Стародум — дядя Софьи, брат ее матери. А после смерти её родителей, он был ей ещё и опекуном, но перед тем, как он уехал, Софью взяли “под крыло” помещики Простаковы. Но потом, как он узнал уже позже, они взяли её не из-за своей доброты, а ради своей же выгоды, чтобы забрать у неё всё, что у неё есть. Стародуму около шестидесяти лет, он – отставной офицер, в молодости служил при дворе. После этого уехал в Сибирь и долго там жил.
В комедии Фонвизина “Недоросль” роль Стародума – резонер. Он самый старый и самый мудрый, добрый, честный из всех героев этой комедии. После того, как он некоторое время жил в Сибири, он накопил большое состояние и всё завещал своей единственной и любимой племяннице Софьюшке. Для него деньги были не так важны, как забота о Софье. Он хотел найти для неё достойного и не обязательно богатого мужа.
Больше всего он ценил в людях честность и искренность. Один раз Стародум узнал, что Цыфиркин – один из учителей Митрофана – сына Простаковых, не согласился принять жалование, из-за того, что у него не получилось обучить его арифметике, а совесть не позволяла взять ему деньги. Стародум, в награду за честность учителя щедро его наградил. Хотя в этом был виноват только Митрофан, так как он постоянно ленился и не хотел учить уроки.
После того, как Стародум появился в доме Простаковых, он сразу раскусил мошенников и плутов и угадал корысть в их фальшивом гостеприимстве. Но, несмотря на это, он обращался ко всем, кто подходил к нему побеседовать прямодушно и с честью. Он никого не обманул и никому не льстил, а говорил честно и только то, что думал о них. Например, Простаковой, которую он видел насквозь, он рассказал всю правду о ней. А в конце комедии он в открытую насмехался над её корыстью, жадностью и их последствиями.
Интересно, что из биографии Стародума нельзя узнать, был ли он сам помещиком. Нам лишь известно, что он не ужился при дворе, поэтому то и отправился в Сибирь. Стародум считает, что воспитание дворянина – дело государственное. Оно должно включать не только воспитание ума, но и воспитание сердца. Ведь не имея души, “пресвященнейшая умница – жалкая тварь”. Любое воспитание обязательно должно опираться положительные и отрицательные примеры.
Бесспорно, Стародум – самый светлый и положительный образ в этой комедии. Именно он говорит устами самого Фонвизина. Поэтому все его реплики очень мудры и наполнены смыслом.
Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.
Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.
Стародум как резонер комедии «Недоросль»
Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.
Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.
Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.
Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило». Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил.
Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица. Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству.
Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.
Стул Деревянко
комментирует…
Спасибо большое,прямо выручили!!! А то времени совсем нет,а тут все готовое)) спасибо еще раз!)
4 октября 2016 г., 23:25
Анонимный
комментирует…
Круто
5 октября 2016 г., 11:46
Анонимный
комментирует…
А как Стародум относится к царскому двору? Не могу найти((
10 октября 2016 г., 08:45
Admin
комментирует…
Об отношении Стародума ко двору цитаты можно найти в Действии 3 Явлении 1. Начиная со следующих слов, Стародум говорит о службе при дворе: Стародум. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?
Правдин. Как же вам эта сторона показалась?
Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.
… и т.д. Вообще Стародум негативно отзывается о службе при дворе Екатерины II.
10 октября 2016 г., 09:23
Анонимный
комментирует…
Спасибо большое!
Только одна просьба, не могли бы вы написать про значение имени Стародума? А так, отлично! Очень помогли! Ещё раз спасибо!
13 октября 2016 г., 08:17
Admin
комментирует…
Здравствуйте, спасибо за ваш комментарий. По вашей просьбе мы добавили в статью информацию о значении фамилии Стародум. Смотрите отдельный параграф в конце статьи.
13 октября 2016 г., 08:50
Alex FEDOROV
комментирует…
Спасибо огромное, все очень здорово, но не могли бы написать под цитатами в каких действиях и явлениях они находятся)
18 октября 2016 г., 22:14
Танюшка)))
комментирует…
Спасибо большое!!! Сайт очень помогает! Всем посоветуют))):-):-):-)
19 октября 2016 г., 07:25
Анонимный
комментирует…
всё идеально Спасибо)
20 октября 2016 г., 06:09
Анонимный
комментирует…
Спасибо большое
24 октября 2016 г., 22:32
Анонимный
комментирует…
Благодарствую.
1 октября 2017 г., 03:17
Анонимный
комментирует…
Вот спасибо а то никак не мог найти! а теперь понял как 😉
4 октября 2017 г., 12:01
Анонимный
комментирует…
Здравствуйте, очень помогла статья, не могли бы вы ещё написать про карьеру Попробуем в Петербурге и взаимоотношение отцов и детей в произведении, буду безумно благодарна!
13 октября 2017 г., 04:03
Анонимный
комментирует…
СПАСИБО ОГРОМНОЕ! ТОЛЬКО ЖАЛЬ, КОГДА В ВОРД ВСТАВЛЯЕШЬ, ТО ВЕСЬ ТЕКСТ СИНИМ МАРКЕРОМ ВЫДЕЛЯЕТСЯ((( И НА АБЗАЦЫ НЕ ДЕЛИТСЯ(((
А ТАК САЙТ ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
18 октября 2017 г., 11:05
Анонимный
комментирует…
Классно очень помогло
19 октября 2017 г., 05:32
Анонимный
комментирует…
Этот комментарий был удален администратором блога.
19 октября 2017 г., 23:31
Екатерина
комментирует…
спасибо,очень помогло!!!
8 ноября 2017 г., 03:01
Анонимный
комментирует…
СПАСИБО!!! Те, кому не нравится – ЛОХИ
18 ноября 2017 г., 22:45
Анонимный
комментирует…
Просто очень помогло! Спасибо вам большое. Ваш сайт просто выручает❤
26 января 2018 г., 11:10
Анонимный
комментирует…
Класс мне помогло спасибо
6 февраля 2018 г., 01:48
Анонимный
комментирует…
Очень подробно да ещё и с цитатами спасибо!
28 сентября 2018 г., 01:11
Unknown
комментирует…
Дякую, помогло!
Будь ласка, скажи, это всё что написано у тексте?
30 сентября 2018 г., 09:20
Unknown
комментирует…
Спасибо большое
30 сентября 2018 г., 09:38
Админ
комментирует…
Дорогой друг, мы стараемся выбирать все самые важные, ключевые цитаты. Конечно, все цитаты подряд публиковать невозможно, но мы отбираем те, что наиболее значимы для характеристик. Некоторые посетители сайта даже жалуются, что характеристики слишком подробные.))
30 сентября 2018 г., 09:48
Анонимный
комментирует…
четко
3 октября 2018 г., 02:10
Анонимный
комментирует…
спс
8 октября 2018 г., 06:02
Анонимный
комментирует…
Огомное спасибо, вы мне очень помогли.Прекрасный текст, продолжайте в том же духе, надеюсь моя мотивация вам поможет.
14 октября 2018 г., 06:20
Unknown
комментирует…
Большое спасибо! Всё есть, не к чему придраться, всё аргументированно . Очень помогает. Всем советую, пользуюсь не первый раз.
23 октября 2018 г., 10:17
Анонимный
комментирует…
Слишком много повторений в качествах .
17 ноября 2018 г., 10:38
Комедия «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1782 году. В ней Фонвизин не только смеялся над госпожой Простаковой и ее родней, но и показывал крепостное право «во всей красе». Власть помещиков в то время была безгранична. И когда помещики были такими, как Простакова и Скотинин, то эта власть шла во вред всем: и помещикам, потому что они чувствовали себя вправе помыкать другими людьми, и крестьянам, с которыми обращались, как со скотом, если не хуже. Крестьяне не имели никаких прав: ни личных, ни гражданских, они платили непомерный оброк, ходили на барщину. Почти все, что они выращивали своими руками, им приходилось отдавать ненасытным помещикам, которые богатели, в то время как крестьяне голодали и умирали с голода.
Крепостные были невежественны, но в этом не было их вины, тогда как дворяне, у которых, казалось, были возможности, в этом почти не отличались от крепостных. Воспитание подрастающего поколения поручалось дворовым людям, а образованием молодых дворян занимались иностранцы (которые часто у себя на Родине были кучерами, дворниками и ничего общего не имели с науками), отставные полуграмотные солдаты и дьяки, заставлявшие своих учеников выучивать наизусть псалтырь. У многих молодых дворян отсутствовало чувство долга перед Отечеством. Они служили не для России, а для чинов, почестей и денег.
Но не таков был Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило». Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил.
Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица. Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству.
Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.
Носир
СТАРОДУМ — центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля» : своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С. , служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время» . С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь» , — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке. Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь» . Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека. Государству, если исходить из сюжета «Недоросля» , люди, подобные С. , не нужны, оно отличает лишь «случайных» , т. е. попавших в случай «любимцев» . Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно» .
Стародум – это дядя Софьи.
Уже одна его фамилия означает, что он следует принципам “старой эпохи” – эпохи Петра I. Жизненное кредо Стародума: “Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления) . Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
По мнению Стародума, воспитание дворянина – это дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души “просвещеннейшая умница – жалкая тварь”. Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и “своим критерием положить благо отечества”.
Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком. Известно лишь, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, “в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества, где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро”.
Стародум – это бесспорно самый значительный из положительных образов в комедии. Именно он выступает единомышленником Фонвизина по всему кругу затронутых в “Недоросле” социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов. http://www.litra.ru/ http://thepoem.narod.ru/fonan.htm
Главная
Литература
Доклад о Москве: история и современность столицы
Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
Произведения Льва Николаевича Толстого
Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
Чем архаизмы отличаются от историзмов
Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
Пословицы и поговорки о добре и зле
Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
Басня как литературный жанр и её характерные признаки
Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
Дети подземелья Короленко: краткое содержание
Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
Сказки и другие произведения Шарля Перро
Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
Тема одиночества в лирике Лермонтова
Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
Краткое содержание сказки о Золотом петушке
Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
Значение слова цензура в литературе, определение
Что такое сказка и какими они бывают
Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
Слово о полку Игореве: краткое содержание
История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
Как называется первая страница книги
Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
«Собачье сердце»: краткое содержание по главам
Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
Что такое анафора в литературе: определение, примеры
Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
Определение слова беллетристика и его историческое значение
Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Повесть временных лет: краткое содержание
Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
Александр Грин – биография и творчество
Что такое сравнение в литературе и русском языке
Что такое жанр в литературе, список и примеры
Как определить размер стихотворения: примеры
Лев Николаевич Толстой: краткая биография
Биография Достоевского — кратко о самом главном
Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
Краткая биография Чехова: самое главное
Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
Краткая биография Максима Горького
Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
Биография Анны Ахматовой (кратко)
Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
Метонимия — определение, типы метонимии, примеры
Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, – дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).
Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.
В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. — политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.
Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. «Он сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.
Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.
Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).
Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».
Стародум — дядя Софьи, брат ее матери. А после смерти её родителей, он был ей ещё и опекуном, но перед тем, как он уехал, Софью взяли “под крыло” помещики Простаковы. Но потом, как он узнал уже позже, они взяли её не из-за своей доброты, а ради своей же выгоды, чтобы забрать у неё всё, что у неё есть. Стародуму около шестидесяти лет, он – отставной офицер, в молодости служил при дворе. После этого уехал в Сибирь и долго там жил.
В комедии Фонвизина “Недоросль” роль Стародума – резонер. Он самый старый и самый мудрый, добрый, честный из всех героев этой комедии. После того, как он некоторое время жил в Сибири, он накопил большое состояние и всё завещал своей единственной и любимой племяннице Софьюшке. Для него деньги были не так важны, как забота о Софье. Он хотел найти для неё достойного и не обязательно богатого мужа.
Больше всего он ценил в людях честность и искренность. Один раз Стародум узнал, что Цыфиркин – один из учителей Митрофана – сына Простаковых, не согласился принять жалование, из-за того, что у него не получилось обучить его арифметике, а совесть не позволяла взять ему деньги. Стародум, в награду за честность учителя щедро его наградил. Хотя в этом был виноват только Митрофан, так как он постоянно ленился и не хотел учить уроки.
После того, как Стародум появился в доме Простаковых, он сразу раскусил мошенников и плутов и угадал корысть в их фальшивом гостеприимстве. Но, несмотря на это, он обращался ко всем, кто подходил к нему побеседовать прямодушно и с честью. Он никого не обманул и никому не льстил, а говорил честно и только то, что думал о них. Например, Простаковой, которую он видел насквозь, он рассказал всю правду о ней. А в конце комедии он в открытую насмехался над её корыстью, жадностью и их последствиями.
Интересно, что из биографии Стародума нельзя узнать, был ли он сам помещиком. Нам лишь известно, что он не ужился при дворе, поэтому то и отправился в Сибирь. Стародум считает, что воспитание дворянина – дело государственное. Оно должно включать не только воспитание ума, но и воспитание сердца. Ведь не имея души, “пресвященнейшая умница – жалкая тварь”. Любое воспитание обязательно должно опираться положительные и отрицательные примеры.
Бесспорно, Стародум – самый светлый и положительный образ в этой комедии. Именно он говорит устами самого Фонвизина. Поэтому все его реплики очень мудры и наполнены смыслом.
Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.
Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.
Стародум как резонер комедии «Недоросль»
Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.
Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.
Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.
Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило». Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил.
Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица. Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству.
Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.
Стул Деревянко
комментирует…
Спасибо большое,прямо выручили!!! А то времени совсем нет,а тут все готовое)) спасибо еще раз!)
4 октября 2016 г., 23:25
Анонимный
комментирует…
Круто
5 октября 2016 г., 11:46
Анонимный
комментирует…
А как Стародум относится к царскому двору? Не могу найти((
10 октября 2016 г., 08:45
Admin
комментирует…
Об отношении Стародума ко двору цитаты можно найти в Действии 3 Явлении 1. Начиная со следующих слов, Стародум говорит о службе при дворе:
Стародум. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?
Правдин. Как же вам эта сторона показалась?
Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.
… и т.д.
Вообще Стародум негативно отзывается о службе при дворе Екатерины II.
10 октября 2016 г., 09:23
Анонимный
комментирует…
Спасибо большое!
Только одна просьба, не могли бы вы написать про значение имени Стародума? А так, отлично! Очень помогли! Ещё раз спасибо!
13 октября 2016 г., 08:17
Admin
комментирует…
Здравствуйте, спасибо за ваш комментарий. По вашей просьбе мы добавили в статью информацию о значении фамилии Стародум. Смотрите отдельный параграф в конце статьи.
13 октября 2016 г., 08:50
Alex FEDOROV
комментирует…
Спасибо огромное, все очень здорово, но не могли бы написать под цитатами в каких действиях и явлениях они находятся)
18 октября 2016 г., 22:14
Танюшка)))
комментирует…
Спасибо большое!!! Сайт очень помогает! Всем посоветуют))):-):-):-)
19 октября 2016 г., 07:25
Анонимный
комментирует…
всё идеально Спасибо)
20 октября 2016 г., 06:09
Анонимный
комментирует…
Спасибо большое
24 октября 2016 г., 22:32
Анонимный
комментирует…
Благодарствую.
1 октября 2017 г., 03:17
Анонимный
комментирует…
Вот спасибо а то никак не мог найти! а теперь понял как 😉
4 октября 2017 г., 12:01
Анонимный
комментирует…
Здравствуйте, очень помогла статья, не могли бы вы ещё написать про карьеру Попробуем в Петербурге и взаимоотношение отцов и детей в произведении, буду безумно благодарна!
13 октября 2017 г., 04:03
Анонимный
комментирует…
СПАСИБО ОГРОМНОЕ! ТОЛЬКО ЖАЛЬ, КОГДА В ВОРД ВСТАВЛЯЕШЬ, ТО ВЕСЬ ТЕКСТ СИНИМ МАРКЕРОМ ВЫДЕЛЯЕТСЯ((( И НА АБЗАЦЫ НЕ ДЕЛИТСЯ(((
А ТАК САЙТ ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
18 октября 2017 г., 11:05
Анонимный
комментирует…
Классно очень помогло
19 октября 2017 г., 05:32
Анонимный
комментирует…
Этот комментарий был удален администратором блога.
19 октября 2017 г., 23:31
Екатерина
комментирует…
спасибо,очень помогло!!!
8 ноября 2017 г., 03:01
Анонимный
комментирует…
СПАСИБО!!! Те, кому не нравится – ЛОХИ
18 ноября 2017 г., 22:45
Анонимный
комментирует…
Просто очень помогло! Спасибо вам большое. Ваш сайт просто выручает❤
26 января 2018 г., 11:10
Анонимный
комментирует…
Класс мне помогло спасибо
6 февраля 2018 г., 01:48
Анонимный
комментирует…
Очень подробно да ещё и с цитатами спасибо!
28 сентября 2018 г., 01:11
Unknown
комментирует…
Дякую, помогло!
Будь ласка, скажи, это всё что написано у тексте?
30 сентября 2018 г., 09:20
Unknown
комментирует…
Спасибо большое
30 сентября 2018 г., 09:38
Админ
комментирует…
Дорогой друг, мы стараемся выбирать все самые важные, ключевые цитаты. Конечно, все цитаты подряд публиковать невозможно, но мы отбираем те, что наиболее значимы для характеристик. Некоторые посетители сайта даже жалуются, что характеристики слишком подробные.))
30 сентября 2018 г., 09:48
Анонимный
комментирует…
четко
3 октября 2018 г., 02:10
Анонимный
комментирует…
спс
8 октября 2018 г., 06:02
Анонимный
комментирует…
Огомное спасибо, вы мне очень помогли.Прекрасный текст, продолжайте в том же духе, надеюсь моя мотивация вам поможет.
14 октября 2018 г., 06:20
Unknown
комментирует…
Большое спасибо! Всё есть, не к чему придраться, всё аргументированно . Очень помогает. Всем советую, пользуюсь не первый раз.
23 октября 2018 г., 10:17
Анонимный
комментирует…
Слишком много повторений в качествах .
17 ноября 2018 г., 10:38
Комедия «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1782 году. В ней Фонвизин не только смеялся над госпожой Простаковой и ее родней, но и показывал крепостное право «во всей красе». Власть помещиков в то время была безгранична. И когда помещики были такими, как Простакова и Скотинин, то эта власть шла во вред всем: и помещикам, потому что они чувствовали себя вправе помыкать другими людьми, и крестьянам, с которыми обращались, как со скотом, если не хуже. Крестьяне не имели никаких прав: ни личных, ни гражданских, они платили непомерный оброк, ходили на барщину. Почти все, что они выращивали своими руками, им приходилось отдавать ненасытным помещикам, которые богатели, в то время как крестьяне голодали и умирали с голода.
Крепостные были невежественны, но в этом не было их вины, тогда как дворяне, у которых, казалось, были возможности, в этом почти не отличались от крепостных. Воспитание подрастающего поколения поручалось дворовым людям, а образованием молодых дворян занимались иностранцы (которые часто у себя на Родине были кучерами, дворниками и ничего общего не имели с науками), отставные полуграмотные солдаты и дьяки, заставлявшие своих учеников выучивать наизусть псалтырь. У многих молодых дворян отсутствовало чувство долга перед Отечеством. Они служили не для России, а для чинов, почестей и денег.
Но не таков был Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило». Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил.
Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица. Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству.
Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.
Носир
СТАРОДУМ — центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля» : своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С. , служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время» . С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь» , — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке. Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь» . Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека. Государству, если исходить из сюжета «Недоросля» , люди, подобные С. , не нужны, оно отличает лишь «случайных» , т. е. попавших в случай «любимцев» . Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно» .
Стародум – это дядя Софьи.
Уже одна его фамилия означает, что он следует принципам “старой эпохи” – эпохи Петра I. Жизненное кредо Стародума: “Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления) . Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
По мнению Стародума, воспитание дворянина – это дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души “просвещеннейшая умница – жалкая тварь”. Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и “своим критерием положить благо отечества”.
Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком. Известно лишь, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, “в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества, где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро”.
Стародум – это бесспорно самый значительный из положительных образов в комедии. Именно он выступает единомышленником Фонвизина по всему кругу затронутых в “Недоросле” социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов.
http://www.litra.ru/
http://thepoem.narod.ru/fonan.htm
Главная
Литература
Доклад о Москве: история и современность столицы
Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
Произведения Льва Николаевича Толстого
Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
Чем архаизмы отличаются от историзмов
Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
Пословицы и поговорки о добре и зле
Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
Басня как литературный жанр и её характерные признаки
Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
Дети подземелья Короленко: краткое содержание
Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
Сказки и другие произведения Шарля Перро
Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
Тема одиночества в лирике Лермонтова
Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
Краткое содержание сказки о Золотом петушке
Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
Значение слова цензура в литературе, определение
Что такое сказка и какими они бывают
Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
Слово о полку Игореве: краткое содержание
История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
Как называется первая страница книги
Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
«Собачье сердце»: краткое содержание по главам
Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
Что такое анафора в литературе: определение, примеры
Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
Определение слова беллетристика и его историческое значение
Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Повесть временных лет: краткое содержание
Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
Александр Грин – биография и творчество
Что такое сравнение в литературе и русском языке
Что такое жанр в литературе, список и примеры
Как определить размер стихотворения: примеры
Лев Николаевич Толстой: краткая биография
Биография Достоевского — кратко о самом главном
Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
Краткая биография Чехова: самое главное
Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
Краткая биография Максима Горького
Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
Биография Анны Ахматовой (кратко)
Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
Метонимия — определение, типы метонимии, примеры
Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, – дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).
Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.
В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. — политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.
Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. «Он сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.
Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.
Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).
Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».