Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Первые лыжи появились у древних охотников в северных странах. Они были похожи на современные снегоступы. Самые древние письменные свидетельства о применении скользящих лыж относятся к 6-7 в. н. э. В 960 лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников. Первое употребление слова «лыжи» на Руси относится к 12 в. Интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733 Ганс Эмахузен издал наставление по лыжной подготовке войск со спортивным уклоном. В 1767 были проведены соревнования по всем видам лыжного спорта (в современной терминологии): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863 гг.
В 1877 в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии — Холменколленские игры (1883), Финляндии — Лахтинские игры (1922), Швеции — массовая лыжная гонка «Васалоппет» (1922).
В конце 19 в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции — гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России — гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910 в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в Международную лыжную Федерацию (1924).
Лыжные гонки в России.
Во второй половине 19 в. в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации — Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 было создано «Общество любителей лыжного спорта», а в 1910 — сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским, в 1897 создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.
В 1910 лыжные клубы Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 гг. в Москве было проведено рекордное количество соревнований — восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910 года 12 лыжников из Москвы и Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову.
Первое соревнование страны среди женщин было разыграно в 1921, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913 в Швеции на «Северных играх». Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях — 30, 60 и 90 км. Выступили они неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.
До начала Первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. В 1918 лыжный спорт включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшего физкультурного образования.
Всего за период 1910-1995 гг. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км у мужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 в программу чемпионата страны включена сверхмарафонская дистанция для мужчин — 70 км. У женщин с 1972 самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994 — 50 км. Рекордная по длине 4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 — 232 км от Ярославля до Москвы — 18 часов 41 минута 02 секунды.
Горные лыжи являются одним из самых популярных видов зимнего спорта. Как и прыжки с трамплина, горные лыжи – весьма экстремальное занятие, способное зарядить адреналином любого. Так же данный вид спорта способствует развитию выносливости и концентрации. Минимальная дистанция – 3 километра, в то время как минимальная скорость в момент спуска – 100 км/ч. Всё это само собой подразумевает, что человек должен пройти длительные тренировки и иметь хорошо отработанную технику.
Слалом – более сложный вид спуска с горы лыжника, во время которого ему необходимо преодолевать специальные препятствия, такие как флажки. Перед тем, как заняться этим видом лыжного спорта, человеку необходимо сначала стать профессионалом в простом спуске с горы на лыжах.
Фристайл – вид лыжного спорта, отличающийся своей красотой и зрелищностью. Лыжник исполняет разнообразные акробатические трюки во время спуска с горы.
Говоря о пользе лыжного спорта, стоит отметить, что он способствует физическому развитию всего тела, улучшению работы сердечнососудистой системы и поддержанию психического равновесия.
Доклад 3
Лыжный спорт зародился в далекой Норвегии. Изначально лыжи были придуманы северными народами для передвижения по глубокому снегу, ведь порой высота снежного покрова достигала целого метра! Хищные звери не могли быстро бежать по сугробам. Лыжи часто спасали людям жизнь.
Лыжи были короче и шире современных. Они больше подходили для ходьбы, чем для катания. Изготавливались из самого распространенного материала – из дерева. Если местность была не очень ровной по рельефу, если было много склонов, то лыжи подбивались шкурами оленей, чтобы погасить скорость спуска.
В наше время благодаря внедрению научных разработок лыжи стали изготавливаться из пластика. Лыжи и палки стали длиннее. Это увеличило скорость. Теперь основа успеха в лыжном спорте – это не только физическая выносливость спортсмена, но и подходящие материалы, смазки. Аэродинамика просчитывается до мелочей.
В современную эпоху существуют так называемые «летние лыжи». Они называются лыжероллерами. Лыжероллеры разрабатывались для лыжников-спортсменов, чтобы в межсезонье обеспечить нагрузку, подобную тренировкам зимой. Лыжероллеры – это уже механическое устройство, состоящее из рамы, колес и крепления. Интересно то, что в конструкции отсутствуют тормоза. Этого боятся все спортсмены-лыжники. Тормозить на лыжероллерах сложно, но можно.
В нашей стране любовь к лыжным гонкам прививается детям со школьной скамьи. Для учеников, проводящих много времени в классах, урок на улице – прекрасная возможность не только отдохнуть и провести время с пользой, но и попробовать себя в одном из олимпийских видов спорта.
Лыжный спорт развивает все тело, особенно сердечно – сосудистую систему. Поэтому нормативы разработаны для каждого возраста отдельно. Для тренированного лыжника нагрузки не ощущаются чем-то сложным и изнуряющим. Главное, не пропускать тренировки.
Для обычных лыжных прогулок не нужно тратить много денег. Вам не нужно арендовать стадион или покупать абонемент. Достаточно одеться по-спортивному, выйти в лес – и вот оно, ощущение полета! Морозный воздух в лицо! Скорость! Спуск с горы!
Технике лыжных гонок научиться можно. Существует два основных хода: коньковый и классический. Классический ход не дает лыжнику развить большую скорость, но легче в освоении. Новички начинают именно с него. Коньковый ход появился совсем недавно – в конце 70-х. Очень любим среди профессиональных спортсменов, ведь кататься становится легче, а скорость возрастает.
Лыжные гонки – один из самых доступных и распространённых видов спорта. Он входит в программу зимних Олимпийских Игр, где сильнейшие лыжники мира соревнуются в скорости и выносливости!
Я считаю, что спорт очень полезен для здоровья – он развивает личность как физически, так и духовно. Моим любимым видом спорта является катание на лыжах. Прогулки и походы на лыжах оказывают положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность человека. Кроме того, в процессе занятий лыжным спортом человек закаляется, его здоровье и выносливость укрепляются. Зимой закаливания особенно полезны и эффективны. Когда человек не закаляется и не укрепляет своё здоровье, это плохо отражается на его организме.
Кроме того, я считаю, что катание на лыжах – это самое веселое занятие. Во-первых, я провожу своё время на природе весело и с пользой. Иногда, мы соревнуемся с друзьями – это так интересно! Так ты осознаешь, каковы твои силы, по сравнению с другими ребятишками, иногда, ты бываешь сильнее, и это радует тебя, ведь приятно, когда человек выигрывает, тем самым доказывая, что он сильнее по сравнению с другими. Во-вторых, я укрепляю тем самым свое здоровье. Мне не зря с детства твердили, что чистый воздух является главной составляющей, влияющей на здоровье организма.
Когда я была маленькая, я в какой-то момент хотела быть спортсменкой, но вскоре мне перехотелось, и я об этом часто жалею. Ведь становясь спортсменом, человек достигает “вершин”. Спортсмен может даже стать гордостью своей страны. Приятно, когда смотришь олимпийские игры по телевизору, и видишь, и знаешь, что у нас в стране есть достойные люди призвания, которые могут защищать честь своей страны, и мы этим гордимся.
Свежий морозный воздух, пушистый снег, солнечные лучи, живописная зимняя природа – что еще нужно для активного отдыха? Конечно же, катание на лыжах!
Был девятый час утра. Я шёл через парк на «лыжку» — так мы называли спортивную школу по лыжным гонкам. Снег уже немного подтаял, осел, уплотнился. Это вполне естественно, ведь уже середина марта. Воздух был морозным, но уже по-весеннему колким. В парке росли огромные сосны, стволы которых не обхватишь руками. Тишина, прозрачный и морозный воздух, сосны – великаны, казалось, что я попал в какую-то сказку.
Не хотелось уходить из этой сказки. Но она сама стала растворяться в действительности уже через несколько минут. Сначала тихо, потом всё громче и громче становилась слышна музыка. Я знал, откуда она звучит. Так всегда бывает, когда у нас проводятся соревнования по лыжным гонкам.
Была суббота, и музыка звучала не просто так. Сегодня подводился своеобразный итог зимы – закрытие зимнего спортивного сезона. Я пролез через дырку в заборе и оказался за территорией парка. Я всегда ходил этой тропинкой, чтобы сократить путь. Около лыжной школы было много машин. Территория была украшена флагами. Лыжня на старте и финише ограждена небольшими палками, воткнутыми в снег, на которые была натянута верёвка с надетыми на неё разноцветными флажками. Около старта стояла судейская тумба. У входа в здание и на территории перед ним было много людей в спортивной форме. Громко звучала музыка. Чувствовалась атмосфера праздника.
Деревянное здание спортивной школы было построено, наверное, очень давно, так как брёвна были тёмные, старые и потрескавшиеся. Перед входом в здание было большое крыльцо с навесом. Входные двери были широкими, из двух створок. Сразу после небольшого метра три в длину и два в ширину тамбура, находилось фойе, довольно просторное для этого одноэтажного дома. По периметру фойе располагались комнаты для подготовки к занятиям и для хранения лыж и подсобные помещения. В каждой комнате занималась группа под руководством тренера. Всего в школе было четыре тренера.
Поскольку занимались в спортивной школе учащиеся обычных общеобразовательных школ, занятия проходили утром и днём, в зависимости от того, кто, когда мог заниматься. По воскресеньям занятия всегда проходили утром. Нашу группу тренировал Пётр Ильич Нетаев, самый опытный и авторитетный тренер в школе. О таких говорят: «Тренер от бога». Его указания были для нас обязательными для исполнения и никогда даже не обсуждались.
Тренер составлял план занятий, в соответствии с которым мы и занимались. Занятия обычно проходили по недельному циклу. В понедельник был общий выходной. Со вторника по пятницу отрабатывались техника движения и выносливость. В субботу, если не было соревнований, занимались со средней нагрузкой, пробегая километров пятнадцать. Воскресенье был днём длительных тренировок, обычно накатывали километров двадцать пять – тридцать.
Формы как таковой у нас не было. Занимались кто в чём. Лишь к восьмому или девятому классу тренеры раздобыли несколько комплектов формы и раздали её наиболее перспективным учащимся. Мне тоже достался комплект. Он состоял из жёлтой толстой футболки с длинным рукавом, коротких, чуть ниже колена синих трико из того же материала, что и футболка и белых гольф до колена. Шапочки все носили свои. Мне шапочку связала моя мама. Причём в морозные дни мы надевали в дополнение к шапочке специальные наушники, тоже вязаные, чтобы не мёрзли уши. Но, в это же время, среди более опытных спортсменов уже стали появляться лыжные комбинезоны.
Наша спортивная школа, очевидно, находилась на хорошем счету у спортивных чиновников. На её базе часто проводились соревнования самого разного ранга, от городских и областных до зональных (зона Сибири и Дальнего востока). Эти соревнования приходилось обслуживать и нам – воспитанникам Детско-юношеской спортивной школы по лыжным гонкам города Гурьевска. Обычно мы стояли на контроле, то есть находились в определённых местах на трассе и записывали номера пробежавших участников. Иногда нас привлекали к подготовке лыжной трассы для гонок.
Сегодня были соревнования по лыжным гонкам между учащимися школ города. И мне предстояло в них участвовать в составе команды средней общеобразовательной школы номер десять. Собственно и соревнования то проходили между воспитанниками спортивной школы, поскольку лыжные гонки в нашем городе были очень популярным видом спорта и в каждой общеобразовательной школе были её воспитанники.
Я вошёл в комнату нашей группы, где уже находились несколько ребят и тренер. На столе стоял магнитофон. «Но лишь теперь понятно мне, что это были я и ты!» — доносился из динамиков голос Льва Лещенко. Мои товарищи, но на сегодня соперники, переодевались. Я тоже переоделся в спортивную форму, и мы начали готовить лыжи к соревнованиям.
Хороших лыж тогда было очень мало. Катались на самых разных лыжах, от откровенных дров – старых-престарых, зачастую склеенных, отремонтированных, на которых катались новички, до деревянных фирменных и пластиковых лыж для наиболее перспективных спортсменов. У меня были фирменные финские деревянные лыжи.
Подготовка лыж заключалась в подготовке поверхности лыжи и нанесении на неё смазки, соответствующей температуре и состоянию снега на момент соревнований. Стоит сказать, что в то время на прилавках магазинов спортивных товаров были лишь отечественные смазки марки «Темп», которыми мы в основном и пользовались. Однако, некоторые спортсмены, только им известными путями, добывали импортные смазки и парафины. Некоторые пробовали сами варить смазки. Иногда получалось довольно удачно. В общем, лыжи готовили, кто как мог.
Подготовив лыжи, мы вынесли их на улицу остывать. До начала соревнований, даже с учётом времени на разминку перед стартом, было ещё много времени. Руководители команд, а ими были в основном учителя физического воспитания соответствующих общеобразовательных школ, вместе с судьями, которыми были наши тренеры, провели жеребьёвку, то есть определили, в каком порядке будут стартовать участники соревнований. Нам роздали номера участников, которые мы надели на себя. Номера представляли собой два квадратных куска белой материи, на которые были нанесены числа с порядковыми номерами участников. Между собой они были соединены тесёмками, так, чтобы при надевании на участника один номер оказался на груди, а другой на спине спортсмена.
Тренеры дали последние указания спортсменам. Они рассказали, как лучше пройти по дистанции, в каком темпе, где необходимо ускориться, а где немного сэкономить силы, напомнили об ошибках в технике передвижения, допущенных ранее.
И вот уже судьи занимают своё место у стартовой линии, готовят протокол. Участники соревнований выходят из помещения, разминаются. Первые номера подходят поближе к старту. Ну, всё, скоро начнётся! И, действительно, судья на старте начинает обратный отсчёт. Всё, первый номер ушёл на дистанцию. Для него уже начались соревнования. Сердце начинает учащённо биться. Скоро и моя очередь. Начинаю разминаться, разогревать мышцы. Это помогает мне справиться с волнением. Надеваю лыжи, беру удобнее лыжные палки.
Лыжные соревнования. Я стою на вершине большой, покрытой снегом горки, с которой предстоит сейчас спуститься участникам лыжных соревнований. В нашей школе такое мероприятие проводится впервые, в нем участвуют школьники — члены лыжного кружка.
Горка очень крутая, и я, не умея стоять даже на лыжах, не представляю, как можно не бояться съехать вниз! Однако лыжников, кажется, нисколько не смущает эта высота: они спокойно разминаются в стороне от зрителей, переговариваются между собой, весело смеются. Вот прозвучал сигнал о старте — и первый из участников подошел к краю, присел и… стремительно помчался вниз.
Зрелище потрясает: лыжник мчится, словно большая пестрая птица, только мелькают в воздухе лыжные палки. Я не знаю, какая у него была скорость, но он скорее летел, чем ехал. За 7,5 секунды он примчался к «финишу», где всех участников поджидал судья с секундомером.
Вслед за первым участником несется второй, третий, четвертый… Двадцать лыжников промчались вниз, как яркие кометы. Спуск каждого участника сопровождался невероятными криками поддержки и аплодисментами болельщиков.
Победа и приз — лыжные перчатки достались пятнадцатилетнему Сергею, который пришел к финишу за 6,9 секунд. Болельщики неистово кричали, жали руку, целовали победителя, а потом качали его на руках, подбрасывая вверх.
У всех мальчишек есть свои предпочтения в спорте. Кто-то любит хоккей, а кто-то футбол. Некоторые увлекаются и другими видами спортивных игр: гандбол, баскетбол, теннис и т.д. Мой любимый вид спорта — лыжи!
Почему? Во-первых, спортом этим занимаются зимой. А зима – волшебное и необыкновенное время года. Пушистый снег, ёлка, снеговики и наконец-то Новый Год. Тем более каникулы выпадают на большую часть зимы. Во-вторых, кататься на лыжах — очень интересное и увлекательное занятие. Подняться на какую-нибудь возвышенность и вперёд! Навстречу дует ветер, в ушах звон и наслаждение от быстрой скорости. Лыжи укрепляют здоровье и тренируют ноги, поэтому этот вид спорта так всеми любим!
Вообще, стать профессиональным лыжником не так уж и тяжело. Главное – стремление и старание. Для начала нужно выучить лыжные ходы: елкой, лесенкой, попарно. А потом уже приступать к бегу на лыжах. Основной беговой тип — коньком. Он помогает развить скорость и затрачивает меньше сил.
Многие мои друзья тоже занимаются этим видом спорта. Например, Сергей, профессиональный лыжник, постоянно ездит на соревнования. Он занимает каждый раз хорошие места. И есть в нашем классе девочка Аня. Она уже три года занимается этим спортом! Она так же, как и Сергей, занимает отличные места. Они оба — пример моего подражания и мои лучшие друзья.
Я каждый раз слежу за новостями, касающимися этого вида спорта. Было и много смешных историй с лыжами: один раз я пошёл кататься на лыжах в конце февраля. Уже было тепло, но снег остался. Я думал, что снег не должен растаять в эту погоду. Но я прогадал. Когда я уже вдоволь покатался, неожиданно пошёл дождь! Так я и побежал, подпрыгивая на лыжах, домой. Было очень застенчиво, идти перед людьми в таком виде. Но зато это был самый незабываемый день в году!
Лыжи — спорт, который всегда будет актуальным. Он помогает как со стороны здоровья, так и со стороны физического развития. Мне очень нравится этот спорт, и я всегда стараюсь преуспеть в нем.
Основные стили передвижения на лыжах — «классический стиль» и «свободный стиль».
Классический стиль
К изначальному, «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двухшажный и бесшажный ходы.
Наиболее распространены попеременный двухшажный ход (применяется на подъемных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении — и на подъемах средней крутизны (до 5°)) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).
Свободный стиль
Свободный стиль подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях (в гонке на 55 км) и выиграл.
Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-12°).
Преодоление подъемов
Подъемы могут преодолеваться либо одним из видов конькового хода, либо следующими способами: скользящим шагом (на подъемах крутизной от 5° до 10°), ступающим шагом (от 10° до 15°), беговым шагом (15° и больше), «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой» (на соревнованиях не применяется).
Спуск
При спусках спортсмены применяют различные виды стоек, различающиеся углом сгиба коленей. В высокой стойке этот угол составляет 140–160°, для средней стойки угол сгиба коленей 120–140° (120–130° у варианта этой стойки, т.н. стойки «отдыха»), обе применяются на неровных склонах. А на ровных спусках применяется самая скоростная, низкая, стойка, для которой угол сгиба коленей меньше 120°.
Торможение
Наиболее распространено торможение «плугом». В то же время, при спуске наискось часто используется торможение упором. Для предотвращения травм при возникновении неожиданных препятствий на трассе иногда необходимо применять торможение падением, но не на попу а боком, для которого также разработана своя, наиболее безопасная, техника выполнения.
Поворот
Очень распространен на соревнованиях способ поворот переступанием, тогда как поворот «плугом» часто используется для крутых поворотов. Иногда применяются такие способы, как поворот упором, поворот из упора и поворот на параллельных лыжах.
Основные виды лыжных гонок
На старте Тартуского марафона в Эстонии, 2006 год
· Соревнования с раздельным стартом
· Соревнования с общим стартом (масс-старт)
· Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)
· Эстафеты
· Индивидуальный спринт
· Командный спринт
Соревнования с раздельным стартом
При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».
Соревнования с масс-стартом
При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.
Гонки преследования
Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем. Гонкипреследованиясперерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит сгандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки. лыжи трасса стиль соревнование Гонкапреследованиябезперерыва(дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.
Эстафеты
В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».
Индивидуальный спринт
Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом. Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.
Командный спринт
Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.
Длина дистанции
На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 метров до 50 км. При этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов.
Формат гонки
Длина дистанции (км)
Соревнования с раздельным стартом
5, 7.5, 10, 15, 30, 50
Соревнования с масс-стартом
10, 15, 30, 50
Гонки преследования
5, 7.5, 10, 15
Эстафеты (длина одного этапа)
2.5, 5, 7.5, 10
Индивидуальный спринт (мужчины)
1 — 1.4
Индивидуальный спринт (женщины)
0.8 — 1.2
Командный спринт (мужчины)
2х(3-6) 1 — 1.6
Командный спринт (женщины)
2х(3-6) 0.8 — 1.4
Размещено на Allbest.ru
…
Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Первые лыжи появились у древних охотников в северных странах. Они были похожи на современные снегоступы. Самые древние письменные свидетельства о применении скользящих лыж относятся к 6-7 в. н. э. В 960 лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников. Первое употребление слова «лыжи» на Руси относится к 12 в. Интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733 Ганс Эмахузен издал наставление по лыжной подготовке войск со спортивным уклоном. В 1767 были проведены соревнования по всем видам лыжного спорта (в современной терминологии): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863 гг.
В 1877 в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии — Холменколленские игры (1883), Финляндии — Лахтинские игры (1922), Швеции — массовая лыжная гонка «Васалоппет» (1922).
В конце 19 в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции — гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России — гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910 в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в Международную лыжную Федерацию (1924).
Лыжные гонки в России.
Во второй половине 19 в. в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации — Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 было создано «Общество любителей лыжного спорта», а в 1910 — сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским, в 1897 создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.
В 1910 лыжные клубы Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 гг. в Москве было проведено рекордное количество соревнований — восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910 года 12 лыжников из Москвы и Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову.
Первое соревнование страны среди женщин было разыграно в 1921, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913 в Швеции на «Северных играх». Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях — 30, 60 и 90 км. Выступили они неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.
До начала Первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. В 1918 лыжный спорт включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшего физкультурного образования.
Всего за период 1910-1995 гг. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км у мужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 в программу чемпионата страны включена сверхмарафонская дистанция для мужчин — 70 км. У женщин с 1972 самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994 — 50 км. Рекордная по длине 4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 — 232 км от Ярославля до Москвы — 18 часов 41 минута 02 секунды.
Горные лыжи являются одним из самых популярных видов зимнего спорта. Как и прыжки с трамплина, горные лыжи – весьма экстремальное занятие, способное зарядить адреналином любого. Так же данный вид спорта способствует развитию выносливости и концентрации. Минимальная дистанция – 3 километра, в то время как минимальная скорость в момент спуска – 100 км/ч. Всё это само собой подразумевает, что человек должен пройти длительные тренировки и иметь хорошо отработанную технику.
Слалом – более сложный вид спуска с горы лыжника, во время которого ему необходимо преодолевать специальные препятствия, такие как флажки. Перед тем, как заняться этим видом лыжного спорта, человеку необходимо сначала стать профессионалом в простом спуске с горы на лыжах.
Фристайл – вид лыжного спорта, отличающийся своей красотой и зрелищностью. Лыжник исполняет разнообразные акробатические трюки во время спуска с горы.
Говоря о пользе лыжного спорта, стоит отметить, что он способствует физическому развитию всего тела, улучшению работы сердечнососудистой системы и поддержанию психического равновесия.
Доклад 3
Лыжный спорт зародился в далекой Норвегии. Изначально лыжи были придуманы северными народами для передвижения по глубокому снегу, ведь порой высота снежного покрова достигала целого метра! Хищные звери не могли быстро бежать по сугробам. Лыжи часто спасали людям жизнь.
Лыжи были короче и шире современных. Они больше подходили для ходьбы, чем для катания. Изготавливались из самого распространенного материала – из дерева. Если местность была не очень ровной по рельефу, если было много склонов, то лыжи подбивались шкурами оленей, чтобы погасить скорость спуска.
В наше время благодаря внедрению научных разработок лыжи стали изготавливаться из пластика. Лыжи и палки стали длиннее. Это увеличило скорость. Теперь основа успеха в лыжном спорте – это не только физическая выносливость спортсмена, но и подходящие материалы, смазки. Аэродинамика просчитывается до мелочей.
В современную эпоху существуют так называемые «летние лыжи». Они называются лыжероллерами. Лыжероллеры разрабатывались для лыжников-спортсменов, чтобы в межсезонье обеспечить нагрузку, подобную тренировкам зимой. Лыжероллеры – это уже механическое устройство, состоящее из рамы, колес и крепления. Интересно то, что в конструкции отсутствуют тормоза. Этого боятся все спортсмены-лыжники. Тормозить на лыжероллерах сложно, но можно.
В нашей стране любовь к лыжным гонкам прививается детям со школьной скамьи. Для учеников, проводящих много времени в классах, урок на улице – прекрасная возможность не только отдохнуть и провести время с пользой, но и попробовать себя в одном из олимпийских видов спорта.
Лыжный спорт развивает все тело, особенно сердечно – сосудистую систему. Поэтому нормативы разработаны для каждого возраста отдельно. Для тренированного лыжника нагрузки не ощущаются чем-то сложным и изнуряющим. Главное, не пропускать тренировки.
Для обычных лыжных прогулок не нужно тратить много денег. Вам не нужно арендовать стадион или покупать абонемент. Достаточно одеться по-спортивному, выйти в лес – и вот оно, ощущение полета! Морозный воздух в лицо! Скорость! Спуск с горы!
Технике лыжных гонок научиться можно. Существует два основных хода: коньковый и классический. Классический ход не дает лыжнику развить большую скорость, но легче в освоении. Новички начинают именно с него. Коньковый ход появился совсем недавно – в конце 70-х. Очень любим среди профессиональных спортсменов, ведь кататься становится легче, а скорость возрастает.
Лыжные гонки – один из самых доступных и распространённых видов спорта. Он входит в программу зимних Олимпийских Игр, где сильнейшие лыжники мира соревнуются в скорости и выносливости!
Я считаю, что спорт очень полезен для здоровья – он развивает личность как физически, так и духовно. Моим любимым видом спорта является катание на лыжах. Прогулки и походы на лыжах оказывают положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность человека. Кроме того, в процессе занятий лыжным спортом человек закаляется, его здоровье и выносливость укрепляются. Зимой закаливания особенно полезны и эффективны. Когда человек не закаляется и не укрепляет своё здоровье, это плохо отражается на его организме.
Кроме того, я считаю, что катание на лыжах – это самое веселое занятие. Во-первых, я провожу своё время на природе весело и с пользой. Иногда, мы соревнуемся с друзьями – это так интересно! Так ты осознаешь, каковы твои силы, по сравнению с другими ребятишками, иногда, ты бываешь сильнее, и это радует тебя, ведь приятно, когда человек выигрывает, тем самым доказывая, что он сильнее по сравнению с другими. Во-вторых, я укрепляю тем самым свое здоровье. Мне не зря с детства твердили, что чистый воздух является главной составляющей, влияющей на здоровье организма.
Когда я была маленькая, я в какой-то момент хотела быть спортсменкой, но вскоре мне перехотелось, и я об этом часто жалею. Ведь становясь спортсменом, человек достигает “вершин”. Спортсмен может даже стать гордостью своей страны. Приятно, когда смотришь олимпийские игры по телевизору, и видишь, и знаешь, что у нас в стране есть достойные люди призвания, которые могут защищать честь своей страны, и мы этим гордимся.
Свежий морозный воздух, пушистый снег, солнечные лучи, живописная зимняя природа – что еще нужно для активного отдыха? Конечно же, катание на лыжах!
Был девятый час утра. Я шёл через парк на «лыжку» — так мы называли спортивную школу по лыжным гонкам. Снег уже немного подтаял, осел, уплотнился. Это вполне естественно, ведь уже середина марта. Воздух был морозным, но уже по-весеннему колким. В парке росли огромные сосны, стволы которых не обхватишь руками. Тишина, прозрачный и морозный воздух, сосны – великаны, казалось, что я попал в какую-то сказку.
Не хотелось уходить из этой сказки. Но она сама стала растворяться в действительности уже через несколько минут. Сначала тихо, потом всё громче и громче становилась слышна музыка. Я знал, откуда она звучит. Так всегда бывает, когда у нас проводятся соревнования по лыжным гонкам.
Была суббота, и музыка звучала не просто так. Сегодня подводился своеобразный итог зимы – закрытие зимнего спортивного сезона. Я пролез через дырку в заборе и оказался за территорией парка. Я всегда ходил этой тропинкой, чтобы сократить путь. Около лыжной школы было много машин. Территория была украшена флагами. Лыжня на старте и финише ограждена небольшими палками, воткнутыми в снег, на которые была натянута верёвка с надетыми на неё разноцветными флажками. Около старта стояла судейская тумба. У входа в здание и на территории перед ним было много людей в спортивной форме. Громко звучала музыка. Чувствовалась атмосфера праздника.
Деревянное здание спортивной школы было построено, наверное, очень давно, так как брёвна были тёмные, старые и потрескавшиеся. Перед входом в здание было большое крыльцо с навесом. Входные двери были широкими, из двух створок. Сразу после небольшого метра три в длину и два в ширину тамбура, находилось фойе, довольно просторное для этого одноэтажного дома. По периметру фойе располагались комнаты для подготовки к занятиям и для хранения лыж и подсобные помещения. В каждой комнате занималась группа под руководством тренера. Всего в школе было четыре тренера.
Поскольку занимались в спортивной школе учащиеся обычных общеобразовательных школ, занятия проходили утром и днём, в зависимости от того, кто, когда мог заниматься. По воскресеньям занятия всегда проходили утром. Нашу группу тренировал Пётр Ильич Нетаев, самый опытный и авторитетный тренер в школе. О таких говорят: «Тренер от бога». Его указания были для нас обязательными для исполнения и никогда даже не обсуждались.
Тренер составлял план занятий, в соответствии с которым мы и занимались. Занятия обычно проходили по недельному циклу. В понедельник был общий выходной. Со вторника по пятницу отрабатывались техника движения и выносливость. В субботу, если не было соревнований, занимались со средней нагрузкой, пробегая километров пятнадцать. Воскресенье был днём длительных тренировок, обычно накатывали километров двадцать пять – тридцать.
Формы как таковой у нас не было. Занимались кто в чём. Лишь к восьмому или девятому классу тренеры раздобыли несколько комплектов формы и раздали её наиболее перспективным учащимся. Мне тоже достался комплект. Он состоял из жёлтой толстой футболки с длинным рукавом, коротких, чуть ниже колена синих трико из того же материала, что и футболка и белых гольф до колена. Шапочки все носили свои. Мне шапочку связала моя мама. Причём в морозные дни мы надевали в дополнение к шапочке специальные наушники, тоже вязаные, чтобы не мёрзли уши. Но, в это же время, среди более опытных спортсменов уже стали появляться лыжные комбинезоны.
Наша спортивная школа, очевидно, находилась на хорошем счету у спортивных чиновников. На её базе часто проводились соревнования самого разного ранга, от городских и областных до зональных (зона Сибири и Дальнего востока). Эти соревнования приходилось обслуживать и нам – воспитанникам Детско-юношеской спортивной школы по лыжным гонкам города Гурьевска. Обычно мы стояли на контроле, то есть находились в определённых местах на трассе и записывали номера пробежавших участников. Иногда нас привлекали к подготовке лыжной трассы для гонок.
Сегодня были соревнования по лыжным гонкам между учащимися школ города. И мне предстояло в них участвовать в составе команды средней общеобразовательной школы номер десять. Собственно и соревнования то проходили между воспитанниками спортивной школы, поскольку лыжные гонки в нашем городе были очень популярным видом спорта и в каждой общеобразовательной школе были её воспитанники.
Я вошёл в комнату нашей группы, где уже находились несколько ребят и тренер. На столе стоял магнитофон. «Но лишь теперь понятно мне, что это были я и ты!» — доносился из динамиков голос Льва Лещенко. Мои товарищи, но на сегодня соперники, переодевались. Я тоже переоделся в спортивную форму, и мы начали готовить лыжи к соревнованиям.
Хороших лыж тогда было очень мало. Катались на самых разных лыжах, от откровенных дров – старых-престарых, зачастую склеенных, отремонтированных, на которых катались новички, до деревянных фирменных и пластиковых лыж для наиболее перспективных спортсменов. У меня были фирменные финские деревянные лыжи.
Подготовка лыж заключалась в подготовке поверхности лыжи и нанесении на неё смазки, соответствующей температуре и состоянию снега на момент соревнований. Стоит сказать, что в то время на прилавках магазинов спортивных товаров были лишь отечественные смазки марки «Темп», которыми мы в основном и пользовались. Однако, некоторые спортсмены, только им известными путями, добывали импортные смазки и парафины. Некоторые пробовали сами варить смазки. Иногда получалось довольно удачно. В общем, лыжи готовили, кто как мог.
Подготовив лыжи, мы вынесли их на улицу остывать. До начала соревнований, даже с учётом времени на разминку перед стартом, было ещё много времени. Руководители команд, а ими были в основном учителя физического воспитания соответствующих общеобразовательных школ, вместе с судьями, которыми были наши тренеры, провели жеребьёвку, то есть определили, в каком порядке будут стартовать участники соревнований. Нам роздали номера участников, которые мы надели на себя. Номера представляли собой два квадратных куска белой материи, на которые были нанесены числа с порядковыми номерами участников. Между собой они были соединены тесёмками, так, чтобы при надевании на участника один номер оказался на груди, а другой на спине спортсмена.
Тренеры дали последние указания спортсменам. Они рассказали, как лучше пройти по дистанции, в каком темпе, где необходимо ускориться, а где немного сэкономить силы, напомнили об ошибках в технике передвижения, допущенных ранее.
И вот уже судьи занимают своё место у стартовой линии, готовят протокол. Участники соревнований выходят из помещения, разминаются. Первые номера подходят поближе к старту. Ну, всё, скоро начнётся! И, действительно, судья на старте начинает обратный отсчёт. Всё, первый номер ушёл на дистанцию. Для него уже начались соревнования. Сердце начинает учащённо биться. Скоро и моя очередь. Начинаю разминаться, разогревать мышцы. Это помогает мне справиться с волнением. Надеваю лыжи, беру удобнее лыжные палки.
Лыжные соревнования. Я стою на вершине большой, покрытой снегом горки, с которой предстоит сейчас спуститься участникам лыжных соревнований. В нашей школе такое мероприятие проводится впервые, в нем участвуют школьники — члены лыжного кружка.
Горка очень крутая, и я, не умея стоять даже на лыжах, не представляю, как можно не бояться съехать вниз! Однако лыжников, кажется, нисколько не смущает эта высота: они спокойно разминаются в стороне от зрителей, переговариваются между собой, весело смеются. Вот прозвучал сигнал о старте — и первый из участников подошел к краю, присел и… стремительно помчался вниз.
Зрелище потрясает: лыжник мчится, словно большая пестрая птица, только мелькают в воздухе лыжные палки. Я не знаю, какая у него была скорость, но он скорее летел, чем ехал. За 7,5 секунды он примчался к «финишу», где всех участников поджидал судья с секундомером.
Вслед за первым участником несется второй, третий, четвертый… Двадцать лыжников промчались вниз, как яркие кометы. Спуск каждого участника сопровождался невероятными криками поддержки и аплодисментами болельщиков.
Победа и приз — лыжные перчатки достались пятнадцатилетнему Сергею, который пришел к финишу за 6,9 секунд. Болельщики неистово кричали, жали руку, целовали победителя, а потом качали его на руках, подбрасывая вверх.
У всех мальчишек есть свои предпочтения в спорте. Кто-то любит хоккей, а кто-то футбол. Некоторые увлекаются и другими видами спортивных игр: гандбол, баскетбол, теннис и т.д. Мой любимый вид спорта — лыжи!
Почему? Во-первых, спортом этим занимаются зимой. А зима – волшебное и необыкновенное время года. Пушистый снег, ёлка, снеговики и наконец-то Новый Год. Тем более каникулы выпадают на большую часть зимы. Во-вторых, кататься на лыжах — очень интересное и увлекательное занятие. Подняться на какую-нибудь возвышенность и вперёд! Навстречу дует ветер, в ушах звон и наслаждение от быстрой скорости. Лыжи укрепляют здоровье и тренируют ноги, поэтому этот вид спорта так всеми любим!
Вообще, стать профессиональным лыжником не так уж и тяжело. Главное – стремление и старание. Для начала нужно выучить лыжные ходы: елкой, лесенкой, попарно. А потом уже приступать к бегу на лыжах. Основной беговой тип — коньком. Он помогает развить скорость и затрачивает меньше сил.
Многие мои друзья тоже занимаются этим видом спорта. Например, Сергей, профессиональный лыжник, постоянно ездит на соревнования. Он занимает каждый раз хорошие места. И есть в нашем классе девочка Аня. Она уже три года занимается этим спортом! Она так же, как и Сергей, занимает отличные места. Они оба — пример моего подражания и мои лучшие друзья.
Я каждый раз слежу за новостями, касающимися этого вида спорта. Было и много смешных историй с лыжами: один раз я пошёл кататься на лыжах в конце февраля. Уже было тепло, но снег остался. Я думал, что снег не должен растаять в эту погоду. Но я прогадал. Когда я уже вдоволь покатался, неожиданно пошёл дождь! Так я и побежал, подпрыгивая на лыжах, домой. Было очень застенчиво, идти перед людьми в таком виде. Но зато это был самый незабываемый день в году!
Лыжи — спорт, который всегда будет актуальным. Он помогает как со стороны здоровья, так и со стороны физического развития. Мне очень нравится этот спорт, и я всегда стараюсь преуспеть в нем.
Основные стили передвижения на лыжах — «классический стиль» и «свободный стиль».
Классический стиль
К изначальному, «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двухшажный и бесшажный ходы.
Наиболее распространены попеременный двухшажный ход (применяется на подъемных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении — и на подъемах средней крутизны (до 5°)) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).
Свободный стиль
Свободный стиль подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях (в гонке на 55 км) и выиграл.
Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-12°).
Преодоление подъемов
Подъемы могут преодолеваться либо одним из видов конькового хода, либо следующими способами: скользящим шагом (на подъемах крутизной от 5° до 10°), ступающим шагом (от 10° до 15°), беговым шагом (15° и больше), «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой» (на соревнованиях не применяется).
Спуск
При спусках спортсмены применяют различные виды стоек, различающиеся углом сгиба коленей. В высокой стойке этот угол составляет 140–160°, для средней стойки угол сгиба коленей 120–140° (120–130° у варианта этой стойки, т.н. стойки «отдыха»), обе применяются на неровных склонах. А на ровных спусках применяется самая скоростная, низкая, стойка, для которой угол сгиба коленей меньше 120°.
Торможение
Наиболее распространено торможение «плугом». В то же время, при спуске наискось часто используется торможение упором. Для предотвращения травм при возникновении неожиданных препятствий на трассе иногда необходимо применять торможение падением, но не на попу а боком, для которого также разработана своя, наиболее безопасная, техника выполнения.
Поворот
Очень распространен на соревнованиях способ поворот переступанием, тогда как поворот «плугом» часто используется для крутых поворотов. Иногда применяются такие способы, как поворот упором, поворот из упора и поворот на параллельных лыжах.
Основные виды лыжных гонок
На старте Тартуского марафона в Эстонии, 2006 год
· Соревнования с раздельным стартом
· Соревнования с общим стартом (масс-старт)
· Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)
· Эстафеты
· Индивидуальный спринт
· Командный спринт
Соревнования с раздельным стартом
При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».
Соревнования с масс-стартом
При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.
Гонки преследования
Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем.
Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит сгандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки. лыжи трасса стиль соревнование
Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.
Эстафеты
В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».
Индивидуальный спринт
Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом. Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.
Командный спринт
Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.
Длина дистанции
На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 метров до 50 км. При этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов.
Формат гонки
Длина дистанции (км)
Соревнования с раздельным стартом
5, 7.5, 10, 15, 30, 50
Соревнования с масс-стартом
10, 15, 30, 50
Гонки преследования
5, 7.5, 10, 15
Эстафеты (длина одного этапа)
2.5, 5, 7.5, 10
Индивидуальный спринт (мужчины)
1 — 1.4
Индивидуальный спринт (женщины)
0.8 — 1.2
Командный спринт (мужчины)
2х(3-6) 1 — 1.6
Командный спринт (женщины)
2х(3-6) 0.8 — 1.4
Размещено на Allbest.ru
…