Как вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский».
Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей.
Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18…
года Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».
Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ваша ровесница Маша.
Предлагаем рассказ шестиклассницы.
«Один день моей жизни, или 15 января 200… года
Сегодня мне нужно написать сочинение об одном дне моей жизни. Но я не знаю, что можно написать, например, о сегодняшнем дне. Особых событий в этот день не было. Только одно затруднение — написать сочинение. Этот день похож на все другие. Утром я пошла в школу. На первом уроке меня спросили по математике, и я получила пятерку. Только хотела, чтобы оценку поставили в дневник, а тут выяснилось, что я его забыла. Не успела пережить эту неудачу, как на другом уроке нам задали писать сочинение. Можно считать, что этот день оказался очень неудачным».
Попробуйте повторить опыт девочки Тани и сделайте чей-то портрет по тени на стене.
Есть художники, которые создают очень хорошие портреты-силуэты, которые имеют большое сходство с изображенным человеком. Но художники не используют для этого силуэт человека, который можно создать на стене, умело используя лампу. Вы же можете попробовать создать такой портрет, поставив того, кого вы хотите изобразить, между яркой лампой и гладкой стеной или специально повешенной белой тканью, листом белой бумаги, где обведете отраженное изображение.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки. Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему. «Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду. Третий день моего дневника
10 января 18… года
Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой». Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ваша ровесница Маша.
Предлагаем рассказ шестиклассницы. «Один день моей жизни, или 15 января 20… года Материал с сайта //iEssay.ru
Как вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский». Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей. Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу. Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки. Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18… года Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласни-цы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой»
Как вы объясните, почему “Отрывки из журнала Маши” были помещены Одоевским в книгу “Сказки дедушки Иринея”?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. “Сказки дедушки Иринея” можно было бы назвать “Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский”. Когда вы поняли, что “Отрывки из журнала Маши” – это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: “8 января 18… года”. Затем сразу же знакомятся с автором дневника – девочкой Машей. Чего больше в “Отрывках из журнала Маши” – описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В “Отрывках из журнала Маши” больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: “Это значит… что я уже большая девушка!” Вот еще событие – она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу. Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: “папенька” и “маменька”. Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки. Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: “Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику”, “Один день девочки Маши”.
Можно написать сочинение “Один день девочки Маши”, при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему. “Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Как вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский».
Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей.
Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница…
с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18… года
Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».
Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ваша ровесница Маша.
Предлагаем рассказ шестиклассницы.
«Один день моей жизни, или 15 января 20… года
Сегодня мне нужно написать сочинение об одном дне моей жизни. Но я не знаю, что можно написать, например, о сегодняшнем дне. Особых событий в этот день не было. Только одно затруднение — написать сочинение. Этот день похож на все другие. Утром я пошла в школу. На первом уроке меня спросили по математике, и я получила пятерку. Только хотела, чтобы оценку поставили в дневник, а тут выяснилось, что я его забыла. Не успела пережить эту неудачу, как на другом уроке нам задали писать сочинение. Можно считать, что этот день оказался очень неудачным».
Попробуйте повторить опыт девочки Тани и сделайте чей-то портрет по тени на стене.
Есть художники, которые создают очень хорошие портреты-силуэты, которые имеют большое сходство с изображенным человеком. Но художники не используют для этого силуэт человека, который можно создать на стене, умело используя лампу. Вы же можете попробовать создать такой портрет, поставив того, кого вы хотите изобразить, между яркой лампой и гладкой стеной или специально повешенной белой тканью, листом белой бумаги, где обведете отраженное изображение.
Каким словом можете вы назвать то чувство, с которым автор описывает девочку Машу из произведения «Отрывки из журнала Маши»?
Можно назвать это чувство симпатией к хорошей девочке, к славному и умному ребенку. Но стоит заметить, что в отношении автора заметно и уважение к серьезности и ответственности, которые свойственны автору этого юношеского дневника.
Маша бросилась к ней на шею и попросила у нее прощения. Мими было стыдно. Но она ничего не сказала. Потом графиня Воротынская предложила сыграть на фортепиано. Мими стала играть, но играла очень плохо. Другие девочки так же играли плохо. Таня играла прекрасно. Маша специально сыграла самую простую сонату, чтобы не затмить мастерство Тани. Мама Маши поняла это и похвалила дочь за доброту. Маша попросила маму разрешить Тане приехать к ним в гости. Мама разрешила. 29 января
Папа пригласил детей играть. Когда они подошли к столу, то увидели географическую карту. Она была наклеена на доску. На тех местах, где находились названия городов, были маленькие дырочки. Папа раздал детям пуговки и предложил представить, что они едут в Москву и должны указывать кучерам дорогу. Пуговки нужно было вставлять в дырочки, чтобы показать дорогу до Москвы. Если кто-то не будет знать, куда поставить пуговку, он должен заплатить другим игрокам по серебряному пятачку. Папа выбрал карту, где не были написаны названия городов. Дети стали играть и допускали ошибки.
Папа объяснял, как ориентироваться по карте в зависимости от линий (меридианов). 2 мая 1834 года
Маша зашла в комнату и увидела на столе у мамы пятьсот рублей. Девочка удивилась, ведь это были большие деньги. А мама часто говорила, что они небогаты. Разговор зашел о богатстве. Мама спросила дочку, что значит быть богатой. Маша ответила, что это значит иметь много денег. Мама сказала, что каждая вещь имеет свою цену. Она рассказала девочке, сколько тратится на еду, на одежду, на квартиру и многое-многое другое. Мама рассказала, что бросать деньги на ветер, покупать ненужные вещи не должен даже богатый человек. Иначе он наделает долгов, разорится.
Мама объяснила дочке, что нужно правильно вести хозяйство, тратить денег ровно столько, сколько нужно. Сама она в свое время делала много ошибок. Никто не учил ее вести хозяйство, в детстве ее учили только музыке, языкам, танцам, вышиванию. И она ничего не знала о доходах и расходах. Когда мама Маши вышла замуж, то она не могла свести доходы с расходами. И муж очень сердился. Она тратила много денег на одно, в результате не хватало на другое; часто покупала ненужные вещи или дорогие вещи, без которых можно обойтись. Потом мама Маши всему научилась, привела в порядок свое хозяйство. Стала обходиться без тех вещей, которые не были особенно нужными.
Мама сказала Маше, что каждый человек должен соответствовать тому положению, которое он занимает в свете. Например, если она будет носить такие же платья, которые носит служанки, за это ее осудят. Но никто не осудит Машину маму, что она не носит такие дорогие платья, которые носит знакомая княгиня. Мама сказала девочке: «Есть люди, которые из тщеславия хотят казаться богаче, нежели сколько они суть в самом деле. Это люди очень неразумные; для того, чтобы поблистать пред другими, они отказывают себе в необходимом; они всегда беспокойны и несчастливы; они часто проводят несколько годов роскошно, а остальную жизнь в совершенной нищете; и все это потому только, что не хотят жить по состоянию».
Маша стала понимать, что жить нужно сообразно доходам. Нужно рассчитывать свои деньги так, чтобы можно было приобрести все необходимое. Для того чтобы девочка лучше усвоила эти уроки, мама сказала, что теперь она сама будет располагать деньгами, предназначенными для ее содержания. То есть каждый месяц мама пообещала давать Маше определенную сумму денег. И девочка должна была распоряжаться ими и записывать все расходы. 8 мая
У Маши было восемьдесят пять рублей. Девочка записала в книжке: «Приход, 1 мая, 85 рублей». Мама сказала ей, что нужно рассчитать все необходимые покупки. «Подумай хорошенько, чего тебе недостает в твоем гардеробе, сообразись со своими деньгами и реши наперед, что тебе именно нужно». Маша подумала и решила, что ей нужно два платья. У нее уже были два платья. Но одно стало узким и коротким, а другое еще можно было носить. Маше так же нужна была шляпка, башмаки и перчатки. После предварительных подсчетов Маша поняла, что после всех покупок у нее еще останутся деньги. И мама сказала, что так и должно быть. Нужно оставлять деньги про запас. 9 мая
Маша проснулась рано, ее радовала мысль, что сегодня она сама будет выбирать ткань для платьев. Вместе с мамой они отправились в лавку. Девочка увидела красивый материал, спросила у мамы, можно ли купить его. Мама предложила ей решать самой. И спросила цену ткани. Продавец сказал, что аршин ткани стоит десять рублей. Мама сказала Маше, что на платье нужно четыре аршина. Значит, придется потратить сорок рублей. А это очень дорого. По предварительным расчетам девочка должна была потратить на платья не более тридцати рублей. Маша стала спрашивать у мамы, почему нельзя потратить больше. И мама сказала: «…надобно держать слово, которое мы даем себе. Скажи мне, что будет в том пользы, если мы, после долгого размышления, решимся на что-нибудь и потом ни с того ни с сего вдруг переменим свои мысли?»
Маша понимала, что мама права. Но ткань была настолько красивой, что девочка не могла удержаться. И она спросила, разве нельзя вместо двух платьев сделать одно. Мама сказала, что, конечно, так можно сделать. Но она так же сказала Маше, что ей на самом деле нужны два платья, без них ей нельзя обойтись. И поэтому неразумно будет выбирать дорогой материал.
К счастью, продавец сказал, что есть другой материал, похожий на тот, что так понравился девочке. Этот материал стоит по три рубля за аршин. Маша сказала, что и это дорого. Но мама ответила, что другое платье, возможно, окажется дешевле. И таким образом удастся свести концы с концами.
И действительно, для другого платья Маша нашла дешевую ткань, которая стоила по рубль пятьдесят копеек за аршин. В результате, на два платья было потрачено только на три рубля больше, чем планировалось заранее. Мама сказала, что нужно сэкономить эти три рубля на чем-то другом.
Маша с мамой купили шляпку за семнадцать рублей; ботинки за четыре рубля и перчатки. Потом они вернулись в магазин тканей, чтобы купить подкладочную кисею для платьев. В магазине они увидели даму, которая выбирала дорогие ткани. Она покупала все, что показывал продавец. Маша посмотрела на даму с завистью, подумав, как она богата. Оказалось, что Машина мама и эта дама знакомы. Дама пригласила Машину маму к себе, чтобы показать новую картину, только что купленную ее мужем.
Маша и ее мама сели в карету богатой дамы. Маше очень понравилось ехать в карете. Дама сказала, что не представляет, как можно обходиться без кареты. Но Машина мама возразила, что некоторые люди без нее прекрасно обходятся.
В доме Машина мама вместе с хозяйкой отправились смотреть картину. Маша осталась в гостиной. Здесь играла маленькая дочь хозяйки, никто не присматривал за ней. Маша обратила внимание, что на девочке было старое платьице, пряжка на пояске была сломана, поэтому пояс был заколот булавкой. Пелеринка на платье была рваной и мятой, ботинки — старыми и стоптанными.
Когда Маша с мамой шли домой, они стали говорить о странном наряде ребенка. Машина мама сказала, что дама гораздо богаче нее, но дочь носит старые стоптанные башмаки. И все это потому, что дама думает только о своих капризах. И ей даже мысль не приходит о том, что она может разориться. Маша сказала, что никогда не будет давать воли прихотям. Мама ответила, что это очень трудно. Но тем не менее нужно стараться.
Маша с мамой пошли в магазин, чтобы купить пояски. Девочка обратила внимание на красивый шейный платок. Он стоил пять рублей. Но мама сказала, что покупать платок — это каприз, прихоть. Маша стала упрашивать купить платок, потому что у нее остались деньги, да и платка у нее не было ни одного. У Маши оставалось двадцать рублей. Но мама сказала, что десять рублей нужно заплатить за шитье платьев. И нужно что-нибудь оставить в запасе. Маша сказала, что после покупки платка останется еще пять рублей. Мама возразила: «Тебе очень захотелось этого платочка, он стоит довольно дорого, а ты можешь без него обойтись. Знаешь ли ты, Маша, что на эти пять рублей можно купить десять аршин выбойки, а из десяти аршин выйдет два платья дочерям той бедной женщины, которая к нам ходит и которая так долго была больна и не могла работать».
Маша поняла, что была не права. И сказала, что, действительно, пусть мама купит ткань для бедных малюток. Мама похвалила девочку за то, что она готова отказаться от своего каприза. Мама сказала дочке: «Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке — науке жить. Когда тебе будет двенадцать лет, тогда ты мне будешь помогать в хозяйстве всего дома».
Мама велела девочке записать все сделанные расходы. Так же она посоветовала написать на первом листе книги расходов слова Апостола Павла: «Тот богат, кто довольствуется тем, что имеет» и слова Франклина: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо».
Очень интересен жанр дневниковых записей. Они позволяют понять мысли и чувства человека, который их сделал. В произведении Одоевского нет сюжета как такового. Мы смотрим на мир глазами десятилетней девочки, узнаем о событиях ее жизни. Переживания и впечатления девочки показаны очень достоверно. Дневниковые записи Маши показывают нам, как девочка взрослеет, как меняется ее мировоззрение, как она становится серьезнее и ответственнее.
План книги “Отрывки из журнала Маши”
1 Маше исполнилось 10 лет. Подарки родителей.
2 Мама советует дочери записывать в журнал все поступки, плохие и хорошие.
3 Маша решает быть хорошей девочкой и не совершать плохих поступков.
4 Визит дамы. Папенька Маши рассказывает, как правильно вести домашнее хозяйство.
5 Маша решает научиться вести хозяйство.
6 Маша понимает пользу наук. Папа рассказывает, как пригодится география и история в жизни
7 Папа называет журнал Маши историей ее жизни
8 Маша узнает, что истории разных людей рассказывают о жизни в далеком прошлом.
9 Знакомство на балу с дочерью учителя Таней
10 Маша не находит в себе сил заступиться за Таню
11 Все в восхищении от образованной и талантливой дочери учителя.
12 Маша надеется исправить свои ошибки.
13 Дети показывают свои знания географической карты
14 мама доверяет Маше вести книгу расходов и доходов.
15 Первые сложности. Маша целую неделю не притрагивается к записям
16 Мама учит Машу выполнять принятое решение
17 Мама учит Машу радоваться своим возможностям и быть счастливой , живя по возможностям
Главная мысль книги “Отрывки из журнала Маши” выражена в строчках слова мамы Маши
Книга “Отрывки из журнала Маши” рассказывают, как родители прививали своей дочери Маше любовь к труду, не жалели сил на ее образование, учили ценить людей по поступкам, а не по рангу. Книга “Отрывки из журнала Маши” учит трудолюбию, прилежности, учит относиться ко всем одинаково.
Как вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский».
Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей.
Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18…
года Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».
Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ваша ровесница Маша.
Предлагаем рассказ шестиклассницы.
«Один день моей жизни, или 15 января 200… года
Сегодня мне нужно написать сочинение об одном дне моей жизни. Но я не знаю, что можно написать, например, о сегодняшнем дне. Особых событий в этот день не было. Только одно затруднение — написать сочинение. Этот день похож на все другие. Утром я пошла в школу. На первом уроке меня спросили по математике, и я получила пятерку. Только хотела, чтобы оценку поставили в дневник, а тут выяснилось, что я его забыла. Не успела пережить эту неудачу, как на другом уроке нам задали писать сочинение. Можно считать, что этот день оказался очень неудачным».
Попробуйте повторить опыт девочки Тани и сделайте чей-то портрет по тени на стене.
Есть художники, которые создают очень хорошие портреты-силуэты, которые имеют большое сходство с изображенным человеком. Но художники не используют для этого силуэт человека, который можно создать на стене, умело используя лампу. Вы же можете попробовать создать такой портрет, поставив того, кого вы хотите изобразить, между яркой лампой и гладкой стеной или специально повешенной белой тканью, листом белой бумаги, где обведете отраженное изображение.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18… года
Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».
Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ваша ровесница Маша.
Предлагаем рассказ шестиклассницы.
«Один день моей жизни, или 15 января 20… года Материал с сайта //iEssay.ru
Как вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский».
Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей.
Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18… года Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласни-цы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой»
Как вы объясните, почему “Отрывки из журнала Маши” были помещены Одоевским в книгу “Сказки дедушки Иринея”?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. “Сказки дедушки Иринея” можно было бы назвать “Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский”.
Когда вы поняли, что “Отрывки из журнала Маши” – это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: “8 января 18… года”. Затем сразу же знакомятся с автором дневника – девочкой Машей.
Чего больше в “Отрывках из журнала Маши” – описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В “Отрывках из журнала Маши” больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: “Это значит… что я уже большая девушка!” Вот еще событие – она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: “папенька” и “маменька”. Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: “Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику”, “Один день девочки Маши”.
Можно написать сочинение “Один день девочки Маши”, при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
“Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Как вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоевский».
Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей.
Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу.
Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?
Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки.
Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему.
«Первый день моего дневника
8 января 18… года
Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница…
с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.
Для первого дня достаточно, записывать больше не буду.
Третий день моего дневника
10 января 18… года
Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».
Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».
«Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».
Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ваша ровесница Маша.
Предлагаем рассказ шестиклассницы.
«Один день моей жизни, или 15 января 20… года
Сегодня мне нужно написать сочинение об одном дне моей жизни. Но я не знаю, что можно написать, например, о сегодняшнем дне. Особых событий в этот день не было. Только одно затруднение — написать сочинение. Этот день похож на все другие. Утром я пошла в школу. На первом уроке меня спросили по математике, и я получила пятерку. Только хотела, чтобы оценку поставили в дневник, а тут выяснилось, что я его забыла. Не успела пережить эту неудачу, как на другом уроке нам задали писать сочинение. Можно считать, что этот день оказался очень неудачным».
Попробуйте повторить опыт девочки Тани и сделайте чей-то портрет по тени на стене.
Есть художники, которые создают очень хорошие портреты-силуэты, которые имеют большое сходство с изображенным человеком. Но художники не используют для этого силуэт человека, который можно создать на стене, умело используя лампу. Вы же можете попробовать создать такой портрет, поставив того, кого вы хотите изобразить, между яркой лампой и гладкой стеной или специально повешенной белой тканью, листом белой бумаги, где обведете отраженное изображение.
Каким словом можете вы назвать то чувство, с которым автор описывает девочку Машу из произведения «Отрывки из журнала Маши»?
Можно назвать это чувство симпатией к хорошей девочке, к славному и умному ребенку. Но стоит заметить, что в отношении автора заметно и уважение к серьезности и ответственности, которые свойственны автору этого юношеского дневника.
Маша бросилась к ней на шею и попросила у нее прощения. Мими было стыдно. Но она ничего не сказала. Потом графиня Воротынская предложила сыграть на фортепиано. Мими стала играть, но играла очень плохо. Другие девочки так же играли плохо. Таня играла прекрасно. Маша специально сыграла самую простую сонату, чтобы не затмить мастерство Тани. Мама Маши поняла это и похвалила дочь за доброту. Маша попросила маму разрешить Тане приехать к ним в гости. Мама разрешила.
29 января
Папа пригласил детей играть. Когда они подошли к столу, то увидели географическую карту. Она была наклеена на доску. На тех местах, где находились названия городов, были маленькие дырочки. Папа раздал детям пуговки и предложил представить, что они едут в Москву и должны указывать кучерам дорогу. Пуговки нужно было вставлять в дырочки, чтобы показать дорогу до Москвы. Если кто-то не будет знать, куда поставить пуговку, он должен заплатить другим игрокам по серебряному пятачку. Папа выбрал карту, где не были написаны названия городов. Дети стали играть и допускали ошибки.
Папа объяснял, как ориентироваться по карте в зависимости от линий (меридианов).
2 мая 1834 года
Маша зашла в комнату и увидела на столе у мамы пятьсот рублей. Девочка удивилась, ведь это были большие деньги. А мама часто говорила, что они небогаты. Разговор зашел о богатстве. Мама спросила дочку, что значит быть богатой. Маша ответила, что это значит иметь много денег. Мама сказала, что каждая вещь имеет свою цену. Она рассказала девочке, сколько тратится на еду, на одежду, на квартиру и многое-многое другое. Мама рассказала, что бросать деньги на ветер, покупать ненужные вещи не должен даже богатый человек. Иначе он наделает долгов, разорится.
Мама объяснила дочке, что нужно правильно вести хозяйство, тратить денег ровно столько, сколько нужно. Сама она в свое время делала много ошибок. Никто не учил ее вести хозяйство, в детстве ее учили только музыке, языкам, танцам, вышиванию. И она ничего не знала о доходах и расходах. Когда мама Маши вышла замуж, то она не могла свести доходы с расходами. И муж очень сердился. Она тратила много денег на одно, в результате не хватало на другое; часто покупала ненужные вещи или дорогие вещи, без которых можно обойтись. Потом мама Маши всему научилась, привела в порядок свое хозяйство. Стала обходиться без тех вещей, которые не были особенно нужными.
Мама сказала Маше, что каждый человек должен соответствовать тому положению, которое он занимает в свете. Например, если она будет носить такие же платья, которые носит служанки, за это ее осудят. Но никто не осудит Машину маму, что она не носит такие дорогие платья, которые носит знакомая княгиня. Мама сказала девочке: «Есть люди, которые из тщеславия хотят казаться богаче, нежели сколько они суть в самом деле. Это люди очень неразумные; для того, чтобы поблистать пред другими, они отказывают себе в необходимом; они всегда беспокойны и несчастливы; они часто проводят несколько годов роскошно, а остальную жизнь в совершенной нищете; и все это потому только, что не хотят жить по состоянию».
Маша стала понимать, что жить нужно сообразно доходам. Нужно рассчитывать свои деньги так, чтобы можно было приобрести все необходимое. Для того чтобы девочка лучше усвоила эти уроки, мама сказала, что теперь она сама будет располагать деньгами, предназначенными для ее содержания. То есть каждый месяц мама пообещала давать Маше определенную сумму денег. И девочка должна была распоряжаться ими и записывать все расходы.
8 мая
У Маши было восемьдесят пять рублей. Девочка записала в книжке: «Приход, 1 мая, 85 рублей». Мама сказала ей, что нужно рассчитать все необходимые покупки. «Подумай хорошенько, чего тебе недостает в твоем гардеробе, сообразись со своими деньгами и реши наперед, что тебе именно нужно». Маша подумала и решила, что ей нужно два платья. У нее уже были два платья. Но одно стало узким и коротким, а другое еще можно было носить. Маше так же нужна была шляпка, башмаки и перчатки. После предварительных подсчетов Маша поняла, что после всех покупок у нее еще останутся деньги. И мама сказала, что так и должно быть. Нужно оставлять деньги про запас.
9 мая
Маша проснулась рано, ее радовала мысль, что сегодня она сама будет выбирать ткань для платьев. Вместе с мамой они отправились в лавку. Девочка увидела красивый материал, спросила у мамы, можно ли купить его. Мама предложила ей решать самой. И спросила цену ткани. Продавец сказал, что аршин ткани стоит десять рублей. Мама сказала Маше, что на платье нужно четыре аршина. Значит, придется потратить сорок рублей. А это очень дорого. По предварительным расчетам девочка должна была потратить на платья не более тридцати рублей. Маша стала спрашивать у мамы, почему нельзя потратить больше. И мама сказала: «…надобно держать слово, которое мы даем себе. Скажи мне, что будет в том пользы, если мы, после долгого размышления, решимся на что-нибудь и потом ни с того ни с сего вдруг переменим свои мысли?»
Маша понимала, что мама права. Но ткань была настолько красивой, что девочка не могла удержаться. И она спросила, разве нельзя вместо двух платьев сделать одно. Мама сказала, что, конечно, так можно сделать. Но она так же сказала Маше, что ей на самом деле нужны два платья, без них ей нельзя обойтись. И поэтому неразумно будет выбирать дорогой материал.
К счастью, продавец сказал, что есть другой материал, похожий на тот, что так понравился девочке. Этот материал стоит по три рубля за аршин. Маша сказала, что и это дорого. Но мама ответила, что другое платье, возможно, окажется дешевле. И таким образом удастся свести концы с концами.
И действительно, для другого платья Маша нашла дешевую ткань, которая стоила по рубль пятьдесят копеек за аршин. В результате, на два платья было потрачено только на три рубля больше, чем планировалось заранее. Мама сказала, что нужно сэкономить эти три рубля на чем-то другом.
Маша с мамой купили шляпку за семнадцать рублей; ботинки за четыре рубля и перчатки. Потом они вернулись в магазин тканей, чтобы купить подкладочную кисею для платьев. В магазине они увидели даму, которая выбирала дорогие ткани. Она покупала все, что показывал продавец. Маша посмотрела на даму с завистью, подумав, как она богата. Оказалось, что Машина мама и эта дама знакомы. Дама пригласила Машину маму к себе, чтобы показать новую картину, только что купленную ее мужем.
Маша и ее мама сели в карету богатой дамы. Маше очень понравилось ехать в карете. Дама сказала, что не представляет, как можно обходиться без кареты. Но Машина мама возразила, что некоторые люди без нее прекрасно обходятся.
В доме Машина мама вместе с хозяйкой отправились смотреть картину. Маша осталась в гостиной. Здесь играла маленькая дочь хозяйки, никто не присматривал за ней. Маша обратила внимание, что на девочке было старое платьице, пряжка на пояске была сломана, поэтому пояс был заколот булавкой. Пелеринка на платье была рваной и мятой, ботинки — старыми и стоптанными.
Когда Маша с мамой шли домой, они стали говорить о странном наряде ребенка. Машина мама сказала, что дама гораздо богаче нее, но дочь носит старые стоптанные башмаки. И все это потому, что дама думает только о своих капризах. И ей даже мысль не приходит о том, что она может разориться. Маша сказала, что никогда не будет давать воли прихотям. Мама ответила, что это очень трудно. Но тем не менее нужно стараться.
Маша с мамой пошли в магазин, чтобы купить пояски. Девочка обратила внимание на красивый шейный платок. Он стоил пять рублей. Но мама сказала, что покупать платок — это каприз, прихоть. Маша стала упрашивать купить платок, потому что у нее остались деньги, да и платка у нее не было ни одного. У Маши оставалось двадцать рублей. Но мама сказала, что десять рублей нужно заплатить за шитье платьев. И нужно что-нибудь оставить в запасе. Маша сказала, что после покупки платка останется еще пять рублей. Мама возразила: «Тебе очень захотелось этого платочка, он стоит довольно дорого, а ты можешь без него обойтись. Знаешь ли ты, Маша, что на эти пять рублей можно купить десять аршин выбойки, а из десяти аршин выйдет два платья дочерям той бедной женщины, которая к нам ходит и которая так долго была больна и не могла работать».
Маша поняла, что была не права. И сказала, что, действительно, пусть мама купит ткань для бедных малюток. Мама похвалила девочку за то, что она готова отказаться от своего каприза. Мама сказала дочке: «Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке — науке жить. Когда тебе будет двенадцать лет, тогда ты мне будешь помогать в хозяйстве всего дома».
Мама велела девочке записать все сделанные расходы. Так же она посоветовала написать на первом листе книги расходов слова Апостола Павла: «Тот богат, кто довольствуется тем, что имеет» и слова Франклина: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо».
Очень интересен жанр дневниковых записей. Они позволяют понять мысли и чувства человека, который их сделал. В произведении Одоевского нет сюжета как такового. Мы смотрим на мир глазами десятилетней девочки, узнаем о событиях ее жизни. Переживания и впечатления девочки показаны очень достоверно. Дневниковые записи Маши показывают нам, как девочка взрослеет, как меняется ее мировоззрение, как она становится серьезнее и ответственнее.
План книги “Отрывки из журнала Маши”
1 Маше исполнилось 10 лет. Подарки родителей.
2 Мама советует дочери записывать в журнал все поступки, плохие и хорошие.
3 Маша решает быть хорошей девочкой и не совершать плохих поступков.
4 Визит дамы. Папенька Маши рассказывает, как правильно вести домашнее хозяйство.
5 Маша решает научиться вести хозяйство.
6 Маша понимает пользу наук. Папа рассказывает, как пригодится география и история в жизни
7 Папа называет журнал Маши историей ее жизни
8 Маша узнает, что истории разных людей рассказывают о жизни в далеком прошлом.
9 Знакомство на балу с дочерью учителя Таней
10 Маша не находит в себе сил заступиться за Таню
11 Все в восхищении от образованной и талантливой дочери учителя.
12 Маша надеется исправить свои ошибки.
13 Дети показывают свои знания географической карты
14 мама доверяет Маше вести книгу расходов и доходов.
15 Первые сложности. Маша целую неделю не притрагивается к записям
16 Мама учит Машу выполнять принятое решение
17 Мама учит Машу радоваться своим возможностям и быть счастливой , живя по возможностям
Главная мысль книги “Отрывки из журнала Маши” выражена в строчках слова мамы Маши
Книга “Отрывки из журнала Маши” рассказывают, как родители прививали своей дочери Маше любовь к труду, не жалели сил на ее образование, учили ценить людей по поступкам, а не по рангу. Книга “Отрывки из журнала Маши” учит трудолюбию, прилежности, учит относиться ко всем одинаково.