В жизни Наташи самый первый бал – знаменательное событие, своеобразный переломный момент, стремительный переход из детства во взрослую жизнь. Лев Толстой дает нам возможность понять всю гамму чувств главной героини – от смятения до восторга, который она выражает словами: “…видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю…”
Вместе с Наташей мы радуемся и переживаем, восхищаемся нарядами дам и красивыми движениями танцующих пар. Но есть и то, что вызывает у нас неприязнь. Бал, со всем его великолепием, все же не более, чем “ярмарка тщеславия”! Чего стоят замечания Перонской, которая Пьера Безухова называет “шутом гороховым”, а Балконского – невежей, потому что “с дамами обращаться не умеет”…
Да, и кавалеры изначально не жалуют вниманием Наташу Ростову, видя в ней только нескладную, неприметную девушку. Даже мужчины, которые сыграют в жизни Наташи далеко не последнюю роль, сначала ее тоже не замечают, или делают вид, что не замечают. Это еще раз показывает фальшь высшего общества, его ущербность, нетерпимость к скромности, предпочтение показушным действиям и мыслям.
Рассказывая про бал, автор произведения показывает нам все, как есть… Здесь параллельно существуют добро и зло, честность и лицемерие, душевная красота и моральное уродство. Но все же, первый бал главной героини романа послужил началу дружбы и любви между нею и Андреем Балконским. Именно с этого момента мы начинаем с интересом наблюдать за развитием их отношений – отношений сложных и нежных, прекрасных и приводящих к отчаянию, разных, как сама жизнь.
Первый бал Ростовой Наталии, героини романа «Война и мир» – это главный бал в ее жизни, переломный этап, когда заканчивается ее детство и начинается взрослая жизнь.
Неслучайно писатель подробно описывает этот эпизод, где собрались все центральные фигуры романа, и направляет взор читателя к этому событию, начиная с момента подготовки к балу.
Здесь Толстой старается наиболее ярко раскрыть читателю богатый внутренний мир Наташи, ее детскую непосредственность и для большей контрастности противопоставить ее образ образу прекрасной, лощенной, но духовно безнравственной и пустой Элен Курагиной – типичной представительницей светского общества того времени. Ростова Наталия не похожа на других, для нее чуждо притворство и жеманность. Искренность чувств и неподдельная доброта делают ее очаровательной.
Когда начался первый танец и никто из присутствующих мужчин, ее не приглашал, буря эмоций захлестнула ее сознание: «Неужели они меня не пригласят? Разве они не видят, что я очень хочу танцевать? Да, они не видят меня!». Ее глаза и лицо выражали эти чувства, эту горечь и обиду. Этого нельзя было не заметить. Благородный Пьер Безухов прочитал это все по лицу девушки и предложил своему другу Андрею Болконскому пригласить Наташу на первый танец.
Лицо ее озарилось счастливой улыбкой благодарности. Ее гибкий тонкий стан трепетал в сильных руках Болконского, душа рвалась наружу, она вся светилась от счастья и от любви ко всему миру. Она порхала как бабочка вокруг князя в светлом платьице и атласных башмачках. Наташина искренность и игривость поразили Андрея, разочарованного в фальшивости и лживости «глупого» светского общества. Он будто растаял от зимней спячки и в него вдохнули жизнь.
После первого танца от желающих с ней потанцевать мужчин не было отбоя. Она ощущала себя счастливой и считала, что все окружающие тоже счастливы. Но Андрей Болконский не терял ее из вида, он постоянно обменивался с Наташей взглядом и они молча понимали друг друга. Где-то в глубине души у него зарождался огонек чистой и нежной любви к Наташе.
Первый в жизни Наталии бал стал ключевым моментом во взаимоотношениях с князем Болконским, с которым в дальнейшем судьба свяжет ее самым тесным образом.
Мини-сочинение на тему “Первый бал Наташи Ростовой” (вариант 2)
Весна – это настоящий праздник цветов! Хрупкие подснежники первыми пробиваются сквозь мокрую землю, соседствуют с подтаявшим мокрым снегом, высовывают головки из зеленых листочков. А потом и крокусы оживляют коричневую землю своими ярко-желтыми чашечками. Еще ведь и травы толком нет, а весенние цветы уже скромно открывают свой бал.
Следующими спешат на бал гибкие и стройные тюльпаны. Они напоминают куколки, такие они нежные, с глянцевым налетом, такие у них мягкие лепесточки. Мне кажется, тюльпан – это настоящий символ женщины, даже не женщины, а юной девушки. Они так же радостно тянут вверх головки, так же слегка грустно опускают лепесточки в печальные минуты.
А вот и зацвели в палисадниках домов ландыши. Белые колокольчики с резными краями, похожие на шапочки или чепчики. Больше всего меня в ландышах привлекает то, что они такие непорочные, белоснежные. А их широкие листья красиво просвечивают в лучах весеннего солнца.
Весенний бал наполняют невысокая от земли медуница с цветочками синими и малиновыми, мать-и-мачеха в желтеньком наряде, другие небольшие цветы. А о пушистых шариках одуванчиков как же можно забыть? Эти маленькие солнца на шелковистой и свежей зеленой траве – наверное, главный атрибут весеннего цветочного бала.
Все больше красок на весеннем балу, все пышнее цветы. Вот расцветают пионы, розовые и белые, большие и роскошные. Лепестки у них плотные, будто четко и аккуратно вырезанные. Пионы напоминают мне, если честно, невест или каких-нибудь светских дам в бальных нарядах. Пионы похожи на торты или пирожные, а аромат у них просто божественный! Их хочется или съесть или платье из них сшить, если честно.
Легкие маки, будто бабочки красно-черного окраса, качаются на ветру, трепещут. Мне кажется, они сейчас вот взлетят, должны взлететь! Хотелось бы увидеть, как маки порхают крылышками в воздухе. Это было бы настоящее чудо, волшебство! Но пока что чудес на моих глазах не происходило, и маки просто легонько качают головками взад-вперед на лугу.
Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер.
Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась, ведь это был ее первый бал, которого она очень ждала и готовилась к нему. Это было для нее как шаг во взрослую жизнь.
Семья Ростовых прибыла на бал. Наташу переполняли эмоции, ведь она впервые в таком месте. Она выделялась из всей толпы людей на этом мероприятии. В ней не было светской фальши, которая переполняла всех вокруг. Именно своей открытостью, детской наивностью и блеском в глазах она привлекала внимание окружающих. После первого своего танца, Наташа приобрела много поклонников в лицах мужского пола, в том числе и князя Андрея Болконского, который не мог устоять перед очарованием девичьей красы и безграничное тепло, которое таилось в ее улыбке.
События, происходящие на балу, были одним из главных звеньев романа. Здесь находились сразу трое главных героев: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно с этой встречи жизнь Наташи начала бурно развиваться.
Первый в ее жизни бал, стал не просто первым выходом в свет, а он изменил ее судьбу.
Сколько лет было Наташе Ростове на Первом балу?
В середине 1809 года Наташе Ростовой исполнилось 17 лет. А на первый бал она попала в конце 1809 года, значит на первом балу Наташе было 17 лет.
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Анализ сцены “Бал в доме Фамусова”
Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова “Горе от ума”. И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что “в девках целый век”, или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал “под каблук” своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: “Я от него было и двери на запор; да мастер услужить”.
Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею “лишних” людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.
Главный герой произведения, Иван Васильевич, охарактеризован, как веселый, общительный и позитивный человек. В рассказе упоминается, что он всегда в центре внимания и любил рассказывать о своих прожитых юных годах. После прочтения рассказа появляется мнение, что он душа компании, любит поговорить и вспоминать прошлое. Во время его рассказа очень хотелось бы взглянуть в его глаза, чтоб увидеть сожалеет ли он о своем выборе. Автор пожелал, чтоб это осталось, наверное, загадкой или дал волю размышлениям.
Все воспоминания наполнены добротой, любовью и гордостью за свои поступки, которые он совершал или наоборот – остерегался, чтоб не навредить своему здоровью и драгоценной репутации. Ведь в былые времена репутация не была пустым звуком, как сейчас. Слушатели всегда находились и были благодарными, так внимательно слушали и задавали вопросы, чем еще глубже поднимали воспоминания, которые, время от времени, отходили от начатой темы.
Из рассказов о Вареньке, можно утверждать, что чувства к ней, все-таки, остались и теплились в душе с приятным трепетом до сих пор. Он вспоминал, что на одном балу все его внимание было приковано именно к ней, хотя там было и много других юных созданий. Иван Васильевич отказывался от пьянящих напитков и от общения с другими людьми. А ведь в те времена, именно на таких мероприятиях, люди заводили полезные знакомства или даже обзаводились деловыми партнерами.
Отец возлюбленной, на то время, производил самые лучшие впечатление и расположение. Высокий рост, стройность, статность, а главное – смеющиеся глаза и губы. В танце отца и дочери привлекали внимание сапоги полковника. Они были не по моде с квадратным носком, и рассказчик растолковал это для себя тем, что отец экономит на себе, чтоб одевать и выводить в свет дочь. Иван Васильевич остался под приятным и милым впечатлением от свежего старичка.
В жизни Наташи самый первый бал – знаменательное событие, своеобразный переломный момент, стремительный переход из детства во взрослую жизнь. Лев Толстой дает нам возможность понять всю гамму чувств главной героини – от смятения до восторга, который она выражает словами: “…видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю…”
Вместе с Наташей мы радуемся и переживаем, восхищаемся нарядами дам и красивыми движениями танцующих пар. Но есть и то, что вызывает у нас неприязнь. Бал, со всем его великолепием, все же не более, чем “ярмарка тщеславия”! Чего стоят замечания Перонской, которая Пьера Безухова называет “шутом гороховым”, а Балконского – невежей, потому что “с дамами обращаться не умеет”…
Да, и кавалеры изначально не жалуют вниманием Наташу Ростову, видя в ней только нескладную, неприметную девушку. Даже мужчины, которые сыграют в жизни Наташи далеко не последнюю роль, сначала ее тоже не замечают, или делают вид, что не замечают. Это еще раз показывает фальшь высшего общества, его ущербность, нетерпимость к скромности, предпочтение показушным действиям и мыслям.
Рассказывая про бал, автор произведения показывает нам все, как есть… Здесь параллельно существуют добро и зло, честность и лицемерие, душевная красота и моральное уродство. Но все же, первый бал главной героини романа послужил началу дружбы и любви между нею и Андреем Балконским. Именно с этого момента мы начинаем с интересом наблюдать за развитием их отношений – отношений сложных и нежных, прекрасных и приводящих к отчаянию, разных, как сама жизнь.
Первый бал Ростовой Наталии, героини романа «Война и мир» – это главный бал в ее жизни, переломный этап, когда заканчивается ее детство и начинается взрослая жизнь.
Неслучайно писатель подробно описывает этот эпизод, где собрались все центральные фигуры романа, и направляет взор читателя к этому событию, начиная с момента подготовки к балу.
Здесь Толстой старается наиболее ярко раскрыть читателю богатый внутренний мир Наташи, ее детскую непосредственность и для большей контрастности противопоставить ее образ образу прекрасной, лощенной, но духовно безнравственной и пустой Элен Курагиной – типичной представительницей светского общества того времени. Ростова Наталия не похожа на других, для нее чуждо притворство и жеманность. Искренность чувств и неподдельная доброта делают ее очаровательной.
Когда начался первый танец и никто из присутствующих мужчин, ее не приглашал, буря эмоций захлестнула ее сознание: «Неужели они меня не пригласят? Разве они не видят, что я очень хочу танцевать? Да, они не видят меня!». Ее глаза и лицо выражали эти чувства, эту горечь и обиду. Этого нельзя было не заметить. Благородный Пьер Безухов прочитал это все по лицу девушки и предложил своему другу Андрею Болконскому пригласить Наташу на первый танец.
Лицо ее озарилось счастливой улыбкой благодарности. Ее гибкий тонкий стан трепетал в сильных руках Болконского, душа рвалась наружу, она вся светилась от счастья и от любви ко всему миру. Она порхала как бабочка вокруг князя в светлом платьице и атласных башмачках. Наташина искренность и игривость поразили Андрея, разочарованного в фальшивости и лживости «глупого» светского общества. Он будто растаял от зимней спячки и в него вдохнули жизнь.
После первого танца от желающих с ней потанцевать мужчин не было отбоя. Она ощущала себя счастливой и считала, что все окружающие тоже счастливы. Но Андрей Болконский не терял ее из вида, он постоянно обменивался с Наташей взглядом и они молча понимали друг друга. Где-то в глубине души у него зарождался огонек чистой и нежной любви к Наташе.
Первый в жизни Наталии бал стал ключевым моментом во взаимоотношениях с князем Болконским, с которым в дальнейшем судьба свяжет ее самым тесным образом.
Мини-сочинение на тему “Первый бал Наташи Ростовой” (вариант 2)
Весна – это настоящий праздник цветов! Хрупкие подснежники первыми пробиваются сквозь мокрую землю, соседствуют с подтаявшим мокрым снегом, высовывают головки из зеленых листочков. А потом и крокусы оживляют коричневую землю своими ярко-желтыми чашечками. Еще ведь и травы толком нет, а весенние цветы уже скромно открывают свой бал.
Следующими спешат на бал гибкие и стройные тюльпаны. Они напоминают куколки, такие они нежные, с глянцевым налетом, такие у них мягкие лепесточки. Мне кажется, тюльпан – это настоящий символ женщины, даже не женщины, а юной девушки. Они так же радостно тянут вверх головки, так же слегка грустно опускают лепесточки в печальные минуты.
А вот и зацвели в палисадниках домов ландыши. Белые колокольчики с резными краями, похожие на шапочки или чепчики. Больше всего меня в ландышах привлекает то, что они такие непорочные, белоснежные. А их широкие листья красиво просвечивают в лучах весеннего солнца.
Весенний бал наполняют невысокая от земли медуница с цветочками синими и малиновыми, мать-и-мачеха в желтеньком наряде, другие небольшие цветы. А о пушистых шариках одуванчиков как же можно забыть? Эти маленькие солнца на шелковистой и свежей зеленой траве – наверное, главный атрибут весеннего цветочного бала.
Все больше красок на весеннем балу, все пышнее цветы. Вот расцветают пионы, розовые и белые, большие и роскошные. Лепестки у них плотные, будто четко и аккуратно вырезанные. Пионы напоминают мне, если честно, невест или каких-нибудь светских дам в бальных нарядах. Пионы похожи на торты или пирожные, а аромат у них просто божественный! Их хочется или съесть или платье из них сшить, если честно.
Легкие маки, будто бабочки красно-черного окраса, качаются на ветру, трепещут. Мне кажется, они сейчас вот взлетят, должны взлететь! Хотелось бы увидеть, как маки порхают крылышками в воздухе. Это было бы настоящее чудо, волшебство! Но пока что чудес на моих глазах не происходило, и маки просто легонько качают головками взад-вперед на лугу.
Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер.
Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась, ведь это был ее первый бал, которого она очень ждала и готовилась к нему. Это было для нее как шаг во взрослую жизнь.
Семья Ростовых прибыла на бал. Наташу переполняли эмоции, ведь она впервые в таком месте. Она выделялась из всей толпы людей на этом мероприятии. В ней не было светской фальши, которая переполняла всех вокруг. Именно своей открытостью, детской наивностью и блеском в глазах она привлекала внимание окружающих. После первого своего танца, Наташа приобрела много поклонников в лицах мужского пола, в том числе и князя Андрея Болконского, который не мог устоять перед очарованием девичьей красы и безграничное тепло, которое таилось в ее улыбке.
События, происходящие на балу, были одним из главных звеньев романа. Здесь находились сразу трое главных героев: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно с этой встречи жизнь Наташи начала бурно развиваться.
Первый в ее жизни бал, стал не просто первым выходом в свет, а он изменил ее судьбу.
Сколько лет было Наташе Ростове на Первом балу?
В середине 1809 года Наташе Ростовой исполнилось 17 лет. А на первый бал она попала в конце 1809 года, значит на первом балу Наташе было 17 лет.
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Анализ сцены “Бал в доме Фамусова”
Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова “Горе от ума”. И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что “в девках целый век”, или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал “под каблук” своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: “Я от него было и двери на запор; да мастер услужить”.
Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею “лишних” людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.
Главный герой произведения, Иван Васильевич, охарактеризован, как веселый, общительный и позитивный человек. В рассказе упоминается, что он всегда в центре внимания и любил рассказывать о своих прожитых юных годах. После прочтения рассказа появляется мнение, что он душа компании, любит поговорить и вспоминать прошлое. Во время его рассказа очень хотелось бы взглянуть в его глаза, чтоб увидеть сожалеет ли он о своем выборе. Автор пожелал, чтоб это осталось, наверное, загадкой или дал волю размышлениям.
Все воспоминания наполнены добротой, любовью и гордостью за свои поступки, которые он совершал или наоборот – остерегался, чтоб не навредить своему здоровью и драгоценной репутации. Ведь в былые времена репутация не была пустым звуком, как сейчас. Слушатели всегда находились и были благодарными, так внимательно слушали и задавали вопросы, чем еще глубже поднимали воспоминания, которые, время от времени, отходили от начатой темы.
Из рассказов о Вареньке, можно утверждать, что чувства к ней, все-таки, остались и теплились в душе с приятным трепетом до сих пор. Он вспоминал, что на одном балу все его внимание было приковано именно к ней, хотя там было и много других юных созданий. Иван Васильевич отказывался от пьянящих напитков и от общения с другими людьми. А ведь в те времена, именно на таких мероприятиях, люди заводили полезные знакомства или даже обзаводились деловыми партнерами.
Отец возлюбленной, на то время, производил самые лучшие впечатление и расположение. Высокий рост, стройность, статность, а главное – смеющиеся глаза и губы. В танце отца и дочери привлекали внимание сапоги полковника. Они были не по моде с квадратным носком, и рассказчик растолковал это для себя тем, что отец экономит на себе, чтоб одевать и выводить в свет дочь. Иван Васильевич остался под приятным и милым впечатлением от свежего старичка.