История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.
Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны. Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:
Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.
Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.
Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.
Основная сюжетная линия
Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.
Ключевые персонажи
А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются: Ярославна, княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана. Князь Киевский Святослав, отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.
В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.
Премьера 30 июня 2017 года, Мариинский театр
Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра. Спектакль в постановке хореографа Олега Виноградова и режиссера Юрия Любимова стал одним из самых громких балетных событий 1970-х, новаторским шедевром, признанным не только советской публикой и критикой, но и гостями престижного Авиньонского фестиваля. В корне отличный от знакомого по опере «Князь Игорь» взгляд на описанные в «Слове о полку Игореве» события, зрелищные режиссерские находки и пронзительная музыка Тищенко гипнотизировали зрителей на протяжении четырнадцати лет жизни того спектакля. Автор нового сценического решения сочинения Тищенко – хореограф Владимир Варнава. «Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю, – говорит постановщик. – Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот – такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину – смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика – этот замысел проявить».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение. II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен. III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг… оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины… И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?
Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 12+
фото: Виктория Назарова
Третье действие действительно стало спасением.
«Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше». Смекалов был бесподобен. «Вдруг оазис! Как дорогих гостей встречают дружину… вот оно: еда, питьё, женщины… И главный подарок — князю!» Ужин походил на вечеринку золотой молодёжи, но вполне имел место быть. Медиаряд хочется отметить отдельно: восторги и только. Сцена князя с подарком (Юлия Кобзарь) привнесла динамику, показала танец как таковой, и навела на мысль: то ли не хватило времени на постановку балета, то ли Владимир боялся раскрыть свои мысли и замыслы в полной мере с самого начала.
Танец Смекалова под барабаны — это эстетическое счастье, накал и кульминация торжества неоспоримого таланта хореографа Варнавы.
«Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти. Игорь в темнице. Див торжествует. Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна».
Злата Ялинич — очень характерная танцовщица. Будто создана для современной хореографии: технически одарённая, гибкая, плавно-натянута, её пластика завораживала на протяжении всего балета.
Она и закатное солнце — словно символы трагедии народа. Тищенко создал трагедию, Варнава привнёс свои идеи.
«Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём? О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?»
Финал был без лишних эмоций: открытый и интимный, с необычным послевкусием. По меткому замечанию исследователя Б. А. Кац «музыка Тищенко, выявив в эпосе трагедию, обнажив в интонациях сказа публицистический пафос, подобно мощному телеобъективу, приблизила „Слово“ вплотную к современному слушателю».
Владимир Варнава в своей манере разрушил связь лет и «временная дистанция исчезла: древние слова зазвучали с первозданной остротой, точностью и болью». Он хулиган и выдумщик, но пока скорее больше чувствующий малые формы. Это смело, новаторски, любопытно, где-то неоправданно откровенно, однако с любовью и душой. Фантазии и пластика слились в балетной форме, и оставили огромное поле для развития и новых экспериментов.
«Слово о полку Игореве» справедливо причисляется к величайшим памятникам древнерусской литературы. Со времен его открытия оно становится предметом исследования лингвистов и историков, вдохновляет поэтов, художников, композиторов. В XIX столетии ему дал музыкальное воплощение Александр Порфирьевич Бородин, а в ХХ веке к нему обратился ленинградский композитор Борис Иванович Тищенко.
Идея создания балета «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве» принадлежала ленинградскому балетмейстеру Олегу Михайловичу Виноградову. Он желал создать балет, в котором воплощался бы русский дух, и остановил выбор на этом литературном памятнике, а для создания музыки пригласил Тищенко – ученика Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Обращение к сюжету, который уже имеет музыкальное воплощение, пользующееся популярностью, всегда связано с риском, и не важно, что речь шла о балете, а не об опере – ассоциации в любом случае неизбежны. Но «Ярославна» с самого начала задумывалась не как повторение «оперного опыта» Бородина в балете, а как нечто принципиально новое. В определенной степени она была противоположна произведению Бородина, и это выражалось даже в названии.
I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение. II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен. III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг… оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины… И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?
Стиль оформления и хореографии – в прямом противоречии с музыкой балета Пусть лучше ставит Эйфман, чем эпигон Эйфмана
1 июля, второй спектакль премьеры (первый – 30 июня)
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль “Звезды белых ночей”
Владимиру Варнаве доверили поставить большой балет. Балет Бориса Тищенко “Ярославна”, балет с историей. В семидесятые в Малом оперном театре, рассказывают, он потрясал культурный Ленинград грандиозным симфонизмом в сочетании с непривычными для балета хорами, талантливой хореографией Олега Виноградова, режиссурой Юрия Любимова, но главное – идеологическим поворотом сюжета. Изучавшееся в школе “Слово о полку Игореве” было “нашим всем” из области древней литературы, свидетельством культурного величия Древней Руси и одновременно демонстрацией древнерусского патриотизма. Усомниться в героичности князя Игоря, как это сделал Тищенко, было в среде композиторов и театральных работников равносильно научному скепсису А.А.Зимина, последовательно доказывавшего неподлинность “Слова”. Вот такой полудиссидентский балет пошел в 1974 году в советском Ленинграде. Антивоенный и антимилитаристский (что тогда вполне укладывалось в рамки официальной пропаганды – это, надо думать, и спасло его от запрета), но и призывающий думать, чувствовать, понимать свою культуру и историю.
Можно представить, какого эффекта можно было бы добиться сегодня этой премьерой, если бы ее не поручили Владимиру Варнаве и его команде, из которой особо выделяется Галя Солодовникова, автор декораций и костюмов. Из грандиозного переосмысления древней истории, задуманной Борисом Тищенко – композитором невероятно серьезным, увлеченным Бетховеном и Шостаковичем, Солодовникова сделала банальное и типовое фэнтези. На стенах древнего Путивля стоят люди в костюмах и прическах древнего Китая. Войско Игоря напоминает солдат из “Звездных войн”. Сам Игорь одет в костюм супергероя, слегка стилизованный под древность. Половцы – это такие полулюди-полузвери, которые устраивают звериные оргии и почти что сатанинские обряды.
Возможно, в сознании не слишком образованного молодого и успешного дизайнера (российское образование в наши годы все меньше задумывается об обшей культуре человека, экономя на каждом часе общего образования, ограничиваясь исключительно “специальностью”), не способного понять ни “Слово”, ни вообще азы русской культуры (очень характерная вещь: из церковно-славянских букв Галя Солодовникова сделала какие-то бессмысленные иероглифы), – это единственный знакомый художественный язык: язык голливудского фильма. Но стиль начинает диктовать значения, и вся идея балета – благодаря бессмыслице художественных решений – превращается в свою противоположность. Конечно же, плохих парней, сатанистов и извращенцев, нужно замочить в сортире как можно быстрее. Дружина Игоря и сам князь – олицетворение светлых сил. Только какие-то они гламурные, расслабленные и туповатые – ведутся на разводку хана Кончака (тоже, кстати, гламурного – руководит зверолюдьми очень умный и цивилизованный злодей, эксплуатирующий их дремучесть). В этом контексте совершенно не ясно, почему княгиня в конце настоятельно рекомендует опустить руки, поднятые в воинском приветствии (оно почти нацистское, только вместо правой руки вперед вытягивается левая). Почему нужно закончить эту священную войну?
Художественное оформление убило балет “Ярославна” уже в момент первого поднятия занавеса. Потому что Тищенко – композитор-интеллектуал. В процессе создания балета он многократно консультировался с сотрудником Пушкинского дома О.В.Твороговым, выдающимся ученым, тонким и глубоким филологом, крупнейшим специалистом по “Слову” (это, кстати, отражено в программке). Он стремился положить оригинальный текст “Слова” на хоровую и оркестровую музыку так, чтобы не потерять те значения, которые могут быть прочитаны в древнем памятнике. И это только один пример настоящей культуры композитора. Оформление Солодовниковой создает культурный диссонанс музыке Тищенко. Кажется, что глубокая и интеллектуальная музыка должна звучать отдельно, а видеоряд идти отдельно. Музыкальный текст балета чрезвычайно сложен, но Владимир Варнава, как и Солодовникова, его не слышит – он (в большом интервью, напечатанном в программке) предлагает нам полюбоваться сложными значками партитуры (страничка партитуры прилагается в виде фото).
Я не случайно начал с Солодовниковой, а не с Варнавы. Владимир Варнава – не просто вторичный хореограф, он хореограф-симулякр. В этом отношении кажется символическим его пятилетняя работа в Карельском балете у Кирилла Симонова. Симонов, кто не помнит, начал свою карьеру хореографа с того, что вписал отдельные танцевальные движения в мощные декорации шемякинского “Щелкунчика”. Здесь мы видим то же самое: оформление балета намного мощнее самого балета, оно диктует определенные танцевальные (заведомо не пишу: хореографические) решения. Художественное мышление Варнавы близко мышлению Солодовниковой. В нем нет цельности, оно представляет собой надерганные из разных систем элементы. Преобладает среди систем-доноров балет Эйфмана (с самого начала – массовка поворачивает огромный меч, превращая его в крест – и до самого конца: Ярославна внутри колеса-солнца, Ярославна ходит между воинов и опускает им руки). К нему добавлено немножко Баланчина (вся сцена банкета-тризны с тремя эротичными наложницами списана с “Блудного сына”), немножко Григоровича (вариация Игоря во главе войска – местами точная копия начальной вариации Красса из “Спартака”) и совсем немножко Фокина (без этого никак нельзя в половецком стане). Это не цитация, это именно симулякр. Если убрать из балета Варнавы все цитаты, не останется совершенно ничего.
Со стилистикой Эйфмана связаны и лучшие моменты балета. Это чисто танцевальная вариация Дива (если бы он только не носил дурацкий костюм от Солодовниковой!), делающего какие-то нечеловеские движения и наподобие змея подлезающего из-за спины к главным героям, – в конце первого акта. И работа Ярославны внутри колеса-солнца в середине третьего акта. Впрочем, если бы я более-менее следил за творчеством Эйфмана, возможно, я бы и тут легко нашел заимствования, не исключаю. С Эйфманом связана и главная проблема балета “Ярославна”. Это его небалетность. Эйфман очень любит “работу с вещами”, вроде большого меча или большого колеса. Размещаешь танцовщиков рядом или внутри, прицепляешь танцовщика к вещи – и взаимодействие танцора с вещью замещает танец. За Ярославну танцует колесо. Если в так называемом балете Эйфмана (на мой взгляд, он ближе пластическому театру, вроде “Дерева”, нежели балету) собственно танца – процентов десять, то в балете Варнавы – еще меньше. Это проект для Винзавода или Эрарты, но не для балетной труппы Мариинки.
Я понимаю, что Валерию Гергиеву очень хочется исполнить музыку Бориса Тищенко – не просто исполнить, а сделать спектакль. Это можно только приветствовать. Но нельзя допускать на сцене великого театра (пусть и Новой сцене) такой, простите, детский сад. Почему бы не сделать так, как Мариинка обычно поступает в последние годы, – не восстановить легендарный балет? Тем более, что хореограф жив и, наверное, хорошо свой балет помнит. На худой конец, пусть лучше ставит Эйфман, чем эпигон Эйфмана. Ощущение самого тупого троллинга (или, как говорят в сетевой среде, хейтинга – от глагола hate) по отношению к музыке Тищенко, “Слову о полку” и русской культуре в целом не отпускает от начала до конца.
Только сейчас мы начинаем понимать, как кипела культурная жизнь застойного Ленинграда. Насколько интеллектуальны и глубоки, по сравнению с сегодняшним застоем, были композиторы, хореографы, режиссеры того времени. Для моего поколения это откровение – ведь мы на заре юности выдели в культуре застойного времени исключительно пошлость (там ее было действительно немало), да еще и пропитанную идеологией. Пожалуй, это и есть главное культурологическое впечатление, вынесенное мною с балета “Ярославна”.
История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.
Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.
Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:
Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.
Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.
Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.
Основная сюжетная линия
Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.
Ключевые персонажи
А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:
Ярославна, княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана.
Князь Киевский Святослав, отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.
В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.
Премьера 30 июня 2017 года, Мариинский театр
Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра. Спектакль в постановке хореографа Олега Виноградова и режиссера Юрия Любимова стал одним из самых громких балетных событий 1970-х, новаторским шедевром, признанным не только советской публикой и критикой, но и гостями престижного Авиньонского фестиваля. В корне отличный от знакомого по опере «Князь Игорь» взгляд на описанные в «Слове о полку Игореве» события, зрелищные режиссерские находки и пронзительная музыка Тищенко гипнотизировали зрителей на протяжении четырнадцати лет жизни того спектакля. Автор нового сценического решения сочинения Тищенко – хореограф Владимир Варнава. «Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю, – говорит постановщик. – Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот – такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину – смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика – этот замысел проявить».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.
II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.
III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг… оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины… И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?
Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 12+
фото: Виктория Назарова
Третье действие действительно стало спасением.
«Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше». Смекалов был бесподобен. «Вдруг оазис! Как дорогих гостей встречают дружину… вот оно: еда, питьё, женщины… И главный подарок — князю!» Ужин походил на вечеринку золотой молодёжи, но вполне имел место быть. Медиаряд хочется отметить отдельно: восторги и только. Сцена князя с подарком (Юлия Кобзарь) привнесла динамику, показала танец как таковой, и навела на мысль: то ли не хватило времени на постановку балета, то ли Владимир боялся раскрыть свои мысли и замыслы в полной мере с самого начала.
Танец Смекалова под барабаны — это эстетическое счастье, накал и кульминация торжества неоспоримого таланта хореографа Варнавы.
«Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти. Игорь в темнице. Див торжествует. Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна».
Злата Ялинич — очень характерная танцовщица. Будто создана для современной хореографии: технически одарённая, гибкая, плавно-натянута, её пластика завораживала на протяжении всего балета.
Она и закатное солнце — словно символы трагедии народа. Тищенко создал трагедию, Варнава привнёс свои идеи.
«Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём? О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?»
Финал был без лишних эмоций: открытый и интимный, с необычным послевкусием. По меткому замечанию исследователя Б. А. Кац «музыка Тищенко, выявив в эпосе трагедию, обнажив в интонациях сказа публицистический пафос, подобно мощному телеобъективу, приблизила „Слово“ вплотную к современному слушателю».
Владимир Варнава в своей манере разрушил связь лет и «временная дистанция исчезла: древние слова зазвучали с первозданной остротой, точностью и болью». Он хулиган и выдумщик, но пока скорее больше чувствующий малые формы. Это смело, новаторски, любопытно, где-то неоправданно откровенно, однако с любовью и душой. Фантазии и пластика слились в балетной форме, и оставили огромное поле для развития и новых экспериментов.
«Слово о полку Игореве» справедливо причисляется к величайшим памятникам древнерусской литературы. Со времен его открытия оно становится предметом исследования лингвистов и историков, вдохновляет поэтов, художников, композиторов. В XIX столетии ему дал музыкальное воплощение Александр Порфирьевич Бородин, а в ХХ веке к нему обратился ленинградский композитор Борис Иванович Тищенко.
Идея создания балета «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве» принадлежала ленинградскому балетмейстеру Олегу Михайловичу Виноградову. Он желал создать балет, в котором воплощался бы русский дух, и остановил выбор на этом литературном памятнике, а для создания музыки пригласил Тищенко – ученика Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Обращение к сюжету, который уже имеет музыкальное воплощение, пользующееся популярностью, всегда связано с риском, и не важно, что речь шла о балете, а не об опере – ассоциации в любом случае неизбежны. Но «Ярославна» с самого начала задумывалась не как повторение «оперного опыта» Бородина в балете, а как нечто принципиально новое. В определенной степени она была противоположна произведению Бородина, и это выражалось даже в названии.
I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.
II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.
III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг… оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины… И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?
Стиль оформления и хореографии – в прямом противоречии с музыкой балета
Пусть лучше ставит Эйфман, чем эпигон Эйфмана
1 июля, второй спектакль премьеры (первый – 30 июня)
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль “Звезды белых ночей”
Владимиру Варнаве доверили поставить большой балет. Балет Бориса Тищенко “Ярославна”, балет с историей. В семидесятые в Малом оперном театре, рассказывают, он потрясал культурный Ленинград грандиозным симфонизмом в сочетании с непривычными для балета хорами, талантливой хореографией Олега Виноградова, режиссурой Юрия Любимова, но главное – идеологическим поворотом сюжета. Изучавшееся в школе “Слово о полку Игореве” было “нашим всем” из области древней литературы, свидетельством культурного величия Древней Руси и одновременно демонстрацией древнерусского патриотизма. Усомниться в героичности князя Игоря, как это сделал Тищенко, было в среде композиторов и театральных работников равносильно научному скепсису А.А.Зимина, последовательно доказывавшего неподлинность “Слова”. Вот такой полудиссидентский балет пошел в 1974 году в советском Ленинграде. Антивоенный и антимилитаристский (что тогда вполне укладывалось в рамки официальной пропаганды – это, надо думать, и спасло его от запрета), но и призывающий думать, чувствовать, понимать свою культуру и историю.
Можно представить, какого эффекта можно было бы добиться сегодня этой премьерой, если бы ее не поручили Владимиру Варнаве и его команде, из которой особо выделяется Галя Солодовникова, автор декораций и костюмов. Из грандиозного переосмысления древней истории, задуманной Борисом Тищенко – композитором невероятно серьезным, увлеченным Бетховеном и Шостаковичем, Солодовникова сделала банальное и типовое фэнтези. На стенах древнего Путивля стоят люди в костюмах и прическах древнего Китая. Войско Игоря напоминает солдат из “Звездных войн”. Сам Игорь одет в костюм супергероя, слегка стилизованный под древность. Половцы – это такие полулюди-полузвери, которые устраивают звериные оргии и почти что сатанинские обряды.
Возможно, в сознании не слишком образованного молодого и успешного дизайнера (российское образование в наши годы все меньше задумывается об обшей культуре человека, экономя на каждом часе общего образования, ограничиваясь исключительно “специальностью”), не способного понять ни “Слово”, ни вообще азы русской культуры (очень характерная вещь: из церковно-славянских букв Галя Солодовникова сделала какие-то бессмысленные иероглифы), – это единственный знакомый художественный язык: язык голливудского фильма. Но стиль начинает диктовать значения, и вся идея балета – благодаря бессмыслице художественных решений – превращается в свою противоположность. Конечно же, плохих парней, сатанистов и извращенцев, нужно замочить в сортире как можно быстрее. Дружина Игоря и сам князь – олицетворение светлых сил. Только какие-то они гламурные, расслабленные и туповатые – ведутся на разводку хана Кончака (тоже, кстати, гламурного – руководит зверолюдьми очень умный и цивилизованный злодей, эксплуатирующий их дремучесть). В этом контексте совершенно не ясно, почему княгиня в конце настоятельно рекомендует опустить руки, поднятые в воинском приветствии (оно почти нацистское, только вместо правой руки вперед вытягивается левая). Почему нужно закончить эту священную войну?
Художественное оформление убило балет “Ярославна” уже в момент первого поднятия занавеса. Потому что Тищенко – композитор-интеллектуал. В процессе создания балета он многократно консультировался с сотрудником Пушкинского дома О.В.Твороговым, выдающимся ученым, тонким и глубоким филологом, крупнейшим специалистом по “Слову” (это, кстати, отражено в программке). Он стремился положить оригинальный текст “Слова” на хоровую и оркестровую музыку так, чтобы не потерять те значения, которые могут быть прочитаны в древнем памятнике. И это только один пример настоящей культуры композитора. Оформление Солодовниковой создает культурный диссонанс музыке Тищенко. Кажется, что глубокая и интеллектуальная музыка должна звучать отдельно, а видеоряд идти отдельно. Музыкальный текст балета чрезвычайно сложен, но Владимир Варнава, как и Солодовникова, его не слышит – он (в большом интервью, напечатанном в программке) предлагает нам полюбоваться сложными значками партитуры (страничка партитуры прилагается в виде фото).
Я не случайно начал с Солодовниковой, а не с Варнавы. Владимир Варнава – не просто вторичный хореограф, он хореограф-симулякр. В этом отношении кажется символическим его пятилетняя работа в Карельском балете у Кирилла Симонова. Симонов, кто не помнит, начал свою карьеру хореографа с того, что вписал отдельные танцевальные движения в мощные декорации шемякинского “Щелкунчика”. Здесь мы видим то же самое: оформление балета намного мощнее самого балета, оно диктует определенные танцевальные (заведомо не пишу: хореографические) решения. Художественное мышление Варнавы близко мышлению Солодовниковой. В нем нет цельности, оно представляет собой надерганные из разных систем элементы. Преобладает среди систем-доноров балет Эйфмана (с самого начала – массовка поворачивает огромный меч, превращая его в крест – и до самого конца: Ярославна внутри колеса-солнца, Ярославна ходит между воинов и опускает им руки). К нему добавлено немножко Баланчина (вся сцена банкета-тризны с тремя эротичными наложницами списана с “Блудного сына”), немножко Григоровича (вариация Игоря во главе войска – местами точная копия начальной вариации Красса из “Спартака”) и совсем немножко Фокина (без этого никак нельзя в половецком стане). Это не цитация, это именно симулякр. Если убрать из балета Варнавы все цитаты, не останется совершенно ничего.
Со стилистикой Эйфмана связаны и лучшие моменты балета. Это чисто танцевальная вариация Дива (если бы он только не носил дурацкий костюм от Солодовниковой!), делающего какие-то нечеловеские движения и наподобие змея подлезающего из-за спины к главным героям, – в конце первого акта. И работа Ярославны внутри колеса-солнца в середине третьего акта. Впрочем, если бы я более-менее следил за творчеством Эйфмана, возможно, я бы и тут легко нашел заимствования, не исключаю. С Эйфманом связана и главная проблема балета “Ярославна”. Это его небалетность. Эйфман очень любит “работу с вещами”, вроде большого меча или большого колеса. Размещаешь танцовщиков рядом или внутри, прицепляешь танцовщика к вещи – и взаимодействие танцора с вещью замещает танец. За Ярославну танцует колесо. Если в так называемом балете Эйфмана (на мой взгляд, он ближе пластическому театру, вроде “Дерева”, нежели балету) собственно танца – процентов десять, то в балете Варнавы – еще меньше. Это проект для Винзавода или Эрарты, но не для балетной труппы Мариинки.
Я понимаю, что Валерию Гергиеву очень хочется исполнить музыку Бориса Тищенко – не просто исполнить, а сделать спектакль. Это можно только приветствовать. Но нельзя допускать на сцене великого театра (пусть и Новой сцене) такой, простите, детский сад. Почему бы не сделать так, как Мариинка обычно поступает в последние годы, – не восстановить легендарный балет? Тем более, что хореограф жив и, наверное, хорошо свой балет помнит. На худой конец, пусть лучше ставит Эйфман, чем эпигон Эйфмана. Ощущение самого тупого троллинга (или, как говорят в сетевой среде, хейтинга – от глагола hate) по отношению к музыке Тищенко, “Слову о полку” и русской культуре в целом не отпускает от начала до конца.
Только сейчас мы начинаем понимать, как кипела культурная жизнь застойного Ленинграда. Насколько интеллектуальны и глубоки, по сравнению с сегодняшним застоем, были композиторы, хореографы, режиссеры того времени. Для моего поколения это откровение – ведь мы на заре юности выдели в культуре застойного времени исключительно пошлость (там ее было действительно немало), да еще и пропитанную идеологией. Пожалуй, это и есть главное культурологическое впечатление, вынесенное мною с балета “Ярославна”.