Как писать сочинение на литературную тему

11 вариантов

  1. Что такое сочинение на литературную тему.
    Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,
    • как изображён тот или иной литературный персонаж;
    • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
    • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
    • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.
    Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).
    Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.
    Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.
    Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство
    И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.
    Дано – это тема сочинения.
    Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
    Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
    • анализ конкретных литературных фактов;
    • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
    Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.
    Композиция сочинения.
    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт», то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.
    Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочине­ние – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
    Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

  2. 2
    Текст добавил: милашка скарими глазками

    Они такие же, как и у предложений с прямой речью. В зависимости от взаимного расположения самой цитаты и указания авторства, выделяется несколько вариантов.
    В первом из них сначала указывается, кем сказаны эти слова. Затем ставятся двоеточие и кавычки. С большой буквы пишется высказывание. После этого закрываются кавычки, и только после них ставится точка. Если авторский текст завершается вопросительным или восклицательным знаком, они ставятся внутри кавычек.
    Иногда указание на авторство размещается после или в середине цитаты. Тогда она пишется в кавычках и с большой буквы. После кавычек ставится запятая и тире. Затем с маленькой буквы пишутся слова о том, кому принадлежит высказывание. Если оно продолжается, ставится запятая и цитата дописывается, а кавычки ставятся после всего текста.
    Если цитата большая, её можно сократить. Тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие. Если с него начинается предложение, первое слово пишется с маленькой буквы.
    Эти правила относятся к прозе, а стихотворный текст цитируется иначе. Каждая строка, включая первую, пишется с нового абзаца. Старайтесь размещать стихотворение в центральной части страницы. Кавычки в этом случае не нужны.
    Пример эссе по литературе.

    Фразы-клише

    Стандартные формулировки довольно полезны при работе над сочинением. Они остаются в памяти даже при волнении на экзамене. Фразы-клише помогают правильно структурировать текст, задают тон общему стилю повествования. Кроме того, они хорошо воспринимаются проверяющими.
    Также подойдут афоризмы, известные пословицы и небольшие по объёму цитаты. Но их нужно использовать умеренно и гармонично вписывать в текст эссе.
    Некоторые из клише приведены в качестве примеров при описании структуры эссе. Рассмотрим и другие, для удобства они разбиты на группы.

    Формулировка проблемы

    Что такое … ? В чём заключается … ? Эти вопросы рассматривает в … (произведении) автор;
    Автора глубоко волнует тема (вопрос) …;
    Автор затрагивает важную тему: …;
    Произведение посвящено одной из важнейших проблем: …;
    Что значит … ? Как поступить, если … ? Зачем … ? Подобными вопросами хотя бы раз в жизни задаётся любой человек. Автор рассмотрел этот вопрос в произведении …;
    Эта тема волнует многих …;
    Для большинства актуален вопрос …;
    Во все времена актуальна проблема …

    Выражение позиции автора

    Авторская позиция по данному вопросу такова: …;
    Позиция автора выражена им довольно ясно. Основная идея заключается в том, что …;
    Автор полагает (считает), что …;
    Суть позиции автора заключается в следующем: …;
    Автор обращает наше внимание на то, что …;
    Автор выражает мысль, что …;
    Автор раскрывает проблему, связанную с …

    Выражение собственной позиции

    Трудно не согласиться с автором …;
    Моя точка зрения по этом вопросу сходна с авторской …;
    Не могу полностью согласиться с автором …;
    Придерживаюсь того же мнения, что и автор …;
    Я (не) согласен с автором в том, что …;
    Невозможно не согласиться с доводами автора о том, что …;
    Мне близка позиция …;
    Бесспорно, автор прав в том, что …

    Аргументация

    Обратимся к произведению …;
    Именно об этом идёт речь в произведении …;
    В произведении рассматривается вопрос …;
    Это подтверждается таким эпизодом …;
    В жизни приходится сталкиваться с …;
    Данная проблема рассматривается и в других произведениях, например, …;
    Например, в произведении … герой … (произносит слова, совершает поступок);
    На примере жизни героя можно увидеть, что …

    Выводы

    После прочтения становится понятно, что …;
    Автор стремился показать, что …;
    После знакомства с героями понимаешь, что …;
    Автор считает важной проблему …;
    После прочтения этого произведения становится понятно …;
    Автор подводит читателей к мысли о том, что …;
    Таким образом, приходим к выводу, что …;
    Полагаю, мне удалось доказать, что …

  3. Как написать эссе
    Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Пишем его в свободном стиле и композиции, на любую тему. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
    В   эссе допускается спор с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе — это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.
    На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.
    –  Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:
    * образность;
    * афористичность;
    * парадоксальность.
    –  Для передачи личности восприятия, освоения мира автор эссе:
    * привлекает многочисленные примеры;
    * проводит параллели;
    * подбирает аналогии;
    * использует всевозможные ассоциации.
    –  Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
    * метафоры;
    * аллегорические и сказочные  образы;
    * символы;
    * сравнения.
    –  Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
    * непредсказуемые выводы;
    * неожиданные повороты;
    * интересные сцепления.
    По речевому построению эссе — это динамичное чередование спорных  высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.
    –  Специфика жанра эссе:
    * заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;
    свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон;
    * если в сочинении на литературную тему должно преобладать  сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция;
    * Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

  4. Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

    Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

    Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
    Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
    Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
    Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
    Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
    Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
    Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
    Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

  5. 5
    Текст добавил: забудь свой прошлый life

    КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
    Сочинение — это целенаправленное высказывание, поэтому основное требование к нему — раскрыть тему. Раскрыть тему в сочинении по литературному произведению — это значит последовательно проанализировать данный текст под углом определенной проблемы; развернуто и логически связно ответить на поставленный вопрос. То есть: чтобы раскрыть тему, школьное или вступительное сочинение должно опереться на три основания: оно должно начинаться с постановки вопроса или проблемы (во вступлении); завершаться — ответом на вопрос или итоговым выводом (в заключении); движение же от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения — идеей, исходящей из его темы (в основной части).
    1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА ИЛИ ПРОБЛЕМЫ (Вступление к сочинению)
    При постановке вопроса или проблемы необходимо, чтобы они прямо вытекали из заданной темы сочинения. Следует помнить: иногда недостаточно поставить вопрос или проблему, а надо еще и обосновать — показать их важность для данной темы и всего анализируемого произведения. В одних случаях вопрос затрагивает только один из аспектов темы — тогда он и нуждается в обосновании; так, если к теме «Старое и новое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» задан вопрос: «Почему Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого?» — пишущий должен доказать связь темы и вопроса, а также существенность вопроса для раскрытия темы. Если же — в других случаях — вопрос относится к теме в целом, обоснование не требуется; сочинение на вышеуказанную тему вполне можно начать с вопроса: в чем суть конфликта старого и нового?
    Ставя вопрос или проблему, важно найти опорные слова. Чаще всего они прямо даны в формулировке темы. Возьмем, например, сочинение «Духовные искания Андрея Болконского» — ясно, опорное словосочетание здесь — «духовные искания». Далее следует вдуматься: чему оно может быть противопоставлено? С одной стороны, внешним исканиям — карьерного успеха или удовольствий; с другой стороны, духовной успокоенности. От того, на каком слове будет сделан акцент, зависит дальнейшее развитие темы. Если проблематизируется слово «духовные», тогда на первый план выходит постоянный конфликт истинного («духовного») и ложного (внешнего, «не-духовного») в душе Андрея Болконского; если проблематизируется слово «искания», тогда от пишущего требуется обозначить вехи пути, пройденного Андреем Волконским, и переломные для него моменты — моменты выбора.
    Итак, задача пишущего при постановке вопроса или проблемы — увидеть в заданной теме идею — ту идею, которую ему надо будет развернуть в основной части сочинения. Идея обязательно должна присутствовать уже в самом вопросе; она возникает тогда, когда в опорных словах темы подчеркнуто нечто особое, выделяющее их в ряду других слов. Так, в сочинении «Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина» опорное слово, конечно, — «сказка». «Особенности» сказки — в том, что выделяет ее в ряду других жанров. Сказка — это не просто вымысел, а фантастический вымысел. Выяснив эту — главную — особенность сказки как жанра, мы получаем право задать ключевой вопрос: а зачем Салтыкову-Щедрину понадобился фантастический вымысел, с какой целью он прибегает к фантастике, какие возможности она ему дает? Другой пример: сочинение «Идея свободы в поэзии А. С. Пушкина». Выбрав определенный смысловой ряд для опорного слова «свобода», учащийся выбирает направление дальнейшего рассуждения. Первый вариант: «идея свободы» противопоставляется социальному «рабству» — тогда должна быть рассмотрена ранняя гражданская лирика Пушкина в контексте александровской эпохи и декабристского движения. Второй вариант: «идея свободы» раннего Пушкина противопоставляется изменившейся «идее свободы» позднего Пушкина — тогда должна быть рассмотрена эволюция поэта. Третий вариант: «идея свободы» связывается с обстоятельствами биографии Пушкина — тогда сочинение должно быть посвящено борьбе поэта за свою личную и творческую свободу.
    Постановка вопроса или проблемы осуществляется во вступлении к сочинению. От вступления во многом зависит тот настрой, с которым будет читаться (проверяться) сочинение: оригинальное, умное, демонстрирующее эрудицию вступление, чаще всего будет настраивать читающего (проверяющего) на более высокую оценку сочинения; скучное, банальное и бессодержательное — на более низкую.
    С постановки вопроса или проблемы уже начинается процесс раскрытия темы. Во вступлении же можно начинать не с вопроса или проблемы, а с их подготовки. В этом случае задача будет следующей: настроить читающего на восприятие основной идеи сочинения, подготовить развертывание идеи — эмоционально и тематически (в самом широком смысле). Еще в древних риториках оратору предписывалось в поисках сочувствия публики действовать «обходами и обиняками» (М. Л. Гаспаров). Но следует помнить: это рискованный путь. Чтобы добиться в предварительном рассуждении должного эффекта, от пишущего требуется эрудиция и владение приемами эссеизма — чтобы избежать обычных для вступления к сочинению опасностей — банальности и тавтологии. Еще одно условие вступления: оно не должно быть оторвано от темы; так, было бы ошибочным, предваряя сочинение на тему «Вольнолюбивая лирика Пушкина», писать о значении русской литературы для современности и т. д. Приведем пример допустимого вступления, начинающего издалека — в сочинении на тему «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина»: «А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди десятых—двадцатых годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую, увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории — их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия.
    Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
    А здесь он — офицер гусарский, —
    писал Пушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитым афинским демократом и римским республиканцем. Такими сравнениями те, кого потом назовут «декабристами», задавали своим делам и словам исторический масштаб».
    2. РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИДЕИ СОЧИНЕНИЯ
    (Основная часть)
    Говоря о развертывании идеи сочинения, прежде всего надо заметить, что оно требует доказательности и последовательности.
    2а. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ
    Какие требования к учащемуся или абитуриенту включает понятие доказательности? Первое требование — необходимость опоры на текст анализируемого произведения: слово писателя не должно быть потеряно пишущим из поля зрения; один из наиболее верных способов аргументации — через цитату или апелляцию к тексту. Одни тезисы могут быть доказаны просто цитированием, в других случаях требуется пересказ содержания.
    Сначала приведем пример аргументирующего цитирования. Выдвинут тезис:
    Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» имеют в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени).
    Тезис должен быть подтвержден набором цитат:
    «С каким-то неопределенным чувством глядел он (Чичиков) на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце…»; «какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им», — фиксирует Гоголь моменты внутренних движений у своего героя.
    А теперь приведем пример сложной апелляции к тексту — с элементами цитирования и аналитического пересказа. Тезис таков:
    Герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве «подлеца» мерцают блики «живой души», для которой возможно восхождение.
    Тезис аргументируется апелляцией к завершающему отступлению первого тома «Мертвых душ»:
    Обратим внимание на то, как автор переходит к знаменитому отступлению, о «птице-тройке», завершающему первый том «Мертвых душ». Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду»; и тут же — авторское обобщение: от свойства одного Чичикова он переходит к свойству всех русских («И какой же русский не любит быстрой езды!»). Далее — еще одно обобщение: от тройки Чичикова автор переходит к тройке вообще (Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?»). И, наконец, мысль автора достигает предела обобщения — под стать грандиозной поэме, — тройка сравнивается им с Русью: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Так совершается восторженное «восхождение» — от Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию: «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Получается, что и Чичиков причастен к этому «полету», а значит, и к «тайне»: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о его судьбе стоит вопрошать.
    Второе требование доказательности — необходимость построения системы аргументов. Аргументация должна соответствовать логическим правилам — но при этом нельзя не учитывать специфики литературного текста. Возьмем простейшее умозаключение, построенное по формуле: А = Б, Б = В / А = В (из двух связанных между собой утверждений выводится третье). Доказательно ли следующее, утверждение: «Чичиков (А) охотится за мертвыми душами (Б); за мертвыми душами (Б) охотится только дьявол (В); следовательно, Чичиков (А) — дьявол (В)? Нет, не доказательно; почему же? — ведь оно вполне соответствует логическим правилам. Дело в том, что ошибка, допущенная в этом утверждении, — не логическая: при построении умозаключения не учтена логика метафорической многозначности в словосочетании «мертвые души». Аргументация, учитывающая особенности языка литературы, могла бы выглядеть так:
    Приглядимся к названию поэмы Н. В. Гоголя: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: на первый план автором выдвинуто «бездушное» значение слова «душа» (на бюрократическом языке «душа» — это некая абстрактная человеческая единица, крепостной крестьянин как вещь, предмет описи, за который с помещика взимается соответствующий налог); но на втором плане ощущается главное значение этого слова — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может быть мертвой. Вслед за Цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь творчества Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — «смерть». Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни:, приезжий «расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более, чем одно простое любопытство». В дальнейшем «странное» направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется. В этом контексте «пошлость» Чичикова выходит за грань только комического и начинает восприниматься как атрибут «смерти» (в предельном смысле этого слова — «смерть души»). Тема пошлости, удвоенная («пошлость пошлого человека») и абсолютизированная (еще о «Ревизоре» Гоголь говорил, будто публику испугала «пошлость всего вместе»), ведет человека вниз по лестнице мироздания: лица превращаются в животные «рыла», «рыла» — в бездушные вещи. А самый низ этой лестницы — в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец («пора припрячь и подлеца»), а еще и мелкий бес, адский прислужник.
    Итак, в данном случае вместо простого высказывания, построенного согласно элементарному правилу логики, мы должны выстроить сложную логическую цепочку. Первое утверждение: Чичиков охотится за мертвыми душами; второе утверждение: основное значение словосочетания «мертвые души» в поэме уходит на второй план — оно связано с христианской темой «смерти бессмертной души»; вывод: Чичиков выступает в нескольких ролях — в том числе и в качестве агента «смерти»; пояснение и уточнение вывода: «смерть» разумеется в особом значении, связанном с «пошлостью», — не физическая смерть, а смерть души, убитой пошлостью.
    Приведем другой пример — логически неправильной аргументации. Вот рассуждение: на балах декабристы (А) не танцевали, а проповедовали свои идеи (Б); Чацкий (В) на балу у Фамусова не танцует и проповедует свои идеи (Б); следовательно, Чацкий (В) — декабрист (А). Здесь допущена логическая ошибка: высказывание было бы правильным, если бы можно было утверждать, что только декабристы не танцевали. Значит, простого умозаключения недостаточно; первое утверждение о декабристах и второе о Чацком необходимо дополнить, а третье — о связи Чацкого и декабризма — уточнить. Общее для • Чацкого и декабристов — серьезность в быту и дельность («когда в делах — я от веселий прячусь»), обличение общественных пороков («грозный взгляд, и резкий тон»), отталкивание от «века минувшего» и т. д. Вывод: характер Чацкого нужно оценивать в контексте декабристского движения.
    2б. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
    Требование последовательности в сочинении есть требование связности и системности всех его элементов (тезисов, вопросов и силлогизмов). Каждый элемент должен быть логически связан с предыдущим; последовательность элементов должна образовывать единую логическую цепочку. Элементы могут быть связаны на основе причинно-следственной связи (А следует из Б), а могут дополнять друг друга (А + Б + В составляют единый ряд, являются аспектами более общего — Г). Пример причинно-следственной связи: Чацкий попадает в глупую ситуацию (А), потому что любит Софью — своего главного врага — и считает ее союзницей (Б) (положение «А» вытекает из положения «Б»). Другой пример — более развернутый:
    Почему Дикой, который, по собственному признанию, «не хотел нынче сердиться», так рассердился на предложение Кулигина поставить громоотвод (вопрос «А»)? Потому что почувствовал инстинктивно: громоотвод — против него самого (ответ «Б»). «Страх божий» испытывают перед самим Диким; боясь божьего «наказания», боятся наказания от самого Дикого (уточнение и пояснение ответа «Б»; «А» вытекает из «Б»).
    Мы видим: причинно-следственная связь может быть простой (состоящей из двух элементов), а может быть сложной (состоящей из более чем двух элементов). Простая связь предполагает, что одно рассуждение напрямую следует из другого — при этом желательно, чтобы следствие было однозначным и очевидным. Сложная связь основывается на том, что одно рассуждение не напрямую следует из другого, а посредством третьего элемента (иногда четвертого, пятого и т. д.). Так из рассуждения: Раскольников пытается жить по принципу «все позволено» — не следует рассуждение: Лужин — двойник Раскольникова. Необходимо третье — опосредующее — рассуждение: Лужин живет по принципу «все позволено».
    Когда связь между элементами осуществляется на основе дополнительности, необходимо четко представлять разницу между полной и неполной характеристикой. Например, сказать, что Чацкий выступает против крепостного права, будет недостаточно — необходимо дополнить характеристику: он также выступает против галломании (преклонения перед «французиком из Бордо»), чинопочитания, праздности и бытового ретроградства. Кроме того, необходимо, чтобы система дополняющих друг друга элементов была выстроена по определенному принципу — иерархическому (основное — подчиненное), хронологическому (сначала — затем). Дополняя одно другим, важно не допускать необоснованной инверсии (нарушения порядка высказываний и пропуска логических звеньев). Так, рассуждение о том, что Пушкин формируется под влиянием декабристов, может быть прямо дополнено рассуждением о декабристах и их идеях; высказывание о том, что окружающие Раскольникова люди (мать и сестра, Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) пытаются спасти его, может быть дополнено рассуждениями о том, как пытается спасти его каждый из них. Наилучшее дополнение — антитетическое (основанное на противопоставлении) или уточняющее. Например, рассуждение о том, что Чацкий выступает против крепостного права, может быть дополнено рассуждением о том, что Чацкий сам владеет крепостными.
    3. ВЫВОД (Заключение)
    В заключении делается вывод из всего сказанного, подводится итог сочинению. «Самая ответственная часть речи» — так о заключении говорили еще древние ораторы. Итог может быть двойным — тематическим (окончательная формулировка основной идеи, ставящая точку в процессе раскрытия темы) и эмоциональным. Важно помнить: заключение должно быть непременно замкнуто на теме сочинения — в противном случае тема может считаться нераскрытой. Право на эмоциональное завершение пишущий получает только в случае успешного тематического завершения — до него или после, но никак не без него. Приведем пример заключения, сочетающего тематическое завершение с эмоциональным. Подводя итог сочинению на тему «Кто такой Чичиков? Отношение автора к герою», автор сочинения пишет:
    «Первый том «Мертвых душ» начинается с комической загадки: «два русских мужика» обсуждают, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы; а завершает той же бричкой, тем же словом — «русский», но все это возвышается до грандиозного символа «Руси-тройки», загадка же возвышается до восторженного вопрошания: «Русь, куда же несешься ты?» Кто же такой, кто в этой бричке находится — Чичиков? Да, пошляк, да, мелкий бес, но и загадка. Вот как откликнулся на нее Герцен: «Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».
    Отметим в этом заключении три смысловых узла, три связки: сначала автор сочинения говорит о логике возвышения низкого образа брички до высокого образа «Руси-тройки»; затем о возвышении низкого героя (плута, пошляка) до высокого — загадочного героя. Так автор сочинения указывает на то, что вопрос, заданный в теме сочинения, не может получить однозначного ответа. Чтобы еще раз подчеркнуть эту мысль, пишущий повторяет этот вопрос и дает на него двойственный ответ. Тема сочинения может считаться раскрытой. Теперь можно позволить себе эмоциональное завершение — для этого используется яркая характеристика «Мертвых душ» — Герценом. Для усиления эмоционального впечатления в концовке сочинения стоит обратить внимание на ритм высказывания. В оформлении концовки возможны варианты: допустимо как красиво «закруглить» сочинение, так и усилить его краткими энергичными фразами. Крайний случай подобной краткости — такое окончание сочинения на тему «Самоубийство Катерины — сила или слабость?»:
    Знаком чего становится смерть героини? Знаком трагедийной судьбы. Каково ее воздействие на среду? Оно подобно грозовому разряду, в соответствии с названием драмы. Самоубийство Катерины — сила или слабость? Сила.
    Концовка сочинения требует концентрации всех риторических средств — особенной афористической краткости или изящной закругленности фраз, ясности и эмоциональной убедительности утверждений. Финал сочинения должен стать его кульминацией.

  6. Изучая литературу в школе, дети учатся
    понимать, анализировать романы, повести,
    рассказы, стихотворения; читая их – получать
    эстетическое наслаждение. Следствием того, как
    учащиеся поняли прочитанное, являются их устные
    ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и
    сочинение являются школой не только постижения
    произведений художественной литературы,
    искусства вообще. Они становятся школой развития
    речи, учат обдумывать явления жизни, выражать
    свое мнение о них. Три составные части изучения
    литературы в школе – чтение, устный ответ,
    сочинение – способствуют всестороннему развитию
    личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил:
    “Чтение делает человека знающим, беседа –
    находчивым, а привычка записывать – точным”.
    Работа над сочинением учит развивать мысли на
    избранную тему, воспитывает, формирует
    литературные взгляды и вкусы, дает возможность
    высказать то, что тревожит и волнует, она
    побуждает задуматься над тем или иным вопросом,
    лучше понять его, привести в порядок свои мысли,
    тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает
    учащихся к литературному творчеству, в
    значительной мере формируя его общую культуру и
    социально-нравственные ориентиры. Именно
    поэтому сочинение является важнейшей формой
    аттестации учащихся. К заданиям повышенного
    уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится
    развернутый ответ в объеме 5-10 предложений – С1-С4.
    А также развернутый вопрос на проблемный вопрос
    С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся
    справляются чаще всего успешно, то задания, где
    надо уметь письменно проанализировать текст
    художественного произведения, вызывает у них
    определенные трудности. В связи с этим
    необходимо этому учить.
    Первым и важнейшим условием правильного
    восприятия и осмысления произведения является
    знание его текста. Знать текст – значит понимать
    и помнить основные события, характеры, поступки
    действующих лиц (не только главных, но и
    второстепенных, они нередко играют важную роль в
    произведении, как, например, Платон Каратаев в
    “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в
    “Преступлении и наказании”), картины быта,
    описание обстановки, пейзажа, отдельные детали,
    композицию произведения, систему образов.
    Научиться читать – значит научиться думать.
    Работу над текстом обычно начинаем со
    следующего:
    – прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему
    мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об
    этом; попытайтесь представить, какие вопросы
    будут освещены;
    – читайте текст, значение непонятных слов и
    выражений выясните по словарю и справочникам;
    – в тексте старайтесь увидеть главное, отделив
    его от частностей, от второстепенного; если
    считаете нужным, составьте план рассказа о
    прочитанном;
    – при наличии вопросов в конце текста ответьте
    на них;
    – проверьте, как вы усвоили прочитанное;
    – перескажите текст.
    Знание текста является необходимым условием
    работы над сочинением, но простого пересказа
    недостаточно. Требуется знание жизни,
    определенный духовный опыт, увлеченность
    литературой, понимание психологии людей и умение
    выразить себя. Свои особенности имеют сочинения
    о произведениях разных родов и жанров
    литературы.
    Как и любому делу, научить писать сочинение
    можно, если человек будет много трудиться и
    практиковать. Работа над сочинением строится по
    принципу: от малого к большому, от легкого к
    трудному.
    На это и нацеливает нас программа по литературе
    Р.Н. Бунеева.
    В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все
    этапы работы над сочинением – рассуждением
    литературную тему. Приведены примеры.
    Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина
    “Недоросль”, следует творческая работа
    “Составление речевой характеристики героя по
    образцу” в виде таблицы. В одной графе
    представление героя: содержание высказывания,
    индивидуальные особенности речи, эмоциональная
    выразительность слога, вывод о том, как речь
    характеризует личность героя драматического
    произведения. Во второй указывается герой и
    анализируются выбранные эпизоды.
    С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы
    давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с
    рассуждением проблемного характера. Значит,
    необходимо разрешить эту проблему, найти ответ,
    который и станет основным тезисом рассуждения.
    Например, предлагается вопрос: Почему именно
    романтизм пришел на смену классицизму? А далее
    показана поэтапная работа.
    – сначала сформулируем прямой ответ на
    поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от
    классицизма, отвечал определенным требованиям,
    предъявляемым к искусству новой исторической
    эпохой начала19 века.
    – затем определяем мотивирующую часть ответа.
    Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать
    высказанную мысль можно путем подбора
    доказательств (аргументов). Наша формулировка
    легко расчленяется на две части вопроса: 1. В
    какую историческую эпоху произошла смена
    литературных направлений? 2. Каким определенным
    требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от
    классицизма? И первая, и вторая часть распадаются
    на составные характеристики, которые и
    перечисляются в учебнике.
    – теперь необходимо подвести итоги,
    сформулировать краткие выводы, “собрать”
    перечисленные характеристики романтизма.
    Итак, эпоха начала 19 века потребовала от
    искусства и литературы отказа от жестких законов
    и условностей классицизма. Это было время
    разочарований в переменах, а потому поиска иных
    идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое
    содержание и форма художественных произведений,
    раскрывающие переживания автора; его стремление
    перейти от слов к действию; новые герои, яркие
    индивидуальности; нарушение сложившейся
    жанровой системы.
    Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем
    задачу, переходим к следующему этапу работы над
    сочинением- рассуждением на литературную тему.
    При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала
    предлагается теоретический материал, а затем
    задания:
    -познакомьтесь с началом
    сочинения-рассуждения. Предположите, на какую
    тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
    – проанализируйте следующие темы сочинений,
    выделите ключевые слова в каждой теме, найдите
    темы – утверждения, темы – вопросы.
    – напишите сочинение по самостоятельно
    выбранной теме – вопросу.
    Теперь, когда учащиеся знают о способах
    формулировки тем сочинений. Учимся писать
    вступление. К этому времени изучен роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин”.
    Практическое занятие.
    На материале учебника для 9 класса. Задание:
    определите, можно ли обойтись без вступлений в
    сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем),
    ответы сравните с рассуждением автора.
    Дается теоретический материал.
    Вступления к сочинениям на литературную тему
    условно делятся на:
    – историческое (показывается знание и понимание
    историко-литературного процесса, теории
    литературы);
    – биографическое (указываются предшественники
    автора, показывается знание текстов);
    – аналитическое (проводится анализ темы, на
    основе которого определяются подходы к ее
    раскрытию);
    – лирическое (своего рода эмоциональный зачин).
    Существует несколько приемов написания
    вступления. Самые распространенные из них:
    – прием цепочки (место в истории литературы –
    особенность произведения – риторический
    вопрос);
    – прием перечисления (во вступлении изложен
    план основной части).
    Отрабатываем в классе все эти приемы на темах
    романа “Евгений Онегин”.
    Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему
    сочинения на литературную тему, разворачивать
    его основную часть, писать вступление, используя
    прием цепочки или прием перечисления. Заключение
    сочинения также может строиться в соответствии с
    некоторыми “законами”.
    Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия
    русской жизни” Подобные темы легко делятся на
    две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений
    Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.
    Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко
    второй части темы – (как “энциклопедия русской
    жизни”), а заключение лучше посвятить первой
    части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
    оставил особый след в истории русской
    литературы.)
    Если во вступлении желательно употребить все
    слова из темы, то в заключении следует упомянуть
    хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и
    заключение должны быть связаны между собой и по
    содержанию, и по стилю.
    В заключении уместно “вписать” конкретное
    произведение в какую- либо литературную
    традицию, связать творчество писателя с эпохой,
    обозначить его предшественников и
    последователей. Но это не простое перечисление, а
    достаточно подробное изложение.
    Пробуем определить содержание вступления и
    заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю.
    Лермонтова в создании характера Печорина”.
    Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в
    создании характера Печорина.
    Во вступлении будем писать о способах создания
    характера Печорина вообще. Для этого лучше
    использовать прием перечисления.
    В основной части будем отвечать на вопрос,
    который вытекает из темы: В чем конкретно
    заключается мастерство Лермонтова в создании
    характера Печорина?
    В заключении остановимся на первой части темы
    (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог,
    обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал
    первый в русской литературе психологический
    характер). Далее можно подчеркнуть величину
    мастерства М.Ю. Лермонтова.
    Анализируем с учащимися еще несколько тем.
    Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать
    вступление и заключение, составить тезисный план
    основной части сочинения.
    Навык такой работы приходит не сразу, а
    вырабатывается со временем. Но им может овладеть
    каждый.
    В своей работе мы исходим из того, что обучение
    сочинению на литературную тему должно носить
    системный характер, поэтому будет продолжаться в
    10-11 классах.

  7. Сочинение на свободную тему
    Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
    Композиция сочинения
    Сочинение обычно состоит из трех частей:вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступлениеможет содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной частинеобходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение– это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.
    Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть – две трети, заключение – самая короткая часть работы.
    Эпиграф– это желательный, но не обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
    Цитаты– это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четырех).
    План сочинения
    План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.
    План может быть простым, сложным или смешанным.
    Например:
    План
    1. Введение.
    2. Постановка проблемы.
    3. Комментарий к проблеме.
    4. Позиция автора.
    5. Ваша позиция.
    6. Литературный аргумент.
    7. Любой другой аргумент.
    8. Заключение.
    Или
    План
    I. Вступление
    1. … … … …
    2. … … … …
    3. … … … …
    II. Основная часть
    1. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    2. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    III. Заключение
    Требования к объему сочинений
    Нормы оценивания сочинений
    Класс

  8. Вступление ? в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
    Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ? это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
    Заключение ? обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.
    Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

    Пример сочинения

    Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
    (279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.
    Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.
    Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.
    В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

    Критерии оценки

    Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.
    Рекомендуемый объем ? 150 ? 200 слов.
    Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ? 1 балл. Сочинение написано не по теме ? 0 баллов.
    Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ? двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ? если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ? две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
    Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ? если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
    Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ? замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ? нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
    Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ? три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ? 0 баллов.
    Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ? 14.
    Автор: Алёна Бузькевич

  9. Написание сочинения всегда вызывает трудности у учеников, особенно если это сочинение по литературному произведению.
    Эта статья поможет ученику правильно организовать свою работу над сочинением.
    Итак, начнём!
    1. Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)
    Сочинение по литературному произведению – это знание текста, мысли и грамотность.
    2. Композиция сочинения:

    Вступление
    Основная часть
    Заключение
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
    Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой.
    Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
    Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая часть плавно переходит в следующую.
    3. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
    Во вступлении может:
    содержаться ответ на заданный по теме вопрос
    представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению ученика («как вы понимаете смысл названия…»)
    содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
    сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
    4. Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
    В основной части следует избегать:
    пересказа литературного произведения
    изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме
    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
    5. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Заключительная часть должна быть:
    короткой, но емкой
    органически связана с предыдущим изложением
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.
    Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
    Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
    Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
    Удачи!
    Источник статьи: http://www.publiclibrary.ru/

  10. МОУ «ВЕЙДЕЛЕВСКАЯ СОШ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
    Как правильно писать сочинение на
    литературную тему.
    Урок-лекция
    Учитель русского языка и литературы Донцова Ольга Валерьевна
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    Тема:
    Уроки развития речи. Урок-лекция.
    Как правильно писать сочинение на литературную тему.
    Цели: рассмотреть алгоритм написания сочинения на литературную тему; подготовить
    учащихся к написанию тематического сочинения по драме А.Н.Островского; культура
    устной и письменной речи учащихся.
    Ход урока:
    Требования к сочинению:
    ? Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
    ? Сочинение должно быть основано на знании текста.
    ? Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной
    программы по выбранной теме.
    ? В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой
    терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не
    имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует
    специально оговорить, что вы под ним понимаете.
    ? В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена
    персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского “Гроза”, а
    Катерина; не Андрей – у Толстого, в “Войне и мире”, а князь Андрей), нельзя путать
    события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы
    ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
    ? Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо
    прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы
    композиции сочинения: вступление (“вход в тему”), основная часть (главные
    мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, “выход” из темы).
    ? Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны.
    Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики,
    варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также
    литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
    ? Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
    ? Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и
    содержания сочинения.
    ? Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя
    называть писателей “Львом Николаевичем” (о Толстом), “Мариной Ивановной” (о
    Цветаевой), “Николаем Васильевичем” (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших
    соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и
    соблюдение читательской этики здесь обязательно!
    ? Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
    Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода,
    составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет
    сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на
    которые составят основную часть вашей работы.
    Виды тем по литературе:
    Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над
    темой того или иного вида.
    Итак, различают следующие виды тем:
    ? проблемные,
    ? сопоставительные,
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    обзорные,
    темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
    анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
    анализ эпизода,
    сочинение по цитате,
    смешанные,
    свободные.
    Проблемные темы – те, основным содержанием которых становится постановка вопросов
    (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем
    зачастую
    входит
    сам
    термин
    “проблема”.
    Например:
    “Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя “Мертвые души”;
    “Трагизм
    сатиры
    М.Е.
    Салтыкова-Щедрина”;
    “Устроит
    ли
    героев
    Достоевского
    счастье
    героев
    Толстого?”
    Если формулировка такой темы начинается со слова “проблема”, то саму работу над
    темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на
    вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами,
    которые
    задаются
    авторами
    или
    продиктованы
    временем.
    Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
    Сопоставительные темы – то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и
    более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем
    обычно включается несколько объектов, соединенных союзом “и”. Например:
    Отец
    и
    сын
    Кирсановы
    в
    романе
    И.Тургенева
    “Отцы
    и
    дети”.
    В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам
    исследования,
    заявленным
    в
    формулировке.
    Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения
    и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
    Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают
    только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда
    содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в
    рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные
    элементы. Например:
    “Образ Петербурга в русской лирике серебряного века”.
    “Изображение войны в книге Л.Толстого “Война и мир”.
    “Темное царство” в драме А.Островского “Гроза”.
    “Москва и москвичи в изображении М.Булгакова”.
    Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его
    охвата и умение видеть объект “сверху”, разом отмечая все его основные особенности в их
    развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их
    сопоставлять.
    О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в
    нашем курсе.
    Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают
    хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки “обращения” с
    ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать
    художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского
    повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь
    видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения,
    составляющих его творческую уникальность; ваша задача – показать своеобразие
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым
    сформулирована тема. Примеры подобных тем:
    Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
    Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в “Записках охотника”.
    Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
    Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания,
    сформулировать проблемный вопрос, “спрятанный” в цитате, и назвать те его аспекты, на
    которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из
    анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный
    выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и
    кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать
    умение правильно отбирать произведения для анализа.
    Безусловно, б?ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов – и
    описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и
    сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых
    сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно
    самостоятельно определить, какой подход – обзорный, проблемный, аналитический или
    другой – вы изберете как ведущий.
    Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не
    “привязанную” к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они
    зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что
    промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и не по “житейскому
    опыту”, а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно
    литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого
    литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие,
    допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным
    проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее,
    чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта
    поверхностно.
    Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление,
    основная часть, заключение.
    Учтите некоторые рекомендации:
    Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные
    ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из
    них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также
    приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их
    определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь
    вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во
    вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение,
    если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
    Как известно, едва ли не самое трудное – это начать. Существует довольно
    разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними
    поближе.
    1. Историческое введение.
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    Суть его можно в шутку выразить словами: “жизнь в те ещё годы”. А если серьёзно,
    это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических,
    нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое,
    иногда оно просто необходимо. Например, выбрали вы тему “Социально-философская
    проблематика спора “отцов и детей” (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”).
    Согласитесь, что в данном случае как нельзя более уместно в начале
    сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в. России,
    бурно
    спорящей о путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, развития.
    Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и
    превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп.
    Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.
    2. Аналитическое введение.
    Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о
    личности, умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его
    сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Например, тема
    “Народность поэмы А. Т. Твардовского “Василий Тёркин”. Конечно, самое
    уместное начать такое сочинение с характеристики понятия “народность”, с описания
    его признаков. Это сразу же поставит сочинение на правильный путь, на рельсы
    доказательств, что поэма Твардовского обладает всеми названными вами признаками
    и тем самым являет собой народное произведение.
    Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения, для которого подходит
    аналитическое введение, включала в
    себя
    литературоведческий
    термин.
    Предположим, вам попалась “Проблема истинного и ложного гуманизма в
    пьесе А. М. Горького «На дне». Вот и поразмышляйте, почему
    гуманизм
    (понятие вроде бы тривиальное — “любовь к людям”) может быть истинным
    и ложным и как содержание этого понятия зависит от конкретной социальнополитической ситуации. Ведь одно дело — гуманизм сытого, обеспеченного
    человека и совсем другое — гуманизм угнетённого, раба.
    3. Биографическое введение.
    Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии
    писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того
    или иного произведения, эволюция взглядов художника. Предположим, вы
    остановились на теме “Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина”. Историческое
    введение здесь выглядит «притянутым за уши», бессмысленным; анализировать
    понятия любви и дружбы тоже как-то нелепо. А вот вспомнить о “лицейском
    братстве”, о других многочисленных верных друзьях Пушкина, об Анне Петровне
    Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о Наталье Николаевне как нельзя
    более уместно.
    4. Сравнительное введение.
    С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий
    литературный контекст,
    вспоминаете предшествующие анализируемому вами
    произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет
    вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема “Нравственные искания
    героев Л. Н. Толстого”. Взять историческое введение? Но о каком периоде
    рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия “Войны и мира”)? Или 1850—
    1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать аналитическое
    введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о героях…
    В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку “поэт в
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    России — больше, чем поэт”, что проповедническая, нравственно страстная нота
    характерна для всех лучших представителей русской литературы,
    а уж
    нравственный авторитет Л. Н. Толстого просто огромен. Тем самым вы и
    обнаружите свою эрудицию, и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.
    5. Введение — характеристика произведения
    Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких
    образов,
    созданных писателем (например, “Образы Чацкого и Молчалива в комедии А. С.
    Грибоедова “Горе
    от
    ума”),
    то начать логичнее
    с
    характеристики
    произведения в целом,
    его места в русской литературе, его новизны и
    значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать несколько слов
    о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном замысле
    комедии, о глубине грибоедовского реализма.
    6. “Лирическое” введение.
    Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или
    просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему
    сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения
    (опять же в шутку!) можно сформулировать в таком виде: “Ах, как я люблю
    Пушкина!” или: “Был со мной однажды случай…” Ну, и далее несколько слов о
    том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество
    или что заставило вас полюбить его творчество. Такое введение очень подойдёт,
    например, к теме “Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в
    себе человека” (Белинский о Пушкине) “.
    7. Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью
    (“В наше время, когда особенно большую роль играет…”). Однако к такому введению
    следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от
    темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.
    Если вы внимательно выслушали обзор различных введений, то легко согласитесь с
    тем, что заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам —
    учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато
    сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами,
    концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И чтобы выйти на стратегический
    простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень
    полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения,
    связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также
    — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все
    мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени.
    Именно одним из указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему
    “Нравственные искания героев Л. Н. Толстого”. Иногда, напротив, целесообразно завершить
    сочинение теоретическим “аккордом”, ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному
    понятию.
    Что касается написания основной части сочинения, то здесь, конечно, слишком многое
    определяется конкретикой темы и такие детальные рекомендации, как данные выше,
    попросту невозможны. Однако нужно помнить о некоторых принципах или приёмах,
    которые могут оказать вам немалую помощь.
    Прежде всего, пункт плана, посвящённый основной части сочинения, не должен
    совпадать с темой. Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть
    должна включать как минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из
    которых с разных сторон поможет раскрыть тему глубоко и всесторонне.
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    Основная часть: главное ее содержание – это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те
    вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей
    работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему
    эта часть самая большая.
    Заключение: задача этой части – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений
    во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во
    вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или
    термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова “проблема”,
    “композиция”, “образ”, “пейзаж” и т.д., повторите их в заключительных выводах.
    Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга.
    Вы меняете лишь форму – от вопросительной к утвердительной.
    1. Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно
    проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем
    материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от
    вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего
    анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
    2. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой
    характеристики содержания произведения.
    Самостоятельная работа учащихся по созданию чернового варианта сочинения.
    Д/З: завершить и откорректировать черновой вариант сочинения.
    1. Женские образы в драме А.Н.Островского «Гроза»
    2. «Жестокие нравы» города Калинова.
    3. Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза».
    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ
    Вейделевского района Белгородской области» Донцова Ольга Валерьевна
    Использованные источники
    1. Литература 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый
    и профильный уровни). В трёх частях. Авторы: Ионин Г.Н., Беленький Г.И. и
    др. – М.: Мнемозина, 2010
    2. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород:
    «ДЕКОМ», 1995

  11. Как известно, каждое сочинение должно обязательно содержать три основные части: вступление, основную часть и заключение. Работу над сочинением лучше начать в черновике.
    Во вступлении можно рассказать об истории создания произведения, о том, какую роль оно сыграло в жизни и творчестве писателя. Также можно обратиться к творчеству других авторов, писавших на подобную тему.
    Сочинение, посвященное литературному произведению, не должно превратиться в банальный пересказ. В нем должны содержаться мысли пишущего по поводу прочитанной книги. Если своих мыслей так и не приходит, можно прочитать вступительную статью к произведению, однако не следует переписывать ее дословно. Лучше пересказать ее своими словами, выбрав отдельные, показавшиеся наиболее точными моменты.
    Также следует внимательно вчитаться в тему сочинения и попытаться ответить на поставленный в ней вопрос. Если речь идет об определенной проблеме, поднятой в произведении (например: «Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), нужно попытаться сформулировать, в чем автор видел данную проблему, как охарактеризовал ее в произведении, какие художественные средства использовал.
    Если это образ того или иного персонажа (например: «Татьяна – любимая героиня Пушкина»), необходимо вспомнить, как автор описывает его внешний облик, характер и поступки. Затем попытаться сделать выводы о личности персонажа, исходя из его поступков.

    Использование цитат и критических статей

    Для того чтобы мысли, изложенные в сочинении, выглядели убедительно, их необходимо проиллюстрировать цитатами. Для удобства в использовании цитат, их лучше подобрать и выписать из произведения заранее. Разумеется, цитаты должны быть заключены в кавычки.
    Не следует бояться использовать критическую литературу. Однако при этом обязательной является ссылка на автора критической статьи.
    После того как основная часть сочинения написана, необходимо подвести итоги. Кратко, в двух-трех предложениях необходимо сформулировать выводы из основной части. Здесь может присутствовать и оценка самого произведения или его центральных персонажей, и обоснование актуальности темы произведения, и перекличка с современностью. Строго говоря, это и будет заключение.
    А теперь следует еще раз перечитать написанное, проверив его на наличие как орфографических и пунктуационных, так и речевых и стилистических ошибок. Когда все проверено и исправлено, можно переписывать работу на чистовик. Сочинение готово!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *