действительность. Но, я уверен, Михаил Булгаков не страшился дьявола. Он для него не существовал. Писатель хотел донести нам веру в человека, в нравственные законы. В романе Мастер не одержал победы. Но это вовсе не значит, что писатель обрекает нас на уныние. У Мастера есть ученик, а значит, есть продолжение и будущее. На мой взгляд книга эта мой взгляд книга эта противоречива, но, читая ее, равнодушным никто не останется. Возможно, прочитав эту книгу, кто-то раскроет в себе такие силы, о существование которых даже и не думал. Я не знаю, но судя по произведению, критика, наверно, была огромна. Но разве какое-нибудь творение Булгакова обходило ее стороной? Но несмотря на все невзгоды, суждения, роман будет жить долго.
    М. А. Булгакова запрещали и, конечно же, не без причины. Наверно, только ему свойственно так образно, так тонко, с такой острой сатирой обнажать всю фальшь действительности.
    Признания Михаил Афанасьевич Булгаков не узнал при жизни. Так всегда получается. Ценим мы только то, что теряем. Мы очень поздно осознаем, что каждый человек неповторим. А настоящий талант тем более не повторим.

  2. В творчестве известного российского писателя М. А. Булгакова, более всего привлекает роман «Мастер и Маргарита». Это произведение, само по себе очень удивительное и необычное для того времени, когда оно было написано известным писателем.
    Ведь тогда, модно было писать о достижениях народного хозяйства и Советской власти. Некоторые писатели и литераторы, только то и делали, что писали однодневные произведения на заказ органов.
    На фоне этой серой массы, роман Булгакова очень выгодно выделяется. Таинственная, прекрасная и мистическая история о добре, зле и потусторонней силе, которая на самом деле, как раз и творит добро.
    Похоже, Булгаков, наблюдая реалии тогдашней жизни, искал спасения и защиты совсем в другой силе, неподвластной людям. И, нашел такую силу. И, имя этой силе Воланд. Персонаж очень интересный, глубокий и многогранный. С начала Воланд не очень симпатичный, но потом, когда появляется Маргарита, и просит о помощи, Воланд не отказывает бедной женщине, и помогает вернуть ей Мастера.
    Маргарита даже согласилась стать на время ведьмой, чтобы снова стать счастливой. Другого выхода у нее просто не было. Этим Булгаков показывает, что людям, жившим в то время, и неугодным власти, просто не было на кого больше надеяться. Только на посторонние силы.
    Роман очень увлекательный и интересный. Заставляет задуматься о собственной жизни, собственных поступках. Не все в жизни так просто, как может показаться на первый взгляд. Об этом и говорит нам великий писатель. Есть еще недоступные для человека силы, которые не дремлют и следят за всем, что происходит на земле. Для кого-то они злые, а для кого-то единственная надежда на помощь.
    Именно, Воланд со своей свитой помогли Маргарите вернуть ее возлюбленного и наказать обидчиков. Даже Гела, служанка Воланда, вызывает намного больше симпатий, чем обычные люди, обыватели, и различного люда начальники ставшие персонажами выдающегося романа. Не удивительно, что роман стал любим многими читателями.
    Мелкие, склочные, жадные и завистливые, они очень отличаются от Маргариты и Мастера, которые жили в большом городе, словно в пустыне. Они были для всех чужие, и все остальные были им чужие. Воланд прекрасно понимал, и, желая дать им счастье, отправил их в место, где их больше никто не потревожит.
    Очень увлекательный и интересный роман. Один из тех, который можно перечитывать по нескольку раз. Булгаков, возможно, сам того не зная, создал гениальное, бессмертное произведение.

  3. 1. Путь к призванию.
    2. Стезя писателя.
    3. Булгаков-драматург.
    М. А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии А. И. Булгакова. Это был старший сын многодетной семьи Булгаковых, позже у Михаила появились четыре сестры и два брата. От родителей детям досталась семейная тяга к знаниям и трудолюбие. Получив домашнее образование, в 1900 году Михаил поступил в первый класс Александровской гимназии. Он рос разносторонне развитым — сочинял, пел, рисовал, музицировал. После окончания гимназии в 1909 году Михаил стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира. Он уже был самым старшим мужчиной в семье — его отец умер от болезни почек. Медицина привлекала его возможностью помочь людям, иметь частную практику. Профессия врача казалась Михаилу Афанасьевичу блестящей.
    На втором курсе, в 1913 году, Булгаков женится на выпускнице гимназии Т. Лаппа. Во время первой мировой войны семейная пара работает в госпитале, позже Михаил уходит на фронт добровольцем, в прифронтовом госпитале приобретая профессиональные навыки. У него обнаруживается редкий дар диагноста. Закончив университет с отличием, он служит земским врачом в Смоленской губернии.
    Врачебная практика развивала его не только как врача, но и позже принесла литературные плоды. Свои «Записки земского врача» он пишет, опираясь на личный опыт.
    Булгаков видел гражданскую войну, отречение царя и октябрьский переворот, немецкую оккупацию Украины: серые толпы, зверские тупые лица, увиденные воочию, как он говорил, помогли понять произошедшее. Его мобилизуют и отправляют с отступающей армией военврачом на Северный Кавказ. Вскоре белые оставили город. Больной тифом Булгаков лежал в горячке и был не в состоянии эмигрировать вместе с белой армией. Если бы он мог решать свою судьбу, то уехал бы из России.
    Выздоровев, Михаил Афанасьевич оставил работу врача. Его назначили заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза. Он сотрудничает с газетами, пишет для Владикавказского театра первые драматургические произведения: «Самооборона», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы», «Братья Турбины». Сочинять его вынудили обстоятельства. Переехав в Москву, он спасается от голода, сотрудничая с редакциями газет. Ремесло писателя было призванием Булгакова. Но на признание не было надежд, а он хотел сразу добиться всего. Он стыдился, что с таким образованием работает в газете только ради денег. Образование и талант должны были продвинуть его по карьерной лестнице, но это сопровождалось жесткой публичной критикой. Он писал фельетоны для берлинской редакции «Накануне», там же были напечатаны его «Необыкновенные приключения доктора» (1922), в которых автор негативно отзывается о сменяющейся власти, не одобряя ни белых, ни красных, и «Записки на манжетах» (1922—1923). Следом появляются «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925). В этих почти фантастических произведениях поднимаются злободневные проблемы времени: насильное насаждение большевистских порядков, агрессивность красных, невежественность пролетариата. Неудивительно, что «Собачье сердце» с его разошедшимися в миг цитатами не пропустили в печать и опубликовали только в перестроечные времена, в 1987 году. Фактически в повести сравнивались пес и люмпен (человек из низших слоев населения), причем сравнение было не в пользу последнего. Такие же нелестные характеристики были даны большевикам. Эксперименты большевиков не принесут того, чего можно добиться просвещением. Булгаков считает, что не революция нужна, а эволюция.
    Роман «Белая гвардия» (1925—1927), пьесы «Дни Турбиных», «Бег» — это прощание Булгакова с Россией. Вспоминая гражданскую войну, в «Белой гвардии» он пишет о том, чем живет семья Турбиных в это нелегкое время, как война входит в эту семью и что она приносит. Здесь еще четче показано неприятие и белых, и красных. По мнению автора и те, и другие исторически обречены на поражение, потому что чужды русскому народу,
    В жизни писателя в 1925 году происходят две важные перемены — он женится на Л. Е. Белосельской-Белозерской и входит в литературу как продолжатель традиций Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. «Белая гвардия» печатается в журнале «Россия», но журнал закрывают, не завершив публикацию.
    Герои Булгакова переходят в пьесу «Дни Турбиных». Пьеса имеет огромный успех во МХАТе. 5 октября 1926 году, в день премьеры, М. А. Булгаков становится знаменитым. В это же время публикуют цикл рассказов «Записки юного врача» (1925—1926). Больше Булгакова при жизни не печатали. Официальная критика видела в нем реакционного писателя. В образах белых офицеров писатель представил отнюдь не белую армию, а военную интеллигенцию, но это было воспринято как воспевание буржуазных ценностей. Спектакль сняли, но в 1.932 году возобновили по личному распоряжению И. В. Сталина.
    Драматургический талант Булгакова был востребован. Он создал шестнадцать пьес. Шли «Зойкина квартира» в театре им. Вахтангова, «Багровый остров» на сцене Камерного театра. Но в театральном сезоне 1928 году уже не выпустили на сцену «Бег» — пьесу о белых эмигрантах. Она была поставлена только в 1957 году. Новая пьеса «Кабала святош» (1929) выдерживает семь представлений, затем ее снимают. Это была последняя пьеса, поставленная при жизни писателя. В 1929 году из репертуара театров вычеркнули все пьесы Булгакова, и отчаявшийся писатель письменно обращается к правительству, прося во избежание нищеты и гибели Или дать ему работу, или отпустить за границу. Уехать не разрешили. Дали должность ассистента режиссера во МХАТе. Служащий МХАТа пишет «в стол» пьесы и создает свое главное произведение, роман о дьяволе «Мастер и Маргарита». Автор использует в романе евангельские образы и мотивы, говоря о бесовской сущности большевизма, показывает борьбу добра и зла в советской России. В «Евангелии от дьявола» раскрываются быт и нравы советских людей, прослеживается судьба творческого человека. Повествование строится как «роман в романе»: главы о Москве 30-х годов перемежевываются с главами из романа Мастера о Понтии Пилате. Прототипом подруги главного героя — Маргариты — становится третья жена писателя, Е. С. Шиловская.
    Осенью 1936 года Булгаков стал работать в Большой театре в качестве оперного либреттиста и переводчика, но судьба его либретто также была неудачной. В сентябре 1938 году руководство МХАТа заказывает ему пьесу о Сталине. Пьесу «Батум» уже одобрили в Комитете по делам искусств, когда Сталин сказал, что ее нельзя ставить, как объяснял драматургу причину отказа режиссер В. Г. Сахновский: «Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».
    В августе 1939 года, через несколько недель после запрета «Батума», писатель серьезно заболел. В октябре, поняв, что дни его сочтены, Булгаков начал корректировку романа. Болезнь поразила глаза — это был симптом наследственной болезни почек, поэтому без помощи Елены Сергеевны он бы не справился. В марте 1940 года писатель умер. Его жена завершила работу над произведением, следуя воле автора. Фактически это была девятая редакция романа. Напечатать его стоило большого труда. В журнале «Москва» сократили и исправили роман, печатая его с 1966 по 1967 года. Полный текст романа увидел свет в 1967 году на итальянском языке. На русском его издали лишь в 1973 году.

  4. Совсем недавно я познакомился с творчеством М. А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре. Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики. Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.
    Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как “Морфий”, “Роковые яйца”, ” Дни Турбиных” – имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.
    С творчеством Булгакова я знаком по его нескольким произведениям: “Роковые яйца”, “Мастер и Маргарита”. М. А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия “Роковые яйца” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурищину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
    На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор. Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман “Белая гвардия”. Он пытается там описать все бесчинства белой армии.
    Я думаю, что глубокое свое воплощение писатель нашел в своей главной книге – это роман “Мастер и Маргарита”. Мне роман показался сложным. Хотя нельзя читать роман и не ощущать какой-то странной силы, которая завораживает тебя. Михаил Афанасьевич пытается создать свою версию осуждения Иисуса Христа. Способность автора фантазировать позволяет нам увидеть целый ряд персонажей. Дьяволиада в романе играет роль почти реалистическую. Она является пародией на настоящую действительность. Но, я уверен, Михаил Булгаков не страшился дьявола. Он для него не существовал. Писатель хотел донести нам веру в человека, в нравственные законы. В романе Мастер не одержал победы. Но это вовсе не значит, что писатель обрекает нас на уныние. У Мастера есть ученик, а значит, есть продолжение и будущее. На мой взгляд книга эта мой взгляд книга эта противоречива, но, читая ее, равнодушным никто не останется. Возможно, прочитав эту книгу, кто-то раскроет в себе такие силы, о существование которых даже и не думал. Я не знаю, но судя по произведению, критика, наверно, была огромна. Но разве какое-нибудь творение Булгакова обходило ее стороной? Но несмотря на все невзгоды, суждения, роман будет жить долго.
    М. А. Булгакова запрещали и, конечно же, не без причины. Наверно, только ему свойственно так образно, так тонко, с такой острой сатирой обнажать всю фальшь действительности.
    Признания Михаил Афанасьевич Булгаков не узнал при жизни. Так всегда получается. Ценим мы только то, что теряем. Мы очень поздно осознаем, что каждый человек неповторим. А настоящий талант тем более не повторим.

  5. 1. Нравственно-философский смысл романа «Мастер и Маргарита».
    2. Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита».
    3. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».
    4. Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита».
    5. Мастерство М. А. Булгакова-сатирика. (На примере одного или нескольких произведений.)
    6. Маргарита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и женские образы в русской классике.
    7. Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита».
    8. Мои любимые страницы в романе «Мастер и Маргарита».
    9. Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита».
    10. Смысл названия романа «Мастер и Маргарита».
    11. Образ автора в романе «Мастер и Маргарита».
    12. Идея справедливости и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита».
    13. Образ Воланда и его место в художественной системе романа «Мастер и Маргарита».
    14. Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа «Мастер и Маргарита».
    15. Автор и его герои в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    16. «Рукописи не горят…» (О Судьбе книги М. А Булгакова «Мастер и Маргарита»),
    17. Булгаковская Москва. (По роману «Мастер и Маргарита».)
    18. Время и пространство в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    19. Трагическое и комическое в романе «Мастер и Маргарита».
    20. Гоголевские традиции в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    21. Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».
    22. Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита».
    23. Композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита».
    24. Афористичность и изобразительная сила языка романа «Мастер и Маргарита».
    25. Противостояние свободы личности и несвободы в романе «Мастер и Маргарита».
    26. Чем похож и чем отличается булгаковский Воланд от своих литературных предшественников.
    27. Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе «Мастер и Маргарита».

  6. Творчество Михаила
    Булгакова оказывает колоссальное
    влияние на современный мир.
    И не потому только, что его
    признают гениальным писателем,
    драматургом. Булгаков был не
    менее гениальным мыслителем, способным
    не только правильно оценить
    самые сложные и запутанные
    общественно-политические ситуации,
    но и предвидеть обозримое
    будущее. Это был человек чести
    и достоинства, не способный
    кривить душой. Если к этому
    добавить, что он по-настоящему, осмысленно
    любил Россию, был приверженцем
    соблюдения и развития лучших духовно-культурных
    традиций русского народа, то станет совершенно
    понятной его драматическая жизненная
    судьба. Булгаков был своего рода страстотерпцем,
    страдальцем, мучеником, очень рано понявшим,
    что России придется испытать грандиозные
    потрясения. У него было достаточно возможностей
    после Гражданской войны покинуть свою
    Родину, но он остался в обескровленной
    трагичной России, со всей очевидностью
    осознавая свое ужасное положение. Будучи
    православным человеком, Булгаков понимал,
    что сама Россия и русский народ (особенно
    его интеллигенция) несут расплату за
    великие грехи, вольные и невольные. К
    таким грехам, несомненно, он относил фактическое
    соучастие (пассивное созерцание) в убийстве
    царской семьи, в уничтожении миллионов
    представителей многих национальностей
    России, в поругании святынь православной
    веры. Но все же Булгаков не мог себе представить,
    что наказания, ниспосланные на русскую
    землю, будут столь тяжелы и продолжительны.
    В течение двадцати
    с лишним лет (и каких лет!)
    он не переставал надеяться
    на лучшую долю для России,
    пытался верить в здравомыслие
    народа и его способность отличить
    черное от белого, ждал необходимых
    перемен. Сам вносил в это
    посильную лепту и… каждый
    раз разочаровывался: Россия по-прежнему
    шла, по его мнению, по гибельному,
    антинациональному пути и значительная
    часть народа, сознательно или бессознательно,
    выбрала этот путь. Постепенно в душе писателя
    зарождалось и развивалось чувство безысходности
    и отчаяния, которое неизбежно должно
    было проявиться и в его творчестве. Роман
    «Мастер и Маргарита» – убедительнейшее
    тому подтверждение. Роман «Мастер и Маргарита»
    останется в истории русской и мировой
    литературы не только как свидетельство
    величайшей человеческой стойкости Булгакова-писателя,
    не только как гимн человеку нравственному
    – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому
    – мастеру, не только как история высокой,
    неземной любви Маргариты, но и как памятник
    городу, где происходят все основные события
    книги, памятник Москве, куда, как признавался
    сам писатель, «он приехал, чтобы остаться
    навсегда». Есть и еще один итог этого
    удивительного произведения: судьба романа,
    предсказанная его автором. «…Ваш роман
    вам принесет еще сюрпризы», – обещает
    Воланд мастеру, прощаясь с ним после волшебного
    бала.
    Публикация «Мастера
    и Маргариты» в журнале «Москва»,
    состоявшаяся спустя более четверти
    века после создания романа (на
    рубеже 1966-1967 гг.), произвела переворот
    в отношении к Булгакову тех,
    кто уже читал «Дьяволиаду» и
    «Роковые яйца», «Жизнь господина де Мольера»,
    «Белую гвардию» и «Театральный роман».
    «Мастер и Маргарита» потряс не только
    души читателей, но и те основы, на которые
    привычно опирались они в восприятии советской
    литературы. Для многих впервые открылось,
    что их понимание природы добра и зла,
    свободы и несвободы, жизни тела и жизни
    духа не «единственно верное» – существует
    иное толкование этих явлений, и, кто знает,
    быть может, гораздо более глубокое и правильное.
    В статьях, которые в 1968-1969 гг. появились
    в ряде журналов и вызвали оживленную
    полемику в печати, совершился настоящий
    прорыв к ранее неизвестным граням творчества
    писателя. Их авторы (В.Лакшин, И.Виноградов,
    О.Михайлов, П.Палиевский и другие) взволнованно
    делились с читателями своими впечатлениями,
    своим потрясением от романа…
    Новых взлет
    интереса к Булгакову начался
    после 1985 г. на волне происходивших
    в стране перемен: словно поднялись
    шлюзы, и хлынуло в нашу жизнь
    все, что было открыто, выстрадано,
    рождено мыслью писателя. Возвращение
    его творчества к читателю
    стало триумфальным. Десятки театров
    ставили его пьесы. И не одни
    старые академические театры, в
    «генетической памяти» которых
    был записан феноменальный успех
    «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры»,
    «Багрового острова», но и многочисленные,
    в том числе и вновь созданные молодежные
    студии инсценировали прозаические произведения
    писателя, обращались к его забытым пьесам
    («Адам и Ева», «Мольер», «Александр Пушкин»
    и др.). Стремительно рос вал изданий и
    переизданий его прозы, публиковались
    ранние фельетоны, черновые редакции и
    наброски, письма и дневники. Тиражи книг
    Булгакова и журнальных публикаций давно
    уже исчисляются миллионами экземпляров.
    И продолжают расти. И раскупаются практически
    мгновенно. Значительно увеличился объем
    исследовательской и мемуарной литературы,
    ведутся биографические и библиографические
    изыскания, организуются международные
    булгаковские чтения и симпозиумы, защищаются
    кандидатские и докторские диссертации
    по творчеству писателя, издано более
    сотни книг и сборников, посвященных его
    творческому наследию, выпущена специальная
    «Булгаковская энциклопедия», есть ряд
    тематических сайтов в Интернете и др.
    Михаил Булгаков
    действительно оказался необходим
    всем, и в первую очередь литературе,
    российской словесности. Потому
    что его произведения – богатейшая
    школа мастерства, творческой фантазии,
    юмора, сатиры. Его влияние легко
    обнаружить в сочинениях многих
    авторов. И не только молодых.
    В прозе Б.Окуджавы, Б.Васильева,
    в социально-фантастических повестях
    братьев Стругацких. А разве «евангелические»
    главы в романе В.Тендрякова
    «Покушение на миражи» и в
    «Плахе» Ч.Айтматова, сюжеты и
    сцены в «Альтисте Данилове»
    В.Орлова и в «Пирамиде» («Мироздание
    по Дымкову») Л.Леонова могли появиться,
    не будь на свете «Мастера и Маргариты»?
    Ведь само обращение к истории Иисуса
    Христа для оценки и осмысления событий
    современности впервые предпринято М.А.Булгаковым.
    Булгаков нужен любому из нас. Каждая его
    вещь – это захватывающее чтение: обогащающее
    и облагораживающее. Его обращение к трагическим,
    темным страницам человеческого бытия
    не убивает, а пробуждает душу. Его смех
    не только веселит, но и заставляет думать.
    Добро в его произведениях и умиротворяет,
    и требует действия. А зло рождает не столько
    ненависть, сколько горечь и сожаление.
    Все написанное Булгаковым в далеком вроде
    бы прошлом работает на сегодняшний день
    и на будущее, его сочинения включены в
    учебные программы по изучению русской
    литературы в общеобразовательных школах
    России, гуманитарных гимназиях, колледжах,
    вузах.
    Нынче мы возвращаемся
    к естественному человеческому
    состоянию. Начинаем по-иному,
    чем еще недавно, мыслить, чувствовать,
    оценивать суть и смысл своего
    бытия – индивидуального и
    общественного. И решительно удаляемся
    от того, что выращивали в нас идеологические
    пастыри, и «опекаемые» ими литература
    и искусство. Немногие романы, повести,
    пьесы, написанные, как и булгаковские,
    60-70 лет назад, остаются с нами. Булгаков
    же остается весь. Он становится для нас
    все ближе и все необходимее, потому что
    еще тогда видел и понимал то, что открывается
    нам лишь теперь. И уже одно то, что более
    чем за полвека опыт его сердца и разума
    нисколько не устарел, вызывает особое
    доверие к этому опыту. Опыт писателя нужен
    нам еще и потому, что обретался он в мужественныом
    преодолении всех испытаний, выпавших
    на его долю, в том числе и последнего,
    смертного страдания.
    Булгаков от
    русских классиков, прежде всего
    Пушкина, унаследовал благородную
    правдивость, идейную глубину
    и гуманизм. А в «Мастере и
    Маргарите» создал незабываемые,
    потрясающие образы, укрепляющие
    веру в идеалы света и добра,
    к борьбе за победу которых
    призывали «великие зодчие», как
    называл Гоголь мастеров отечественной
    словесности, писателей земли
    русской. И творческое наследие
    Михаила Афанасьевича Булгакова
    мы с гордостью можем причислить
    к тем несокрушимым «краеугольным
    камням», тем гранитам, тем фундаментам,
    на которых создается новое,
    высокое и величественное здание
    нашей культуры.
    «Рукописи не
    горят», – заявляет один из
    главных героев «Мастера и
    Маргариты», выражая тем самым
    и авторское кредо. Посмертная
    судьба Булгакова подтвердила
    этот неожиданный афоризм-предсказание.
    И если при жизни писателя
    вряд ли кому в голову пришло
    назвать его «классиком», то
    на глазах нашего, особенно молодого
    поколения выросла и укоренилась
    в историческом времени слава
    Михаила Булгакова, Мастера на
    все времена. Про него уверенно
    можно сказать словами, обращенными
    к его любимому драматургу
    Мольеру: «Для его славы ничего
    не нужно, он нужен для нашей
    славы». Едва ли не самый издаваемый автор
    блистательной и не теряющей актуальности
    прозы, драматург, пьесы и инсценировки
    которого не сходят с подмостков отечественных
    театров и многих театров мира, а многое
    экранизировано, чьи произведения переведены
    на языки народов Европы, Азии, Америки,
    – Булгаков законно и достойно занял свое
    место в ряду классиков русской литературы
    и мировой культуры.
    Михаил Афанасьевич
    Булгаков дорог всем читателям
    как писатель с большой буквы
    и интересен как человек, воплотивший
    в своей судьбе достоинство
    и мужество художника.
    Булгаков один из самых
    читаемых писателей XX века, теперь мы смело
    называем его великим, гением, о чем
    раньше нельзя было и помыслить. И
    все же имя автора «Мастера и Маргариты»
    не просто веха в истории литературы.
    Его живые книги не должны заслонять
    самобытного человека, замечательную,
    сильную духом и верой личность,
    честного русского писателя, сумевшего
    прожить столь трудную, счастливую,
    богатую творчеством и поступками
    жизнь и обрести свою непростую
    судьбу в истории и литературе.
    Писатели большей
    судьбы знают о себе что-то,
    что мы о них до сих пор
    не знаем или не решаемся
    сказать. На этом перекрестке
    возникает интерес к самой
    фигуре творца, к его биографии,
    личности. Возникают неизбежные
    в таких случаях вопросы: почему
    мы так мало знали о нем,
    почему с каждым годом он
    все более интересен?.. Все это
    можно с полным правом адресовать
    к творческой судьбе и литературному
    наследию выдающегося русского
    писателя и драматурга XX века, признанного
    классика отечественной словесности
    Михаила Афанасьевича Булгакова.
    Сейчас его имя
    окружено читательским вниманием
    и в нашей стране, и за ее
    пределами, увенчано заслуженной
    славой. А было не такое уж далекое время,
    когда замечательного художника слова
    лишали главного для него права – живого
    и непосредственного общения с читателем,
    зрителем, слушателем, следили за каждым
    его шагом, а каждую его новую вещь встречали
    подозрительно и часто видели в ней то,
    чего там вовсе не было, но что хотели увидеть
    там его критики и оппоненты – «неистовые
    ревнители» партийной идеологии.
    Причины же для
    такой (в условиях прежней тоталитарной
    деформации нашего общества) несправедливой
    критики и фактической травли
    в прессе, а позже и полном
    замалчивании выявились сразу.
    Булгаков не умел лукавить, приспосабливаться
    ни в жизни, ни в литературе,
    был не редкость цельным человеком,
    что, естественно, проявилось
    и в его творчестве. И устно
    и письменно Михаил Булгаков
    в течение всей своей жизни
    последовательно отстаивал принципы
    русской классической литературы,
    следуя заветам своих великих
    учителей: Пушкина, Гоголя, Некрасова,
    Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л.Толстого
    – любимых и почитаемых им
    писателей. Он небезосновательно
    полагал, что современная отечественная
    словесность не может успешно
    развиться без усвоения всего
    лучшего, что было накоплено
    за многие годы великой русской
    литературой.
    Булгаков писал
    лишь о том, что хорошо, глубоко
    и всесторонне изучил, что его
    волновало. Конъюнктурные моменты
    творчества были ему глубоко
    чужды. Он имел свою точку
    зрения на проходящие в стране
    процессы, которая часто не совпадала
    с официальной. Писатель и гражданин был
    убежден, что ведущую роль в развитии страны
    должна играть интеллигенция, и был ревностным
    приверженцем, по его словам, «излюбленной
    и великой Эволюции», классическим представителем
    той части деятелей культуры, которые,
    не покинув страну в трудные годы, стремились
    сохранить свои «родовые признаки» в новых
    условиях. Но он прекрасно понимал, что
    творческие и жизненные установки, реализованные
    в художественных произведениях, встретят
    жестокий отпор. А это предрекало существование
    в условиях почти враждебного окружения.
    Долгое время Булгаков был известен как
    автор пьесы «Дни Турбиных» и инсценировки
    поэмы Гоголя «Мертвые души». Но «рукописи
    не горят», гениальное слово бессмертно,
    время не властно над произведениями,
    созданными мастером с чистой душой и
    мудрым сердцем. И чем дальше от нас уходят
    по времени даты создания произведений
    Булгакова, тем сильнее возрастает интерес
    читателя и зрителя к ним.

  7. 15 мая 1891 года в Киеве, в семье учителя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, который служил в киевской цензуре, родился сын Михаил. Мать, Варвара Михайловна, была сильная, волевая женщина, на которую легло все бремя воспитания детей (кроме Михаила, в семье было еще 6 детей). В 1907 году умирает отец. Михаил Булгаков получил замечательное образование в Первой Александрийской гимназии. В 1909 году поступает на музыкальный факультет Киевского университета. В 1913 году Михаил Булгаков вступает в брак. Первая мировая война заставила Булгакова пойти работать в полевые госпитали. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей. Впечатления от врачебной практики легли в основу его первой книги «Записки юного врача» (1925-1926 г.г.).
    В октябре 1919 года он находился в составе деникинских войск на должности начальника медицинской службы во Владикавказе. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, где работает секретарем литературного отдела Главполитпросвещения. В середине 20-х годов Булгаков становится достаточно известным. Его фельетоны регулярно публиковали в печати. В мае 1926 года в связи с закрытием журнала «Россия», в котором он печатался, у Булгакова был сделан обыск. Были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневники. Лишь через 3 года ему все вернули. В 1929 году ситуация вокруг Булгакова резко ухудшается. Ранние повести и рассказы Булгакова имели успех у читателей, но их резко встретила критика. В том же, 1929 году, Булгаков начинает работать над первой редакцией романа «Мастер и Маргарита». В октябре 1936 года Булгаков становится либреттистом и переводчиком Большого театра.
    С переходом в Большой театр улучшилось материальное положение писателя. Отпала потребность думать о завтрашнем дне. Но автор страдал от невозможности ставить свои пьесы. Он говорил: «За последние 7 лет написал 16 произведений, и все они погибли. Наивно было бы думать, что пойдет семнадцатая, восемнадцатая или девятнадцатая». Михаил Булгаков владел не только сатирическим, но и редчайшим лирическим даром. Позднее Булгаков пишет пьесу о Пушкине «Последние дни» (1935), в которой снова, как и в романе «Мастер и Маргарита», обращается к теме «художник и власть».
    «Киев у Булгакова не в изображении родного города,- не в названиях киевских реалий, вообще не в «теме», – он в самой структуре мышления писателя, в типологии его творчества. Его модель мира была киевоцентричной. Он, если можно так выразиться, мыслил Киевом», – пишет Мирон Петровский в своей книге «Мастер и огород. Киевские контексты Михаила Булгакова». Присутствие Киева в структуре мышления и типологии творчества писателя в самом деле может и не «задавать» наличие в тексте киевских реалий. Только о каких бы городах не писал Михаил Афанасьевич, все они – Москва, Иерусалим и даже Париж – кажутся двойниками Киева-Града, которые случайно забрели в чужие земли. Так, в «Театральном романе» («Записках покойника») Максудову указывают на имеющийся в его романе киевский пейзаж («звездные ночи украинские», «рокот Днепра», «запахи акации» и «серебристые тополя»), но всего этого, как утверждает Максудов, в его романе совсем нет.
    Тополей, акаций и звездных украинских ночей у Максудова в «Черном снеге» в самом деле нет, однако Киев и киевская тема есть. Только она, как и у самого Булгакова, в другом – в ощущении катастрофы, которая надвигается, в апокалипсических мотивах, в зареве за окнами и крови на снегу. И эта апокалиптика связана с тем, что, как считает Мирон Петровский, во всех своих текстах Булгаков рассказывает о гибели города – это одновременно и Киев, и Иерусалим, и Рим.
    Любителей прямолинейного патриотизма такая многогранность и эклектичность булгаковского Киева может шокировать, особенно если поставить в этот ряд еще и Москву, но киевлянин Булгаков именно поэтому киевлянин в полной мере, что ко всему еще и космополит. И мир видится ему в виде огромного Города, на который со всех сторон надвигается хаос, который угрожает поглотить его. Помните, в «Мастере и Маргарите»: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…».
    Это интересно! Известно шесть редакций романа «Мастер и Маргарита». Сперва М. Булгаков хотел написать «роман о дьяволе» – сатирическую фантасмагорию со вставной новеллой о Христе и Пилате. Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(…)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом» и т.п. В 1931-1932 годах в роман вошли образы Мастера и Маргариты, а в 1937-1938 годах появилось окончательное название – «Мастер и Маргарита».
    В произведении поднимаются важнейшие моральные и философские проблемы: свобода и насилие, художник и власть, смысл бытия человека, духовная сущность мира, любовь, назначение личности и выбор ее позиции. Показана духовная деградация общества в культурно-историческом контексте, человека и всего мира. Этой главной теме подчинены другие: история гибели Иешуа Га-Ноцри, трагическая судьба мастера и его романа, жизнь Ивана Бездомного, приключения Воланда с его свитой и др. М. Булгаков болезненно переживает, что мир утратил свою духовную сущность, люди забыли о Боге, о вечных ценностях. По его мнению, противопоставить любому насилию можно лишь одно – силу духа человека, его творчество, внутреннюю свободу.
    Поэтому в романе утверждается идея высоких человеческих ценностей – добра, справедливости, любви, свободы. Иешуа, Мастер и Маргарита воплощают идею непобедимости личности, которая осознала силу своего творчества и внутренней свободы. Души любимых героев М. Булгакова неподвластны ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать гарантией будущего духовного возрождения мира.

  8. Мировоззренческо-эстетические принципы творчества М. Булгакова формировались на основе литературной традиции, прежде всего русской классики ХIХ столетия. В его прозе прослеживаются следы влияния «Капитанской дочки» Пушкина с ее описанием «бессмысленного и беспощадного» русского бунта, прозы Гоголя с ее буйными фантастическими красками и отчаянным «смехом сквозь слезы», «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина с ее гротескно-сатирическим изображением Российской империи, «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского с их неисчерпаемым пластом философско-религиозных и нравственных вопросов, эпопеи «Война и мир» Л. Толстого с ее любовно выписанными картинами русской дворянской культуры, рассказов и пьес А. Чехова с их углубленным исследованием внутреннего мира русского интеллигента. Опирался Булгаков также на великие художественные достижения западноевропейской литературы ХIХ в.?— «Фауста» И.В.?Гете, сказки Э.?Т.?А.?Гофмана. Кроме того, заметный отпечаток на творчество писателя наложил украинский (и в особенности киевский) культурный контекст, который в его произведениях проступает как в виде отдельных мотивов, местностей или ландшафтов, так и в качестве отголосков отдельных явлений украинской культуры, например традиций вертепа или философии Григория Сковороды.
    Литературный дар Булгакова был многогранным. На протяжении своего творческого пути писатель выступал в качестве реалиста, создававшего широкие эпические полотна, блестящего мастера сатирической фантастики, не уступавшей обличительным фантасмагориям Дж. Свифта или М. Салтыкова-Щедрина, творца оригинальных антиутопий, равноценных лучшим отечественным и зарубежным «аналогам», автора глубоких литературных биографий и, наконец, драматурга, с равным успехом покорявшего на сцене вершины лиризма и комизма. В полной мере эта многогранность проявилась в его итоговом романе «Мастер и Маргарита», который синтезировал все предыдущие творческие достижения художника.
    В литературной жизни СССР Булгаков занимал обособленную позицию. Ему, ощущавшему себя наследником традиций литературы ХIХ в., одинаково был чужд и дух авангардистского экспериментаторства 1920-х гг., и насаждаемый коммунистической идеологией соцреализм 1930-х гг. Вопреки требованиям диктата идеологической цензуры, он в резких сатирических тонах выражал негативное отношение к революции и процессу построения нового общества в СССР. Наперекор общей ориентации молодой советской литературы на «культ пролетариата» и воспевание социальных преобразований, писатель в своих произведениях воссоздавал мироощущение интеллигенции, которая в периоды исторических сломов и в условиях утверждения тоталитарного режима сохраняла верность традиционным культурным и нравственным ценностям. Такая позиция стоила Булгакову многих испытаний: против него самого была развязана массированная атака в прессе, а его рукописи были запрещены к публикации. Поэтому значительная часть литературного наследия Булгакова дошла до читателей спустя десятилетия после его смерти.

  9. Совсем недавно я познакомился с творчеством М.А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре. Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики. Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.
    Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как “Морфий”, “Роковые яйца”, ” Дни Турбиных” – имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.
    С творчеством Булгакова я знаком по его нескольким произведениям: “Роковые яйца”, “Мастер и Маргарита”. М.А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия “Роковые яйца” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурищину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
    На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор. Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман “Белая гвардия”. Он пытается там описать все бесчинства белой армии.
    Я думаю, что глубокое свое воплощение писатель нашел в своей главной книге – это роман “Мастер и Маргарита”. Мне роман показался сложным. Хотя нельзя читать роман и не ощущать какой-то странной силы, которая завораживает тебя. Михаил Афанасьевич пытается создать свою версию осуждения Иисуса Христа. Способность автора фантазировать позволяет нам увидеть целый ряд персонажей. Дьяволиада в романе играет роль почти реалистическую. Она является пародией на настоящую действительность. Но, я уверен, Михаил Булгаков не страшился дьявола. Он для него не существовал. Писатель хотел донести нам веру в человека, в нравственные законы. В романе Мастер не одержал победы. Но это вовсе не значит, что писатель обрекает нас на уныние. У Мастера есть ученик, а значит, есть продолжение и будущее. На мой взгляд книга эта мой взгляд книга эта противоречива, но, читая ее, равнодушным никто не останется. Возможно, прочитав эту книгу, кто-то раскроет в себе такие силы, о существование которых даже и не думал. Я не знаю, но судя по произведению, критика, наверно, была огромна. Но разве какое-нибудь творение Булгакова обходило ее стороной? Но несмотря на все невзгоды, суждения, роман будет жить долго.
    М. А. Булгакова запрещали и, конечно же, не без причины. Наверно, только ему свойственно так образно, так тонко, с такой острой сатирой обнажать всю фальшь действительности.
    Признания Михаил Афанасьевич Булгаков не узнал при жизни. Так всегда получается. Ценим мы только то, что теряем. Мы очень поздно осознаем, что каждый человек неповторим. А настоящий талант тем более не повторим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *