Ференц Лист (1811 -1886 гг. ) – гордость венгерской национальной культуры. Композитор, дирижёр, пианист, педагог, он рано покинул Родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Это определило его привязанность к традициям французского и немецкого искусства. Однако Лист всегда помнил о своём Отечестве и неоднократно обращался в творчестве к венгерским образам. Родился Лист в венгерском местечке Доборьян. Его отец – смотритель княжеской овчарни, хорошо разбирался в музыке и заметил необычные музыкальные способности у сына. В 9 лет Лист уже давал концерты в различных городах Венгрии. Чуть позже уехал в Вену, где стал брать уроки у итальянского маэстро Антонио Сальери. Здесь же Лист встретился с Бетховеном. Гениальный престарелый мастер уже не мог слышать игру «вундеркинда» , но он внимательно следил за бегом пальцев и по окончании концерта поцеловал ребёнка. Этот момент Лист запомнил на всю жизнь. С 1823 г. Лист поселился в Париже. Начинает выступать на самых престижных сценах, он стал общаться на «равных» – Паганини и Шопеном, Бальзаком и Гейне, Делакруа и Дюма. Начиная с 1835 г. жизнь Листа – это постоянные переезды, концерты, путешествия. Лист вошёл в историю как создатель нового музыкального жанра – симфонической поэмы. Умер от воспаления лёгких в немецком городе Байрете, куда приехал послушать оперы Вагнера.
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
Мировая художественная культура.
11 класс.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,
Но и любовь- мелодия…».
А.С.Пушкин.
План урока:
1. Творчество Ф.Шуберта.
2. Творчество Р.Шумана.
3. Творчество Р.Вагнера.
4. Творчество Д.Верди.
5. Творчество Ф.Шопена.
6. Творчество Ф.Листа.
7. Д/задание. Франц Шуберт (1797- 1828).
Австрийский композитор. Родился в предместье Вены, в семье школьного учителя.
В 11 лет поступает в школу.
В 17 лет написал произведения «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Скиталец», «Смерть и девушка».
В 21 г. начал новую жизнь.
Создал 1500 сочинений. Свыше 600 песен. Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Роберт Шуман (1810- 1856).
Немецкий композитор. Родился в Цвиккау.
В 16 лет поступает на юридический факультет.
Знакомство с семьёй Фридриха Вика.
Основал «Новый музыкальный журнал».
В 1840г. состоялась свадьба.
В 1849г. композитора поразило тяжёлое нервное заболевание. Рихард Вагнер(1813-1883).
Немецкий композитор. Родился в Лейпциге, в семье полицейского чиновника .Создатель муз. драмы нового типа. Создатель собственного театра.
В 1833г. написал первую оперу «Феи».
В мае 1848г. эмигрировал в Швейцарию и создаёт трактаты «Искусство и революция», «Опера и драма».
Более 20 лет пишет оперу «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Джузеппе Верди(1813-1901).
Итальянский композитор. Родился в деревне Ле Ронколе.
Знакомство с Антонио Барецци.
За 10 лет написал 14 опер. Знаменитые: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида».
В 80 лет написал последнюю оперу «Фальстаф».
Создал 26 опер. Почти 60 лет сочинял музыку. Фридерик Шопен(1810-1849).
Польский композитор. Родился под Варшавой, в семье учителя.
С 20 лет жил на чужбине.
В 26 лет знакомится с писательницей Жорж Санд и создаёт: 4 баллады, 2сонаты, Полонез- фантазию.
Создал более 30 циклов прелюдий. Ференц Лист (1811- 1886).
75лет- гордость венгерской национальной культуры. Родился в венгерском местечке Доборьян. Создатель нового муз. жанра- симфонической поэмы.
В 9 лет давал концерты в различных городах Венгрии.
Встреча с Бетховеном.
С 1823 г. поселился в Париже. Умирает отец.
С 1835 г. жизнь Листа- постоянные переезды, концерты, путешествия.
Умер в немецком городе Байрете. Домашнее задание.
Рассказать о творчестве:
1.Франца Шуберта.
2.Роберта Шумана.
3.Рихарда Вагнера.
4.Джузеппи Верди.
5.Федерика Шопена.
6.Ференца Листа.
Урок окончен.
До свидания!
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом. Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер. Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви. С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа. Гектор Берлиоз. “Фантастическая симфония” – 1. Мечтания, страсти… Содержание симфонии связано с возлюбленной Берлиоза – английской актрисой Гарриет Смитсон. В 1847 году во время гастролей в России автор посвятил “Фантастическую симфонию” императору Николаю I. Роберт Шуман – “В сиянье…,” “Встречаю взор..” Из вокального цикла “Любовь поэта”
Роберт Шуман Генрих Гейне “В сиянье тёплых майских дней”
Роберт Шуман – Генрих “Встречаю взор очей твоих”
Роберт Шуман. “Фантастические пьесы”. Schumann Fantasiestucke, op. 12 part 1: no. 1 Des Abend and no. 2 Aufschwung Лист. Симфоническая поэма “Орфей” Фредерик Шопен – Прелюдия №4 Ми минор Фредерик Шопен – Ноктюрн No 20 до – диез минор Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам — экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт — в традиционных или созданных им, — везде он выступает как композитор новой эпохи, эпохи романтизма. Многие черты нового романтического стиля нашли затем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, русских композиторов второй половины XIX века. Франц Шуберт. Симфония C-dur Ференц Лист. “Грезы любви” Франц Шуберт. Экспромт №3
Сообщение по МХК
на тему: ”Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма”
Признавая уникальную способность музыки «моделировать эмоции», романтики не музыканты ставили на первое место среди других искусств искусство звуков.
Музыка 19 в. имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть «внутреннего человека», передать порыв его души и боль сердца.
Основоположником романтической музыки считается австрийский композитор Франц Шуберт (1797 – 1828 гг.).Родился в предместье Вены, в семье школьного учителя. Приобщение Франца к искусству началось с домашнего музицирования. Все в семье играли на инструментах и пели. Франц в 11 лет прошёл по конкурсу в школе – интернат для придворных певчих, где получил бесплатное муз. образование. В 17 лет он написал произведение «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Скиталец», «Смерть и девушка». Это песенный жанр. Все сочинения проникнуты песенностью
В 21 год композитор начал новую жизнь. Последние годы жизни он повёл в неотступной нужде, но был объят творческим гонением. Его творческий путь длился всего 17 лет. Успел создать 1500 сочинений. Это песни и симфонии. Свыше 600 песен. Ведущее место в песне принадлежит мелодии. Если поэты – романтики стремились, чтобы слово «пелось», то Шуберт умел заставить мелодию «говорить». Он тонко соединил интонации речи с распевностью и создал тот новый вид мелодики, который стал главным в музыке 19 века.
Искусство другого немецкого романтика Роберта Шумана (1810 – 1856) пронизано бунтарским духом. В 20 лет Шуман поднялся на борьбу, вся его творческая жизнь была направлена против сонного покоя немецких обывателей. Именно он «открыл» для публики Ф.Шуберта, закончив статью о молодом композиторе: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»
Родина Шумана – немецкий городок Цвиккау. Здесь рано обнаружились его музыкальные и литературные способности. Однако по требованию матери он поступает на юридический факультет. Судьба свела его с семьёй Фридриха Вика – педагога – музыканта. Его 9 –летняя дочь Клара поразила воображение будущего композитора. Их встреча определила всю последующую личную жизнь Шуберта, а образы его музыки неразрывно связаны с именем Клары и с историей их любви.
Чувства и эмоции – главные в творческой жизни композитора. Его романтическая любовь к Кларе Вик приобрела характер «рокового чувства». В течение 4-х лет он вёл «борьбу за Клару» с её отцом. И в 1849 г. самочувствие ухудшилось, его поразило тяжёлое нервное заболевание. Скончался композитор в лечебнице для душевно больных.
Одарённость Рихарда Вагнера (1813 – 1883 гг.) последнего крупного немецкого композитора – романтика, универсальна. Он создатель музыкальной драмы нового типа. Вагнер – оригинальный философ и публицист, выдвинувший идею синтеза искусств как средства воспитания человека.
Родился Вагнер в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. С детства увлёкся театром, где работал его отчим. Свою 1-ю оперу «Феи» написал в 20 лет. Вершина творчества – то оперы «Тангейзер» и «Лоэгрин».
В мае 1848 г. в Дрездене началась революция. Вагнер был в числе тех, кто воевал против правительственных войск. Опасаясь ареста, он уехал в Швейцарию и там написал знаменитые философские трактаты «Искусство и революция» и «Опера и драма».
Умер Вагнер в Венеции, предписав своим завещанием ставить «Парсифаль» в течение 30 -лет только в Байрете. Сегодня Байрейтский театр – центр оперного искусства, свято хранящий вагнеровские заветы. Новый высокий расцвет итальянской оперы эпохи романтизма – творчество Джузеппе Верди (1813 – 1901 гг.). Жизнь Верди является примером композиторского долголетия. Почти 60 лет он сочинял музыку. Создал 26 опер, сохраняющихся, в репертуаре театров мира, по сей день.
Родился Верди в деревне Ле Ронколе. Его отец содержал харчевню, мать была пряхой. Жили бедно. Мальчик страстно хотел научиться петь и играть на муз. инструменте. Его первый учитель музыки был церковный органист. Он попадает в Милан и пытается поступить на учёбу в консерваторию, но его не принимают. Верди стал брать частные уроки музыки у маэстро Барецци.
За 10 лет Верди написал 14 опер. Творческая зрелость приходит в 50 –е годы 19 века, появляются знаменитые оперы «Риголетто», «Трубадур», Травиата».
Опера «Аида», была написана на египетский сюжет, которой полагалось украсить торжество в честь открытия Суэцкого канала.
В 80 лет Верди написал последнюю оперу «Фальстаф», по мотивам Шекспира. Музыка полна юношеской жизнерадости, юмора. Премьера этой оперы вылилась в чествование композитора, достойно завершившего историю итальянской романтической оперы 19 века.
Ференц Лист (1811-1886гг.) – гордость венгерской национальной культуры. Композитор, дирижёр, пианист, педагог, он рано покинул Родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Это определило его привязанность к традициям французского и немецкого искусства. Однако Лист всегда помнил о своём Отечестве и неоднократно обращался в творчестве к венгерским образам.
Родился Лист в венгерском местечке Доборьян. Его отец – смотритель княжеской овчарни, хорошо разбирался в музыке и заметил необычные музыкальные способности у сына. В 9 лет Лист уже давал концерты в различных городах Венгрии. Чуть позже уехал в Вену, где стал брать уроки у итальянского маэстро Антонио Сальери. Здесь же Лист встретился с Бетховеном.
Гениальный престарелый мастер уже не мог слышать игру «вундеркинда», но он внимательно следил за бегом пальцев и по окончании концерта поцеловал ребёнка. Этот момент Лист запомнил на всю жизнь.
С 1823 г. Лист поселился в Париже. Начинает выступать на самых престижных сценах, он стал общаться на «равных» – Паганини и Шопеном, Бальзаком и Гейне, Делакруа и Дюма.
7
Ференц Лист. Творчество Листа, несмотря на противоречивость мировоззрения, в основе своей было прогрессивным, реалистическим. Один из основоположников и классик венгерской музыки, выдающийся национальный художник. После Листа для фортепиано стало возможно все. Характерные черты его музыки – импровизационность, романтическая приподнятость чувств, экспрессивная мелодия. Лист ценится как композитор, исполнитель, музыкальный деятель. Крупнейшие работы композитора: опера Дон Санчо или замок любви(1825), 13 симфонических поэм Тассо, Прометей,Гамлет и др., произведения для оркестра, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 75 романсов, хоры и др. не менее известные сочинения.
8
Франц Шуберт Крупнейший представитель раннего романтизма. Создатель романтических песен и баллад, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Автор около 600 песен (на слова Фридриха Шиллера, Иоганна Гете, Герниха Гейне), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь»; 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
9
Гофман Эрнст Теодор Амадей С 1805 г. сочинял музыкальные произведения, работал в театрах режиссером, дирижером, художником- декоратором. Гофман – автор первой в Германии романтической оперы «Ундина».
10
Карл Мария Фридрих Август фон Вебер Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист, основоположник немецкой романтической оперы. Написал критические статьи: Музыкальные и драматические заметки, автобиографический роман Жизнь музыканта, рецензии. Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям Турандот и Проциоза, 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, концерты для кларнета, фагота, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, Приглашение к танцу, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.
11
Вильгельм Рихард Вагнер Немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль»; тетралогия «Кольцо нибелунга» «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма».
12
Людвиг Феликс Мендельсон Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории. Симфонии («Итальянская; «Шотландская), симфоническая увертюра «Фингалова пещера»,музыка к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» для фортепиано, оратории.
13
Роберт Александер Шуман Немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нового музыкального журнала». Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки»; «Карнавал»; «Фантастические пьесы»; «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины»); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды»). Опера «Геновева», оратория «Рай и Пери», 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона.
14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма Музыка начинается там, где кончается слово Г. Гейне
2
Франц Петер Шуберт ( ) В песнях Шуберта (около 600) представлены стихотворения около 100 поэтов. Для каждого крупного поэта композитор находил соответствующие поэзии стилистические приёмы. Наибольшее значение для песенного творчества Ш. имели И. В. Гёте (около 70 песен, в том числе “Лесной царь”, “Гретхен за прялкой”), Ф. Шиллер (свыше 40, в том числе “Жалоба девушки”, “Группа из Тартара”), В. Мюллер (песенные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”), Г. Гейне (6 песен, в том числе “Двойник”), И. Майрхофер (47 песен). Выдающиеся песни композитор создал и на тексты К. Ф. Д. Шубарта (“Форель”), Ф. Л. Штольберга (“Баркарола”), М. Клаудиуса (“Девушка и смерть”), Г. Ф. Шмидта (“Скиталец”), Л. Рельштаба (“Вечерняя серенада”, “Приют”), Ф. Рюккерта (“Привет”, “Ты мой покой”), а также М. Коллина, Я. Н. Крайгера, Ф. Шобера (“К музыке”), В. Скотта (“Ave Maria”), У. Шекспира (“Утренняя серенада”).
3
«Ave Maria» Франц Шуберт
4
Роберт Александер Шуман ( )
5
Большая часть фортепианных произведений Шумана это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно- психологической линией. Один из самых типичных циклов «Карнавал» (1835), близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, , 1836), Фантазия (183638), концерт для фортепиано с оркестром (184145). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.Э. Т. А. Гофмана
6
Музыкальная комната композитора в музее Шумана в Цвиккау Дом Шумана в Цвиккау «Детские сцены» («Сновидения» (1838)
Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.
В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.
Подобно другим романтикам музыканты были убеждены в том, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум: «разум заблуждается, чувства – никогда» (Р. Шуман).
Присущий романтической музыке особый интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Берлиоз написал автобиографическую «Фантастическую» симфонию. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы.
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
Если XVIII век был эпохой виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различных инструментах, то XIX век был временем время небывалого увлечения искусством виртуозов пианистов (К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс).
Эпоха романтизма совершенно изменила «музыкальную географию мира». Под влиянием активного пробуждения национального самосознания народов Европы на международную музыкальную арену выдвинулись молодые композиторские школы России, Польши, Венгрии, Чехии, Норвегии. Композиторы этих стран, воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, опирались на интонации и ритмы родного фольклора.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.
Музыкальные жанры в творчестве композиторов-романтиков
В романтической музыке отчетливо вырисовываются три жанровые группы:
жанры, занимавшие подчиненное место в искусстве классицизма (в первую очередь – песня и фортепианная миниатюра);
жанры, воспринятые романтиками от предшествующей эпохи (опера, оратория, сонатно-симфонический цикл, увертюра);
свободные, поэмные жанры (баллады, фантазии, рапсодии, симфонические поэмы). Интерес к ним объясняется стремлением композиторов-романтиков к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов.
На первый план в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, в наибольшей степени подходивший для выражения сокровенных мыслей художника (тогда как в профессиональном творчестве композиторов XVIII века лирической песне отводилось скромная роль – она служила преимущественно заполнению досуга). В песенной области работали Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Григ и др.
Типичный композитор романтик творит очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Романтическое постижение мира – это не последовательный философский охват действительности, а мгновенная фиксация всего, что затронуло душу художника. В связи с этим в эпоху романтизма расцвел жанр миниатюры (самостоятельной или объединенной с другими миниатюрами в цикл). Это не только песня и романс, но и инструментальные сочинения – музыкальные моменты, экспромты, прелюдии, этюды, ноктюрны, вальсы, мазурки (в связи с опорой на народное творчество).
Многие романтические жанры обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам. Таковы сонеты, песни без слов, новеллетты, баллады.
Одна из ведущих идей романтической эстетики – идея синтеза искусств – естественно поставила в центр внимания проблему оперы. К оперному жанру обращались почти все композиторы-романтики за редким исключением (Брамс).
Присущий романтизму личный, доверительный тон высказывания совершенно преображает классические жанры симфонии, сонаты, квартета. Они получают психологическую и лирико-драматическую трактовку. Содержание многих романтических произведений связано с программностью (фортепианные циклы Шумана, «Годы странствий» Листа, симфонии Берлиоза, увертюры Мендельсона).
? Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»
О. Уайль
Романтизм – направление в европейском искусстве конца XVIII – начала XIX в.,возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры – как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф.Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной,индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасноецарство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизмазаняла ведущее место в системе искусств.
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф.Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческойличности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которойпреобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений — «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народномутворчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на…
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.
Ференц Лист (1811 -1886 гг. ) – гордость венгерской национальной культуры. Композитор, дирижёр, пианист, педагог, он рано покинул Родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Это определило его привязанность к традициям французского и немецкого искусства. Однако Лист всегда помнил о своём Отечестве и неоднократно обращался в творчестве к венгерским образам. Родился Лист в венгерском местечке Доборьян. Его отец – смотритель княжеской овчарни, хорошо разбирался в музыке и заметил необычные музыкальные способности у сына. В 9 лет Лист уже давал концерты в различных городах Венгрии. Чуть позже уехал в Вену, где стал брать уроки у итальянского маэстро Антонио Сальери. Здесь же Лист встретился с Бетховеном. Гениальный престарелый мастер уже не мог слышать игру «вундеркинда» , но он внимательно следил за бегом пальцев и по окончании концерта поцеловал ребёнка. Этот момент Лист запомнил на всю жизнь. С 1823 г. Лист поселился в Париже. Начинает выступать на самых престижных сценах, он стал общаться на «равных» – Паганини и Шопеном, Бальзаком и Гейне, Делакруа и Дюма. Начиная с 1835 г. жизнь Листа – это постоянные переезды, концерты, путешествия. Лист вошёл в историю как создатель нового музыкального жанра – симфонической поэмы. Умер от воспаления лёгких в немецком городе Байрете, куда приехал послушать оперы Вагнера.
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
Мировая художественная культура.
11 класс.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,
Но и любовь- мелодия…».
А.С.Пушкин.
План урока:
1. Творчество Ф.Шуберта.
2. Творчество Р.Шумана.
3. Творчество Р.Вагнера.
4. Творчество Д.Верди.
5. Творчество Ф.Шопена.
6. Творчество Ф.Листа.
7. Д/задание.
Франц Шуберт (1797- 1828).
Австрийский композитор. Родился в предместье Вены, в семье школьного учителя.
В 11 лет поступает в школу.
В 17 лет написал произведения «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Скиталец», «Смерть и девушка».
В 21 г. начал новую жизнь.
Создал 1500 сочинений. Свыше 600 песен. Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
Роберт Шуман (1810- 1856).
Немецкий композитор. Родился в Цвиккау.
В 16 лет поступает на юридический факультет.
Знакомство с семьёй Фридриха Вика.
Основал «Новый музыкальный журнал».
В 1840г. состоялась свадьба.
В 1849г. композитора поразило тяжёлое нервное заболевание.
Рихард Вагнер(1813-1883).
Немецкий композитор. Родился в Лейпциге, в семье полицейского чиновника .Создатель муз. драмы нового типа. Создатель собственного театра.
В 1833г. написал первую оперу «Феи».
В мае 1848г. эмигрировал в Швейцарию и создаёт трактаты «Искусство и революция», «Опера и драма».
Более 20 лет пишет оперу «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», «Парсифаль».
Джузеппе Верди(1813-1901).
Итальянский композитор. Родился в деревне Ле Ронколе.
Знакомство с Антонио Барецци.
За 10 лет написал 14 опер. Знаменитые: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида».
В 80 лет написал последнюю оперу «Фальстаф».
Создал 26 опер. Почти 60 лет сочинял музыку.
Фридерик Шопен(1810-1849).
Польский композитор. Родился под Варшавой, в семье учителя.
С 20 лет жил на чужбине.
В 26 лет знакомится с писательницей Жорж Санд и создаёт: 4 баллады, 2сонаты, Полонез- фантазию.
Создал более 30 циклов прелюдий.
Ференц Лист (1811- 1886).
75лет- гордость венгерской национальной культуры. Родился в венгерском местечке Доборьян. Создатель нового муз. жанра- симфонической поэмы.
В 9 лет давал концерты в различных городах Венгрии.
Встреча с Бетховеном.
С 1823 г. поселился в Париже. Умирает отец.
С 1835 г. жизнь Листа- постоянные переезды, концерты, путешествия.
Умер в немецком городе Байрете.
Домашнее задание.
Рассказать о творчестве:
1.Франца Шуберта.
2.Роберта Шумана.
3.Рихарда Вагнера.
4.Джузеппи Верди.
5.Федерика Шопена.
6.Ференца Листа.
Урок окончен.
До свидания!
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.
Гектор Берлиоз. “Фантастическая симфония” – 1. Мечтания, страсти…
Содержание симфонии связано с возлюбленной Берлиоза – английской актрисой Гарриет Смитсон. В 1847 году во время гастролей в России автор посвятил “Фантастическую симфонию” императору Николаю I.
Роберт Шуман – “В сиянье…,” “Встречаю взор..”
Из вокального цикла “Любовь поэта”
Роберт Шуман Генрих Гейне “В сиянье тёплых майских дней”
Роберт Шуман – Генрих “Встречаю взор очей твоих”
Роберт Шуман. “Фантастические пьесы”.
Schumann Fantasiestucke, op. 12 part 1: no. 1 Des Abend and no. 2 Aufschwung
Лист. Симфоническая поэма “Орфей”
Фредерик Шопен – Прелюдия №4 Ми минор
Фредерик Шопен – Ноктюрн No 20 до – диез минор
Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам — экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт — в традиционных или созданных им, — везде он выступает как композитор новой эпохи, эпохи романтизма.
Многие черты нового романтического стиля нашли затем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, русских композиторов второй половины XIX века.
Франц Шуберт. Симфония C-dur
Ференц Лист. “Грезы любви”
Франц Шуберт. Экспромт №3
Сообщение по МХК
на тему: ”Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма”
Признавая уникальную способность музыки «моделировать эмоции», романтики не музыканты ставили на первое место среди других искусств искусство звуков.
Музыка 19 в. имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть «внутреннего человека», передать порыв его души и боль сердца.
Основоположником романтической музыки считается австрийский композитор Франц Шуберт (1797 – 1828 гг.).Родился в предместье Вены, в семье школьного учителя. Приобщение Франца к искусству началось с домашнего музицирования. Все в семье играли на инструментах и пели. Франц в 11 лет прошёл по конкурсу в школе – интернат для придворных певчих, где получил бесплатное муз. образование. В 17 лет он написал произведение «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Скиталец», «Смерть и девушка». Это песенный жанр. Все сочинения проникнуты песенностью
В 21 год композитор начал новую жизнь. Последние годы жизни он повёл в неотступной нужде, но был объят творческим гонением. Его творческий путь длился всего 17 лет. Успел создать 1500 сочинений. Это песни и симфонии. Свыше 600 песен. Ведущее место в песне принадлежит мелодии. Если поэты – романтики стремились, чтобы слово «пелось», то Шуберт умел заставить мелодию «говорить». Он тонко соединил интонации речи с распевностью и создал тот новый вид мелодики, который стал главным в музыке 19 века.
Искусство другого немецкого романтика Роберта Шумана (1810 – 1856) пронизано бунтарским духом. В 20 лет Шуман поднялся на борьбу, вся его творческая жизнь была направлена против сонного покоя немецких обывателей. Именно он «открыл» для публики Ф.Шуберта, закончив статью о молодом композиторе: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»
Родина Шумана – немецкий городок Цвиккау. Здесь рано обнаружились его музыкальные и литературные способности. Однако по требованию матери он поступает на юридический факультет. Судьба свела его с семьёй Фридриха Вика – педагога – музыканта. Его 9 –летняя дочь Клара поразила воображение будущего композитора. Их встреча определила всю последующую личную жизнь Шуберта, а образы его музыки неразрывно связаны с именем Клары и с историей их любви.
Чувства и эмоции – главные в творческой жизни композитора. Его романтическая любовь к Кларе Вик приобрела характер «рокового чувства». В течение 4-х лет он вёл «борьбу за Клару» с её отцом. И в 1849 г. самочувствие ухудшилось, его поразило тяжёлое нервное заболевание. Скончался композитор в лечебнице для душевно больных.
Одарённость Рихарда Вагнера (1813 – 1883 гг.) последнего крупного немецкого композитора – романтика, универсальна. Он создатель музыкальной драмы нового типа. Вагнер – оригинальный философ и публицист, выдвинувший идею синтеза искусств как средства воспитания человека.
Родился Вагнер в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. С детства увлёкся театром, где работал его отчим. Свою 1-ю оперу «Феи» написал в 20 лет. Вершина творчества – то оперы «Тангейзер» и «Лоэгрин».
В мае 1848 г. в Дрездене началась революция. Вагнер был в числе тех, кто воевал против правительственных войск. Опасаясь ареста, он уехал в Швейцарию и там написал знаменитые философские трактаты «Искусство и революция» и «Опера и драма».
Умер Вагнер в Венеции, предписав своим завещанием ставить «Парсифаль» в течение 30 -лет только в Байрете. Сегодня Байрейтский театр – центр оперного искусства, свято хранящий вагнеровские заветы. Новый высокий расцвет итальянской оперы эпохи романтизма – творчество Джузеппе Верди (1813 – 1901 гг.). Жизнь Верди является примером композиторского долголетия. Почти 60 лет он сочинял музыку. Создал 26 опер, сохраняющихся, в репертуаре театров мира, по сей день.
Родился Верди в деревне Ле Ронколе. Его отец содержал харчевню, мать была пряхой. Жили бедно. Мальчик страстно хотел научиться петь и играть на муз. инструменте. Его первый учитель музыки был церковный органист. Он попадает в Милан и пытается поступить на учёбу в консерваторию, но его не принимают. Верди стал брать частные уроки музыки у маэстро Барецци.
За 10 лет Верди написал 14 опер. Творческая зрелость приходит в 50 –е годы 19 века, появляются знаменитые оперы «Риголетто», «Трубадур», Травиата».
Опера «Аида», была написана на египетский сюжет, которой полагалось украсить торжество в честь открытия Суэцкого канала.
В 80 лет Верди написал последнюю оперу «Фальстаф», по мотивам Шекспира. Музыка полна юношеской жизнерадости, юмора. Премьера этой оперы вылилась в чествование композитора, достойно завершившего историю итальянской романтической оперы 19 века.
Ференц Лист (1811-1886гг.) – гордость венгерской национальной культуры. Композитор, дирижёр, пианист, педагог, он рано покинул Родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Это определило его привязанность к традициям французского и немецкого искусства. Однако Лист всегда помнил о своём Отечестве и неоднократно обращался в творчестве к венгерским образам.
Родился Лист в венгерском местечке Доборьян. Его отец – смотритель княжеской овчарни, хорошо разбирался в музыке и заметил необычные музыкальные способности у сына. В 9 лет Лист уже давал концерты в различных городах Венгрии. Чуть позже уехал в Вену, где стал брать уроки у итальянского маэстро Антонио Сальери. Здесь же Лист встретился с Бетховеном.
Гениальный престарелый мастер уже не мог слышать игру «вундеркинда», но он внимательно следил за бегом пальцев и по окончании концерта поцеловал ребёнка. Этот момент Лист запомнил на всю жизнь.
С 1823 г. Лист поселился в Париже. Начинает выступать на самых престижных сценах, он стал общаться на «равных» – Паганини и Шопеном, Бальзаком и Гейне, Делакруа и Дюма.
7
Ференц Лист. Творчество Листа, несмотря на противоречивость мировоззрения, в основе своей было прогрессивным, реалистическим. Один из основоположников и классик венгерской музыки, выдающийся национальный художник. После Листа для фортепиано стало возможно все. Характерные черты его музыки – импровизационность, романтическая приподнятость чувств, экспрессивная мелодия. Лист ценится как композитор, исполнитель, музыкальный деятель. Крупнейшие работы композитора: опера Дон Санчо или замок любви(1825), 13 симфонических поэм Тассо, Прометей,Гамлет и др., произведения для оркестра, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 75 романсов, хоры и др. не менее известные сочинения.
8
Франц Шуберт Крупнейший представитель раннего романтизма. Создатель романтических песен и баллад, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Автор около 600 песен (на слова Фридриха Шиллера, Иоганна Гете, Герниха Гейне), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь»; 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
9
Гофман Эрнст Теодор Амадей С 1805 г. сочинял музыкальные произведения, работал в театрах режиссером, дирижером, художником- декоратором. Гофман – автор первой в Германии романтической оперы «Ундина».
10
Карл Мария Фридрих Август фон Вебер Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист, основоположник немецкой романтической оперы. Написал критические статьи: Музыкальные и драматические заметки, автобиографический роман Жизнь музыканта, рецензии. Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям Турандот и Проциоза, 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, концерты для кларнета, фагота, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, Приглашение к танцу, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.
11
Вильгельм Рихард Вагнер Немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль»; тетралогия «Кольцо нибелунга» «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма».
12
Людвиг Феликс Мендельсон Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории. Симфонии («Итальянская; «Шотландская), симфоническая увертюра «Фингалова пещера»,музыка к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» для фортепиано, оратории.
13
Роберт Александер Шуман Немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нового музыкального журнала». Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки»; «Карнавал»; «Фантастические пьесы»; «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины»); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды»). Опера «Геновева», оратория «Рай и Пери», 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона.
14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма Музыка начинается там, где кончается слово Г. Гейне
2
Франц Петер Шуберт ( ) В песнях Шуберта (около 600) представлены стихотворения около 100 поэтов. Для каждого крупного поэта композитор находил соответствующие поэзии стилистические приёмы. Наибольшее значение для песенного творчества Ш. имели И. В. Гёте (около 70 песен, в том числе “Лесной царь”, “Гретхен за прялкой”), Ф. Шиллер (свыше 40, в том числе “Жалоба девушки”, “Группа из Тартара”), В. Мюллер (песенные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”), Г. Гейне (6 песен, в том числе “Двойник”), И. Майрхофер (47 песен). Выдающиеся песни композитор создал и на тексты К. Ф. Д. Шубарта (“Форель”), Ф. Л. Штольберга (“Баркарола”), М. Клаудиуса (“Девушка и смерть”), Г. Ф. Шмидта (“Скиталец”), Л. Рельштаба (“Вечерняя серенада”, “Приют”), Ф. Рюккерта (“Привет”, “Ты мой покой”), а также М. Коллина, Я. Н. Крайгера, Ф. Шобера (“К музыке”), В. Скотта (“Ave Maria”), У. Шекспира (“Утренняя серенада”).
3
«Ave Maria» Франц Шуберт
4
Роберт Александер Шуман ( )
5
Большая часть фортепианных произведений Шумана это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно- психологической линией. Один из самых типичных циклов «Карнавал» (1835), близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, , 1836), Фантазия (183638), концерт для фортепиано с оркестром (184145). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.Э. Т. А. Гофмана
6
Музыкальная комната композитора в музее Шумана в Цвиккау Дом Шумана в Цвиккау «Детские сцены» («Сновидения» (1838)
Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.
В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.
Подобно другим романтикам музыканты были убеждены в том, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум: «разум заблуждается, чувства – никогда» (Р. Шуман).
Присущий романтической музыке особый интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Берлиоз написал автобиографическую «Фантастическую» симфонию. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы.
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
Если XVIII век был эпохой виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различных инструментах, то XIX век был временем время небывалого увлечения искусством виртуозов пианистов (К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс).
Эпоха романтизма совершенно изменила «музыкальную географию мира». Под влиянием активного пробуждения национального самосознания народов Европы на международную музыкальную арену выдвинулись молодые композиторские школы России, Польши, Венгрии, Чехии, Норвегии. Композиторы этих стран, воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, опирались на интонации и ритмы родного фольклора.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.
Музыкальные жанры в творчестве композиторов-романтиков
В романтической музыке отчетливо вырисовываются три жанровые группы:
жанры, занимавшие подчиненное место в искусстве классицизма (в первую очередь – песня и фортепианная миниатюра);
жанры, воспринятые романтиками от предшествующей эпохи (опера, оратория, сонатно-симфонический цикл, увертюра);
свободные, поэмные жанры (баллады, фантазии, рапсодии, симфонические поэмы). Интерес к ним объясняется стремлением композиторов-романтиков к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов.
На первый план в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, в наибольшей степени подходивший для выражения сокровенных мыслей художника (тогда как в профессиональном творчестве композиторов XVIII века лирической песне отводилось скромная роль – она служила преимущественно заполнению досуга). В песенной области работали Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Григ и др.
Типичный композитор романтик творит очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Романтическое постижение мира – это не последовательный философский охват действительности, а мгновенная фиксация всего, что затронуло душу художника. В связи с этим в эпоху романтизма расцвел жанр миниатюры (самостоятельной или объединенной с другими миниатюрами в цикл). Это не только песня и романс, но и инструментальные сочинения – музыкальные моменты, экспромты, прелюдии, этюды, ноктюрны, вальсы, мазурки (в связи с опорой на народное творчество).
Многие романтические жанры обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам. Таковы сонеты, песни без слов, новеллетты, баллады.
Одна из ведущих идей романтической эстетики – идея синтеза искусств – естественно поставила в центр внимания проблему оперы. К оперному жанру обращались почти все композиторы-романтики за редким исключением (Брамс).
Присущий романтизму личный, доверительный тон высказывания совершенно преображает классические жанры симфонии, сонаты, квартета. Они получают психологическую и лирико-драматическую трактовку. Содержание многих романтических произведений связано с программностью (фортепианные циклы Шумана, «Годы странствий» Листа, симфонии Берлиоза, увертюры Мендельсона).
? Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»
О. Уайль
Романтизм – направление в европейском искусстве конца XVIII – начала XIX в.,возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры – как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф.Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной,индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасноецарство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизмазаняла ведущее место в системе искусств.
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф.Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческойличности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которойпреобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений — «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народномутворчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на…
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.